3.А. Дадабаева
ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИИ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ ИЗ СРЕДНЕЙ АЗИИ В СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО
Дадабаева Зарина Абдурахманова - доктор политических наук, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН.
С момента появления новых независимых государств на постсоветском пространстве в целом ряду проблем появилась тема миграции. Впервые Россия столкнулась с мощным потоком мигрантов из СНГ в начале 90-х годов. Так называемое «великое переселение» началось после того как в республиках стали активно строить национальные государства и люди некоренной национальности начали чувствовать себя мягко говоря неуютно. Такое переселение нельзя было назвать трудовой миграцией в чистом виде, так как в первую очередь решались проблемы выезда граждан из национальных республик на постоянное место жительства на историческую родину.
Большое переселение внутри СССР, проходившее практически с первых дней установления советской власти, имело цели: формирование экономики в Средней Азии, освоение целины, развитие нефтедобычи в Западной Сибири (РСФСР), строительство крупных железнодорожных путей (БАМ), крупных гидроэлектростанций. И тогда никто не думал, что последствия будут столь плачевными. Причем более мобильным можно назвать русское население: так к 1989 г. в союзных республиках проживали 25,3 млн. русских, по численности в национальных республиках они занимали второе место после титульных наций [12]. Демографическая ситуация, сложившаяся в республиках Средней Азии накануне перестройки, явилась детонатором обострения межнациональных отношений, особенно в сельских регионах, где население не является фактическим собственником земли, где, как правило, преобладали многодетные семьи. Переселение из трудоизбыточных республик СССР характеризовалось низким мобильным потенциалом. Для привлечения трудовых ресурсов из республик Средней Азии в РСФСР в конце 80-х годов были
созданы специальные долгосрочные программы, включающие обучение, предоставление жилья и полный социальный пакет.
После распада СССР практически во всех бывших республиках возникла проблема трудоустройства, что привело поначалу к хаотичному движению трудоспособных граждан в поисках работы и политической стабильности. На наш взгляд, миграционные процессы в СНГ (в первую очередь, конечно, имеется ввиду из Центрально-Азиатского региона в Российскую Федерацию) условно можно разделить на насколько периодов.
Первый период, перетекающий из СССР в СНГ, можно ограничить концом 80-х - началом 90-х годов. Перестройка, экономические и политические реформы, начавшиеся в 1985 г. в СССР привели к межнациональным конфликтам в союзных республиках (погромы армян в Сумгаите и Баку, изгнание турок-месхетинцев из Ферганской долины и т.д.). В Россию устремились беженцы, которые впоследствии превратились в легальных и нелегальных мигрантов.
Второй период - 90-е годы. Новые независимые государства в поисках своей идентичности провозгласили курс на свою национальную исключительность. Выдавливание русских и русскоязычных граждан практически из всех союзных республик приобрело неуправляемые масштабы. Самый большой поток мигрантов в этот период шел из стран Центральной Азии и Кавказа. По мнению Ж. Зайончковской, основной поток беженцев, прибывших в Россию, составляли жители Таджикистана, Азербайджана, Грузии, Казахстана, Узбекистана, нарастали потоки из Киргизии, Латвии, Эстонии, Туркмении, Армении - притом, что и прежние потоки не потеряли своего значения [3]. Активизация миграционных процессов полностью изменила национальный состав в республиках в сторону преобладания титульной нации.
Для обоих периодов миграция носила вынужденный характер и часто была неосознанной со стороны приезжающих. Своеобразие миграционных перемещений в 90-е годы состоит в том, что шел всеобщий процесс концентрации лиц титульных национальностей на территории своих стран. Результаты обширной миграции серьезно сказались на экономике и социальной ситуации в странах Центральной Азии (ЦА). Изучение процессов трудовой миграции на территории бывшего Советского Союза в 90-е годы показало, что она стала неотъемлемой частью переходных экономик стран СНГ. Удалось компенсировать падение доходов, избежать обнищания в условиях повального роста безработицы. Миграция сумела амортизировать инфляцию, спасти потребительский рынок на постсоветском пространстве. По существу была сформирована альтернативная сфера занятости, с ее помощью поддерживались интенсивные коммуникативные связи между странами Содружества. В то же время следует отметить и негативные стороны такой миграции. Незаконная миграция привела к социальной напряженности в странах Содружества, по-116
скольку нелегальные иммигранты нередко занимались незаконной коммерческой деятельностью, контрабандой, включая оружие, наркотики и т.п. Нелегальная миграция ухудшала криминогенную обстановку, способствовала терроризму, обостряла межнациональные отношения.
Третий период - с начала 2000-х годов по настоящее время. Поток мигрантов продолжился, но теперь он носил целенаправленный характер. Уже обустроившиеся в России беженцы, многие из которых приобрели легальный статус, получили вид на жительство или российское гражданство, стали своеобразным образцом для оставшихся на родине. С улучшением политической обстановки в странах ЦА миграция приняла в основном экономический характер. В поисках заработка тысячи жителей стран региона продолжают уезжать в Россию. В эти годы миграция в большей степени носит трудовой характер.
Основными причинами трудовой миграции из ЦА в РФ являются: невысокий уровень экономического развития, неэффективные экономические реформы, политическая нестабильность, рост населения, нехватка рабочих мест, низкий уровень заработной платы. Трудовые мигранты вынуждены уезжать из своих стран, поскольку рабочие места постепенно занимают граждане Китая, Пакистана, Ирана. Даже при наличии рабочих мест коренные жители получают намного меньше специалистов из-за рубежа за одну и ту же работу. В России мы наблюдаем обратную картину, особенно в отношении мигрантов из Центральной Азии.
Поэтому в Киргизии, Узбекистане и Таджикистане сложилась ситуация, когда основное трудоспособное население оказалось включенным в процесс легальной, а чаще нелегальной, трудовой миграции. Развивающийся рынок труда России, развитие бизнеса, сферы услуг позволил выходцам из этих республик получить источники средств существования.
Такая ситуация привела к увеличению рисков общей конфронтации между государствами, ухудшению положения на рынках труда, проблемам в области здравоохранения, образования, транспортной системы и коммуникативной среды. Миграция изменила жизнь в странах-донорах и странах-реципиентах, повлияла на людей, вовлеченных в процессы перемещения. Об этом постоянно говорят и пишут (не всегда объективно) различные СМИ, порой статьи и передачи создают весьма грубое представление обо всей нации, акцентируя внимание на эпизодах нехарактерных для подавляющего большинства. Часто трудовые мигранты становятся разменной монетой в решении политических проблем между государствами.
В связи с этим возникла потребность рассмотреть процессы интеграции мигрантов и принимающей среды, условия приспособления и факторы, определяющие ход адаптации, проблемы толерантности и конфликтности, степень и условия приспособления в различных ситуациях. При этом следует
подчеркнуть, что под интеграцией мы понимаем объединение в одно общество представителей разных стран и конфессий, но мы не говорим об их асси-миляции1.
Острые проблемы социокультурной адаптации трудовых мигрантов в России - это медицинское обслуживание, обеспечение жильем, перегрузка транспортной и социально-культурной инфраструктуры (в первую очередь общеобразовательных школ).
Среди россиян преобладает жесткое неприятие интеграции трудовых мигрантов, особенно из Центрально-Азиатского региона, в российский социум. Но часто россияне принимают за мигрантов людей неславянской внешности, которые на самом деле являются гражданами Российской Федерации и приезжают из республик Северного Кавказа. Следует отметить, что степень терпимости к мигрантам зависит от социально-экономического положения в принимающих обществах.
В августе 2012 г. Левада-Центр привел данные о том, что «70% россиян считает нужным ограничивать приток приезжих в страну. Аналогичный показатель (68%) был зафиксирован в январе 2011 г. Только 20% не считают нужным ставить на пути притока мигрантов какие-либо барьеры, 42% респондентов недовольны выходцами с Кавказа, 37 - китайцами, 35% - народами Средней Азии. Одна треть опрошенных высказалась за ограничение проживания вьетнамцев и цыган, 18% ответили, что вводить ограничения на проживание каких-либо наций не стоит [8].
Начальник Главного управления по труду и занятости Челябинской области В. Смирнов подчеркивает, что мигранты все больше влияют на рынок труда. «Проблема в экономическом интересе работодателей. Мигранты замещают граждан России, которые все чаще требуют достойных условий, как по заработной плате, так и в плане охраны труда. В одном из городов области и вовсе сложилась ситуация, когда на основном предприятии работают сотни, если не тысячи мигрантов, причем из стран, с которыми у России установлен безвизовый режим. Это в корне поменяло рынок труда в этом городе. И боюсь, что наши реакции, - отмечает Смирнов, - на складывающиеся тенденции очень медленные» [6].
Население Таджикистана, Узбекистана и Киргизии (именно из этих стран идет основной поток трудовой миграции в РФ) значительно отличается от коренного населения России в этнокультурном смысле. Эти люди воспринимаются россиянами как многочисленный, внешне и культурно чуждый эле-
1. Ассимиляция — (лат. аь'А'1т11аИо — уподобление, сопоставление) постепенное слияние группы меньшинства с доминирующей культурой. http://www.slovari-online.ru/ word/исторический-словарь/
мент социума, который с трудом идет на контакт с принимающим обществом.
Имеется много особенностей интеграции трудовых мигрантов из Центральной Азии в Россию. Среди них можно выделить следующие.
1. Самой многочисленной и самой незаметной категорией являются временные мигранты. Как правило, они едут в Россию с главной целью - накопить денег и вернуться на родину. Выходцы из сельской местности - они не стремятся получить гражданство РФ, слабо владеют русским языком, имеют низкий уровень образования и правовой грамотности. Перенести все трудности проживания, чаще в агрессивной среде, им помогает осознание того, что рано или поздно они вернутся к себе на родину.
Невысокое число трудовых мигрантов, думающих остаться в России на постоянное проживание, объясняется наличием семьи, оставшейся на родине, сужением привычного круга общения, который состоит из группы сородичей, формирующейся еще на родине до отъезда. Подкрепляется все это жестким неприятием со стороны местного населения и часто неоправданными бюрократическими препонами для оформления официальных документов. Отсылаемые деньги, а это суммы от половины до двух третей заработанных денег, идут на текущие расходы, связанные с питанием семьи оставшейся на родине, часть обычно копится для последующих крупных приобретений, не говоря уже о том, что денежные переводы составляют существенную часть ВВП этих стран. Как известно в Киргизии это - 29% ВВП, Таджикистане - 47% ВВП [7]. Мигрант планирует на заработанные деньги построить новый дом для своей семьи, расширить хозяйство, купить машину или участок земли, начать собственный бизнес, т.е. в конечном счете вернуться на родину.
Эта стратегия, как считают эксперты [1], является верным показателем, что мигрант не планирует интегрироваться в принимающее общество, так как не создает для этого нужной материальной базы, а твердо связывает свою судьбу и благополучие с возвращением на родину.
По данным исследования «Миграционная ситуация в Москве и Московской области: Реальность против мифологем», проведенного Фондом развития международных связей «Добрососедство», 3/4 из работающих мигрантов хотели бы вернуться на родину (76%). Не собираются возвращаться в свою страну 14% респондентов. Каждый десятый затруднился ответить. Заметной разницы между представителями различных стран нет, выделяются некоторые различия по возрасту и сфере занятости опрошенных мигрантов. В частности мигранты старшего поколения в основном намерены вернуться на родину (90%), тогда как среди 18-34-летних таких респондентов 74% [5].
2. Население Центральной Азии продолжает жить в традиционном обществе (особенно в сельской местности, где проживают около 70%), которое характеризуется коллективным групповым сознанием, где сохранились твер-
дые культурно-религиозные ценности. Особое влияние имеет мнение земляков, родственников, с которыми мигрант находится в тесном социальном и материальном взаимодействии. По справедливому замечанию О.И. Брусиной, «одним из главных элементов системы ценностей такого человека является его деятельность на благо своей общины, в которой он может рассчитывать на уважение и безусловную поддержку, что воспринимается как элементы собственного процветания» [1]. Разумеется, на новом месте жительства мигранты стараются образовывать такие же общины, которые замкнуты и непроницаемы для внешнего мира, а это на фоне прямых угроз, физического насилия и постоянного напоминания со стороны местных жителей о том, что они здесь «чужие», лишает их возможностей к интеграции в современное российское общество. При этом представители южных и северных районов, например Таджикистана, имеют резкое отличие в поведении и готовности к адаптации и интеграции. Так, выходцы из Согдийской области (север) более образованны, знают русский язык, установили прямые договора с работодателями в РФ. Выходцы из больших городов более приспособлены и готовы к адаптации к новым условиям в отличие от представителей сельской глубинки.
3. Свою роль играют различия в уровне воспитания молодых мигрантов, которые обусловливаются отрывом от семьи (корней), ценностей, заложенных родителями. Отсутствие привычного контроля со стороны старшего поколения создает своего рода эйфорию полной свободы. Порой шокирующее россиян поведение мигрантов обусловлено элементарной невоспитанностью. В некоторой степени это можно сравнить с поведением деревенских жителей из глубинки России впервые попадающих в большой город. Подобная реакция возникает и у коренных жителей крупных городов Центральной Азии на поведение своих соотечественников, прибывших из отдаленных кишлаков сельской местности.
4. Подавляющее большинство трудовых мигрантов находится на нелегальном положении не потому, что они не хотят официально оформить свое пребывание. Сложности при получении документов побуждают их обращаться к работодателям или недобросовестным землякам, часто трудовые мигранты сами не знают, фиктивные или настоящие у них документы [2]. Незаконный статус влечет за собой ряд проблем: беззащитность перед работодателями, милицией, властями, антисанитарные условия проживания, низкая оплата труда. Таким образом, социальная среда трудовых мигрантов имеет ограничения (работодатели, продавцы ближайших магазинов, хозяева квартир, представители правоохранительных органов) и также не способствует их адаптации.
5. Конфессиональные отличия приезжающих. Как правило, они мусульмане и меняют не только привычную жизнь российских городов, но как это ни странно, и образ жизни самих мигрантов. Оказываясь в чужом обществе, 120
они ищут поддержку в религии, которая сменила коммунистическую идеологию во всех постсоветских республиках. Все большее число трудовых мигрантов становятся более религиозными, возрастает роль и место мечети, как места сбора собратьев по вере и возможности получить помощь и поддержку. Этим пользуются представители экстремистских течений ислама (ваххабиты, салафиты), что приводит к повышению рисков террористической опасности в России. Ислам постепенно становится не просто религией, а образом жизни.
6. Языковые различия становятся еще одним препятствием на пути интеграции мигрантов в российское общество. Эти факторы создают разные условия для адаптации мигрантов. Относительно свободное владение русским языком, знание русской культуры и многих традиций, соблюдение норм и правил общежития в российских городах позволяют некоторым мигрантам легче вливаться в российский социум. В Таджикистане русский язык является языком межнационального общения, в Киргизии русский язык законодательно имеет статус официального и способствует интеграции республики в мировое сообщество. В странах региона русский язык является языком науки, образования и облегчает поездки не только в Россию, но и в другие страны СНГ. Более того, объявления в местных СМИ о том, как найти работу в России, пишутся только по-русски.
Это понимают в странах-донорах и стремятся в современных условиях направить трудовую миграцию в организованное русло. Создаются государственные и негосударственные структуры, которые призваны осуществлять юридическую, социальную и языковую подготовку будущих мигрантов. Разрабатываются программы обучения мигрантов русскому языку и даже некоторым профессиям, востребованным на российском рынке. В недавнем прошлом в самых отдаленных таджикских, киргизских, узбекских сельских поселениях выпускники школ, по крайней мере, понимали русскую устную речь.
В Таджикистане сейчас средний возраст слушателей языковых курсов -20-30 лет. В основном это мужчины, у некоторых словарный запас русского языка не насчитывает даже и 10-15 слов. В таких условиях, как подчеркивает руководитель одной из языковых школ М. Авганова, местные преподаватели русского языка вынуждены начинать с «нуля». Возможно в ближайшем будущем многие центры в Таджикистане, где сейчас преподают иностранные языки, придется переориентировать на курсы русской словесности. Организовать их не сложно, гораздо труднее найти профессиональных преподавателей, часть из которых работает в России совсем по другим специальностям. В Таджикистане спрос на такие курсы очень высок. Люди идут на это осознанно, иногда приходят заниматься всей семьей. Это актуально особенно сейчас, в связи с тем, что с 2013 г. трудовые мигранты в России будут обязаны сдавать тест на знание русского языка. Но найти действующие курсы рус-
ского языка для потенциальных мигрантов в Таджикистане не просто даже в столице. Большинство языковых центров в Душанбе ориентировано на обучение школьников. Вчерашние школьники - это потенциальные мигранты, которые собираются поехать на заработки в Россию, должны заплатить довольно большую сумму в 200 сомони (40 долл.) за 24 часа в месяц [11]. Значительная плата за обучение на курсах увеличивает коррупцию. Известен пример, когда выпускница факультета русского языка и литературы не получила сертификат об окончании курсов, а сельский житель из сельского района, не владеющий языком, стал обладателем заветного документа.
Частично эту проблему должно было решить приглашение в Таджикистан российских учителей. В конце августа 2012 г. в Таджикистане ожидали прибытия 340 преподавателей из России. Но специально подписанное об этом на межведомственном уровне соглашение так и не заработало [12].
7. Все чаще в последнее время трудовые мигранты, особенно те, которые приезжают в Россию уже не первый год, стали привозить и свои семьи с детьми. Это создало дополнительную нагрузку на общеобразовательные учреждения. Обучение мигрантов, например в московских школах, проходит не в самой благоприятной атмосфере. Но значительных успехов в адаптации мигрантов в образовательной среде нельзя добиться, если к этому не будут готовы все участники образовательного процесса. И межэтнические отношения в школе между сверстниками являются лишь одной из граней этого процесса. Не менее важна позиция родителей, отношение учителей и администрации к детям мигрантов, не говоря уже о позиции властей на разных уровнях. Дети, мигрировавшие с семьями из другой языковой и культурной среды, сталкиваются с необходимостью этнокультурной адаптации. Она включает в себя овладение языком этнического большинства, усвоение традиций, норм и ценностей принимающего сообщества.
В Москве несколько лет работают «Школы русского языка», которые учат детей мигрантов русскому языку. На базе вечерней средней школы № 185 ученики в возрасте от 13 до 20 лет изучают основные предметы «Школы»: грамматика русского языка, фонетика, речевая практика, информационные технологии, английский или французский языки. И важный, на наш взгляд, предмет «Социокультурная адаптация». Во время этих занятий ученики знакомятся с особенностями жизни в России, национальными праздниками, традициями и правилами поведения, им рассказывают о жизни в мегаполисе. В «Школах русского языка» традиционно отмечаются и национальные праздники учеников. По окончании «Школы» выпускник получает удостоверение и может быть принят в обычную общеобразовательную школу Москвы. Взрослые тоже могут учить русский язык, но уже на платной основе.
В Екатеринбурге вопросом обучения детей мигрантов русскому языку в городе занимаются с 2006 г. Тогда в школах уральской столицы учились 122
1600 детей, в 2012 г. - 1749, в основном это этнические узбеки и таджики. По данным Управления образования г. Екатеринбурга, 28% детей мигрантов недостаточно хорошо знают русский язык и с ними занимаются дополнительно. На базе трех школ созданы опорные центры, которые тиражируют опыт Санкт-Петербургского преподавателя И.П. Лысаковой в изучении русского языка инофонами (иностранцы изучающие русский язык). Создан новый курс «Основы религиозной культуры и светской этики».
Мигранты проявляют интерес к изучению русского языка и славянской культуры, многие из них нацелены на более активное взаимодействие с представителями этнического большинства, на получение высшего образования и работу в нашей стране. Среди адаптационных стратегий наиболее приемлемой для них становится интеграционная модель, не связанная с полным отказом от собственной культуры и идентичности, а предполагающая принятие паттернов (моделей) новой культуры наряду с сохранением этнических норм и ценностей.
На первый план, на наш взгляд, выходит проблема не только подготовки иностранных граждан к новым условиям, но и определение уровня готовности российского общества к восприятию мигрантов с другой культурной составляющей, рассмотрения социальных и культурных аспектов интеграции трудовых мигрантов, направленных на усиление их адаптационных ресурсов и коррекцию поведенческих норм. Для этого требуется наличие легального положения и свободных договорных отношений с работодателями. Это позволит жить открыто, относительно спокойно придерживаться своих жизненных устоев, следовать своим этнокультурным обычаям и нормам поведения, не вступая в серьезные противоречия с принимающим обществом. Достижению этого способствует домиграционная правовая, филологическая и профессиональная подготовка. Вкладываясь в обучение трудовых мигрантов определенным профессиям, принимающее государство инвестирует собственную страну.
Положительные и отрицательные стороны
интеграции трудовых мигрантов в российское общество
Положительными можно считать:
1. Увеличение гибкости рынка труда и более эффективное удовлетворение спроса на рабочую силу, которые являются следствием формирования общего рынка труда.
2. Россия сохраняет свое политическое и культурное влияние. Это подтверждается исследованием, проведенным в июле-августе 2012 г. Центром стратегических исследований (ЦСИ) при президенте Таджикистана: «Влияние трудовой миграции на образ жизни и поведение таджикистанцев», показавшее, что трудовая миграция меняет мышление и поведение жителей Тад-
жикистана, возвращаясь из России, домой они везут не только деньги, но и другие жизненные ценности. Было выявлено, что теперь 70% жителей Таджикистана выезжают на заработки, чтобы накопить деньги на образование для своих детей, а не для того, чтобы только прокормить семью и приобрести нужные для хозяйства вещи [9].
3. Частичная компенсация естественной убыли населения России.
К отрицательным сторонам относятся:
1. Неконтролируемая нелегальная миграция, которая тормозит создание цивилизованного рынка труда.
2. Нелегальная миграция превращает мигрантов в бесправных рабов, что приводит к социальной напряженности в обществе и угрожает национальной безопасности.
3. Увеличивающиеся риски общей конфронтации между государствами.
4. Ухудшение социального положения в российском обществе.
В целях устранения ряда проблем предпринимаются определенные меры. Так, в 2010 г. в России были введены патенты для работающих мигрантов -физических лиц, установлен ряд преференций для высококвалифицированных мигрантов, введена ответственность работодателей за незаконное привлечение мигрантов к трудовой деятельности.
В России открываются центры для временного содержания нелегальных мигрантов. Там их кормят, поят, иногда даже лечат, иными словами, дают дождаться депортации либо возвращения к трудовой деятельности. Такие центры уже открыты в Москве и некоторых других крупных городах России. Между тем более 70% россиян из числа опрошенных Всероссийским центром исследования общественного мнения полагают, что мигрантам помогать не следует, более того, властям необходимо приложить усилия, чтобы вернуть их домой. Социологи фиксируют рост межэтнической агрессии в РФ: 68% населения испытывают агрессию к представителям других национальностей2. Однако эксперты утверждают, что некоторые сферы экономики России существуют исключительно за счет мигрантов.
В итоговом докладе о результатах экспертной работы над «Стратегией» России 2020 г. отмечается отсутствие программы адаптации и интеграции иностранных граждан временно пребывающих на территории Российской Федерации [4]. Не решены также вопросы специальной предотъездной подготовки. Разрозненно и неэффективно действуют Центры поддержки мигрантов, которые, по-видимому, следует объединить в единую систему информационной и правовой помощи.
2. http://rus. ruvr.ru/2012_10_18/Narishkin-Migracionnuju-politiku-nuzhno-uvjazat-s-socialnoj/
В перечень мероприятий предлагаемых для реализации Правительством Российской Федерации разработчики «Стратегии 2020» включили пункт о содействии адаптации, интеграции и реинтеграции мигрантов, формированию взаимной толерантности между мигрантами и местным населением. Планируемые расходы при этом могут составить около 14 млрд. руб. [4]. В число мер для реализации данного пункта входит создание инфраструктуры, обеспечивающей содействие интеграции и адаптации, открытие центров информационной и правовой поддержки мигрантов, курсов изучения языка, истории и культуры России.
Заключение
1. Программы интеграции трудовых мигрантов с принимающим сообществом не функционируют, взамен нарастают фобии и антимиграционные настроения. Трудно сказать, какие факторы превалируют при этом: этнические различия, обывательские представления, национализм, неприятие «другой» культуры и веры, «услуги СМИ»? Поэтому должен решаться, прежде всего, вопрос об адаптации российского общества к постсоветским трудовым мигрантам, а не наоборот.
2. Поддержание и актуализация различий в среде мигрантов в ущерб изучению и принятию культурных норм большинства является мощным дезинтегрирующим фактором.
3. Еще одним противоречивым вопросом интеграции становится формирование общего рынка труда. В случае с ЕЭП Россия как принимающая страна не только лишается возможности устанавливать какие-либо институциональные ограничения на миграцию, но и берет на себя обязательство обеспечивать равные права на трудоустройство, оплату труда и другие социально-правовые гарантии гражданам стран-членов. А требования предоставления медицинских справок и аттестатов будут распространяться только на выходцев из третьих стран.
Для успешной адаптации трудовых мигрантов из стран Центральной Азии в современное российское общество можно предложить:
- В рамках государственных программ России по развитию и углублению сотрудничества (МИД РФ) в странах СНГ увеличить финансирование проектов по изучению русского языка и организации учебных курсов по рабочим профессиям, в которых ощущается дефицит в России. При разработке таких программ использовать опыт зарубежных государств (ТОАГО, Агроак-ция (Германия), Японское агентство по международному развитию) для продвижения и усиления интересов и влияния Российской Федерации.
- Провести мониторинг и оценку эффективности Русских домов за рубежом, определить приоритетные направления и сконцентрироваться на них.
- Исполнять уже принятые решения и соглашения по миграционной политике.
- Возобновить проведение дней культуры, литературы и искусства, фестивалей кино, народного творчества и т.д. государств Центральной Азии в России, что позволит российским жителям ближе познакомиться с обычаями, традициями и культурой народов, мигранты которых трудятся в России.
- В средствах массовой информации увеличить количество положительных примеров о роли трудовых мигрантов в обществе.
- Создавать программы интернационального воспитания молодежи. Снижению трудовой миграции могут способствовать проекты по созданию новых рабочих мест в странах Центральной Азии с участием российского бизнеса. Неприемлемо использовать давление на трудовых мигрантов со стороны официальных властей РФ в качестве рычага влияния на руководство стран ЦА, бездарная экономическая политика которых вынудила этих людей покинуть родину и искать заработки за ее пределами. Испытывая при этом унижения и лишения со стороны коррумпированных чиновников и криминала. В подобных ситуациях трудовые мигранты находятся под двойным прессом и со стороны РФ и у себя дома.
Литература
1. Брусина О.И. Проблемы интеграции среднеазиатских мигрантов в России. http://www. baromig.ru/experts/stati-o-migratsii/problemy-integratsii-sredneaziatskikh-migrantov-v-rossii.php
2. Григорьев М., Осинников А. Нелегальные мигранты в Москве. - М., 2009.
3. Ж. Зайончковская. Миграция, или Нежеланное спасение. http://www.centrasia.ru/ newsA.php?st=1025066340
4. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 г. Стратегия 2020: Новая модель роста - новая социальная политика.
5. Московский Ю. Центральноазиатский «резерв», или Значение миграции для демографии России преувеличено. http://migrant.ferghana.ru/newslaw/chronicle/%D1%86%D0%
6. На Южном Урале работают десятки тысяч трудовых мигрантов. http://news.tj/ru/news/ na-yuzhnom-urale-rabotayut-desyatki-tysyach-trudovykh-migrantov
7. Поназарабатывали тут! http://www.rg.ru/2012Z11/22/perevodi-site.html
8. Приток мигрантов нужно ограничить. http://www.svpressa.ru/society/article/58250/
9. Таджикские гастарбайтеры везут из России не только деньги. http://www.dw.de/dw/ar-ticle/0,,16257124,00.html
10. Турсунзода М. Российские учителя так и не прибыли в Таджикистан обучать таджикских школьников русскому языку. http://news.tj/ru/news/rossiiskie-uchitelya-tak-i-ne-pribyli-v-tadzhikistan-obuchat-tadzhikskikh-shkolnikov-russkomu-y
11. Г. Фасхутдинов. Как в Таджикистане готовятся к тестам на знание русского языка. http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1344327540
12. Ярошинская А. Русский транзит: От принудительной миграции в СССР - к беженцам в России. http://www.rosbalt.ru/main/2007/08/10/405195 .html