Научная статья на тему 'СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ'

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
сюжетно-ролевая игра / ранний возраст / story-role-playing game / early age

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панина Е.Б.

Игра — ведущий вид деятельности дошкольников. Многие учёные, педагоги и психологи указывают на то, что без игры невозможно полноценное формирование личности ребёнка. Чтобы обеспечить ребёнку полноценное проживание всех этапов детства, необходимо удовлетворить его потребность в игре. Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является развитие и совершенствование игровой деятельности воспитанников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STORY-ROLE-PLAYING GAME AS FORM OF DEVELOPMENT OF YOUNGER PRESCHOOLERS

Play is the leading activity of preschoolers. Many scientists, educators and psychologists point out that without play, it is impossible to fully form a child's personality. In order to provide a child with a full-fledged living at all stages of childhood, it is necessary to satisfy his need for play. One of the main tasks of preschool educational institutions is the development and improvement of the play activities of pupils.

Текст научной работы на тему «СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

УДК 37

Панина Е.Б.

воспитатель ГБДОУ «Детский сад №68» Кировского района (г. Санкт-Петербург, Россия)

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: игра — ведущий вид деятельности дошкольников. Многие учёные, педагоги и психологи указывают на то, что без игры невозможно полноценное формирование личности ребёнка. Чтобы обеспечить ребёнку полноценное проживание всех этапов детства, необходимо удовлетворить его потребность в игре. Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является развитие и совершенствование игровой деятельности воспитанников.

Ключевые слова: сюжетно-ролевая игра, ранний возраст.

Взрослея, маленький человек стремится занять своё место в мире, всё громче заявляя о себе. Он личность, но его возможности значительно ограничены. Главная цель сюжетно-ролевой игры: устранить противоречие между возможностями и стремлениями ребёнка, дать ему побыть в роли взрослого, используя доступные действия, материалы, отношения.

К самостоятельной сюжетно-ролевой игре малыши не приходят сразу. Становление игровой деятельности проходит закономерные этапы, различные в каждом возрасте.

Игра издавна использовалась для воспитания и обучения. Народная педагогика умело применяла её для воспитания детей разных возрастов. В одних играх на первый план выступали задачи умственного воспитания, в других -

физического, в-третьих - художественного. Так народ передавал свои традиционные формы развлечений, отдыха.

В современной дошкольной педагогике выделяются разные виды игр, передающие детям определенные знания и умения: дидактические, подвижные, игры - драматизации, музыкальные игры - забавы. В них игровые действия заранее предусмотрены правилами игры.

Так, например, в подвижной игре " Воробушки и автомобиль" они учатся бегать, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу.

Сюжетно - дидактическая игра "Научим куклу раздеваться" помогает им запомнить последовательность раздевания, учит аккуратно вешать и складывать одежду, побуждает использовать в речи названия предметов одежды, действий (повесить, положить).

Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно. Например, действия людей с предметами быта, трудовые процессы, отношение людей друг к другу и т. д. В таких играх нет правил, последовательность отображаемых явлений не задана заранее взрослыми, они основываются на жизненном опыте детей. Шофёр ведёт машину, летчик - самолёт и т. д. Вот такие игры и называются творческими, сюжетно -ролевыми играми. В них игровой сюжет (тема, содержание событий, их последовательность) определяется играющими, нет заданной программы поведения детей и открытых правил. Действия ребёнка в воображаемой ситуации и осмысление её выступают на первый план. Эти игры по тематике, по глубине отражения действительности у разных детей различны. Они индивидуальны и по эмоционально - выразительной характеристике и осознанию жизненного опыта.

Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре - одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и т. п. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. При этом нет ничего невозможного: можно, сев в кресло - «ракету», очутиться на Луне, при

помощи палочки - «скальпеля» - сделать операцию. Такая свобода в реализации замысла игры и полет фантазии позволяют дошкольнику самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны.

Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения.

Но самое главное - в игре ребенок воплощает свой взгляд, свое представление, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребенка не остаются неизменными: они пополняются и уточнятся, качественно изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей действительности.

Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.

Поиграйте с детьми, например, в игру «Кофе». Перед играющими детьми ставится задача озвучить этого персонажа, ярко выражая эти черты, так, чтобы другие сразу распознали, кто это. Девочки любят играть в парикмахерскую. Предложите кукле с длинными волосами сделать красивую причёску у ребёнка-парикмахера. Расскажите ребёнку об обязанностях парикмахера и работника салона красоты - стрижке, бритье, укладке волос в причёску, маникюре. В конце игры пусть кукла остается очень довольной, она скажет «спасибо» и пообещает в следующий раз прийти именно в эту парикмахерскую.

Сюжетно - ролевые игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой активной личности, способной находить выход из критического положения, принимать решение, проявлять инициативу, т. е. приобретают те качества, которые необходимы в будущей жизни.

Очень часто родители забывают, что им нужно играть с детьми, а не развлекательным центрам и современным гаджетам. Так давайте проводить больше времени с детьми, играть с ними, и не забывать о важности сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бойченко Н.А. Cюжетно-ролевые игры дошкольников. Издательство «Радяньска школа» Киев, 2015;

2. Короткова Н., Михайленко Н. Педагогические принципы организации сюжетно-ролевой игры //Дошкольное воспитание, М: 2019, №4;

3. Короткова Н.А. Сюжетная игра с детьми раннего возраста //ребенок в детском саду, М: 2016, №6

Panina E.B.

Kindergarten No. 68 (St. Petersburg, Russia)

STORY-ROLE-PLAYING GAME AS FORM OF DEVELOPMENT OF YOUNGER PRESCHOOLERS

Abstract: play is the leading activity of preschoolers. Many scientists, educators and psychologists point out that without play, it is impossible to fully form a child's personality. In order to provide a child with a full-fledged living at all stages of childhood, it is necessary to satisfy his need for play. One of the main tasks of preschool educational institutions is the development and improvement of the play activities of pupils.

Keywords: story-role-playing game, early age.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.