Научная статья на тему 'СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО УСВОЕНИЯ ГЕНДЕРНЫХ НОРМ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО УСВОЕНИЯ ГЕНДЕРНЫХ НОРМ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
68
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ГЕНДЕРНЫЕ НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ / PLOT-ROLE-PLAYING GAME / CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE / GENDER NORMS OF BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Амет-Уста З.Р., Изотова О.А.

В статье раскрыты особенности усвоения гендерных норм детьми старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры. С помощью игры ребенок может примерить самые разные социальные роли, взаимоотношения (игровые и реальные), получить массу положительных эмоций, впечатлений, незабываемых, радостных моментов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Амет-Уста З.Р., Изотова О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE-PLAYING GAME AS A MEANS ASSIMILATION OF GENDER NORMS BY CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE

The article reveals the peculiarities of gender norms assimilation by children of senior preschool age by means of plot-role play. With the help of the game, the child can try on a variety of social roles, relationships (game and real), get a lot of positive emotions, impressions, unforgettable, joyful moments.

Текст научной работы на тему «СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО УСВОЕНИЯ ГЕНДЕРНЫХ НОРМ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 37.043 : 371.382

Амет-Уста З. Р., к пед. н.

доцент

кафедра дошкольного образования и педагогики ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет

имени Февзи Якубова» Изотова О.А. обучающаяся группы МЗДО-17 направление подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование магистерская программа: «Преподаватель дошкольной педагогики

и психологии» Республика Крым, г. Симферополь СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО УСВОЕНИЯ ГЕНДЕРНЫХ НОРМ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье раскрыты особенности усвоения гендерных норм детьми старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры. С помощью игры ребенок может примерить самые разные социальные роли, взаимоотношения (игровые и реальные), получить массу положительных эмоций, впечатлений, незабываемых, радостных моментов.

Ключевые слова: сюжетно-ролевая игра, дети старшего дошкольного возраста, гендерные нормы поведения.

Amet-Usta Z.R., associate Professor of the Department ofpreschool education and pedagogy of the «Crimean engineering and pedagogical University named after Fevzi Yakubov», Simferopol, Republic of Crimea Izotova O.A., student group MZDO-17, Direction of training: 44.04.01 Pedagogical education, Master's program: «teacher ofpreschool pedagogy and

psychology»

ROLE-PLAYING GAME AS A MEANS

ASSIMILATION OF GENDER NORMS BY CHILDREN OF SENIOR

PRESCHOOL AGE

Annotation. The article reveals the peculiarities of gender norms assimilation by children of senior preschool age by means of plot-role play. With the help of the game, the child can try on a variety of social roles, relationships (game and real), get a lot of positive emotions, impressions, unforgettable, joyful moments.

Keywords: plot-role-playing game, children of senior preschool age, gender norms of behavior.

Первые годы жизни ребенка - это значительно важный период для его социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в дошкольном возрасте у человека формируется личность и закладываются первые представления о самом себе как представителе определенного пола, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия,

усваиваются моральные, социальные, и в частности, гендерные нормы поведения.

В старшем дошкольном возрасте идет значительный процесс образования личности ребенка, важным звеном которого является осознание себя как представителя определенного пола. Важно поддержать и развивать у девочек мягкость, отзывчивость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а мальчиков - смелость, храбрость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т.е. предпосылки будущих эталонов женственности и мужественности. Если основы этих качеств не усвоены в детстве то, став взрослым, человек плохо справляется со своими социальными ролями, затрудняется процесс усвоения культурологических норм, ценностей, стереотипов полоролевого поведения, принятых в современном обществе.

Цель статьи: раскрыть особенности усвоения гендерных норм детьми старшего дошкольного возраста средствами сюжетно -ролевой игры.

Важным средством усвоения гендерных норм детьми старшего дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевая игра для ребенка - это загадочный мир, где есть попытка реализации своих интересов, желаний, предпочтений, получение опыта взаимодействия с представителями, как своего, так и противоположного пола, свободы выбора, инициативности, самостоятельности, творчества. С помощью игры ребенок может примерить самые разные социальные роли, взаимоотношения (игровые и реальные), получить массу положительных эмоций, впечатлений, незабываемых, радостных моментов [2]. Однако, для того чтобы, сюжетно -ролевая игра стала эффективным средством гендерного воспитания, необходимо осуществлять ее руководство, принимая во внимание, особенности мальчиков и девочек, а также включать ребенка в статус субъекта игровой деятельности, которая наиболее полно соответствует не только его биологическому полу, но и интересам.

Содержание работы с детьми дошкольного возраста с учетом их гендерных особенностей, а также с использованием педагогических средств сюжетно-ролевой игры, разработано недостаточно, что, по мнению ученых [2; 4; 5; 7; 10], приводит к недоразвитию у детей специфических черт характерных для пола: мальчики порой лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности, а девочки - ласки, скромности, толерантности, стремления к мирному разрешению конфликтов. В результате чего у дошкольников возникают несоответствующие понятия о содержании будущих социальных ролей, нарушается процесс половозрастной идентификации, возникают проблемы в общении со сверстниками.

На протяжении истории человечества сюжеты детских игр меняются, поскольку зависят от эпохи, особенностей экономики, культурных, географических, природных условий. Кроме того, в каждую эпоху происходит серьезные экстренные события, которые существенно

отражались на жизни людей, вызывали эмоциональный отклик у детей и взрослых. Такие события всегда порождают новые сюжеты детских игр («война», «космические путешествия»). В истории человечества есть и «вечные» сюжеты детских игр, которые как бы связывают поколения людей («школа», «дочки-матери» и т.д.).

Содержание сюжетно-ролевой игры - это то, что воспроизводится ребенком в качестве главного в человеческих отношениях. В содержании игры выражено более или менее глубокое проникновение ребенка в отношениях и деятельности людей. Оно может отражать лишь внешнюю сторону поведения человека - только то, с чем и как действует человек, или отношения человека к другим людям, или смысл человеческой деятельности. Конкретный характер тех отношений между людьми, которые дети создают в игре, может быть различным и зависит от отношений реальных взрослых, окружающих ребенка. Одна и та же по своему сюжету игра может иметь совершенно разное содержание. Социальные условия, в которых живет ребенок, определяет не только сюжет, но прежде всего содержание детских игр [4].

Сюжетно-ролевая игра для дошкольника - способ познания мира, поэтому объединение детей в игровую группу связывается с их различными интересами. У девочек проявляется больший интерес к установлению межличностных отношений, в центре их внимания - человек и сфера его непосредственного бытия. У мальчиков - деловая ориентация, интерес к решению конструктивных задач, предметам и явлениям, порой весьма далеким от того, что входит в круг их жизнедеятельности. Вероятно, это объясняет то, что у девочек имеются лучшие знания о себе, они уделяют больше внимания своей внешности, особенностям внешности и поведения окружающих, к внутреннему миру, обнаруживают большую чуткость. У представителей мужского пола более выражена склонность отвлекаться на посторонние дела, заниматься не тем, что непосредственно требуется [8].

Социальное познание детей старше 5 лет разворачивается на основе игровой деятельности в так называемых «игровых объединениях», которые выступают референтной группой для дошкольника. В группе сверстников у ребенка развиваются различные коммуникативные навыки, а также разворачивается половая идентификация. Мальчики приобретают мужественные черты и необходимую независимость от матери через солидарность со сверстниками и путем соревнования с ними. В связи с этим мальчики играют в группах более развитых по составу участников, имеющих различные способы предметной деятельности и коммуникаций. Поведение мальчиков отличается четкой направленностью, тяготеет к более выраженным формам, ориентировано на получение конкретного результата.

Игры девочек происходят в группах, меньших по размеру, в них меньше агрессивности, больше взаимности и доверительности [12]. В игре по-разному проявляются и лидерские качества мальчиков и девочек. Девочки по сравнению с мальчиками не стремятся к лидерству, что

объясняется их личностными качествами: они более боязливы и застенчивы, не уверены в своих силах, более конформны, легче подвергаются фрустрациям.

Различия в отношении детей к сверстникам противоположного пола влияют на выбор партнера по игре и общению. Как правило, игровое объединение включает в себя детей одного пола. Девочки играют в сюжетноролевую игру «Дочки-матери», мальчики - в «Матросов». Объединение девочек для игр основано на их интересе друг к другу, а у мальчиков - на интересе к игровому содержанию, замыслам партнеров по игре. В сюжетно-ролевые игры, как девочек, так и мальчиков входят разнообразные игрушки, а не только ими предпочитаемые. Ролевые действия девочек стереотипнее, мальчиков - разнообразнее. Как мальчики, так и девочки испытывают трудности в комбинировании сюжетов. Уровень развития игры у мальчиков выше, чем у девочек [3].

Образование малых групп в процессе общения происходит также по половому признаку. При их создании и функционировании дети ориентируются на личностные качества и модели поведения, которые соответствуют женскому и мужскому полу. Отношения между мальчиками строятся, как правило, на признании умений организовать, достичь положительного результата, отстоять свое мнение, защитить себя. Девочек в отношениях с девочками привлекают, прежде всего, душевные качества, внешность [1].

В сюжетно-ролевой игре ребенок, свободен от обязательных требований взрослого и жестких правил деятельности, но в тоже время не свободен от того социального мира, в котором он существует и который определяет содержание его игры, от сложившихся в обществе вообще и в группе детей в частности игровых традиций (в которых отбирается и определенным образом организуется его содержание). Кроме того, его свобода определяется широтой и глубиной знаний и представлений об окружающем, владением способами деятельности, которые позволяют воплотить эти знания в игру. Содержание игры - это не иллюзия, не копия реального мира, а активное, творческое воспроизведение его. Воспроизводимые в игре события, персонажи и их действия - все это, безусловно, продукты отражения в сознании ребенка его реального опыта: непосредственного знакомства с окружающим, восприятия содержания прочитанных ему книг, просмотренных кинофильмов и телепередач [8]. Однако в соединении, комбинировании имеющихся у него знаний ребенок достаточно свободен. И чем старше он становится, чем больше знаний и разнообразного опыта приобретает, тем большее содержание его игры выходит за пределы непосредственно воспринятого.

Таким образом, усвоение гендерных особенностей детей старшего дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевой игры, заключается в том, что правильно организованная игра содействует: развитию у детей интереса, эмоционально-положительного отношения к противоположному

полу; освоению будущей роли мужского или женского поведения; формированию умения сотрудничать, а также выстраивать длительные доброжелательные взаимоотношения.

Использованные источники:

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 364 с.

2. Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. Т 4. Детская психология / Л.С. Выготский; под ред. Д. Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - 422 с.

3. Каган В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3 - 7 лет / В. Е. Каган // Вопросы психологии. - 2000. - № 2. - С. 6569.

4. Каган В. Е. Стереотипы мужественности - женственности и «образ Я» у подростков / В. Е. Каган // Вопросы психологии. - 1989. - № 3

5. Клецина И.С. Гендерная социализация / И.С. Клецина. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. - 92 с.

6. Репина Т. А. Проблема полоролевой социализации детей / Т. А. Репина. -М., 2004. - 198 с.

7. Социальная психология: Хрестоматия / Составители: Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. - М., 1999.

8. Формирование позитивной половой идентичности у детей старшего дошкольного возраста / Сост. О.И.Иванова, А.М. Щетинина. - Великий Новгород, 2006. - 201 с.

9. Чекалина А.А. О формировании Я мальчика и девочки, мужчины и женщины / А.А. Чекалина // Мир психологии. - 2002. - № 2. - С.12-15.

10. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д. Б.Эльконин // Возрастная и педагогическая психология. Тесты. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. - С. 79-96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.