Научная статья на тему 'Сысертский фарфоровый завод: традиции и современность, воплощаемые уральскими мастерами'

Сысертский фарфоровый завод: традиции и современность, воплощаемые уральскими мастерами Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1708
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРФОР / СЫСЕРТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОСПИСЬ / СКАЗЫ БАЖОВА / СКУЛЬПТУРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ / ТУРИСТСКИЕ СУВЕНИРЫ / PORCELAIN / SYSERT / ART PAINTING / THE TALES OF BAZHOV / SCULPTURAL PRODUCTS / SOUVENIRS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Захарова Ольга Владимировна

В статье описывается история создания и становления Сысертского фарфорового завода, который является уникальным местом изготовления высокохудожественных изделий. Вдохновителем живописцев завода является выдающийся уральский писатель Павел Петрович Бажов, по мотивам сказов которого на заводе были выпущены серии скульптур «Хозяйка Медной горы», «Данила-мастер», «Золотой Волос» и др. Описание процесса изготовления фарфора и работы ведущих мастеров и художников позволяет оценить исключительность выпускаемых изделий. В статье находят отражение вопросы, связанные с сохранением технологий производства фарфора, передачи умений и навыков искусства ручной росписи. По сей день Сысертский фарфоровый завод поддерживает лучшие уральские традиции народнохудожественного промысла. Новые сырьевые материалы позволяют повысить белизну и просвечиваемость фарфора до уровня мировых стандартов, а новое поколение художников и технологов вносит свежее направление в развитие традиционного промысла. Изделия «Фарфора Сысерти» приобрели известность, как в России, так и за рубежом. Продукция завода любима покупателями за ее безукоризненное качество, которое достижимо только в ручном исполнении, белизну фарфора, бережное отношение к традиции и вместе с тем чувство современности. Важно, что Сысертский фарфоровый завод сохраняет и развивает традиции народного искусства Урала рубежа XIX-XX вв. Художники и мастера создают художественные изделия из фарфора как бытового назначения (чайные и кофейные сервизы, столовые наборы и отдельные предметы), так и мелкосерийные и единичные изделия декоративного назначения (вазы, шкатулки, сувениры, предназначенные для украшения различных интерьеров). Сегодня продукция завода оригинальный, признанный и самый лучший туристский сувенир, который можно привезти из туристской поездки по Свердловской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSERT PORCELAIN FACTORY: TRADITION AND MODERNITY, EMBODIED BY THE URAL MASTERS

The article describes the history of establishment and development of Sysert Porcelain Factory, which is a unique place of manufacture of highly artistic products. Article discovers the information about the artist inspirer of the plant outstanding Ural writer Pavel Bazhov. The series of sculptures, «Mistress of Copper Mountain», «Danila-Master», «Golden Hair» and others have been issued on the basis of his tales. Description of the manufacturing process of porcelain and works of leading artisans and artists helps to evaluate the exclusivity of products. The article reflects issues related to the preservation techniques of porcelain production, transfer the skills and abilities of hand painted art. To this day Sysert Porcelain Factory supports the best traditions of the Ural national artistic trades. New raw materials allow improving the whiteness and translucency of porcelain to the level of the world standards, and the new generation of artists and technologists makes fresh direction in the development of traditional handicraft. Products «Porcelain Sysert» gained popularity, both in Russia and abroad. Production of the plant loved by customers for its impeccable quality that is achievable only in the manual version, whiteness of porcelain, respect to the traditions and at the same time a sense of modernity. It is important that Sysert Porcelain Factory preserves and develops the traditions of folk art of the Urals the XIX-XX centuries. Artists and craftsmen create artistic porcelain as a domestic destination tea and coffee sets, dining sets and individual items and as small series and single items for decorative purposes vases, boxes, gifts, intended to decorate various interiors.

Текст научной работы на тему «Сысертский фарфоровый завод: традиции и современность, воплощаемые уральскими мастерами»

УДК 72.03(470/1/2) DOI: 10.12737/14539

Захарова Ольга Владимировна

Государственное унитарное предприятие «Распорядительная дирекция Мингосимущества Свердловской области» (г. Екатеринбург, Российская Федерация); заместитель директора по коммерческим вопросам; e-mail: zaharova@rdmugiso.ru

СЫСЕРТСКИЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ, ВОПЛОЩАЕМЫЕ УРАЛЬСКИМИ МАСТЕРАМИ

В статье описывается история создания и становления Сысертского фарфорового завода, который является уникальным местом изготовления высокохудожественных изделий. Вдохновителем живописцев завода является выдающийся уральский писатель Павел Петрович Бажов, по мотивам сказов которого на заводе были выпущены серии скульптур «Хозяйка Медной горы», «Данила-мастер», «Золотой Волос» и др. Описание процесса изготовления фарфора и работы ведущих мастеров и художников позволяет оценить исключительность выпускаемых изделий. В статье находят отражение вопросы, связанные с сохранением технологий производства фарфора, передачи умений и навыков искусства ручной росписи.

По сей день Сысертский фарфоровый завод поддерживает лучшие уральские традиции народно-художественного промысла. Новые сырьевые материалы позволяют повысить белизну и просвечиваемость фарфора до уровня мировых стандартов, а новое поколение художников и технологов вносит свежее направление в развитие традиционного промысла. Изделия «Фарфора Сысерти» приобрели известность, как в России, так и за рубежом. Продукция завода любима покупателями за ее безукоризненное качество, которое достижимо только в ручном исполнении, белизну фарфора, бережное отношение к традиции и вместе с тем чувство современности.

Важно, что Сысертский фарфоровый завод сохраняет и развивает традиции народного искусства Урала рубежа XIX-XX вв. Художники и мастера создают художественные изделия из фарфора как бытового назначения (чайные и кофейные сервизы, столовые наборы и отдельные предметы), так и мелкосерийные и единичные изделия декоративного назначения (вазы, шкатулки, сувениры, предназначенные для украшения различных интерьеров). Сегодня продукция завода -оригинальный, признанный и самый лучший туристский сувенир, который можно привезти из туристской поездки по Свердловской области.

Ключевые слова: фарфор, Сысерть, художественная роспись, сказы Бажова, скульптурные изделия, туристские сувениры.

Художественные промыслы являются важным элементом культуры и быта народов. Их развитие почти всегда непосредственно связано с географическими и природно-климатическими особенностями района [2]. Уникальным сочетанием природных ресурсов, многовековых народных традиций отличается Уральская земля.

Город Сысерть расположен в юго-восточной части пригородной зоны Екатеринбурга на берегу пруда, образованного слиянием двух рек - Сысерти и Чёрной. Расстояние от Екатеринбурга до Сысерти 43 км.

Сысерть - родина великого русского писателя Павла Петровича Бажова (18791950), автора сказок «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Серебряное

копытце» и др. В Сысерти есть бажовские объекты. К ним относятся здание старого завода, где работал отец писателя, дом-усадьба родителей, где в 1882 г. жила семья Бажова (сейчас это музей П.П. Бажова), собор Симеона и Анны, где крестили мальчика, начальная школа, где учился будущий писатель, бюст-памятник у здания краеведческого музея [5].

Павел Петрович Бажов родился 28 января 1879 года в семье рабочего Петра Васильевича и его жены Августы Стефановны Бажовых. Его отец, дед и прадед всю жизнь провели на медеплавильных заводах Сы-сертского горного округа. Трудовая семья Бажовых вела привычный для рабочих того времени полукрестьянский образ жизни,

Рис. 1 - Фарфоровые изделия на разные сюжеты из сказов П.П. Бажова (фото из фондов Сысертского завода)

когда на время покоса закрывались фабрики. Заготовка сена для личного хозяйства дополнялась работой на огороде, сбором грибов и ягод. Здесь духовно формировался писатель - видел и познавал нравы, обычаи уральских горнорабочих [1]. С молодых лет ему открывалась неписанная история родного края. Слушал рассказы заводских рабочих о даровитых мастерах, о тяжелом труде в старинных рудниках, о «вольных людях». В тихие вечерние часы он с заводскими ребятишками слушал горняцкие были и легенды о сказочном змее Полозе и о его дочерях Змеёвках, о Хозяйке медной горы, что охраняет богатство уральских недр, пока не придёт за ними «смелый да умелый первый добытчик». В будущем эти услышанные в детстве рассказы послужили основой знаменитых произведений П.П. Бажова, на весь мир воспевших красоту и богатство Урала и Сысертского края. Персонажи сказов П.П. Бажова вдохновили мастеров Сысертского завода художественного фарфора на создание их образов в скульптурах (рис. 1).

В конце 1940-х гг. возник интерес к местному месторождению белых и цветных глин. В 1949 г. Загорский научно-исследовательский институт игрушки заин-

тересовался белыми глинами Сысерти, и коллектив артели во главе с техническим руководителем И.А. Корюковым совместно с инженером В.М. Лапковским начали работы по исследованию и освоению местного сырья - белых глин, кварцев и полевых шпатов. До этого производство фарфора в Свердловской области не существовало. В 1953 г. сысертские керамисты с помощью Загорского НИИ игрушки приступили к экспериментам по отливке небольших предметов и скульптур из глины верхсысерт-ского карьера с использованием кварца из отвалов золотых приисков. Эксперименты увенчались успехом. С этого времени выпуск фарфоровых изделий стал основной специализацией предприятия[4].

С 1957 г. стали в большом количестве выпускать художественные изделия методом сливного литья. Основные технологические этапы производства фарфоровых и фаянсовых изделий сложны и трудоёмки. Художник-скульптор выполняет эскизную работу будущего изделия, находит форму, конструкцию и цветовое решение. С окончательного варианта авторской гипсовой модели каповщиком-модельщиком снимается пластмассовая модель и рабочая гипсовая форма, которые предназначены для

тиражирования гипсовых форм в гипсоли-тейном участке. Форматоры тиражируют гипсовые формы для отливки изделий. Фаянсовую и фарфоровую массы предварительно готовят в шаровых мельницах совместным, мокрым помолом глинистых (огнеупорная глина и каолин) и каменистых материалов (кварцевый песок, полевой шпат, пегматит и др.). Подготовленная масса поступает в литейно-формовочный участок, где отливщицы вручную заливают шликер (жидкая фарфоровая либо фаянсовая масса) в гипсовые формы. Изделие выстаивается в форме в течение нескольких часов до влажности 16-18%. Затем форма раскрывается и подвергается ручной оправке (доработке поверхности с целью устранения швов и других дефектов).

Технология обжига для фарфоровых и фаянсовых изделий отличается. Глазурование производится вручную: изделия окунают в глазурную суспензию, предварительно подготовленную в массозагото-вительном участке. Глазурь представляет собой тонкую смесь минералов-плавней, образующую после обжига блестящий прозрачный слой на поверхности изделия. После глазурования производится политой обжиг.

После проверки контролёрами ОТК бездефектные изделия поступают в живописный участок для декорирования с применением широкой палитры надглазурных красителей и люстров. Рисунок наносится живописцами по утверждённым типовым

образцам, где предусматривается творческое варьирование.

Выполнение цветочных орнаментальных декоров методом ручной мазковой росписи являются отличительной особенностью Сысертского фарфора. В росписи изделий преобладают мотивы цветов, растений, ягод и плодов, их дополняют тонкие ажурные декоры, наносимые пером. В декорировании изделий мелкой серии используются комбинированные методы росписи с применением надглазуренных, подглазуренных, люстровых красителей и красителей с металлоэффектом. Это позволяет выполнить сюжетные и пейзажные виды росписи. Нанесённый декор закрепляется во время обжига, производимого в электропечи при температуре 820 градусов. Пример подобной технологии декорирования представлен на рис. 2.

В 1963-64 гг. на завод пришли художники и технологи со специальным образованием, которые внесли значительный вклад в развитие и направленность завода.

После окончания Абрамцевского художественно-промышленного училища на завод приехали художники Н.Ф. Малышев и Н.С. Иноземцев, ранее проходившие здесь практику. С их приездом расширился ассортимент изделий, повысился их технический и художественный уровень, усложнились формы. Создаются изделия на разные сюжеты из сказов П.П. Бажова, посвящённые юбилейным и знаменательным событиям. С этого периода существен-

Рис. 2 - Чайно-кофейный сервиз (форма «Дворянская», ручная роспись «Царская семья»; фото из фондов Сысертского завода)

Рис. 3 - Фарфоровые сувениры «Хозяйка

Медной горы», «Данила-мастер», «Дарёнка с Мурёнкой», «Золотой Волос» (фото из фондов Сысертского завода)

но возрастает спрос на продукцию завода, улучшается качество, расширяется ассортимент. В продажу поступают чайные и кофейные сервизы, вазы, скульптуры. Среди прочих изделий, завод освоил выпуск малых скульптур по мотивам бажовских сказов «Хозяйка Медной горы», «Данила-мастер», «Дарёнка с Мурёнкой», «Золотой Волос» (рис. 3). Ежегодно завод осваивает

до 16 и более наименований новых видов изделий. В составе творческой группы специалистов трудились Н.Ф. Малышев, Н.С. Иноземцев, З.И. Волкова, А.В. Сини-цын, В.А. Медведев, Н.Н. Ширыкалов и др.

В 1966 г. был построен новый корпус завода. С этого момента увеличивается выпуск художественных изделий, отвечающих вкусам и требованиям покупателей. Изделия завода ежегодно экспонировались на ВДНХ в Москве. Эстетика сурового стиля, лаконизм, новые представления о функции предмета соответствовали эпохе «оттепели», одной из характерных черт которой стало обращение к фольклору.

Сысертский завод художественного фарфора был одним из четырёх предприятий в РСФСР (Бронницы, Минеральные Воды, Гжель, Сысерть), которые занимались выпуском высокохудожественных подарочных изделий. Это декоративные вазы, скульптурные изделия, чайные, кофейные и столовые сервизы, различные сувенирные изделия, бокалы, кружки и т.д. Изделия радовали самого требовательного покупателя новизной форм и декорирования. В ассортимент входили изделия бажовской тематики, с олимпийской символикой и др. Работы художников завода неоднократно отмечались на областных выставках и ВДНХ СССР.

В нач. 1980-х гг. на заводе была создана экспериментально-технологическая

Рис. 4 - Чайно-кофейный сервиз (форма «Дворянская», роспись «Букет»; фото из фондов Сысертского завода)

лаборатория, которой руководила главный технолог завода Л.М. Дойкова, а с 1987 г. -Л.И. Новосёлова и творческая группа, которую возглавила главный художник О.С. Загумённова. Велись поиски новых сырьевых материалов, позволяющих повысить белизну и просвечиваемость фарфора до уровня мировых стандартов. Новое поколение художников и технологов, пришедших в то время, внесло свежее направление в развитие традиции промысла. Комбинированный метод с применением люстров позволил достичь в росписи тонких колористических эффектов.

На тот момент завод представлял собой предприятие высокой культуры с постоянно совершенствующимися технологическими процессами, оснащенное современным оборудованием: формовочными полуавтоматами, электропечами, оборудованием для приготовления формовочной и литейной массы (шликера), механизированными трудоёмкими процессами.

С 1991 г. завод преобразован в акционерное общество закрытого типа «Сысерт-ский фарфор». Тяжело переживает предприятие кризис середины 90-х гг. В 1994 г. продукция ЗАО «Сысертский фарфор» была отнесена Областным художественно-экспертым Советом к изделиям народных промыслов. А в 1998 г. акционерное общество получило заказ на восстановление фаянсового иконостаса для возрождаемого Крестовоздвиженского собора Верхо-турского Свято-Николаевского монастыря.

Первоначальный иконостас был изготовлен в 1913 г. знаменитым «Товариществом производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова». Понятно, что этот заказ был не из простых. В Сысерти привыкли работать не с тяжелым фаянсом, а со звонким фарфором. Но сысертские мастера с заданием справились с честью. Было выполнено около 300 элементов по 168 моделям с применением компьютерного моделирования. Работа над Верхотурским иконостасом подняла завод на новый технологический и художественный уровень. Мастера научились работать с новыми красителями, эффектом кракле (имитация растрескивания), металоэффектом. Освоили росписи с резервом, применением нескольких красок и многократным обжигом.

С 2000 г. для разработки форм на заводе стали использовать технологии компьютерного моделирования. Впервые по этой технологии изготовили штоф по заказу фирмы «Алкона». Раньше была проблема с укупоркой, теперь появилась возможность обеспечить точность моделирования. Предложили «Алконе» несколько моделей. Они остановили свой выбор на чисто белом штофе, где играет только рельеф. Отправили в фирму первые сигнальные экземпляры, а они, сразу же, наполнив штофы, отослали свою продукцию на выставку в Санкт-Петербург. И завоевали там Гран-при! Причём отмечены были и сам бальзам, и дизайн его упаковки. В 2000 г. изготовлено 600 таких штофов.

Рис. 5

- Фарфоровые изделия росписи «Русский сувенир» (набор «Тет-а-тет» и конфетница «Листок») и изделия с эффектом кракле (чайник и набор для завтрака)

Рис. 6 - Клейма Сысертского завода различных лет

В 2000 г. творческая группа из 13 живописцев и 5 литейщиков - самый важный участок на предприятии. Отсюда идут в производство все новые разработки. Каждый живописец со своими задумками, у каждого своё лицо. Многие закончили училище № 35 при заводе, но есть и выпускники гжельского колледжа, Абрамцевского художественно-промышленного училища им. Васнецова. Ряд сотрудников ездили на стажировку в Академию художеств в Санкт-Петербург. Всего же на предприятии в этот период работает около 150 художников. До 90% выпускаемых изделий они расписывают вручную.

В 2004 г. изменилась форма собственности предприятия, теперь это ООО «Фарфор Сысерти». Учредителями являлись частные лица В.Е. Чарсов и А.В. Чалмаев.

Предприятие арендовало часть производственных площадей у ООО «Фарфор Сы-серть» и специализировалось на выпуске изделий из фарфора, в основном применяя декольное декорирование. TSCH&TSCH Porzellan Manufactur (Порцеляновая мануфактура) - новая торговая марка продукции «Основное производство «Фарфора Сысерти», разработана в современном дизайн-бюро, соединяющем художников России и Германии. На донышках изделий ставится знак, олицетворяющий собой восстающую из пепла птицу Феникс, что символизирует возрождение русского фарфорового искусства под девизом «LEGE ARTIS» (лат.) - по законам искусства (рис. 6).

В это время знак «белочка» продолжали ставить на другие изделия завода. Таким образом, какое-то время на заводе

Рис. 7. - Сервиз ручной росписи «Малахит»

Рис. 8 - Панно Хозяйка Медной горы, выполненное художниками завода

существовали два клейма одновременно. Это продолжалось до тех пор, пока не закончились деколи нового клейма.

Знак с крестом Екатеринбургской епархии появился после 2006 г., когда завод перешёл в собственность Российской Православной Церкви. Это клеймо ставится на продукцию только религиозного содержания. После обязательного освящения эта продукция поступает в торговую сеть. «Белочка» ставится на фарфор нерелигиозного содержания.

До 80% технологических процессов на заводе составляет ручной труд: методы ручного шликерного литья в гипсовые формы; ручное воспроизводство гипсовых форм, снимающихся непосредственно с авторской модели, без капов (в отличие от промышленных фарфоровых предприятий); создание автором моделей традиционными способами - лепкой из пластилина, либо вытачиванием модели из гипса на гипсомодельном станке и пр.

Обучение живописцев ведётся методом наставничества - передачи мастерства «из рук в руки», это обеспечивает преемственность и сохранение традиции ручной мазковой росписи, сохранение принципа коллективности творческого труда, варьирования в росписи и декорировании.

Декор расписываемых изделий с 1963 г. строили на основе растительно-цветочных и геометрических мотивов, а с 1970 г., после творческих поисков, на заводе находят своё направление - народная уральская домовая роспись и роспись бытовой утвари. Ручная мазковая роспись и её главный композиционный мотив «сы-сертская роза» укореняется на заводе. Так называемый свободный мазок наряден, но всё-таки не настолько изящен и глубок, как бывает на музейных фарфоровых изделиях.

Чтобы освоить другую, мелкомазковую роспись, главный художник О. Загу-мённова с двумя живописцами из творческой группы предприятия в 2000 г. поехала в Санкт-Петербург, в Высшее художественное училище имени В.И. Мухиной. Преподавателя «Мухинки», владеющую старинными приёмами росписи фарфора, они застали перед самым её отъездом в Австралию на постоянное местожительства и успели взять у неё несколько практических уроков. Их результат - исполненные уже в Сысерти росписи, когда кисть кладёт красочные слои один на другой, дополняет их тонкими прорисовками, создавая «живой» цветок, объёмный орнамент, достоверный живописный портрет или картину (рис. 8).

Ныне существующие выставочные проекты - «Ладья», «Жар-птица» и другие - призваны способствовать привлечению внимания общественности к проблемам сохранения и развития народных промыслов, преемственности художественного мастерства поколений [3]. Сысертский завод принимает активное участие в подобных проектах, наглядно демонстрируя богатство духовного мира уральского региона, мастерство и многолетние традиции русских практик народно-художественных промыслов.

Сегодня, в условиях динамично изменяющегося рынка и роста интереса населения к местам бытования народно-

художественных промыслов как центров туризма, Сысертский завод открывает для себя новое направление деятельности -работа с экскурсионными группами, организация мастер-классов и организация выставочной деятельности. Творческие идеи и навыки заводских мастеров, накопленные и приумноженные за многие десятилетия, позволили продукции завода стать узнаваемым туристским брендом региона. Сегодня Сысертский фарфор - самый лучший, оригинальный и аутентичный сувенир, который можно привезти с собой на память о посещении Свердловской области, древней и мистической Уральской земли.

Список источников:

1. Бажовская энциклопедия. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2007. 664 с.

2. Ганьшина Г.В. Природные материалы в народных художественных промыслах России // Современные проблемы сервиса и туризма. 2012. № 1. С. 74-83.

3. Ключикова В.Б. Народные художественные промыслы и ремесла: о проблемах развития системы специального образования // Современные проблемы сервиса и туризма. 2012. № 3. С. 81-89.

4. Федосеева О.Б., Шеломов Ю.Ю. Уральский фарфор. Екатеринбург: Уральский рабочий, 2013. 256 с.

5. Шкерин В.А. Сысерть: в краю Бажовских сказов. Екатеринбург: Академкнига, 2002. 125 с.

Olga V. Zaharova

State unitary enterprise «Administrative Directorate for the management of the Sverdlovsk region» (Ekaterinburg, Russia); Deputy Director for commercial Affairs

SYSERT PORCELAIN FACTORY: TRADITION AND MODERNITY, EMBODIED BY THE URAL MASTERS

The article describes the history of establishment and development of Sysert Porcelain Factory, which is a unique place of manufacture of highly artistic products. Article discovers the information about the artist inspirer of the plant — outstanding Ural writer Pavel Bazhov. The series of sculptures, «Mistress of Copper Mountain», «Danila-Master», «Golden Hair» and others have been issued on the basis of his tales.

Description of the manufacturing process of porcelain and works of leading artisans and artists helps to evaluate the exclusivity of products. The article reflects issues related to the preservation techniques of porcelain production, transfer the skills and abilities of hand painted art.

To this day Sysert Porcelain Factory supports the best traditions of the Ural national artistic trades. New raw materials allow improving the whiteness and translucency of porcelain to the level of the world standards, and the new generation of artists and technologists makes fresh direction in the development of traditional handicraft.

Products «Porcelain Sysert» gained popularity, both in Russia and abroad. Production of the plant loved by customers for its impeccable quality that is achievable only in the manual version, whiteness of porcelain, respect to the traditions and at the same time a sense of modernity.

It is important that Sysert Porcelain Factory preserves and develops the traditions of folk art of the Urals the XIX—XX centuries. Artists and craftsmen create artistic porcelain as a domestic destination - tea and coffee sets, dining sets and individual items and as small series and single items for decorative purposes - vases, boxes, gifts, intended to decorate various interiors.

Keywords: porcelain, Sysert, art painting, the tales of Bazhov, sculptural products, souvenirs.

References:

1. Bazhovskaja enciklopedija [Bazovskaya encyclopedia]. Ekaterinburg: Publ. house of the Ural University, 2007. 664 p.

2. Ganshina G.V. Prirodnye materialy v narodnyh hudozhestvennyh promyslah Rossii [Natural materials in national artistic trades of Russia] // Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 2012. Iss. 1. PP. 74-83.

3. Klyuchikova V.B. Narodnye hudozhestvennye promysly i remesla: o problemah razvitija sistemy special'nogo obra-zovanija [National artistic trades and crafts: problems in development of special education system] // Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges]. 2012. Iss. 3. PP. 81-89.

4. Fedoseeva O.B., Shelomov U.U. Ural'skij farfor [Ural porcelain]. Ekaterinburg: Uralskiy rabochiy, 2013. 256 p.

5. Shkerin V.A Sysert': v kraju Bazhovskih skazov [Sysert: in the land of tales Bazhov]. Ekaterinburg: Academkniga, 2002, 125 p.

Рис. 9 - Портреты ручной росписи, изготовленные к открытию Президентского центра Б.Н. Ельцина 25.11.2015 г. в Екатеринбурге

Рис. 10 - Гордостью и визитной карточкой Сысертского завода являются

фарфоровые иконостасы для православных церквей. а - Иконостас Храма Сятых Праведных Иоакима и Анны в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре (Святая Гора Афон, Греция); б - Иконостас Крестовоздвиженского храма Свято-Николаевского монастыря (Верхотурье)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.