^.Р. Ыванова
ТАДЖИКИ В МОСКВЕ: ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ (по результатам социологического исследования )1
За последние несколько лет Российская Федерация стала основным центром притяжения этнических мигрантов из стран СНГ, в частности из Таджикистана. Начало этому процессу положили беженцы, которые в 1992-1993 гг. в поисках убежища выехали в Россию и другие страны СНГ и сыграли большую роль в формировании трудовой миграции. За годы нахождения в России многие беженцы обустроились и сформировали сферу занятости: сельское хозяйство, строительство, коммунальное хозяйство, транспорт, оптовая и розничная торговля и другие виды экономической деятельности. Устроившиеся в России беженцы стимулировали выезд трудовых мигрантов.
Кроме того, современные этнические миграции интенсифицируются под влиянием явно выраженной экономической вынужденности: из трудоизбыточных в трудонедостаточные районы, из депрессивных регионов в регионы с благоприятной экономической конъюнктурой. В этих случаях факторами, стимулирующими этническую миграцию, становятся нищета и социально-экономическое бесправие, поиск более благоприятных условий для социальной самореализации личности и обеспечения лучших перспектив для семьи [1, с. 63-64].
Со второй половины 1990-х годов объемы миграции в Россию из многих стран СНГ снижаются, в то время как миграция из Таджикистана растет. Таджикские трудовые мигранты занимают рабочие места, которые постепенно освобождают украинцы, молдоване, армяне. Резкий рост трудовой миграции из Таджикистана в Россию начался в 1995 г., а пик роста пришелся на 1999 г.
Оценки масштабов внешней трудовой миграции из Таджикистана различны. Большинство экспертов оценивают ее масштабы от 600 тыс. до 1,5 млн. чел. Есть и эксперты, которые считают, что в ряды трудовой миграции вовлечены от 1,5 до 2 млн. чел. [2, с. 43]. В России
1 Исследование проведено при поддержке Института Кеннана в рамках проекта «Социо-экономическая жизнь и культурный ландшафт Москвы под влиянием этнических миграций» (2007 г.). Руководитель проекта - к.г.н. ЖА. Зайончковская.
работает 84% всех трудовых мигрантов из Таджикистана. В период с января 2000 г. по январь 2003 г. в России работали 530 тыс. таджикских мигрантов [3, с. 23]. По оценкам экспертов, которые были получены в ходе реализации указанного проекта (см. сноску 1), в России сейчас живет и работает 450-500 тыс. граждан Таджикистана, а в Москве - 70-100 тыс. чел. Один из экспертов считает, что в столице находится 200 тыс. граждан Таджикистана. По данным Государственной миграционной службы Республики Таджикистан, ежегодно в Россию выезжают на заработки около 400 тыс. таджикских граждан2.
По данным ФМС, в 2005 г. в России работало 52,6 тыс. чел. из Таджикистана, из них почти 8% приходилось на Москву и около 14% на Московскую область [4, а 23, 40]. Однако общий объем трудовой миграции очень сложно учесть, т.к. большинство таджиков работает на условиях устной договоренности, и не подлежит официальному учету.
Иммиграция этнических трудовых мигрантов в Россию вносит весомый вклад в экономическое развитие, изменение этнического состава, рост культурного разнообразия отдельных территорий. Но в то же время она способствует росту конфликтного потенциала, напряженности между принимающим сообществом и иммигрантами и может стать источником серьезных социальных, этнических, конфессиональных и тому подобных конфликтов [5, с. 234].
Однако Россия в условиях сокращения численности населения, и особенно трудоспособной его части, все больше и больше будет становиться миграционно зависимой страной, т. к. согласно прогнозам естественная убыль населения в трудоспособном возрасте за период до 2026 г. составит в России более 18 млн. чел. [6, а 9].
Несоответствие миграционных процессов демографической ситуации в стране стало объектом внимания Президента РФ, который в своем выступлении на заседании Совета Безопасности в марте 2005 г. выдвинул задачу стимулирования миграционных процессов, и особенно, из стран СНГ. На этом фоне актуализируется не только проблема массового привлечения иммигрантов, но и их интеграции в принимающее сообщество.
Основная задача данного исследования состоит в анализе трудовой деятельности, процесса адаптации и оценке интеграционного потенциала этнических мигрантов из Таджикистана, проживающих в Москве. Анализ проводится на базе материалов опроса таджиков-мигрантов с привлечением экспертных оценок, полученных из глубинных фоку-
2 Эта цифра была озвучена на заседании круглого стола «Правовое регулирование процессов трудовой миграции», который состоялся в рамках второго Межпарламентского форума «Россия — Таджикистан» (Совет Федерации, Москва, 18 сентября 2007 г.).
сированных интервью с рядом специалистов: государственных чиновников, ученых, представителей общественных организаций.
Адаптация рассматривается через анализ таких характеристик образа жизни, как материальное положение и жилищные условия; статус и социальное положение; расселение и перспективы пребывания в Москве; социокультурное взаимодействие мигрантов и принимающего сообщества.
Под интеграционным потенциалом понимается наличие мотивационных установок на ассимиляцию в рамках принимающего сообщества и оценивается он по уровню образования, возрасту, длительности пребывания; по степени дискриминации из-за национальной принадлежности, ранговым порядкам идентичностей, самооидентификации таджи-ков-иммигрантов, ориентированных на интеграцию или отъезд.
В рамках проекта было опрошено 50 таджиков, из них основную часть составили мужчины (64%), более половины в возрасте 20-29 лет, в основном холостые и незамужние (56%), подавляющая часть с высшим или незаконченным высшим образованием (72%), свободно владеющие русским языком (90%), большинство выходцы из городской местности (70%).
Жизнь в Москве
Почему Москва? Основными факторами, которые привлекают таджиков в Москву, выступают экономические факторы: не могли найти работу или мало платили дома (32%); такая же часть хотела материально помочь своим родителям, детям, внукам; каждый пятый хотел заработать деньги на хорошую квартиру, дом, автомобиль, свадьбу.
Эксперты также отметили, что экономические факторы превалируют в мотивации на миграцию у таджиков: «Подавляющее большинство таджиков приезжает в Москву с трудовыми целями, в основном с целью заработка».
Как отмечают таджикские исследователи, с 1994 г. в Таджикистане наблюдается качественно новый тип миграции населения -внешняя трудовая миграция, основной причиной которой является высокий уровень бедности населения. Поэтому для семьи, которая испытывает нужду во всем, включая угрозу голода, миграция трудоспособных членов на заработки в другие страны остается единственным выходом из ситуации [2, с. 43].
Второй по значению причиной почти для 40% опрошенных таджиков является образовательный или профессиональный рост, и они хотели в Москве получить высшее образование, защитить диссертацию, овладеть хорошей специальностью. Каждый пятый просто «хотел раскрутиться» в Москве.
Опрос показал, что выбор Москвы для большинства был обусловлен родственными, дружескими и земляческими связями (38%), другие считали, что в Москве легче найти работу и заработать (28%), а каждый четвертый давно мечтал пожить в Москве, ощутить дух свободы, самостоятельности и независимости. Небольшая часть выбрала Москву по совету родителей, родственников, знакомых (14%).
Эксперты же считают, что выбор Москвы обусловлен чисто экономическими целями, которые преследуют таджики: «В Москве выше заработки, легче найти работу, т.к. здесь более емкий рынок труда, велика сфера приложения труда, много вакансий на не престижные для москвичей работы. О возможностях найти работу в Москве и хорошо здесь заработать таджики чаще всего узнают от своих родственников, друзей, знакомых, у которых уже есть такой опыт».
По данным таджикских исследователей, почти четверть трудовых мигрантов из Таджикистана отправляется в Москву, т.к. здесь они легче находят работу, как в формальном, так и неформальном секторе экономики и имеют возможность зарабатывать больше, чем в других регионах России [3, с. 24].
По мнению экспертов, «в Москву таджики приезжают чаще всего с родственниками, друзьями, знакомыми, очень редко в составе полной семьи и менее распространенный вариант — в одиночку, если знают к какой группе примкнуть»
Материалы опроса показали, что основная часть таджиков приехала в Москву напрямую из Таджикистана (92%), единицы прибыли транзитом, пожив до этого в Екатеринбурге, Брянске и Киргизии.
По мнению экспертов, «Москва очень нравится таджикам, т.к. это большой и красивый город. Кроме того, они довольны тем, что им удалось найти работу, они могут здесь больше заработать, чем в других регионах России. Молодежи нравится устройство общества, свобода и независимость москвичей».
Длительность проживания. Распределения по длительности проживания таджиков в Москве достаточно равномерные. Есть «новички», которые живут здесь менее года (18%), каждый пятый прожил здесь от 1 до 3 лет, столько же - от 3 до 5 лет, а каждый четвертый - от 5 до 10 лет, остальные - 10 лет и более.
Основная часть опрошенных таджиков проживает в Москве в составе семьи или с другими родственниками (64%), варианты самые разные: «со мной здесь проживает брат/сестра и другие родственники» (34%); «живу с мужем/женой, детьми, родителями, братьями/сестрами и другими родственниками» (30%). Более трети опрошенных таджиков проживают в Москве без членов
своей семьи или других родственников. Особенно много мужчин, которые проживают одни (47%).
Статус. Незначительная часть таджиков имела российское гражданство (16%) и еще меньшая часть - вид на жительство (6%). Основная же часть была зарегистрирована по месту жительства (44%), почти столько же получили разрешение на работу, а каждый третий встал на миграционный учет. Эти данные говорят о том, что регистрация по месту жительства и получение разрешения на работу пока являются проблемой для большинства трудовых мигрантов (табл. 1).
Таблица 1
Наличие/отсутствие определенного статуса пребывания в России, % к общему количеству опрошенных по каждой строке
Статус пребывания Да Нет
Российское гражданство 16,0 84,0
Вид на жительство 6,0 94,0
Регистрация по месту проживания 44,0 56,0
Встали на миграционный учет 34,0 66,0
Разрешение на работу 40,0 60,0
Однако, как отмечают эксперты: «В последнее время наметились позитивные тенденции по их регистрации и в получении разрешения на работу». Это они связывают с новыми правилами постановки иммигрантов на учет и получения разрешения на работу, которые «снимают многие административные барьеры, ранее препятствовавшие легально пребывать и трудиться в России. Они позволят 2 млн. иммигрантов войти в правовое поле и выйти из черной дыры на свет», но при этом эксперты отмечают, что «уже сейчас в реализации этих правил есть «удавки» и накладки в лице посреднических организаций, которые по-прежнему обирают иммигрантов и выдают им фиктивные разрешения на работу».
Социальное положение. Результаты исследования показали, что в Москве сохранилась столь же пестрая картина распределения таджиков по их, так сказать, официальному роду деятельности, которая была на родине, но с явным понижением их социального статуса: в 1,5 раза сократилась доля занятых в сфере образования, науки, здравоохранения, культуры и в 3 раза увеличилась доля строителей, продавцов, разнорабочих, грузчиков, охранников; значительно сократилась доля студентов и аспирантов; лишь некоторым удалось организовать собственный бизнес (табл. 2).
Таблица 2
Социальный статус таджиков на родине и в Москве (% к общему количеству опрошенных)
Социальный статус На родине В Москве
Ученые, врачи, преподаватели, учителя, ИТР,
журналисты и др. 24,0 16,0
Строители, продавцы, разнорабочие грузчики,
охранники и др. 18,0 54,0
Студенты, аспиранты 36,0 16,0
Безработные 12,0 -
Собственный бизнес - 8,0
Друг°е 10,0 6,0
Полученные результаты совпадают с мнением экспертов: «Большинство таджиков заняты в Москве на низкоквалифицированных работах в строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве, оптово-розничной торговле, дорожном строительстве».
В пользу такого распределения говорят и данные таджикских исследователей, которые отмечают, что в Москве таджики работают в строительстве и производстве стройматериалов, в торговле и сфере обслуживания, в жилищно-коммунальном хозяйстве, уличной системе фаст-фуд, инфраструктуре рынков, на промышленных предприятиях и др. [3, с. 24].
Так, ни для кого не секрет, что разнорабочими на московских стройках являются рабочие из Таджикистана, отделочные работы выполняют в основном бригады с Украины и Молдовы [7, с. 45].
Как отмечают СМИ, в Москве таджики работают дворниками, уборщиками, строителями, сторожами, охранниками. Среди московских дворников-таджиков есть кандидаты наук, учителя, музыканты, журналисты [8].
Опрос показал, что большинство таджиков работает в Москве на условиях устной договоренности без официального оформления (40%) и почти столько же по найму по договору на временной или постоянной основе (38%), из них 22% на временной и 16% на постоянной основе.
Эксперты же считают, что «подавляющая часть таджиков работает в Москве на условиях устной договоренности (85%) — это незаконная, теневая занятость, «черный нал», примерно 5-6% имеет трудовые договора с работодателями. Работодатели, как правило, не очень охотно заключают с ними договора, т.к. это влечет за собой выполнение определенных трудовых и социальных обязательств».
По данным исследования Международной Организации по Миграции (МОМ), в общем потоке трудовой миграции 22,2% опрошенных трудовых мигрантов из Таджикистана работают на выезде на постоянной основе на государственных или частных фирмах [3, с. 34]. Этот показатель, примерно, соответствует данным нашего опроса.
Материальное положение. Большинство таджиков оценили свое материальное положение в Москве как среднее (46%), каждый пятый как очень хорошее/ хорошее и такая же часть материально живет бедно и очень бедно. По данным мониторинга Левада-Центр, общий тон ответов россиян на подобные вопросы более пессимистичен: как очень хорошее/хорошее свое материальное положение оценил только каждый десятый и, напротив, каждый третий считал его плохим/очень плохим [9, с. 83].
Средний месячный заработок за последние полгода у 28% таджиков составил от 10 до 15 тыс. руб., а у 16% - более 15 тыс. руб. Почти у каждого пятого - от 5 до 10 руб. и только у небольшой части он был ниже прожиточного минимума (6%). Однако каждый третий его просто не указал. Если учесть тот факт, что многие таджики часть заработанных денег отправляют на родину (44% опрошенных), чтобы поддержать своих родственников, то у них остается не так уж и много, и по московским меркам они живут очень скромно и даже бедно. Из интервью: «В Москве работаю дворником у меня четыре участка, получаю 12 тыс. руб. С земляками арендуем квартиру, в которой проживает 12 чел. За жилье плачу 2 тыс. руб., на еду сбрасываемся по 1 тыс. руб. и столько же еще оставляю на сигареты, штрафы и другие расходы. В месяц на себя трачу 4 тыс. руб., а 300 долл. высылаю своей семье — у меня жена и четверо детей. Примерно так живут все таджики, которые приехали в Москву на заработки».
Как отмечает в своих исследованиях С. Олимова, уровень доходов очень различается: есть небольшая группа мигрантов, которые нашли высокооплачиваемую работу, большая же часть имеет довольно скромный материальный достаток [3, с. 36]. А вот глава «Народной лиги «Таджики» - Каромат Шарипов - считает, что таджи-ков-дворников в Москве просто обирают и ежегодно «забывают» им заплатить 14 млн. руб. [10].
Жилищные условия. Очень остра для таджиков жилищная проблема. Более половины опрошенных таджиков снимали жилье вместе со своими земляками. Около 20% жили в общежитиях или на «объекте», где работали. Обычно это тесные и грязные помещения. Среди них есть собственники квартир или комнат, но таких немного (14%), столько же арендовали отдельное жилье (квартиру или комнату).
В своих исследованиях С. Олимова также отмечает, что жилищные условия редко бывают удовлетворительным: 40,4% наемных работников снимали комнату или квартиру, в которой живут по несколько человек; 36,6% живут у работодателя; 6,9% - у родственников или знакомых; 3,5% снимают койку и столько же живут у второй российской жены. Еще хуже условия у строителей, которые редко снимают квартиру, чаще несколько человек арендуют комнату за небольшую плату у малоимущих хозяев (пенсионеров, спившихся людей), но чаще всего с разрешения работодателя живут либо вблизи стройки, либо на ее территории. Это может быть подвал, вагончик, сарай, дом, помещения, часто не приспособленные для проживания [3, с.37, 40].
Условия, в которых живут таджики-дворники в Москве, еще ужаснее. Они живут в подвалах, за место платят 500 руб. В одном подвале могут жить до 50 чел. [10].
Трудности жизни в Москве. Жизнь в Москве оказалась для таджиков достаточно сложной и трудной. В иерархии проблем, с которыми они столкнулись здесь, лидирующую позицию занимает произвол милиции (68%).
Отношения с правоохранительными органами, как отмечает в своих исследованиях С. Олимова, являются одной из самых больших трудностей работы на выезде трудовых мигрантов из Таджикистана [3, с.68-69].
Другой по значимости проблемой почти для половины таджиков было получение регистрации по месту жительства. Третью позицию занимает проблема, связанная с поиском подходящей работы (42%). С этой проблемой столкнулась половина опрошенных таджичек. Каждый третий столкнулся с определением правового статуса: получением российского гражданства, вида на жительство, статуса беженца. Такая же часть - с недоброжелательным отношением к ним москвичей. Каждый четвертый отметил трудности, связанные с непривычной для них обстановкой, чужими порядками. И только единицы, опрошенных таджиков, не сталкивались в Москве ни с какими трудностями.
Эксперты же считают, что «основная и главная проблема у таджиков их незаконное проживание в Москве. Это влечет за собой массу других проблем: произвол милиции, трудно найти подходящую работу, арендовать жилье, получить качественную медицинскую помощь».
Исследование показало, что, несмотря на все трудности, с которыми они столкнулись в Москве, значительной части таджиков удалось материально помогать родителям, детям, внукам (44%), каждый четвертый обеспечил себе (семье) хорошее питание, каждый пятый может хорошо одеваться, столько же купили электро- и радиотехни-
ку. Каждый десятый купил хорошее жилье, и столько же смогли купить дорогостоящие товары (автомашину, хорошую мебель).
Кроме того, у каждого третьего появилась возможность повысить качество жизни за счет получения высшего образования, защиты диссертации и обучения детей, внуков.
Определенная часть таджиков смогла решить проблемы правового порядка: каждый третий получил регистрацию по месту жительства, каждый десятый - российское гражданство и столько же вид на жительство. Есть и такие таджики, которым не удалось решить ни одной проблемы, и они обеспечивают себя (семью) только самым необходимым (12%). На сей счет мнение экспертов более пессимистично: «Основная проблема, которую удается решить большинству таджиков — материально поддержать своих родственников в Таджикистане, меньшей части — получить профессию, образование и они определенно хотят остаться в Москве».
Мы попытались выяснить, что же мешает таджикам нормально жить и работать в Москве? Основной части таджиков трудно отстаивать свои законные права (76%). Далее идут такие причины, как коррупция чиновников и милиции (72%), не везде берут на работу (70%), очень сложно найти подходящее жилье (66%), дороговизна столичной жизни (62%), берут только на низкооплачиваемую работу (60%). Такие же причины, как трудности в соблюдении обычаев и религиозных обрядов, обособленность людей в огромном городе, сложности привыкания, мешают, но не являются определяющими для большинства таджиков.
По мнению экспертов, таджикам нормально жить и работать в Москве мешает: «Коррупция властей, жесткие законы. Хотя в последнее время наметились позитивные сдвиги по их легализации и в получении разрешения на работу. Есть проблема ксенофобии. Кроме того, они во многом повязаны с посылающим сообществом, а также недостаточное знание русского языка, нашей истории и культуры, отсутствие у многих профессионального образования, отсутствие миграционных инфраструктур, которые могли бы оказать им комплекс услуг по трудоустройству, обучению русскому языку, в обеспечении жильем, оказании информационно-консультационных услуг».
Расселение таджиков в Москве и их предпочтения. Опрос экспертов показал, что «в столице пока нет ареалов компактного проживания таджиков, для них характерно дисперсное расселение, как правило, они предпочитают жить недалеко от работы».
Однако исследователи в этой области отмечают, что самой высокой относительной численностью таджиков выделяются восток и юг Моск-
вы, где их доля превышает среднее значение по Москве: это микрорайоны Восточное Измайлово, Гальяново, поселок городского типа Восточный, Вешняки, а также Даниловский, Нагорный, Северное Чертаново и Западное Дегунино. На юго-западе выделяются Черемушки и Зю-зино; на юго-востоке - Люблино, Печатники и поселок городского типа Некрасовка; на севере - Тимирязевский и Молжаниновский микрорайоны; на северо-западе - Куркино и Южное Тушино; на западе - Филевский парк и Тропарево-Никулино [11, с. 236-237].
Ведущий специалист по расселению О. Вендина отмечает, что в Москве совершенно отчетливо выделяются ареалы повышенной концентрации этнических меньшинств и зоны их преимущественного проживания, связанные, правда, не столько с национальными различиями, сколько с социально-профессиональными характеристиками индивидов [12, с. 62].
Если говорить о внутригрупповой солидарности, то только 22% опрошенных таджиков при возможности выбора хотели ли бы жить среди своих земляков, своей диаспоры. Основной же части - безразлично (64%), остальные предпочли бы жить среди местного населения.
Мнение экспертов по этому поводу разделилось: одни считают, что «при возможности выбора большинство таджиков предпочли бы жить среди родственников, своих земляков, своей диаспоры»; другие полагают, что «при возможности выбора большинство таджиков предпочли бы жить среди местного населения. Однако очень часто им приходится кооперироваться со своими родственниками, земляками и жить среди своей диаспоры, т.к. в финансовом плане это гораздо дешевле. Есть и такие таджики, которым это все равно».
Социокультурные аспекты взаимодействия
мигрантов и принимающего сообщества
Контакты. Таджики, проживающие в Москве, стремятся выстроить свои отношения с принимающим социумом. Так, регулярные контакты с москвичами (русскими) поддерживали 74% опрошенных таджиков. Большинство таджиков имеют хороших друзей, знакомых среди москвичей (68%). Кроме того, они стремятся выстроить свои отношения не только с москвичами, но и мигрантами других национальностей, которые проживают в Москве и более трети опрошенных таджиков регулярно с ними контактируют. Однако все же чаще всего они общаются со своими земляками (84%).
По мнению экспертов, «большинство таджиков чаще всего общаются со своими соотечественниками, но те таджики, которые живут в Москве сравнительно долго и хотят здесь остаться, ста-
раются чаще общаться с москвичами. Они общаются и с мигрантами других национальностей, но в основном по работе».
Кроме того, опрос показал, что половина опрошенных таджиков положительно или спокойно относится к смешанным бракам своих детей и близких родственников с русскими и столько же ничего не имели против смешанных браков своих детей и близких родственников с мигрантами любой другой национальности.
Мнение экспертов несколько отличается: «Таджики положительно относятся к смешанным бракам своих детей, близких родственников с русскими, а вот с мигрантами любой другой национальности более настороженно, хотя явного отторжения нет. Таджики не только положительно относятся, но и достаточно часто вступают в смешанные браки в Москве». Кроме того, эксперты констатировали «случаи фиктивных браков с москвичами, которые достаточно часто перерастают в нормальные браки, но в связи с изменением законодательства о гражданстве необходимость в фиктивных браках у них отпала».
Результаты исследования показали, что таджики не только выстраивают свои отношения с московским сообществом, но и достаточно активно участвуют в культурной жизни столицы: 60% ходит на дискотеки, в кафе, рестораны; половина - в кинотеатры; 42% - в театры, концертные залы, а каждый третий - в музеи, на выставки.
Однако эксперты считают, что «большинство таджиков не посещают места отдыха и развлечений, т.к. они на всем экономят, чтобы поддержать своих родственников в Таджикистане. Правда, молодые люди ходят на дискотеки, но только на те, где они находятся в безопасности. К русской культуре они относятся хорошо»..
Опрос экспертов показал, что в Москве таджики поддерживают контакты со своей общиной на уровне решения правовых и житейских проблем: «Таджикская община (землячества) помогает своим землякам советом, деньгами, но очень часто эта помощь, особенно в решении правовых проблем, носит коммерческий характер, и руководство общин делает деньги на своих земляках, а это противоестественно». Как считают эксперты, «национальные общины должны быть отделены от регулирования легальности и нелегальности трудовых мигрантов и перестать выполнять функцию посредника между трудовыми мигрантами и московскими властями».
Если говорить о сплоченности таджикской общины в Москве, то мнение экспертов разделились: «Одни считают, да — есть сплоченность; другие — не очень сильная, т.к. обычно во главе национальных общин, культурных центров стоят таджики, глубоко интегрирован-
ные в московское сообщество, и они дистанцируются от таджиков, которые приехали на заработки». Кроме того, некоторые эксперты отметили, что «в Москве 12 очень крупных национальных объединений, которые организованы по принципу землячеств и земляческой сплоченности, а вот для других регионов России характерен обще таджикский принцип сплоченности таджикской диаспоры».
Результаты опроса показали, что таджики, проживающие в Москве, не теряют связь со своей родиной и поддерживают контакты со своими членами семьи, родственниками, которые остались в Таджикистане. Правда, основное средство общения - телефонные переговоры (100%), и только каждый пятый раз в году проводил свой отпуск на родине, столько же очень редко навещали своих родственников. Эти распределения отвечают результатам опроса С. Олимо-вой. Она отмечает, что работники из Таджикистана очень тяжело переживают разлуку с семьей, но в подавляющем большинстве они видятся с семьей редко и очень редко: 22% наемных работников навещают семью раз в год, остальные сообщили, что наиболее популярным видом связи с семьей являются телефонные звонки [3, с. 38].
Фобии и дискриминация. Достаточно неоднозначно таджики оценили отношение к ним принимающего сообщества. Так, каждый пятый отметил, что местное население относится к ним дружелюбно, более трети оценили его как безразличное, почти каждый пятый как настороженное и столько как недружелюбное (рис. 1).
Москвичи
Местные власти
Трудно
Трудно сказать,■ 22%
Недру-
желюбно,
34%
Друже-
любно,
8%
Безраз-
лично,
16%
Насторо-
женно,
20%
Рис. 1. Самооценки таджиков отношения к ним москвичей и представителей власти, % к общему количеству опрошенных
Эксперты же считают, что «большинство москвичей, презрительно, плохо относятся к таджикам, т.к. они видят в них своих конкурентов на рынке труда».
Такие оценки вполне объяснимы, т.к. местное население воспринимает выходцев из Средней Азии свысока. В общественном мне-
нии распространены стереотипы, что они - «малообразованные», «некультурные», «дикие» люди, формирующие этнофобию предубеждения [13, с. 242].
Более негативно опрошенные таджики оценили отношение к ним московских властей (рис 1). Так, более трети отметили, что местные власти относятся к ним недружелюбно. Только единицы отметили дружелюбное отношение со стороны местных властей, каждый пятый оценил его как настороженное и чуть меньшая часть как безразличное.
Эксперты в своих оценках более категоричны: «Московские власти, как правило, таджиков не замечают, т.к. не хотят заниматься их легализацией», а вот отношение работодателей к таджикам разное: «Есть работодатели, которые относятся к ним хорошо и видят в них добросовестных работников, а есть и такие, которые наживаются на их труде и просто их «кидают», не заплатив за работу деньги».
Как отмечают таджикские исследователи, очень часто трудовые мигранты в строительстве, сельском хозяйстве попадают буквально в рабство или условия, приближенные к нему. У них отбирают документы. Работодатели препятствуют свободе их передвижения либо сами мигранты ограничивают ее, не выходя за пределы своего места работы и проживания из-за страха перед милицией. Кроме того, работодатели нередко используют эксплуатационный способ найма и работы. Нанимают на работу без оформления документов. В 2003-2004 гг. почти 60% трудовых мигрантов из Таджикистана работали на основе устной договоренности. Для труда таджикских мигрантов характерны: очень низкая зарплата; продолжительный рабочий день (10-12 часов); отсутствие выходных и отпусков; ограничение или отсутствие социальных льгот; отсутствие охраны труда; увольнения без предупреждения; отказ от выплаты заработной платы; обман и мошенничество при найме и расчете [14, с. 45].
И сами таджики неоднозначно оценивают свое отношение к принимающему сообществу. Правда, самооценки их отношения к принимающему сообществу более позитивные, чем их же самооценки отношения к ним принимающего сообщества.
Так, основная часть таджиков отметила дружелюбное отношение к москвичам (46%), чуть меньшая часть относится к местному населению безразлично (40%), а каждый десятый настороженно. В их отношении к москвичам нет негативных оценок (рис. 2).
По мнению экспертов, «большинство таджиков к москвичам относятся хорошо, многие считают их нормальными людьми, но есть и такие, которые к москвичам относятся настороженно и боятся их».
Недружелюбне Насторо- 0% женно 10%
Безраз-
лично
40%
Друже-
любно
46%
Недру же-любно 14%
Настороженно -22%
Друже -любно 16%
Безраз-
лично
36%
Рис. 2. Самооценки таджиков их отношения к москвичам и представителям власти, % к общему количеству опрошенных
Более трети таджиков оценили свое отношение к местным властям как безразличное, каждый пятый как настороженное. Примерно равные доли опрошенных таджиков относятся к местным властям дружелюбно и недружелюбно. Кроме того, в их отношении к местным властям есть негативные оценки, а также гораздо меньше позитивных оценок в отличие от их отношения к москвичам. Однако следует отметить, что таджики в 2 раза чаще оценивают свое отношение к местным властям как дружелюбное и в 2,5 раза реже как недружелюбное, по сравнению с их самооценками отношения к ним местных властей.
По мнению же экспертов, «большинство таджиков старается с местными властями не контактировать, т.к. боятся их. Все контакты с местными властями ведут бригадиры, которые, как правило, являются гражданами России и знают все ходы и выходы во властных коридорах», а вот «к работодателям есть определенная настороженность, т.к. они их часто «кидают».
По результатам исследования С. Олимовой, таджикских строите-лей-нелегалов часто обманывают с оплатой при расчете: платят меньше, чем договорились, отдают часть продуктами или товарами, платят по заниженному курсу доллара (если договор о расчете был в долларах). Бывают случаи, когда работодатели вообще отказываются платить [3, с. 40].
Из интервью: «Работал на стройке разнорабочим (300 долл.), где мне и еще пятнадцати моим землякам дали ночлег. На стройке мы проработали полгода. За это время нам только два раза заплатили по 3000 руб., а остальную часть обещали заплатить потом. В итоге нам не заплати и всех просто «кинули».
Опрос показал, что большинство таджиков «часто или иногда» сталкивались с дискриминационными практиками принимающего сообщества: при оформлении каких либо документов (82%); при
аренде жилья (74%); со стороны москвичей на улице, в транспорте или магазине (72%) и др. (табл. 3).
Таблица 3
Распределение ответов на вопрос:
«Часто ли Вам приходилось сталкиваться в Москве с предвзятым отношением к Вам из-за вашей национальной принадлежности»
(% к общему количеству опрошенных по каждой строке)
Ситуация Да, часто, иногда Нет, никогда Не знаю
При приеме на работу 58 30 12
При оказании Вам медицинской помощи 62 20 18
В отношениях с соседями 60 30 10
В отношениях с коллегами по работе 48 46 6
При попытках снять жилье Со стороны москвичей на улице, в транс- 74 18 8
порте или магазине 72 26 2
При оформлении каких-либо документов 82 14 4
В местах проведения досуга 60 24 16
В своих исследованиях В.И. Мукомель отмечает, что основными сферами дискриминации этнических мигрантов являются рынок труда и рынок найма жилья [13, с. 228, 234]. Дискриминационные социальные практики не способствуют преодолению барьеров между мигрантами и принимающим населением. Как показано исследованиями
Н.М. Лебедевой, «чем выше уровень воспринимаемой дискриминации, тем выраженнее этническая интолерантность» [15, с. 10].
Кроме того, опрос показал, что более четверти опрошенных таджиков сталкивались в Москве с актами агрессии и насилия со стороны милиции - оскорбляли, избивали, отбирали деньги (20%) и со стороны молодежи - получили ножевые ранения (6%).
Эксперты также отметили, что «к большому сожалению, таджикам приходится сталкиваться с актами агрессии и насилия со стороны милиции, а также молодежи, скинхедов».
Об этом можно прочитать и в СМИ. Так, в марте 2007 г. совершено убийство гражданина Таджикистана на Профсоюзной улице столицы; 22 апреля был убит один гражданин Таджикистана, его труп был обнаружен недалеко от подъезда жилого дома, расположенного в проезде Березовой рощи [16].
По данным миграционной службы Таджикистана, с начала года из России были доставлены тела 206 граждан республики. А глава таджикской диаспоры в России Кароматулло Шарипов заявил, что
на самом деле в 2006 г. было убито или умерло около 2 тыс. таджи-ков-гастарбайтеров [17].
Однако эти убийства связаны не только с этнической неприязнью москвичей к таджикам, но и с конкурентной борьбой за рабочее место между самими таджиками. В августе 2007 г. произошла массовая драка между строителями-таджиками, которые работали на «Москве-Сити». В результате этой драки один погиб, пятеро получили ранения [18].
Перспективы пребывания таджиков в Москве. Более половины таджиков ориентированы на временное пребывание в Москве и рассматривают столицу как место, где они поработают несколько месяцев или год-другой, заработают денег и вернутся на родину (40%), а небольшая часть постарается переехать в другую страну (14%). Однако около трети намерены остаться в Москве (России) навсегда и они постараются получить или уже имеют российское гражданство. Остальные пока еще не определились в своих планах (16%).
По мнению экспертов, «конечно, перспективы пребывания таджиков в Москве есть, но пока не будет отрегулировано миграционное законодательство и правоприменительные практики они достаточно ограничены. Таджики сейчас идут по тому же пути, который раньше прошли азербайджанцы. В Москве уже есть прослойка таджиков, которая адаптировалась здесь, создала или стремится создать свой бизнес».
Если говорить о количественных параметрах, то здесь мнение экспертов неоднозначно: одни считают, что «со страхом, но достаточно большая часть таджиков хотела бы остаться в Москве», другие полагают, что «очень маленькая, т.к. Москва для большинства таджиков очень дорогой город. Другое дело другие регионы России». По оценкам В. Мукомеля, 40% таджиков хотели бы остаться в России, реально останутся не более четверти.
Интеграционный потенциал мигрантов
Результаты исследования показали, что по ряду параметров интеграционного потенциала между теми таджиками, кто выразил желание получить (или уже имеет) российское гражданство и намеревается остаться в Москве навсегда (ориентированные на интеграцию), и теми, кто собирался немного поработать здесь и уехать либо в Таджикистан, либо в другую страну (ориентированные на временный заработок и временное пребывание), обнаружились некоторые различия. Наличие таких различий очень показательно с учетом того, что совокупность опрошенных сравнительно небольшая со статистической точки зрения.
Однако сравнительные статистические выводы делать трудно даже относительно двух подгрупп опрошенных. Еще более затруд-
нительно обсчитывать доли при более дробном анализе: по возрастным группам, профессиональному статусу и прочее. Слишком малочисленные получаются подгруппы. И, тем не менее, некоторые тенденции статистическая обработка данных «уловить» позволяет.
Для подтверждения этих тенденций требуются дополнительные исследования с использованием целевой выборки, т.е. совокупности только тех, кто ориентирован на интеграцию. Это даст возможность более глубоко исследовать собственно мотивы и факторы, влияющие на мотивацию к интеграции в местное сообщество.
Имеются различия по уровню образования: среди ориентированных на интеграцию выше доля лиц со средним и незаконченным средним образованием, чем среди ориентированных на временное пребывание (33% по сравнению с 10%), ниже доля имеющих высшее и незаконченное высшее образование (55% по сравнению с 79%).
Среди ориентированных на интеграцию выше доля лиц в возрасте 30-39 лет, а среди ориентированных на временное пребывание - в возрасте 20-29 лет. Ориентация на интеграцию формируется на третьем - пятом году проживания в Москве.
С предвзятым отношением из-за национальной принадлежности чаще сталкивались ориентированные на интеграцию по сравнению с ориентированными на временное пребывание при попытках снять жилье (47% по сравнению с 34%), на улице, в транспорте (47% по сравнению с 28%), но реже - при приеме на работу (20% по сравнению с 35%), при оформлении документов (33% по сравнению с 45%), в местах проведения досуга (7% по сравнению с 24%).
В оценках трудностей, с которыми приходилось сталкиваться в Москве у двух анализируемых групп таджиков, также имеются различия. Так, ориентированные на интеграцию реже сталкиваются с трудностями в поисках работы, с соблюдением религиозных обрядов. Однако они же чаще сталкиваются с криминалом, им труднее привыкнуть к огромному городу.
Ориентированные на интеграцию с московским сообществом более склонны причислять себя к россиянам, чем приехавшие в Москву на заработки, что видно из приведенной ниже таблицы сравнительных ранговых позиций разных сообществ, с которыми чаще всего отождествляют себя таджики в Москве (табл. 4).
Первые три места в списке «самоидентификаций», который условно можно назвать «Мы - это, прежде всего...», занимает безотносительно к дальнейшим планам (остаться навсегда или поработать и уехать) принадлежность к своей национальности, к своей родине и своей религии. У решивших остаться на жительство в Москве таджиков сразу же за
этим индентификационным ядром следует принадлежность к россиянам и людям такого же достатка, а самоиндентификация со среднеазиа-тами идет предпоследней в списке.
Таблица 4
Ранговые порядки идентичностей таджиков-иммигрантов в Москве
Ранг Ориентированные на интеграцию Ориентированные на заработки и временное пребывание
1 Таджики Таджики
2 Жители Таджикистана Жители Таджикистана
3 Мусульмане Мусульмане
4 Жители России Среднеазиаты
5 Люди моего достатка Люди моего достатка
6 Среднеазиаты Жители России
7 Москвичи Москвичи
Иными словами, эти люди не приемлют отождествления себя «с лицами среднеазиатской национальности», столь активно навязываемого им московским сообществом и представителями власти, но они пока и не отождествляют себя с москвичами. Более высокий интеграционный потенциал у азербайджанцев, ориентированных на интеграцию в московское сообщество, у которых вслед за индентификационным ядром сразу же следует принадлежность к россиянам и москвичам [19, с. 83].
У временных трудовых мигрантов-таджиков все наоборот, они, прежде всего, отождествляют себя «с лицами среднеазиатской национальности», раз уж так угодно этому сообществу «москвичей» и «россиян», и с теми, кто столько же зарабатывает. Последними в списке самоидентификации идут «россияне» и «москвичи», с которыми они не стремятся ассоциироваться. Это характерно и для азербайджанцев, которые приехали в Москву на временное пребывание с целью заработка [19, с. 83].
Мигранты, ориентированные на интеграцию, с большей охотой причисляют себя к людям своей национальности, чем их соотечественники, ориентированные на заработки и временное пребывание (табл. 5).
На наш взгляд, такую странную позицию мигрантов, ориентированных на интеграцию, вероятно, можно объяснить тем, что она является оправданной реакцией на длительный опыт их повседневной жизни среди москвичей.
Таблица 5
Самоотождествление таджиков-иммигрантов Москвы (доля, давших положительный ответ - в % к количеству респондентов в каждой подгруппе опрошенных)
Варианты идентификаций Таджики-иммигранты, ориентированные на
интеграцию временное пребывание
Безусловно, причисляют себя к таджикам 93,3 86,3
Безусловно, причисляют себя к жителям
Таджикистана 80,0 79,3
Безусловно, причисляют себя к мусульма-
нам 60,0 76,0
Безусловно, причисляют себя к россиянам 40,0 10,3
Безусловно, причисляют себя к жителям
Средней Азии 26,7 27,6
Безусловно, причисляют себя к москвичам 13,3 3,4
С другой стороны, мигранты, ориентированные на интеграцию, гораздо чаще причисляют себя к россиянам и к москвичам, чем соотечественники, ориентированные на заработки и временное пребывание в Москве.
Таким образом, ранговые порядки идентичностей и самоотождеств-ление таджиков-иммигрантов в Москве, дают основание предположить, что таджики, ориентированные на интеграцию, хотят выстроить внутри новой, но чуждой социально-культурной среды обитания свою собственную, более привычную и психологически комфортную для них.
При всем этом иммигранты, ориентированные на постоянное жительство, имеют более высокий интеграционный потенциал. Эта группа проявляет более высокое стремление стать «коренными москвичами (россиянами)» в новой среде хотя бы во втором поколении, даже осознавая определенную несовместимость этого с тем, что «в семье, среди своих можно и нужно соблюдать традиции своего народа, независимо от того, где ты живешь». Стремление стать «коренными москвичами» тесно связано с пониманием того, что «в Москве надо стремиться впитывать культурные и духовные ценности». Причем это суждение в сознании почти у половины иммигрантов связано с представлением о том, что, безусловно, «Москва русский город, и жить здесь надо согласно русским обычаям и традициям» (табл. 6).
Иммигранты, ориентированные на временное пребывание, гораздо реже проявляют стремление стать «коренными москвичами (россиянами) хотя бы во втором поколении». Это напрямую связано с их суждением о том, что «в Москве можно хорошо заработать, а жить надо на родине», при этом они прекрасно осознают, что «Москва
русский город, и жить здесь надо согласно русским обычаям и традициям», но им сложнее примириться с тем, что «в Москве надо стремиться впитывать культурные и духовные ценности». Эта группа таджиков проявляет более устойчивое стремление и чаще осознает, что «в семье, среди своих можно и нужно соблюдать традиции своего народа, независимо от того, где ты живешь», а также считает, что «в Москве спокойно и достойно можно жить только среди своих земляков, своей диаспоры».
Таблица 6
Показатели интеграционного потенциала таджиков (доля положительных выборов в каждой подгруппе: ориентированных на интеграцию/отъезд, %)
Показатели интеграционного потенциала Доля положительных ответов
ориентированные на интеграцию ориентированные на отъезд
Я бы хотел, чтобы мои дети и внуки стали коренными моск-
вичами (россиянами) 20,0 3,4
Я бы посоветовал своим землякам переезжать на жительство
в Москву (в Россию) 13,3 13,8
В Москве можно хорошо заработать, а жить надо на родине 73,3 82,8
Москва - русский город, и жить здесь надо согласно русским
обычаям и традициям, нам очень трудно 46,7 58,6
В Москве надо стремиться впитывать культурные и духовные
ценности 66,7 44,8
В Москве спокойно и достойно можно жить только среди
своих земляков, своей диаспоры 33,3 44,8
В семье, среди своих можно и нужно соблюдать традиции
своего народа, независимо от того, где ты живешь 80,0 86,2
Проведенный анализ показывает, что при наличии существенных трудностей этнические мигранты из Таджикистана в целом адаптированы к ситуации проживания и деятельности в Москве. Трудности и проблемы можно кратко резюмировать следующим образом.
1. Наличие посреднических организаций, выдающих фиктивные разрешения на работу и ставящих трудовых мигрантов в позицию «нелегалов».
2. Использование мигрантов с высоким уровнем образования на низкоквалифицированных и малооплачиваемых рабочих местах.
3. Жилищные условия этнических мигрантов из Таджикистана неудовлетворительные, а зачастую - ниже уровня человеческого достоинства.
4. В Москве таджики-мигранты сталкиваются с произволом милиции; трудностями с поиском работы, регистрацией; недоброжелательным отношением принимающего сообщества, а также с актами агрессии и дискриминации из-за их национальной принадлежности. Отстаивать свои права им мешает правовая неграмотность, коррупция чиновников и милиции. Имеются проблемы с медицинским обслуживанием.
Следует отметить достаточно слабую включенность таджиков-мигрантов в повседневный культурный контекст принимающей стороны, наличие у определенной части установок на межкультурное взаимодействие с принимающим сообществом и разными группами мигрантов, а также отсутствие у многих потребности следовать общепринятым образцам и традициям.
Интеграционный потенциал как наличие установки стать органичной частью принимающего сообщества имеется менее чем у трети опрошенных мигрантов. Установлен ряд отличий ориентированных на интеграцию и ориентированных не временное проживание по таким показателям, как уровень образования, возраст, длительность проживания, характер проблем в Москве, специфика самоидентификации.
Очевидно, что необходимы более глубокие исследования показателей интеграционного потенциала и факторов, дифференцирующих установки на интеграцию. Эти данные могут значительно повысить уровень научной обоснованности миграционной политики в отношении этнических таджикских мигрантов.
Литература и информационные источники
1. Петров В.Н. Условия образования и виды этнических миграционных процессов в современной России // Этнические мигранты в принимающем обществе. Ч.1. Методология и теория исследования толерантности и мигрантофобии. Краснодар: Просвещение-ЮГ, 2005.
2. Умаров Х., Ульмасов Р. Внешняя трудовая миграция в Таджикистане (причины, проблемы, последствия, регулирование). Душанбе: Ирфон, 2006.
3. Олимова С., Боск И. Трудовая миграция из Таджикистана. Международная Организация по Миграции в сотрудничестве с Научно-исследовательским центром «Шарк». МОМ, июль, 2003.
4. Мониторинг легальной (законной) внешней трудовой миграции за 2004-2005 годы // Федеральная миграционня служба (ФМС России) // Сб. Управление внешней трудовой миграции. М., 2006.
5. Население России 2005. Тринадцатый ежегодный демографический доклад / Отв. ред. А.Г.Вишневский. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007.
6. Зайончковская Ж.А. Иммиграция: альтернативы нет // Нужны ли иммигранты российскому обществу?/Под ред. В.И. Мукомеля и Э.А. Паина. М.: Фонд «Либеральная миссия». 2006.
7. Кузнецов Д.Б. Анализ кроскультурной стратегии и ее особенности в условиях Московского мегаполиса // Правовые и экономические аспекты консолидации московского общества на идеях толерантности и культуры мира. Научно-метод. сб. М., 2006.
8. Ершак Зоя. Таджик в Москве. Он работает дворником, строителем, сторожем ... Часть 1. / ШШШ. Centrasia.ru/news А. 07.05.2007
9. Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии //Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр), 6 (80), ноябрь-декабрь 2005.
10. Таджик в Москве. //www. novayagazeta.ru/data/2007.
11. Остапенко Л.В., Субботина И.А., Юраков А.В. Москва многонациональная: парадоксы столичной жизни // Гастарбайтерство. Факторы выталкивания и притяжения. М., 2006
12. Вендина О. Миграционная ситуация в регионах России. Вып. третий. Мигранты в Москве. Грозит ли российской столице этническая сегрегация? М.: Центр миграционных исследований. 2005.
13. Мукомель В. Миграционная политика России. Постсоветские контексты. М.: Институт социологии РАН, 2005.
14. Трудовая миграция в странах Центральной Азии, Российской Федерации, Афганистане и Пакистане. Аналитический обзор //Европейская Комиссия. Международная Организация по Миграции. Алматы, 2005.
15. Лебедева Н.М. Этническая толерантность в регионах России: теория и практика // Этнопанорама, 2005, № 1-2.
16. www.lenta.ru/news 2007.05.06. moskow.
17. Идиатулин Ш. Демисезонные погромы //Коммерсантъ-Власть. 2 апреля 2007.
18. www.newsru.com 21августа 2007.
19. Кузнецов И.М. Интеграционный потенциал мигрантов // Нужны ли мигранты российскому сообществу? / Под ред. В.И. Мукомеля и Э.А. Паина. М.: Фонд «Либеральная миссия». 2006.