Армения, Молдова и Таджикистан: возможно ли взаимодействие с Таможенным союзом и Единым экономическим пространством без вступления в них?*
М.А. Баева, М.Б. Пойкер
УДК 339.9+339.543 ББК 65.428 Б-158
В современных условиях вопрос взаимодействия крупных интеграционных объединений и соседних государств не ограничивается бинарным выбором между присоединением и неприсоединением к существующим экономическим союзам. Для разных стран могут быть предложены различные форматы взаимодействия, которые зависят от структуры экономик, сравнительных преимуществ и интересов взаимодействующих сторон. Интеграция Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России (ТС) и Единого экономического пространства данных стран (ЕЭП) с Арменией, Молдовой и Таджикистаном не является исключением из этого правила. Каждая из перечисленных экономик обладает своей спецификой, в каждой из них по-разному представлены интересы бизнеса стран Таможенного союза, поэтому и модели взаимодействия для каждой из этих стран могут быть предложены разные. В данной статье, на основании идентификации текущей ситуации, торговых и экономических интересов Армении, Молдовы и Таджикистана, стран Таможенного союза и Единого экономического пространства и мирового опыта, формулируются различные варианты взаимодействия рассматриваемых стран с ТС и ЕЭП.
Статья имеет следующую структуру: в разделе 2 представлены основные модели сотрудничества Европейского союза (ЕС) с прочими странами мира. В разделе 3 представлены Общие особенности и направления сотрудничества изучаемых стран с ТС и ЕЭП. В разделах с 4 по 6 анализируются экономические эффекты применения форм/инструментов сотрудничества трех стран с ТС. В разделе 7 предложено заключение и рекомендации по экономической политике.
* Исследование проведено совместно с ЦИИ ЕАБР. Авторы выражают благодарность Винокурову Е.Ю. и Перебоеву В.С. за полезные обсуждения и ценные замечания.
МОДЕЛЬ СОТРУДНИЧЕСТВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА С ПРОЧИМИ СТРАНАМИ
Анализ мирового опыта взаимодействия крупных интеграционных объединений с другими странами проводился в основном на примере Европейского союза. Данный анализ показал, что такие модели сотрудничества могут быть условно разделены на шесть основных типов:
Модель сотрудничества ЕС с Норвегией и Исландией подразумевает подписание всеохватывающего соглашения с учетом особого интереса в рыболовной отрасли и сельском хозяйстве (Соглашение о ЕЭЗ).1
Модель сотрудничества ЕС со Швейцарией означает подписание ряда двусторонних секторальных соглашений, с учетом особого интереса Швейцарии в банковском секторе, без подписания главного рамочного соглашения.2
Модель сотрудничества ЕС со странами Восточной Европы и Южного Кавказа подразумевает подписание соглашений о партнерстве и сотрудничестве, которые затем трансформировались в планы действий в рамках Европейской политики соседства (ЕПС),3 а также программу ЕС «Восточное партнёрство».4 В перспективе рассматривается создание всеобъемлющих соглашений о ЗСТ, переговоры по которым для ряда стран уже начались.5
1 Более подробно см. работы Emerson M., Vahl M., Woolcock S. Navigating by the Stars: Norway, the European Economic Area and the European Union. Brussels: CEPS. 2002. pp. 1-149 и Бабынина Л.О. Особенности участия скандинавских стран и Финляндии в процессе Европейской интеграции. М.: Институт Европы РАН. 2010. С. 296-303.
2 Более подробно см. работы Grolimund N., Vahl M. Integration without Membership: Switzerland’s Bilateral Agreements with the EU. Brussels: CEPS. 2006. pp. 1-122; Buehler S., Helm M., Lechner M. Trade Liberalization and Growth: Plant-Level Evidence from Switzerland. Discussion Paper no. 2011-33. Canton of St. Gallen: University of St. Gallen. 2011. pp. 1-32 и Петров Р.А. Сближение законодательства как элемент секторального сотрудничества между Европейским союзом и Швейцарией: уроки для Украины. Киев: Национальный университет «Киево-Могилянская Академия». 2010. С. 1-14. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.ekmair.ukma.kiev.ua/bitstream/123456789/1716/1/Petrov_Sblyzhenye%20zakonodatel-stva.pdf.
3 См. подробнее по этому вопросу работы Noutcheva G. and Emerson M. Economic Regimes for Export Extending the EU’s Norms of Economic Governance into the Neighbourhood. Brussels: CEPS. 2005. CEPS Working Document No. 233. pp. 1-27 и Vahl M. Models for the European Neighbourhood Policy: The European Economic Area and the Northern Dimension. Brussels: CEPS. 2005. CEPS Working Document. pp. 49-67.
4 Про программу ЕС «Восточное партнёрство» см. подробнее Арутюнян О., Сергунин А. Восточное партнерство ЕС: второе дыхание // Обозреватель-Observer. Москва. 2012. № 1. С. 90-97.
5 Более подробно см. работы Messerlin P., Emerson M., Jandieri G. and le Vernoy A. An appraisal of the EU’s trade policy towards its Eastern neighbours: The case of Georgia. Brussels: CEPS. 2011. pp. 1-109.
Модель сотрудничества ЕС со странами Средиземноморья включает в себя соглашения о евросредиземноморской ассоциации, планы действий в рамках ЕПС, Союз для Средиземноморья. Отмечается движение по пути к максимально короткой с обеих сторон интеграционной дистанции: созданию всеобъемлющей евро-средиземноморской ЗСТ.6
Модель сотрудничества ЕС с Балканскими странами подразумевает процесс стабилизации и ассоциации, подписание двусторонних ЗСТ и отражает неравновесное состояние, которое в долгосрочной перспективе переходит либо в сотрудничество без присоединения, либо в полноценное членство.7
Модель сотрудничества ЕС со странами Африки, Карибского бассейна и Тихоокеанского региона (АКТ) включает переход от режима преференций для бывших колоний к соглашениям об экономическом сотрудничестве, основывающимся на принципах ВТО путем подписания соглашений об экономическом сотрудничестве и создания ЗСТ с длинным переходным периодом.8
ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ ВОЗМОЖНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И ИНСТРУМЕНТОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АРМЕНИИ, МОЛДОВЫ И ТАДЖИКИСТАНА С ТС И ЕЭП
Обсуждая возможные формы взаимодействия Армении, Молдовы со странами ТС и ЕЭП, важно помнить, что при создании новых форматов сотрудничества следует избегать дублирования функций с уже существующими формами сотрудничества. Таджикистан с 2001 года входит в Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), Армения (с 2003 года) и Молдова (с 2002 года) имеют статус наблюдателя. Армения и Молдова, также как и Белоруссия, Казахстан и Россия, подписали в 2011 году и ратифицировали соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ) стран СНГ. Таджикистан подписал это соглашение, но пока не ратифицировал его. Не-
6 Более подробно о сотрудничестве ЕС со странами Средиземноморья см. работы Vahl M. Models for the European Neighbourhood Policy: The European Economic Area and the Northern Dimension. Brussels: CEPS. 2005. CEPS Working Document. pp. 49-67; Emerson M. Andorra and the European Union. Brussels: CEPS. 2007. pp. 1-20 и Трофимова О.Е. Эволюция средиземноморской политики Евросоюза: путь от сотрудничества к интеграции. М.: ИМЭМО РАН. 2011. С. 1-122.
7 Подробнее см. Demetropoulou L. Europe and the Balkans: Membership Aspiration, EU Involvement and Europeanization Capacity in South Eastern Europe. Athens: Panteion University. Southeast European Politics. 2002. vol. 3. No. 2-3. pp. 87-106; Vahl M. Models for the European Neighbourhood Policy: The European Economic Area and the Northern Dimension. Brussels: CEPS. 2005. CEPS Working Document. pp. 49-67 и Emerson M. Andorra and the European Union. Brussels: CEPS. 2007. pp. 1-20.
8 См., например, работу Busse M., Borrmann A., Grobmann H. The Impact of ACP/EU Economic Partnership Agreements on ECOWAS Countries: An Empirical Analysis of the Trade and Budget Effects. Final Report. Hamburg: Hamburg Institute of International Economics. 2004. pp. 1-63.
смотря на неоднозначные условия данного соглашения, рассматриваемым странам вряд ли имеет смысл инициировать другие переговоры по какой-либо новой ЗСТ с участниками ТС и ЕЭП. Но возможно имеет смысл всем участникам улучшать работу существующей ЗСТ в СНГ, путем уменьшения исключений и добавления в соглашение новых важных областей сотрудничества. Необходимо подчеркнуть, что евразийская интеграция идет дальше - от ТС к ЕЭП, в планах - к Евразийскому экономическому союзу, и далее к более обширному Евразийскому Союзу.9
Если членство в объединении не является целью для стран, а для них важно именно экономическое сотрудничество и партнерство при максимальном сохранении независимости, то можно предложить рассмотрение в соответствующих соглашениях и программах следующих областей сотрудничества: инвестиции; поддержка малых и средних предприятий; энергетическое сотрудничество; производственная кооперация; трудовая миграция; сельское хозяйство. Также одной из сфер сотрудничества могло бы стать приведение стандартов, норм технического регулирования и правил сертификации продукции к единым нормативам.
Особое значение глубокая интеграция Армении, Молдовы и Таджикистана с ЕЭП имеет для цивилизованного становления единого рынка труда. Это может быть достигнуто через присоединение данных стран к соответствующим соглашениям ЕЭП.10 Емкий и диверсифицированный рынок труда ЕЭП способен впитать дополнительные трудовые ресурсы и обеспечить более высокий уровень доходов и социальной защиты.
По всей видимости, в долгосрочной перспективе будут сохраняться различия между величиной внешних тарифов Армении, Молдовы и Таджикистана и Таможенного союза. В то же время, эти страны могут идти по пути координации макроэкономической политики, как первого шага к интеграции экономик. Можно сделать вывод, что сотрудничество Армении, Молдовы и Таджикистана со странами-членами ТС и ЕЭП не может быть в полной мере отнесено ни к одной из выделенных нами моделей сотрудничества ЕС с другими странами, но при этом прослеживаются некоторые общие черты с ними. Следовательно, для этих стран
9 В ноябре 2011 года была подписана Декларация о Евразийской экономической интеграции, в которой говорится, что с 1 января 2012 года будет осуществляться переход к Единому экономическому пространству, основанному на нормах и принципах ВТО с конечной целью создания к 2015 году Евразийского экономического союза. В настоящее время разрабатывается проект нового соглашения - Договора о Евразийском экономическом союзе. См. Декларацию о евразийской экономической интеграции [Электронный ресурс] // Сайт Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). иКЬ: http://www.evrazes.eom/i/data/ item7568-2.pdf.
10 К Соглашению о правовом статусе трудящихся мигрантов и членов их семей (по состоянию на 1 декабря 2010 г.) и к Соглашению о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств (по состоянию на 1 декабря 2010 г. См. официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации// http://www.eeonomy.gov.ru/minee/aetivity/seetions/formuep/empmove/
следует рассматривать индивидуальные формы сотрудничества со странами ТС и ЕЭП.
АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЭФФЕКТОВ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХ ИЛИ ИНЫХ ФОРМ СОТРУДНИЧЕСТВА АРМЕНИИ С ТС
В последнее время наблюдается прирост инвестиций из стран ТС, особенно России, в армянскую экономику. Среди особенно крупных проектов11 стоит отметить строительство нового атомного энергоблока Армянской АЭС компанией ЗАО «Атомстройэкспорт», создание телемедицинской системы компанией НПО «Национальное телемедицинское агентство», освоение месторождений урановой руды в Армении компанией ОАО «Атомредметзолото», завершение строительства 5-го блока Разданской ТЭС и создание на её базе единого имущественного и технологического комплекса компаниями ОАО «Силовые Машины» и ОАО «Газпром»,12 создание фонда венчурных инвестиций ОАО «РВК», с 2009 г. ведется создание на территории промышленных предприятий ЗАО «РАО Марс» и ЗАО «Ереванское НИИ математических машин» свободной экономической зоны научно-исследовательского типа компанией ОАО «СИТРОНИКС». В инфраструктуру свободной экономической зоны планируется вложить 10 млн долл. (ЕАБР, 2012) По словам Посла России в Армении В.Е. Коваленко, высокотехнологичные продукты ЗАО «РАО Марс» и ЗАО «Ереванское НИИ математических машин» «имеют хорошие перспективы для быстрого развития рентабельной на мировом рынке наукоемкой продукции».13 Также существуют проекты по созданию совместных предприятий военно-промышленного комплекса.
Также ведется взаимодействие с Росатомом в рамках проекта Международного центра по обогащению урана. В 2008 г. Атомредметзолото (Росатом) вложил 50% в уставной капитал ЗАО «Армяно-Российская горнорудная компания», который составил 242 тыс. долл. Партнером является Министерство энергетики и природных ресурсов Республики Армения, лицензия на геологоразведку была выдана в 2009 г. сроком на 5 лет. Также присутствуют российские инвестиции в производстве цветных металлов. Русал в 2000 г. создал ЗАО «РусалАрменал». Что касается топливного комплекса, то ОАО «Газпром» в 2002 г. вложил 126 млн долл. в «Арм-Росгазпром». Россия также инвестирует в железнодорожный транспорт Армении: в 2008 г. РЖД заключили концессионное соглашение с ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога». В целом инвестиции составили примерно 187 млн долл., пла-
11 По данным страновых планов действий, утвержденных Министерством экономического развития России.
12 Разданская ТЭС передана в собственность России в счет погашения государственного долга Армении.
13 Независимая. На территории Армении будут созданы совместные армяно-российские предприятия ВПК. 2012. 13 апреля [Электронный ресурс]. иКЬ: http://www.ng.ru/eis/2012-04-13/7 armenia.html.
нируется инвестировать 572 млн долл., в том числе 220 млн долл. за первые 5 лет. В основе концессионный договор о передаче государственного ЗАО «Армянская железная дорога» в управление ЗАО «ЮКЖД» сроком на 30 лет (ЕАБР, 2012).
Россия инвестирует в Армению в агропромышленный комплекс. ГК «Бородино» в 2005 г. купила Араратский консервный завод, который затем был переименован в Армянский консервный завод «Бородино». Также Россия инвестирует в электроэнергетику. Состоялось завершение строительства 5-го блока Разданской ТЭС и создание на её базе единого имущественного и технологического комплекса компаниями ОАО «Силовые Машины» и ОАО «Газпром».14 Приобретение активов незавершенного строительства 5-го блока обошлось в 248,8 млн долл., дополнительные инвестиции составили 180 млн долл. к концу 2011 г. ИНТЕР РАО ЕЭС купил в 2006 г. 100% ЗАО «Электрические сети Армении» (плановые инвестиции на 2011-2015 гг. составляют 2142 млн руб.) в 2011 г. - 100% ОАО «РазТЭС» (Раздан-ская ТЭС - четыре блока, в 2003-2011 гг.), 90% акций ЗАО «Международная энергетическая корпорация», Севано-Разданский каскад ГЭС, которые в 2011 г. были проданы ОАО «Гидроинвест» (дочке «РусГидро»). По оценкам экспертов, актив стоит 220-290 млн долл., по другим данным только 200 млн долл. (ЕАБР, 2012).
Что касается сферы услуг, то Россия инвестирует в игорный бизнес Армении (StormInternational в 2009 г. инвестирует в казино VIP класса «Шангри-Ла»), в образование (в основном открытие филиалов российских вузов в Армении, например, в 2002 г. в Ереване был открыт филиал Московского государственного университета экономики, статистики и информатики), а также в телекоммуникации. В 2006 г. ВымпелКом купил за 341,9 млн евро 100% ЗАО «Арментел», Комстар-ОТС (МТС) выкупил примерно за 10 млн долл. 75% «Коллнет» и 100% принадлежащего ей Интернет-провайдера «Корнет». В 2007 г. МТС купил за 431 млн долл. 80% ЗАО «К-Телеком», лидера рынка мобильной связи Армении. В 2012 г. Ростелеком купил 75% - 1 акция «GNC Alfa» за 22,5 млн долл., крупнейшего в Армении оператора магистрального Интернета и передачи данных. Что касается финансового сектора, то в 1991 г. создается ООО «Банк Прометей», в 2007 г. Газпромбанк купил 100% ЗАО «Арэксимбанк», а Тройка Диалог купила ЗАО «Америабанк». В отрасли страхования в 2003 г. Ингосстрах через компанию ЗАО «ИнВест-Полис» покупает 75% ЗАО «ЭФЕС» (после поглощения переименована в «ИНГО Армения»), в 2008 г. Росгосстрах создает ЗАО «Росгосстрах-Армения» с уставным капиталом
6 млн долл. Компания становится лидером на армянском рынке страхования автогражданской ответственности (ЕАБР, 2012).
Кроме этих масштабных проектов, в Армении насчитывается около 1280 предприятий с участием российского капитала с суммарной капитализацией более 3
14 Разданская ТЭС передана в собственность России в счет погашения государственного долга Армении.
млрд долл.15 По большей части все предприятия представляют добывающий сектор или сектор услуг. А доля предприятий с участием российского капитала в общем количестве предприятий с участием иностранного капитала составила примерно 27,6%.
Более того, важно отметить, что большая часть иностранных инвестиций из других стран, например Европы и США, являются портфельными, в то время как инвестиции из России преимущественно прямые. Сейчас Россия занимает первое место по доли в суммарном объеме инвестиций в Армению (44,1%) и доли в ПИИ (57,2%).16
Также в Армении представлен и казахстанский бизнес. Он сосредоточен в основном в банковском секторе и в промышленности. В 2005 г. банком «ТуранАлем» («БТА Банк») было куплено ЗАО «Международный инвестиционный банк» (Армения), которое затем было переименовано в «БТА Инвестбанк». В собственность «БТА Банка» перешло 48,9%. Еще 31,1% акций осталось у австрийской компании 2КЬ, 20% - у армяно-казахской компании Mobilex. По данным на 2007 г., совокупные инвестиции Казахстана в Армению достигли 35 млн долл. (все они приходились на «БТА Инвестбанк»).17 Казахстанские активы также представлены в ОАО «Международного центра по обогащению урана».
Белоруссия инвестирует в Армению в сектор оптовой и розничной торговли: фирма «Белресурсы» открыла в 2000 г. ЗАО «Торговый дом БелАр» (торговля стройматериалами из древесины, продуктами питания, алкогольной продукцией), государственное предприятие «Витебский ЛВЗ», СООО «Малиновщизненский спиртоводочный завод - «Аквадив» открыли ООО «Армяно-Белорусский торговый дом». Проект был начат в 2010 г., со стороны Армении участвует концерн «Мульти групп».18
В рамках создания Международного Финансового центра в Москве, фирмы Армении смогут в перспективе начать торговлю акциями и долговыми инструментами на российском рынке. Упрощение регистрации компаний в рамках сближения Армении с ТС и ЕЭП будет являться первым шагом в этом направлении.
Так как не наблюдается ярко выраженного стремления по вступлению Армении в ТС и ЕЭП, то для неё не подходят элементы модели взаимодействия ЕС со странами, которые хотели бы вступить в ЕС (модель сотрудничества ЕС с Балканскими странами). Можно предложить для Армении элементы модели взаимодействия ЕС со Средиземноморскими странами. При данной форме взаимодействия экономики
15 На 1 июля 2012 года.
16 На конец декабря 2012 года.
17 См. Официальный сайт Посольства Республики Казахстан в Республике Армения. Торгово-экономическое сотрудничество [Электронный ресурс] иКЬ: http://www. kazembassy.am/?id=63&lng=1.
18 См. Кузнецов А.В,, Квашнин Ю.Д., Сидорова Е.А., Хавронин С.Б. Мониторинг взаимных инвестиций в СНГ. Санкт-Петербург: ЕАБР. 2012. Доклад№6. С. 30.
двигаются по пути к определенной, максимально короткой с обеих сторон, дистанции в интеграции друг с другом.
Как было отмечено выше, имеет смысл развивать уже существующее соглашение о ЗСТ в рамках СНГ. Стоит отметить, что в соглашении о ЗСТ в рамках СНГ у Армении имеются лишь незначительные изъятия по сравнению с другими участниками.19 Соответственно можно предложить Армении постепенное уменьшение изъятий со стороны других участников. Также возможно развитие данного соглашения о ЗСТ путем углубления интеграции, т.е. увеличения охвата рассматриваемых вопросов (добавления глав по услугам, инвестициям, правам интеллектуальной собственности, конкурентной политике и т.д.).
Что касается использования опыта взаимодействия ЕС со Швейцарией, то Армении, помимо существующего соглашения о ЗСТ в рамках СНГ, можно было бы заключить со странами ТС и ЕЭП некоторое количество секторальных соглашений по ряду ключевых вопросов, например по таким, как энергетика, металлургия, инвестиции, сельское хозяйство, таможенные вопросы, услуги (преимущественно телекоммуникационные и транспортные), технические барьеры в торговле. Возможно, для взаимодействия с ТС и ЕЭП Армении могут быть применены элементы модели сотрудничества ЕС с Норвегией, т.е. заключение соглашения об участии в ЕЭП с использованием четырех свобод (свободы движения товаров и услуг и передвижения капитала и рабочей силы), без вступления в ТС. Таким образом, между сторонами подписывается общее соглашение с учетом особого интереса Армении в некоторых областях, например в энергетике и металлургии. Страны ТС и ЕЭП из четырёх основных торгово-экономических свобод могли бы обменяться с Арменией свободой передвижения капитала и рабочей силы. Т.к. ЗСТ в рамках СНГ не охватывает услуги, то с Арменией можно было бы обменяться также свободой движения услуг. Сотрудничество со странами-членами ТС и ЕЭП может благотворно сказаться для Армянского бизнеса, так как может гарантировать приток капитала в страну.
АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЭФФЕКТОВ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХ ИЛИ ИНЫХ ФОРМ СОТРУДНИЧЕСТВА МОЛДОВЫ С ТС
К особенностям Республики Молдова можно отнести противоречие между «продвинутостью» рыночных реформ западного образца и незначительностью их результатов. Среди основных критических оценок экономической деятельности Молдовы можно выделить следующие: масштабное разгосударствление предприятий не привело к росту эффективности производства, экономической и инвестиционной активности новых собственников; банковская система не играет значи-
19 См. Договор о зоне свободной торговли Содружества независимых государств (ЗСТ СНГ) от 18 октября 2011 года, г. Санкт-Петербург [Электронный ресурс]. // Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств. иКЬ:
http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=3183.
тельную роль в экономике страны; через фондовый рынок в Молдавии компании не в состоянии привлечь крупные ресурсы, в которых они нуждаются; в экономике страны весьма велика доля неформального сектора, еще не сформировались механизмы, обеспечивающие добросовестную конкуренцию, и не преодолены различные формы монополизма, как старого, так и нового.20 Взаимоотношения с международными финансовыми организациями можно назвать своего рода замкнутым кругом, поскольку республике в сложившейся ситуации приходится жертвовать определенной долей самостоятельности и независимости при проведении внутренней экономической политики в обмен на поддержку международного сообщества.
Несмотря на тот факт, что Молдове в целом выгоднее сотрудничать с ЕС, чем со странами-членами ТС и ЕЭП, и, несмотря на всю поддержку молдавской сельскохозяйственной промышленности со стороны ЕС, экспортная продукция Молдовы, и в особенности винная промышленность, не могут иметь свободный доступ на европейский рынок в виду не достаточно высокого качества продукции. В то же время интеграция со странами ТС и ЕЭП сможет вывести молдавскую сельскохозяйственную продукцию на менее требовательные рынки Белоруссии и России, что даст толчок развитию сельского хозяйства и легкой пищевой промышленности в стране. Данный сценарий выгоден и для молдавской стороны, так как позволит в будущем выйти и на рынки ЕС с ростом качества продукции.
Аналогичная ситуация наблюдается и со второй относительно конкурентоспособной отраслью в Молдове — текстилем. В рамках ТС, Молдова может выйти на рынок Белоруссии, один из немногих рынков, на котором она может конкурировать с текстильными товарами из Азии.
В целом, развитие сельскохозяйственной отрасли будет привлекать и иностранных инвесторов. Сейчас примерно 30% виноделен принадлежит российским инвесторам (например, крупнейшие компании «Vismos» и «Са1ага§1 Бтт>), 21 и начало экспорта данной продукции в Россию вызовет приток прямых иностранных инвестиций в страну. В то же время, запрет на продажу земель иностранцам препятствует притоку ПИИ в сельское хозяйство.22
20 См. Гудым А. Республика Молдова: современные тенденции развития. Центр стратегических исследований и реформ. 2005. [Электронный ресурс]. иКЬ: http://www.cisr-md. org/ROM/eont-russint-RUS.htm1.
21 Портал информационной поддержки экспорта Export.by. Молдова. Обзор рынка коньяка. 2012. 24 июля [Электронный ресурс]. URL: http://business.export.by/?act=news&mod e=view&id=44525.
22 Сулухия Т. Полный запрет на право собственности для иностранцев негативно повлияет на приток иностранных инвестиций в сельское хозяйство — Всемирный банк. [Электронный ресурс] // АПК-Информ. 2012. 12 декабря. URL:
http://www.apk-inform.eom/ru/exe1usive/opmion/1000646#.ULMBqod95ie.
Помимо агропромышленного комплекса Россия инвестирует в Молдову в электроэнергетику (в 2005 г. Интер РАО ЕЭС приобрел 100% ЗАО «Молдавская ГРЭС», планируемые инвестиции на 2011-2015 гг. составляют 8767 млн руб.); в оптовую и розничную торговлю (ОАО «Лукойл» вложил с 1995 года в сети АЗС примерно 70 млн долл.); производство мебели (ООО «Прогресс» купило в 2005 году 63,1% «Днестрмебель» за 183 тыс. долл. с обязательством инвестиций не менее 525 тыс. долл.); топливный комплекс (в 1992 году ОАО «Газпром» инвестирует в ОАО «Молдовагаз»; размер долгосрочных активов на конец 2011 г. - 416 млн долл. (доля ОАО «Газпром» - 50%)).23
Также Россия инвестирует в молдавскую сферу услуг: в образование (в 1992 г. открыт Тираспольский филиал Московского института предпринимательства и права, а в 2007 г. - Тираспольский филиал Московской академии экономики и права); в СМИ и рекламу (в 1990-е издательский дом «Аргументы и факты» создал ООО «Аргументы и факты-Молдова», в 2008 г. ОАО СТС Медиа приобрело 51% в уставном капитале группы вещательных компаний Teledixi SRL и MuzicRamil SRL за 4,1 млн долл.); в телекоммуникации (в 2005-2010 гг. Эвентис Телеком вкладывает в 51% Eventis Mobile S.R.L.). Помимо этого, российские инвесторы вкладывают в сектор финансовых услуг Молдовы: в банковское дело (в 1997-2007 гг. Лукойл, затем «Петрокоммерц» покупает КБ «Unibank» A.O.) и в страховое дело (в 2008 г. Росгосстрах приобрел 80% Молдавской страховой компании Moldasig, которая становится крупнейшей страховой компанией Молдовы.24
Также стоит отметить, что всего в Молдове существует более 700 компаний с участием российского капитала,25 причём эта цифра, скорее всего, занижена, так как некоторые молдавские компании принадлежат иностранным фирмам, чей капитал, в свою очередь, принадлежит российским компаниям.26 А согласно оценке Российского института стратегических исследований, российское присутствие в экономике Молдовы, включая Приднестровье, весьма масштабно - около 40% всех инвестиций: «российский капитал присутствует в 350 предприятиях, из них более 200 - российско-молдавские или российско-приднестровские совместные предприятия». Таким образом, именно российские инвесторы, присутствующие на обоих берегах Днестра (в энергетике, машиностроении, легкой и пищевой про-
23 См. Кузнецов А.В,, Квашнин Ю.Д., Сидорова Е.А., Хавронин С.Б. Мониторинг взаимных инвестиций в СНГ. Санкт-Петербург: ЕАБР. 2012. Доклад№6. С. 36.
24 См. Кузнецов А.В,, Квашнин Ю.Д., Сидорова Е.А., Хавронин С.Б. Мониторинг взаимных инвестиций в СНГ. Санкт-Петербург: ЕАБР. 2012. Доклад№6. С. 37.
25 Гилан А. Чем Молдова отпугивает российских инвесторов. Business Class. 2010. 10 апреля [Электронный ресурс]. URL: http://www.businessclass.md/projects/masterclass/rus-sian_investment_in_Moldova.
26 Подобным образом через кипрскую и сингапурскую компании были выкуплен кон -трольный пакет компании «Moldasig», заводы «Микрон» и «Мезон».
мышленности, сфере услуг), уже обладают потенциалом бизнес-интеграции страны.
Из крупных проектов российского бизнеса на территории Молдовы можно выделить строительство завода по производству ракетного топлива компанией ОАО «Лукойл» в 2007 г., покупку компании Moldasig ОАО «Росгосстрах» в 2008 г., участие в приватизации завода «Мезон» в 2008 г, приобретение пакетов компаний финансового сектора («Universalbank») и поддержку промышленных предприятий («Europlast-Chi§inau» и «Intermag»).27
Стоит отметить, что практически все инвестиции в Молдову являются прямыми и дают российским инвесторам полное право распоряжения компанией. Отсутствие портфельных инвестиций объясняется низкой защитой инвесторов от политических и коррупционных рисков: например, норма о возмещении НДС по инвестициям в законодательстве присутствует, однако трактуется в разные периоды времени по-разному.28 Недостаточная осведомленность инвесторов из стран-членов ТС и ЕЭП об инвестиционной привлекательности различных секторов молдавской экономики также играет немаловажную роль.
Белоруссия инвестирует в Молдову в сектор оптовой и розничной торговли. В 2008 г. «Белнефтехим» создает СП «ООО «Вестойл» (нефтепродукты, минеральные удобрения), в 2000-е гг. МГО «Мясомолпром» (Могилевский облисполком) создает ООО «СП «Агробелл-Милк» (сыры полутвердые), в 2002 г. ОАО «Керамин» (Министерство архитектуры и строительства) создает ООО СП «ТК «Keramin» (керамическая плитка, керамический гранит, санитарная керамика), в г. Кишенев, а в 2009 г. - «СП «Керамин-Инвест» в г. Тирасполь, в 2004 г. ПО «Минский тракторный завод» (Министерство промышленности) создает ООО «Торговый Дом «МТЗ-Лидер» (тракторы и запчасти к ним).29
На бизнес-климат также влияет тот факт, что внешний долг Молдовы увеличился за 2012 г. на 170 млн долл. и составил уже 1521 млн долл. Это влияет на политическую и экономическую нестабильность, показывая, что достижение устойчивого развития экономики в подобной ситуации маловероятно. Но, в то же время, это может привести к новой серии приватизаций государственной собственности, что будет выгодно инвесторам из стран ТС и ЕЭП.30
27 Гилан А. Чем Молдова отпугивает российских инвесторов. Business Class. 2010. 10 апреля [Электронный ресурс]. URL: http://www.businessclass.md/projects/masterclass/rus-sian_investment_in_Moldova.
28 Гилан А. Чем Молдова отпугивает российских инвесторов. Business Class. 2010. 10 апреля [Электронный ресурс]. URL: http://www.businessclass.md/projects/masterclass/rus-sian_investment_in_Moldova.
29 См. Кузнецов А.В,, Квашнин Ю.Д., Сидорова Е.А., Хавронин С.Б. Мониторинг взаимных инвестиций в СНГ. Санкт-Петербург: ЕАБР. 2012. Доклад№6. С. 32.
30 Вискалов А. Независимая Молдова: 20 лет спустя. 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://ava.md/projects/history/017547-nezavisimaya-moldova-20-let-spustya.html.
Сотрудничество со странами ТС и ЕЭП может благотворно сказаться на молдавском бизнесе, так как может гарантировать приток капитала в страну. В рамках создания Международного финансового центра в Москве фирмы Молдовы смогут в перспективе начать торговлю акциями и долговыми инструментами на российском рынке. Упрощение регистрации компаний в рамках сближения Молдовы со странами ТС и ЕЭП будет являться первым шагом в этом направлении.
Вследствие отсутствия ярко выраженного стремления Молдовы к присоединению к ТС и ЕЭП, элементы модели взаимодействия ЕС с Балканскими странами не подойдут ей для выстраивания отношений со странами ТС и ЕЭП. Можно предложить для Молдовы элементы модели взаимодействия ЕС со Средиземноморскими странами, при которой экономики двигаются по пути к определенной, максимально короткой с обеих сторон, дистанции в интеграции друг с другом. Например, имеет смысл развивать уже существующее соглашение о ЗСТ в рамках СНГ. Следует отметить, что соглашение о ЗСТ в рамках СНГ вступило в силу для Молдовы 15 января 2013 года.31
Также при рассмотрении перспектив сотрудничества Молдовы и ТС следует учитывать опыт взаимодействия Молдовы и ЕС путем заключения Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве.32 Следует отметить, что ЕС предоставляет помощь Молдове по различным программам, в частности, оказывая содействие совершенствованию процедур контроля и сертификации происхождения продуктов. Аналогичные преференции в виде упрощения и совершенствования процедур контроля и сертификации происхождения продуктов может предложить и страны ТС и ЕЭП.
По аналогии с моделью сотрудничества ЕС со Швейцарией, можно предложить Молдове заключить со странами ТС и ЕЭП некоторое количество секторальных соглашений по ряду ключевых вопросов, например по сельскому хозяйству, энергетике, услугам, машиностроению, легкой и пищевой промышленности. Принимая во внимание опыт взаимодействия ЕС с Норвегией и Исландией, Молдове можно предложить заключить соглашение об участии в общем рынке ЕЭП, без вступления в ТС с учетом особого интереса Молдовы в некоторых областях (сельскохозяйственных переработанных продуктах и текстильной промышленности).
Страны ТС и ЕЭП из четырёх основных торгово-экономических свобод могли бы обменяться с Молдовой свободой передвижения капитала, и предоставить Молдове свободу по передвижению рабочей силы. Т.к. ЗСТ в рамках СНГ не охватывает услуги, то страны ТС и ЕЭП могли бы обменяться с Молдовой также
31 См. Гусин. А. Договор о зоне свободной торговли между странами СНГ вступил в силу для Молдовы. Интернет портал СНГ. 2013. 15 января [Электронный ресурс]. иКЬ:
http://www.e-cis.info/news.php?id=5002.
32 Данное соглашение вступило в силу в июле 1998 года, в нём содержатся положения о либерализации торговли, согласовании законодательств, сотрудничестве в ряде секторов и политическом диалоге.
свободой движения услуг. Выстраивание отношений между Молдовой и участниками ТС и ЕЭП по данной модели будет вести к упрощению движения капитала в Молдову и улучшит инвестиционный климат в первую очередь за счет принятия российских стандартов на всех уровнях ведения бизнеса. Более того, подобные отношения упростят движение трудовой силы из Молдовы в страны-члены ТС и ЕЭП. По состоянию на 2012 г., Молдова занимает 5-е место по количеству денежных переводов граждан, работающих за границей. Объем поступлений в этом году составит около 23% ВВП.33 Также возможна разработка механизма, аналогичного программам содействия ЕС, в соответствии с которым Молдова могла бы получать помощь в виде безвозмездных трансфертов со стороны ТС.
АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЭФФЕКТОВ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХ ИЛИ ИНЫХ ФОРМ/ИНСТРУМЕНТОВ СОТРУДНИЧЕСТВА ТАДЖИКИСТАНА С ТС
В настоящее время Таджикистан активно сотрудничает с крупными компаниями из стран-членов ТС и ЕЭП и особенно с компаниями из России. Среди наиболее крупных корпораций, имеющих свои интересы в Таджикистане, стоит выделить ОАО «Газпром», который еще в 2003 г. заключил с правительством Таджикистана договор о стратегическом сотрудничестве на 25 лет. Позднее в 2006 и 2008 гг. были подписаны «Меморандум о намерениях по созданию совместного россий-ско-таджикистанского предприятия» и «Соглашение о принципах проведения геологического изучения недр на нефтегазоперспективных площадях Таджикистана». В результате данных соглашений «Газпром» получил поисково-разведочные разрешения для работы на площадках Саргазон, Ренган, Сарикамыш и Западный Шохамбары. За 2009-2011 гг. было вложено 1,5 млрд руб.34 Также идут переговоры и о получения лицензий на разработку перспективных участков на севере Таджикистана. Данное сотрудничество можно назвать успешным, так как в 2012 г. ОАО «Газпром» подало заявку на оформление контракта на недропользование площадки Западная Шохамбара.
Кроме заинтересованности в энергоресурсах, российский бизнес испытывает большой интерес к одной из наиболее перспективных и развитых отраслей таджикской экономики - производству электроэнергии. Уже сейчас России принадлежат активы в крупнейших ГЭС Таджикистана. Крупнейшим проектом можно назвать строительство Сангтудинской ГЭС российской компанией ОАО «ИНТЕР
33 Business Class. Молдова на 5 месте в мире по денежным переводам из-за рубежа. 2012. 21 ноября [Электронный ресурс]. URL:
http://www.businessclass.md/news/Moldova_na_5_meste_v_mire_po_denejnim_perevo-
dam_iz-za_rubeja/
34 См. Кузнецов А.В,, Квашнин Ю.Д., Сидорова Е.А., Хавронин С.Б. Мониторинг взаимных инвестиций в СНГ. Санкт-Петербург: ЕАБР. 2012. Доклад№6. С. 37.
РАО ЕЭС», в которое было вложено с 2005 г. примерно 16 млрд руб.35 Также в начале октября 2012 г. во время официального визита в Таджикистан, Президент Российской Федерации В.В. Путин заявил, что Россия будет сотрудничать в строительстве ГЭС средней и малой мощности на внутренних реках Таджикистана. Наиболее важным проектом для Таджикистана является Рогунская ГЭС, строительство которой, кроме экономической выгоды, также связано с рисками в отношениях с Узбекистаном.
Также Россия инвестирует в цветную металлургию (в 2005 г. ООО «Регион-инвест» приобретает 100% ОАО «Такобский ГОК» на тендере за 93 тыс. долл. Дальнейшие инвестиции могут превысить 10 млн долл., возможно освоение Май-хуринского месторождения вольфрама (Месторождение флюорита Красные Холмы, Варзобский район); оптовую и розничную торговлю (с 2007 г. ОАО «Газпром нефть» инвестирует в ООО «Газпром нефть - Таджикистан» для создания сети АЗС примерно 10 млн долл.).36
Что касается сферы услуг, то Россия инвестирует в Таджикистан в следующие секторы: в образование (например, в 2009 г. создается филиал МГУ им. М.В. Ломоносова в г. Душанбе), в телекоммуникации (с 2001 г. «Мегафон» вкладывает в 75% ЗАО «ТТМобайл» примерно 120 млн долл., партнером является национальный оператор ОАО «Таджиктелеком». В 2006 г. ВымпелКом приобретает 90% ООО «Таком», покупка 60% обошлась в 12 млн долл.); в гостиничный бизнес (в 2009 г. ООО «Русские отели» инвестируют в строительство гостиницы Hyatt Regency Dushanbe).37
Свои интересы в Таджикистане имеет и бизнес Казахстана. Казахстанские инвестиции в Таджикистан составляют более 100 млн долларов и размещаются по большей части в горнорудной промышленности и энергетике.38 А в июле 2012 г. Таджикистан начал экспортировать электроэнергию в Казахстан через Кыргыз-стан.39 Если учитывать тот факт, что сейчас Таджикистан не имеет общих границ со странами-членами ТС и ЕЭП, то вступление туда Кыргызстана положительно сказалось бы на объемах взаимной торговли.40
35 Более подробно см. Кузнецов А.В,, Квашнин Ю.Д., Сидорова Е.А., Хавронин С.Б. Мониторинг взаимных инвестиций в СНГ. Санкт-Петербург: ЕАБР. 2012. Доклад№6. С.
3S и Винокуров Е.Ю., Либман А.М. Евразийская континентальная интеграция. Санкт-Петербург: ЕАБР. 2012. С. 115.
36 Там же.
37 Там же.
38 Пирназаров Н. Таджикистан-Казахстан - новые горизонты сотрудничества. [Электронный ресурс] // Информационный ресурс Таджикистана Бизнес и Политика. 2010. 25 ноября. URL: http://gazeta-bip.net/politics/1070-2010-11-25-13-37-06.
39 Там же.
40 Международный центр торговли и устойчивого развития. Таджикистан стремится в Таможенный союз России, Казахстана и Беларуси. [Электронный ресурс] // Блог публикации «Мосты». 2012. Vol.3 Выпуск 14. URL: http://ictsd.org/i/news/mosty-blog/146210/
Среди казахстанских компаний, имеющих торгово-экономические отношения с Таджикистаном, следует отметить ОАО «Казкоммерцбанк», имеющее дочернюю компанию в Таджикистане.41 Активная деятельность была начата как в виду дефицита капитала в Таджикистане, так и роста объемов денежных переводов из Казахстана в Таджикистан. Другим игроком в этом секторе экономики является дочерняя компания Народного Банка Казахстана «Halyk Finance».42 Также существует Казахстанско-таджикский фонд прямых инвестиций, созданный с целью продвижения казахстанских инвестиций средства в Таджикистан.43 Согласно уставу фонда, минимальный объем инвестиций из средств фонда установлен в размере 800 тыс. долл., а максимальный - 8 млн долл. с уставным капиталом в 80 млн долл.44 В сфере торговли крупные контракты заключаются на поставку железнодорожного оборудования.45
Дальнейшая интеграция со странами-членами ТС и с Россией в частности, в рамках вступления Таджикистана в ТС и ЕЭП, может привести как к расширению присутствия ОАО «Газпрома» или ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», так и к росту экспорта промышленного оборудования из стран-членов ТС для успешной модернизации таджикской промышленности. Сближение также может улучшить и трудовое законодательство. С учетом того факта, что ежегодные переводы из России в Таджикистан составляют примерно 42% ВВП,46 упрощение получения разрешения на работу для мигрантов может стать решающим фактором, который повлияет на вхождение Таджикистана в ТС. Кроме того, вхождение в ТС может быть выгодным и с точки зрения сотрудничества в этой сфере с Казахстаном, так как количество
41 См. официальный сайт ОАО «Казкоммерцбанк». Перечень дочерних организаций АО «Казкоммерцбанк» на 1 октября 2012 г. [Электронный ресурс] URL: http://ru.kkb.kz/ page/AffiliatedCompanies.
42 См. официальный сайт Halyk Finance. О нас. [Электронный ресурс]. URL: http://www. halykfinance.kz/ru/site/index/about.
43 См. Агентство международной информации Новости - Казахстан. Казахстанско-таджикский фонд прямых инвестиций начал работу в Душанбе. 2011. 10 февраля [Электронный ресурс]. URL: http://www.newskaz.ru/economy/20110210/1139S32.html.
44 См. Кузнецов А.В,, Квашнин Ю.Д., Сидорова Е.А., Хавронин С.Б. Мониторинг взаимных инвестиций в СНГ. Санкт-Петербург: БАБЕ 2012. Доклад№6. С. 40.
45 Эргашева З. В Казахстане для «Таджикской железной дороги» изготовлено два новых локомотива [Электронный ресурс] // Asia-Plus. 2012. 04 декабря. URL:
http://www.news.tj/ru/news/v-kazakhstane-dlya-tadzhikskoi-zheleznoi-dorogi-izgotovleno-
eshche-dva-novykh-lokomotiva.
46 По данным World Bank на 2012 год ВВП взято по ППС: World Bank. World Data bank. World Development Indicators [Электронный ресурс]. URL: http://data.worldbank.org/.
таджикских рабочих там уже достигло 100 тысяч и продолжает расти.47 Сотрудничество в рамках ТС и ЕЭП может способствовать снятию запрета Роспотребнадзора на ввоз в Россию отдельных видов сельхозпродукции из Таджикистана.
Сотрудничество со странами-членами ТС и ЕЭП может благотворно сказаться для таджикского бизнеса, гарантируя приток капитала в страну. В рамках создания Международного финансового центра в Москве, фирмы Таджикистана смогут в перспективе начать привлекать капитал через размещение акций и долговых инструментов на российском рынке. Упрощение регистрации компаний в рамках сближения Таджикистана с ТС будет являться первым шагом в этом направлении. Более быстрым способом попасть на российский рынок является продажа депозитарных расписок на акции таджикских компаний российскими банками. Также имеется возможность продажи акций закрытых паевых фондов, включающих в себя доли таджикских компаний. Подобные фонды, более доходные, но и более рискованные, смогли бы найти спрос среди российских и казахских частных и институциональных инвесторов.
По всей видимости, для Таджикистана, который в перспективе хотел бы присоединиться к ТС и ЕЭП, подошли бы элементы модели взаимодействия ЕС с Балканскими странами с постепенным сближением норм и законодательства и внутренними реформами на пути к полному присоединению.
Взамен расширения возможностей инвестирования крупными российскими и, возможно, казахстанскими компаниями в таджикистанскую экономику и предоставления этим компаниям гарантии прав собственности, Таджикистан мог бы получить свободу перемещения рабочей силы наравне с Казахстаном и Белоруссией. Таким образом, из четырёх основных торгово-экономических свобод ЕЭП мог бы обменяться с Таджикистаном свободой перемещения товаров, свободой перемещения услуг, получить от Таджикистана свободу перемещения на его экономическую территорию капитала и предоставить для Таджикистана свободы перемещения рабочей силы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги, можно сказать, что при разработке форм сотрудничества Армении, Молдовы и Таджикистана с ТС и ЕЭП следует опираться на политику взаимодействия подобных объединений с другими странами. При этом возможны следующие взаимовыгодные направления развития сотрудничества:
► Интеграция Армении в ТС даст доступ к металлам и минеральным ресурсам этой страны посредством инвестиций в соответствующие отрасли. При улучше-
47 Саркорова А. Казахстан ограничивает в правах гастарбайтеров. [Электронный ресурс] // Русская служба ВВС. 2012. 31 октября. иЯЬ:
http://www.bbc.co.uk/russian/international/2012/10/121030_kazakhstan_migtrants_
restrictions.shtml.
нии отношений с Грузией после выборов в парламент 2012 г., транзит данных товаров на территорию России станет возможным и без общей границы с Арменией. То же самое касается доступа к таджикскому хлопку для российской текстильной индустрии, хотя из-за напряженных отношений между Таджикистаном и Узбекистаном подобное сотрудничество может быть сопряжено с рисками.
► Более простой доступ инвесторов из стран ТС и ЕЭП и их поддержка со стороны местных правительств может быть обоюдовыгодна. С учетом хронических бюджетных дефицитов, приток прямых иностранных инвестиций, положительно сказывающийся на росте заработных плат, безработице и росте налоговых отчислений, улучшит благосостояние местного населения. Также в случае с Арменией, объединение экспортных отраслей положительно скажется на их конкурентоспособности в виду эффекта масштаба.
► Доступ к рынкам государственных закупок в Армении, Молдове и Таджикистане: при участии в тендерах, местное правительство сможет получать более выгодные предложения, в свете дефицита бюджетов, в то время как страны-члены ТС и ЕЭП получат дополнительные рынки. Помимо направлений развития сотрудничества сходных для ЕС и ТС, стоит отметить следующее направление:
► Доступ к отраслям промышленности, требующих модернизацию: более развитая промышленность, сельское хозяйство или рынок услуг стран ТС может способствовать адаптации новых технологий по увеличению продуктивности, а также способствовать модернизации промышленного и сельскохозяйственного оборудования.
БИБЛИОГРАФИЯ:
Buehler S., Helm M., Lechner M. Trade Liberalization and Growth: Plant-Level Evidence from Switzerland. Discussion Paper no. 2011-33. Canton of St. Gallen: University of St. Gallen.
2011. pp. 1-32.
Business Class. Молдова на 5 месте в мире по денежным переводам из-за рубежа. 2012.
21 ноября [Электронный ресурс]. URL: http://www.businessclass.md/news/Moldova_na_5_ meste_v_mire_po_denejnim_perevodam_iz-za_rubeja/
Busse M., Borrmann A., Grobmann H. The Impact of ACP/EU Economic Partnership Agreements on ECOWAS Countries: An Empirical Analysis of the Trade and Budget Effects. Final Report. Hamburg: Hamburg Institute of International Economics. 2004. pp. 1-63.
Demetropoulou L. Europe and the Balkans: Membership Aspiration, EU Involvement and Europeanization Capacity in South Eastern Europe. Athens: Panteion University. Southeast European Politics. 2002. vol. 3. No. 2-3. pp. 87-106.
Emerson M. Andorra and the European Union. Brussels: CEPS. 2007. pp. 1-20.
Emerson M., Vahl M., Woolcock S. Navigating by the Stars: Norway, the European Economic Area and the European Union. Brussels: CEPS. 2002. pp. 1-149.
Grolimund N., Vahl M. Integration without Membership: Switzerland’s Bilateral Agreements with the EU. Brussels: CEPS. 2006. pp. 1-122.
Messerlin P., Emerson M., Jandieri G. and le Vernoy A. An appraisal of the EU’s trade policy towards its Eastern neighbours: The case of Georgia. Brussels: CEPS. 2011. pp. 1-109.
Noutcheva G. and Emerson M. Economic Regimes for Export Extending the EU’s Norms of Economic Governance into the Neighbourhood. Brussels: CEPS. 2005. CEPS Working Document No. 233. pp. 1-27.
Vahl M. Models for the European Neighbourhood Policy: The European Economic Area and the Northern Dimension. Brussels: CEPS. 2005. CEPS Working Document. pp. 49-67.
World Bank. World Data bank. World Development Indicators [Электронный ресурс]. URL: http://data.worldbank.org/.
Агентство международной информации Новости - Казахстан. Казахстанско-таджикский фонд прямых инвестиций начал работу в Душанбе. 2011. 10 февраля [Электронный ресурс]. URL: http://www.newskaz.ru/economy/20110210/1139S32.html.
Арутюнян О., Сергунин А. Восточное партнерство ЕС: второе дыхание // Обозреватель-Observer. Москва. 2012. № 1. С. 90-97.
Бабынина Л.О. Особенности участия скандинавских стран и Финляндии в процессе Европейской интеграции. М.: Институт Европы РАН. 2010. С. 296-303.
Винокуров Е. Ю., Либман А. М. Евразийская континентальная интеграция. Санкт-Петербург: ЕАБР 2012. С. 1-224.
Вискалов А. Независимая Молдова: 20 лет спустя. 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://ava.md/projects/history/017547-nezavisimaya-moldova-20-let-spustya.html.
Гилан А. Чем Молдова отпугивает российских инвесторов. Business Class. 2010. 10 апреля [Электронный ресурс]. URL:
http://www.businessclass.md/projects/masterclass/mssian_investment_in_Moldova.
Гудым А. Республика Молдова: современные тенденции развития. Центр стратегических исследований и реформ. 2005. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cisr-md.org/ROM/cont-russint-RUS.html.
Гусин. А. Договор о зоне свободной торговли между странами СНГ вступил в силу для Молдовы. Интернет портал СНГ. 2013. 15 января [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-cis.info/news.php?id=5002.
Деловые новости ЕврАзЭС. ЕАБР изучает проект модернизации Нурекской ГЭС. 2012.
1S октября [Электронный ресурс]. URL: http://www.evrazes-bc.ru/news/view/2026S.
Договор о зоне свободной торговли Содружества независимых государств (ЗСТ СНГ) от 1S октября 2011 года, г. Санкт-Петербург [Электронный ресурс]. // Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств. URL: http://cis. minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=3183.
Кузнецов А.В,, Квашнин Ю.Д., Сидорова Е.А., Хавронин С.Б. Мониторинг взаимных инвестиций в СНГ. Санкт-Петербург: ЕАБР. 2012. Доклад№6. С. 1-52.
Международный центр торговли и устойчивого развития. Таджикистан стремится в Таможенный союз России, Казахстана и Беларуси. [Электронный ресурс] // Блог публикации «Мосты». 2012. Vol.3 Выпуск 14. URL: http://ictsd.org/i/news/mosty-blog/146210/
Негуца А. Интересы Молдовы состоят в развитии европейского вектора. ИТАР-ТАСС.
2012. 11 апреля [Электронный ресурс]. URL: http://www.itar-tass.com/c49/389215.html.
Независимая. На территории Армении будут созданы совместные армяно-российские предприятия ВПК. 2012. 13 апреля [Электронный ресурс]. URL: http://www.ng.ru/cis/2012-04-13/7 armenia.html.
Петров Р.А. Сближение законодательства как элемент секторального сотрудничества между Европейским союзом и Швейцарией: уроки для Украины. Киев: Национальный университет «Киево-Могилянская Академия». 2010. С. 1-14. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ekmair.ukma.kiev.ua/bitstream/123456789/1716/1/Petrov_Sblyzhenye%20zakono-datelstva.pdf.
Пирназаров Н. Таджикистан-Казахстан - новые горизонты сотрудничества. [Электронный ресурс] // Информационный ресурс Таджикистана Бизнес и Политика. 2010. 25 ноября. URL: http://gazeta-bip.net/politics/1070-2010-11-25-13-37-06.
Портал информационной поддержки экспорта Export.by. Молдова. Обзор рынка коньяка. 2012. 24 июля [Электронный ресурс]. URL: http://business.export.by/?act=news&mode= view&id=44525.
Путин В.В. (2011) Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня. [Электронный ресурс] // Известия. 2011. 03 октября. URL: http:// izvestia.ru/news/502761.
Сайт Halyk Finance. О нас. [Электронный ресурс]. URL: http://www.halykfinance.kz/ru/ site/index/about.
Декларация о евразийской экономической интеграции. [Электронный ресурс] // Сайт Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). URL: http://www.evrazes.com/i/data/ item7568-2.pdf.
Сайт ОАО «Казкоммерцбанк». Перечень дочерних организаций АО «Казкоммерцбанк» на 1 октября 2012 г. [Электронный ресурс] URL: http://ru.kkb.kz/page/AffiliatedCompanies.
Сайт Посольства Республики Казахстан в Республике Армения. Торгово-экономическое сотрудничество [Электронный ресурс] URL: http://www.kazembassy.am/?id=63&lng=1.
Саркорова А. Казахстан ограничивает в правах гастарбайтеров. [Электронный ресурс] // Русская служба BBC. 2012. 31 октября. URL:
http://www.bbc.co.uk/russian/international/2012/10/121030_kazakhstan_migtrants_
restrictions.shtml.
Соглашение о правовом статусе трудящихся мигрантов и членов их семей (по состоянию на 1 декабря 2010 г.) и к Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств (по состоянию на 1 декабря 2010 г. [Электронный ресурс] // Сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/formuep/empmove/
Сулухия Т. Полный запрет на право собственности для иностранцев негативно повлияет на приток иностранных инвестиций в сельское хозяйство — Всемирный банк. [Электронный ресурс] // АПК-Информ. 2012. 12 декабря. URL:
http://www.apk-inform.com/ru/exclusive/opinion/1000646#.ULMBqod95ic.
Трофимова О.Е. Эволюция средиземноморской политики Евросоюза: путь от сотрудничества к интеграции. М.: ИМЭМО РАН. 2011. С. 1-122.
Эргашева З. В Казахстане для «Таджикской железной дороги» изготовлено два новых локомотива [Электронный ресурс] // Asia-Plus. 2012. 04 декабря. URL:
http://www.news.tj/ru/news/v-kazakhstane-dlya-tadzhikskoi-zheleznoi-dorogi-izgotovleno-
eshche-dva-novykh-lokomotiva.