Научная статья на тему 'Адаптация иммигрантов в России: языковой аспект'

Адаптация иммигрантов в России: языковой аспект Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1440
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / НАЧАЛО ХХI В / ИММИГРАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / ЯЗЫКОВАЯ АДАПТАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / RUSSIA / EARLY 21 ST CENTURY / IMMIGRATION / ADAPTATION / LANGUAGE ADAPTATION / OFFICIAL MIGRATION POLICY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Стрельцова Яна Рудольфовна

Одним из главных факторов интеграции является знание языка страны-приема. В России нет государственной программы интеграции иммигрантов. ФМС констатирует, что более половины иммигрантов не знают русского языка, среди мигрантов – выходцев из Средней Азии, не владеющих русским языком, – 25%. В конце 2011 г. при российских вузах и зарубежных образовательных учреждениях функционировало более 160 центров, получивших право проводить государственное тестирование иностранных граждан по русскому языку как иностранному.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Adaptation of Migrants in Russia: The Language Aspect

One of major integrating factors is the knowledge of the recipient country’s language. Russia does not have an official program of migrant integration. Its Federal Migration Service reports that over half immigrants do not know Russian, while the number of those from Central Asia reaches 25 percent. In the end of 2011 within Russian universities and foreign educational institutions there were more than 160 centers licensed to arrange testing the Russian language as foreign with foreign citizens.

Текст научной работы на тему «Адаптация иммигрантов в России: языковой аспект»

Я.Р. Стрельцова

АДАПТАЦИЯ ИММИГРАНТОВ В РОССИИ: ЯЗЫКОВОЙ АСПЕКТ

Стрельцова Яна Рудольфовна - кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института социально-политических исследований РАН.

Массовая иммиграция - один из факторов, заметно влияющих на идентичность государства, принимающего приезжих. Для современной России это особенно актуально, если учесть, что по объему миграционных потоков РФ занимает второе место в мире после США.

По данным ФМС РФ, ежегодно в Россию въезжают 13-14 млн. человек, 77% из них - граждане СНГ, 10% - ЕС. В 2012 г. в РФ находились около 10 млн. иностранных граждан, из них только 1,3 млн. работали и проходили обучение на законных основаниях. Квота на работу в 2013 г., как и в предыдущие два года, составит 1,745 млн. иностранных граждан. Постоянно проживают в стране, по официальным данным, - 680 тыс. иммигрантов; по данным Федерации иммигрантов РФ, в России - до 16 млн. гастарбайтеров, из которых 9 млн. - уже имеют российское гражданство. Около 70% нелегальных трудовых мигрантов приезжают к нам вне зависимости от возможности потенциального трудоустройства. В Москве их приблизительно 2 млн. человек. Согласно данным ФМС, соотношение законно работающих специалистов и нелегальных гастарбайтеров составляет для Узбекистана - 1,7%, Таджикистана - 2, Армении - 3,5, Киргизии - 4,2, Молдовы - 8, Азербайджана -10, Украины - 12%1.

Ранее иммиграция существенно не влияла на российскую идентичность. Во-первых, она не была массовой. Во-вторых, к нам приезжали в основном представители славянских народов, у которых не было никаких проблем с

1. См.: http://www.BFM.ru/infox.ru/newsuk.com; Свои среди чужих // Итоги. — 2011. — № 43. — 24 октября. С. 36—38; www.rg.ru 22.03.12; http://www.ria.ru/analytics/201206 19/676681546Ыт1

адаптацией ни в культурном, ни в религиозном, ни в языковом отношениях. В середине 90-х годов минувшего века в России работали в основном жители Украины и Белоруссии (в 1994 г. - 74,6 и 7,9% соответственно, а из республик Средней Азии и Казахстана - 4,4%2 от числа всех трудовых мигрантов в России). Сегодня это - в подавляющем большинстве (более 60%) - мигранты из государств Средней Азии: таджики, узбеки, киргизы, которые с трудом интегрируются в российское общество.

В последнее время российское руководство все более активно поощряет приезд таджикских граждан в страну. В октябре 2012 г. Россия и Таджикистан заключили ряд соглашений, в частности в военной (о статусе и условиях пребывания российской военной базы на территории Таджикистана) и миграционной сферах. Показательно, что эти два направления сотрудничества развиваются взаимосвязано. На расширение своего военного присутствия в Таджикистане Россия отвечает созданием льготных условий для работы таджикских иммигрантов на своей территории. По подписанному соглашению мигранты из Таджикистана теперь будут получать разрешение на работу в России сроком до трех лет. Сегодня, по данным администрации президента, в РФ трудятся 1,13 млн. таджикских мигрантов. Их денежные переводы в 2011 г. составили около 3 млрд. долл., что равноценно почти половине ВВП Таджикистана3. Аналогичная ситуация с Киргизией и Азербайджаном. Эти государства, с одной стороны, - главные поставщики трудовых мигрантов, с другой - наши партнеры в военном сотрудничестве. В них размещены российские военные объекты (два и пять соответственно), важные с точки зрения геополитического влияния РФ.

По разным экспертным оценкам, суммы, ежегодно вывозимые трудящимися мигрантами из России, колеблются от 6 до 19 млрд. долл. В 2011 г. сумма официальных денежных переводов из РФ в страны СНГ составила около 16,7 млрд. долл.4. Для вывода из тени нелегальных гастарбайтеров в 2010 г. была введена система выдачи патентов на работу в частном секторе. Однако за полтора года она охватила всего лишь 1 млн. иностранцев и принесла российским регионам 4,5 млрд. руб.

2. Вопросы экономики. — 1996. — № 1. — С. 89. Так, по данным УФМС РФ по г. Москве, в сентябре 2011 г. в Москве находились 315 тыс. официально зарегистрированных иностранцев. Из них граждан Узбекистана было — 71 тыс. (23%), Таджикистана и Киргизии — по 55 тыс. (по 18%), Украины — 40 тыс. (13%), Молдовы — 29 тыс. (9%), Азербайджана — 17,5 тыс. (6%), Китая —16,5 тыс. (5%), Армении — 15 тыс. (5%).

3. http://www. ria. ru/society/20120918/753197608. html

4. См.: http://dobrososedstvo.info/dobro/ru/information/n125/0_21300 www.rg.ru 23.11.12

Российская миграционная политика противоречива. Если современная иммиграция в большинстве экономически развитых стран обусловлена необходимостью решения проблем демографии, кадрового дефицита, подъема высокотехнологичных отраслей экономики, и предпочтение отдается приглашению профессионально подготовленных, квалифицированных мигрантов (например, политика «избирательной миграции» во Франции), то в России доминирует заинтересованность в дешевой неквалифицированной рабочей силе. С одной стороны, власти понимают необходимость защиты отечественного рынка труда от гастарбайтеров-непрофессионалов и указывают на необходимость улучшения механизмов его защиты, применения более эффективных систем контроля и борьбы с нелегалами. С другой стороны, поощряют приезд новых иммигрантов, расширяя спектр социальных5, медицинских и образовательных услуг - формально для легальных мигрантов, но, учитывая их незначительную численность, фактически - для всех приезжающих. Естественно, из-за неконтролируемого притока иммигрантов нагрузка на социальную сферу, главным образом на систему образования6, а в последнее время на медицинскую7 и пенсионную системы значительно возрастает. Труд иммигрантов используется не в инновационных, наукоемких отраслях экономики,

5. В 2012 г. приняты поправки в законодательстве, в соответствии с которыми с 2012 г. российские работодатели будут уплачивать страховые взносы в ПФР за каждого легального трудового мигранта. Средства будут направляться на страховую часть трудовой пенсии. С 2013 г. переехавшим в Москву пенсионерам будут доплачивать до 7137руб. Приезжий пенсионер с постоянной пропиской в Москве получит полностью пакет услуг: соцкарту москвича, бесплатный проезд в общественном транспорте, льготу по оплате жилья и коммунальных услуг. В развитых странах, например в одной из самых социально ориентированных — Швеции, наблюдаются обратные процессы. Система социального обеспечения не может справиться с последствиями относительно либеральной миграционной политики. Так, сегодня правила предоставления гражданства (и соответствующих льгот) лояльны к молодым людям до 18 лет (т.е. до возраста в котором быстрее проходит период ассимиляции). Однако у старшего поколения шансы переехать к своим родственникам в Швецию равны нулю.

6. Интеграция мигрантов средствами образования: Опыт Москвы. Опубликовано при поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве по Азербайджану, Армении, Беларуси, Республике Молдова и РФ. —М., 2007. — С. 10.

7. Если мигрант заболевает, Москва обязана оказать ему медицинскую помощь, и его лечат исключительно за счет московского бюджета. В последнее время развивается медицинский туризм: в Москву едут на последних месяцах беременности жительницы Узбекистана, Киргизии, Таджикистана. Их роды обходятся городскому бюджету — до 5 млрд. руб. в год. Сегодня 53% московского бюджета идет на социальную сферу. (www.rg.ru 04.10.12). Обсуждается предложение сделать обязательным для въезжающих в РФ мигрантов наличие медицинской страховки, как это требуется в ЕС, в частности во Франции.

а в традиционных - строительстве, ЖКХ, торговле, отчасти в горном деле и сельском хозяйстве, вытесняя россиян8 и снижая как производительность труда, так и зарплаты на отечественном рынке труда.

Таким образом, современная иммиграционная ситуация в России характеризуется неадекватным замещением квалифицированных кадров неквалифицированными.

По оценке ФМС, за последние три года страну покинули 145 тыс. россиян9. Это официальные данные, не учитывающие тех, кто остался жить за рубежом, выехав по туристическим, студенческим визам и иным каналам. Растут другие потоки, связанные с контрактами, длительными стажировками, когда люди уезжают, сохраняя гражданство, и не попадают в статистику выехавших на ПМЖ. Самые тяжелые последствия для страны может иметь заметно возросшая в последние годы тенденция отъезда из РФ молодежи. Нельзя однозначно оценивать ее как студенческую эмиграцию. Настораживают данные опроса, проведенного Институтом социологии РАН. После кризиса 2008 г. процент потенциальных эмигрантов среди населения сегодня достигает в среднем - 16-20%, а среди молодежи до 25 лет - 74%, 25-35 лет -57%10.

Наблюдается неравноценное замещение людей с высшим образованием (экономистов, математиков, врачей, программистов) мигрантами, в лучшем случае имеющими среднее специальное образование. Так, квота на привлечение иностранной рабочей силы в 2012 г., составившая 1,74 млн. человек, более миллиона вакансий предоставляла неквалифицированным рабочим.

Разработанная ФМС совместно с российским бизнесом «Концепция государственной миграционной политики РФ до 2020 г.» предполагает увеличение количества мигрантов к 2020 г. до 20 млн., при населении РФ -142 млн. человек. Такая цифра, учитывая уже работающих и потенциальных мигрантов, представляется явно завышенной, поскольку, согласно отечественной статистике, число трудоспособных россиян уменьшается не столь быстрыми темпами.

Другая проблема - в расселении мигрантов. Абсолютными рекордсменами по приему мигрантов являются Московская область, куда направляется каждый третий мигрант, Краснодарский край, Москва, Санкт-Петербург, Тюменская, Ленинградская, Новосибирская области, достаточно заселенные и даже избыточные в отношении трудовых ресурсов. В малолюдные районы

8. По данным интернет-портала, около 18% россиян ощущают реальную конкуренцию с приезжими из Средней Азии (www.rg.ru 11.12.12).

9. См.: www.kp.ru 14.10.11

10. www.rg.ru 13.12.11

мигранты не едут, поэтому диспропорции в экономическом и демографическом развитии российских регионов сохранятся.

Языковая подготовка иммигрантов

Одним из главных факторов интеграции является знание языка страны приема. ФМС констатирует, что более половины иммигрантов не знают русского языка, среди мигрантов - выходцев из Средней Азии, не владеющих русским языком, - 25%. Сами этнические мигранты не всегда ориентированы на изучение русского языка и освоение действующих в принимающей среде обычаев и норм поведения.

В России нет государственной программы интеграции иммигрантов. Образовательная инфраструктура, которая позволила бы им улучшить знание русского языка, получить другие необходимые для адаптации знания, в России также отсутствует, точнее, только начинается складываться. Субъекты РФ, принимающие значительные потоки мигрантов, прежде всего Москва, Санкт-Петербург, на протяжении почти 20 лет разрабатывают собственные подходы к решению проблемы интеграции мигрантов.

Под влиянием международного опыта и «консервативной» части российской общественности в конце 2012 г. Госдума приняла поправки11 к законам «О правовом положении иностранных граждан» и «Об образовании», которые требуют, чтобы для получения разрешения на работу на территории РФ иностранцы подтверждали знание русского языка. Признаются аттестат или диплом вуза, выданные на территории СССР, и аналогичные документы, выданные на территории РФ. При отсутствии таких документов иностранец должен пройти государственное тестирование по русскому языку (стоимость теста 2,5 тыс. руб. для мигранта) и получить сертификат в установленном Минобрнауки порядке. Сертификат подтверждает, что иммигрант владеет русским языком на уровне не ниже базового. Ранее такой тест проходили только иностранцы, претендовавшие на получение российского гражданства. Иностранный соискатель должен также представить документ о полученном образовании на родине (не ниже основного общего образования) с нотариально заверенным переводом. При этом ни документы об образовании, ни сертификаты на знание языка не могут быть представлены в электронном виде.

С декабря 2012 г. эти нововведения касаются только тех иностранных граждан и лиц без гражданства, которые прибывают в РФ в безвизовом режиме, планируют работать в сфере ЖКХ, розничной торговли или бытового обслуживания и хотят получить или продлить срок действия разрешения на

11. http://top.rbc.ru/society/26/10/2012/822079.shtml 106

работу в РФ. Они не распространяются на граждан тех стран, где русский язык является государственным (Белоруссия и Южная Осетия). Приезжающие из них иммигранты подтверждать его знание не должны.

В конце 2011 г. при российских вузах и зарубежных образовательных учреждениях функционировало более 160 центров, получивших право проводить государственное тестирование иностранных граждан по русскому языку как иностранному. Не исключено, что право принимать языковой экзамен смогут получить и учителя общеобразовательных школ. Тогда эта услуга станет более доступной. В Санкт-Петербурге на открытых для иммигрантов курсах обучения русскому языку, после сдачи контрольных тестов, иммигранты получают сертификаты государственного образца, дающие им преимущества при приеме на работу. Однако на законодательном уровне требование знания русского языка не является обязательным при приеме на работу в РФ.

План мероприятий по реализации Концепции государственной миграционной политики РФ до 2025 г. предусматривает, что сдача экзамена по русскому языку с 2013 г. станет обязательным условием для всех иммигрантов, желающих жить и работать в России, независимо от страны исхода, в том числе и для граждан Украины. Помимо тестирования по русскому языку мигрантам в обязательным порядке надо будет сдавать экзамен по истории России и основам законодательства РФ. Согласно поручению президента РФ федеральным и региональным властям, обязательные экзамены по русскому языку, истории и законодательству России могут быть введены для всех трудящихся-мигрантов, за исключением высококвалифицированных специалистов. ФМС настаивает на том, чтобы мигранты сдавали тест на знание русского языка не на базовом, а на элементарном уровне. При этом для гастарбайтеров, приезжающих на временную работу, стоимость сдачи теста по русскому языку может быть уменьшена.

РФ разрабатывает и другое направление языковой политики, открывая центры по изучению русского языка, российской культуры и традиций в странах - основных источниках рабочей силы: в Киргизии и Таджикистане. Сегодня работают только два центра. Языковую и профессиональную подготовку потенциальных мигрантов ФМС организует на базе профессиональных училищ в городах Ош и Душанбе. При условии успешной подготовки ФМС будет трудоустраивать их в России. Рабочим специальностям и русскому языку в Киргизии и Таджикистане обучаются всего 200 человек, а экзамен выдержали 173 человека, что, безусловно, мало, учитывая масштаб миграции из этих государств12. За последние годы в Таджикистане открылись

12. В рамках пилотного проекта, который реализует ФМС в этих центрах, помимо специализированной профессиональной подготовки и обучения русскому языку, преду-

28 центров платного обучения востребованным за рубежом специальностям и иностранным языкам. В них приглашают преподавать экспертов из Турции, Греции, Германии, и финансируются они частично Лондонской торгово-промышленной палатой, МОТ, Международной организацией по миграции, Германией и другими странами. Однако Россия в этом проекте не участвует. По-видимому, наше государство пока не готово вкладывать деньги в подготовку кадров за рубежом, мирясь с притоком неквалифицированной рабочей силы.

Поощряется приезд молодежи из стран СНГ. Так, Москва в 3 раза увеличила квоты в российских вузах для киргизских студентов - с 200 до 600 мест. В 2011 г. в 200 вузах в РФ обучались около 90 тыс. иностранных студентов. Перспективной представляется подготовка молодежи из стран СНГ не только в высших учебных заведениях РФ, но и в профессиональных училищах, техникумах, где осваивались бы необходимые как для России, так и для национальных экономик профессии.

Языковая адаптация детей иммигрантов

В последнее десятилетие в России принимаются меры по обучению не только мигрантов, но и их детей русскому языку. По мнению председателя экспертно-консультационного совета родительской общественности при департаменте образования Москвы, дети мигрантов из стран СНГ плохо или совсем не знают русский язык. У них отсутствуют знания об основах российского законодательства, о культуре, истории, традициях и нормах бытового поведения в российском обществе.

Около 10-20% мигрантов приезжают в РФ с детьми, свыше 90% которых идут в школу. Из-за отсутствия достоверной статистики точных данных по количеству детей мигрантов в российских школах нет. Приводятся разные цифры: в Москве их от 4 до 10% учеников, в Подмосковье - до 12%, в Санкт-Петербурге - 3%. Предполагается, что через 8-10 лет при сохранении нынешней миграционной политики треть всех учеников в российских школах будут составлять дети мигрантов, как легальных, так и нелегальных13.

В марте 2008 г. коллегия Департамента образования Москвы утвердила Программу интеграции детей зарубежных мигрантов в московскую образовательную среду и их социокультурной адаптации к условиям столичного ме-

сматривается также, что компетентная комиссия определит уровень знаний, степень профессиональной пригодности, способность мигранта адаптироваться в России. И только после сдачи экзаменов и зачетов будущий гастарбайтер сможет претендовать на рабочее место в России.

13. www.rg.ru 11.10.12; 02.10.12

гаполиса. Московский институт открытого образования, а также ряд учебных и методических центров ведут работу по созданию специальных учебных пособий и программ, в том числе по русскому языку и психологическому сопровождению детей мигрантов. Создана система целевого повышения квалификации и переподготовки педагогов.

Формы обучения детей иммигрантов

С конца 1980-х - начала 90-х годов в Москве стала выстраиваться особая, этнокультурная подсистема образования. Московские власти формулируют задачу столичной системы образования как «сохранение и укрепление межнационального согласия и культуры мира в школьной среде с учетом специфики Москвы как многонационального мегаполиса и крупного центра мигра-ции»14. С середины 90-х годов началось создание системы методического сопровождения национально-культурного образования, координатором и главным исследовательским центром которой стал Центр межнационального образования, созданный в Московском институте открытого образования. В начале 2000-х годов были разработаны учебные программы для детей, не владеющих русским языком, а затем издана специальная учебно-методическая литература.

При активной поддержке столичного правительства с конца 80-х годов стали возрождаться образовательные учреждения, в которых дети разных национальностей получили возможность углубленно изучать родной язык, культуру и традиции. В 2007 г. в системе государственного образования насчитывалось около 9 тыс. «национальных» школ, где изучалось 80 языков народов России.

Быстрыми темпами стали расти образовательные учреждения с этнокультурным компонентом образования (ОУЭКО). За 1988-1998 гг. их общее число выросло с четырех до 47. Они зарождались как «воскресные культурно-образовательные центры» на базе одной из государственных школ, часто финансируясь совместно на средства посольств, международных организаций, негосударственных фондов, при поддержке Комитета по образованию Москвы. Затем при достаточном количестве учеников открывались классы с углубленным изучением родного языка и культуры. После чего некоторые такие учреждения были преобразованы в школы с этнокультурным компонентом образования. Одновременно с ростом их числа создавалась норма-

14. Интеграция мигрантов средствами образования: Опыт Москвы. Опубликовано при поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве по Азербайджану, Армении, Беларуси, Республике Молдова и РФ. - М., 2007. - С. 83.

тивно-правовая, учебно-методическая и кадровая база этой сферы образования, выходящая за рамки Московского региона.

Принятый в 2004 г. Закон «Об общем образовании в г. Москве» утвердил принципы создания и функционирования государственных ОУЭКО; теперь эти школы стали «государственными образовательными учреждениями, реализующими общеобразовательные программы». Закон утверждает право образовательных учреждений формировать классы с национальным компонентом образования. Этнокультурный компонент в этих школах и классах преподается с учетом пожеланий родителей и учеников в виде дополнительных образовательных программ по изучению национальных языков, истории, культуры и традиций народа - носителя языка в соответствии с образовательными стандартами РФ. Язык обучения в рамках системы дополнительного образования - русский или национальный (по выбору школы и родителей). Школа имеет право использовать учебники и учебные пособия этнокультурного цикла из республик и стран - носителей языка на договорных началах, привлекать для преподавания предметов этнокультурного цикла зарубежных специалистов. Наряду с российскими государственными праздниками в этнокультурной школе могут отмечаться традиционные национальные праздники, а вместе с государственной российской символикой разрешено использовать традиционную национальную символику. Комплектование таких школ производится независимо от района проживания учащихся и их национальной принадлежности.

В 2007 г. в Москве программы этнокультурного компонента образования реализовывали более 70 образовательных учреждений, охватывавших 20 тыс. детей, 85% которых были постоянными жителями Москвы, а остальные имели временную регистрацию.

В ноябре 2000 г. Московский комитет образования издал приказ «Об открытии групп по изучению русского языка как иностранного для обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы». Документ предусматривал возможность открытия в любом образовательном учреждении города (включая ОУЭКО) групп по изучению русского языка «как иностранного» (РКИ) с учебной нагрузкой два часа в неделю. Эти часы оплачиваются за счет бюджетного финансирования, а число учащихся в каждой языковой группе не превышает 9-13 учеников. За пять лет действия приказа в образовательных учреждениях Москвы стали работать более 250 бюджетных групп по дополнительному изучению русского языка. В программе приняли участие свыше 150 образовательных учреждений, а число учащихся, посещающих эти группы, превысило 3 тыс. человек.

В конце 2000 г. в одной из московских школ был организован подготовительный (нулевой) класс для детей 6,5-8 лет, не говорящих по-русски, с целью подготовить учеников языкового класса к поступлению в первый

класс общеобразовательной школы. В дальнейшем такие подготовительные классы стали открываться для детей разных возрастов, включая и старшеклассников, на базе средних и вечерних школ, получив название «школ русского языка» (ШРЯ). ШРЯ - это не отдельные образовательные учреждения, а структурные подразделения государственных школ: средних и вечерних. Сегодня они функционируют в 12 государственных школах. В них помимо обучения русскому языку детей мигрантов учат «ориентироваться» в мегаполисе. Как правило, они поступают на один-два класса ниже своих русских сверстников, так как на родине их обучали по региональным стандартам, не совпадающим с московскими. Ребенок направляется на обучение в школу русского языка на один учебный год. При этом на протяжении всего этого года он считается учащимся средней или вечерней общеобразовательной школы и учится по индивидуальному учебному плану, включающему большое количество занятий по русскому языку, изучению российской культуры, истории, основ законодательства, освоению навыков межкультурного общения.

При зачислении обязательно проводится тестирование учащихся по русскому языку, на основе которого определяется уровень базовых знаний учеников и формируются языковые группы («нулевой», «средний» и «продвинутый» уровни). При распределении учащихся по группам учитывается не только уровень их владения разговорным языком, но и то, умеют ли они читать и писать по-русски. Предполагается, что через год обучения в школе русского языка и после прохождения итогового тестирования, дети продолжат обучение в общеобразовательной школе по месту жительства, либо по месту пребывания в Москве по выбору родителей15.

Педагоги полагают, что направление детей мигрантов без языковой подготовки в общеобразовательные классы одновременно с детьми, знающими русский язык и готовыми к усвоению учебного материалы, может отрицательно сказаться на качестве образования как детей коренных москвичей, так и самих детей мигрантов; это вызовет недовольство родителей, учителей и будет способствовать росту ксенофобских настроений. Выход - в предварительной годичной подготовке детей в школах русского языка (в перспективе платной, так как речь идет о больших бюджетных расходах), а затем - в переходе в обычную среднюю школу.

15. Многие преподаватели полагают, что старшеклассникам одного года на обучение русского языка мало. Программа для них должна быть двухступенчатой: первый год — русский язык, второй — постепенное включение других предметов.

Педагоги настаивают на обязательном тестировании или собеседовании для детей мигрантов при приеме в школу16, так как основная проблема «смешанных школ» это сложность обучения детей мигрантов из-за плохого знания ими русского языка. Медленное усвоение материала снижает общий уровень преподавания предметов и для остальных учащихся. По статистике «смешанные» школы, как правило, отстают по качеству образования (успеваемость, количество медалистов, участников олимпиад и пр.). Качество обучения в этих школах вызывает недовольство у родителей учащихся. По данным опроса на сайте «Российской газеты», 66% респондентов отрицательно относятся к тому, чтобы вместе с их ребенком в школе учились дети мигрантов, полагая, что для них нужно создавать отдельные классы, и только 8% -положительно17.

Московские власти против создания в Москве специальных школ для детей-мигрантов и за обучение в классах со спецпрограммой по русскому языку. Департамент образования г. Москвы поставил задачу, чтобы каждая школа была готова принять детей гастарбайтеров.

Существуют и финансовые проблемы. Траты на мигрантов растут. За любого ученика городские власти отчисляют в школу до 120 тыс. руб. Если исходить из того, что в Москве в государственных школах учатся более 30 тыс. детей мигрантов18 (хотя цифра явно занижена), то получается, что затраты на них обходятся городу в 3,36 млн. руб. в год. Очевидно, что число мигрантов и их детей будет расти. Мэрия выдвинула предложение создать добровольный фонд от работодателей для частичной компенсации потерь московского бюджета, идущего на образование детей мигрантов, куда наниматели будут делать добровольные отчисления. Популярно мнение о необходимости возложить на работодателей и на посольства финансирование языковой подготовки детей мигрантов к обучению в школах. Пока эта проблема решается заключением трехстороннего соглашения между работодателями, профсоюзами и московскими властями.

Перспективным направлением работы является развитие сферы профессионального обучения детей мигрантов в учреждениях начального и среднего профессионального образования, а также на специальных курсах с целью их

16. На сегодняшний день педагоги имеют право лишь предложить родителям отдать ребенка на класс ниже, если считают, что ребенок не готов к усвоению программы, с чем родители могут не согласиться.

17. www.rg.ru 24.10.12

18. Омельченко Е. Интеграция детей мигрантов в «школах русского языка»: Первый опыт. Этнодиалоги // Альманах. — № 1. — М., 2007. — С. 150. 98% составляют дети мигрантов, приехавших из стран СНГ. 28 тыс. детей в школах и дошкольных учреждениях не имеют гражданства РФ, а 15 тыс. из них не говорят по-русски (www.rg.ru 08.12.11).

дальнейшего трудоустройства в те отрасли, которые наиболее нуждаются в привлечении квалифицированной рабочей силы. В ряде московских округов дети иммигрантов интегрируются через систему дополнительного образования. В Санкт-Петербурге существует практика, когда добровольцы обучают детей иммигрантов русскому языку для поступления в школу.

Приходится признать, что на современном этапе в России на государственном уровне нет сложившейся комплексной системы языковой адаптации и интеграции мигрантов и их детей. В этой области отсутствуют нормативные документы, особенно методические разработки федерального уровня. Такие важные интеграционные механизмы, как школа и обучение русскому языку, работают неэффективно. По данным фонда «Русский мир», проблема состоит сегодня и в том, что дети мигрантов вообще не хотят учиться.

Важной предпосылкой для иммиграции в страну лиц, хорошо владеющих русским языком, и одновременно фактором укрепления позиций русского языка в мире является расширение сферы культурного влияния России и русскоязычного пространства за рубежом, в первую очередь в странах СНГ.

Такая политика проводится как правительственными организациями (МИД РФ, Россотрудничество), так и неправительственными («Русский мир»). Однако, несмотря на официальные заявления, долгое время она была формальной и не являлась приоритетной ни в политическом, ни финансовом отношениях. В результате русскоязычное пространство в мире стало заметно сужаться. На Всемирном конгрессе соотечественников в Санкт-Петербурге в октябре 2012 г. отмечалась тяжелая ситуация с поддержкой русского языка за рубежом: «Когда распадалась Российская империя, русским языком владели 150 млн. человек, при распаде СССР - 350 млн. Сегодня по оптимистичным прогнозам это число снизилось на 50 млн., а по пессимистичным - на 80 млн... уходит поколение, для которого русский язык был обязательным в школе»19.

По словам Л. Слуцкого, председателя комитета Госдумы РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками, «финансирование программ Россотруд-ничества, в первую очередь по поддержке русского языка, проходит на недостаточном уровне ...Мы должны признать, что наше культурное и образовательное присутствие в мире, наше гуманитарное влияние в целом, наша работа с соотечественниками в разы меньше, чем это должно быть на современном этапе»20. Число центров российской культуры и науки в мире пока

19. http://ria/ru/infografika/20121026/906781538. html

20. Бюджет Россотрудничества в 2012 г. составил около 2 млрд. руб. Из них 600 млн. идет на содержание культурных центров, на заработную плату сотрудников и только 400 млн. на программы, которые реализуются, в том числе, и на постсоветском пространстве. В год на одного соотечественника РФ выделяет 14 руб.,

неуклонно сокращается. Расходы на российские центры за рубежом составляют 5% от аналогичных расходов Франции, 16 - Германии, 30% - Испании. За год Россия теряет за рубежом по 5 млн. русскоговорящих людей, на курсах русского языка обучается всего лишь 18 тыс. человек.

Правда, в последние годы намечаются некоторые признаки улучшения ситуации. Это во многом связано с тем, что российское руководство ставит задачу сделать русский язык базисом интеграции стран СНГ, языком общения в Евразийском экономическом союзе и дополнив экономическое сотрудничество гуманитарным, прежде всего через распространение русского языка. Конечным результатом будет создание единой образовательной системы на постсоветском пространстве. В июне 2012 г. Госдума приняла заявление «Об усилении работы с соотечественниками за рубежом и расширении гуманитарного влияния России в преддверии создания Евразийского экономического союза». Приняты модельные законы об образовании, взаимном признании дипломов. Планируется создавать курсы русского языка для преподавания его на постсоветском пространстве, а также специальные образовательные программы и методики, раскрывающие историю отношений России и бывших республик СССР.

Предполагается увеличение бюджета Россотрудничества на 7 млрд. 778 млн. руб. Первым направлением, на которое будут выделяться средства, станет пропаганда Евразийского союза, вторым - проблема исторической справедливости, третьим - блок программ по русской культуре. В 2012 г., по поручению президента РФ, МИД подготовил проект Государственной концепции поддержки русского языка за рубежом. Активнее стали работать такие структуры, как Федеральное агентство по делам СНГ, фонд «Русский мир», открывающий сегодня за рубежом десятки центров по изучению русского языка. Существует совместная программа фонда «Русский мир» и ФМС РФ по организации курсов русского языка на базе Русских центров в тех странах, откуда приезжают иммигранты. Такие курсы уже работают в Киргизии и Таджикистане. Итогом этих совместных усилий стало принятие в июне 2011 г. Федеральной целевой программы «Русский язык» на 20112015 гг.

Итак, проводимая в России миграционная политика не учитывает серьезных нарушений культурного и социального баланса, к которому приводит

притом что за период демократических реформ Россия утратила свои представительства по работе с соотечественниками в 70 странах мира. Из-за прекращения финансирования разрушена система обществ дружбы с Россией, объединявшая десятки миллионов друзей России более чем в 100 странах мира. (Из интервью с председателем комитета Госдумы РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками Л. Слуцким.) (www.rg.ru 20.06.12).

массовая миграция людей с иной культурой и невысоким уровнем образования. Усиливается «азиатская» составляющая российской идентичности. Трудовая миграция из стран СНГ помогает решить демографическую проблему, но не способствует динамичному развитию экономики и равномерному освоению территорий РФ, увеличивает нагрузку на социальную сферу.

Современная миграционная политика закладывает в межнациональные отношения конфликтный потенциал. Правительство не учитывает заметного роста антииммигрантских настроений у российского населения. По данным социологической службы «Среда», более трети от 54% россиян, относящих себя к среднему классу, раздражает соседство с выходцами из Средней Азии. Согласно опросу, проведенному «Левада-Центром», лишь 26% респондентов спокойно относятся к возможной либерализации миграционной политики. Большинство граждан России опасаются роста преступности, которую связывают с нашествием мигрантов. Почти 70% согласны поддержать въезд в страну русского и русскоязычного населения, ограничивая иммиграцию представителей других национальностей. По словам социолога Л. Дробиже-вой, «фиксируется очень высокий рост межэтнической агрессии, причем актуализировалось национальное сознание русских, и теперь ответ "да" на вопрос "все средства хороши для защиты интересов моего народа?" выбирают около 45% опрошенных. Отношение к мигрантам переносится и на другие национальности, живущие в России»21. При этом отсутствует внятная национальная политика. Точнее, разрешение растущих национальных противоречий сводится к призывам бороться с экстремизмом и к репрессивным мерам, а это консервирует конфликты и культивирует авторитаризм.

Выбор российского руководства в пользу многовекторных международных отношений, укрепления военно-политического, экономического присутствия России на Востоке, ориентация на союз с азиатскими государствами, в том числе бывшими советскими республиками, не позволит ввести визы и закрыть границы с сопредельными азиатскими государствами СНГ - Таджикистаном, Киргизией, Узбекистаном - «основными поставщиками» не только мигрантов, но и нелегальных беженцев из третьих стран, наркотиков и т.д. При этом либеральная российская миграционная политика идет вразрез с европейской, ужесточающей контроль на своих не только внешних, но внутренних границах, откладывая на неопределенный срок отмену виз в российско-европейских отношениях. России не удастся совместить систему квот, или идею оргнабора в отношениях со странами СНГ, свободные правила передвижения людей в рамках формирующегося Евразийского союза с установлением безвизовых отношений со странами ЕС.

21. www.rg.ru 19.10.12; 13.03.12

Проводя либеральную миграционную политику, России не удается использовать фактор массового присутствия граждан СНГ для продвижения своих интересов в этих странах. Трудовая миграция из бывших советских республик не стала инструментом внешнеполитического влияния РФ.

Укрепление позиций русского языка в России и в мире, в частности в СНГ, является действительно потенциальным фактором роста национального единства и международного влияния России. Надо вспомнить, что, по данным переписи, в 2010 г. в России владение русским языком указали 99,4% ее жителей, а 6,6 млн. нерусского населения считают русский родным языком. По распространенности он делит третье место с испанским после китайского и английского. Однако говорить, что сегодня русский язык способствует укреплению идентичности русских внутри страны и за ее пределами, пока преждевременно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.