Общественные науки и современность. 1996, № 6. - С.133 - 140.
4. http://bbcont.ru/business/sovremennaya-zhenszina-karera-ili-semya.html
5. Женский сайт www.inmoment.ru
Яфаева Р. М. магистр
ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»
Россия, г. Уфа ОСОБЕННОСТИ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются особенности невербальных средств общения. Невербальная коммуникация представляется несколькими системами. Знание языка невербального общения необходимо в современном динамичном мире, чтобы эффективно строить наши деловые отношения с партнёрами и не забывать о радостях общения с близкими людьми.
Ключевые слова: невербальное общение, язык, коммуникация, система.
О роли общения в жизни людей восторженно заметил Антуан де Сент -Экзюпери: «Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения». Однако для современного человека вообще, и руководителя, специалиста, в частности, общение не столько роскошь, сколько постоянная жизненно и профессионально необходимая потребность.
Альберт Мейерабиан установил, что передача информации происходит за счёт вербальных средств на 7 %, за счёт интонации на 38 %, и за счёт мимики и жестов - на 55%. Профессор Бердсвилл, проведя аналогичные исследования, также выявил, что в среднем человек говорит словами только в течение 10 -11 минут в день, и каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунд. Таким образом, словесное общение в беседе занимает менее 35 %, а более 65 % информации передаётся с помощью невербальных средств общения. Следовательно, значительная часть «коммуникативного айсберга» лежит под водой, в области невербального общения [1, с.72].
Поэтому для создания целостного представления о процессе общения важно учитывать невербальные способы взаимодействия партнеров, поскольку две трети информации о собеседнике мы получаем, наблюдая за его поведением. Это обусловлено тем, что невербальное общение включает более семисот тысяч мимических и жестовых движений рук и тела, что многократно превышает количество слов в нашем родном языке. Более того, «богатейший алфавит» неречевых «слов» говорит об истинном состоянии человека, т.к. имеет рефлекторную природу [2, с.96].
Невербальная коммуникация обычно представляется следующими системами: визуальная, акустическая, тактильная, ольфакторная.
Визуальная система общения включает в себя: жесты, мимику, позы, кожные реакции, пространственно-временную организацию общения,
контакт глазами, вспомогательные средства общения, в т.ч.: подчеркивание или сокрытие особенностей телосложения, использование средств преобразования природного телосложения и пр.
Акустическая система подразделяется на следующие аспекты: паралингвистическая система (система вокализации, т. е. темп голоса, его диапазон, тональность); экстралингвистическая система (включение в речь пауз, а также других средств, как-то: покашливание, смех, плач, темп речи).
Тактильная система - прикосновения, пожатие рук, объятия, поцелуи.
Ольфакторная система - приятные и неприятные запахи окружающей среды, естественные и искусственные запахи человека [3, с.89].
Особенностью невербального языка является то, что его появление обусловлено импульсами человеческого подсознания, и человек, не владеющий методикой контроля своих невербальных средств выражения, не может подделать эти импульсы, что позволяет доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения. Считается, что подделывать или копировать жесты и другие невербальные знаки практически невозможно, поскольку в течение длительного времени нельзя контролировать всю их совокупность и одновременно еще и произносимые слова.
На невербальные средства общения накладывает сильный отпечаток каждая конкретная культура, поэтому для всего человечества общих норм нет. Невербальный язык другой страны приходится учить так же, как и словесный. Невербальные знаки могут соответствовать или не соответствовать словам человека, которые они сопровождают. Если соответствие имеется, они усиливают вербальную информацию, а если отсутствуют, ориентироваться нужно на невербальные знаки, поскольку их информативность примерно в пять раз выше, чем слов. Выносить суждение следует лишь тогда, когда несколько сигналов тела указывают на одно и то же. Их должно быть не просто несколько, а целый ряд, относящихся к разным формам проявления [4, с.178].
Знание языка невербального общения необходимо в современном динамичном мире, чтобы эффективно строить наши деловые отношения с партнёрами и не забывать о радостях общения с близкими людьми.
Таким образом, все системы невербальной коммуникации существенно дополняют речевое воздействие, как усиливая его, так и ослабляя. Кроме того, именно невербальные средства общения представляют более точную информацию о душевном состоянии, настроении собеседника, отношении к партнеру и к обсуждаемой проблеме, чем его слова, помогают выявить такой существенный параметр делового общения, как намерения его участников.
Использованные источники: 1. Игебаева Ф.А. Язык жестов в деловом общении. /Актуальные вопросы профессиональной коммуникации в государственном и муниципальном управлении. Сборник научных статей научно-практической конференции. -
Уфа: БАГСУ, 2010. - С.72 - 76.
2. Игебаева Ф.А. Деловые коммуникации в формировании коммуникативной компетентности современного специалиста агроуниверситета. // Репликация культуры общества в контексте профессионального образования. Книга 2. Коллективная монография. - Георгиевск: Георгиевский технический институт, 2013. - С. 78 -113.
3. Кибанов, А. Я. Этика деловых отношений [Текст]: учебник / А. Я. Кибанов, Д. К. Захаров, В. Г. Коновалова. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 368 с.
4. Кузнецов, И. Н. Деловое общение. Деловой этикет [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / И. Н. Кузнецов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. -431 с.