Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №6/2021
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И ОБОГАЩЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
THE MAIN DIRECTIONS OF DEVELOPMENT AND ENRICHMENT OF THE ROLE-PLAYING GAMES OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN
УДК 37.013
Гиниятуллина Фарида Фиргатовна, студент, Елабужский институт Казанского федерального университета, РФ, г. Елабуга, E-mail: [email protected]
Giniiatullina Farida Firgatovna, student, Elabuga Institute of Kazan Federal University, Russia, Elabuga, E-mail: [email protected]
Аннотация
Статья посвящена важности сюжетно-ролевых игр в жизни ребёнка-дошкольника, влиянию данного вида игр на психологическое и социально-личностное развитие, а также тому, как помочь ребенку развить игру.
Annotation
The article is devoted to the importance of role-playing games in the life of a preschooler, the influence of this type of games on psychological and social-personal development, as well as how to help the child develop the game.
Ключевые слова: дошкольный возраст, сюжетно-ролевая игра, ведущий вид деятельности.
Key words: preschool age, role-playing game, leading activity.
Тема сюжетно-ролевой игры как способа жизни ребенка, средства его реализации, применения различных типов игр по видам, характеру, способам организации и течения всегда будет актуальной в жизнедеятельности детей. Игре посвящены трактаты, многочисленные научные труды (диссертации, монографии, статьи), методические разработки. Исследования игры в современных условиях осуществляется в достаточно широком проблемном круге (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.). В тоже время многие аспекты и проблемные вопросы обогащения сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста остаются открытыми.
Суть сюжетно-ролевой игры - это придумывание ребенком воображаемой ситуации, выбор атрибутов и действий согласно замыслу. Сюжетно-ролевая игра - это деятельность в условиях ситуаций, направленных на воспроизведение и усвоение детьми социального опыта. Сюжетно-ролевая игра является одной из самых продуктивных форм обучения и развития детей. Однако взрослые не всегда корректно определяют свою роль, свое место в процессе реализации сюжетно-ролевой игры, пытаясь навязать детям собственные сюжеты и правила. Игру, специфику ее внедрения, правила организации нельзя игнорировать, необходимо научиться разумно управлять ею, стимулировать игровую деятельность детей, обеспечить ее организацию.
В работах Д.Б. Эльконина и других ученых отмечается, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, в которой дети приобретают начальные знания об окружающем мире, вырабатываются правила поведения, формируется характер, развиваются творческие способности.
Содержание игры - это то, что воспроизводится ребенком в качестве главного в человеческих взаимоотношениях. Содержание игр с возрастом меняется: если младшие дошкольники отражают лишь внешнюю сторону поведения человека (его предметные действия), то у старших дошкольников
содержанием игры является отражение взаимоотношений и выявление отношений к другим людям.
В жизни ребенка игра имеет важное значение, особенно в дошкольный период. Ведь именно тогда ребёнок «примеряет» на себя и выполняет определенные роли. В игре дети изображают взрослых в период трудовой деятельности (ремонт в доме, приготовления пищи), отношения и сущность их деятельности («учитель» учит детей, ставит «оценки» и задает «домашнее задание»), все это помогает лучше познать окружающий мир. Во время игрового взаимодействия формируется готовность дошкольника к таким видам деятельности, как общение, труд и обучение.
Игра в старшем дошкольном возрасте имеет преимущественно воспитательный характер: происходит формирование важных личностных качеств, развитие умственных способностей. В тоже время игра является наиболее естественным социальной средой, в которой происходит процесс социализации ребенка, она позволяет включать ребенка в мир человеческих действий и отношений. С помощью игры ребенок овладевает: всей системой человеческих взаимоотношений - сначала на эмоциональном, а затем на интеллектуальном уровне; способами практической и умственной деятельности; большим диапазоном человеческих чувств; понятиями «добро» и «зло», учится их различать; морально-этическими нормами, выработанными человечеством [1].
Во время игры лучше всего формируются основные новообразования данного периода, которые помогают переходу к этапу младшего школьного возраста. Стоит заметить, что именно в дошкольный период формируются личностные черты, психические качества, а также развивается креативность или творчество [3].
В игровой деятельности старшего дошкольника лучше всего развивается память и произвольное внимание, ведь условия игры способствуют лучшему сосредоточению и запоминанию. Если ребенок не сможет выполнять условия
игры, то у него возникнут трудности в общении со сверстниками, могут возникнуть эффекты неприятия.
Игровая ситуация помогает ребенку развивать мышление, ведь в игре иногда нужно использовать заменители предметов, давая им иное название (например, вместо денег, которые нужны для того, чтобы сходить в магазин ребенок использует фишки определенного цвета). На основе этого ребенок учится думать о предмете и мнимо его использовать, в таких ситуациях активно развивается воображение дошкольника [4].
Игра имеет большое положительное влияние на развитие личности, ведь именно тогда дошкольник начинает изучать взаимоотношения и поведение людей, которые становятся для него образцом. Кроме того, игровая деятельность помогает ребенку вырабатывать навыки общения, которые ему нужны для установления дружеских контактов с детьми его возраста.
Важным фактором является то, что воля у ребенка также начинает развивать в период игры. Это обусловлено тем, что, играя, ребенок добровольно подчиняется требованиям определенных участников игры.
Игра лучше всего способствует психическому развитию дошкольника, зарождает новые виды деятельности ребенка, а именно, формирует фактуру деятельность, способствует первом появлении элементов труда и обучение.
На современном этапе для развития детей создается много интересных игр и методик, одним из примеров являются игры (имеет учебную цель) «Что нужно для жизни?», «Кто что сделал?» «Подарки» и многие другие. Большинства дошкольникам подается делать что-то своими руками, для этого используют водяные раскраски и мягкий пластилин. Конечно, девочкам преимущественно нравится играть куклой, благодаря которой они учатся проявлять заботу и ответственность. Мальчики играют машинками, или другими видами техники, которые помогают развивать самостоятельность, выдержку и познавать окружающий мир [5].
В игровой деятельности детей существуют две формы общественных отношений: реальные, возникающие между детьми в процессе игры, и игровые, которые дети воспроизводят, руководствуясь взятыми на себя ролями или правилами игры.
Реальные и игровые отношения тесно связаны, но не тождественны. Иногда сюжет игры отмечается высоконравственным ролевым поведением, однако моральный уровень реальных взаимоотношений детей в игре -невысок. Дети могут обижать друг друга, ссориться из-за атрибутов, невыполнения кем-то правил игры и тому подобное. Как показали психолого-педагогические исследования, игра не выполняет своего предназначения по обогащению морально-этического опыта в отношении.
Тех детей, которые на фоне динамики игровых действий и событий недостаточно выделяют для себя партнера по игре, не принимают во внимание сферу его потребностей, желаний и переживаний. Поэтому педагогу следует поощрять детей доброжелательных отношений в игре, формировать у них понимание, что именно так можно получить наибольшее удовольствие от игры.
В основе современных сюжетно-ролевых играх лежит реальная жизнь в XXI веке. Детское сознание откладывает в памяти посещенные ребенком места, правила поведения взрослых, их роли в функционировании различных предприятий. Изменение мира взрослых, устройства современного общества, проявление новых профессий - об этом дети узнают, в частности, всемирной сети и телепередач. В современно время тематика детской игры расширилась, появились новые атрибуты [3].
Принятие на себя ребенком роли всегда является эмоционально привлекательным процессом, оказывающим стимулирующее влияние на выполнение действий по перевоплощению. Стоит заметить, что взаимоотношения между персонажами игры бывают разными: сопереживание, забота, благодарность, помощь, поддержка, сочувствие.
Иногда взаимоотношения могут проявляться грубостью, завистью, жестокостью. Все это зависит от воспитания и окружения, в котором развивается ребенок. В период игры происходит удовлетворение социальных, эстетических, моральных и познавательных потребностей, а также дошкольник выражает свое стремление к самостоятельности и активному участию в жизни взрослых [1].
Е.И. Ковтун выделила две основные условия, реализация которых обеспечивает выполнение ребенком разных ролей: во-первых, необходимо сформировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к персонажу, который представлен в сюжете игры; во-вторых, ребенок должен выделить не одно, а ряд действий, присущий этому персонажу, которые определяют его отношения с окружающими, осознать способы поведения (врач осматривает больного, проявляет заботу о состоянии его здоровья, делает уколы, измеряет температуру, выписывает лекарства и тому подобное)
[4].
Для того, чтобы помочь ребенку взять определенную роль, педагог может применить следующие приемы работы:
- совместные игры педагога и детей, в процессе которых взрослый демонстрирует эмоциональное отношение к игрушке и показывает игровые действия с ней, ребенок же выполняет ряд действий, присущий определенной роли;
- повторные совместные игры, целью которых является усложнение игровых действий;
- в процессе игры взрослый может обобщать действия ребенка («ты как врач лечишь мишку», «ты как мама кормишь куклу»), по окончанию игры соотносить их с определенной ролью («ты играл в больницу», «ты играла в дочки-матери»);
- если при распределении ролей несколько детей хотят взять одну роль, воспитатель может эмоционально, с увлечением рассказать об особенностях
поведения других персонажей игры и таким образом сделать другие роли привлекательными для детей;
- если игра началась, а детям трудно разыграть отдельный эпизод, вмешиваться в игру с советами или указаниями нецелесообразно, поэтому воспитатель может вступить в игру в любой роли и обращаться к детям, как к действующим лицам.
Значительное влияние на развитие сюжетно-ролевой игры имеет предметно-игровая среда. В своих исследованиях Т.Г. Мамедова доказала, что в последнее время существует тенденция к стереотипизации игр в тематических зонах (парикмахерская, больница) [5]. Негативным следствием этого явления является то, что дети ограничиваются одними и теми же способами действий, которые определяются постоянным набором игрушек и игрового оборудования, что приводит к ограничению их инициативы и репродуктивного характера игры. Итак, в групповой комнате необходимо убрать уголки, зоны, которые бы побудили к выбору игры на четко определенную тематику.
Руководство сюжетно-ролевыми играми включает следующий алгоритм: выбор игры; педагогическая разработка плана игры; ознакомление детей с планом игры и его совместная доработка; создание воображаемой ситуации как основа творчества; распределение ролей; начало игры и разыгрывание с детьми отдельных игровых эпизодов; сохранение игровой ситуации [2].
Педагог организовывает сюжетно-ролевую игру в группе по следующим этапам:
1. Выбирает тему игры, составляет примерный план игры с возможными вариантами сюжета.
2. Готовит среду игры: мебель (расставляют столы, стулья), детали костюмов, атрибуты игры, материалы для самостоятельного изготовления предметов по сюжету.
3. Создает мотивацию и начинает игру.
4. Поддерживает игровую ситуацию: контролирует эмоциональное состояние всех участников игры, дает подсказки с целью обогатить сюжет, подбодрить;
5. Завершает игру: осуществляет анализ выполненных ролей, как был воплощен сюжетный замысел, хвалит за инициативность и проявление фантазии.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра представляет собой особый тип деятельности, воплощающий творческое отношение к окружающей действительности посредством разногласия игровых и реальных действий, что предполагает зарождение нового, воображаемого замысла. На развитие ребенка влияет много факторов, но одним из них является сюжетно - ролевая игра, участвуя в которой, дошкольник выделяет себя среди других.
Литература
1. Алиева З.Н., Артамонова Н.Н., Бреттер Е.В. Особенности сюжетно-ролевой игры старших дошкольников // Тенденции развития науки и образования. - 2019. - № 54-3. - С. 5-7.
2. Васильченко А.И. Организация сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста // Устойчивое развитие науки и образования. - 2019. - № 6. - С. 72-75.
3. Звезда Л.М., Гончарова М.В. К проблеме формирования навыков игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста // В сборнике: Современные ориентиры и проблемы дошкольного и начального образования. - 2020. - С. 51-54.
4. Ковтун Е.И. Педагогические условия развития предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры // В сборнике: Актуальные направления научных исследований: перспективы развития. - 2019. - С. 57-58.
5. Мамедова Т.Г. Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков старших дошкольников // Педагогическое образование. - 2020. - Т. 1. - № 2. - С. 19-24.
Literature
1. Alieva Z.N., Artamonova N.N., Bretter E.V. Features of the role-playing game of older preschoolers // Trends in the development of science and education. -2019. - No. 54-3. - S. 5-7.
2. Vasilchenko A.I. Organization of role-playing games with older preschool children // Sustainable development of science and education. - 2019. - No. 6.
- P. 72-75.
3. Star L.M., Goncharova M.V. On the problem of the formation of skills of play activity in children of senior preschool age // In the collection: Modern guidelines and problems of preschool and primary education. - 2020 .-- S. 5154.
4. Kovtun E.I. Pedagogical conditions for the development of prerequisites for educational activity in older preschoolers in the process of role-playing game // In the collection: Actual directions of scientific research: development prospects. - 2019 .-- S. 57-58.
5. Mamedova T.G. Role-playing game as a means of developing the communication skills of senior preschoolers // Pedagogical education. - 2020.
- T. 1. - No. 2. - S. 19-24.