Международной научно-практической конференции. - Саратов. Изд-во ЦПМ «Академия бизнеса», 2013. - С.122 - 124.
7. Игебаева Ф.А. «Деловые коммуникации» в формировании профессиональных компетенций современного выпускника агроуниверситета // Аграрный вестник Урала. Всероссийский научный аграрный журнал, 2013, № 11 (117), С.60 - 62.
8. Игебаева Ф.А. Значение нравственного фактора в управлении и бизнесе //Инновационные процессы в управлении предприятиями и организациями. Сборник статей IX международной научно-практической конференции. -Пенза: Приволжский дом знаний, 2010. С. 34 - 36.
9. Игебаева Ф.А. О профессиональной подготовке студентов аграрного университета по новым образовательным программам // Социально-политические науки. Международный межвузовский научный рецензируемый журнал. Москва, Издательский дом «Юр-ВАК», 2014, № 3 -С.53 - 55.
10. Игебаева Ф.А. О некоторых закономерностях воспроизводства населения в сборнике: актуальные вопросы развития социально-экономических систем в современном обществе материалы международной научно-практической конференции: в 2-х частях. 2013. с. 123-124.
11. Игебаева Ф.А. К вопросу о необходимости изучения дисциплины «Межличностное общение и коммуникации» в аграрном университете в сборнике: Образование в XXI веке: путь к новым кризисам? Материалы международной научно-практической конференции. 2014. С. 46-47.
Газизова Г.Х. магистр
ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»
Россия, г. Уфа ИСКУССТВО НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ Аннотация. В статье рассматриваются особенности невербальных средств общения. Знание языка невербального общения необходимо в современном динамичном мире, чтобы эффективно строить наши деловые отношения с партнёрами и не забывать о радостях общения с близкими людьми.
Ключевые слова: невербальное общение, язык, коммуникация, система.
О роли общения в жизни людей восторженно заметил Антуан де Сент-Экзюпери: «Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения». Однако для современного человека вообще, и руководителя, специалиста, в частности, общение не столько роскошь, сколько постоянная жизненно и профессионально необходимая потребность [1; 2].
Альберт Мейерабиан установил, что передача информации происходит за счёт вербальных средств на 7 %, за счёт интонации на 38 %, и за счёт
мимики и жестов - на 55%. Профессор Бердсвилл, проведя аналогичные исследования, также выявил, что в среднем человек говорит словами только в течение 10 -11 минут в день, и каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунд. Таким образом, словесное общение в беседе занимает менее 35 %, а более 65 % информации передаётся с помощью невербальных средств общения. Следовательно, значительная часть «коммуникативного айсберга» лежит под водой, в области невербального общения [3; 4].
Поэтому для создания целостного представления о процессе общения важно учитывать невербальные способы взаимодействия партнеров, поскольку две трети информации о собеседнике мы получаем, наблюдая за его поведением. Это обусловлено тем, что невербальное общение включает более семисот тысяч мимических и жестовых движений рук и тела, что многократно превышает количество слов в нашем родном языке. Более того, «богатейший алфавит» неречевых «слов» говорит об истинном состоянии человека, т.к. имеет рефлекторную природу [5].
Выделяют следующие основные функции невербального общения:
❖ выражение межличностных отношений;
❖ выражение чувств и эмоций;
❖ управление процессами вербального общения (разговором);
❖ обмен ритуалами.
Особенностью невербального языка является то, что его появление обусловлено импульсами человеческого подсознания, и человек, не владеющий методикой контроля своих невербальных средств выражения, не может подделать эти импульсы, что позволяет доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения [6].
Знание невербального языка позволяет лучше понимать собеседника и предвидеть, какую реакцию вызвало услышанное еще до того, как собеседник выскажется, почувствовать необходимость изменений для достижения желаемого результата. Невербальная коммуникация позволяет показать, что вы понимаете посылаемые другими сигналы и ответы на них; проверять собственные предположения о сигналах, подавляемых другими; подавать сигналы обратной связи [7].
Невербальная коммуникация обычно представляется следующими системами: визуальная, акустическая, тактильная, альфакторная [12].
Визуальная система общения включает в себя жесты, мимику, позы, кожные реакции (покраснение, побледнение), пространственно-временную организацию общения, контакт глазами (визуальный контакт).
Акустическая система подразделяется на следующие аспекты:
❖ паралингвистическая система (система вокализации, т. е. темп голоса, его диапазон, тональность);
❖ экстралингвистическая система (включение в речь пауз, а также других средств, как-то: покашливание, смех, плач).
Тактильная система - прикосновения, пожатие рук, объятия, поцелуи.
Альфакторная система - приятные и неприятные запахи окружающей
среды, естественные и искусственные запахи человека.
Наиболее значимы кинесические средства - зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно -регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные средства движения, проявляющиеся в позе, жесте, мимике, походке, взгляде.
Визуальный контакт выражается в изменении ширины зрачков, степени открытости глаз, направления и движения взгляда в процессе общения. Взгляд наиболее адекватно выражает эмоциональное состояние партнера.
Просодика - это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, темп голоса, сила ударения.
Экстралингвистика - это включение в речь пауз, а также различного рода психофизиологических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вздохов и т.д. Просодическими и экстралингвистическими средствами регулируется поток речи, дополняются, замещаются и предвосхищаются речевые высказывания, выражаются эмоциональные состояния.
К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами. Среди них особую силу имеют статус партнеров, возраст, пол, степень их знакомства [8].
Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении.
Выделяют следующие зоны в человеческом контакте:
• интимная зона (до 50 см), в которую допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди. Для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновения. Нарушение границ всегда воспринимается как покушение на его неприкосновенность;
• личная или персональная зона (50 - 120 см) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор;
• социальная зона (120 - 400 см) обычно создается во время встреч в кабинетах и других служебных помещениях с малознакомыми и незнакомыми людьми;
• публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой группой людей - в лекционной аудитории, на митинге [10].
Таким образом, знание «невербалики» помогает деловому человеку овладеть искусством проницательности и коммуникабельности, свободно и ясно понимать неречевые проявления эмоций партнеров по общению. Научившись «читать» эмоции собеседника, контролируя свои жесты и позы, можно максимально эффективно проводить любые переговоры [9; 11].
Использованные источники:
1. Игебаева Ф.А. Культура делового общения и особенности ее проявления в деятельности менеджера // Проблемы и перспективы социально-экономического развития современной России. Сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции. - Саратов: Изд-во «КУБиК», 2010. С. 92 - 95.
2. Игебаева Ф.А. Деловое общение как искусство и наука // Актуальные проблемы коммуникации: теория и практика: материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Т.1. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2011. С.126 -129.
3. Игебаева Ф.А. Язык жестов в деловом общении. - NovaInfo.Ru. 2016. Т.1. № 42. - С. 273. - 278.
4. Игебаева Ф.А, Каюмова А.Ф. Межнациональные различия невербальной коммуникации. В сборнике информационная среда и её особенности на современном этапе развития мировой цивилизации. Материалы Международной научно-практической конференции. 2012. - С.81- 83.
5. Игебаева Ф.А. Деловые коммуникации в формировании коммуникативной компетентности современного специалиста агроуниверситета. // Репликация культуры общества в контексте профессионального образования. Книга 2. Коллективная монография. - Георгиевск: Георгиевский технический институт, 2013. - С. 78 -113.
6. Игебаева Ф.А., Сафина Р.Р. Влияние перцептивной стороны делового общения на её эффективность. В сборнике: Общество в эпоху перемен: формирование новых социально-экономических отношений. Материалы VI международной научно-практической конференции. 2014. С.81 - 82.
7. Кибанов, А. Я. Этика деловых отношений [Текст]: учебник для студентов вузов: рек. М-вом образования и науки РФ / А. Я. Кибанов, Д. К. Захаров, В. Г. Коновалова; М-во образования и науки РФ, Гос. ун-т управления. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 423 с.
8. Кузнецов, И. Н. Деловой этикет [Текст]: учебное пособие / И. Н. Кузнецов. - М. : ИНФРА-М, 2011. - 347 с.
9. Игебаева Ф.А. Деловое общение: практикум. - Уфа: «Башкирский ГАУ», 2010. - 112 с.
10. Лавриненко, В. Н. Психология и этика делового общения [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 415 с. - Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=390299
11. Игебаева Ф.А., Гумерова Л.У. Преодоление стресса как условие стабильности общества. в сборнике: Социально-экономические аспекты развития современного государства. материалы IV Международной научно-практической конференции. 2014. с. 94-95.
12. Игебаева Ф.А О задачах курса «Деловое общение» в системе современного экономического и управленческого образования. В сборнике: Международный, федеральный и региональный рынок
образовательных услуг: состояние и перспективы развития Сборник статей II Международной научно-практической конференции. Приволжский Дом знаний. Пенза.2005. С. 43-45.
Гайнетдинова О.Р.
магистр
ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»
Россия, г. Уфа
НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ
Аннотация: В данной статье рассматриваются одна из основных составляющих невербального общения - кинесика и её компоненты. Важную роль в процессе общения играют мимика, жесты, манеры партнеров, которые необходимо учитывать для лучшего восприятия друг друга.
Ключевые слова: невербальные средства общения, кинесика, мимика, визуальный контакт, жесты, позы, походка.
Невербальное общение - это «язык жестов», включающий такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы.
Поэтому для создания целостного представления о процессе общения важно учитывать невербальные способы взаимодействия партнеров, поскольку две трети информации о собеседнике мы получаем, наблюдая за его поведением. Это обусловлено тем, что невербальное общение включает более семисот тысяч мимических и жестовых движений рук и тела, что многократно превышает количество слов в нашем родном языке. Более того, «богатейший алфавит» неречевых «слов» говорит об истинном состоянии человека, т.к. имеет рефлекторную природу [1].
Альберт Мейерабиан установил, что передача информации происходит за счёт вербальных средств на 7 %, за счёт интонации на 38 %, и за счёт мимики и жестов - на 55%. Профессор Бердсвилл, проведя аналогичные исследования, также выявил, что в среднем человек говорит словами только в течение 10 -11 минут в день, и каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунд. Таким образом, словесное общение в беседе занимает менее 35 %, а более 65 % информации передаётся с помощью невербальных средств общения. Следовательно, значительная часть «коммуникативного айсберга» лежит под водой, в области невербального общения [2; 3].
И хотя мнения специалистов в оценке точных цифр расходятся, можно с уверенностью сказать, что более половины межличностного общения приходится на общение невербальное. Поэтому слушать собеседника означает также понимать язык жестов.
Следует отметить, что невербальное поведение личности полифункционально. Невербальное поведение:
^ создает образ партнера по общению;
^ выражает качество и изменение взаимоотношений партнеров по