специальных упражнений и работы доцента Пыжовой И. В. И членов сборной.
Литература.
1) Акулы. Википедия. htps://mwikipedia.org/wiki/акулы.
2) www.delphinidae.ru/publ/4-1-48
3) Зимовский П. «Протоколы контрольных стартов МСМК, МС, КМС по подводному плаванию».
4) Правила и организация, проведение соревнований в спортивном плавании. Учебное пособие СПбГПУ год 2010, ст 66-67
УДК 796.5
Л.Г. Рубис
ПОСЛЕДСТВИЯ ТРАГЕДИИ В КАРЕЛИИ 8
Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна? [email protected]
Резюме.
Страшные дни трагедии на Сямозере, где погибли 14 детей, забыть невозможно. Напомню, что можно было прочесть во всех СМИ тех трагических дней: звонок мальчика в момент трагедии на Сямозере спасатели сочли баловством, поэтому МЧС вышли спасать лишь через сутки. Все дети отдыхали в лагере «Парк-Отель Сямозеро». В роковой поход отправились 47 детей и 4 инструктора. Из похода 14 детей не вернулись.
Ключевые слова: трагедия в Карелии, детский туризм, безопасность и здоровье детей.
Summary.
The terrible days of the tragedy on Syamozero, where 14 children died, it is impossible to forget. Let me remind you that it was possible to read in all the media of those tragic days: the rescuers found pampering at the time of the tragedy on Syamozer, so that the Emergencies Ministry rescued only a day later. All children rested in the camp "Park-Hotel Syamozero". 47 children and 4 instructors went on a fateful trip. From the hike, 14 children did not return.
8 Rubis L.G. Consequences of tragedy in Karelia/
681
Key words: tragedy in Karelia, children's tourism, safety and health of children.
Директор «Информационного туристского центра Республики Карелия» Алексей Тигушкин в отчаянии сообщал: «Все же знали, что начнется шторм, все! Кто отдал приказ отправить группу на озеро, кто?» В Петрозаводске живет и работает один из опытнейших туристов Карелии и России - Ланев Юрий Степанович, МС, инструктор международного класса, член студенческой комиссии Федерации спортивного туризма России, заведующий кафедрой физической культуры Петрозаводского государственного университета. Юрий, с такими же опытными инструкторами, предлагал руководству этого лагеря свои услуги в качестве инструкторов туризма, но директор отказалась, она знала, что аттестованному инструктору нужно платить приличную зарплату, так как он знает себе цену и, скорее всего, не пойдет на поводу у директора коммерческого лагеря. Поэтому были приглашены практиканты педагогического колледжа, которым необходимо получить зачет по практике, и потому они зависели от воли начальника лагеря. Отправляясь в поход, они не представляли себе, с какими опасностями они могут встретиться и как действовать в аварийной ситуации. На протяжении многих лет, до распада Советского Союза, карельские инструкторы, постоянно приезжали в Санкт-Петербург (Ленинград) на наши Северо-Западные зональные курсы для обучения инструкторскому искусству и повышению квалификации [1, 2]. После перемен в нашей стране, многое изменилось в социальной жизни граждан, но спортивный туризм выжил. Выжил и развивается как в Карелии, так и в целом, в России. Но, к сожалению, технически подготовленных и квалифицированных инструкторов туризма осталось слишком мало [3, 4].
Сегодняшняя сложная ситуация в молодежном спортивном туризме связана с тем, что изменились ориентиры в жизни. В СМИ популяризируется наличие комфорта и другие ценности жизни. Студенты вынуждены подрабатывать и оплачивать свою учебу. Сказывается отсутствие средств на занятие спортивным туризмом. Потеряно целое поколение родителей, которые в общей массе не знают, что такое спортивный туризм. Известно, насколько благотворно влияет туризм на человека. Это проявляется не только в оздоровлении организма и ведении здорового образа жизни, но и в развитии таких качеств, как умении общаться, чувства коллективизма, терпимости, мужества [1, 3, 5]. Спортивный туризм всегда учитывался при сдаче норм ГТО в школах и вузах.
С 18 июня 2016 года, дня трагедии прошло более двух лет. Как же распорядилась правительственная комиссия и, какие меры приняты? А меры принимаются самые неожиданные. И МЧС, и коммерческая Московская организация, и директор лагеря, об этом все, как бы забыли. Но наказывать кого-то нужно и наказали. А наказали детей, запретив им выезжать в походы! В частности, в Карелии Центры детско-юношеского туризма (ГБОУ ДО РК РЦДЮТ) планируется реорганизовать и присоединить к «Ресурсному центру развития дополнительного образования». А это обернется для учащихся (в особенности учащихся районов Республики Карелия), педагогов и детско-юношеского туризма и краеведения как отрасли образования в целом, большим сокращением штатов и туристских мероприятий. В настоящий момент явно проявляется тенденция запрета выездов, походов, экскурсий в частности в Республике Карелия [4, 6]. Наступившая за этим оптимизация образования -очередное испытание, которое не только не помогает в развитии, а уничтожает накопленный опыт и многолетний труд. Реорганизация Центра детско-юношеского туризма повлечет за собой сокращение профессиональных кадров в сфере детского туризма, которыми всегда так славилась Республика Карелия. Мы имеем все шансы получить очередное «Сямозеро» или дальнейшее уничтожение уникальных карельских памятников культуры (Успенская церковь в Кондопоге) руками подростков, не умеющих ценить и любить свой край. Да! Туризм и краеведение будут - но только на бумаге. Кто будет брать на себя ответственность за выпуск детей в походы, если на данный период времени компетентных лиц, в сфере педагогики туризма и краеведения, можно пересчитать по пальцам? Вряд ли найдутся такие. Например, в Вологодской, Ивановской, Мурманской областях реорганизовали Станции юных туристов, и не прошло полгода, как все они были закрыты. Руководителей с детьми не выпускали в походы, снимали с маршрутов. А последствия реорганизации станций детского туризма в Карелии - закрыты станции в Кондопоге, Беломорске, Костомукше, Сегеже.
В Республике Карелия приоритетным становится коммерческое направление дополнительного образования. А это значит, что для детей, ранее доступный туризм, станет слишком дорогим удовольствием и далеко немногие семьи из районов Карелии, Петрозаводска смогут себе это позволить. Туризм и краеведение справляются с задачами нравственного, духовного, патриотического и физического воспитания молодежи в комплексе, с минимальными затратами как со стороны органов власти, так и родителей
683
В то же время, из отчетов работы ГБОУ ДО РК РЦДЮТ следует, что за последний год участниками соревнований, краеведческих конкурсов и олимпиад, туристских слетов, учебно-тематических сборов, экскурсий и других мероприятий стали более 10 тысяч детей. Из них более 7 тыс. человек участвуют в многодневных категорийных пеших, водных, лыжных, велопоходах, спортивных туристских соревнованиях [4]. Несмотря на это, в августе 2018 года глава Карелии подписал указ о реорганизации Центра детского туризма, который решили присоединить к «Ресурсному центру развития дополнительного образования».
Цели и задачи.
Возникла острая проблема по изучению случившихся трагедий и задачи предотвращения подобных несчастных случаев.
Трагедия в Карелии - это история не одного похода длиной в два километра и длительностью в один час, это история о халатности, бессердечности и тотальной безответственности организаторов. Пострадали дети, а взрослым все сходит с рук. И ситуация только усугубляется. В системе коммерческого туризма нет ни одного закона и нормативного акта, в котором было бы указано, какие справки и дипломы должен иметь инструктор или вожатый в детском оздоровительном лагере и сколько взрослых полагается на отряд из 47 детей. "Если в системе образования детский туризм жутко зарегулирован, то в коммерческом туризме вообще никакого регулирования нет, - говорит главный редактор туристической газеты "Вольный ветер" и руководитель рабочей группы по детскому туризму Общественной палаты РФ Сергей Менделевич. В законе об основах туристской деятельности нет четких инструкций и нормативов. Если в школьном походе по требованию Минобразования должно быть минимум двое взрослых на группу до 15 детей, то в коммерческом туризме критериев вообще нет [6]. Скороспелые подготовительные курсы открываются практически в любых туристических фирмах, а также в детских и подростковых учреждениях, где подготовкой инструкторов занимаются не квалифицированные педагоги по различным сокращенным программам. Туристические фирмы организуют детские походы в оздоровительных лагерях, не проверяя квалификацию инструкторов [4]. Об уровне подготовки уже говорить, не приходится. В Санкт-Петербурге есть такой специалист, не имеющий никакого образования, кроме среднего (школы) и далеко не спортсмен по туризму, но большой активист и каким-то образом даже работает в школе, воспитывая туристов. Другой активный специалист из Москвы, не имея достаточного туристского опыта и
684
знаний, рассказывает об Эльбрусе, на котором и не был: «Эльбрус - доступная вершина, которую используют, чтобы просто потренировать организм». Спрашивается, почему же там постоянно происходит такое большое количество несчастных случаев? Да, молодежь рвется в бой, им сразу и немедленно нужно управлять, руководить, учить, не имея на то, даже минимальных знаний. Это неплохо, что молодежь активная, но прежде чем, допускать ее к управлению, необходимо научить.
Выводы.
Считаю, что всю подготовку инструкторских кадров грамотнее поручить высшим учебным заведениям. Почти в каждом университете есть институты или факультеты по подготовке туристских кадров (менеджеров, экскурсоводов, проводников), но никто не готовит инструкторов спортивного туризма, гидов-проводников туристских групп. И это, на наш взгляд, большое упущение.
Литература
1. Абаев В.А., Рубис Л.Г., Тарасеня Т.Ю., Шеманаев К.С. Травматизм на туристских маршрутах: учебное пособие/ В.А. Абаев и др.: - Мин обр. и науки РФ - СПб, 2012. -130с.
2. Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм: учебник/ Ю.С. Константинов,- Мин-во обр. и науки РФ - М.: ФЦДЮТиК, 2006. С.18-40.
3. Рубис Л.Г. Спортивный туризм: учебник/ Л.Г. Рубис,- ФГБОУВПО «СПГУТД», 2015. - 145с.
4. Рубис Л.Г. Современные проблемы и перспективы развития физической культуры, спорта, туризма и краеведения в системе физического воспитания молодежи: материалы науч.-практич. конф./ под ред. Л.Г. Рубис,- ФГБОУВПО «СПГУТД», 2014. С. 282-286.
5. Федотов Ю.Н. Спортивно-оздоровительный туризм: учебник/ Ю.Н. Федотов, И.Е. Востоков.- М.: Советский спорт, 2008. -464с.
6. Концепция развития спортивного туризма в Российской Федерации на период до 2018 года. - М.: ФСТР, 2015. - 46с.