Научная статья на тему 'СЮЖЕТЫ РОЛЕВЫХ ИГР У СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ'

СЮЖЕТЫ РОЛЕВЫХ ИГР У СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
374
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИК / СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / PRE-SCHOOLER / ROLE-PLAYING GAME / EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хохлова Наталия Ивановна

Сюжетно-ролевая игра является ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте. Именно данный вид игры способствует формированию основных новообразований в дошкольном возрасте. В статье представлен сравнительный анализ сюжетов ролевых игр у детей дошкольного возраста, посещающих прогимназию и детский сад. Исследование основано на наблюдении за деятельностью детей в свободное время и анкетировании родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE-PLAYING GAME PLOTS WITH PRESENT-DAY PRESCHOOLERS

Role-playing game is the main type of activity in the preschool age. This is the very kind of game that promotes the formation of the main neoplasms in the preschool age. The article presents a comparative analysis of plots of role-playing games with preschool children attending a progymnasium and a kindergarten. The study is based on monitoring the activities of children in their spare time and questioning parents.

Текст научной работы на тему «СЮЖЕТЫ РОЛЕВЫХ ИГР У СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

УДК 159.922.7

Хохлова Н. И.

Khokhlova N. I.

СЮЖЕТЫ РОЛЕВЫХ ИГР У СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ ROLE-PLAYING GAME PLOTS WITH PRESENT-DAY PRESCHOOLERS

Сюжетно-ролевая игра является ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте. Именно данный вид игры способствует формированию основных новообразований в дошкольном возрасте. В статье представлен сравнительный анализ сюжетов ролевых игр у детей дошкольного возраста, посещающих прогимназию и детский сад. Исследование основано на наблюдении за деятельностью детей в свободное время и анкетировании родителей.

Role-playing game is the main type of activity in the preschool age. This is the very kind of game that promotes the formation of the main neoplasms in the preschool age. The article presents a comparative analysis of plots of role-playing games with preschool children attending a progymnasium and a kindergarten. The study is based on monitoring the activities of children in their spare time and questioning parents.

Ключевые слова: дошкольник, сюжетно-ролевая игра, образовательные учреждения.

Keywords: pre-schooler, role-playing game, educational institution.

Сюжетно-ролевая игра возникает в результате осмысления детьми деятельности взрослого, сравнении ребенком своих действий с действиями взрослых, но большинство современных профессий не демонстрируются детям. Для возникновения и усложнения игровой деятельности ребенка наиболее существенное значение имеет руководство со стороны взрослых. Предоставление детям игрушек, разнообразных пособий стимулирующих их к игре, приведение различных примеров профессий и общественных ситуаций - все это на сегодняшний день является очень актуальным для развития игры.

Игра - это обязательное условие успешного развития и саморазвития ребенка, своеобразная форма выявления им своей активности, в которой на уровне своих знаний и умений он воссоздает действия взрослых и отношения между ними, познает предметы и их функции, социальную действительность своего окружения. В стремлении за «новыми технологиями» педагоги заменили ролевую игру на предметную, в детских садах появились кружки робототехники, и в каждой группе есть конструкторы «Лего», которые детям более интересны, чем ролевая игра. А ведь игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Игре принадлежит огромная роль в развитии и воспитании ребенка. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность взаимодействия с миром, формируется произвольное поведение, мотивация и многое другое. В игре происходит важные изменения в психике ребёнка, складываются основные формы отношений с окружающими, осуществляется подготовка к новой, более важной деятельности - учению [ 1].

На сегодняшний день стоит большая проблема в осуществлении сюжетно-ролевой игры в детских садах, т. к. воспитатели в большей степени ориентированы на предметные показатели своей деятельности, в лучшем случае реализуются тематические игры по жесткому сценарию. Также с каждым годом растет количество энтузиастов-родителей,

которые в раннем возрасте ребенка учат иностранным языкам, читать, считать, даже писать, но только не играть. От родителей можно услышать: «Мой сын уже большой, пять лет ему, скоро в школу пойдёт, а он всё играет и играет! Ругаю его, но ничего не могу сделать». Игнорируется тот факт, что интеллектуальный компонент готовности к школе можно сформировать за непродолжительный период, а желание учиться (мотивационно-личностный) формируется на протяжении всего дошкольничества в контексте ролевой игры [1]. Л. С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть [4].

В современном мире мы можем видеть, что даже если мы будем наблюдать разворачивание сюжетно-ролевой игры, то это главным образом разучивание с детьми готовых сюжетов игры, предусмотренных программой. А если предложить детям поиграть самостоятельно, дети не хотят играть в «разученные» игры, но, по предложению педагога, они их воспроизводят. Это объясняется отсутствием у детей интереса к заданным сюжетам игр, а иные игры организовать не могут. В современной ситуации исторически значимых изменений Д. И. Фельдштейном определен ряд особенностей психологического развития современного ребенка: 1. В минимально короткий резко снизилось когнитивное развитие детей в период дошкольного возраста. 2. Снизилась энергичность детей, их желание активно действовать. 3. Отмечается сужение уровня развития сюжетно-ролевой игры дошкольников, что приводит к недоразвитию мотивационно-потребностной сферы ребенка, а также его воли и произвольности. 4. Обследование познавательной сферы старших дошкольников выявило крайне низкие показатели в тех действиях детей, которые требуют внутреннего удержания правила и оперирования в плане образов. 5. Обращает на себя внимание неразвитость тонкой моторики рук старших дошкольников, отсутствие графических навыков, что свидетельствует не только об отсутствии графических двигательных умений, но и о несформированности определенных мозговых структур ребенка, ответственных за формирование общей произвольности. 6. Отмечаются недостаточная социальная компетентность 25% детей младшего школьного возраста, их беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты. 7. Тревогу вызывают факты и факторы, связанные с приобщением детей к телеэкрану начиная с младенческого возраста. 8. Неблагоприятной тенденцией выступают обеднение и ограничение общения детей, в том числе и детей подросткового возраста, со сверстниками, рост явлений одиночества, отвержения, низкий уровень коммуникативной компетентности. 9. Все больше становится детей с эмоциональными проблемами, находящихся в состоянии аффективной напряженности из-за постоянного чувства незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении и потому ощущающих свою беспомощность. 10. В популяции современных растущих людей большую группу составляют дети, для которых характерно неблагоприятное, проблемное течение психического развития в онтогенезе. 11. Имеется значительное число детей с ограниченными возможностями здоровья и пр. [5].

Таким образом, современное дошкольничество качественно отличается от дошкольничества предыдущего поколения, представленного в работах отечественных психологов (Д. Эльконин, Л. Божович, З. Мануйленко и др.) по характеристике высших психических функций, по специфике развития познавательных мотивов, личностных особенностей, произвольного поведения и пр. Многие исследователи [2; 6] связывают данный факт с низким уровнем развития сюжетно-ролевой игры и преобладанием дидактической игры. С целью исследования наличия и характера детских игр у современных дошкольников Г. П. Горбунова провела исследование [2], в котором

принимали участия дети средних и старших групп, родители и воспитатели. В результате выяснилось, что первое место занимают традиционные подвижные игры. В эти игры играет в средней группе 32% детей, в старшей группе - 28%. Второе место занимают сюжетно-ролевые игры, среди которых на лидирующую позицию вышли традиционные «дочки-матери» и современная разновидность этой игры - куклы «Барби» [2, а 88]. Обращает на себя внимание тот факт, что с возрастом увеличивается число неиграющих детей, а занимающихся другими видами деятельности: рисованием, рассматриванием картинок в книжках.

Это исследование было проведено на базе МБОУ общего вида. Для нас стало важным определить специфику различия сюжетов ролевых игр у старших дошкольников, посещающих МБОУ общего вида и прогимназию в г. Сургуте. Исследование проводилось в 2016 году на базе двух учреждений МБОУ (экспериментальная группа № 1, далее ЭГ1) и прогимназии (экспериментальная группа № 2, далее ЭГ2) совместно со студенткой 4 курса направления «Психология» А. В. Иваненко.

На основе проведенного теоретического исследования учебных программ образовательных учреждений мы предположили, что у старших дошкольников, посещающих МБОУ общего вида, преобладают бытовые сюжеты ролевых игр, а у детей, посещающие прогимназию, будут преобладать производственные сюжеты. Наше предположение о преобладании производственных сюжетов у детей, посещающих прогимназию, связано с особенностями психолого-педагогического обеспечения учебного процесса. В данных учреждениях реализуются программы, ориентированные не только на дошкольное образование, но и на формирование знаний уровня начальной школы. В прогимназии учителями начальной школы проводятся учебные занятия, идентичные занятиям первоклассников - обучение чтения, письму, навыкам счета, окружающий мир и пр. В детских садах в логике развивающих занятий осваивается некоторая система знаний, но конкретные знания и умения не являются целью. Например, дети учатся проводить фонетический анализ слова, но обучение чтению не является итогом. В связи с этим, при условии активного введения элементов учебной деятельности и активном освоении новой действительности (отношения с учителями, выполнение работ, предполагающих систему оценивания, выполнение контрольных работ, проведение рейтинга и пр.), у детей при наличии 3 -4 уровня развития сюжетно-ролевой игры должны констатироваться производственные сюжеты (школа, стройка, химическая лаборатория, организатор праздников и пр.), поскольку на занятиях, например, в рамках курса «Окружающий мир», теоретически рассматриваются различного рода эксперименты, проводятся сравнения, опыты. Для исследования сюжетов ролевых игр современных дошкольников нами были использованы такие методы, как наблюдение, интервьюирование и анкетирование. Наблюдение проводилось по следующим критериям: содержание игры, сюжеты, завязка игры, распределение ролей, игровые действия, игровые правила, конфликты в игре, особенности игровой среды.

Проанализируем результаты исследования ЭГ1. Данные экспериментальные группы составили дети возраста 6-7 лет. Нами были проведены наблюдения за игрой детей, после чего было проведено интервьюирование детей. В течение ряда наблюдений дети демонстрировали типовое поведение в свободное время: читали книги (чаще всего один мальчик), двое мальчиков собирают кубики, девочки играют в куклы (на уровне предметных действий, иногда включаются ролевые диалоги), некоторые девочки рисуют (раскрашивают, рисуют с использованием трафаретов). Дети во время свободных занятий всегда спрашивают разрешение о возможности играть. Только после разрешения воспитателем взять атрибутику для игр дети берут коробки, на которых написаны названия игр («Больница», «Магазин», «Корабль»).

В процессе наблюдения выяснилось, что в большинстве случаев сюжетно-ролевые игры разворачивались по запланированному сюжету (возможно, представленные

воспитателем), поэтому с целью «расшатывания» сюжета (используется понятие Н. Михайленко) экспериментатор включился в игровую деятельность и создал «конфликтную» ситуацию: в ожидании приема врача, сидя в очереди, экспериментатору стало «плохо», он упал на пол «без сознания». Ожидалось, что, сохраняя содержание игры, дети должны были продемонстрировать игровые действия, направленные на «спасение больного» или «вызов врача». В результате дети удивленно посмотрели на экспериментатора и продолжали сидеть «ждать очередь» к врачу, а врач - осматривать больного. Полежав 2-3 мин., экспериментатор обратился к играющим с вопросом: «Мне стало плохо, а вы мне не оказали помощь?». На что дети молча пожали плечами, а некоторые спросили: «А что, надо было?». Данный факт свидетельствует о том, что дети могут разворачивать сюжеты только в случае наблюдаемых до этого ситуаций, иначе сюжеты бытового характера, в иных ситуациях демонстрируют абсолютную беспомощность и невозможность выхода за рамки запланированного содержания.

После наблюдения нами была проведена беседа с детьми данной группы, во время которой были заданы такие вопросы, как: «В какие игры ты любишь играть?», «Во что ты играешь дома?», «С кем ты играешь дома или играют ли с тобой родители?». В ходе беседы с детьми данной группы мы выяснили, что дети играют (100%). Из них у 70% -предметная игра (ответы детей: «Куклы», «Мягкие игрушки», «Пони»), 20% это игры с правилами (ответы детей: «Жмурки», «Прятки»), и у 60% - сюжетно-ролевая игра (ответы детей: «Дочки - матери», «Салон красоты», «Пароход»). Сюжеты игр данной группы: бытового характера - 17% («Семья») и производственного характера - 100% (профессиональная деятельность: «Пароход», «Парикмахерская»). 60% детей утверждали, что с ними играют родители дома, а 40% сказали, что родители слишком заняты или играют братья, сестры. Следует отметить, что использование понятия «сюжетно-ролевая игра» больше относится к форме, а не к содержанию, поскольку мы вывод делали только на основе рассказов детей.

Для родителей детей данной группы была предложена «Анкета для определения отношения родителей к детской игре и выбору игрушек», созданная А. В. Нерубленко [3]. Основываясь на ответах родителей, у 100% детей констатируется игра. Виды игр, которые присутствуют у детей: 94 % - предметная игра, 18% - игры с правилами, 23% - сюжетно-ролевая игра. Родители, чьи дети играют в сюжетные игры, выделяют такие сюжетно-ролевые игры, как «Дочки-матери», «Артист», «Магазин» и «Доктор». Сюжеты игр, которые выделили родители: бытовые - 50% (семья) и производственные - 70% (профессиональная деятельность). Только часть родителей (до 50%) включена в активную деятельность со своими детьми.

По результатам беседы и анкетирования родителей можно сделать вывод, что игра в данной группе констатируется. Из них сюжетно-ролевая игра у 60% (беседа с детьми) и у 23% (по анкетам родителей). Сюжеты игр, которые были выделены детьми и родителями: бытовые (ответы детей и родителей: «Дочки-матери», «Семья») и производственные (ответы детей и родителей: «Магазин», «Доктор», «Артист», «Салон красоты»). Включенность родителей в игровую деятельность детей данной группы составляет 60% (по ответам детей) и 50% (по ответам родителей).

Проанализируем результаты ЭГ2, посещающей прогимназию. В экспериментальной группе детям в среднем 6-7 лет. Нами были проведены так же, как и в первой ЭГ, наблюдения за детьми, интервьюирование и анкетирование родителей. Следует отметить, что в группах прогимназии нет игровой комнаты, как в саду общего типа, а есть класс с партами и стульями, зона для игр расположена в свободной части класса слева и справа от парт. В работе с детьми педагоги прогимназии акцентируют внимание на развитии интеллектуального компонента готовности к школе. В режиме дня детей, посещающих прогимназию, определено «свободное время», в течение которого дети читали книги, играли в «Лего», 3 девочки играли в «Семью» (в большей степени констатировался

уровень предметных действий, иногда включаются ролевые диалоги), в основном дети рисовали.

После наблюдения за свободной игрой нами было проведено интервьюирование детей о любимых играх. По результатам интервью данной группы, 100% детей указывают наличие игры, 72% из них называют предметную игру (ответы детей: «Игрушки из киндера», «Играю с мягкими игрушками», «Играю бетменом»), 36% детей играют в игры с правилами (ответы детей: «В мяч», «В теннис»), и лишь 27% детей данной группы играют в сюжетно-ролевые игры (ответы: «Салон красоты», «Семья»). Сюжеты, которые отметили дети: уход за куклой - 2 ответа, «Салон красоты» - 1 ответ. 63% детей утверждали, что родители играют с детьми дома, и 36% детей ответили, что родители с ними не играют.

После наблюдения и интервью нами были проанализированы анкеты родителей данной группы. Обратим внимание на то, что мы ориентировались только на внешнюю форму описания деятельности детей с позиции родителей. Например, как ребенок играет в «Подиум»? - «... Дочь ходит перед нами, демонстрирует одежду и говорит, для чего она». Виды игр, которые обозначили родители в своих анкетах: предметная игра - 70% (ответы: «Машинки», «Динозавры»), игры с правилами - 40% (ответы: «Прятки», «Жмурки», «Догонялки»), сюжетно-ролевая игра - 60% (ответы: «Доктор», «Полиция», «Шеф-повар»). Сюжеты, которые были отмечены: 20% - бытовые сюжеты («Семья») и 70% - производственные («Магазин», «Кухня», «Подиум», «Шеф-повар»). 60% родителей активно включены в игровую деятельность со своими детьми. Сюжетно-ролевая игра, по описанию детей, наблюдается в 27% ответов, а родители констатируют в 60% ответов. Сюжеты игр, выбираемые детьми в общеобразовательном саду, имели следующие результаты: бытовые - 17% («Семья») и производственные - 100% («Парикмахерская», «Пароход»), а в прогимназии - 16% бытовые («Семья») и производственные - 100% («Салон красоты», «Парикмахерская»).

Сюжеты игр, называемые родителями в общеобразовательном учреждении: бытовые - 50% («Семья») и производственные - 70% («Артист», «Магазин»); в прогимназии: 33% - бытовые («Семья») и 100% - производственные («Кухня», «Полиция»).

По результатам опроса, ответы детей и родителей в двух учреждениях идентичны. Следует отметить, что дети, находясь дома, пытаются использовать сюжеты, отличающиеся от сюжетов игр в учреждении (классический набор: «Магазин», «Больница», «Парикмахерская»). Можно предположить, что дети на примере предметов (куклы, мягкие игрушки) демонстрируют элементы ролевой игры, а в группе сверстников не могут «развернуть» сюжетную игру: расссказать сюжет, определить роли и пр., поскольку такого рода деятельность им незнакома. Дети в группе общеобразовательного сада ориентированы на «разученные» варианты игр.

Нами был проведен статистический анализ ответов детей и родителей в двух исследуемых учреждениях, использовался критерий Манна - Уитни (при p<0,05). Ответы детей двух учреждений и ответы родителей этих же учреждений статистически незначимо различаются. Но стоит отметить, что родители МБОУ прогимназии дают в большей мере социально желаемые результаты, в отличие от родителей МБОУ общего типа. При этом в МБОУ общего типа мы наблюдаем несколько случаев демонстрации тематических игр (чаще производственный сюжет: «Больница»), в прогимназии не констатировались случаи тематических игр. Производственные сюжеты констатируются в двух учреждениях, но основания возникновения данных сюжетов различны: в детском саду - тематические игры освоены под руководством воспитателя, а в прогимназии - влияние телепередач в единичных случаях (например, «Салон красоты»), что свидетельствует о более высоком уровне развития игры у 10-15% детей, нежели в общеобразовательном учреждении. Как

показал анализ результатов, форма организации - общеобразовательное учреждение или прогимназия - не влияет на разнообразие и развитие сюжетов.

Литература

1. Арбанян Л. А. Игра дошкольника / Л. А. Арбанян, Т. В. Антонова и др.; под ред. С. Л. Новосёловой. М. : Просвещение, 1989. 286 с.

2. Горбунова Г. П. Актуальность и проблемы сюжетно-ролевой игры современных дошкольников // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». № 52 (2013), Народное образование. Педагогика. С. 86-91.

3. Нерубленко А. В. Анкета для определения отношения родителей к детской игре и выбору игрушек // Инфоурок: образовательный портал. URL: https://mfourok.ru/anketa-dlya-opredeleniya-otnosheniya-roditeley-k-detskoy-igre-i-viboru-igrushek-1042475.html (дата обращения: 11.05.2017)

4. Смирнова Е. О. Игра в современном дошкольном образовании // Психологическая наука и образование : электронный журнал. 2013. № 3. С. 92-97.

5. Фельдштейн Д. И. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире: психолого-педагогические проблемы новой школы // Национальный психологический журнал. 2010. № 2(4). С. 6-11.

6. Чернявская В. С., Ахмадуллина О. В. Опыт исследования сюжетно-ролевой игры у дошкольников // Концепт. 2016. № 1. С. 11-15. URL: http://e-koncept.ru/2016// 16003.htm (дата обращения: 11.05.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.