Научная статья на тему 'Детский отдых, туризм и путешествия -проблемы цивилизованного развода'

Детский отдых, туризм и путешествия -проблемы цивилизованного развода Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
529
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ТУРИЗМ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЛАГЕРЯ / ТУРИСТСКИЕ ЛАГЕРЯ / РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА / СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТ / ПУТЕШЕСТВЕННИК / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ / ЭКСКУРСИЯ / ПОХОД / CHILDREN''S TOURISM / HEALTH CAMPS / TOURIST CAMPS / REGULATION OF ACTIVITIES / REGULATION OF CHILDREN''S TOURISM / SPORTS TOURISM / TOURIST / TRAVELER / REGULATORY ACTS / PEDAGOGICAL EXPEDIENCY / EXCURSION / TREKKING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Казанцев Владимир Васильевич

Представлен авторский взгляд на проблему совершенствования нормативно-правовых документов, регулирующих сферу детско-юношеского туризма и летнего оздоровительного отдыха. Автор обращает внимание на целесообразность содержательного и деятельного наполнения педагогически целесообразной деятельностью детско-юношеского туризма и летнего отдыха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Казанцев Владимир Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Children''s recreation, tourism and travel. The problems of civilized divorce

The author's view on the problem of improving regulatory and legal documents regulating the sphere of children's and youth tourism and summer recreation is presented. The author draws attention to the use of meaningful and active filling of pedagogically expedient activities of children and youth tourism and summer holidays.

Текст научной работы на тему «Детский отдых, туризм и путешествия -проблемы цивилизованного развода»

4. Остапец А. А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. М. : Педагогика, 1985. С. 111.

5. Константинов Ю. С., Степанов В. С., Федотов Ю. Н. Организация детско-юношеского туризма. СПб. : СПбГУФК им П.Ф. Лесгафта, 2008. С. 310-320.

6. Концептуальные подходы к развитию детско-юношеского туризма в Республике Казахстан на 2015-2018 годы (Проект).

7. С чего начинается Родина: детско-юношеский туризм формирует патриотов - Алматинская область. URL: // inform.kz / http://www.inform.kz/ru/s-chego-nachinaetsya-rodina-detsko-yunosheskiy-turizm-formiruet-patriotov-almatinskaya-oblast_a2843597

8. Там же.

9. Имангулова Т. В., Сардаров О. А. Особенности развития туристско-палаточных лагерей на территории Казахстана // Международная конференция «Актуальные проблемы и перспективы в развитии физической культуры, спорта и туристско-краеведческой работы в учреждениях образования». Переясла-Хмельницький, 2015. С. 269-276.

10. Концептуальные подходы к развитию детско-юношеского туризма в Республике Казахстан на 2015-2018 годы (Проект).

УДК 379.835; 379.85; 796.51

В. В. Казанцев

ДЕТСКИЙ ОТДЫХ, ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ -ПРОБЛЕМЫ ЦИВИЛИЗОВАННОГО РАЗВОДА

Представлен авторский взгляд на проблему совершенствования нормативно-правовых документов, регулирующих сферу детско-юношеского туризма и летнего оздоровительного отдыха. Автор обращает внимание на целесообразность содержательного и деятельного наполнения педагогически целесообразной деятельностью детско-юношеского туризма и летнего отдыха.

The author's view on the problem of improving regulatory and legal documents regulating the sphere of children's and youth tourism and summer recreation is presented. The author draws attention to the use of meaningful and active filling of pedagogically expedient activities of children and youth tourism and summer holidays.

Ключевые слова: детский туризм, оздоровительные лагеря, туристские лагеря, регламентация деятельности, регламентация детского туризма, спортивный туризм, турист, путешественник, нормативно-правовые акты, педагогическая целесообразность, экскурсия, поход.

Keywords: children's tourism, health camps, tourist camps, regulation of activities, regulation of children's tourism, sports tourism, tourist, traveler, regulatory acts, pedagogical expediency, excursion, trekking.

Разница между детским оздоровительным, бывшим - пионерским, лагерем (ДОЛ) и детским туристским лагерем (ДТЛ) - это, образно говоря, такая же разница, как между шофёром и лётчиком, между трамваем и самолётом... Вся проблема в том, что инструкции, нормативы, методики по управлению этими аппаратами (образно говоря - трамваем и самолётом) сегодня пишутся в одних и тех же документах, через запятую. Казалось бы -абсурд: трамвайное дело и правила дорожного движения (ПДД) к полётам на самолётах не привязать, но только - не в «детском туризме». В «детском туризме» это не только возможно, это - единственно верно и законно. Отсюда -и море проблем. Я хотел бы отметить, что если человек не воспринимает расстояния отчуждения в 10 тыс. метров по высоте и способу передвижения («по рельсам»/«по воздуху»), то человеку к этому вопросу в ДЮТ лучше вообще не приближаться за десять вёрст. К великому сожалению, весь чиновничий штат в системе Минобрнауки РФ не понимает этой простой вещи, чиновники понимают только то, что и один (трамвай) и другой объект (самолёт) передвигаются из пункта «А» в пункт «Б», и «шьют» одни и те же правила передвижения, максимально их приземляя (для простоты и доступности расчёта) и по себе, любимым, меряя. Ведь они, чиновники, тоже отдыхают! - в пансионатах, отелях, санаториях, профилакториях - почти те же детские оздоровительные, туристские (синоним!) лагеря, только воли - больше, развлечения - «взрослее», путёвки - дороже, а «полёт» по ощущениям -значительно «выше» чем у детей. И уверены господа чиновники, что они знают сферу отдыха - до винтика, до прожилок, до основания! В результате «летательный аппарат» с детьми складывает крылышки и грохается о матушку-землю или тонет в холодных водах Сямозера. Трагедия на Сямозере - тому не только вполне закономерный результат, но и яркая иллюстрация тупости и некомпетентности чиновников, окормляющих детский отдых совокупно с «детским туризмом» как одно поле их реализации и одна сфера ими регламентируемой деятельности!

Но вот что интересно. Мы, педагоги-«туристы», САМИ привели себя и своё дело через функции чиновников к этому плачевному результату на протяжении целого века, а в особенности - двух, уже можно сказать - трёх, последних десятилетий, когда чиновники научились стричь и причёсывать педагогические головы своей революционной гребёнкой, придавая всем педагогам единую «туристскую» причёску, примеривая ко всем её владельцам ныне модные «чемоданы на колёсиках». Эта «туристская революция» последних 20 лет по своей взрывной силе сравнима, пожалуй, лишь с «сексуальной революцией» в нашей стране 80-90-х годов прошлого века. Тогда все граждане стали открыто сексуально озабоченными и освободившимися от стеснений в этом вопросе, затем сограждане начали осваивать торговлю как фетиш, приторговывая всем, что можно продать, включая госсобственность. А 76

ныне сограждане стали ещё и туристами, немалая часть населения - VIP-туристами, осваивающими пляжи и гостиницы, дворцы и яхты на курортах по всему миру... Туристов и отдыхающих сегодня как муравьёв в муравейнике -не найти их разве только лишь среди бабушек и дедушек в глухих деревнях. Остальные ныне все позиционируют себя в одной из своих жизненных ипостасей - туристами. Но не мы ли - педагоги - всегда и везде писали, говорили и сочленяли через запятую или через соединительный союз понятия из мозговой подкорки: «походы и экскурсии», «отдых и туризм», «туризм и отдых», «центр детского туризма и экскурсий», «вестник детского отдыха и туризма»?

Свою «трагическую» лепту в эту проблему внесла по стечению обстоятельств и новая объективная реальность XXI века: взрывная, по силе -«ядерная», фаза «туризации» всего мира в форме расцвета таких понятий и соответствующих им явлений, как «горящий тур», «всё включено», «сезонные скидки», «такс-фри», «прайорэти пэс», «овербукинг», «шведский стол», «чартер», «лазурный берег», «песчаный пляж», «трансфер», «гостиница три, четыре, пять звёзд», «экскурсия» (или «экскурс»), «автогид», «дегустация», «SPA», «сауна», «багаж», «чемодан на колёсиках», и т. д. В совокупности всё это и есть современный туризм - туризм как общемировая индустрия, в полном соответствии этим понятиям, и такой взгляд на туризм - сегодня един во всём мире! Давно уже никто в мире не делит туризм на пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный. В мире в тренде иная градация по видам туризма: шопинговый (шопинг-туризм), курортно-бальнеологический, паломнический, фермерский, медицинский, секс-туризм, туризм по поиску женихов и невест, пивной туризм, винно-водочный, охотничий (сафари), экстремальный, уже даже и - космический (цена вопроса - от нескольких сот тысяч до нескольких десятков миллионов долларов, всего-то, туризм выходит на космическую орбиту!)

Суровым особняком стоят лишь российские энтузиасты, огородив «красными флажками» своё увлечение понятием «спортивный туризм», но своё поле спортивного туризма они обставили ныне такими правилами, что их реализация уже мало доступна детям (включение походов в годовые планы спорткомитетов проведения чемпионатов, скоростная «железно-верёвочная» техника на «смотрах готовности» или квалификационных сборах, балльный расчёт локальных препятствий (ЛП) и протяженных препятствий (1111) на маршруте и в письменных отчётах, строгое соблюдение возрастных границ участниками похода в каждой возрастной категории детско-юношеских первенств по туризму, что исключает участие в них детских разновозрастных коллективов т. д.). Цель этих манипуляций на поверхности - добиться «возвращения» звания МС по туризму. Добились! И - отгородились. И -обособились. И чем далее, тем уже мир собственно «спортивного туризма».

То, чем занимаемся мы, - это самодеятельные образовательные или иные путешествия, а не туризм в его современном понимании всего цивилизованного мира. Есть ли в наших путешествиях отдых детей? Несомненно, ибо любая

смена вида деятельности - уже отдых. Есть ли оздоровление и закаливание детей? Несомненно, ибо основное своё время по месту жительства и учёбы ребёнок проводит, как правило, в помещениях, скрючившись за столом или перед экраном монитора, а в походе он проводит его в естественной природной среде, на свежем воздухе, в постоянном движении и в стабильной атмосфере эмоционального позитивного подъёма, в режиме постоянного решения жизненно важных задач, где фактор оздоровления среди прочих реализуется в полную силу. Но не в рекреации корень, не в этих перечисленных релаксах дело, не в этой санации суть, которую приоритетно присваивают чиновники детскому туризму как его законный статус - «детский отдых». Суть -значительно выше и куда как весомее, она - в (недостижимой в иных сферах педагогической деятельности) результативности в деле развития личности ребёнка, его естественно природного (внекнижного, некабинетного) и естественно социального (через прямое общение с множеством сограждан страны) образования, самообразования, воспитания, самовоспитания, формирования характера и стойкости духа - уникальными средствами командной походно-полевой деятельности на основах самоуправления и соуправления; той деятельности, зов которой стучит в наши сердца; деятельности, которая на генетическом уровне играет в крови потомков многих поколений российских людей, всю свою жизнь проводивших в военных походах и баталиях, в вынужденных переселениях и странствиях, в отважных торговых экспедициях, в набегах и волоках, в бесчисленных и бесконечных посольских путешествиях, в постоянных паломнических хождениях по богомольям, странствиях по святым местам, даже и в бродяжничестве, в постоянных бесчисленных и бесконечных бегах по всей стране от хозяев в поисках лучшей доли, в походах и в поисках рыбы и зверья для пропитания и торговли, в исследовании, освоении и присоединении к государству Российскому огромных территорий - земель, наследниками которых незримо становятся современные дети, наши российские дети - будущее нации, -живущие здесь и сейчас на нашей земле... А эти земли надо знать не по учебникам, не по ТВ-программам, ибо нельзя полюбить эти земли по учебникам и картинкам, а их несомненно надо полюбить, ибо полюбить их -значит обрести Родину! А проблема защиты своей земли была, есть и будет ещё не одно столетие превентивной задачей любого государства, а Российского -такого большого, безмерно богатого ресурсами и талантливыми самодостаточными людьми - в особенности.

Вроде бы прошло то время, когда надо было своими ногами топтать землю. К нашим услугам современный технический прогресс - Интернет, ТВ, спутниковая съёмка, самолёты-вертолёты, скоростные поезда и ледоколы, не говоря об автомобилях и вездеходах. Однако весь этот технический прогресс не заменит одного вечера у походного костра в кругу товарищей и единомышленников после тяжёлого дневного перехода под рюкзаком, не заменит он и красоту земли, которую видишь своими собственными глазами в нетронутых цивилизацией уголках её, которую ощущаешь всем своим телом,

всеми чувствами, сердцебиением как на маршруте, так и на ночном отдыхе, на тонком каримате, в один сантиметр отделяющим твою плоть от этой чуткой, силы придающей земли. Нельзя полюбить то, чего не знаешь, нельзя защитить то, что не любишь, и нет лучшего способа воспитания у детей патриотизма реального, выстраданного, а не заказанного государством патриотизма казённого, пафосного, чем многодневный поход по своей земле! В былые века 96% людей в нашей стране жили на своей земле, обрабатывая её, обхаживая и защищая её; ныне 80% наших сограждан живут не на земле, а на асфальтовых островах в бетонных коробках, а потому проблема обхаживания, освоения и сохранения своей земли как никогда остра и актуальна. С детских лет можно и необходимо приручать детей к родной земле, возбуждать любовь к Родине, и активные путешествия по стране - лучшее средство в этом деле личного обретения своей Родины каждым ребёнком...

У меня такое впечатление, что это очень хорошо понимали и понимают лучшие педагоги страны, такие как К. Д. Ушинский, Н. К. Крупская, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко, С. Н. Болдырев, А. А. Остапец-Свешников, В. Я. Дихтярёв, И. Ф. Попов, И. А. Дрогов, А. Я. Миндель, Е. Б. Антонов, А. В. Щербина, Н. А. Костерев и многие другие, в особенности -череда ярких талантливых организаторов детско-юношеского туризма (ДЮТ), пришедших с фронтов Великой Отечественной (В. Н. Розов, Г. А. Генженцев и др.), а также яркие современные талантливые организаторы детских путешествий, такие как Матвей Шпаро и Фёдор Конюхов, кто-то, наверное, ещё в этом ряду - всё это те люди, которые либо вовсе отказались от термина «туризм», либо хорошо понимали и понимают, что не в «туризме» суть (в последние годы, к примеру, детскими путешествиями опосредованно занялся знаменитый русский путешественник Фёдор Конюхов). Кстати, вряд ли можно найти человека в стране, который бы искренне и серьёзно произнёс бы юмористическое словосочетание: «Знаменитый русский турист Фёдор Конюхов».

Главное отличие «туриста» от «путешественника» на поверхности: оба передвигаются, но турист - пассивный субъект воздействия на него окружающего мира и случайных людей, извлекающих, как правило, из него доход, прибыль, оказывая последнему свои услуги, а путешественник -суперактивный объект воздействия на окружающий его мир и формирующий, развивающий мир собственный! Разница - несоизмеримая! Именно эту разницу не понимают чиновники нашего Минобрнауки РФ! Нынешние талантливые педагоги отказываются не от употребления французского термина «туризм» применительно к собственной практике (уж слишком он влез в нашу жизнь, в наши судьбы, в наш мозг и в нашу подкорку), а от его современного чиновничьего наполнения, прежде всего, различного рода шоу-тусовками, заказными официозными мероприятиями, «пионерским» заорганизованным отдыхом и отходами «взбесившихся принтеров», т. е. тоннами финских пачек добротной бумаги и изведённых на неё российских лесов - эта масса бесчисленных бумаг, документов, которые надо исписывать, оформлять и

подписывать; представлять, пробивать и утверждать в многочисленных хождениях по чиновничьим инстанциям, на что впустую, т. е. трагически, уходит драгоценная часть жизни педагога! Эти тонны бумаг ожидают помойки, свалки, мусорные горы вокруг мегаполисов, убивающие здоровье сограждан.

Помню, как я возмущался бюрократизмом в годы позднего социализма в нашей стране Советов (70-80-е гг. XX в.) при оформлении детских походов, но то, что было тогда, и то, что есть ныне, - это как рай и ад. Речь ныне идёт не о бюрократизме как в стране Советов, а о «священной» войне, которую нынешние чиновники объявили детским походам! Детские походы и их организаторов современные чиновники всей нашей страны гнобят, крошат, запугивают, запрещают всё, что когда-то было можно, и создают великую китайскую стену для сдерживания этих походов, ограничений и сведения их к полному нулю. В наше время государственных финансово-управленческих реформ по так называемой «оптимизации» российского образования эта тенденция понятна и объяснима - с детских походов чиновникам денег (основы современной неписанной государственной идеологии) не обломится, да и контролировать детские походы невозможно - единственный вид педагогической деятельности с детьми, который, на самом деле, совершенно неподконтролен чиновникам... Чтобы взять под контроль путешествующих детей, надо, во-первых, хорошо знать алгоритмы подготовки и организации походов, чего без практических навыков в этом деле достичь невозможно, а во-вторых, выйти с детьми и с педагогами на маршрут, а это чиновникам - кость в горло, многие из них сдохнут на первых километрах пути от одышки или дискомфорта, вот они и ненавидят детский туризм вообще и детские походы в частности! Немалой озабоченности им добавляет и животное беспокойство по поводу безопасности пребывания детей в условиях автономного прохождения маршрутов в реальной природной среде, которая не всегда благосклонна к человеку, в отличие от ауры мягких кресел кабинетов и уютных диванов квартир - этот фактор угнетает чиновников в связи с возможностью потери насиженного тёплого местечка, а если это местечко ещё и приносит какой-либо доход помимо зарплаты (в наше-то меркантильное и крайне кризисное время), то фактор и источник этого беспокойства должны быть уничтожены, что и происходит повсеместно в нашей стране.

Что же делать нам сейчас в таких сложных условиях, в которых оказались как сами педагоги, так и дети - путешественники? Ходить по-прежнему, так, как ходили и ходят караваны - «собаки лают, а караван идёт»... Многие отважные педагоги так ныне и ходят с детьми вне приказов ОУ, вне оформлений сотен бумаг в десятках инстанций - в своё свободное время отпусков и отгулов, по договорённости не с директорами ОУ, а с родителями детей, за счёт денег, выделенных родителями напрямую педагогу, на доверии и без отчётов перед государством и его ненасытными инстанциями. Месть чиновников и государства страшна и как всегда, разрушительна: энтузиастов-педагогов (Н. Чегодаеву и А. Громову в Москве, И. Совалёву на Соловках, Д. Орлова в Карелии, например), подневольных студентов-инструкторов

педучилищ (на Сямозере, например) - судят уголовным судом. А это только верхушка айсберга. И этой войне чиновников с педагогами конца и края нет. Вышеуказанный путь педагогов с детьми - естественный, но против государства - тупиковый. Что же делать?

Всё в этом мире начинается не с действий, а с образов и мыслей, а форма их выражения - слова и только слова. Сначала надо наводить порядок, прежде всего, в головах, своих - педагогических и - чиновничьих. Надо в Инете выводить на всеобщее обозрение, обсуждение, оценивание деятельности и её результатов конкретных чиновников (пофамильно) и тех документов, инструкций и деклараций, которыми они, внедряя их в правовое поле России, уничтожают детский образовательный самодеятельный туризм. Большая беда наша оттого, что мы этих чиновников не знаем не только в лицо, но и пофамильно. Они прячутся в стенах учреждений, как хамелеоны в траве. Надо их выявлять и знакомиться с ними на поле гласности в масштабах всей страны, а не в кабинетах начальников или в залах, где эти начальники авторитарно верховодят. Надо наращивать наши профильные СМИ, как в Инете, так и в реальном поле издания газет и журналов. Пока наш голос в СМИ ничтожно слаб (наши профильные журналы в сфере ДЮТ можно перечислить по пальцам всего одной руки!), а силы разрозненны и угнетены.

Один из выводов и выходов - на поверхности: нужны совершенно различные инструкции, совершенно различные законы, совершенно различные нормативно-правовые акты (в частности, СанПиНы) и различные методические рекомендации по «детскому отдыху, туризму и экскурсиям», с одной стороны, и по организации «самодеятельных образовательных (да и коммерческих -также) ПУТЕШЕСТВИИ с детьми» (в форме активных передвижений в естественной природной среде, включая детские туристские лагеря) - с другой стороны... Пока мы не разведём по разные стороны эти понятия на государственном уровне, проку ждать не придётся.

Я некоторое время назад случайно прослушал на канале РСН в связи с гибелью детей на Сямозере, встречу главного редактора общероссийской газеты любителей активных путешествий «Вольный ветер» С. В. Минделевича с двумя дамами-чиновницами, отвечающими за детский отдых в регионе, - это разговор двух «немых» тёток с одним «глухим» редактором: жалко было Минделевича, который что-то увлечённо полчаса толковал о детских походах, и смешно было слышать озабоченное «кудахтанье» дам по поводу проблем организации детского отдыха, привлечения воспитателей, регламентации кухни, поваров, медицинских книжек, расписания пятиразового приёма пищи, культмассовых мероприятий, продажи путёвок на конкурсной основе. Они зачем ВМЕСТЕ собрались?! Я этого не понял.

Активные «походы» конца XIX - начала XX в. в России назывались «экскурсиями», так уж сложилась понятийная основа нашего дела. Попытки разведения понятия «экскурсия» и «поход» предпринимались на заре советской власти, эти попытки действительно завершились успехом - после Великой Отечественной войны «поход» стал действительно походом, а «экскурсия»,

местная или дальняя, учебная или развивающая (вне рамок образовательных программ) - экскурсией в современном её понимании. Одна беда: экскурсию и поход оставили в одном ряду, в одной строке, как будто в одном ряду можно поставить «трамвай» и «самолёт».

Кстати: ещё одна «народная» попытка разведения понятийного аппарата в этой проблеме была сделана также в прошлом веке силами самодеятельных массовых туристов страны Советов, и результат этой попытки более или менее удачно прижился в нашем языке и в нашем деле - термины «туристский» и «туристский» разводили и развели «туристов» по разные стороны практики (самодеятельного, с одной стороны, и коммерческого - с другой) детского (да и не только детского) туризма. Однако принятие в 1996 г. ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» свело и эту понятийную разницу к полному нулю, хотя она ещё и остаётся в головах опытных педагогов-«туристов». Теперь все аспекты функционирования туризма в ФЗ стали - «туристскими», а в жизни они по-прежнему практически все остались «туристскими». Но ныне этот вопрос уже не актуален, совсем не актуален. А что актуально?

Актуально написание и принятие двух разных законов: ФЗ «Об основах туристской (или туристической - уже без разницы) деятельности» и ФЗ «Об основах организации активных путешествий (прохождения маршрутов в естественной природной среде) на территории РФ». Последний должен решать в числе других проблему системной подготовки и аттестации профильных профессиональных кадров: педагогов-руководителей детских путешествующих групп, инструкторов-путешественников, гидов-проводников на маршрутах, но главное - он должен продублировать законность основных положений Конституции РФ о свободе передвижения граждан по своей стране, конкретизировать их и регламентировать возможности этих передвижений лишь с точки зрения обеспечения безопасности детей. Полувековые наработки в области «спортивного туризма» - фундамент для такого закона, но «спортивный туризм» и его «правила игры» однозначно не могут заменить такого закона, ибо «спортивный туризм» - всего лишь часть сферы активных путешествий в естественной природной среде. Когда-то - при советской власти - эта часть была значительной, можно сказать - подавляюще значительной, ныне она - удел лишь увлечённых этой самодостаточной игрой в набранные баллы и полученные разряды своеобразных спортсменов-энтузиастов... своеобразных, потому что они могут получать свои спортивные разряды и без системных ежедневных тренировок, что спорту, в общем-то, как системе не свойственно. Для спортсменов-туристов спортивный туризм -скорее увлекательное хобби, для некоторых особо увлечённых - образ жизни, но не жизнь в жёсткой системе ежедневных тренировок спортивной школы, тренерского наставничества, жесточайшей самодисциплины, строго регламентированного питания, трудного героического подъёма по лестнице спортивных достижений олимпийской направленности и отказа от прелестей светской жизни, сигарет, алкоголя.

Слышал мнения некоторых педагогов о необходимости написания закона (ФЗ) с этаким обобщающим, всех и всё нивелирующим, звонким заголовком 82

«Об основах детского туризма». Полагаю, что такой закон с таким названием и соответствующим ему содержанием, что ювенальная юриспруденция, будет карательным мечом бить по головам педагогов в деле воспитания детей средствами походно-полевой деятельности - по той же самой причине: экскурсия, военно-поисковая деятельность, всякого рода «зарницы», «Вахты Памяти», археологические, экологические и прочие экспедиции, краеведческие игры на местности, туристские слёты, соревнования типа «туристского многоборья» или «поисково-спасательных работ», «залинг», скалолазание, ориентирование на местности, туристское ралли, приключенческие гонки, оздоровительный или туристский лагерь (всё - одно), сборы, походы, поездки, путешествия - будут суть понятия одного порядка и отношение к ним, требования к ним соответствующие - равно всех под одну гребёнку причёсывающие, что мы и наблюдаем сегодня и без такового закона, в силу уже одной привычки, в силу традиций, сложившихся на протяжении последних 2025 лет. Некие разночтения в требованиях к детским экскурсиям и детским походам давно уже суть незначительны, непринципиальны и определяются одними и теми же древними и давно устаревшими инструкциями.

Одну такую дремучую «707-ю» Инструкцию по организации туристских мероприятий (экскурсий. походов и пр.) с учащимися в системе Московского департамента образования, к счастью, совсем недавно отменили. Педагогическая «туристская» общественность столицы по привычке, как рабочая лошадь сбрую, ожидает новую Инструкцию, которая придёт на смену старой, но суть в том, что и новая - не нужна, и не потому, что будет репрессивной (а она обязательно будет репрессивной), но потому что Москва -не Ватикан, и право регламентации правил путешествий с детьми по России не должно быть в её компетенции. Такие Правила должны быть федерального уровня и иметь статус ФЗ.

Также я полагаю, что пришло время полностью упразднить систему своих собственных маршрутно-квалификационных комиссий (МКК) по детско-юношескому туризму в рамках системы Минобрнауки РФ и, в особенности, - в рамках системы департамента образования г. Москвы - эта сама на себя замкнутая система «детских» МКК - в целом и любая МКК в этой системе - в отдельности не является и являться не может самостоятельной и независимой общественной экспертной организацией, ибо все эти так называемые «детские» МКК создаются приказом по ОУ, а секретарь «детской» МКК является штатным работником учреждения, при котором МКК создана. Вполне достаточно действующей системы «взрослых» МКК, которая действует в рамках системы ФСТ РФ. Противники моей точки зрения могут возразить мне только по одному вопросу. В образовательных, так называемых «детских» МКК, в отличие от МКК Федерации спортивного туризма, работают в основном педагоги, и именно они могут определять не только технические параметры спортивных маршрутов и уровень безопасности их прохождения каждой конкретной детской группой, но также определять и педагогическую целесообразность организации данного конкретного похода, чего, разумеется, не могут определить «непедагоги» во «взрослых» МКК. Но, во-

первых, члены МКК в системе ФСТ - не менее «педагоги», чем штатные учителя, ибо все они не только спортсмены-«туристы», но и руководители сложнейших походов высших категорий сложности, что уже априори подразумевает наличие у них солидного опыта по руководству людьми в экстремальных условиях; опыту, как правило, значительно большему, чем опыт членов МКК - руководителей-учителей. Но даже не это главное. Суть в том, что педагогическую целесообразность похода должны определять не члены МКК, а педагогический актив ОУ - выпускающей образовательной организации во главе с её директором, который наравне с руководителем похода несёт прямую ответственность за организацию и проведение похода. Наглядным подтверждением моего утверждения является эффективная работа так называемой «детской» МКК Матвея Шпаро клуба «Большое Приключение», которая успешно многие годы работает не в рамках системы Минобрнауки, а во «взрослой» системе ФСТ РФ и не подчиняется никаким вышестоящим «образовательным» МКК, получая полномочия только в МКК московского городского турклуба. Также должны работать и любые «детские» МКК, созданные при образовательных учреждениях - в рамках системы ФСТ РФ, а не в рамках системы Минобрнауки РФ или департамента образования г. Москвы.

Таким образом, мы выбиваем совершенно лишнее звено бюрократической образовательной системы. Основание для данного утверждения у меня есть, ибо сам я проработал ровно 30 лет в должности председателя одной из таких «детских» МКК в системе департамента образования Москвы... У меня есть и собственный опыт в реализации данного подхода: все мои велопоходы II-IV категории сложности с детьми и V категории сложности с воспитанниками оформлялись во «взрослой» МКК московского турклуба, ибо ни одна «детская» МКК в системе образования просто не имела полномочий для оформления этих походов.

Значительным прорывом в деле организации детских путешествий я буду считать такой уровень взаимоотношений педагогов и чиновников, а также внедрение в эти отношения современных достижений 1Т-технологий, при котором это общение сведётся к взаимодействию в формате «одного окна» и полного электронного обеспечения этих отношений не в дополнение к бумажному формату, а - вместо него! Компьютер изобретён не для того, чтобы вырубать леса на бумагу!

Дальнейшее процветание мирового туризма в современном его понимании, надеюсь, будет нас подталкивать к решению обозначенной проблемы детских путешествий. Порадуюсь за всех «туристов» страны, если я ошибаюсь в выявлении одной из коренных проблем современного детского «туризма», но мой почти полувековой опыт на этом поприще говорит мне: это -вряд ли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.