Научная статья на тему 'Таджикистан и ТС: вызовы и возможности'

Таджикистан и ТС: вызовы и возможности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
471
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Демиденко Михаил Витальевич

В статье представлены полученные в рамках исследования* ЦИИ ЕАБР выводы об экономическом эффекте, который может оказать на экономику Республики Таджикистан вступление в Таможенный союз и ЕЭП. В статье анализируются такие факторы, как динамика инфляции, темпов роста реального ВВП, капитальных вложений и внутренних сбережений Республики Таджикистан, проблемы и перспективы экономического роста страны, ее экспортного потенциала и трудовых ресурсов. Автором проведен численный анализ последствий присоединения Республики Таджикистан к Таможенному союзу с использованием модели GLOBE. В заключение статьи обозначены рекомендации по пакету мер при вступлении Таджикистана в ТС И ЕЭП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Демиденко Михаил Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Таджикистан и ТС: вызовы и возможности»

ТАДЖИКИСТАН И К: ВЫЗОВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ

Михаил Витальевич Демиденко — к. э.н., руководитель направления Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития. Работал в Национальном банке Республики Беларусь.

Электронная почта: demidenko_mv@eabr.org

Tajikistan and CU: challenges and opportunities

Mikhail Demidenko

The article presents conclusions obtained within a survey by the Centre for Integration Studies of the Eurasian Development Bank on economic effect at the economy of the Republic of Tajikistan from accession to the Customs Union and SES. The article analyses such factors as dynamics of inflation, rates of actual GDP growth, capital investments and internal savings of the Republic of Tajikistan, problems and prospects of economic growth of the country, its export potential and labour resources. The author completed numerical analysis of effects from accession of the Republic of Tajikistan to the Customs Union using the GLOBE model. The conclusion of the article specifies recommendations on a package of measures for accession of Tajikistan to the CU and SES.

Key words: SES, Customs Union, Tajikistan, GDP growth, inflation, labour resources, accession, GLOBE model JEL: F13, F15, O24, O25, J18

В статье представлены полученные в рамках исследования* ЦИИ ЕАБР выводы об экономическом эффекте, который может оказать на экономику Республики Таджикистан вступление в Таможенный союз и ЕЭП. В статье анализируются такие факторы, как динамика инфляции, темпов роста реального ВВП, капитальных вложений и внутренних сбережений Республики Таджикистан, проблемы и перспективы экономического роста страны, ее экспортного потенциала и трудовых ресурсов. Автором проведен численный анализ последствий присоединения Республики Таджикистан к Таможенному союзу с использованием модели GLOBE. В заключение статьи обозначены рекомендации по пакету мер при вступлении Таджикистана в ТС И ЕЭП. Ключевые слова: ЕЭП, Таможенный союз, Таджикистан, рост ВВП, инфляция, трудовые ресурсы, присоединение, модель GLOBE

Статья подготовлена на основе доклада Центра интеграционных исследований ЕАБР «Оценка экономического эффекта присоединения Республики Таджикистан к ТС и ЕЭП». Доступно на: http://www.eabr.org/r/research/centre/pmjectsCП/Tajikistan_CU_SES/

Михаил

Демиденко

На смену дезинтеграционным процессам, последовавшим за распадом Советского Союза, во второй половине 2000-х годов пришло стремление к объединению в новых интеграционных структурах, таких как СНГ и ЕврАзЭС. По решению глав государств ЕврАзЭС в 2008-2010 годах был сформирован Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России. В 2012-м вступили в силу первые соглашения в рамках Единого экономического пространства, призванного обеспечить гармонизацию законодательства во всех сферах взаимодействия стран-участниц, свободу передвижения товаров, услуг, рабочей силы и капитала. Присоединение к ТС и ЕЭП остальных государств — участников ЕврАзЭС будет происходить по мере готовности их экономик.

В статье представлены полученные в рамках исследования ЦИИ ЕАБР выводы об экономическом эффекте, который может оказать на экономику Республики Таджикистан (РТ) вступление в Таможенный союз и ЕЭП.

Экономика Таджикистана — аграрно-индустриальная. Ее основу составляют сельское хозяйство (хлопководство, растениеводство, животноводство) и промышленность (машиностроение, производство алюминия, минеральных удобрений, текстильная и легкая промышленность, энергетика и производство товаров народного потребления). Относительная отдаленность, коммуникационная изолированность от сложившейся мировой транспортной инфраструктуры, высокогорный рельеф, отсутствие выхода к морю определяют невыгодное экономико-географическое положение страны. Номинальный ВВП на душу населения в Республике Таджикистан в 2011 году составил $836 (данные МВФ). Расчетный показатель на 2012-й равен $912.

С 1998 года в Таджикистане наблюдается тенденция роста реального ВВП. В 2011-м темпы роста ВВП и ВВП на душу населения составили 7.4% и 5.9%, соответственно, что выше средних значений по ЕврАзЭС. Основа экономического роста Таджикистана — экспорт товаров (в первую очередь, алюминия и хлопка) и растущий внутренний спрос (в виде частного потребления). Частное потребление предопределяется денежными переводами трудовых мигрантов из-за рубежа, прежде всего из России. Значительная доля частного потребления приходится на импортные товары, в том числе продовольствие. Денежные переводы стимулируют потребительский рынок, строительство и производство услуг.

Зависимость Таджикистана от внешних факторов объясняется не только экспортными доходами, но и высоким внешним долгом, лишь 13.4% которого в 2010 году покрывалось золотовалютными резервами республики. Показатель обеспеченности внешнего долга является самым низким среди стран ЕврАзЭС.

Отношение объема внешнего долга Таджикистана к ВВП снижалось с 2000-го и лишь немного выросло в 2009-2010 годах. Этот рост

■ Инфляция

■ Темп роста реального ВВП

Рисунок 1. Динамика инфляции, темпов роста реального ВВП, капитальных вложений и внутренних сбережений Республики Таджикистан

■ Капитальные вложения, % ВВП

Внутренние сбережения, % ВВП

связан с получением кредита, предоставленного Антикризисным фондом ЕврАзЭС. В 2010-м республика полностью выполнила свои обязательства перед Экспортно-кредитным банком Турции. Большая часть внешнего долга приходится на льготные многосторонние зай-

Внешний долг, $ млн

Внешний долг к ВВП, %

2500

2000

іи^тНІІ

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 Источник: Министерство финансов Республики Таджикистан.

1500

1000

500

Рисунок2. Динамика внешнего долга Таджики-110 стана

90

70

50

30

10

мы Всемирного банка, Азиатского банка развития и Международного валютного фонда. Крупнейшими двусторонними кредиторами являются КНР и кувейтский фонд.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Согласно отчету Всемирного банка (World Bank, 2011), для поддержания устойчивого роста РТ может интегрироваться в мировую экономику, как это сделали за последнее десятилетие несколько развивающихся стран. Один из путей такой интеграции для Таджикистана — вступление в Таможенный союз. Поскольку республика уже является членом ЕврАзЭС, вступление в ТС может открыть для нее дополнительные возможности по интеграции в мировую экономику (Shadikhodjaev, 2008, 2009).

Увеличение частных инвестиций и экспорта сельскохозяйственной продукции, а также диверсификация в переработке аграрной продукции и легкой промышленности возможны, если частные инвесторы из регионов в Таджикистане смогут получить доступ к соседним рынкам с достаточно благоприятным инвестиционным климатом.

Среди главных факторов поддержания роста экономики Таджикистана, выделяемых Сулейманом Кулибали (Coulibaly, 2012), можно отметить следующие:

• увеличение вклада денежных переводов;

• подъем сельскохозяйственного производства;

• изменение структуры торговли и торговых партнеров.

Россия занимает первую позицию в доле экспорта Таджикистана. Отсутствие у республики выхода к морю смещает приоритеты в пользу торговли с традиционными советскими партнерами и региональными державами, такими как страны ЕС и Китай. Это географическое измерение следует иметь в виду при разработке экспортной стратегии роста для Таджикистана. Автор отмечает, что республика может получить выгоду от экспортоориентированной стратегии роста.

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

Правительство Таджикистана поставило цель удвоить ВВП за 10 лет с 2010-го: у республики есть высокий потенциал роста на уровне 7% в год. Повышение цен на хлопок и алюминий (основные продукты экспорта РТ — 17% и 63% в 2007 году, соответственно) стало одним из факторов успешного роста в 2000-х наряду с растущим спросом на рабочую силу из Таджикистана (особенно в России). Приток средств

за счет денежных переводов (46% от ВВП в 2008 году) способствовал росту внутреннего спроса на товары и услуги, в особенности на продукты питания и сельскохозяйственные продукты. Однако частные инвестиции составляют всего 5% ВВП — самый низкий показатель среди стран Европы и Азии. Банковский сектор остается слабым из-за долга хлопкового сектора и проблем с государственными предприятиями, а общую финансовую ситуацию можно назвать нестабильной.

В отчете Всемирного банка (World Bank, 2011) и в работе Сулеймана Кулибали (Coulibaly, 2012) говорится, что плохая инфраструктура, высокие затраты на перемещение товаров внутри страны и за рубежом, а также сложность бюрократических процедур на границе делают продукцию Таджикистана неконкурентоспособной на рынках соседних стран. Для улучшения транспортных связей с соседями республике необходимо координировать с ними свои усилия.

Также Сулейман Кулибали (Coulibaly, 2012) отмечает, что Таджикистан может продолжать наслаждаться более высокими темпами роста за счет сильного внутреннего потребления, лишь пока приток денежных переводов стабилен. Но опыт развивающихся стран, которые росли устойчиво на протяжении десятилетий, показывает, что увеличение инвестиций и расширение экспорта с целью задействовать глобальный спрос являются необходимыми элементами.

По результатам обследования деловой среды и эффективности предприятий (BEEPS) за 2009 год, проводимого Всемирным банком в ряде стран, в том числе и в Таджикистане, можно выделить следующие препятствия для ведения бизнеса и частных инвестиций:

• непривлекательный инвестиционный климат;

• налоги;

• перебои в электроснабжении;

• элементы коррупции;

• таможенные правила;

• торговое регулирование.

100%

90%

80%

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

6789

9999

9999

О CNCO'-tfLO'OC-^COOO 00000000001

00000000000 22222222222

I Прочее

I Рыночные и нерыночные услуги

I Материальнотехническое снабжение

I Транспорт и связь I Торговля I Строительство I Сельское хозяйство

I Промышленность

Рисунок3. Отраслевая структура и сравнительные преимущества Таджикистана

Рисунок 4. Структура выпуска промышленности в 2010 году

Инвестиции в здравоохранение и образовательные услуги также имеют решающее значение для долгосрочного роста и развития. Система социальной защиты Таджикистана неэффективна в условиях сокращения масштабов нищеты и уязвимости (World Bank, 2011).

Несмотря на возрастающую роль прочих отраслей, основу экономики Таджикистана по-прежнему составляют промышленность и сельское хозяйство — в этих отраслях занята большая часть населения, их продукция обеспечивает доходы от внешнеэкономической деятельности и приток валюты в страну.

Основой сельского хозяйства, в котором занято 66% населения, является растениеводство (хлопководство, выращивание зерновых культур) — в 2010 году доля выпуска растениеводства составила 98.5%* производства сельскохозяйственной продукции (в 1995-м — 75.9%). Продукция растениеводства включает хлопок-сырец (один из основных экспортных товаров), зерно, кукурузу, фрукты, рис, картофель; продукция животноводства — мясо, молоко, яйца и шерсть.

В структуре выпуска промышленного производства (см. рисунок 4) преобладают цветная металлургия (36%) и пищевая промышленность (27%). Продукция промышленности включает алюминий, продукты питания, напитки, хлопковые ткани и одежду — экспортные товары Таджикистана.

В настоящий момент системообразующими и наиболее конкурентными отраслями экономики Таджикистана являются производство алюминия и хлопка-волокна, продукция которых обеспечивает существенную долю экспортных доходов страны.

■ Цветная металлургия

■ Пищевая

■ Электроэнергия

■ Легкая промышленность

■ Стройматериалы

■ Механико-инженерная и металлообработка

■ Прочее

Источник: Агентство по статистике при президенте Республики Таджикистан.

Данные Агентства по статистике при президенте Республики Таджикистан. Доступно на: www. stat.tj

Одно из наиболее важных сравнительных преимуществ Таджикистана — гидроэнергетика. В стране есть потенциал для выработки гидроэлектроэнергии, намного превышающий внутренние потребности, который он может продать в соседние большие, энергодефицитные экономики, в частности, в страны Южной Азии и Китай.

Таджикистан также имеет значительные запасы угля, которые могут быть использованы для производства газотепловой энергии. Это был бы самый экономичный способ уменьшения сезонного дисбаланса в поставках энергоносителей, поскольку производство гидроэнергетики осуществляется в летние месяцы.

В сельском хозяйстве хлопок, вероятно, останется важной статьей экспорта, несмотря на недавнее снижение посевных площадей и экспорта. Возможно движение вверх по цепочке создания стоимости в экспорте хлопка — от экспорта волокна к хлопковым тканям. Существует потенциал в области диверсификации экспорта.

Садоводство и сопутствующие товары также могут иметь экспортный потенциал. Основными экспортными рынками для этих продуктов, вероятно, будут Китай, который быстро становится важным экспортным рынком для таджикских товаров, другие соседние страны, Россия.

Кроме того, Таджикистан может развивать сектор животноводства. Пока перспективы в этих потенциальных сельскохозяйственных экспортных секторах оставались нереализованными из-за чрезмерного регулирования и иногда непредсказуемого вмешательства местных властей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Республика имеет сравнительное преимущество в экспорте трудовых услуг, поскольку предложение со стороны трудоспособных квалифицированных работников из Таджикистана соответствует спросу на рабочую силу в России.

ОЦЕНКА ТОРГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ТАДЖИКИСТАНА

Анализ торгового потенциала Республики Таджикистан основан на подходе, предложенном в ряде статей Рикардо Хаусманна и Бэйли Клингера (Hausmann & Klinger, 2006, 2007). Хаусманн и Клингер выявили связь между текущей структурой экспорта страны и последующим темпом ее развития. В качестве характеристики структуры экспорта они предложили использовать параметр «сложности» экспортной корзины. Уровень «сложности» определяется тем, насколько развиты государства, экспортирующие товары, составляющие экспортную корзину рассматриваемой страны. Анализируя динамические особенности появления новых товарных групп в экспортных корзинах стран, Хаусманн и Клингер предложили методологию по-

строения потенциальной эволюции текущей экспортной корзины государства, основанную на том, что изменение выявленных сравнительных преимуществ данной страны в значительной степени определяется уровнем «близости» товаров к текущей структуре ее экспорта.

Главным аргументом в пользу этой методологии выступает тот факт, что классические меры схожести товаров, такие как факторы интенсивности производства (Leamer, 1984) или технологическая сложность (Lall, 2000), лишь частично объясняют наблюдаемую закономерность изменения структуры экспорта.

Проведенный анализ структуры и продуктивности («сложности») экспортной корзины Республики Таджикистан показывает: несмотря на относительно низкий уровень «сложности» текущей экспортной корзины страны, существуют возможности по увеличению продуктивности ее экспорта. Это благоприятно влияет на перспективы экономического роста РТ, поскольку в экономической литературе продемонстрирована связь между продуктивностью экспорта и среднесрочными темпами экономического роста.

ТОВАРЫ С НАИБОЛЬШИМ ЭКСПОРТНЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ

Под товарами, обладающими наибольшим экспортным потенциалом, в данной модели понимаются товары, наиболее близко расположенные к текущей экспортной корзине страны. В таблице ниже для Республики Таджикистан представлены пятнадцать товаров, которые являются наиболее вероятными потенциальными экспортными товарами и для которых уровень «сложности» выше уровня продуктивности текущей экспортной корзины РТ. Это товары, появление которых в экспорте республики сделает экспортную структуру экономики более продвинутой. Также в таблице указаны сферы производства, соответствующие представленным товарам.

Следует отметить, что данный список не охватывает в полной мере все категории товаров, которые имеют высокий потенциал для улучшения экспортной корзины страны (высокопродуктивные товары). Список лишь демонстрирует области, в которых страна имеет наибольший потенциал.

Анализ торгового потенциала РТ, основанный на методике Ха-усманна, выявил относительно низкий уровень технологической «сложности» экспортной корзины страны. Однако существуют возможности эффективного производства и увеличения экспорта новых товаров, что обусловлено совокупностью институциональных, технологических и человеческих ресурсов, имеющихся у Таджикистана.

Код ИБ группы товаров Наименование группы товаров

8418 Холодильники, морозильники и прочее холодильное или морозильное оборудование

7604 Алюминиевые прутки и профили

6908* Керамические глазурованные плиты для мощения, плитки облицовочные для полов, печей, каминов или стен

6810 Изделия из цемента, бетона или искусственного камня

6102* Женские пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки

4418 Деревянные изделия, столярные и плотницкие

3917* Трубы, трубки, шланги и их фитинги

2709* Нефть сырая и нефтепродукты сырые

2106 Прочие пищевые продукты

1602 Прочие готовые или консервированные продукты из мяса, мясных субпродуктов или крови

402* Молоко и сливки, сгущенные или с добавлением сахара

| 401* Молоко и сливки, несгущенные и без добавления сахара |

Таблица 1. Наиболее высокопродуктивные для

экспорта РТ товары

Источник: расчеты ЦЭФИР.

При естественном процессе развития экспортной корзины рост объемов экспорта приведет к увеличению объемов экспорта низко-и среднетехнологичных товаров, и увеличение выгод от внешней торговли будет сравнительно невелико. Более заметный рост эффективности экспортной корзины может потребовать значительных усилий по организации эффективного производства принципиально новых для Таджикистана товаров. Характерная черта экспортной корзины республики — ее большая ориентированность на страны Таможенного союза. Это во многом ограничивает потенциал увеличения выгод от внешней торговли, в частности, осложняет включение в экспортную корзину новых для РТ товаров, ориентированных на экспорт в страны, не входящие в ТС.

НЕТАРИФНЫЕ БАРЬЕРЫ

Анализ мер тарифной и нетарифной защиты, действующих в Республике Таджикистан и Таможенном союзе, выявил, что Единый таможенный тариф (ЕТТ) ТС значительно менее однороден по сравнению с таможенным тарифом РТ. Снижение однородности таможенного тарифа Таджикистана при присоединении к Таможенному союзу может негативно сказаться на администрировании внешнеэкономической деятельности. Со стороны ТС необходимы специальные меры помощи республике в области таможенного контроля.

Таблица 2. Средний Таможенный союз Таджикистан

и средневзвешенный тариф Таможенного союза и Республики Таджикистан, изменение во време- Простой средний тариф Средневзве- шенный тариф Простой средний тариф Средневзве- шенный тариф

август 2012 10.10 8.13 8.58 6.43

ни с учетом обязательств декабрь 2013 9.45 7.55 8.71 6.41

ВТО, % декабрь 2020 7.90 6.19 7.73 5.70

Источник: расчеты авторов.

Простое среднее адвалорных частей ставок импортных пошлин тарифного расписания Таджикистана равно 8.71%, что несколько ниже этого показателя для ЕТТ Таможенного союза, равного 9.45% на конец 2013 года. Вступление в ТС не должно привести к значительной переориентации торговли РТ в пользу стран — участниц Таможенного союза.

Приоритеты отраслевой защиты для Таджикистана и ТС схожи. Гармонизация импортных пошлин для приоритетных отраслей не должна принести значительных изменений для РТ.

Нетарифное регулирование международной торговли Таджикистана в большей степени направлено на контроль соблюдения технических и санитарных мер, в целом соответствующих мировым стандартам. В отличие от Таможенного союза, Таджикистан не применяет никаких специальных мер, предусмотренных законодательством: антидемпинговые пошлины и расследования, защитные меры, квотирование при ввозе и вывозе товаров. Отрасли, продукция которых участвует в международной торговле, пользуются мерами государственной поддержки, которые не относятся к мерам нетарифного регулирования.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ВСТУПЛЕНИЯ ТАДЖИКИСТАНА В ТС И ЕЭП

Согласно оценкам в экономической литературе, вклад изменений совокупной производительности факторов в экономический рост в Республике Таджикистан в двухтысячные годы составил 56%, вклад накопления капитала — 36%, а вклад прироста трудовых ресурсов — 8%. Используя предложенные в литературе оценки вклада факторов, можно дать приблизительную оценку влияния вступления Таджикистана в ТС и ЕЭП на экономический рост. Влияние на экономический рост происходит, прежде всего, через рост инвестиций и капитала, а также увеличение совокупной производительности факторов. Трудовые ресурсы не являются фактором, ограничивающим экономический рост, поскольку республика трудоизбыточна. Повышение

квалификации персонала в рамках такого подхода — составная часть роста производительности.

Статические единовременные эффекты торгового характера при вступлении в ТС будут в целом невелики. Оценки единовременных эффектов по наиболее значимым отраслям для Таджикистана: добыча полезных ископаемых — 0.8-0.9%, пищевая промышленность — 0.8-1.15%, сельское хозяйство — 0.4-0.5%, производство электроэнергии — 0.7-0.84%, сфера услуг — 0.5-0.6%.

В то же время представленные ниже оценки динамических (долговременных) эффектов значительно выше и в абсолютном значении, и с точки зрения протяженности во времени.

Доля инвестиций в ВВП Таджикистана продолжает оставаться невысокой (12% в среднем в первой половине 2000-х годов, чуть выше 20% в начале 2010-го) и значительно ниже не только стран Балтии, Центральной и Восточной Европы, но и стран ТС — ЕЭП, что означает огромный потенциал инвестиций в капитал как источник дальнейшего экономического роста.

Вступление в ТС — ЕЭП сопровождается соглашениями об унификации законодательства в области торговли и рядом соглашений о дополнительных инвестициях. Кроме того, создание Единого экономического пространства, оказывая влияние на рынки товаров, капитала и труда внутри ТС, создает дополнительные стимулы для инвестиций в государства ТС не только из стран-участниц, но и извне. Вступление Таджикистана в Таможенный союз предоставляет дополнительные возможности по привлечению внешних инвестиций.

Необходимо отметить, что увеличение инвестиций при вступлении в ТС — это не аксиома. Известны примеры, когда неблагоприятный инвестиционный климат не позволил воспользоваться окном возможностей, предоставленных экономической интеграцией в рамках экономического союза. В то же время при обеспечении режима наибольшего благоприятствования объем инвестиций, государственных и частных, из стран ТС и извне может быть значительным.

Если темп роста капитала сможет достичь уровня накопления капитала, например, как в странах Балтии в 2000-е годы (7.9% в год против существующего 5.4%), это даст дополнительный источник роста.

ВВП. При сохранении параметров роста 2000-х это дало дополнительные 1.6 процентных пункта роста ВВП в год.

Привлечение прямых иностранных инвестиций способно повлиять на изменение совокупной производительности в экономике через трансферт технологий и повышение конкуренции. Оценки, основанные на российских данных, показывают: для тех предприятий, которые находятся недалеко от границы производственных возможностей, увеличение доли прямых иностранных инвестиций в объеме

Рисунок 5. Дополнительный потенциал роста ВВП от вступления РТ в ТС - ЕЭП

■ Инвестиции

■ Производительность труда

■ Переводы

■ Труд

продаж отрасли на 0.1% повышает совокупную производительность фирм на один процентный пункт. Как отмечено выше, рост совокупной производительности факторов на один процентный пункт приводит к экономическому росту на 0.5 процентного пункта.

Инвестиционный потенциал денежных переводов из-за границы способен, как показано ниже, дать дополнительные инвестиции в размере 5% ВВП, а около 1.5% прироста капитала потенциально может добавить еще один процентный пункт роста ВВП в год.

Привлечение инвестиций потребует создания новых рабочих мест. Вовлечение в производство новых трудовых ресурсов увеличит рост ВВП на 0.3-0.4% в год и позволит отчасти решить проблему безработицы.

ЧИСЛЕННЫЙ АНАЛИЗ ПОСЛЕДСТВИЙ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН К ТС С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДЕЛИ GLOBE

GLOBE представляет собой вычислительную модель общего равновесия, опирающуюся на базу данных GTAP (Global Trade Analysis Project — «Проект анализа мировой торговли», координируется центром анализа мировой торговли при факультете сельскохозяйственной экономики Университета Пердью, город Уэст-Лафайетт, штат Индиана, США). Эта база данных на сегодняшний день является самой полной коллекцией данных об экономике различных стран и о мировой торговле.

База данных GTAP в последней, восьмой, версии охватывает 57 секторов экономики и 129 регионов мира (каждый такой регион — либо

Основные показатели Россия Беларусь Казахстан Украина XSU

Потребление домохозяйств -0.0029 -0.0834 -0.0778 0.0093 0.6679

Государственные расходы -0.0545 -0.1014 -0.1982 0.0223 0.4520

Совокупные инвестиции 0.0706 0.0215 -0.0332 0.0200 0.6999

Совокупный внутренний спрос 0.0051 -0.0509 -0.0777 0.0149 0.6402

Спрос на импорт 0.3412 0.1603 0.2636 -0.0321 1.1634

Экспорт 0.6353 0.2260 0.3971 -0.1024 0.4031

ВВП, рассчитанный по расходам 0.0974 -0.0530 -0.0030 -0.0097 0.2660

Объем производства 0.1384 0.0100 0.0289 -0.0366 0.5199

Использование промежуточных товаров 0.1769 0.0365 0.0509 -0.0530 0.6674

Таблица 3. Изменение основных макроэкономических показателей

в ключевых странах после присоединения региона XSU к ТС без изменения факторной производительности^ (средневзвешенный тариф)

Источник: расчеты ЦЭФИР.

страна, если она достаточно крупный участник мировой торговли, либо объединение нескольких небольших стран; данные по Таджикистану содержатся в этой базе не в самостоятельном виде, а в составе композитного региона XSU, включающего, помимо РТ, Туркменистан и Узбекистан). В ней имеются данные о торговых потоках между регионами, об экономике стран (матрицы социальных счетов, данные о налогах, пошлинах, субсидиях, тарифах и так далее).

GLOBE относится к классу вычислительных моделей общего равновесия — Computable General Equilibrium (CGE) Model. Отличительная особенность таких моделей — в их рамках описываются все (в некотором приближении) секторы экономики: домохозяйства, производственный сектор, государство, а также остальной мир.

Из приведенных таблиц видно, что в обоих случаях вступление региона XSU в Таможенный союз также оказывает на него благотворное влияние: все макропоказатели увеличиваются. При этом изменения некоторых важнейших показателей (ВВП, объем производства, экспорт) для простого среднего тарифа оказываются выше, чем для средневзвешенного тарифа, в то время как для других параметров положительные изменения оказываются немного ниже, чем для средневзвешенного тарифа. Для остальных стран Таможенного союза изменение макропоказателей либо положительное, либо незначительно отрицательное. Это снижение макропоказателей невелико и на практике вряд ли будет заметным.

Численный анализ статических эффектов последствий присоединения Таджикистана к ТС с использованием модели GLOBE показал, что вступление республики в ТС приведет к незначительному изме-

Таблица 4. Изменение основных макроэкономических показателей в ключевых странах после присоединения региона XSU к ТС без изменения факторной производительности^ (простой средний тариф)

Основные показатели Россия Беларусь Казахстан Украина ХБи

Потребление домохозяйств -0.0177 -0.0846 -0.1002 0.0342 0.5874

Государственные расходы -0.0696 -0.0975 -0.2065 0.0346 0.3284

Совокупные инвестиции 0.0796 0.0305 -0.0147 0.0368 0.6641

Совокупный внутренний спрос -0.0036 -0.0476 -0.0843 0.0351 0.5629

Спрос на импорт 0.3558 0.1687 0.2828 -0.0028 1.2600

Экспорт 0.6559 0.2293 0.4308 -0.0785 0.6522

ВВП, рассчитанный по расходам 0.0897 -0.0548 -0.0031 0.0058 0.3416

Объем производства 0.1329 0.0023 0.0280 -0.0105 0.5903

Использование промежуточных товаров 0.1750 0.0265 0.0493 -0.0204 0.7340

Источник: расчеты ЦЭФИР.

нению основных макроэкономических показателей Таджикистана. Среди изменений отметим:

• увеличение производства в ряде секторов, в том числе в тех, продукция которых является существенной статьей экспорта (например, в металлургии и сельском хозяйстве, которые весьма существенны для Таджикистана), что может способствовать уменьшению безработицы;

• рост суммарного импорта почти во всех секторах;

• увеличение инвестиций и госрасходов;

• увеличение реальных доходов населения РТ.

ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ

Одна из основных выгод Таджикистана от вступления в ЕЭП — вхождение в единый рынок труда. Соглашения ЕЭП в области трудовой миграции (соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей и соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств) направлены на объединение трудовых ресурсов стран соглашений, создание и эффективное функционирование общего рынка труда. Соглашения определяют правовой статус мигрантов и членов их семей, регулируют трудовые отношения, а также основные вопросы, связанные с социальным страхованием. Результат соглашений — ослабление основных барьеров для осуществления трудовой деятельности трудящимися-мигрантами.

Таблица 5. Рост объема денежных переводов трудящихся-мигрантов (прогноз)

Снятие барьеров рынка труда скорее приведет к увеличению степени легализации занятости, чем к увеличению вовлеченности граждан РТ в трудовую миграцию. По экспертным оценкам, вступление Таджикистана в ТС лишь незначительно повысит количество трудящих-ся-мигрантов. Для части мигрантов снятие формальных требований означает увеличение длительности эпизодов миграции. Совокупно, по экспертным оценкам, вступление Таджикистана в Таможенный союз приведет к увеличению объемов миграции на 10-15%.

После вступления республики в ТС и принятия соответствующих соглашений о трудовой миграции заработная плата мигрантов частично подтянется к заработной плате трудящихся — граждан РФ. Но необходимо учитывать, что приток рабочей силы на рынок труда может вызвать снижение равновесной заработной платы. Оценка роста заработной платы мигрантов после вступления Таджикистана в ТС составляет от 9% до 28%.

Оценки роста денежных переводов при вступлении РТ в Таможенный союз находятся в интервале 15-25%, что означает возможный рост переводов до $3.4-3.7 млрд, а доли переводов — до 49-53% ВВП (при предположении роста ВВП на 7% в год). Важно заметить, что все расчеты сделаны в предположении сохранения позитивных тенденций экономической конъюнктуры в странах-реципиентах (прежде всего в России).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Денежные переводы, используемые в настоящий момент прежде всего на потребление (что имеет определяющее значение для поддержания и повышения уровня жизни и преодоления бедности), представляют огромный потенциал для роста сбережений, а значит, и для финансирования частных инвестиций. Потенциал роста финансирования инвестиций из частных сбережений населения составляет уже сегодня около $300 млн. Вступление в ЕЭП, повышая ожидаемые денежные переводы на 15-25%, увеличивает потенциал роста до $375 млн, или около 5% ВВП. Насколько этот потенциал будет использован для финансирования инвестиций, зависит от способности банковской системы предоставить сберегательные инструменты, которые приведут сбережения населения в банковско-финансовую систему, что позволит аккумулировать средства для инвестиций.

Рост объема миграции, % Рост зарплаты мигрантов, % 5 10 15

10 15 21 27

15 20 27 32

30 36 43 49

Источник: расчеты авторов.

Рисунок 6. Рост ВВП в про

центах при росте факторной производительности

Рост ВВП без вступления в Таможенный союз Рост ВВП при вступлении в Таможенный союз

Рост экспорта без вступления в Таможенный союз Рост экспорта при вступлении в Таможенный союз

Рост импорта без вступления в Таможенный союз Рост импорта при вступлении в Таможенный союз

Миграция играет ключевую роль в снижении уровня бедности, а через это — и в достижении социальной безопасности и обеспечении устойчивого развития. В то же время миграция квалифицированных кадров ведет к их оттоку и, тем самым, к потерям квалификационного потенциала страны, что может негативно сказаться на темпах экономического роста. Сбалансированная политика требует сочетания выгод от миграции (через рост доходов населения от денежных переводов из-за рубежа, приобретения новых навыков и квалификаций во время работы за рубежом) с активной политикой создания новых производительных рабочих мест внутри страны, которые позволили бы удержать квалифицированных работников и обеспечить новую основу устойчивого экономического роста. Формирование благоприятных условий ведения бизнеса и привлечение инвестиций в национальную экономику будут способствовать созданию новых инновационных рабочих мест и повысят конкуренцию с рабочими местами за границей.

Государственная политика экспорта трудовых ресурсов должна быть реализована для поддержки временной трудовой миграции. Для поддержки и защиты трудовых мигрантов важно задействовать возможности, которые предоставляют соглашения в рамках ЕЭП, и вести переговоры о расширении существующих соглашений в сторону обеспечения полноценного социального страхования, взаимного признания дипломов об образовании, возможности получения начального профессионального образования на территории принимающей страны.

Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод — на начальном этапе Республика Таджикистан получит умеренный положительный эффект от вступления в Таможенный союз.

Однако выгоды от вступления в ТС увеличатся, если Таджикистану удастся воспользоваться открывшимися инвестиционными возможностями и обеспечить рост производительности факторов производства. Так, рост общей факторной производительности способен обеспечить основной вклад в рост ВВП, увеличение экспорта и импорта (то есть развитие внешней торговли).

Что касается остальных стран — участниц Таможенного союза, то вступление Таджикистана не окажет на их экономики значимого влияния. Отметим, однако, более благоприятные инвестиционные возможности для компаний в гидроэнергетике, горнодобывающей промышленности и АПК Таджикистана.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПАКЕТУ МЕР ПРИ ВСТУПЛЕНИИ ТАДЖИКИСТАНА В ТС И ЕЭП

На основе проделанного анализа может быть сформулирован пакет мер, способствующих наиболее эффективной траектории развития Таджикистана в рамках ТС — ЕЭП. Пакет мер представляет собой рекомендации по блокам в следующих сферах: внешняя торговля, инвестиции, поддержка госбюджета и миграции.

Оценка эффектов вступления Таджикистана в ЕЭП показала, что статические (одномоментные) торговые эффекты положительны, но меньше по абсолютному значению, чем возможные средне- и долгосрочные эффекты, связанные в первую очередь с инвестициями и повышением производительности, которые могут обеспечить дополнительное повышение потенциального роста ВВП на 3.5% в среднесрочной перспективе.

Реализация только части мер, безусловно, приведет к положительным результатам, но их эффект будет более кратковременным и далеко не таким значимым по абсолютному значению, чем при реализации целостного пакета мер. Например, при концентрации на преференциях во внешней торговле, как показали расчеты, статический (единовременный) эффект будет не столь значительным. Вместе с тем, если не реализовать инвестиционный потенциал соглашений и не ориентировать экономику на экспорт, то неиспользованными окажутся возможности, предоставляемые единым рынком ЕЭП. Если сконцентрироваться только на соглашениях по трудовой миграции и не улучшать инвестиционный климат, а также потенциал банковской системы, то дополнительные потоки денежных переводов от трудящихся за рубежом будут «проедаться», что окажет кратковременный положительный эффект на рост ВВП и снижение бедности, но не повысит потенциальный долгосрочный рост в длительной перспективе.

Внешняя торговля. Потребуется переходный период по сближению со ставками таможенного тарифа ЕЭП. С целью адаптации экономики посредством мер бюджетной поддержки с одной стороны и получения эффектов по каналу денежных переводов, которые компенсируют незначительное повышение цен, связанное с изменением таможенного расписания, потребуется введение адаптационного периода до трех лет.

Со стороны ТС необходимы специальные меры помощи Республике Таджикистан в области таможенного контроля и администрирования, поскольку ЕТТ ТС значительно менее однороден по сравнению с таможенным тарифом Таджикистана. Снижение однородности ТТ РТ при присоединении к Таможенному союзу может негативно сказаться на администрировании внешнеэкономической деятельности. С другой стороны, введение новых и более совершенных процедур таможенного администрирования будет способствовать пресечению нелегальных потоков товаров и улучшит состояние государственного бюджета.

Потребуется сближение практик применения мер нетарифного регулирования внешней торговли, поскольку некоторое расхождение мер нетарифного регулирования Таджикистана и Таможенного союза наблюдается в части технических торговых барьеров.

Инвестиции. Наиболее благоприятная стратегия в рамках вступления в экономический союз — ориентированность на экспорт. Инвестиционный потенциал республики достаточно высок; анализ факторов роста показывает, что инвестиции могут дать дополнительно более 2% роста в год с учетом улучшения эффективности производства. Наличие большого количества незадействованных трудовых ресурсов будет способствовать большей эффективности использования нового капитала.

Вступление в ЕЭП во многом упростит и сделает понятным для бизнеса правила игры, что увеличит поток прямых инвестиций со стороны резидентов ЕЭП. Со стороны правительства необходим ряд мер, направленных на создание необходимой рыночной инфраструктуры (распространение, транспортная логистика, телекоммуникации, финансы, дороги, склады).

Ключевые отрасли экономики для инвестиций — цветная металлургия (представленная прежде всего производством алюминия), гидроэнергетика, сельское хозяйство, пищевая промышленность, легкая промышленность (в основном текстильная). Помимо этих секторов, необходимы инвестиционные ресурсы на цели развития инфраструктуры и в человеческий капитал.

Объем инвестиционных ресурсов, которые вполне способна абсорбировать экономика, в настоящее время превышает $2.5 млрд в год. Оптимальным был бы подход, при котором часть инвестиционного

спроса удовлетворялась бы за счет внутренних сбережений (в настоящее время потенциал роста оценивается в $370 млн, а это 5% ВВП страны), часть осуществлялась за счет привлечения внутренних коммерческих и государственных ресурсов, часть — за счет привлечения внешних инвестиций и оставшаяся часть осуществлялась за счет ресурсов международных институтов развития.

Договоренности о крупных целевых инвестициях в Таджикистан со стороны России и Казахстана могли бы стать частью пакета мер при вступлении страны в ТС.

Кроме того, с целью аккумулирования денежных средств населения и укрепления доверия к банковскому сектору возможны инвестиции со стороны российских и казахстанских банков в банковский сектор Таджикистана. Это одновременно упростит проблему, снизит стоимость трансграничных переводов, позволит аккумулировать денежные средства населения и эффективно инвестировать их в национальную экономику.

Поддержка госбюджета. Последние годы государственный бюджет Таджикистана сводится с профицитом, однако, если не учитывать помощь международных институтов в рамках программ содействия развитию, бюджет окажется дефицитным. На этапе включения в ЕЭП Таджикистану, возможно, понадобится некоторый объем трансфертов для поддержания макроэкономической стабильности и удовлетворения критериям по трем фундаментальным макропоказателям: инфляции, дефициту госбюджета и государственному долгу. Данная помощь должна быть четко обусловлена проведением реформ в бюджетной сфере, связанных в первую очередь с сокращением налоговых льгот и субсидий.

Трудовая миграция. Открытие рынка труда ЕЭП для граждан Таджикистана окажет существенный положительный эффект на экономику, однако необходим ряд мер для улучшения качества трудовых ресурсов, в том числе:

• укрепление существующей системы профессиональной подготовки для повышения квалификации мигрантов;

• активная политика на рынке труда Таджикистана с целью повышения привлекательности занятости в национальной экономике, прежде всего квалифицированных работников;

• государственная политика экспорта трудовых ресурсов для поддержки временной трудовой миграции;

• привлекательные условия для возвращения мигрантов на родину;

• для предотвращения оттока специалистов с высоким уровнем образования возможно субсидирование рабочих мест в качестве временной меры политики трудовой миграции.

ЛИТЕРАТУРА

ЦИИ ЕАБР (2013) Оценка экономического эффекта присоединения Республики Таджикистан к ТС и ЕЭП. Доклад №14. Санкт-Петербург: Центр интеграционных исследований ЕАБР. Доступно на: http://www.eabr.org/r/ research/centre/projectsCII/Tajikistan_CU_SES/

Coulibaly, S. (2012) Shifting Comparative Advantages in Tajikistan: Implications for Growth Strategy, World Bank Policy Research Working Paper WPS6125, 2012. Доступно на: http://www-wds.worldbank.org/servlet/WDSContentServer/

WDSP/IB/2012/07/11/000158349_20120711105205/Rendered/PDF/WPS6125. pdf

Shadikhodjaev, S. (2008) Eurasian Economic Community (EurAsEC): Legal Aspects of Regional Trade Integration, KIEP Working Paper. No. 08-05, 2008. Доступно на: http://www.eaber.org/node/22994

Shadikhodjaev, S. (2009) Trade Integration in the CIS Region: a Thorny Path Towards a Customs Union, Journal of International Economic Law. 12 (3), 555578, 2009.

World Bank. (2011) Republic of Tajikistan Country Economic Memorandum, Tajikistan’s Quest for Growth: Stimulating Private Investment», Report

No. 54677-TJ, 2011.Доступно на: http://siteresources.worldbank.org/

INTTAJIKISTAN/Resources/CEM_ExecSummary_Eng.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.