Научная статья на тему 'Народы России в фарфоровой миниатюре и кукольном промысле'

Народы России в фарфоровой миниатюре и кукольном промысле Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
743
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДЫ РОССИИ / ИМПЕРАТОРСКИЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД / ФАРФОР / КУКЛА / НАРОДНЫЙ КОСТЮМ / NATIONS OF RUSSIA / IMPERIAL PORCELAIN FACTORY / PORCELAIN / DOLL / NATIONAL COSTUME

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чаус Надежда Васильевна

В статье представлен краткий обзор сувенирной продукции, фарфорового и кукольного промысла, отражающего многонациональный характер Российской империи. Отражены некоторые этапы истории, связанные с вновь возникшим интересом к народному костюму и культуре народов России и стран СНГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author presents brief review of souvenir products, porcelain and doll crafts which reflect cosmopolitan character of Russian Empire. Some stages of history referred to recent interest to national costume and culture of nations of Russia and Commonwealth of Independent States are reflected in the article.

Текст научной работы на тему «Народы России в фарфоровой миниатюре и кукольном промысле»

Народы России в фарфоровой миниатюре и кукольном промысле

Чаус Н.В.

В статье представлен краткий обзор сувенирной продукции, фарфорового и кукольного промысла, отражающего многонациональный характер Российской империи. Отражены некоторые этапы истории, связанные с вновь возникшим интересом к народному костюму и культуре народов России и стран СНГ.

Ключевые слова: Народы России, Императорский фарфоровый завод, фарфор, кукла, народный костюм.

The author presents brief review of souvenir products, porcelain and doll crafts which reflect cosmopolitan character of Russian Empire. Some stages of history referred to recent interest to national costume and culture of nations of Russia and Commonwealth of Independent States are reflected in the article.

Keywords: nations of Russia, Imperial Porcelain Factory, porcelain, doll, national costume.

Одна из базовых характеристик исторического развития и современного состояния России — ее поликультурность, выраженная, прежде всего, в уникальном многообразии и многовековом взаимообогащающем сожительстве народов.

Русское общество уже с конца XVIII в. стало активно интересоваться культурой и историей народов России, что обусловлено расширением границ государства вплоть до конца XIX в. и включением в его состав многих народов Кавказа, Сибири, Дальнего Востока, экономической и со-

циокультурной интеграцией разных регионов в составе огромной страны. Власть, заинтересованная в упрочении стабильности многонациональной и поликонфессиональной державы, поощряла не только географические и этнографические исследования, публикацию научных трудов, но и определенные символически значимые акции, которые создавали целостный образ страны, укрепляли ее международный имидж и имели «брендовое» значение.

Именно в это время начинается и расцвет русского фарфорового производства. Россия славится своими уникальными традициями и мастерством по изготовлению изделий из фарфора. Наш фарфор отличается удивительной тонкостью, красотой и изящностью форм. Эта слава определена секретными технологиями и, конечно же, высоким профессионализмом мастеров. Особую ценность и популярность имеют российские фарфоровые статуэтки с росписью удивительной красоты и тонкости.

Одним из ведущих в Европе фарфоровых предприятий стал Императорский фарфоровый завод, созданный в XVIII веке. 1 февраля 1744 года камергер императрицы Елизаветы Петровны, барон Николай Корф, находившийся с дипломатическим поручением в Стокгольме, заключил по поручению императрицы договор с Христофором Гунгером, обязавшимся наладить в Санкт-Петербурге производство фарфора. Организация будущей Порцелиновой мануфактуры (в Европе того времени фарфор называли порцели-ном) и надзор за ней были поручены управ-

Российский сувенир

97

РОССИЙСКИЙ СУВЕНИР

ляющему кабинета Ее Императорского Величества барону Ивану Черкасову. Гун-гер, хотя и имел материальную поддержку и свободу действий, но не сумел организовать производство фарфора. Изделия, изготовленные им, были сомнительного качества и неприглядны. После такого неудачного начала производства Черкасов принимает решение доверить дело своему соотечественнику Дмитрию Виноградову — русскому химику, сподвижнику М. Ломоносова, зачисленному на мануфактуру именным указом императрицы в ноябре 1744 г. и с первых дней находящемуся на обучении у Гунгера. Черкасов не ошибся в выборе: благодаря российскому ученому и было налажено в Санкт-Петербурге производство высококачественного фарфора [3].

Рядом с мануфактурой образовалось поселение, называемое «фарфоровая колония», в которой проживали «работные люди» со своими семьями. Мануфактура явилась первым в России фарфоровым производством. В 1765 г. мануфактура стала именоваться Императорским фарфоровым заводом. Более полутора веков Императорский фарфоровый завод принадлежал дому Романовых. С 1917 года завод стал именоваться Государственным фарфоровым заводом, а уже в 1925 году в связи с 200-летием Российской Академии наук ему было присвоено имя М.В. Ломоносова, и он стал Ленинградским фарфоровым заводом имени М.В. Ломоносова. Не осталось в забытьи и имя создателя русского фарфора Д.И. Виноградова: на фасаде одного из заводских корпусов находится посвященная ему мемориальная доска [4].

Императорский фарфоровый завод был не только местной достопримечательностью, но и гордостью столицы, сюда приезжали важные гости Петербурга. Мемуарист Болотов, посетив в 1790 году Императорский фарфоровый завод в сопровождении архитектора Берникова, работавшего на заводе, свидетельствует: «Ранехонько вставши и одевшись... поехали...

к сему Берникову. Даль ужасная! За Невский монастырь и вне города, и там уже недалеко и заводы. Есть. много и очень много тут чего посмотреть, а особливо в рассуждении изящества и совершенства многих скульптурных работ и фарфоровых штук. Для глаз же более всего, между прочим, зрения достойна полата, наполненная отделанными уже совсем вещами и расставленными для продажи. В сем магазине находится фарфору на многие десятки тысяч. И не утерпели, чтоб не промотать на то по несколько рублей» [9. С136].

Уже с 1779 года, с приходом профессора скульптуры Академии художеств Жан-Доменик Рашета в мастерскую Казенного завода, увеличился выпуск скульптурных изделий из фарфора. С одобрения императрицы в начале 1780-х годов под его руководством завод выпустил знаменитую этнографическую серию «Народы России» (около ста фигур) по гравюрам из книги академика И. Георги «Описание всех в Российском государстве обитающих народов». Позднее как продолжение вышла скульптурная серия «Петербургские ремесленники и уличные торговцы». Помимо Рашета, над этими сериями работали талантливые русские художники Козлов и Кирсанов.

Народная серия была продолжена в связи с подготовкой к 300-летию дома Романовых (1907—1917 гг.). Она исполнялась по инициативе императора Николая

Русские. Санкт-Петербург. Императорский фарфоровый завод. 1909—1913. [6].

98 № 4/2012

Современные проблемы сервиса и туризма

Народы России в фарфоровой миниатюре и кукольном промысле

II, при котором завод достиг образцового состояния в техническом и технологическом отношениях. Фигуры были выполнены с примечательной этнографической достоверностью. Автором моделей скульптурной серии «Народы России» являлся скульптор П. Каменский. Образцами для росписи костюмов послужили подлинные экспонаты из собраний Русского музея Императора Александра III и Кунсткамеры. Костюмы фигур были выполнены с тщательной прописью характерных особенностей этноса, при этом не были упущены и мельчайшие детали национальной одежды. При реализации данного заказа было изготовлено 146 форм для отливок. Музеи получили копии моделей, а уменьшенные в два раза поступили в продажу. В настоящее время самая большая коллекция этих фигур хранится в Эрмитаже, а коллекция Российского Этнографического музея насчитывает 47 фигур.

Подлинность оригинальной скульптуры можно установить по надписи на внешней стороне оснований, где обычно вытеснены факсимиле скульптора и дата. На внутренней поверхности должны находиться подписи, относящиеся к исполнению конкретного экземпляра. Здесь же располагается название модели, которое процарапано от руки. Марка нанесена по трафарету хромом — это шифр Николая II под короной с датой и годом исполнения данного экземпляра, над ней находятся рукописные инициалы или полное имя скульптора формовщика [6].

Показательно, что советская власть активно использовала опыт имперской России. Серия «Народности России» активно тиражировалась для торговли как внутри страны, так и за границей. В фондах музеев некоторых городов сегодня хранятся эти замечательные шедевры, например, в Самарском областном художественном музее находятся две фигуры из этой серии — «Якутка» (выпуск 1910 г. по модели 1907 г.) и «Крестьянка Саратовской губернии» (1930-е годы по модели 1913 г.) [7].

Лопари из серии «Народы России» ИФЗ, по моделям Ф. З Рашетта [10]

Большим разнообразием в этот период отличались и сервизы, при изготовлении которых также использовались этнокультурные мотивы. Чайные и кофейные сервизы для одной персоны назывались «солитер» или «эгоист», сервизы на двух — «тет-а-тет». Большие столовые сервизы состояли из множества разнообразных предметов: тарелок, соусников, рюмочных и бутылочных передач, мисок и корзинок, солонок, кремовников и т. п. Парадные столовые сервизы дополнялись разнообразными скульптурными украшениями. Во времена Екатериной II высоко ценились роскошные сервизные ансамбли — «Арабесковый», «Яхтинский», «Кабинетский». «Арабесковый» сервиз состоял из 973 предметов на 60 приборов (кувертов). «Кабинетский» сервиз был исполнен в 1795 году и состоял из 800 предметов. Художественным изделиям из фарфора второй половины XVIII века присущи черты раннего классицизма с упрощенной формой посуды и ровными, спокойными краями тарелок и блюд. В росписи фарфоровых

Российский сувенир

99

РОССИЙСКИЙ СУВЕНИР

изделий характерными элементами были классический орнамент, вензеля, портреты в виде силуэтов или камей, популярны также были бытовые сцены и пейзажи, выполненные по белому фарфоровому черепку или темно-синему, коричневому, золотому и розовому фонам [9. С. 137—138].

Нельзя не упомянуть о наиболее показательном, отразившем особенности стиля высокого русского классицизма и самом значительном произведении из фарфора эпохи царствования Александра I (1801— 1825) — «Гурьевском» сервизе. Гурьевский сервиз создавался на заводе в Петербурге в 1809—1816 гг. при участии и под руководством знаменитого петербургского скульптора С.С. Пименова. Это был первый парадный сервиз Александровской эпохи. Он явился символом торжества России по случаю победоносного завершения Отечественной войны 1812 года против Наполеона.

Первоначально ансамбль назвался «Сервиз с изображением российских костюмов» или «Русский», что отражало тематику живописных миниатюр. На многих его предметах красуются живописные композиции с видами Петербурга и окрестностей, изображены петербургские торговцы и народы, населявшие Россию.

Тарелка из Гурьевского сервиза. 1891-1903. ИФЗ [1. С. 101].

Изображения выполнены по гравюрам Д.А. Аткинсона, Х.Г. Гейслера, С.Ф. Галактионова, К.Г. Шенберга и других художников. Наименование «Гурьевский» связано с именем графа Д.А. Гурьева и дано сервизу в 1824 г., когда в его ведении находился Императорский фарфоровый завод. «Русский» или «Гурьевский» сервиз предназначался для торжественных парадных приемов первоначально в Зимнем дворце, а с 1848 года — Петергофском дворце. Состав Гурьевского сервиза постоянно пополнялся и взамен утраченных в ходе практического использования предметов (с середины XIX века до 1917 года), дополнялся в основном десертными тарелками. Живописные композиции с изображениями торговцев и ремесленников выполнялись мастерами Императорского фарфорового завода по литографиям И. С. Щедровского к альбому «Сцены из русского народного быта» [1. С. 101].

Сейчас Императорский фарфоровый завод вновь ориентируется на выпуск высокохудожественных авторских произведений под брендом «Императорский фарфор». С 2005 г. завод называется ОАО «Императорский фарфоровый завод», директором является Цветков Виталий Владимирович. Завод вновь стал официальным поставщиком фарфора для Кремля и правительственных учреждений, ведущим предприятием России по изготовлению высокохудожественного фарфора. В настоящее время завод выпускает около 4000 наименований изделий по форме и росписи. Он был и остается ярким и неотъемлемым от истории России культурным явлением [2].

Этнографическая тема сейчас вновь широко востребована в обществе и интересует современных мастеров народных промыслов. С января 2012 г. ООО «Де Агостини» производит серию «Куклы в народных костюмах». В каждый выпуск входят журнал и кукла из фарфора, одетая в народный костюм определенного региона и народа России (кроме того, ряд из-

100 № 4/2012

Современные проблемы сервиса и туризма

Народы России в фарфоровой миниатюре и кукольном промысле

Куклы в костюмах Московской и Костромской губернии. 2012 г.

делий отражает культуру народов соседних стран), а коллекционер постепенно может собрать весьма полную этноколлекцию кукол. Костюм создан и воспроизведен в мельчайших деталях по эскизам специалистов по народному костюму, кроме того, на страницах журнала можно найти информацию об истории места и костюма, культуре и преданьях старины представленного этноуголка. Журнал и куклы создаются при участии Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН и ООО «Этноконсалтинг», а также Петербургского Музея Кукол и компании «Потешный Промысел».

Кстати, и упомянутая выше компания «Потешный промысел» является крупным объединением мастеров кукольного промысла, существующего с 1991 г. Компания помимо изготовления кукол — дам, фей и снегурочек — создает еще и красивых кукол в национальных костюмах. Здесь регулярно работают над формированием новых образов кукол в костюмах народов Поволжья и Приуралья, Северо-Запада России. «Потешный промысел» продолжает возрождать традиции изготовления кукол в Санкт-Петербурге и Петербургской губернии. Мастера объединения создают куклы из ткани в сочетании с картоном, фарфором, выполненные с большой

степенью детализации и этнографической точностью. Для работы над костюмами компания привлекает специалистов исторических музеев (Музей истории города, Кунсткамера) [5].

Кроме «Потешного промысла», в Санкт-Петербурге работает сравнительно молодая мастерская «Кукляндия» (ИП Лукшина и ИП Завьялова), где также делают куклы ручной работы в русских народных и этнографических нарядах. Основанием для этих кукол служит картонный конус диаметром 19—22 см, а голова и руки выполнены из фарфора [8].

В Московской области тоже возрождается промысел этнокуклы. Например, в Сергиевом Посаде ЗАО «Художественные изделия и игрушки» для промышленного производства выпускает куклы в костюмах различных губерний России, которые экспортируются во многие страны мира, а в г. Мытищи налажен промысел «Былина», где делают очень яркие этнографические ку-

Девушка в традиционном праздничном костюме. Компания «Потешный промысел» [5].

Российский сувенир

101

РОССИЙСКИЙ СУВЕНИР

клы. Они одеты в праздничные крестьянские костюмы различных губерний России конца XIX — начала XX вв.

На выставках — ярмарках народных художественных промыслов России «Ладья», ежегодно проводимых в Москве, в павильонах участников также часто представлены нарядные куклы в костюмах областей и республик России. Надо сказать, что в народных костюмах современная кукла неузнаваемо преображается, ведь их основное достоинство — отнюдь не в качестве фарфора, а в сшитом для них костюме.

Несмотря на различные интерпретации народной тематики в фарфоровом и кукольном промысле, неоспоримым является тот факт, что созданные с любовью и уважением к истории и культуре своей многонациональной Родины руками мастеров в разные времена, эти куклы уже давно стали украшением многих музеев и частных коллекций, их покупают в качестве драгоценного подарка, собирают коллекционеры и обычные люди, любя-

Литература:

1. Государственный Русский музей представляет: Я Петербург люблю... Русский музей в Москве. К 300-летию Санкт-Петербурга Альманах. Вып. 37. СПб.: PALACE EDITIONS, 2003. 184 с.

2. Императорский Фарфоровый завод. URL: http://ipm.ru/about/history/history_time (дата обращения: 28.09.2012).

3. Императорский фарфоровый завод. URL: http://nnm.ru/blogs/Iego/imperatorski (дата обращения: 28.09.2012).

4. Петербург и окрестности. URL: http://al-spbphoto.narod.ru/okraina/nevsky-district. html (дата обращения: 28.09.2012).

5. «Потешный промысел». URL: http://

www.russiandolls.ru/# (Дата обращения:

17.10.2012).

6. Российский этнографический музей. URL:

Витрина павильона республики Осетия — Алания. Выставка «Ладья. Зимняя сказка» 2011. Фото Н.В. Чаус

щие родную историю и культуру. Не обходят своим вниманием их и специалисты, занимающиеся декорированием интерьеров. Эти нарядные и красочные создания отражают этапы социального и культурного развития народов России, представляют богатую культуру и историю регионов, краев и республик.

http://www.ethnomuseum.ru/gallery (Дата обращения: 28.09.2012)

7. Самарский областной художественный музей. URL: http://www.artmus.ru/museum/ scientific_activity/article-42.html (дата обращения: 28.09.2012).

8. Сувенирные куклы, подарочные куклы ручной работы в русских народных, светских, этнографических нарядах, куклы на чайник от производителя — мастерской ИП Лук-шина и ИП Завьялова из Санкт-Петербурга. URL: http://suvenir-dolls.ru/konfet-rus. html (дата обращения: 17.10.2012)

9. Эрмитаж. Русская культура VI-XVIII веков. Очерк-путеводитель. Л.: Искусство, 1983. 168 с.

10. URL: http://images.yandex.ru (дата обращения: 20.10.2012).

102 № 4/2012

Современные проблемы сервиса и туризма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.