Научная статья на тему '"SYMPHONIA DOMESTICA" (OP. 53) Р. ШТРАУСА - ВЗГЛЯД КОМПОЗИТОР А НА ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ИДЕИ БИДЕРМАЙЕРА'

"SYMPHONIA DOMESTICA" (OP. 53) Р. ШТРАУСА - ВЗГЛЯД КОМПОЗИТОР А НА ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ИДЕИ БИДЕРМАЙЕРА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
87
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
CETERIS PARIBUS
Область наук
Ключевые слова
Р. ШТРАУС / БИДЕРМАЙЕР / НЕОБИДЕРМАЙЕР / ДОМАШНЯЯ СИМФОНИЯ / СИМФОНИЧЕСКАЯ ПОЭМА / ИНТОНАЦИЯ / ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Москвина Ольга Олеговна

В статье автор рассматривает возрождение течения бидермайер в симфоническом сочинении Р. Штрауса «Домашняя симфония» (op. 53). Поскольку композитор избирает одну из самых важных тем для искусства первой половины XIX в. - тему Дома, то ему удается воплотить музыкальными средствами семейный уют, взаимоотношения самых близких членов семьи, возродив бидермайер, тем самым открывая пути уже необидермайеру. Р. Штраус музыкальными средствами передает все тонкости взаимоотношений главных героев сочинения (Мужа и Жены), создавая их яркие характеристики, а также целые музыкальные диалоги, споры и примирения. С точки зрения композиции Р. Штраус соединил фактически все известные композиционные принципы: сонатность, цикличность, вариационность, полифоничность, тем самым композитор продемонстрировал удивительное мастерство в создании очень многогранного, но по смыслу единого и цельного масштабного сочинения. Так, на новом уровне происходит философское прочтение давно установившихся правил и порядков семейных взаимоотношений и в целом темы дома.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"SYMPHONIA DOMESTICA" (OP. 53) BY R. STRAUSS - THE COMPOSER'S VIEW OF THE AESTHETIC IDEAS OF BIEDERMEIER

In the article, the author considers the revival of the Biedermeier movement in R. Strauss's symphonic work "Symphonia domestica" (op. 53). Since the composer chooses one of the most important themes for the art of the first half of the 19th century - the theme of «The Home», then he manages to embody family comfort, the relationship of the closest family members by musical means, reviving the Biedermeier, thereby opening the way for the neo-Biedermeier. R. Strauss musically conveys all the subtleties of the relationship between the main characters of the work (Husband and Wife), creating their vivid characteristics, as well as entire musical dialogues, disputes and reconciliations. From the point of view of composition, R. Strauss combined virtually all known compositional principles: sonata, cyclicity, variation, polyphony, thereby the composer demonstrated amazing skill in creating a very multifaceted, but in terms of a single and integral large-scale composition. So, at a new level, there is a philosophical reading of the long-established rules and procedures of family relationships and, in general, the theme of the house.

Текст научной работы на тему «"SYMPHONIA DOMESTICA" (OP. 53) Р. ШТРАУСА - ВЗГЛЯД КОМПОЗИТОР А НА ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ИДЕИ БИДЕРМАЙЕРА»

Москвина Ольга Олеговна

Российская академия музыки имени Гнесиных

г. Москва, РФ

«SYMPHONIA DOMESTICA» (OP. 53) Р. ШТРАУСА - ВЗГЛЯД КОМПОЗИТОР А НА ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ИДЕИ БИДЕРМАЙЕРА

Аннотация

В статье автор рассматривает возрождение течения бидермайер в симфоническом сочинении Р. Штрауса «Домашняя симфония» (op. 53). Поскольку композитор избирает одну из самых важных тем для искусства первой половины XIX в. - тему Дома, то ему удается воплотить музыкальными средствами семейный уют, взаимоотношения самых близких членов семьи, возродив бидермайер, тем самым открывая пути уже необидермайеру.

Р. Штраус музыкальными средствами передает все тонкости взаимоотношений главных героев сочинения (Мужа и Жены), создавая их яркие характеристики, а также целые музыкальные диалоги, споры и примирения.

С точки зрения композиции Р. Штраус соединил фактически все известные композиционные принципы: сонатность, цикличность, вариационность, полифоничность, тем самым композитор продемонстрировал удивительное мастерство в создании очень многогранного, но по смыслу единого и цельного масштабного сочинения. Так, на новом уровне происходит философское прочтение давно установившихся правил и порядков семейных взаимоотношений и в целом темы дома.

Ключевые слова

Р. Штраус, бидермайер, необидермайер, Домашняя симфония, симфоническая поэма,

интонация, программная музыка.

Moskvina Olga Olegovna

Gnessins Russian Academy of Music Moscow, Russian Federation

«SYMPHONIA DOMESTICA» (OP. 53) BY R. STRAUSS - THE COMPOSER'S VIEW OF THE AESTHETIC IDEAS OF BIEDERMEIER

Annotation

In the article, the author considers the revival of the Biedermeier movement in R. Strauss's symphonic work "Symphonia domestica" (op. 53). Since the composer chooses one of the most important themes for the art of the first half of the 19th century - the theme of «The Home», then he manages to embody family comfort, the relationship of the closest family members by musical means, reviving the Biedermeier, thereby opening the way for the neo-Biedermeier.

R. Strauss musically conveys all the subtleties of the relationship between the main characters of the work (Husband and Wife), creating their vivid characteristics, as well as entire musical dialogues, disputes and reconciliations.

From the point of view of composition, R. Strauss combined virtually all known compositional

principles: sonata, cyclicity, variation, polyphony, thereby the composer demonstrated amazing skill in creating a very multifaceted, but in terms of a single and integral large-scale composition. So, at a new level, there is a philosophical reading of the long-established rules and procedures of family relationships and, in general, the theme of the house.

Key words

R. Strauss, Biedermeier, Neo-Biedermeier, «Symphonia Domestica», symphonic poem,

intonation, program music.

Развитие музыки конца XIX - начала XX веков идет двумя направлениями: одно более радикальное и связано с большим или меньшим отрывом от традиций, отказом от веками наработанного опыта, ниспровержением установившихся правил (к ним можно отнести модерн, авангард, постмодерн), а второе - академическое, напротив, остается в рамках уже установленных путей и придерживается тенденции «договаривания»1 (неоклассицизм, неоромантизм, неофольклоризм и т.д.). В этом смысле «Symphonia domestica» («Домашняя симфония» Op. 53), написанная Р. Штраусом в 1903 году, примыкает ко второй ветви развития музыки - так называемой академической или классической - и является воплощением возрожденного Штраусом стиля -бидермайер. Относительно трактовки Штрауса следует употребить слово необидермайер.

«Необидермайер» никогда ранее не рассматривался в искусствоведении и музыкознании. Для начала обратимся к истории возникновения самого бидермайера.

Бидермайер - это художественное направление, возникшее в Германии и Австрии в 1815-1848гг. Сам термин был введен в употребление искусствоведами только в начале XX в.: впервые его использовал В. Шмид в своем исследовании «Живопись бидермайера» в 1922 г2. Как пишет Д.С. Лихачев: «с самого своего возникновения стиль Бидермайер подвергся нападкам со стороны знатоков искусства — как стиль эклектический, а потому смешной и безвкусный. Это отразилось в самом названии этого стиля, данного ему его врагами. Потребовалось почти полстолетия, чтобы стиль Бидермайер был реабилитирован в глазах историков искусств. Это произошло в начале XX столетия» [3, с. 173].

В сочинениях, принадлежащих течению бидермайер, одной из основных является тема Дома, которая выражается в воплощении домашнего уюта, семейного очага. М. Козьякова выделяет наиболее важные черты бидермайера в живописи: «... характер несколько сентиментальной созерцательности, идеализация патриархального уклада, интерес к бытовой среде, нередко мягкий сочувственный юмор, а из формальных признаков - небольшой формат картины, тщательное письмо, любовь к деталям, преимущественно обращение к жанровой сценке, портрету, пейзажу» [4, с. 162]. Всё это встречается как на живописных полотнах, так и в литературных и музыкальных сочинениях.

Наиболее ярко тема Дома отражена в литературе первой половины XIX в. Литературовед С. Зенкин подчеркивает важность дома в жизни светского человека этого времени: «в его доме главное помещение - салон, где принимают гостей. В такой культурной традиции <...> живописно изображается его необычная обстановка, драматически раскрываются таящиеся в нем страсти (в

1 Термин М. Высоцкой и Г. Григорьевой [1, с. 9].

2 Подробнее об истории возникновения термина и распространения его в искусстве см. статью автора Москвиной О.О. [2].

романах Бальзака) или же рисуется идеализированная картина добродетельной уединенной семейной жизни (культ домашнего очага в литературе преромантизма)» [5, с. 170]. Далее ученый говорит о том, что мотив Дома постоянно повторяется и является очень значимым в сочинениях данного периода. Он приходит к выводу, что каждая деталь интерьера имеет знаковое прочтение и отражает как настроение, так и черты характера живущих в нем членов семьи.

Второй важной темой бидермайера является тема детства, которое, в отличие от предыдущих эпох, в XIX веке считается лучшим периодом в жизни каждого человека. М. Перро подчеркивает, что «с описаний детства начинается каждая автобиография, авторы подолгу останавливаются на своих ранних воспоминаниях, в то время как роман воспитания описывает юность героя. Так или иначе, детство становится периодом, определяющим дальнейшую жизнь человека, а к ребенку отныне начинают относиться как к личности» [6, с. 378].

В это время также зарождается специальная детская литература и музыка. Например, сюда можно отнести «Детские сцены» Р. Шумана, сказки братьев Гримм, которые специально публикуются с иллюстрациями для детей в 1819 и 1825 гг., также выпускаются детские журналы [7]. Примечателен такой факт, что примерно в это же время (1837 г.) возникает такое учреждение, как Детский сад (нем. Kindergarten). Он создан дрезденским педагогом Фридрихом Фрёбелем. Как пишет С. Грохотов, Фрёбель считал, что «детские души надо терпеливо и заботливо взращивать, как прекрасные цветы в саду» [7, с. 20].

В начале XIX века впервые появляется детский портрет, который возник, как самостоятельный жанр живописи в поместьях князя Иоганна фон Лихтенштейн, который приглашал знаменитых художников для написания портретов своих детей в различных ситуациях. Например, на одной картине девочки пьют чай в саду, на другой играют с младшим братом3.

В музыке первой половины XIX века принадлежность к бидермайеру проявляется в стремлении к домашнему музицированию, образовании музыкальных салонов, домашних кружков и музыкальных собраний. В композиторском творчестве одной из самых любимых и популярных форм, как и в романтизме, становится миниатюра. Соответственно, к таким циклам и сборникам миниатюр бидермайера относят «Прекрасную мельничиху» Ф. Шуберта, «Песни без слов» Ф. Мендельсона, «Листки из альбома» Р. Шумана и др.

Третья тема, интересующая поэтов, художников и музыкантов бидермайера - это образы природы. Чаще всего на полотнах можно встретить Альпийские пейзажи. Именно эти три темы - тема Дома, детства и Альпийской природы являются ключевыми в произведениях искусства.

В начале ХХ века черты бидермайера возрождаются в творчестве Р. Штрауса в виде своеобразного «необидермайера». Это отразилось в его сочинениях разного периода - ранней поэмы «Из Италии», а также «Домашней» и «Альпийской» симфониях. Все названные сочинения обращены к наиболее важным темам бидермайера - теме дома, детства и природы, что несомненно говорит о возрождении этого течения в музыке. Подчеркнем, что бидермайер, зародившись в культуре Австрии и Германии, там же и продолжился.

Рассмотрим «Домашнюю симфонию» («Symphonia Domestica») op. 53 Р. Штрауса.

Отдельной программы для данного сочинения композитор нигде не опубликовал, но многократно он пояснял свой замысел в беседах с коллегами и друзьями. Так, например, перед

3 В 2009 г. в Пушкинском музее состоялась выставка, посвященная бидермайеру (собрание картин из коллекции Князя Иоганна фон Лехтенщтейн), на которой было представлены различные детские портреты.

премьерой «Домашней симфонии» в Нью-Йорке (1904 г.), Р. Штраус сказал журналистам: «моя следующая симфоническая поэма будет изображать один день моей семьи. Она будет иметь отчасти лирический, отчасти юмористический характер - тройная фуга соединит отца, мать и ребенка» [8, с. 279], что он блестяще и воплотил.

На живописных полотнах, относящихся к бидермайеру, всегда много разных членов семьи, которые воплощены в различных обстоятельствах. Подобно этому, Р. Штраус рассказал свою историю семьи, тонкости взаимоотношений домочадцев, но уже другим - музыкальным языком.

Реакция на премьеру «Домашней симфонии» была неоднозначной, многие её критиковали. Например, Р. Роллан оставил следующий негативный комментарий: «Больше всего мне не нравится то, что он [Р. Штраус - прим. Москвина О.О.] выставляет напоказ самые сокровенные чувства. В "Домашней симфонии" отсутствует интимность. Домашний очаг, комната, даже альков открыты для первого прохожего. Неужели таковы семейные чувства в современной Германии? Сознаюсь, что когда я услыхал это произведение в первый раз, оно меня задело именно из-за этих чисто моральных причин, несмотря на мою дружбу с автором. Но потом я переменил своё первоначальное суждение в пользу музыки, которая поистине замечательна» [8, с. 279].

Композитор дал Р. Роллану следующий ответ: «Милый друг! Сердечно благодарю Вас за письмо. Возможно, что Вы и правы в отношении программы "Домашней симфонии". <...> Для меня поэтическая программа является ничем иным, как творческим поводом для создания выразительной формы и для музыкального развития моих ощущений, а не просто музыкальным описанием известных жизненных событий, как Вы предполагаете. Ведь это полностью противоречило бы духу музыки. Однако для того чтобы музыка не стала жертвой произвола и не расплылась в безбрежности, она нуждается в определенных границах, и эти границы создает программа. И для слушателя подобная аналитическая программа должна быть не более чем своего рода сдерживающей опорой. Пусть ею воспользуется тот, кого она заинтересует. Тот, кто действительно умеет слушать музыку, по-видимому, не будет в ней нуждаться.» [8, с. 245].

Рассмотрим музыкальное воплощение главных действующих лиц сочинения: Мужа, Жены и Ребенка.

Глава семейства - Муж воплощен многогранно (пример 1), ремарки композитора поясняют детали этого образа: первый мотив - «gemächlich» (спокойно); второй мотив - «träumerisch» (мечтательно); третий мотив - «feurig» (пламенно).

Пример 1

«Домашняя симфония» op. 53. Тема мужа

Психологические черты характера личности Мужа сосредоточены в первой теме: интонационно подчеркивается героика (восходящий квартсекстаккорд первого элемента темы), лирико-мечтательная сторона (второй нисходящий элемент, который впоследствии переродится в удвоенную терциями версию - пример 2) и активно-претенциозная грань (третий элемент с мотивом взлетного характера). Все элементы темы Мужа звучат во всех разделах сочинения, на гранях разделов, а также именно его тематическим материалом заканчивается всё произведение, что подчеркивает доминирование и главенство данного персонажа.

Домашняя симфония». Часть I. Лирический вариант первой «темы мужа»

Пример 2

Второй важный образ «Домашней симфонии» - Жена. Тема, которая её воплощает состоит из двух разнохарактерных элементов (пример 3). Первый производен от «темы Мужа», второй представляет собой ламентозное нисходящее движение. Второй элемент развивается в основном в третьей и четвертой частях (Adagio и Final).

Третий образ - это Ребенок. Для его воплощения композитор обращается к музыке Ф. Мендельсон-Бартольди его «Песне без слов» g-moll op. 19 («Песня венецианского гондольера»), включая в симфонию цитату романтика. Тема звучит как покачивающаяся колыбельная, успокаивающая ребенка.

Пример 3

«Домашняя симфония» Часть I. «Тема жены»

Образы Мужа и Жены даны композитором не статично, а в динамике, то есть они варьируется, динамизируются и, конечно, взаимодействуют друг с другом. Так, например, патриархальная главенствующая роль Мужа трактуется композитором в несколько ироничном ключе. В III части (лирический центр) композитор поместил любовный диалог Мужа и Жены, в музыке это воплощено чередованием второго лирического элемента темы Мужа и второго элемента темы Жены. Данные элементы то сменяют друг друга, то звучат одновременно (в контрапункте). Ироничность заключается в том, что в кульминационном моменте появляется именно тема Жены (довольно экспрессивное соло скрипки), которая воплощена уже не просто как спутница, «тень» Мужа, а вполне как сильная личность, которая не уступает главе семейства, имеет свой собственный голос.

Взаимодействия персонажей подчеркнуты и на тональном уровне.

Первый мотив «темы Мужа» звучит в тональности F-dur, у темы Жены два тональных центра - H-dur/h-moii. То есть композитор определяет мужской и женский тональный полюс (бемольная и диезная сферы, соответственно). Например, описанный выше любовный диалог героев, усилен еще и тонально -реплики Мужа (в бемольной тональности) сменяются репликами Жены (в диезной тональности) и вначале этого раздела они примерно равны по продолжительности, но постепенно диезные мотивы становятся длиннее и в самом конце (до кульминационного соло скрипки) тема Мужа звучит уже не в бемольной, а в диезной тональности. Таким музыкальным способом композитор делает акцент на том, что в этот момент Муж побежден.

Композиционные особенности «Домашней симфонии» заключаются в преломлении характерных черт симфонической поэмы и симфонии4, а именно сочетании поэмности, цикличности, вариационности, рондальности и особенностей полифонического письма. Г. Крауклис о «Домашней симфонии» пишет, что она «как бы завершает процесс постепенного перерастания штраусовской поэмы в симфонию» [9, с. 97].

Прежде всего выделим черты симфонического цикла. На это указывают следующие моменты: во-первых - название сочинения («Домашняя симфония»); во-вторых - композитор выписал названия частей в соответствующих разделах - Allegro, Scherzo, Adagio и Final, который полностью соответствуют чередованию частей в сонатно-симфоническом цикле; в-третьих - соотношение тем Мужа и Жены как главной и побочной.

В композиции «Домашней симфонии» также ярко проявляется и сонатность. Г. Орджоникидзе подчеркивает: «тотальной разработочностью отмечена партитура "Домашней симфонии". Её форма строится на развитии нескольких исходных мотивов, подвергаемых интенсивному перевоплощению; большинство тем взаимовыводимы друг из друга, они часто сжимаются до двух-трехзвучных ядер, обладают подвижной интервальной шкалой» [10, с. 275]. Снова отметим, что образ Жены выбивается из привычного образа кроткой девушки, спутницы Мужа. В репризе сочинения, где по законам классического сонатно-симфонического цикла побочная тема должна тонально подчиниться главной (то есть в данном случае тональностью Жены должна стать тональность F-dur/f-moii), этого подчинения не происходит, поскольку Жена отстаивает своё мнение и свои права. Так в некотором несоблюдении «правил» сонатной формы проявляется ирония композитора.

Вариационность можно проследить в том, что темы и их элементы варьируются на протяжении всего сочинения. Например, второй элемент «темы Мужа» (лирический) приобретает самостоятельность начиная с третьей части. Изначально он воплощает романтические черты характера главного персонажа, а уже в кульминационном моменте - он звучит гимнично. Здесь на первый план

4 Этим отличаются все три последние симфонические произведения Р. Штрауса - «Жизнь героя» (1898г.), «Домашняя симфония» (1903г.) и «Альпийская симфония» (1915г.). Для многих симфонических поэм композитора характерен синтез разных форм.

выходит уверенность, благородство и даже в некоторой степени умиротворение.

В целом можно сказать, что поскольку основных образов два5, то и вариации здесь двойные. Вариационность в данном случае является своеобразной проработкой разных сторон характеров. И. Стогний пишет, что вариацонный процесс «может быть уподоблен процессу изучения, исследования, научного поиска, рассматривания модели с разных точек зрения, иногда любования её гранями и огранками» [11, с. 118].

Полифоническое письмо проявляется в Финале сочинения. Этот раздел начинается двойной фугой. Включение в заключительный раздел полифонического фрагмента - это характерный прием для многих композиторов-симфонистов6. Как итог всей «Домашней симфонии», в финале сосредоточен «контрапункт» образов и идей, которые были представлены ранее в сочинении.

Таким образом, в своей «Домашней симфонии» Р. Штраус возрождает течение бидермайер. Его собственный несколько ироничный взгляд на семейные взаимоотношения и домашний уют становятся основой для концепции сочинения. Соединив фактически все известные композиционные принципы: сонатность, цикличность, вариационность, полифоничность, Р. Штраус продемонстрировал удивительное мастерство в создании очень многогранного, но по смыслу единого и цельного масштабного сочинения. Так, на новом уровне происходит философское прочтение давно установившихся правил и порядков семейных взаимоотношений и в целом темы дома.

Список использованной литературы:

1. Высоцкая М., Григорьева Г. Музыка XX века: от авангарда к постмодерну. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2014. - 440 с.

2. Москвина О.О. Мотивы бидермайера в симфоническом творчестве Р. Штрауса: на примере «Альпийской симфонии» (ор. 64) // Ученые записки РАМ им. Гнесиных, Вып. 2 - 2022 г. - С. 49-58.

3. Лихачев Д. Историческая поэтика русской литературы. СПб.: Алтейя, 1997. - 508 с.

4. Козьякова М. Эстетика повседневности. Материальная культура и быт Западной Европы XV - XIX вв. М., 1996. - 176 с.

5. Зенкин С. Теофиль Готье и «искусство для искусства» // Зенкин С.Н. Работы по французской литературе. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1999. С. 170-200.

6. История частной жизни / под общей ред. Ф. Арьеса и Ж. Дюби. Т. 4: от Великой французской революции до I Мировой войны / под ред. М. Перро, пер. с фр. О. Панайотти. М.: Новое литературное обозрение, 2018. - 672 с.

7. Грохотов С. Шуман и окрестности. Романтические прогулки по «Альбому для юношества». М.: Издательский дом «Классика-ХХ1», 2006. - 240 с.

8. Краузе Э. Рихард Штраус: образ и творчество. М., 1961. - 611 с.

9. Крауклис Г. Симфонические поэмы Р. Штрауса. М.: Музыка, 1970. - 107 с.

10.Орджоникидзе Г. Симфонические поэмы Р. Штрауса // Скребков С. Статьи и воспоминания. М., 1979. С. 253-292.

11.Стогний И. Семантика вариационного процесса в фортепианных сонатах И. Брамса // Семантика музыкального языка: ред. И. Стогний. М.: Тр. РАМ им. Гнесиных, 2006. Вып. 3. С. 118-127.

© Москвина О.О. 2022

5 Образ ребенка не дается в развитии, а воплощен статично.

6 Например, Л. ван Бетховен, С. Франк.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.