Научная статья на тему 'ТАКЕСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ'

ТАКЕСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
109
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАЦИЯ / ТАКТИЛЬНЫЙ КОНТАКТ / ТАКЕСИКА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Муратова А.Р.

Статья посвящена особенностям такесических средств общения, как одних из основных составляющих «невербалики». Тактильный контакт, т.е. прикосновения, для большинства людей являются наиболее эффективным источником информации общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТАКЕСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ»

несложно, но такая ситуация не может продолжаться бесконечно. Крупные перемены происходящие в мире, должны послужить предпосылкой для изменения отношения российских управленцев всех уровней, к более высокому уровню понимания важности стратегического менеджмента, как для компаний, так и для страны в целом.

Использованные источники:

1. Копылов, Е. А. Оперативное планирование и управление производством как фактор эффективного формирования и использования оборотных средств// Организатор производства. - № 4 - М.: Экономика и финансы, 2014. - С. 27 - 28.

2. Лапыгин, Ю. Н. Стратегический менеджмент : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки 080200.62 «Менеджмент», 081100 «Государственное и муниципальное управление», 080400.62 «Управление персоналом» (квалификация (степень) - «бакалавр») / Ю. Н. Лапыгин.- 2-е изд. - Москва : ИНФРА-М, 2014. - 208 с

3. Рябиков, Р. И. Аутсорсинг как необходимая составляющая стратегии современного предприятия / Рябиков Р.И., // Управление предприятием в современных экономических условиях: региональный аспект. Монография [Т.И.Баранова, В.В.Боброва, Е.А.Васянина, В.Воюцкая и др.]; отв.ред. Е.В.Годовова.-0ренбург,2014. - С.168-184.

4. Рябиков, Р. И. Проблемы использования новых форм сотрудничества в производственной сфере [Электронный ресурс] / Рябиков Р. И., Рябикова Н. Е., Харитонова Н. Г. // Вестник Оренбургского государственного университета, 2012. - № 8 (144). - С. 63-69.

5. Рябиков, Р. И. Мотивация нововведений - ключ к гарантированному успеху [Электронный ресурс] / Рябиков Р. И., // Социально-экономические и политические процессы в современной России: анализ, прогноз: сб.ст. (Ред. Кол.О.М Масюто [и др]; отв.ред. Е.В. Годовова; филиал Уральскй академии гос. службы в г. Оренбурге), Оренбургский филиал Института экономики Уральского отделения Российской академии наук. - Оренбург : ООО Агенство «ПРЕССА». 2011.- С. 152-155

Муратова А.Р. магистр

ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»

Россия, г. Уфа

ТАКЕСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ Аннотация: Статья посвящена особенностям такесических средств общения, как одних из основных составляющих «невербалики». Тактильный контакт, т.е. прикосновения, для большинства людей являются наиболее эффективным источником информации общения.

Ключевые слова: невербальное общение, коммуникация, тактильный контакт, такесика.

В межличностном общении, принято выделять вербальные (посредством речи), и невербальные средства общения. По мнению Альберта Мейерабиана, передача информации происходит за счёт вербальных средств на 7 %, за счёт интонации на 38 %, и за счёт мимики и жестов - на 55%. Профессор Бердсвилл, проведя аналогичные исследования, также выявил, что в среднем человек говорит словами только в течение 10 -11 минут в день, и каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунд. Таким образом, словесное общение в беседе занимает менее 35 %, а более 65 % информации передаётся с помощью невербальных средств общения. Следовательно, значительная часть «коммуникативного айсберга» лежит под водой, в области невербального общения [1; 6]. Невербальных средств коммуникации очень много. В данной статье будет рассмотрена одна из важнейших составляющих «невербалики» - тактильные средства общения.

Такесика — это учение о контактах общающихся людей, осуществляемое с помощью прикосновений [2; 9].

В течение всей своей жизни представители различных культур при общении используют разнообразные виды прикосновений к своим собеседникам. Такая форма общения, так называемый тактильный контакт или, проще говоря, прикосновения, играет немаловажную роль, и по сей день, Для большинства людей именно тактильные контакт являются наиболее всего эффективным источником информации, и общение без тактильного контакта для них невозможно.

Под тактильным общением ученые подразумевают прикосновение одного человека к другому. По сути, это самый первый способ общения, доступный людям, ведь когда человек только рождается, он еще не способен воспринимать ту или иную информацию адекватно, в отличие от тактильных ощущений. Некоторые считают, что именно этот вид общения определяет чувство осязания, в котором происходит взаимодействия людей в обществе [3; 10].

Ученые, изучающие тактильные общение людей, считают, что в зависимости от цели и характера прикосновения можно разделить на несколько видов. В первую же очередь, это так называемые «профессиональные» прикосновения. К ним относятся массажисты, врачи, стилисты и портные, которые просто не могут обойтись без тактильного контакта в своей профессиональной деятельности. Как правило, большинство людей воспринимает подобные контакты спокойно, понимая, что они не содержат в себе никакой дополнительной информации.

Ко второй группе относятся ритуальные касания. Речь идет вполне привычном в рукопожатии или приветственном поцелуе в щеку. Известно, что рукопожатие, появилось как средство демонстрации мирных и дружественных намерений, однако со временем этот приветственное прикосновение стало практически обязательным ритуалом [4; 8].

Наконец, самая обширная сфера, в которой используется тактильный контакт, это область межличностных отношений. Прикосновения здесь являются проявлением не только привязанности, но и симпатии, родства, сексуального влечения. Это могут быть объятия, поцелуи, дружеское похлопывание по плечу или нежные поглаживания. Наличие устойчивого тактильного контакта такого рода является эффективным маркером, свидетельствующим о близких отношениях, например, между парнем и девушкой.

Тактильный контакт также может свидетельствовать о социальном статусе людей. Прикосновения чаще всего позволяют себе те люди, которые занимают более высокое положение в обществе, например, начальник может хлопать подчиненного по плечу.

В психологии тактильные общения выделяется на несколько основных каналов коммуникации. В соответствии с тем, какой канал предпочитает тот или иной человек, он относится к одной из нескольких групп: «аудиалы», «визуалы» и «кинестетики». Считается, что первым для получения наиболее полной информации необходимо слышать, вторым - видеть, а третьим -чувствовать. Под чувствами в данном случае понимаются, в первую очередь, обоняние и осязание. Таким образом, кинестетики в значительной степени зависят от прикосновений, которые нужны им не только для получения информации, но и для ее передачи. Их легко можно узнать по бессознательному стремлению сократить дистанцию общения, машинальным прикосновениям, обиранию с собеседника невидимых пылинок. Только такое общение может стать серьезным стрессом для людей, считающих любой тактильный контакт глубоко интимным процессом. Если вы относитесь к таким людям, старайтесь сразу предупреждать о своей явной нелюбви к прикосновениям, чтобы избежать конфликта [5; 7].

Такесические средства общения в большей мере, чем другие невербальные средства, выполняют в общении функции индикатора статусно-ролевых отношений, символа степени близости общающихся. При неадекватном использовании личностью тактильных средств во взаимодействии с собеседником могут возникнуть непредвиденные, неприятные ситуации, и даже конфликты. Кроме того, необходимо знать, что в разных культурах значительно различается и допустимое количество прикосновений. В каждом обществе складываются представления о том, как, когда, кого и кому можно трогать.

Использованные источники:

1. Игебаева Ф.А. Язык жестов в деловом общении. - NovaInfo.Ru. 2016. Т.1. № 42. - С. 273. - 278.

2. Игебаева Ф.А. Деловое общение: практикум. - Уфа: «Башкирский ГАУ», 2010. - 112 с.

3. Ахьямова, И. А. Невербально общение в Социально-педагогической деятельности с детьми [Текст] / И. А. Ахьямова // Педагогическое образование в России. - 2010. - № 1. - С. 31 - 38.

4. Дутова, Н. В. Гендерное невербальное поведение в контексте межкультурной коммуникации [Текст] / Н. В. Дутова // Забайкальский государственный университет: монография / Н. В. Дутова. - Чита, 2014. -120 с.

5.Папченко, Е. В. Роль невербальной коммуникации в культуре [Текст] / Е. В. Папченко // Гуманитарные и социальные науки. - 2008. - № 5. - С. 2 - 7.

6. Игебаева Ф.А. Деловые коммуникации в формировании коммуникативной компетентности современного специалиста агроуниверситета. // Репликация культуры общества в контексте профессионального образования. Книга 2. Коллективная монография. - Георгиевск: Георгиевский технический институт, 2013. - С.78 -113.

7. Игебаева Ф.А. О некоторых закономерностях воспроизводства населения в сборнике: актуальные вопросы развития социально-экономических систем в современном обществе материалы международной научно-практической конференции: в 2-х частях. 2013. с. 123 - 124.

8. Игебаева Ф.А. Регулирование демографического воспроизводства населения города. В сборнике: Потенциал развития России XXI века сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции. Приволжский дом знаний. Пенза. 2006. - С. 82 - 84.

9. Игебаева Ф.А, Каюмова А.Ф. Межнациональные различия невербальной коммуникации. В сборнике информационная среда и её особенности на современном этапе развития мировой цивилизации. Материалы Международной научно-практической конференции. 2012. - С.81- 83.

10. Игебаева Ф.А., Сафина Р.Р. Влияние перцептивной стороны делового общения на её эффективность. В сборнике: Общество в эпоху перемен: формирование новых социально-экономических отношений. материалы VI международной научно-практической конференции. 2014. - С. 81- 82.

Муртазина Д.К. магистр

ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»

Россия, г. Уфа

БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ И ПРИЕМЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ Аннотация: В статье рассматриваются барьеры общения, приводящие к снижению эффективности коммуникации. Основной акцент делается на психологические и коммуникативные барьеры общения.

Ключевые слова: коммуникация, коммуникативные барьеры, психологические барьеры, эффективность общения.

Барьеры общения - это факторы, которые способствуют потере и искажению смысла информации в процессе взаимодействия. Они приводят к снижению эффективности коммуникации, возникновению напряжения и отрицательных переживаний. Часто они становятся основной причиной конфликтных ситуаций. Все барьеры общения делятся на две группы:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.