ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
ПОЭМА ДЛЯ КОБЫЗА И ОРКЕСТРА КАЗАХСКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ЕДИЛЯ ХУСАИНОВА: ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО Егинбаева Т.Ж.1, Дуиесинова Д.С.2 Email: [email protected]
1Егинбаева Тойжан Жылкайдаровна - заслуженный деятель РК, профессор; 2Дуиесинова Диля Суиенгалеевна - магистрант,
кафедра музыковедения и композиции, Казахский национальный университет искусств, г. Астана, Республика Казахстан
Аннотация: поэма - это один из самых распространенных жанров европейской музыки, получивший признание у казахских композиторов. Импровизационность, лежащая в основе традиционной казахской музыки, свобода и полетность мысли, изображение бескрайних степей Казахстана, подражание звукам природы возможно показать с помощью жанра музыкальной поэмы. Именно она близка казахскому кюю по своей структуре и характеру. Все эти предпосылки послужили созданию целого ряда музыкальных поэм казахских композиторов для разных составов исполнителей. Одним из современных примеров может послужить произведение Едиля Хусаинова -поэма для кобыза и оркестра казахских народных инструментов «Цигаш - жер шалгай». Композитору удалось создать поэму с элементами традиционной музыки, заключенными в рамки европейской трехчастной формы. Ключевые слова: Е. Хусаинов, композитор, поэма, кюй, синкретизм.
POEM FOR KOBYZ AND ORCHESTRA OF THE KAZAKH FOLK
INSTRUMENTS BY EDIL KHUSAINOV:
TRADITIONS AND NOVATIVITY 12 Yeginbayeva T.Zh.1, Duiessinova D.S.2
1Yeginbayeva Toizhan Zhilkaidarovna - Honored Dean of the RK, Professor; 2Duiessinova Dilj Suiengaleebna - Master Student, DEPARTMENT OF MUSICOLOGY AND COMPOSITION, KAZAKH NATIONAL UNIVERSITY OF ARTS, ASTANA, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
Abstract: а poem is one of the most widespread genres of European music, which was recognized by Kazakh composers. Improvisation underlying traditional Kazakh music, freedom and the flight of thought, the image of the boundless Kazakh steppes, the imitation of the sounds of nature could be used in musical poem, it is close to Kazakh kyuy in its structure and character. All these prerequisites have served to create a number of musical poems by Kazakh composers for different tools. The poem for kobyz and orchestra of Kazakh folk instruments named «Qigash - zher shalgay», composed by contemporary composer Edil Khusainov is one of the modern example of a poem in Kazakh professional music. The composer managed to create a poem with elements of traditional music enclosed in the framework of the European three-part form. Keywords: E. Khusainov, composer, poem, kyuy, syncretism.
УДК 780.8:780.614.3(045)(574) Е29
Музыкальная поэма, как разновидность поэтической, получила широкое распространение в эпоху романтизма. Многие композиторы использовали жанр поэмы для более яркой эмоциональной повествовательности и свободного строения формы, где нет строгих правил изложения материала. Среди европейских композиторов данный жанр пользовался популярностью в творчестве Б. Сметаны, Ф. Листа, Р. Штрауса и других.
Господство свободной формы, основывающееся на смешении различных принципов— сонатности и вариационности, трехчастности, а также связь поэмы с литературным прототипом, т.е. сюжетность, динамически прогрессирующее развитие тематизма, вытекающее из интонационного «зерна» - все это сближает поэму с казахским традиционным жанром кюй. Отсюда обращение
многих казахстанских композиторов в своем творчестве к жанру поэмы. Тяготение к поэме, как к жанру, вытекает из самой казахской культуры, с присущим ей синтезом лирического и эпического начал. Особенно ярко это наблюдается в казахской инструментальной музыке, которая концентрирует в себе глубинные национальные народные традиции.
Это и Е. Брусиловский с его поэмой для оркестра «Абай»; симфонические поэмы «Казахстан» М. Тулебаева, «Родина радости» С. Мухамеджанова, поэма «Легенда о домбре» Н. Мендыгалиева. Дальнейшее развитие музыкального искусства Казахстана показало, что у последующего молодого поколения композиторов не ослабел интерес к написанию произведений в жанре поэмы. Среди известных композиторов - Е. Рахмадиев и Г. Жубанова, А. Раимкулова, А. Бестыбаев, Б. Дальденбаев, Ж. Тезекбаев, С. Абдинуров, Е.Хусаинов.
Таким образом, наиболее частое обращение к поэме в музыке объясняется свободой жанра и опорой в ней на исторические сюжеты страны, народные легенды и сказания, столь незыблемый, животрепещущий и ценный материал для каждого отдельного народа. В казахской традиционной музыке известно творчество жырау и жыршы, развивавшие такие эпические жанры, как: жыр, кюй-легенда и дастан. Домбровые и кобызовые кюи зачастую бывают трехчастными, а программность и звукоподражательность составляют сюжетную драматургию. По словам Бакаевой И.: «Синкретизм древнейших народных жанров совмещал слово и музыку, повествовательность и лирику - то есть типично поэмные свойства. Поскольку поэма - жанр поэтический, характерной чертой ее музыкальной разновидности становится программность. Связь со словом выводит на первый план лирическую повествовательность, рассказ» [1, с. 11].
В казахской музыке встречаются поэмы для разных инструментов, разных составов исполнителей. Одно из главных значений в развитии жанра имеет фортепианная музыка казахских композиторов. Философско-эстетическая содержательность музыки фортепианных поэм близка традиционным лиро -эпическим жанрам с их легендарными сюжетами о подвигах батыров, о красоте бескрайней казахской степи, о выдающихся личностях. Так, например, М.Койшыбаев создал фортепианную поэму-сонату «Памяти Абая», Н.Мендыгалиев написал «Легенду о домбре», которые прочно вошли в концертный репертуар казахстанских пианистов.
Помимо фортепианных поэм, в творчестве казахстанских композиторов встречаются поэмы для оркестра - симфонического и народного, а также для сольных инструментов с оркестром. Стоит отметить наиболее известные произведения, такие как: Е. Брусиловский «Думанда», К. Мусин «На джайлау», Е. Усенов «Дала дастан» -поэма для соло кыл-кобыза и камерного симфонического оркестра, Н. Тлендиев «Акку», «Ацсау», С. Абдинуров «Расырлар толгауы» - для камерного оркестра и кыл-кобыза. Наряду с этими произведениями выделяется поэма для соло кобыза и оркестра казахских народных инструментов Едиля Хусаинова.
Поэма для кобыза «Кигаш - жер шалгай» с оркестром - одно из ранних произведений Едиля Хусаинова. Выбор солирующего инструмента весьма органичен,
ведь с детства слушая кобызовые кюи в исполнении матери Раушан Нурпеисовой, он впитал любовь к народным инструментам, к их колоритному тембровому звучанию.
В данном произведении ярко выражен политематизм, а также наблюдается зонно -регистровое развитие по спирали. Разнообразие тем роднит поэму с кобызовыми кюями, а зонность строения - с домбровыми кюями токпе. Атырауский оркестр казахских народных инструментов имени Д. Нурпеисовой сделал переложение данной поэмы и исполняет ее, как оркестровый кюй.
Поэма посвящена красоте самой отдаленной земли - северной границе Казахстана с Россией. Кигаш - это казахское название притока Волги, близ Астрахани. Еще в детстве композитор побывал в тех краях, когда вместе с родителями стал свидетелем открытия памятника великому Курмангазы на его родине в Астрахани.
Детские воспоминания о поездке, во время которой произошло знакомство с А. Жубановым, навсегда остались в памяти Е. Хусаинова. Именно эти события из жизни композитора навеяли ему идею сочинения произведения о «далекой земле». К тому же, интересен тот факт, что само имя Едиль - в переводе с казахского означает «Волга». Здесь чувствуется некая семантичность взаимствования названий: Кигаш - Едш - Волга.
Эпические произведения казахских акынов, жырау зачастую основываются на субъективно-повествовательной основе событий происходящих в ходе истории страны. Они выступают в роли сказителей, передающих народу факты, имеющие важное значение для дальнейшего исторического развития, описывают красоту природы, территориально обозначая границы своей Родины. В этом отношении поэма Е. Хусаинова «Кигаш - жер шалгай» очень важна, так как подрастающее поколение должно не забывать об истории своей страны, должно гордиться расписными пейзажами природы нашего Казахстана. Этот далекий край, столь живописен и уникален, что заслуживает особого внимания. Благодаря произведению композитора, которое стало неотъемлемой частью репертуара Атырауского оркестра казахских народных инструментов им. Д. Нурпеисовой, каждый из нас будет помнить о Кигаш, о путешествии Е. Хусаинова, о заслугах А. Жубанова в становлении казахской профессиональной музыки и многое другое.
Поэма «Кигаш - жер шалгай» написана в сложной трехчастной форме, что очень характерно для казахских музыкальных поэм того времени. «Драматургия поэм казахстанских композиторов строится на сопоставлении контрастных образов и картин, которые последовательно раскрываются в разделах трехчастной формы. -говорит известный музыковед И.А. Бакаева. ... начало - всегда лирико-эпическое, повествовательное, как в искусстве казахских акынов. В нем органично сочетаются объективное и лирико-субъективное начала, поскольку «рассказ» всегда ведется от первого лица. В последующих разделах повествовательность сменяется театральным «показом» картин (героических, драматических, лирических), о которых ведется речь. В завершении композиции, как правило, возвращается эпический план «рассказа» -эпилог или заключение» [1, с. 12].
Таблица 1. Схематическое изображение формы произведения
Первая часть «А» - Б^иг Вторая часть «В» - контрастная, на новом тематическом материале в ^шоИ Реприза «А1» -в-аиг
Вступление Раздел А Связка 2 такта А 1 Связка 2 такта В С Б Е А2 Сага А3
4 такта 8+6 8 + 4 8 + 7 Тональный план: 0-С(а)-а-0
Первая часть «А», написанная в тональности D-dur, торжественно-приподнятая, динамичная в темпе Allegro vivace - это своего рода начало повествования, «бастау». По форме первая часть напоминает строение домбрового кюя, с полиметрическим развитием, где начальное зерно кюя - раздел «А», звучит повторно с некоторыми изменениями-«А1» (композитор цитирует тему кюя «Шаттьщ», написанного С.Хусаиновым для оркестра казахских народных инструментов), после чего следует контрастная тема «В». Между разделами звучат небольшие связки.
В разделе А1, первой части сложной трехчастной формы поэмы, звучит самая первая кульминация произведения, которая достигается путем контрапунктического развития. Основная тема кобыза переходит к оркестру, а солирующий инструмент исполняет противосложение. Полифонизация музыкальной ткани - это веяния европейского музыкального искусства. Таким образом слушатели становятся свидетелями синтеза европейского и народного. Это прослеживается в строении формы, в интонационном характере тем, в методах развития мелодического развития материала.
Постепенный регистровый спад наблюдается в разделе «В». Однако эмоциональная приподнятость продолжается, что явно слышится в заключительных тактах данного раздела. Акцентированное звучание пиццикато у соло кобыза по открытым струнам «ре-ля-ми» завершает первую часть всей поэмы.
Вторая часть написана в одноименном миноре, контрастна по образному и тематическому содержанию, музыкальному развитию, строению формы. Здесь прослеживаются черты кобызовых кюев с их политематизмом, постоянной сменой контрастных образов, звукоподражательностью и изобразительностью. Образы второй части связаны с природой. В основе лежат три темы: нежная первая, энергичная вторая и воинственная третья.
Первая тема - элегичная, песенного склада в ре миноре запоминается необычайной красотой. Казалось, что в ней композитор выразил всю любовь к родной земле. Трепетная и меланхоличная в одно и тоже время, она затрагивает сердце, завораживает душу, как голос матери поющей своему ребенку. Изначально тема проводится у солирующего кобыза, а далее переходит в партию оркестра.
Таблица 2. Схематичное представление развития первой темы
У соло Связка-2 такта У оркестра Связка-2 такта
8+6 тактов 8+6 тактов
Вторая тема средней части отличается синкопированностью мелодии, которая с каждым новым мелодическим оборотом вздымается все выше и выше, достигая кульминации на звуке «ля» второй октавы. По характеру данная тема напоминает безудержное течение реки, в которой с каждым новым порывом ветра поднимаются волны. Общее настроение второй части поэмы движется от меланхоличного спокойного пения к бушующим волнам взволнованной реки, до воинственности и патриотичности, которая слышится в третьей теме.
Пунктирный ритм, квартовый ход в мелодии, частое использование триолей для дробления мотива, придает общему звучанию чувство тревоги и напряженность. Нарастающая динамика третьей темы второй части подводит к репризе всей поэмы.
Прослушав и проанализировав репризу сложной трехчастной формы, мы вновь столкнулись с элементами синкретизма у Е.Хусаинова. Динамически измененная заключительная часть поэмы - начинается в Соль мажоре. Тональный план играет очень важную понятийную функцию. Рассмотрим тональность первой части - Ре
мажор, в репризе та же тема звучит в Соль мажоре. Конечно каждый из вас знает зонно-регистровое развитие в кюях текпе: «d-g-d^g2». Композитором использован метод развития домбрового кюя в условиях европейской сложной трехчастной формы, в основе которой лежат казахские образы и темы. Весьма интересен тональный план репризы: G-Dur - C-Dur (a-moll) - d-moll - G-Dur
Из данного тонального плана видно зонное развитие орта буын (G-Dur), постепенное нарастание звучности и переход к Сага (d-moll), а далее спуск к орта буын по принципу спирали, где секвенцированное движение мелодии у всего оркестра приводит к финальному Соль мажору.
Несмотря на название поэмы, данное произведение нельзя считать полностью программным. Конечно, есть элементы начала и заключения, но нет четких литературных и исторических ссылок. Название дано автобиографичное и семантически близкое имени самого Едиля Хусаинова. Звучание произведения у каждого нового слушателя может вызвать субъективные ассоциации, связанные с природой того края, о котором попытался поведать нам композитор в своей музыке.
Как мы упомянули выше, эта поэма является одним из ранних творений Едиля Хусаинова, но даже здесь слушателю представляется целый спектр разножанровых и разнохарактерных мелодий, развивающихся в условиях слияния черт европейской и народной форм изложения. В дальнейшем, более зрелом творчестве композитора политематизм будет развит в новых музыкальных стилях - фольк и арт-рок.
Список литературы /References
1. Бакаева Ирина Алексеевна, Амирова Айгерим Нигматулаевна. Поэма в казахской музыке// Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2015. № 2 (92). C. 10-12.
2. Досаева А.Ж. Казахская фортепианная музыка. Алма-Ата, 1991. 209 с.
3. Измайлова Л. Еркегали Рахмадиев. Астана: Елорда, 2000. 192 с.
4. Кетегенова Н. Жанр симфонической поэмы в творчестве М. Тулебаева // Славный сын песенного края. Композитор М. Тулебаев. Алматы, 1999. С. 98-105.