9. Marotta, R.B. Diet and nutrition in ulcer disease [Text] / R.B Marotta, M.H. Floch // The Medical clinics of North America. — 1991. — №75(4). — P.967-979.
10. Shay H., Sun D.C.H. Etiology and pathology of gastric and duodenal ulcer. In: Bockus H.L. Gastroenterology, Philadelphia-London: Saunders Elsevier, 1968: 420-465.
SWOT-АНАЛИЗ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ СФЕРЫ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
Садовская М.А.
специалист Департамента здравоохранения города Москвы»,
Новиков А.Ю.
врач Государственное учреждение здравоохранения Омская областная клиническая больница,
SWOT-ANALYSIS IN HEALTHCARE AS A TOOL TO INCREASE THE SUSTAINABILITY AND EFFECTIVENESS OF THE PROVISION OF MEDICAL SERVICES
Sadovskaya M.
Specialist Department of Healthcare of of Moscow,
Novikov A.
Surgeon State Healthcare Institution Omsk Regional Clinical Hospital,
Аннотация
На основе SWOT-анализа состояния здравоохранения России возможно разработать конкретные предложения по совершенствованию институциональных и правовых основ, а также по организационно-экономическим и инновационным мерам в сфере здравоохранения в целях противодействия выявленным угрозам. Управленческие решения, которые принимаются по результатам проведенного SWOT-анализа, могут открыть новые направления для перспективного развития. Это влияет на конкурентоспособность медицинских организаций, которые финансируются за счет бюджета и средств фонда ОМС, так коммерческих медицинских организаций.
Abstract
On the basis of a SWOT analysis of the state of healthcare in Russia, it is possible to develop specific proposals for improving the institutional and legal framework, as well as organizational, economic and innovative measures in the field of healthcare in order to counter the identified threats. Management decisions that are made based on the results of a SWOT analysis can open up new directions for future development. This affects the competitiveness of medical organizations, which are financed from the budget and funds of the mandatory medical insurance fund, as well as commercial medical organizations.
Ключевые слова: первичная медико-санитарная помощь, здравоохранение, SWOT-анализ.
Keywords: primary health care, healthcare, SWOT analysis.
SWOT-анализ — метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности), Threats (угрозы). Сильные (S) и слабые (W) стороны являются факторами внутренней среды объекта анализа, (то есть тем, на что сам объект способен повлиять); возможности (O) и угрозы (T) являются факторами внешней среды (то есть тем, что может повлиять на объект извне и при этом не контролируется объектом). Например, предприятие управляет собственным торговым ассортиментом - это фактор внутренней среды, но законы о торговле не подконтрольны предприятию - это фактор внешней среды.
Объектом SWOT-анализа может быть не только организация, но и другие социально-экономические объекты: отрасли экономики, города, государственно-общественные институты, научная сфера, политические партии, некоммерческие организации (НКО), отдельные специалисты, персоны и т. д. Его появление связано с применением синер-гетического подхода к исследованию социально-
экономических процессов. На современном этапе своего развития SWOT-анализ как метод достаточно хорошо разработан и представлен в работах многих исследователей.
SWOT-анализ - это метод неформализованной систематизации знаний на основе сбора, анализа и оценивания информации о сильных и слабых сторонах, возможностях и ограничениях исследуемого объекта, направленный на изучение и структурирование текущих социально-экономических тенденций. SWOT-анализ применяется в качестве инструмента управленческого обследования, а также как база для обоснования проектов и стратегий. Для его проведения необходимы системные экономические знания.
Методика SWOT-анализа включает в себя следующие этапы:
1. Выявление сильных и слабых сторон, возможностей (О) и угроз (ограничений) (Т) организации;
2. Предложения по проведению мероприятий, вытекающих из пересечения по модусам: силь-
ные стороны - возможности ^-О); сильные стороны - угрозы ^-Т); слабые стороны - возможности ^-О); слабые стороны - угрозы ^-Т).
Применение SWOT-анализа позволяет ответить на вопросы:
1. Что будет, если возможности не выполняют ожидания;
2. Что будет, если угрозы наступят самым неподходящим образом; конкуренты ослабят сильные стороны; слабые стороны станут ещё более слабыми.
Ответы на эти вопросы позволяют выявить возможные риски, минимизировать слабые стороны и усилить сильные стороны организации.
При оценке сильных и слабых сторон рассматривают состояние объекта исследования в текущем реальном режиме, а оценка угроз и сложностей связана с прогнозированием в темпоральном режиме того, какие трудности могут возникнуть, какие новые возможности могут открыться. Это позволяет предвидеть, учитывать изменяющиеся позитивные и неблагоприятные условия внешней среды.
По мнению И.Н. Цулая, с помощью SWOT-анализа исследователь может: выявить причинно-следственные связи изучаемой ситуации; увидеть какие сферы деятельности и функции субъекта нуждаются в корректировке и улучшении (так как являются слабыми сторонами); изучить вероятные изменения будущих тенденций в сравнении с прошлым и настоящим; определить, какие области и функции (сильные стороны) следует использовать более полно и эффективно.
SWOT-анализ имеет и ограничения: очерчен-ность мышления исследователя определёнными рамками; несистемная оценка исследуемого процесса, часто связанная с недостатком или искажением информации, может привести к ошибкам; в этом случае ожидания могут быть завышены, а угрозы недооценены; SWOT-анализ не отображает динамику во времени, поэтому позволяет не сопоставлять и оценивать, а только лишь обозначать; подверженность «бытовому мнению» при разработке метода группой; SWOT-анализ слабо формализован и применяется по усмотрению аналитиков, отсутствуют системные критерии, выявляющие полноту и качество данных для анализа; SWOT-анализ субъективен, поэтому значимость результатов анализа зависит от уровня компетенции и профессионализма аналитиков.
Поскольку спецификой SWOT-анализа является неформализованная, преимущественно субъективная процедура оценки социально-экономических фактов, то, на наш взгляд, его применение может быть более эффективным, если за основу будет взята рекурсивная парадигма социального знания, которая в первую очередь основана на фактах социальной реальности. Главный инструмент реализации такого способа получения знания - субъектно-нейтральная (автоматизированная) фактофиксация социальных событий, процессов. Ключевым принципом рекурсивной парадигмы социального знания является соответствие знания о факте наличию са-
мого факта, удостоверяющего в своей реалистичности. В этом случае полученные знания будут отличаться большей объективностью.
В соответствии с концепцией развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года инновационное и кадровое развитие является одним из наиболее значимых направлений. Важное значение в развитии и модернизации системы здравоохранения имеет уровень развития медицинской науки, благодаря которому определяются возможные перспективы совершенствования всей системы здравоохранения.
Сегодня медицинскую науку можно охарактеризовать размытостью приоритетов, низким инновационным потенциалом, недостаточно развитой системой внедрения результатов научных исследований в практическую деятельность. Также следует сказать, что количество врачей на территории РФ является достаточным (всего 680916 человек, их них: 588361 человек - государственные и муниципальные учреждения здравоохранения, 67628 человек - частные клиники), однако качество оказываемых медицинских услуг и показатели состояния здоровья населения оставляют желать лучшего. Это свидетельство того, что отечественная система здравоохранения является низкоэффективной, а также квалификация медицинского персонала требует профессионального совершенствования.
Если говорить о частных клиниках, то необходимо отметить, что такие учреждения здравоохранения, наряду с государственными медицинскими организациями, наращивают свою популярность среди населения. На 01.01.2017 г., по данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, объем оказанных платных медицинских услуг населения составил 547461 млн. руб.
Следует сказать, что рынок платных медицинских услуг обладает единой тенденцией к расширению профиля осуществляемой деятельности. Практически во всех коммерческих учреждениях здравоохранения присутствуют 34 основные медицинские специальности. Крупнейшими направлениями медицинских услуг в данном сегменте являются стоматология, диагностика, косметология и гинекология. Лишь небольшую долю на рынке платных медицинских услуг занимают частные медицинские учреждения, которые оказывают весь спектр услуг, от первичной медико-санитарной помощи и диагностики до серьезных медицинских вмешательств. Этот фактор является катализатором конкуренции на данном рынке, что обусловливает необходимость проведения как маркетингового анализа, а в частности SWOT-анализа, так и комплексного экономического анализа.
На сегодняшний день, когда учреждения здравоохранения имеют определенную самостоятельность в осуществлении своей деятельности, высокую актуальность имеет анализ эффективности функционирования таких организаций.
В настоящее время анализ экономической эффективности учреждения здравоохранения проводится по нескольким направлениям. Первое - это классический анализ финансового состояния. Второе - клинико-экономический анализ, который представляет собой методологию сравнительной оценки качества двух и более методов профилактики, диагностики, лекарственного и нелекарственного лечения на основе комплексного взаимосвязанного учета результатов медицинского вмешательства и затрат на его выполнение.
Перспективным направлением экономического анализа в здравоохранении выступает и функционально-стоимостной анализ. Применение этих направлений анализа обусловлено тем, что сегодня, под влиянием внешних факторов, темпы роста цен на лечение (а соответственно и затраты медицинской организации), и в общем на медицинские услуги динамично растут. Также появление новых методов лечения, в том числе высокотехнологичных и дорогостоящих требует соответствующего финансирования.
Рынок медицинских услуг переполнен предложениями как от государственных учреждений, так и от частных клиник, что делает указанные направления анализа экономической эффективности недостаточными, для того чтобы дать объективную оценку качеству оказываемых медицинских услуг. Для повышения эффективности деятельности необходимо применять такие методы, которые смогут дать оценку как внутренним процессам, так и определить вероятное влияние на организацию из внешней среды. Таким методом, который является универсальным как для государственных учреждений здравоохранения, так и для коммерческих структур медицинской направленности, выступает SWOT-анализ.
Матрица SWOT-анализа применительно для учреждений здравоохранения включает в себя всю информацию о разработках и появлениях новых технологий диагностики и лечения, изменении структуры и состава организации, в том числе уровня подготовки медицинских кадров. При проведении SWOT-анализа необходимо давать оценку конкурентной среде учреждения, в том числе оценивать их материально-техническое оснащение, профессионализм и подготовку специалистов. Особенно важно при проведении SWOT-анализа принимать во внимание разные пути дальнейшего развития организации. Таким образом, направлениями SWOT-анализа организации являются сильные стороны, слабые стороны, возможности, угрозы.
Наиболее значимой сильной стороной любой медицинской организации должно выступать стабильное финансовое обеспечение. В настоящее время все медицинские организации получают средства для осуществления своей деятельности, которые выделяются из нескольких источников. Одним из таких источников выступает Фонд обязательного медицинского страхования. Следует отметить, что коммерческим клиникам тоже представлена возможность получения средств из данного
фонда, что дает им возможность оказывать медицинские услуги по полисам ОМС для населения, а это, в свою очередь, привлекает новых людей и служит хорошим подспорьем для развития их основной коммерческой деятельности.
Высокая кадровая обеспеченность, уровень подготовки специалистов и наличие оборудования, отвечающего научно-техническому прогрессу и обусловленного потребительской необходимостью - эти факторы в большинстве случаев являются основными аргументами у населения при выборе медицинского учреждения. Это обусловлено тем, что потребители медицинских услуг нуждаются в высококвалифицированном обслуживании, что является своеобразным гарантом безопасности их здоровья, а в некоторых случаях и жизни. Также одной из указанных сильных сторон является доступность оказания медицинских услуг. Под этим подразумевается не только уровень цен, а также возможность получить услугу вовремя.
Основными слабыми сторонами государственных учреждений здравоохранения выступают: изношенность материально-технической базы, недостаточное финансирование государственных учреждений здравоохранения, трудность доступа на прием к специалисту, большие очереди, низкое качество оказываемых медицинских услуг. Необходимо, отметить, что некоторые коммерческие организации тоже имеют указанные слабые стороны, однако, в частных клиниках они встречаются значительно реже, что обусловливает рост объема оказываемых платных медицинских услуг.
По мнению руководителей медицинских организаций, качество оказываемых услуг следует оценить как хорошее, а страховщики, напротив, оценивают как удовлетворительное. Отсутствие четко выраженной стратегии в учреждениях здравоохранения, как и в любой другой организации, является причиной неверных управленческих решений и действий, которые влекут за собой серьезные последствия, такие как: нерациональное использование денежных средств и мощностей, низкий уровень конкурентоспособности и другое. Без четко выраженной стратегии учреждение здравоохранения любой формы собственности будет просто осуществлять свою деятельность без перспективы дальнейшего развития. На сегодняшний день отсутствие четкой стратегии присуще большинству государственных учреждений здравоохранения. Связано это, в первую очередь, с тем что управленческий персонал государственных медицинских учреждений не обладает знаниями по направлению стратегического менеджмента и управлению персоналом.
Необходимо отметить, что те возможности, которые открываются перед медицинскими организациями, могут благотворно влиять как на ее репутацию, так и на привлечение дополнительных средств из внешних источников. Заключение выгодных контрактов на закупку оборудования, медикаментов и мягкого инвентаря является одной из возможностей, открывающихся перед учреждениями. На
сегодняшний день бюджетные учреждения здравоохранения осуществляют закупку необходимых медикаментов, оборудования и инвентаря в соответствии с законами «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» №2 44-ФЗ от 05.04.2013 и «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» № 223-ФЗ от 18.07.2011, что создает дополнительные возможности для экономии имеющихся средств, однако это же может иметь и негативные последствия, такие как:
1. Неудовлетворительное качество поставляемой продукции из-за отсутствия четких предписаний и лишь формального контроля конкурсной комиссии;
2. Недобросовестные поставщики;
3. Организация закупок в рамках указанных законов значительно усложняет работу контрактной службы, что порой является причиной задержек поставки медикаментов и инвентаря в отделения и др.
Говоря о возможных угрозах - отсутствие единых прозрачных тарифов, на оказание медицинской помощи, вызывающее множество споров. Это обусловлено непониманием населения, каким образом и из каких статей складывается стоимость, и почему такой диссонанс цен в различных медицинских организациях. Цены на оказание медицинских услуг в большинстве бюджетных организаций устанавливаются и регулируются под надзором ФАС и Министерства здравоохранения, а частные клиники цены на платные услуги устанавливают самостоятельно.
Повышение уровня конкуренции в сфере оказания медицинских и профилактических услуг является одной из наиболее остро стоящих угроз. На сегодняшний день, конкурентное преимущество имеет значение не только для реализации коммерческой деятельности, но и для получения средств из фонда ОМС путем увеличения объемов оказываемой помощи, средств муниципальных и государственных бюджетов, которые открывают дополнительные возможности для перспективного развития и модернизации материально-технической базы учреждения.
При проведении SWOT-анализа руководству организации необходимо сделать выводы о том, насколько сильные стороны помогают реализации возможностей и снижают угрозы, и какие действия необходимо принять, для того чтобы слабых сторон стало меньше. Эффективность использования SWOT-анализа в учреждениях здравоохранении обусловлена, в первую очередь, оценкой реальной ситуации организации, а также характеризует влияние внешней среды. SWOT-анализ позволяет определить уровень материально-технического обеспечения, недостатки в управлении кадрами, в организационной структуре, а также определить сильные стороны и выявить потенциальные угрозы медицинской организации.
Применение результатов SWOT-анализа, проведенного в учреждениях здравоохранения, достаточно широко, например:
1. Увеличение объемов оказываемой помощи населению, и, соответственно, увеличение привлекаемых средств. Данные проведенного анализа могут использоваться при составлении предложения медицинской организации по объемам медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС. Это позволяет получить средства из Фонда ОМС путем оказания медицинской помощи населению по полисам обязательного медицинского страхования.
2. Модернизация и замена материально-технического оснащения для повышения эффективности деятельности.
3. Расширение видов оказываемых услуг.
4. Улучшение кадровой структуры организации и др.
На основании проведенного SWOT-анализа аппарату управления учреждения будет проще вовремя приспосабливаться к меняющимся факторам внешней среды. Благодаря выводам, которые сделаны по результатам анализа, можно боле эффективно распределять имеющиеся ресурсы. На сегодняшний день оплата услуг, оказанных в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, осуществляется по количеству законченных случаев по заболеванию в соответствии со стоимостью кли-нико-статистических групп болезней, в которые входят те или иные заболевания. Это значительно расширило возможности медицинской организации на распределение средств, полученных от оказанной медицинской помощи. Если ранее для организаций утверждались тарификационные карты, в которых были строго регламентированы статьи расходов, то сейчас руководство самостоятельно устанавливает, сколько средств, полученных из фонда ОМС, ей потратить на содержание имущества, закупку необходимого инвентаря, зарплату и начисления и прочее. Это обусловливает необходимость проведения SWOT-анализа в учреждениях здравоохранения.
Следует отметить, что управленческие решения, которые принимаются по результатам проведенного SWOT-анализа, могут открыть новые направления для перспективного развития, а это является фактором, влияющим на конкурентоспособность как учреждений здравоохранения, которые финансируются за счет бюджета и средств фонда ОМС, так коммерческих медицинских организаций.
Таким образом, на основе SWOT-анализа состояния здравоохранения России возможно разработать конкретные предложения по совершенствованию институциональных и правовых основ, а также по организационно-экономическим и инновационным мерам в сфере здравоохранения в целях противодействия выявленным угрозам.
Список литературы
1. Евдаков В.А., Мельников Ю.Ю., Смышляев А.В. Роль дневных стационаров в развитии стационарозамещающих форм медицинской помощи // Главврач. - 2019. - № 1. - С. 3-10.
2. Кириллова Е.А., Михеев А.А., Павлюк А.В., Смышляев А.В. Основы административного права России. Москва, 2019. Сер. Научная мысль.
3. Мельников Ю.Ю., Евдаков В.А., Смышляев А.В. Показатели деятельности дневных стационаров в Российской Федерации и период с 2010 по 2015 года // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. - 2017. - № 3. - С. 62-70.
4. Мельников Ю.Ю., Смышляев А.В. Анализ основных показателей деятельности дневных стационаров в период с 2010 по 2014 годы // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. - 2016. - № 2. - С. 21-29.
5. Мельников Ю.Ю., Смышляев А.В. Оценка эффективности деятельности дневных стационаров в Российской Федерации за 2005-2013 годы // Главврач. - 2015. - № 11-12. - С. 23-26.
6. Мельников Ю.Ю., Смышляев А.В. Оценка эффективности деятельности дневных стационаров в Российской Федерации за 2005-2013 годы // Справочник врача общей практики.-2015. - № 8. - С.3-6.
7. Платонова Н.И., Смышляев А.В., Мельников Ю.Ю. Особенности государственного регулирования в сфере охраны здоровья граждан на современном этапе в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. - 2019.
- № 7. - С. 50-55.
8. Платонова Н.И., Смышляев А.В. Проблемы нормативно-правового регулирования оказания первичной медико-санитарной помощи в Российской Федерации // Право и политика. - 2018.
- № 8. - С. 114-121.
9. Платонова Н.И., Смышляев А.В., Мельников Ю.Ю. Принципы правового регулирования оказания первичной медико-санитарной помощи уполномоченными государственными (муниципальными) медицинскими организациями в амбулаторных условиях в Российской Федерации // Юридические исследования. - 2018. - № 7. - С. 1-9.
10. Платонова Н.И., Смышляев А.В., Мартиросян Т.Э. Нарушение прав пациентов при оказании им медицинской помощи и способы их урегулирования в Российской Федерации (теоретические основы и судебная практика) // Проблемы экономики и юридической практики. - 2018. - № 6. - С. 193197.
11. Смышляев А.В., Платонова Н.И., Мельников Ю.Ю. Административно-правовые аспекты борьбы с потреблением табака в Российской Федерации на современном этапе: проблемы и перспективы // Пробелы в российском законодательстве. -2019. - № 2. - С. 216-219.
12. Смышляев А.В., Платонова Н.И., Мельников Ю.Ю. Особенности финансирования нацио-
нальной системы здравоохранения в США // Социально-политические науки. - 2019. - Т. 9. - № 2. -С. 184-188.
13. Смышляев А.В., Мельников Ю.Ю., Жере-лина О.Н. Актуальные проблемы государственного аудита и эффективности внутреннего контроля в сфере здравоохранения в Российской Федерации // Проблемы экономики и юридической практики. -2019. - Т. 15. - № 1. - С. 219-223.
14. Смышляев А.В., Мельников Ю.Ю., Платонова Н.И. Финансирование как инструмент государственного управления национальной системы здравоохранения в Российской Федерации // Проблемы экономики и юридической практики. - 2019.
- Т. 15. - № 2. - С. 194-199.
15. Смышляев А.В., Платонова Н.И., Мельников Ю.Ю. Государственное управление в сфере охраны здоровья граждан в Соединенных Штатах Америки // Проблемы экономики и юридической практики. - 2019. - Т. 15. - № 2. - С. 271-275.
16. Смышляев А.В., Мельников Ю.Ю., Платонова Н.И. Телемедицинские технологии в системе оказания первичной медико-санитарной помощи в Российской Федерации на современном этапе: правовой аспект // Медицинское право. - 2018. - № 6.
- С. 16-21.
17. Смышляев А.В., Мельников Ю.Ю., Павлюк А.В. Правовые аспекты защиты чести, достоинства и деловой репутации врача в отношении публикаций в сети интернет персональных данных в общем доступе // Экономика и предпринимательство. - 2018. - № 2 (91). - С. 783-787.
18. Смышляев А.В., Мартиросян Т.Э., Жере-лина О.Н. Административно-правовые проблемы проведения профилактики неинфекционных заболеваний в Российской Федерации // Социально-политические науки. - 2018. - № 3. - С. 183-186.
19. Смышляев А.В., Мельников Ю.Ю., Евда-ков В.А. Организационные аспекты профилактики злоупотребления алкоголем // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. - 2017. - № 3. - С. 52-61.
20. Смышляев А.В. Рецензия на монографию Камолова С.Г. «Антиконфликтология» // Журнал социологических исследований. - 2018. - Т. 3. - № 3. - С. 24-29.
21. Смышляев А.В. Рецензия на учебное пособие «Информационные технологии для государственных служащих» авторов С.Г. Камолова, П.В. Артемовой // Журнал социологических исследований. - 2018. - Т. 3. - № 3. - С. 30-34.
22. Смышляев А.В., Мельников Ю.Ю., Арте-мова П.В. Процессно-ориентированный подход в управлении здравоохранением в Российской Федерации на современном этапе: ключевые проблемы и перспективы развития // Проблемы экономики и юридической практики. - 2018. - № 3. - С. 37-42.
23. Смышляев А.В., Мельников Ю.Ю., Арте-мова П.В. Зарубежный опыт государственного регулирования здравоохранением в сфере применения технологий телемедицины // Проблемы экономики и юридической практики. - 2018. - № 4. - С. 207-211.
24. Смышляев А.В., Мельников Ю.Ю., Арте-мова П.В. Совершенствование государственного управления в рамках реализации проекта «Бережливой поликлиники» и формирование новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь в субъектах Российской Федерации // Проблемы экономики и юридической практики. - 2018. - № 5. - С. 286-291.
25. Смышляев А.В., Мельников Ю.Ю., Арте-мова П.В. Государственно-частное партнерство в здравоохранении и его роль в формировании новой модели медицинской организации: отечественная практика и зарубежный опыт // Проблемы экономики и юридической практики. - 2018. - № 5. - С. 292-297.