Научная статья на тему 'Армения, Молдова и Таджикистан: возможно ли взаимодействие с таможенным союзом и единым экономическим пространством без вступления в них?'

Армения, Молдова и Таджикистан: возможно ли взаимодействие с таможенным союзом и единым экономическим пространством без вступления в них? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
511
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / INTEGRATION / THE CUSTOMS UNION / THE COMMON ECONOMIC SPACE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баева Марина Алексеевна, Пойкер Михаил Борисович

Данная статья посвящена разработке возможных форм тесного взаимодействия экономик соседних стран с Таможенным союзом Белоруссии, Казахстана и России (ТС) и Единым экономическим пространством данных стран (ЕЭП) без вступления в эти объединения, применительно к Армении, Молдове и Таджикистану. На основании анализа как общих особенностей и направлений возможного сотрудничества и инструментов взаимодействия, так и специфики каждой страны в отдельности, с учетом мирового опыта сотрудничества крупных экономических объединений с другими странами авторы предлагают анализ экономических эффектов применения тех или иных форм сотрудничества между странами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Armenia, Moldova, and Tajikistan: interaction with the Customs Union and the Common Economic Space without joining?

The article is devoted to development of possible forms of close economic collaboration of Armenia, Moldova, and Tajikistan with the Customs Union and the Common Economic Space (CES) of Belarus, Kazakhstan, and Russia (CU) without joining these organizations. On the basis of the analysis of both the common features and areas of possible cooperation and collaboration tools, as well as the specifics of each country, and taking into account the world experience in major economic alliances with other countries the authors provide the analysis of the economic effects of the certain forms of collaboration between the countries.

Текст научной работы на тему «Армения, Молдова и Таджикистан: возможно ли взаимодействие с таможенным союзом и единым экономическим пространством без вступления в них?»

Армения, Молдова и Таджикистан: возможно ли взаимодействие с Таможенным союзом и Единым экономическим пространством без вступления в них?*

М.А. Баева, М.Б. Пойкер

УДК 339.9+339.543 ББК 65.428 Б-158

В современных условиях вопрос взаимодействия крупных интеграционных объединений и соседних государств не ограничивается бинарным выбором между присоединением и неприсоединением к существующим экономическим союзам. Для разных стран могут быть предложены различные форматы взаимодействия, которые зависят от структуры экономик, сравнительных преимуществ и интересов взаимодействующих сторон. Интеграция Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России (ТС) и Единого экономического пространства данных стран (ЕЭП) с Арменией, Молдовой и Таджикистаном не является исключением из этого правила. Каждая из перечисленных экономик обладает своей спецификой, в каждой из них по-разному представлены интересы бизнеса стран Таможенного союза, поэтому и модели взаимодействия для каждой из этих стран могут быть предложены разные. В данной статье, на основании идентификации текущей ситуации, торговых и экономических интересов Армении, Молдовы и Таджикистана, стран Таможенного союза и Единого экономического пространства и мирового опыта, формулируются различные варианты взаимодействия рассматриваемых стран с ТС и ЕЭП.

Статья имеет следующую структуру: в разделе 2 представлены основные модели сотрудничества Европейского союза (ЕС) с прочими странами мира. В разделе 3 представлены Общие особенности и направления сотрудничества изучаемых стран с ТС и ЕЭП. В разделах с 4 по 6 анализируются экономические эффекты применения форм/инструментов сотрудничества трех стран с ТС. В разделе 7 предложено заключение и рекомендации по экономической политике.

* Исследование проведено совместно с ЦИИ ЕАБР. Авторы выражают благодарность Винокурову Е.Ю. и Перебоеву В.С. за полезные обсуждения и ценные замечания.

МОДЕЛЬ СОТРУДНИЧЕСТВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА С ПРОЧИМИ СТРАНАМИ

Анализ мирового опыта взаимодействия крупных интеграционных объединений с другими странами проводился в основном на примере Европейского союза. Данный анализ показал, что такие модели сотрудничества могут быть условно разделены на шесть основных типов:

Модель сотрудничества ЕС с Норвегией и Исландией подразумевает подписание всеохватывающего соглашения с учетом особого интереса в рыболовной отрасли и сельском хозяйстве (Соглашение о ЕЭЗ).1

Модель сотрудничества ЕС со Швейцарией означает подписание ряда двусторонних секторальных соглашений, с учетом особого интереса Швейцарии в банковском секторе, без подписания главного рамочного соглашения.2

Модель сотрудничества ЕС со странами Восточной Европы и Южного Кавказа подразумевает подписание соглашений о партнерстве и сотрудничестве, которые затем трансформировались в планы действий в рамках Европейской политики соседства (ЕПС),3 а также программу ЕС «Восточное партнёрство».4 В перспективе рассматривается создание всеобъемлющих соглашений о ЗСТ, переговоры по которым для ряда стран уже начались.5

1 Более подробно см. работы Emerson M., Vahl M., Woolcock S. Navigating by the Stars: Norway, the European Economic Area and the European Union. Brussels: CEPS. 2002. pp. 1-149 и Бабынина Л.О. Особенности участия скандинавских стран и Финляндии в процессе Европейской интеграции. М.: Институт Европы РАН. 2010. С. 296-303.

2 Более подробно см. работы Grolimund N., Vahl M. Integration without Membership: Switzerland’s Bilateral Agreements with the EU. Brussels: CEPS. 2006. pp. 1-122; Buehler S., Helm M., Lechner M. Trade Liberalization and Growth: Plant-Level Evidence from Switzerland. Discussion Paper no. 2011-33. Canton of St. Gallen: University of St. Gallen. 2011. pp. 1-32 и Петров Р.А. Сближение законодательства как элемент секторального сотрудничества между Европейским союзом и Швейцарией: уроки для Украины. Киев: Национальный университет «Киево-Могилянская Академия». 2010. С. 1-14. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.ekmair.ukma.kiev.ua/bitstream/123456789/1716/1/Petrov_Sblyzhenye%20zakonodatel-stva.pdf.

3 См. подробнее по этому вопросу работы Noutcheva G. and Emerson M. Economic Regimes for Export Extending the EU’s Norms of Economic Governance into the Neighbourhood. Brussels: CEPS. 2005. CEPS Working Document No. 233. pp. 1-27 и Vahl M. Models for the European Neighbourhood Policy: The European Economic Area and the Northern Dimension. Brussels: CEPS. 2005. CEPS Working Document. pp. 49-67.

4 Про программу ЕС «Восточное партнёрство» см. подробнее Арутюнян О., Сергунин А. Восточное партнерство ЕС: второе дыхание // Обозреватель-Observer. Москва. 2012. № 1. С. 90-97.

5 Более подробно см. работы Messerlin P., Emerson M., Jandieri G. and le Vernoy A. An appraisal of the EU’s trade policy towards its Eastern neighbours: The case of Georgia. Brussels: CEPS. 2011. pp. 1-109.

Модель сотрудничества ЕС со странами Средиземноморья включает в себя соглашения о евросредиземноморской ассоциации, планы действий в рамках ЕПС, Союз для Средиземноморья. Отмечается движение по пути к максимально короткой с обеих сторон интеграционной дистанции: созданию всеобъемлющей евро-средиземноморской ЗСТ.6

Модель сотрудничества ЕС с Балканскими странами подразумевает процесс стабилизации и ассоциации, подписание двусторонних ЗСТ и отражает неравновесное состояние, которое в долгосрочной перспективе переходит либо в сотрудничество без присоединения, либо в полноценное членство.7

Модель сотрудничества ЕС со странами Африки, Карибского бассейна и Тихоокеанского региона (АКТ) включает переход от режима преференций для бывших колоний к соглашениям об экономическом сотрудничестве, основывающимся на принципах ВТО путем подписания соглашений об экономическом сотрудничестве и создания ЗСТ с длинным переходным периодом.8

ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ ВОЗМОЖНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И ИНСТРУМЕНТОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АРМЕНИИ, МОЛДОВЫ И ТАДЖИКИСТАНА С ТС И ЕЭП

Обсуждая возможные формы взаимодействия Армении, Молдовы со странами ТС и ЕЭП, важно помнить, что при создании новых форматов сотрудничества следует избегать дублирования функций с уже существующими формами сотрудничества. Таджикистан с 2001 года входит в Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), Армения (с 2003 года) и Молдова (с 2002 года) имеют статус наблюдателя. Армения и Молдова, также как и Белоруссия, Казахстан и Россия, подписали в 2011 году и ратифицировали соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ) стран СНГ. Таджикистан подписал это соглашение, но пока не ратифицировал его. Не-

6 Более подробно о сотрудничестве ЕС со странами Средиземноморья см. работы Vahl M. Models for the European Neighbourhood Policy: The European Economic Area and the Northern Dimension. Brussels: CEPS. 2005. CEPS Working Document. pp. 49-67; Emerson M. Andorra and the European Union. Brussels: CEPS. 2007. pp. 1-20 и Трофимова О.Е. Эволюция средиземноморской политики Евросоюза: путь от сотрудничества к интеграции. М.: ИМЭМО РАН. 2011. С. 1-122.

7 Подробнее см. Demetropoulou L. Europe and the Balkans: Membership Aspiration, EU Involvement and Europeanization Capacity in South Eastern Europe. Athens: Panteion University. Southeast European Politics. 2002. vol. 3. No. 2-3. pp. 87-106; Vahl M. Models for the European Neighbourhood Policy: The European Economic Area and the Northern Dimension. Brussels: CEPS. 2005. CEPS Working Document. pp. 49-67 и Emerson M. Andorra and the European Union. Brussels: CEPS. 2007. pp. 1-20.

8 См., например, работу Busse M., Borrmann A., Grobmann H. The Impact of ACP/EU Economic Partnership Agreements on ECOWAS Countries: An Empirical Analysis of the Trade and Budget Effects. Final Report. Hamburg: Hamburg Institute of International Economics. 2004. pp. 1-63.

смотря на неоднозначные условия данного соглашения, рассматриваемым странам вряд ли имеет смысл инициировать другие переговоры по какой-либо новой ЗСТ с участниками ТС и ЕЭП. Но возможно имеет смысл всем участникам улучшать работу существующей ЗСТ в СНГ, путем уменьшения исключений и добавления в соглашение новых важных областей сотрудничества. Необходимо подчеркнуть, что евразийская интеграция идет дальше - от ТС к ЕЭП, в планах - к Евразийскому экономическому союзу, и далее к более обширному Евразийскому Союзу.9

Если членство в объединении не является целью для стран, а для них важно именно экономическое сотрудничество и партнерство при максимальном сохранении независимости, то можно предложить рассмотрение в соответствующих соглашениях и программах следующих областей сотрудничества: инвестиции; поддержка малых и средних предприятий; энергетическое сотрудничество; производственная кооперация; трудовая миграция; сельское хозяйство. Также одной из сфер сотрудничества могло бы стать приведение стандартов, норм технического регулирования и правил сертификации продукции к единым нормативам.

Особое значение глубокая интеграция Армении, Молдовы и Таджикистана с ЕЭП имеет для цивилизованного становления единого рынка труда. Это может быть достигнуто через присоединение данных стран к соответствующим соглашениям ЕЭП.10 Емкий и диверсифицированный рынок труда ЕЭП способен впитать дополнительные трудовые ресурсы и обеспечить более высокий уровень доходов и социальной защиты.

По всей видимости, в долгосрочной перспективе будут сохраняться различия между величиной внешних тарифов Армении, Молдовы и Таджикистана и Таможенного союза. В то же время, эти страны могут идти по пути координации макроэкономической политики, как первого шага к интеграции экономик. Можно сделать вывод, что сотрудничество Армении, Молдовы и Таджикистана со странами-членами ТС и ЕЭП не может быть в полной мере отнесено ни к одной из выделенных нами моделей сотрудничества ЕС с другими странами, но при этом прослеживаются некоторые общие черты с ними. Следовательно, для этих стран

9 В ноябре 2011 года была подписана Декларация о Евразийской экономической интеграции, в которой говорится, что с 1 января 2012 года будет осуществляться переход к Единому экономическому пространству, основанному на нормах и принципах ВТО с конечной целью создания к 2015 году Евразийского экономического союза. В настоящее время разрабатывается проект нового соглашения - Договора о Евразийском экономическом союзе. См. Декларацию о евразийской экономической интеграции [Электронный ресурс] // Сайт Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). иКЬ: http://www.evrazes.eom/i/data/ item7568-2.pdf.

10 К Соглашению о правовом статусе трудящихся мигрантов и членов их семей (по состоянию на 1 декабря 2010 г.) и к Соглашению о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств (по состоянию на 1 декабря 2010 г. См. официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации// http://www.eeonomy.gov.ru/minee/aetivity/seetions/formuep/empmove/

следует рассматривать индивидуальные формы сотрудничества со странами ТС и ЕЭП.

АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЭФФЕКТОВ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХ ИЛИ ИНЫХ ФОРМ СОТРУДНИЧЕСТВА АРМЕНИИ С ТС

В последнее время наблюдается прирост инвестиций из стран ТС, особенно России, в армянскую экономику. Среди особенно крупных проектов11 стоит отметить строительство нового атомного энергоблока Армянской АЭС компанией ЗАО «Атомстройэкспорт», создание телемедицинской системы компанией НПО «Национальное телемедицинское агентство», освоение месторождений урановой руды в Армении компанией ОАО «Атомредметзолото», завершение строительства 5-го блока Разданской ТЭС и создание на её базе единого имущественного и технологического комплекса компаниями ОАО «Силовые Машины» и ОАО «Газпром»,12 создание фонда венчурных инвестиций ОАО «РВК», с 2009 г. ведется создание на территории промышленных предприятий ЗАО «РАО Марс» и ЗАО «Ереванское НИИ математических машин» свободной экономической зоны научно-исследовательского типа компанией ОАО «СИТРОНИКС». В инфраструктуру свободной экономической зоны планируется вложить 10 млн долл. (ЕАБР, 2012) По словам Посла России в Армении В.Е. Коваленко, высокотехнологичные продукты ЗАО «РАО Марс» и ЗАО «Ереванское НИИ математических машин» «имеют хорошие перспективы для быстрого развития рентабельной на мировом рынке наукоемкой продукции».13 Также существуют проекты по созданию совместных предприятий военно-промышленного комплекса.

Также ведется взаимодействие с Росатомом в рамках проекта Международного центра по обогащению урана. В 2008 г. Атомредметзолото (Росатом) вложил 50% в уставной капитал ЗАО «Армяно-Российская горнорудная компания», который составил 242 тыс. долл. Партнером является Министерство энергетики и природных ресурсов Республики Армения, лицензия на геологоразведку была выдана в 2009 г. сроком на 5 лет. Также присутствуют российские инвестиции в производстве цветных металлов. Русал в 2000 г. создал ЗАО «РусалАрменал». Что касается топливного комплекса, то ОАО «Газпром» в 2002 г. вложил 126 млн долл. в «Арм-Росгазпром». Россия также инвестирует в железнодорожный транспорт Армении: в 2008 г. РЖД заключили концессионное соглашение с ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога». В целом инвестиции составили примерно 187 млн долл., пла-

11 По данным страновых планов действий, утвержденных Министерством экономического развития России.

12 Разданская ТЭС передана в собственность России в счет погашения государственного долга Армении.

13 Независимая. На территории Армении будут созданы совместные армяно-российские предприятия ВПК. 2012. 13 апреля [Электронный ресурс]. иКЬ: http://www.ng.ru/eis/2012-04-13/7 armenia.html.

нируется инвестировать 572 млн долл., в том числе 220 млн долл. за первые 5 лет. В основе концессионный договор о передаче государственного ЗАО «Армянская железная дорога» в управление ЗАО «ЮКЖД» сроком на 30 лет (ЕАБР, 2012).

Россия инвестирует в Армению в агропромышленный комплекс. ГК «Бородино» в 2005 г. купила Араратский консервный завод, который затем был переименован в Армянский консервный завод «Бородино». Также Россия инвестирует в электроэнергетику. Состоялось завершение строительства 5-го блока Разданской ТЭС и создание на её базе единого имущественного и технологического комплекса компаниями ОАО «Силовые Машины» и ОАО «Газпром».14 Приобретение активов незавершенного строительства 5-го блока обошлось в 248,8 млн долл., дополнительные инвестиции составили 180 млн долл. к концу 2011 г. ИНТЕР РАО ЕЭС купил в 2006 г. 100% ЗАО «Электрические сети Армении» (плановые инвестиции на 2011-2015 гг. составляют 2142 млн руб.) в 2011 г. - 100% ОАО «РазТЭС» (Раздан-ская ТЭС - четыре блока, в 2003-2011 гг.), 90% акций ЗАО «Международная энергетическая корпорация», Севано-Разданский каскад ГЭС, которые в 2011 г. были проданы ОАО «Гидроинвест» (дочке «РусГидро»). По оценкам экспертов, актив стоит 220-290 млн долл., по другим данным только 200 млн долл. (ЕАБР, 2012).

Что касается сферы услуг, то Россия инвестирует в игорный бизнес Армении (StormInternational в 2009 г. инвестирует в казино VIP класса «Шангри-Ла»), в образование (в основном открытие филиалов российских вузов в Армении, например, в 2002 г. в Ереване был открыт филиал Московского государственного университета экономики, статистики и информатики), а также в телекоммуникации. В 2006 г. ВымпелКом купил за 341,9 млн евро 100% ЗАО «Арментел», Комстар-ОТС (МТС) выкупил примерно за 10 млн долл. 75% «Коллнет» и 100% принадлежащего ей Интернет-провайдера «Корнет». В 2007 г. МТС купил за 431 млн долл. 80% ЗАО «К-Телеком», лидера рынка мобильной связи Армении. В 2012 г. Ростелеком купил 75% - 1 акция «GNC Alfa» за 22,5 млн долл., крупнейшего в Армении оператора магистрального Интернета и передачи данных. Что касается финансового сектора, то в 1991 г. создается ООО «Банк Прометей», в 2007 г. Газпромбанк купил 100% ЗАО «Арэксимбанк», а Тройка Диалог купила ЗАО «Америабанк». В отрасли страхования в 2003 г. Ингосстрах через компанию ЗАО «ИнВест-Полис» покупает 75% ЗАО «ЭФЕС» (после поглощения переименована в «ИНГО Армения»), в 2008 г. Росгосстрах создает ЗАО «Росгосстрах-Армения» с уставным капиталом

6 млн долл. Компания становится лидером на армянском рынке страхования автогражданской ответственности (ЕАБР, 2012).

Кроме этих масштабных проектов, в Армении насчитывается около 1280 предприятий с участием российского капитала с суммарной капитализацией более 3

14 Разданская ТЭС передана в собственность России в счет погашения государственного долга Армении.

млрд долл.15 По большей части все предприятия представляют добывающий сектор или сектор услуг. А доля предприятий с участием российского капитала в общем количестве предприятий с участием иностранного капитала составила примерно 27,6%.

Более того, важно отметить, что большая часть иностранных инвестиций из других стран, например Европы и США, являются портфельными, в то время как инвестиции из России преимущественно прямые. Сейчас Россия занимает первое место по доли в суммарном объеме инвестиций в Армению (44,1%) и доли в ПИИ (57,2%).16

Также в Армении представлен и казахстанский бизнес. Он сосредоточен в основном в банковском секторе и в промышленности. В 2005 г. банком «ТуранАлем» («БТА Банк») было куплено ЗАО «Международный инвестиционный банк» (Армения), которое затем было переименовано в «БТА Инвестбанк». В собственность «БТА Банка» перешло 48,9%. Еще 31,1% акций осталось у австрийской компании 2КЬ, 20% - у армяно-казахской компании Mobilex. По данным на 2007 г., совокупные инвестиции Казахстана в Армению достигли 35 млн долл. (все они приходились на «БТА Инвестбанк»).17 Казахстанские активы также представлены в ОАО «Международного центра по обогащению урана».

Белоруссия инвестирует в Армению в сектор оптовой и розничной торговли: фирма «Белресурсы» открыла в 2000 г. ЗАО «Торговый дом БелАр» (торговля стройматериалами из древесины, продуктами питания, алкогольной продукцией), государственное предприятие «Витебский ЛВЗ», СООО «Малиновщизненский спиртоводочный завод - «Аквадив» открыли ООО «Армяно-Белорусский торговый дом». Проект был начат в 2010 г., со стороны Армении участвует концерн «Мульти групп».18

В рамках создания Международного Финансового центра в Москве, фирмы Армении смогут в перспективе начать торговлю акциями и долговыми инструментами на российском рынке. Упрощение регистрации компаний в рамках сближения Армении с ТС и ЕЭП будет являться первым шагом в этом направлении.

Так как не наблюдается ярко выраженного стремления по вступлению Армении в ТС и ЕЭП, то для неё не подходят элементы модели взаимодействия ЕС со странами, которые хотели бы вступить в ЕС (модель сотрудничества ЕС с Балканскими странами). Можно предложить для Армении элементы модели взаимодействия ЕС со Средиземноморскими странами. При данной форме взаимодействия экономики

15 На 1 июля 2012 года.

16 На конец декабря 2012 года.

17 См. Официальный сайт Посольства Республики Казахстан в Республике Армения. Торгово-экономическое сотрудничество [Электронный ресурс] иКЬ: http://www. kazembassy.am/?id=63&lng=1.

18 См. Кузнецов А.В,, Квашнин Ю.Д., Сидорова Е.А., Хавронин С.Б. Мониторинг взаимных инвестиций в СНГ. Санкт-Петербург: ЕАБР. 2012. Доклад№6. С. 30.

двигаются по пути к определенной, максимально короткой с обеих сторон, дистанции в интеграции друг с другом.

Как было отмечено выше, имеет смысл развивать уже существующее соглашение о ЗСТ в рамках СНГ. Стоит отметить, что в соглашении о ЗСТ в рамках СНГ у Армении имеются лишь незначительные изъятия по сравнению с другими участниками.19 Соответственно можно предложить Армении постепенное уменьшение изъятий со стороны других участников. Также возможно развитие данного соглашения о ЗСТ путем углубления интеграции, т.е. увеличения охвата рассматриваемых вопросов (добавления глав по услугам, инвестициям, правам интеллектуальной собственности, конкурентной политике и т.д.).

Что касается использования опыта взаимодействия ЕС со Швейцарией, то Армении, помимо существующего соглашения о ЗСТ в рамках СНГ, можно было бы заключить со странами ТС и ЕЭП некоторое количество секторальных соглашений по ряду ключевых вопросов, например по таким, как энергетика, металлургия, инвестиции, сельское хозяйство, таможенные вопросы, услуги (преимущественно телекоммуникационные и транспортные), технические барьеры в торговле. Возможно, для взаимодействия с ТС и ЕЭП Армении могут быть применены элементы модели сотрудничества ЕС с Норвегией, т.е. заключение соглашения об участии в ЕЭП с использованием четырех свобод (свободы движения товаров и услуг и передвижения капитала и рабочей силы), без вступления в ТС. Таким образом, между сторонами подписывается общее соглашение с учетом особого интереса Армении в некоторых областях, например в энергетике и металлургии. Страны ТС и ЕЭП из четырёх основных торгово-экономических свобод могли бы обменяться с Арменией свободой передвижения капитала и рабочей силы. Т.к. ЗСТ в рамках СНГ не охватывает услуги, то с Арменией можно было бы обменяться также свободой движения услуг. Сотрудничество со странами-членами ТС и ЕЭП может благотворно сказаться для Армянского бизнеса, так как может гарантировать приток капитала в страну.

АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЭФФЕКТОВ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХ ИЛИ ИНЫХ ФОРМ СОТРУДНИЧЕСТВА МОЛДОВЫ С ТС

К особенностям Республики Молдова можно отнести противоречие между «продвинутостью» рыночных реформ западного образца и незначительностью их результатов. Среди основных критических оценок экономической деятельности Молдовы можно выделить следующие: масштабное разгосударствление предприятий не привело к росту эффективности производства, экономической и инвестиционной активности новых собственников; банковская система не играет значи-

19 См. Договор о зоне свободной торговли Содружества независимых государств (ЗСТ СНГ) от 18 октября 2011 года, г. Санкт-Петербург [Электронный ресурс]. // Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств. иКЬ:

http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=3183.

тельную роль в экономике страны; через фондовый рынок в Молдавии компании не в состоянии привлечь крупные ресурсы, в которых они нуждаются; в экономике страны весьма велика доля неформального сектора, еще не сформировались механизмы, обеспечивающие добросовестную конкуренцию, и не преодолены различные формы монополизма, как старого, так и нового.20 Взаимоотношения с международными финансовыми организациями можно назвать своего рода замкнутым кругом, поскольку республике в сложившейся ситуации приходится жертвовать определенной долей самостоятельности и независимости при проведении внутренней экономической политики в обмен на поддержку международного сообщества.

Несмотря на тот факт, что Молдове в целом выгоднее сотрудничать с ЕС, чем со странами-членами ТС и ЕЭП, и, несмотря на всю поддержку молдавской сельскохозяйственной промышленности со стороны ЕС, экспортная продукция Молдовы, и в особенности винная промышленность, не могут иметь свободный доступ на европейский рынок в виду не достаточно высокого качества продукции. В то же время интеграция со странами ТС и ЕЭП сможет вывести молдавскую сельскохозяйственную продукцию на менее требовательные рынки Белоруссии и России, что даст толчок развитию сельского хозяйства и легкой пищевой промышленности в стране. Данный сценарий выгоден и для молдавской стороны, так как позволит в будущем выйти и на рынки ЕС с ростом качества продукции.

Аналогичная ситуация наблюдается и со второй относительно конкурентоспособной отраслью в Молдове — текстилем. В рамках ТС, Молдова может выйти на рынок Белоруссии, один из немногих рынков, на котором она может конкурировать с текстильными товарами из Азии.

В целом, развитие сельскохозяйственной отрасли будет привлекать и иностранных инвесторов. Сейчас примерно 30% виноделен принадлежит российским инвесторам (например, крупнейшие компании «Vismos» и «Са1ага§1 Бтт>), 21 и начало экспорта данной продукции в Россию вызовет приток прямых иностранных инвестиций в страну. В то же время, запрет на продажу земель иностранцам препятствует притоку ПИИ в сельское хозяйство.22

20 См. Гудым А. Республика Молдова: современные тенденции развития. Центр стратегических исследований и реформ. 2005. [Электронный ресурс]. иКЬ: http://www.cisr-md. org/ROM/eont-russint-RUS.htm1.

21 Портал информационной поддержки экспорта Export.by. Молдова. Обзор рынка коньяка. 2012. 24 июля [Электронный ресурс]. URL: http://business.export.by/?act=news&mod e=view&id=44525.

22 Сулухия Т. Полный запрет на право собственности для иностранцев негативно повлияет на приток иностранных инвестиций в сельское хозяйство — Всемирный банк. [Электронный ресурс] // АПК-Информ. 2012. 12 декабря. URL:

http://www.apk-inform.eom/ru/exe1usive/opmion/1000646#.ULMBqod95ie.

Помимо агропромышленного комплекса Россия инвестирует в Молдову в электроэнергетику (в 2005 г. Интер РАО ЕЭС приобрел 100% ЗАО «Молдавская ГРЭС», планируемые инвестиции на 2011-2015 гг. составляют 8767 млн руб.); в оптовую и розничную торговлю (ОАО «Лукойл» вложил с 1995 года в сети АЗС примерно 70 млн долл.); производство мебели (ООО «Прогресс» купило в 2005 году 63,1% «Днестрмебель» за 183 тыс. долл. с обязательством инвестиций не менее 525 тыс. долл.); топливный комплекс (в 1992 году ОАО «Газпром» инвестирует в ОАО «Молдовагаз»; размер долгосрочных активов на конец 2011 г. - 416 млн долл. (доля ОАО «Газпром» - 50%)).23

Также Россия инвестирует в молдавскую сферу услуг: в образование (в 1992 г. открыт Тираспольский филиал Московского института предпринимательства и права, а в 2007 г. - Тираспольский филиал Московской академии экономики и права); в СМИ и рекламу (в 1990-е издательский дом «Аргументы и факты» создал ООО «Аргументы и факты-Молдова», в 2008 г. ОАО СТС Медиа приобрело 51% в уставном капитале группы вещательных компаний Teledixi SRL и MuzicRamil SRL за 4,1 млн долл.); в телекоммуникации (в 2005-2010 гг. Эвентис Телеком вкладывает в 51% Eventis Mobile S.R.L.). Помимо этого, российские инвесторы вкладывают в сектор финансовых услуг Молдовы: в банковское дело (в 1997-2007 гг. Лукойл, затем «Петрокоммерц» покупает КБ «Unibank» A.O.) и в страховое дело (в 2008 г. Росгосстрах приобрел 80% Молдавской страховой компании Moldasig, которая становится крупнейшей страховой компанией Молдовы.24

Также стоит отметить, что всего в Молдове существует более 700 компаний с участием российского капитала,25 причём эта цифра, скорее всего, занижена, так как некоторые молдавские компании принадлежат иностранным фирмам, чей капитал, в свою очередь, принадлежит российским компаниям.26 А согласно оценке Российского института стратегических исследований, российское присутствие в экономике Молдовы, включая Приднестровье, весьма масштабно - около 40% всех инвестиций: «российский капитал присутствует в 350 предприятиях, из них более 200 - российско-молдавские или российско-приднестровские совместные предприятия». Таким образом, именно российские инвесторы, присутствующие на обоих берегах Днестра (в энергетике, машиностроении, легкой и пищевой про-

23 См. Кузнецов А.В,, Квашнин Ю.Д., Сидорова Е.А., Хавронин С.Б. Мониторинг взаимных инвестиций в СНГ. Санкт-Петербург: ЕАБР. 2012. Доклад№6. С. 36.

24 См. Кузнецов А.В,, Квашнин Ю.Д., Сидорова Е.А., Хавронин С.Б. Мониторинг взаимных инвестиций в СНГ. Санкт-Петербург: ЕАБР. 2012. Доклад№6. С. 37.

25 Гилан А. Чем Молдова отпугивает российских инвесторов. Business Class. 2010. 10 апреля [Электронный ресурс]. URL: http://www.businessclass.md/projects/masterclass/rus-sian_investment_in_Moldova.

26 Подобным образом через кипрскую и сингапурскую компании были выкуплен кон -трольный пакет компании «Moldasig», заводы «Микрон» и «Мезон».

мышленности, сфере услуг), уже обладают потенциалом бизнес-интеграции страны.

Из крупных проектов российского бизнеса на территории Молдовы можно выделить строительство завода по производству ракетного топлива компанией ОАО «Лукойл» в 2007 г., покупку компании Moldasig ОАО «Росгосстрах» в 2008 г., участие в приватизации завода «Мезон» в 2008 г, приобретение пакетов компаний финансового сектора («Universalbank») и поддержку промышленных предприятий («Europlast-Chi§inau» и «Intermag»).27

Стоит отметить, что практически все инвестиции в Молдову являются прямыми и дают российским инвесторам полное право распоряжения компанией. Отсутствие портфельных инвестиций объясняется низкой защитой инвесторов от политических и коррупционных рисков: например, норма о возмещении НДС по инвестициям в законодательстве присутствует, однако трактуется в разные периоды времени по-разному.28 Недостаточная осведомленность инвесторов из стран-членов ТС и ЕЭП об инвестиционной привлекательности различных секторов молдавской экономики также играет немаловажную роль.

Белоруссия инвестирует в Молдову в сектор оптовой и розничной торговли. В 2008 г. «Белнефтехим» создает СП «ООО «Вестойл» (нефтепродукты, минеральные удобрения), в 2000-е гг. МГО «Мясомолпром» (Могилевский облисполком) создает ООО «СП «Агробелл-Милк» (сыры полутвердые), в 2002 г. ОАО «Керамин» (Министерство архитектуры и строительства) создает ООО СП «ТК «Keramin» (керамическая плитка, керамический гранит, санитарная керамика), в г. Кишенев, а в 2009 г. - «СП «Керамин-Инвест» в г. Тирасполь, в 2004 г. ПО «Минский тракторный завод» (Министерство промышленности) создает ООО «Торговый Дом «МТЗ-Лидер» (тракторы и запчасти к ним).29

На бизнес-климат также влияет тот факт, что внешний долг Молдовы увеличился за 2012 г. на 170 млн долл. и составил уже 1521 млн долл. Это влияет на политическую и экономическую нестабильность, показывая, что достижение устойчивого развития экономики в подобной ситуации маловероятно. Но, в то же время, это может привести к новой серии приватизаций государственной собственности, что будет выгодно инвесторам из стран ТС и ЕЭП.30

27 Гилан А. Чем Молдова отпугивает российских инвесторов. Business Class. 2010. 10 апреля [Электронный ресурс]. URL: http://www.businessclass.md/projects/masterclass/rus-sian_investment_in_Moldova.

28 Гилан А. Чем Молдова отпугивает российских инвесторов. Business Class. 2010. 10 апреля [Электронный ресурс]. URL: http://www.businessclass.md/projects/masterclass/rus-sian_investment_in_Moldova.

29 См. Кузнецов А.В,, Квашнин Ю.Д., Сидорова Е.А., Хавронин С.Б. Мониторинг взаимных инвестиций в СНГ. Санкт-Петербург: ЕАБР. 2012. Доклад№6. С. 32.

30 Вискалов А. Независимая Молдова: 20 лет спустя. 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://ava.md/projects/history/017547-nezavisimaya-moldova-20-let-spustya.html.

Сотрудничество со странами ТС и ЕЭП может благотворно сказаться на молдавском бизнесе, так как может гарантировать приток капитала в страну. В рамках создания Международного финансового центра в Москве фирмы Молдовы смогут в перспективе начать торговлю акциями и долговыми инструментами на российском рынке. Упрощение регистрации компаний в рамках сближения Молдовы со странами ТС и ЕЭП будет являться первым шагом в этом направлении.

Вследствие отсутствия ярко выраженного стремления Молдовы к присоединению к ТС и ЕЭП, элементы модели взаимодействия ЕС с Балканскими странами не подойдут ей для выстраивания отношений со странами ТС и ЕЭП. Можно предложить для Молдовы элементы модели взаимодействия ЕС со Средиземноморскими странами, при которой экономики двигаются по пути к определенной, максимально короткой с обеих сторон, дистанции в интеграции друг с другом. Например, имеет смысл развивать уже существующее соглашение о ЗСТ в рамках СНГ. Следует отметить, что соглашение о ЗСТ в рамках СНГ вступило в силу для Молдовы 15 января 2013 года.31

Также при рассмотрении перспектив сотрудничества Молдовы и ТС следует учитывать опыт взаимодействия Молдовы и ЕС путем заключения Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве.32 Следует отметить, что ЕС предоставляет помощь Молдове по различным программам, в частности, оказывая содействие совершенствованию процедур контроля и сертификации происхождения продуктов. Аналогичные преференции в виде упрощения и совершенствования процедур контроля и сертификации происхождения продуктов может предложить и страны ТС и ЕЭП.

По аналогии с моделью сотрудничества ЕС со Швейцарией, можно предложить Молдове заключить со странами ТС и ЕЭП некоторое количество секторальных соглашений по ряду ключевых вопросов, например по сельскому хозяйству, энергетике, услугам, машиностроению, легкой и пищевой промышленности. Принимая во внимание опыт взаимодействия ЕС с Норвегией и Исландией, Молдове можно предложить заключить соглашение об участии в общем рынке ЕЭП, без вступления в ТС с учетом особого интереса Молдовы в некоторых областях (сельскохозяйственных переработанных продуктах и текстильной промышленности).

Страны ТС и ЕЭП из четырёх основных торгово-экономических свобод могли бы обменяться с Молдовой свободой передвижения капитала, и предоставить Молдове свободу по передвижению рабочей силы. Т.к. ЗСТ в рамках СНГ не охватывает услуги, то страны ТС и ЕЭП могли бы обменяться с Молдовой также

31 См. Гусин. А. Договор о зоне свободной торговли между странами СНГ вступил в силу для Молдовы. Интернет портал СНГ. 2013. 15 января [Электронный ресурс]. иКЬ:

http://www.e-cis.info/news.php?id=5002.

32 Данное соглашение вступило в силу в июле 1998 года, в нём содержатся положения о либерализации торговли, согласовании законодательств, сотрудничестве в ряде секторов и политическом диалоге.

свободой движения услуг. Выстраивание отношений между Молдовой и участниками ТС и ЕЭП по данной модели будет вести к упрощению движения капитала в Молдову и улучшит инвестиционный климат в первую очередь за счет принятия российских стандартов на всех уровнях ведения бизнеса. Более того, подобные отношения упростят движение трудовой силы из Молдовы в страны-члены ТС и ЕЭП. По состоянию на 2012 г., Молдова занимает 5-е место по количеству денежных переводов граждан, работающих за границей. Объем поступлений в этом году составит около 23% ВВП.33 Также возможна разработка механизма, аналогичного программам содействия ЕС, в соответствии с которым Молдова могла бы получать помощь в виде безвозмездных трансфертов со стороны ТС.

АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЭФФЕКТОВ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХ ИЛИ ИНЫХ ФОРМ/ИНСТРУМЕНТОВ СОТРУДНИЧЕСТВА ТАДЖИКИСТАНА С ТС

В настоящее время Таджикистан активно сотрудничает с крупными компаниями из стран-членов ТС и ЕЭП и особенно с компаниями из России. Среди наиболее крупных корпораций, имеющих свои интересы в Таджикистане, стоит выделить ОАО «Газпром», который еще в 2003 г. заключил с правительством Таджикистана договор о стратегическом сотрудничестве на 25 лет. Позднее в 2006 и 2008 гг. были подписаны «Меморандум о намерениях по созданию совместного россий-ско-таджикистанского предприятия» и «Соглашение о принципах проведения геологического изучения недр на нефтегазоперспективных площадях Таджикистана». В результате данных соглашений «Газпром» получил поисково-разведочные разрешения для работы на площадках Саргазон, Ренган, Сарикамыш и Западный Шохамбары. За 2009-2011 гг. было вложено 1,5 млрд руб.34 Также идут переговоры и о получения лицензий на разработку перспективных участков на севере Таджикистана. Данное сотрудничество можно назвать успешным, так как в 2012 г. ОАО «Газпром» подало заявку на оформление контракта на недропользование площадки Западная Шохамбара.

Кроме заинтересованности в энергоресурсах, российский бизнес испытывает большой интерес к одной из наиболее перспективных и развитых отраслей таджикской экономики - производству электроэнергии. Уже сейчас России принадлежат активы в крупнейших ГЭС Таджикистана. Крупнейшим проектом можно назвать строительство Сангтудинской ГЭС российской компанией ОАО «ИНТЕР

33 Business Class. Молдова на 5 месте в мире по денежным переводам из-за рубежа. 2012. 21 ноября [Электронный ресурс]. URL:

http://www.businessclass.md/news/Moldova_na_5_meste_v_mire_po_denejnim_perevo-

dam_iz-za_rubeja/

34 См. Кузнецов А.В,, Квашнин Ю.Д., Сидорова Е.А., Хавронин С.Б. Мониторинг взаимных инвестиций в СНГ. Санкт-Петербург: ЕАБР. 2012. Доклад№6. С. 37.

РАО ЕЭС», в которое было вложено с 2005 г. примерно 16 млрд руб.35 Также в начале октября 2012 г. во время официального визита в Таджикистан, Президент Российской Федерации В.В. Путин заявил, что Россия будет сотрудничать в строительстве ГЭС средней и малой мощности на внутренних реках Таджикистана. Наиболее важным проектом для Таджикистана является Рогунская ГЭС, строительство которой, кроме экономической выгоды, также связано с рисками в отношениях с Узбекистаном.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Также Россия инвестирует в цветную металлургию (в 2005 г. ООО «Регион-инвест» приобретает 100% ОАО «Такобский ГОК» на тендере за 93 тыс. долл. Дальнейшие инвестиции могут превысить 10 млн долл., возможно освоение Май-хуринского месторождения вольфрама (Месторождение флюорита Красные Холмы, Варзобский район); оптовую и розничную торговлю (с 2007 г. ОАО «Газпром нефть» инвестирует в ООО «Газпром нефть - Таджикистан» для создания сети АЗС примерно 10 млн долл.).36

Что касается сферы услуг, то Россия инвестирует в Таджикистан в следующие секторы: в образование (например, в 2009 г. создается филиал МГУ им. М.В. Ломоносова в г. Душанбе), в телекоммуникации (с 2001 г. «Мегафон» вкладывает в 75% ЗАО «ТТМобайл» примерно 120 млн долл., партнером является национальный оператор ОАО «Таджиктелеком». В 2006 г. ВымпелКом приобретает 90% ООО «Таком», покупка 60% обошлась в 12 млн долл.); в гостиничный бизнес (в 2009 г. ООО «Русские отели» инвестируют в строительство гостиницы Hyatt Regency Dushanbe).37

Свои интересы в Таджикистане имеет и бизнес Казахстана. Казахстанские инвестиции в Таджикистан составляют более 100 млн долларов и размещаются по большей части в горнорудной промышленности и энергетике.38 А в июле 2012 г. Таджикистан начал экспортировать электроэнергию в Казахстан через Кыргыз-стан.39 Если учитывать тот факт, что сейчас Таджикистан не имеет общих границ со странами-членами ТС и ЕЭП, то вступление туда Кыргызстана положительно сказалось бы на объемах взаимной торговли.40

35 Более подробно см. Кузнецов А.В,, Квашнин Ю.Д., Сидорова Е.А., Хавронин С.Б. Мониторинг взаимных инвестиций в СНГ. Санкт-Петербург: ЕАБР. 2012. Доклад№6. С.

3S и Винокуров Е.Ю., Либман А.М. Евразийская континентальная интеграция. Санкт-Петербург: ЕАБР. 2012. С. 115.

36 Там же.

37 Там же.

38 Пирназаров Н. Таджикистан-Казахстан - новые горизонты сотрудничества. [Электронный ресурс] // Информационный ресурс Таджикистана Бизнес и Политика. 2010. 25 ноября. URL: http://gazeta-bip.net/politics/1070-2010-11-25-13-37-06.

39 Там же.

40 Международный центр торговли и устойчивого развития. Таджикистан стремится в Таможенный союз России, Казахстана и Беларуси. [Электронный ресурс] // Блог публикации «Мосты». 2012. Vol.3 Выпуск 14. URL: http://ictsd.org/i/news/mosty-blog/146210/

Среди казахстанских компаний, имеющих торгово-экономические отношения с Таджикистаном, следует отметить ОАО «Казкоммерцбанк», имеющее дочернюю компанию в Таджикистане.41 Активная деятельность была начата как в виду дефицита капитала в Таджикистане, так и роста объемов денежных переводов из Казахстана в Таджикистан. Другим игроком в этом секторе экономики является дочерняя компания Народного Банка Казахстана «Halyk Finance».42 Также существует Казахстанско-таджикский фонд прямых инвестиций, созданный с целью продвижения казахстанских инвестиций средства в Таджикистан.43 Согласно уставу фонда, минимальный объем инвестиций из средств фонда установлен в размере 800 тыс. долл., а максимальный - 8 млн долл. с уставным капиталом в 80 млн долл.44 В сфере торговли крупные контракты заключаются на поставку железнодорожного оборудования.45

Дальнейшая интеграция со странами-членами ТС и с Россией в частности, в рамках вступления Таджикистана в ТС и ЕЭП, может привести как к расширению присутствия ОАО «Газпрома» или ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», так и к росту экспорта промышленного оборудования из стран-членов ТС для успешной модернизации таджикской промышленности. Сближение также может улучшить и трудовое законодательство. С учетом того факта, что ежегодные переводы из России в Таджикистан составляют примерно 42% ВВП,46 упрощение получения разрешения на работу для мигрантов может стать решающим фактором, который повлияет на вхождение Таджикистана в ТС. Кроме того, вхождение в ТС может быть выгодным и с точки зрения сотрудничества в этой сфере с Казахстаном, так как количество

41 См. официальный сайт ОАО «Казкоммерцбанк». Перечень дочерних организаций АО «Казкоммерцбанк» на 1 октября 2012 г. [Электронный ресурс] URL: http://ru.kkb.kz/ page/AffiliatedCompanies.

42 См. официальный сайт Halyk Finance. О нас. [Электронный ресурс]. URL: http://www. halykfinance.kz/ru/site/index/about.

43 См. Агентство международной информации Новости - Казахстан. Казахстанско-таджикский фонд прямых инвестиций начал работу в Душанбе. 2011. 10 февраля [Электронный ресурс]. URL: http://www.newskaz.ru/economy/20110210/1139S32.html.

44 См. Кузнецов А.В,, Квашнин Ю.Д., Сидорова Е.А., Хавронин С.Б. Мониторинг взаимных инвестиций в СНГ. Санкт-Петербург: БАБЕ 2012. Доклад№6. С. 40.

45 Эргашева З. В Казахстане для «Таджикской железной дороги» изготовлено два новых локомотива [Электронный ресурс] // Asia-Plus. 2012. 04 декабря. URL:

http://www.news.tj/ru/news/v-kazakhstane-dlya-tadzhikskoi-zheleznoi-dorogi-izgotovleno-

eshche-dva-novykh-lokomotiva.

46 По данным World Bank на 2012 год ВВП взято по ППС: World Bank. World Data bank. World Development Indicators [Электронный ресурс]. URL: http://data.worldbank.org/.

таджикских рабочих там уже достигло 100 тысяч и продолжает расти.47 Сотрудничество в рамках ТС и ЕЭП может способствовать снятию запрета Роспотребнадзора на ввоз в Россию отдельных видов сельхозпродукции из Таджикистана.

Сотрудничество со странами-членами ТС и ЕЭП может благотворно сказаться для таджикского бизнеса, гарантируя приток капитала в страну. В рамках создания Международного финансового центра в Москве, фирмы Таджикистана смогут в перспективе начать привлекать капитал через размещение акций и долговых инструментов на российском рынке. Упрощение регистрации компаний в рамках сближения Таджикистана с ТС будет являться первым шагом в этом направлении. Более быстрым способом попасть на российский рынок является продажа депозитарных расписок на акции таджикских компаний российскими банками. Также имеется возможность продажи акций закрытых паевых фондов, включающих в себя доли таджикских компаний. Подобные фонды, более доходные, но и более рискованные, смогли бы найти спрос среди российских и казахских частных и институциональных инвесторов.

По всей видимости, для Таджикистана, который в перспективе хотел бы присоединиться к ТС и ЕЭП, подошли бы элементы модели взаимодействия ЕС с Балканскими странами с постепенным сближением норм и законодательства и внутренними реформами на пути к полному присоединению.

Взамен расширения возможностей инвестирования крупными российскими и, возможно, казахстанскими компаниями в таджикистанскую экономику и предоставления этим компаниям гарантии прав собственности, Таджикистан мог бы получить свободу перемещения рабочей силы наравне с Казахстаном и Белоруссией. Таким образом, из четырёх основных торгово-экономических свобод ЕЭП мог бы обменяться с Таджикистаном свободой перемещения товаров, свободой перемещения услуг, получить от Таджикистана свободу перемещения на его экономическую территорию капитала и предоставить для Таджикистана свободы перемещения рабочей силы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги, можно сказать, что при разработке форм сотрудничества Армении, Молдовы и Таджикистана с ТС и ЕЭП следует опираться на политику взаимодействия подобных объединений с другими странами. При этом возможны следующие взаимовыгодные направления развития сотрудничества:

► Интеграция Армении в ТС даст доступ к металлам и минеральным ресурсам этой страны посредством инвестиций в соответствующие отрасли. При улучше-

47 Саркорова А. Казахстан ограничивает в правах гастарбайтеров. [Электронный ресурс] // Русская служба ВВС. 2012. 31 октября. иЯЬ:

http://www.bbc.co.uk/russian/international/2012/10/121030_kazakhstan_migtrants_

restrictions.shtml.

нии отношений с Грузией после выборов в парламент 2012 г., транзит данных товаров на территорию России станет возможным и без общей границы с Арменией. То же самое касается доступа к таджикскому хлопку для российской текстильной индустрии, хотя из-за напряженных отношений между Таджикистаном и Узбекистаном подобное сотрудничество может быть сопряжено с рисками.

► Более простой доступ инвесторов из стран ТС и ЕЭП и их поддержка со стороны местных правительств может быть обоюдовыгодна. С учетом хронических бюджетных дефицитов, приток прямых иностранных инвестиций, положительно сказывающийся на росте заработных плат, безработице и росте налоговых отчислений, улучшит благосостояние местного населения. Также в случае с Арменией, объединение экспортных отраслей положительно скажется на их конкурентоспособности в виду эффекта масштаба.

► Доступ к рынкам государственных закупок в Армении, Молдове и Таджикистане: при участии в тендерах, местное правительство сможет получать более выгодные предложения, в свете дефицита бюджетов, в то время как страны-члены ТС и ЕЭП получат дополнительные рынки. Помимо направлений развития сотрудничества сходных для ЕС и ТС, стоит отметить следующее направление:

► Доступ к отраслям промышленности, требующих модернизацию: более развитая промышленность, сельское хозяйство или рынок услуг стран ТС может способствовать адаптации новых технологий по увеличению продуктивности, а также способствовать модернизации промышленного и сельскохозяйственного оборудования.

БИБЛИОГРАФИЯ:

Buehler S., Helm M., Lechner M. Trade Liberalization and Growth: Plant-Level Evidence from Switzerland. Discussion Paper no. 2011-33. Canton of St. Gallen: University of St. Gallen.

2011. pp. 1-32.

Business Class. Молдова на 5 месте в мире по денежным переводам из-за рубежа. 2012.

21 ноября [Электронный ресурс]. URL: http://www.businessclass.md/news/Moldova_na_5_ meste_v_mire_po_denejnim_perevodam_iz-za_rubeja/

Busse M., Borrmann A., Grobmann H. The Impact of ACP/EU Economic Partnership Agreements on ECOWAS Countries: An Empirical Analysis of the Trade and Budget Effects. Final Report. Hamburg: Hamburg Institute of International Economics. 2004. pp. 1-63.

Demetropoulou L. Europe and the Balkans: Membership Aspiration, EU Involvement and Europeanization Capacity in South Eastern Europe. Athens: Panteion University. Southeast European Politics. 2002. vol. 3. No. 2-3. pp. 87-106.

Emerson M. Andorra and the European Union. Brussels: CEPS. 2007. pp. 1-20.

Emerson M., Vahl M., Woolcock S. Navigating by the Stars: Norway, the European Economic Area and the European Union. Brussels: CEPS. 2002. pp. 1-149.

Grolimund N., Vahl M. Integration without Membership: Switzerland’s Bilateral Agreements with the EU. Brussels: CEPS. 2006. pp. 1-122.

Messerlin P., Emerson M., Jandieri G. and le Vernoy A. An appraisal of the EU’s trade policy towards its Eastern neighbours: The case of Georgia. Brussels: CEPS. 2011. pp. 1-109.

Noutcheva G. and Emerson M. Economic Regimes for Export Extending the EU’s Norms of Economic Governance into the Neighbourhood. Brussels: CEPS. 2005. CEPS Working Document No. 233. pp. 1-27.

Vahl M. Models for the European Neighbourhood Policy: The European Economic Area and the Northern Dimension. Brussels: CEPS. 2005. CEPS Working Document. pp. 49-67.

World Bank. World Data bank. World Development Indicators [Электронный ресурс]. URL: http://data.worldbank.org/.

Агентство международной информации Новости - Казахстан. Казахстанско-таджикский фонд прямых инвестиций начал работу в Душанбе. 2011. 10 февраля [Электронный ресурс]. URL: http://www.newskaz.ru/economy/20110210/1139S32.html.

Арутюнян О., Сергунин А. Восточное партнерство ЕС: второе дыхание // Обозреватель-Observer. Москва. 2012. № 1. С. 90-97.

Бабынина Л.О. Особенности участия скандинавских стран и Финляндии в процессе Европейской интеграции. М.: Институт Европы РАН. 2010. С. 296-303.

Винокуров Е. Ю., Либман А. М. Евразийская континентальная интеграция. Санкт-Петербург: ЕАБР 2012. С. 1-224.

Вискалов А. Независимая Молдова: 20 лет спустя. 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://ava.md/projects/history/017547-nezavisimaya-moldova-20-let-spustya.html.

Гилан А. Чем Молдова отпугивает российских инвесторов. Business Class. 2010. 10 апреля [Электронный ресурс]. URL:

http://www.businessclass.md/projects/masterclass/mssian_investment_in_Moldova.

Гудым А. Республика Молдова: современные тенденции развития. Центр стратегических исследований и реформ. 2005. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cisr-md.org/ROM/cont-russint-RUS.html.

Гусин. А. Договор о зоне свободной торговли между странами СНГ вступил в силу для Молдовы. Интернет портал СНГ. 2013. 15 января [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-cis.info/news.php?id=5002.

Деловые новости ЕврАзЭС. ЕАБР изучает проект модернизации Нурекской ГЭС. 2012.

1S октября [Электронный ресурс]. URL: http://www.evrazes-bc.ru/news/view/2026S.

Договор о зоне свободной торговли Содружества независимых государств (ЗСТ СНГ) от 1S октября 2011 года, г. Санкт-Петербург [Электронный ресурс]. // Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств. URL: http://cis. minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=3183.

Кузнецов А.В,, Квашнин Ю.Д., Сидорова Е.А., Хавронин С.Б. Мониторинг взаимных инвестиций в СНГ. Санкт-Петербург: ЕАБР. 2012. Доклад№6. С. 1-52.

Международный центр торговли и устойчивого развития. Таджикистан стремится в Таможенный союз России, Казахстана и Беларуси. [Электронный ресурс] // Блог публикации «Мосты». 2012. Vol.3 Выпуск 14. URL: http://ictsd.org/i/news/mosty-blog/146210/

Негуца А. Интересы Молдовы состоят в развитии европейского вектора. ИТАР-ТАСС.

2012. 11 апреля [Электронный ресурс]. URL: http://www.itar-tass.com/c49/389215.html.

Независимая. На территории Армении будут созданы совместные армяно-российские предприятия ВПК. 2012. 13 апреля [Электронный ресурс]. URL: http://www.ng.ru/cis/2012-04-13/7 armenia.html.

Петров Р.А. Сближение законодательства как элемент секторального сотрудничества между Европейским союзом и Швейцарией: уроки для Украины. Киев: Национальный университет «Киево-Могилянская Академия». 2010. С. 1-14. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ekmair.ukma.kiev.ua/bitstream/123456789/1716/1/Petrov_Sblyzhenye%20zakono-datelstva.pdf.

Пирназаров Н. Таджикистан-Казахстан - новые горизонты сотрудничества. [Электронный ресурс] // Информационный ресурс Таджикистана Бизнес и Политика. 2010. 25 ноября. URL: http://gazeta-bip.net/politics/1070-2010-11-25-13-37-06.

Портал информационной поддержки экспорта Export.by. Молдова. Обзор рынка коньяка. 2012. 24 июля [Электронный ресурс]. URL: http://business.export.by/?act=news&mode= view&id=44525.

Путин В.В. (2011) Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня. [Электронный ресурс] // Известия. 2011. 03 октября. URL: http:// izvestia.ru/news/502761.

Сайт Halyk Finance. О нас. [Электронный ресурс]. URL: http://www.halykfinance.kz/ru/ site/index/about.

Декларация о евразийской экономической интеграции. [Электронный ресурс] // Сайт Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). URL: http://www.evrazes.com/i/data/ item7568-2.pdf.

Сайт ОАО «Казкоммерцбанк». Перечень дочерних организаций АО «Казкоммерцбанк» на 1 октября 2012 г. [Электронный ресурс] URL: http://ru.kkb.kz/page/AffiliatedCompanies.

Сайт Посольства Республики Казахстан в Республике Армения. Торгово-экономическое сотрудничество [Электронный ресурс] URL: http://www.kazembassy.am/?id=63&lng=1.

Саркорова А. Казахстан ограничивает в правах гастарбайтеров. [Электронный ресурс] // Русская служба BBC. 2012. 31 октября. URL:

http://www.bbc.co.uk/russian/international/2012/10/121030_kazakhstan_migtrants_

restrictions.shtml.

Соглашение о правовом статусе трудящихся мигрантов и членов их семей (по состоянию на 1 декабря 2010 г.) и к Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств (по состоянию на 1 декабря 2010 г. [Электронный ресурс] // Сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/formuep/empmove/

Сулухия Т. Полный запрет на право собственности для иностранцев негативно повлияет на приток иностранных инвестиций в сельское хозяйство — Всемирный банк. [Электронный ресурс] // АПК-Информ. 2012. 12 декабря. URL:

http://www.apk-inform.com/ru/exclusive/opinion/1000646#.ULMBqod95ic.

Трофимова О.Е. Эволюция средиземноморской политики Евросоюза: путь от сотрудничества к интеграции. М.: ИМЭМО РАН. 2011. С. 1-122.

Эргашева З. В Казахстане для «Таджикской железной дороги» изготовлено два новых локомотива [Электронный ресурс] // Asia-Plus. 2012. 04 декабря. URL:

http://www.news.tj/ru/news/v-kazakhstane-dlya-tadzhikskoi-zheleznoi-dorogi-izgotovleno-

eshche-dva-novykh-lokomotiva.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.