4. Бентли Э. Жизнь драмы. М.: Айрис-Пресс, 2004. С. 171.
5. ХейзингаЙ. Homo ludens. Человек играющий. М.: Азбука-классика, 2007. С. 16-17. 384 с.
6. ХейзингаЙ. Homo ludens.. .Указ. соч. С. 24-25.
7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997. С. 62.
8. Коханая О. Е. Социокультурные функции детского и молодёжного театра. Указ. соч. С. 87-88.
9. Чуковский К. От двух до пяти. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.chukfamily.ru/Kornei/Prosa/Ot2do5/glava4/ (дата обращения: 09.02.2017).
10. Коханая О. Е. Первый детский театр советской России // Вестник МГУКИ, 2009. № 1. С. 246.
11. Коханая О. Е. Социокультурные функции детского и молодёжного театра. Указ. соч. С. 187-188.
12. Сац Н., Розанов С. Театр для детей. Л., 1925. С. 56.
13. Коханая О. Е. Первый детский театр советской России. Указ. соч. С. 248.
14. Сац Н., Розанов С. Театр для детей. Указ. соч. С. 76.
15. Коханая О. Е. Социокультурные функции детского и молодёжного театра. Указ. соч. С. 132.
16. Зельцер С. Д., Брянцев А. А. М.: ВТО, 1962. С. 19.
DOMBRA KYUI AS A GENRE OF INSTRUMENTAL MUSIC OF THE KAZAKH PEOPLE Arynova A. (Republic of Kazakhstan) ДОМБРОВЫЙ КЮЙ КАК ЖАНР ИНСТУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКИ
КАЗАХСКОГО НАРОДА Арынова А. Д. (Республика Казахстан)
Арынова Асель Даутовна / Arynova Assel — магистрант, кафедра музыковедения и композиции, направление: этномузыковедение, Казахский национальный университет искусств, г. Астана, Республика Казахстан
Abstract: dombra kyui - as a genre of instrumental music of the Kazakh people is one of the most unique phenomena of the traditional culture of Kazakhstan. In the process of its evolution, this genre has incorporated the the variety of life phenomena of Kazakh people. Dombra kyui - a special national-specific phenomenon, which has independent signs. As a form of Kazakh musical thinking, this genre of instrumental music expressed indirect link between the real world and the content that seeks to express the musician. Аннотация: домбровый кюй как жанр инструментальной музыки казахского народа является одним из уникальнейших феноменов традиционной культуры Казахстана. В процессе своей эволюции данный жанр вобрал в себя многообразие жизненных явлений казахского народа. Домбровый кюй - это особое национально-специфическое явление, обладающее самостоятельными знаками. Как форма музыкального мышления казахов, этот жанр инструментальной музыки выражал опосредованные связи между миром реальным и тем содержанием, которое стремится выразить музыкант.
Keywords: genre, instrumental music, dombra kyui.
Ключевые слова: жанр, инструментальная музыка, домбровый кюй.
Народная инструментальная музыка традиционно существует только в исполнительстве, её образы передаются от музыканта к музыканту, от поколения к поколению, фиксируясь в памяти носителя, «контактная коммуникация» (термин К. Чистова), общение между создателем - исполнителем и слушателем - непременное условие существования и сохранения произведения традиционной музыки.
В процессе многовековой творческой практики в инструментальной музыке казахского народа сложились и отшлифовывались основные жанры, своеобразие и самобытность которых можно определить следующими факторами: личностью создателя, школой, традицией, стилем исполнения. Это - эпические, обрядовые, исторические, лирические, отличающиеся структурой, семантикой, комплексом средств музыкальной выразительности, спецификой бытования. Казахский кюй -безусловно, является частью духовного наследия кочевой культуры, частицей живого организма традиционной культуры.
Кюй - инструментальная пьеса, небольшая по времени звучания, но очень глубокая по содержанию и отточенная по форме, со сложным ритмом и развитой мелодикой, кюй отражает жанровые черты, логику музыкального мышления. В народе говорят: «Бог вложил в душу каждого казаха частицу кюя с момента его рождения». Казахский народ отличается «необыкновенной музыкальной одаренностью, практически в любой семье найдется человек, который прекрасно поет или талантливо играет на народных музыкальных инструментах» [1, с. 65-70].
112
Наиболее развита область домбровой музыки, именно в ней музыкальное мышление казахов достигло высот подлинного симфонизма [3, с. 9], ей свойственны глубина и жизненность содержания, отточенное веками совершенство формы. В традиционной музыке отражено разнообразие и богатство терминов инструментоведения. Вековое развитие инструментальной музыки в тесной связи с фольклором привело к тому, что синкретическая форма музицирования (рассказ с игрой) оказалась доминирующей в традиционной казахской культуре, что отразилось на всех важнейших сторонах инструментального мышления.
Кюй - один из наиболее значительных жанров музыкальной культуры Казахстана, вобравший в себя богатство народного инструментального искусства. Вопросы классификаций и характеристики жанров казахской традиционной инструментальной музыке относятся к наиболее сложным. Данная проблема нашла отражение в исследованиях музыкального стиля и выразительности языковых средств, процессов формообразования, традиции кюев в трудах А. Жубанова, П. Аравина, Б. Ерзаковича, Б. Аманова, А. Мухамбетовой, Г. Омаровой, П. Шегебаева, А. Раимбергенова, С. Амановой, С. Утегалиевой и других.
Устойчивая связь инструментализма с вербальным фольклором привела к формированию особого типа музыкантов, называемых кюйши, которые были не только замечательными музыкантами, но и мастерски владели словом, что способствовало формированию специфического жанра синкретического кюя - единства слова и музыки, связанные по смыслу, композиционно [2].
Связь домбровой практики с устным поэтическим творчеством породила своеобразную форму музицирования - рассказ с игрой. Связи между легендой и музыкой разнообразны, в одних случаях музыка отражает действия героя по ходу повествования, как, например, в легенде с кюем «А;сак к^лан», в которой игрой на инструменте сообщает хану о смерти сына. В других случаях музыка иллюстрирует отдельные эпизоды сказания (программность сюжетного типа). Музыка является обобщенным отражением рассказа (программность обобщенного типа). Иногда рассказ, сопутствующий исполнению кюя, не имеет прямого отношения к содержанию музыки, в нем сообщается: когда, где, от кого домбрист перенял кюй или при каких обстоятельствах сочинил его. Подобные рассказы способны настроить на ожидание музыки определенного характера, но программной функции, как в двух предыдущих случаях, они не несут [4].
Жанровая система инструментальной музыки сложилась в тесной связи с устно-поэтическим творчеством, в соответствии с закономерностями развития инструментального искусства. К бытовым и обрядовым относятся: той бастар - открытие праздника, естiрту - сообщение о смерти, цоштасу -прощание, толгау - размышление. Чисто инструментальными являются жанры цосбасар, отражающие скорбь, ацжелец, теркцащай, свидетельствующие о высоком развитии инструментальной музыки, не прибегающие к помощи устного слова.
Мир образов домбровой музыки безграничен - от интимной созерцательности до философских раздумий, тонкой и глубокой передачи человеческих переживаний. Пройдя многовековой путь развития, инструментальная музыка, стала одним из высших достижений традиционной казахской культуры. Домбровая музыка - явление и поныне живое и развивающееся, дарящее слушателям радость общения с высоким искусством. Казахский кюй, став одним из компонентов современной мировой музыкальной культуры, составляет ее богатство и многообразие.
Литература
1. Алексеева Л. А., Нажмеденов Ж. Особенности музыкального строя казахской домбры. // Казахская культура: исследования и поиски. Сборник научных статей. Алматы, 2000. С. 65-70.
2. Аманов Б. Композиционная терминология домбровых кюев. // Аманов Б., Мухамбетова А. Казахская традиционная музыка и ХХ век. Алматы, 2003.
3. Асафьев Б. О казахской народной музыке. // Музыкальная культура Казахстана. Алма-Ата, 1955. С. 9.
4. Мухамбетова А. И. Народная инструментальная культура казахов. Генезис и программность в свете эволюции форм музицирования. Автореф. канд. дисс. Л., 1976. 26 с.