УДК 347.113; 379.8.09; 379.835; 614.87; 614.81
В. И. Омельченко
СЯМОЗЕРО (продолжение)
Представлен анализ нормативно-правового регулирования вопросов безопасного нахождения организованных групп детей в естественной природной среде, сложившегося после трагедии на Сямозере. Обозначены противоречия законодательства, устанавливающего общие требования к туристским маршрутам и порядку организации прохождения их детьми, находящимися в организациях отдыха детей и оздоровления.
The analysis of normative-legal regulation of questions of safety location for organized groups of children in the natural environment is presented.This is emerged after the tragedy in Syamozero. Contradictions of the legislation establishing the General requirements to tourist routes and the order of the organization of passing by their children who are in the organizations of rest of children and improvement are designated.
Ключевые слова: нормативно-правовое регулирование, безопасность, детский туризм, организованная группа, организация отдыха детей, туристский маршрут, профессиональный стандарт, инструктор детского туризма.
Keywords: legal regulation, security, tourism, organised group, organization of children's rest tourist route, professional standard, instructor of children's tourism.
Ситуация, сложившаяся после трагедии на Сямозере, потребовала принятия срочных мер в сфере нормативно-правового регулирования вопросов безопасного нахождения организованных групп детей в естественной природной среде.
К сожалению, сейчас ситуация с данным вопросом стала гораздо хуже и запутаннее. И виной тому, в том числе, и противоречащий действующему законодательству Федеральный закон от 28.12.2017 № 465-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления».
Поясним это на примере. В статье 1 вышеуказанного федерального закона указано, что уполномоченный федеральный орган «устанавливает общие требования к туристским маршрутам (другим маршрутам передвижения) для прохождения организованными группами детей и порядку организации их прохождения детьми, находящимися в организациях отдыха детей и их оздоровления либо являющимися членами организованной группы несовершеннолетних туристов, а также к порядку уведомления уполномоченных органов государственной власти о месте, сроках и длительности прохождения таких маршрутов».
Теперь поясним, почему это противоречит действующему законодательству:
Во-первых, согласно Федеральному закону об основах туристской деятельности турист - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд, или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания.
Таким образом, дети, находящиеся в организациях отдыха детей и идущие по туристским маршрутам, уже являются туристами, и используемая в тексте частица «ЛИБО» является некорректной.
Во-вторых, давайте посмотрим, какие полномочия в соответствии с вышеуказанным федеральным законом получило Минкуль-туры России:
1) утверждение общих требований к туристским маршрутам;
2) утверждение требований к порядку организации их прохождения;
3) утверждение требований к порядку уведомления уполномоченных органов государственной власти о месте, сроках и длительности прохождения таких маршрутов.
Заметьте, утверждение не порядка, а только требований к нему. То есть требования Минкультуры России разработает, а кто будет разрабатывать сам порядок? Минкультуры данными полномочиями не наделено, о чем уже неоднократно заявляло.
В том, что так и будет, достаточно убедиться, зайдя на сайт регулейшн го вру и ознакомившись с проектом соответствующего
приказа Минкультуры России. Наступает летний сезон. Будут и требования к порядку прохождения туристских маршрутов, но не будет самого порядка. Привести это может только к хаосу.
И наконец, в-третьих, организации отдыха и оздоровления могут совершать походы по туристским маршрутам, не только заказывая туристские услуги у туроператоров, но и, при наличии соответствующих лицензий, в рамках реализации образовательных программ и программ спортивной подготовки.
В данном случае необходимо, прежде всего, разобраться, что такое детский туризм.
Давайте опять вернемся к закону о туристской деятельности согласно которому детский туризм - это туризм организованной группы несовершеннолетних туристов в сопровождении руководителя, который несет обязанности их законного представителя.
Из этого определения понятно, что ничего не понятно и необходимо обратиться уже к самому определению туризма.
Повторим еще раз, туризм - это временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физ-культурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания.
То есть определение туризма «привязано» не к туристским услугам, а к нахождению человека вне места постоянного пребывания. Согласно этому ребенок, поехавший, например, на спортивные соревнования, на фестиваль, на деревню к дедушке в другой регион уже является туристом. Тогда возникает вопрос, причем здесь закон об основах туристской деятельности? Пребывание ребенка у дедушки регламентируется совсем другими нормативными документами.
Но даже это не самое главное.
На сегодняшний день наибольшее количество туристских походов осуществляется в системе образования. Согласно статистическим данным по форме 1-До, это около 700 тысяч человек ежегодно. Туристско-краеведческая направленность выделена в качестве отдельного направления в системе дополнительного образования детей. Чтобы пойти в поход, ребенок должен освоить соответствующую образовательную программу. Приобрести необходимые
знания, умения, навыки. А это, уважаемые коллеги, вопросы, крайне влияющие на безопасность. Заметьте, в данном случае поход не туристская услуга, а форма образовательной деятельности, форма закрепления изученного материала, умений и навыков самообслуживания, преодоления естественных препятствий.
В следующем году мы будем отмечать столетие детского туризма в системе образования. За это время накоплен колоссальный опыт, который может оказаться невостребованным. Практически все нормативные документы, действующие в системе образования, приняты в 90-е гг. XX в. Так, «Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации» утверждена приказом Минобразования № 293 от 13 июля 1992 г. Документы в системе образования в целом правильные и нужные, но требуют обновления.
А вот с этим как раз проблема. В связи с изменением действующего законодательства у Минобрнауки России есть сеть профильных организаций, десятки тысяч специалистов с опытом работы в детском туризме, огромная методическая копилка, но нет соответствующих полномочий по обновлению и изменению нормативных документов, регламентирующих туристские формы работы с обучающимися.
При этом документы, регламентирующие сферу туристских услуг, на реализацию образовательных программ не распространяются.
Еще одна грань туризма - это спорт.
Спортивный туризм включен в Единую Всесоюзную спортивную классификацию, т. е. официально был признан видом спорта еще в 1949 г.
Официальные данные свидетельствуют, что на пике развития в 1985 г. спортивным туризмом занимались 9 млн человек.
Основополагающими нормативно-правовыми актами в области спортивного туризма являются Правила вида спорта «Спортивный туризм», утвержденные приказом Минспорта России № 571 от 22 июля 2013 г., и Регламент по спортивному туризму.
Это документы, имеющие многолетнюю историю и детально регламентирующие все требования и порядок прохождения туристских маршрутов, возраст, необходимый уровень подготовки, требования к руководителям.
В результате принятия федерального закона мы получили хаос. Пытаясь создать новое из ничего, мы губим то, что нарабатывалось десятилетиями. Например, мы пытаемся разработать профстан-дарт «Инструктора по туризму» и забываем о том, что в системе образования и спорта уже несколько десятилетий успешно осуществляется подготовка инструкторов детско-юношеского туризма, статус которых в настоящее время «повис» в воздухе. Этого бы не произошло, если бы мы услышали специалистов и наделили бы соответствующим полномочиями не Минкультуры России, а Правительство в целом. Тогда было бы возможно разработать универсальный документ (например, требования к безопасности при нахождении организованных групп обучающихся в естественной природной среде), распространяющийся на все отрасли, связанные с туризмом. А так, в дополнение к хаосу в сфере туристских услуг, мы своими действиями «хаотизируем» сферу образования и спорта.
Такое ощущение, что лебедь, рак и щука тащат нас ко второму «Сямозеру» и лишь противоречивость тянущих и добросовестная, ответственная работа педагогов детского туризма пока удерживают ситуацию на месте.
УДК 796.5:614.8 (075.8)
Л. Г. Рубис
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСКЛЮЧЕНИЮ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА МАРШРУТАХ
На примере трагического случая на Сямозере и действий служб, причастных к трагедии, проведен анализ причин случившегося. Даны методические рекомендации, которые могли бы исключить подобные трагедии.
For example, the tragic incident at Syamozero services and actions involved in the tragedy, the analysis of the causes of the incident. Methodical recommendations that could avoid similar tragedies.
Ключевые слова: трагедия, обучение, инструкторы, туризм.
Keywords: tragedy; training; trainers; tourism.