Научная статья на тему 'Первичная медико-санитарная помощь, как базовый элемент системы здравоохранения на современном этапе (основные принципы и ключевые задачи)'

Первичная медико-санитарная помощь, как базовый элемент системы здравоохранения на современном этапе (основные принципы и ключевые задачи) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1153
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
ПЕРВИЧНАЯ МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / PRIMARY HEALTH CARE / HEALTHCARE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мясников А.О., Новиков А.Ю., Садовская М.А.

Первичная медико-санитарная помощь базовый элемент систем здравоохранения. Модели организации ПМСП различаются в разных странах, что обусловлено историческим развитием национальных систем здравоохранения в различных социальных, экономических и культурных обстоятельствах. Признано, что в рамках ПМСП можно обеспечить доступные и приемлемые услуги для пациентов, справедливое распределение ресурсов здравоохранения, а так же рациональное использование технологий и ресурсов последующих звеньев здравоохранения. Создание условий и поиск ресурсов под конкретные задачи существующей модели ПМСП является основой дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мясников А.О., Новиков А.Ю., Садовская М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIMARY HEALTH CARE AS A BASIC ELEMENT OF THE HEALTHCARE SYSTEM AT THE PRESENT STAGE (BASIC PRINCIPLES AND KEY TASKS)

Primary health care is a basic element of health systems. PHC organization models vary in different countries due to the historical development of national health systems in various social, economic and cultural circumstances. It is recognized that in the framework of primary health care, it is possible to provide affordable and acceptable services for patients, the equitable distribution of health care resources, as well as the rational use of technologies and resources of subsequent health care units. Creating conditions and searching for resources for specific tasks of the existing PHC model is the basis for further development.

Текст научной работы на тему «Первичная медико-санитарная помощь, как базовый элемент системы здравоохранения на современном этапе (основные принципы и ключевые задачи)»

/ С.Д. Жоголев [и др.] // Военно-медицинский журнал. - 2013. - (11). - С. 55-60.

3. Мишланов, В.Ю. Интерактивная автоматизированная система синдромной диагностики заболеваний органов пищеварения «Электронная поликлиника» / В.Ю. Мишланов [и др.] // Экспериментальная и клиническая гастроэнтерология. - 2016. -№ 11 (135). - С. 114-118.

4. Мишланов, В.Ю. Интерактивное анкетирование больного и развитие автоматизированных систем помощи врачу общей практики в диагностике респираторных заболеваний / В.Ю. Мишланов [и др.] // Практическая пульмонология. - 2016. - № 1. - С. 24-29.

5. European Commission. Using foresight to support the next strategic programming period of Horizon 2020 (2016-2018) // ERJ. - 2013. - 10.

6. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 294 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения".

7. Maurice, J. 70 billion on the horizon for European researchers / J. Maurice // Lancet. -2013. - 382. -Р. 671-672.

8. Приказ МЗ РФ от 12.04.12. № 348 «О внесении изменения в Концепцию создания информа-

ционной системы в сфере здравоохранения, утвержденную приказом Минздравсоцразвития России от 28 апреля 2011 г. N 364».

9. Руднов, В.А. Сравнительный анализ информативной значимости шкал для оценки тяжести состояния больных с внебольничной пневмонией, госпитализированных в ОРИТ / В.А. Руднов, А.А. Фесенко, А.В. Дрозд // Клиническая микробиология и антимикробная терапия. - 2007. - № 9. - С. 330-336.

10. Чучалин, А.Г. Внебольничная пневмония у взрослых: практические рекомендации по диагностике, лечению и профилактике / А.Г. Чучалин [и др.]. - М. - 2016.

11. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ «Электронная поликлиника» №2012614202 / Я.В. Мишланов, В.Ю. Мишланов, И.В. Мишланова, С.Л. Мишланова; регистр. 12.05.12.

12. Гланц. С. Медико-биологическая статистика / С. Гланц. - М.: Практика, 1999. - 459 с.

13. Петри, А. Наглядная медицинская статистика / А. Петри, К. Сэбин; пер. с англ. под ред. В.П. Леонова. - 3-е изд., перераб. и доп. М.: ГЭОТАР-Медиа. - 2015. - 216 с.

ПЕРВИЧНАЯ МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ, КАК БАЗОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И

КЛЮЧЕВЫЕ ЗАДАЧИ)

Мясников А.О.

научный сотрудник, кандидат медицинских наук ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр кардиологии Министерства здравоохранения Российской Федерации»

Новиков А.Ю.

Врач, Государственное учреждение здравоохранения Омская областная клиническая больница Садовская М.А.

специалист Департамента здравоохранения города Москвы

PRIMARY HEALTH CARE AS A BASIC ELEMENT OF THE HEALTHCARE SYSTEM AT THE PRESENT STAGE (BASIC PRINCIPLES AND KEY TASKS)

Myasnikov A.

Researcher Candidate of Medical Sciences Federal State Budgetary Institution National Medical Research Center of Cardiology of the Ministry of Health of the Russian Federation,

Novikov A.

State Healthcare Institution Omsk Regional Clinical Hospital, Surgeon

Sadovskaya M.

Department of Healthcare of of Moscow, specialist

Аннотация

Первичная медико-санитарная помощь базовый элемент систем здравоохранения. Модели организации ПМСП различаются в разных странах, что обусловлено историческим развитием национальных систем здравоохранения в различных социальных, экономических и культурных обстоятельствах. Признано, что в рамках ПМСП можно обеспечить доступные и приемлемые услуги для пациентов, справедливое распределение ресурсов здравоохранения, а так же рациональное использование технологий и ресурсов последующих звеньев здравоохранения. Создание условий и поиск ресурсов под конкретные задачи существующей модели ПМСП является основой дальнейшего развития.

Abstract

Primary health care is a basic element of health systems. PHC organization models vary in different countries due to the historical development of national health systems in various social, economic and cultural circumstances. It is recognized that in the framework of primary health care, it is possible to provide affordable and acceptable services for patients, the equitable distribution of health care resources, as well as the rational use of technologies and resources of subsequent health care units. Creating conditions and searching for resources for specific tasks of the existing PHC model is the basis for further development.

Ключевые слова: первичная медико-санитарная помощь, здравоохранение.

Keywords: primary health care, healthcare.

Первичная медико-санитарная помощь (далее - ПМСП) признана Всемирной Организацией Здравоохранения (далее - ВОЗ) наиболее важным элементом национальных систем здравоохранения. Последовательность политики ВОЗ по ПМСП ярко демонстрирует постоянно возрастающее значение того вклада, который делает и, который может еще сделать, развитая система ПМСП в здоровье населения. Широкое применение новых принципов привело к созданию новой культуры охраны здоровья (далее - ОЗ), которая не только содержит, но и в тоже время выходит за пределы узкого биомедицинского детерминизма. Состояние здоровья рассматривается как продукт образа жизни, влияния окружающей среды, биологии человека и системы ОЗ.

Данный подход заложен в основу общей стратегии европейской ОЗ «Здоровье для всех», которая была основана ВОЗ в 1980 году. В главных документах стратегии, принятой в 1984 году определено 38 задач, которые положены в основу политики ОЗ в европейском регионе. Дальнейшая разработка политики ОЗ и ее практическая реализация несмотря на заложенные в ее основу одинаковые принципы отличались в каждой отдельной стране, что было обусловлено, в первую очередь, всем предыдущим развитием национальных систем ОЗ. Но в большинстве стран на национальном уровне были приняты соответствующие решения о развитии систем ПМСП, и одобрены стратегии по улучшению здоровья населения путем улучшения состояния окружающей среды, привлечение общественности к принятию решений и повышения уровня жизни.

В 1998 были пересмотрены и приняты основы европейской политики здоровья для всех, получивших название «Здоровье - 21». Было признано, что хоть политика многих стран европейского региона и включает изменение ориентации систем оказания помощи в направлении ПМСП, такие подходы не всегда находят подтверждение на практике. Во многих странах стационары продолжают доминировать в оказании медико-санитарной помощи. Единственным решением этой проблемы ВОЗ признала создание интегрированной системы предоставления медико-санитарной помощи, где на ПМСП возлагается функция решения всех проблем, которые можно решить на ее уровне, а стационарная помощь оказывается только при условии невозможности решения проблем на уровне ПМСП.

Модели организации ПМСП различаются в разных странах, что обусловлено историческим развитием национальных систем здравоохранения

(ОЗ) в различных социальных, экономических и культурных обстоятельствах. Однако, единственным для большинства систем ПМСП базовым элементом была и остается общая практика семейной медицины (далее - СМ), которая наиболее соответствует содержанию и функциям первичной медико-санитарной помощи.

Результаты исследования и значительная подготовительная работа на уровне национальных министерств здравоохранения позволили в Европейском региональном бюро ВОЗ подготовить очень важный для развития ПМСП документ - структуру профессионального и административного развития СМ в Европе. Он описывает базовые характеристики СМ, которые составляют основу современных систем ПМСП и которые надо учитывать при разработке или реорганизации национальных моделей.

Следует отметить, что этим документом понятия «общая практика» и «семейная медицина» признаны эквивалентными. Европейское отделение международной организации, которая объединяет национальные ассоциации (WONCA) дополнило начатую работу ВОЗ, определив содержание и особенности общей практики (далее - ОП) / СМ. Признано, что в рамках ПМСП именно ОП / СМ может обеспечить: доступные и приемлемые услуги для пациентов; справедливое распределение ресурсов здравоохранения; интегрированное и координированное предоставление комплексных лечебных, реабилитационных, паллиативных и профилактических услуг; рациональное использование технологий и ресурсов последующих звеньев здравоохранения, рентабельность ПМСП.

Отдельные элементы ОП / СМ в системном сочетании могут значительно повысить эффективность ПМСП благодаря эффекту синергии. Поэтому при разработке модели ПМСП на локальном уровне и ее адаптации к местным условиям необходимо заложить все необходимые элементы, даже если на данном этапе отсутствуют возможности для их реализации.

Создание условий и поиск ресурсов под конкретные задачи существующей модели ПМСП (со всеми необходимыми элементами) является основой дальнейшего развития. Чтобы определить составляющие элементы модели ПМСП необходимо, прежде всего, рассмотреть характеристики ОП / СМ, присущие высокоэффективным системам ОЗ.

Всеобщность (general) медицинской помощи, которую обеспечивает ОП / СМ, предусматривает решение проблем со здоровьем всего населения,

независимо от возраста, пола, религии, социального положения или иных особенностей пациента. Медицинская помощь оказывается по всему спектру расстройств здоровья или заболеваний. Она должна быть легкодоступной с минимальной потерей времени, без географических, культурных, административных или финансовых барьеров. В этом контексте ПМСП рассматривается как участок системы медицинской помощи, расположенный в районе проживания пациента, где происходит его первый контакт с системой здравоохранения.

Доступность первого контакта (first-contact accessibility) определяется как возможность для пациента получить медицинскую помощь в течение времени, адекватном ургентности его состояния.

Комплексность (comprehensive) услуг семейного врача обеспечивает интегрированную помощь, которая включает укрепление здоровья, профилактику заболеваний, лечение, реабилитацию и поддержку. Комплексность ОП / СМ также обеспечивает оценку физических, психологических и социальных перспектив пациента. Семейный врач работает в ситуациях, когда неопределенна граница между состоянием и заболеванием и в принятии решений он сочетает гуманистические и этические аспекты взаимоотношений «врач - пациент» с клиническими аспектами. На первичном уровне существует сравнительно низкая распространенность тяжелых заболеваний, а врачи часто имеют дело с заболеваниями на самых ранних и недифференцированных стадиях. Процесс диагностики заболеваний врачом общей практики значительно отличается от аналогичного процесса в системе специализированной медицинской помощи, поскольку на уровне стационаров по определению происходит отбор более тяжелых больных. Такое важное отличие ПМСП от специализированной медицинской помощи вторичного уровня нашло свое отражение в применении синдромального подхода и внедрении собственной классификации для ПМСП.

Непрерывность и продолжительность (longitudinal and continuity) медицинской помощи в ОП / СМ указывают, что помощь ориентирована на больного, а взаимодействие врача и пациента не ограничивается отдельным эпизодом заболевания. В этом контексте семейная медицина не просто рассматривает безличностные патологические процессы или «клинические случаи», а взаимодействует с пациентами и их проблемами с учетом обстоятельств их жизни. Кроме самого патологического процесса, врач семейной медицины должен также понять отношение и деятельность пациента относительно своего заболевания. Сфера деятельности семейного врача распространяется от рождения (а иногда и от дородового периода) до смерти пациента. Тем самым обеспечивается непрерывность медицинской помощи в течение всей жизни пациента. Для большего понимания значения непрерывности в ОП / СМ выделяют отдельные ее аспекты.

Информационная непрерывность

(informational continuity) обеспечивает накопление

информации, как документированной, так и в памяти семейного врача о конкретном пациенте, а также возможность передачи такой информации в случае необходимости.

Организационная непрерывность (managerial continuity) обеспечивает наиболее эффективное оказание помощи конкретному пациенту с учетом всех проблем со здоровьем, которые имели место.

Непрерывность и продолжительность отношений «врач-пациент» (relational continuity) в условиях свободного выбора врача ОП / СМ часто рассматривается как важный терапевтический фактор, а также свидетельствует о наличии доверия в отношениях, что является залогом успешного лечения. Каждый контакт пациента и его семейного врача становится звеном в истории развития их отношений, и каждая консультация может добавить врачу к имеющемуся у него представлению о больном новую информацию. Эффективность и терапевтическое значение этих контактов определяются коммуникативными навыками семейного врача с одной стороны, и сложившейся общественной культурой взаимоотношений «врач-пациент» с другой. Тесно связанным с процессом консультации является процесс принятия решений в ОП / СМ. Поэтому важнейшее значение при принятии клинических решений в семейной медицине играет понятие контролируемого риска. Пациенты часто обращаются с несколькими жалобами (количество которых с возрастом обычно увеличивается), среди которых необходимо выделить приоритетные. Иногда в ОП / СМ биомедицинскую причину заболевания пациента выявить не удается, а иногда такой причине и не существует вообще. Иногда врачу приходится убеждать клинически здорового, но недоверчивого пациента в отсутствии у него заболевания, такой подход обусловлен ориентацией ПМСП на нормализацию состояния пациента, в основу которого заложена биопсихосоциальная модель здоровья, предложенная G. Engel. Она рассматривает лечение заболеваний с учетом физических, психологических, социальных, культурных и экзистенциальных аспектов жизни людей, применяя холистический подход. Система семейной медицины должна рассматривать все эти аспекты одновременно, с учетом значимости каждого из них. Многие из этих аспектов влияют на поведение больного и течение заболевания у него, и во многих случаях неудовлетворенность пациента связана с тем, что проведенные лечебные мероприятия это не учитывают.

Координация (coordination) предусматривает, что семейный врач является для пациента координатором и проводником в системе здравоохранения (рынка медицинских услуг). Это связано со сдерживанием чрезмерных затрат в системах ОЗ, причиной которых является дублирование функций различными звеньями ОЗ, ведь именно свободный доступ пациентов к специализированной медицинской помощи приводит к такой ситуации. С одной стороны, пациент является не достаточно компетентным в выборе наиболее адекватной медицинской помощи в соответствии со своим состоянием,

а с другой, наиболее стоимостная помощь воспринимается им как наиболее желательная. Учитывая данное обстоятельство выполнение врачом ПМСП функции «вратаря» (goalkeeper) обеспечивает вертикальную интеграцию первичного и других уровней медико-санитарной помощи, способствуя оказанию помощи на том уровне и тем специалистом, которые наилучшим образом соответствуют заболеванию и состоянию пациента. В то же время, по отношению к другим поставщикам социальной и медицинской помощи семейный врач выступает в качестве менеджера, который координирует их деятельность.

Сотрудничество (collaboration) является одним из важнейших характеристик интегрированной системы здравоохранения. Семейные врачи должны быть подготовлены работать с другими работниками больниц, центров здоровья, социальных служб, делегируя им при необходимости заботу о своих пациентах с соответствующим уважением к компетентности других дисциплин. Они могут внести важный вклад и принять активное участие в хорошо функционирующей междисциплинарной команде и должны быть подготовлены брать на себя руководство ее работой. При рассмотрении различных моделей групповой работы была разработана соответствующая концептуальная структура (team-oriented health care conceptual framework), в которой выделено семь степеней взаимодействия медицинских работников - от параллельной деятельности в полностью интегрированной медицинской помощи. Благодаря такой оптимизации путей пациентов снижается общая нагрузка на систему ОС и более рационально используются системные ресурсы. Ориентация на семью подчеркивает важность влияния близкого окружения пациента на его здоровье. Семейная медицина решает проблемы индивидов в контексте их семейных обстоятельств, социальной и культурной сети, а также условий, в которых они живут и работают. В своей деятельности семейный врач учитывает много семейных факторов, среди которых может быть форма семьи - полная семья, неполная семья, семья из трех поколений, одиночки, потеряли свою половину. Также большое значение имеет фаза жизненного цикла семьи - новая пара, рождение первого ребенка, семья с детьми школьного возраста, семья с более взрослыми детьми, родители без детей, супруги в пенсионном возрасте, одинокая старость. Выделяют также такой фактор, как тип семьи - открытая (экстраверт-ная) или закрытая (интровертная), ориентированная на мать (отца, деда, бабушку, ребенка), авторитарная или антиавторитарная, большая или малая, спортивная (придерживается здорового образа жизни), асоциальная, уголовная и т.д.

Одним из важнейших факторов является также отношение семьи к здоровью, что влияет в том числе и на прогноз соблюдения пациентом врачебных назначений (compliance - готовность пациента к сотрудничеству). Нормально функционирующая семья, является лучшим источником поддержки и лучшей группой самопомощи в случае

болезни кого-то из ее членов. Ориентация на общество предполагает участие семейного врача в решении вопросов общественного здоровья совместно и с привлечением других агентств, секторов, групп самопомощи и общественных организаций. При предоставлении традиционной амбулаторной помощи поставщик услуг (заведение в лице его медицинских работников) принимает на себя ответственность только за человека, пришедшего на консультацию. При этом остаются неохваченными пациенты, которые страдают от заболевания, но откладывают посещение заведения ПМСП, по разным причинам не имеют доступа к медицинской помощи, или, находясь в группах риска, не осознают этого и не обращаются в медицинские учреждения. Также не принимаются во внимание местные факторы, способствующие ухудшению здоровья - социальные, экологические или связанные с условиями труда. Все это представляет собой утраченные возможности успешной охраны здоровья.

Альтернативный подход предполагает, что на каждую бригаду первичной помощи (Primary Health Care Team) возложена четко сформулированная ответственность за определенную общину или группу населения. Возложение такой ответственности возможно путем использования административных мер или на основании положений контракта за предоставление всесторонней, непрерывной и ориентированной на пациента медицинской помощи населению, а также за мобилизацию комплекса вспомогательных услуг - от оздоровительных мероприятий до паллиативного ухода.

Самым простым способом определения такой ответственности является деление населения по территориальному принципу - классический подход в сельских районах. Однако, несмотря на простоту этого принципа, он имеет существенные недостатки: он не учитывает наличие альтернативных поставщиков услуг; административная территория может не совпадать с социологической реальностью, особенно в городских районах, жители которых отличаются высокой мобильностью и работают совсем не там, где живут, что делает медицинский центр вблизи дома неудобным для посещения; по поводу чего пациенты могут выражать недовольство прикреплением к определенному медицинскому учреждению. Более целесообразным для определения групп населения для медицинского обслуживания следует считать сочетание критериев территориальной близости с принципом активной регистрации (составления списков пациентов) с гарантиями, что ни один из ее членов общины не останется вне внимания медицинского учреждения.

Установлена и четко сформулирована всесторонняя ответственность команды ПМСП за состояние здоровья конкретной группы населения при наличии соответствующих механизмов финансовой и административной отчетности, что приводит к изменению деятельности учреждений ПМСП.

Центры ПМСП расширяют спектр предлагаемой помощи, разрабатывая мероприятия и про-

граммы, направленные на повышение результативности, которыми в других случаях они могли бы пренебречь. Возникает необходимость инвестиций в профилактические и оздоровительные мероприятия, а также к охвату областей, которым обычно не уделяется внимание, например здравоохранение в школах и на производстве. Это заставляет центры первичной помощи поддерживать связь с организациями и частными лицами в местной общине, которые служат посредниками между врачами и пациентами, или мобилизовать группы активистов, социальных работников, группы самопомощи и т.д. Положительные последствия для здравоохранения могут в этом случае быть весьма значительными. Например, было установлено, что крупномасштабные программы, предусматривающие посещение дома и мобилизацию населения, эффективно уменьшают факторы риска детской смертности и число случаев смерти. Команде ПМСП также придется оказывать адресную помощь в сотрудничестве с другими секторами, для того чтобы охватить маргинализированные слои населения. Как для отдельных пациентов, так и для общества в целом формальную связь с локальным центром ПМСП увеличивает вероятность формирования долгосрочных отношений, усиления внимания со стороны медицинских учреждений к определению основных принципов первичной помощи.

Список литературы

1. Евдаков В.А., Мельников Ю.Ю., Смышляев А.В. Роль дневных стационаров в развитии стационарозамещающих форм медицинской помощи // Главврач. - 2019. - № 1. - С. 3-10.

2. Кириллова Е.А., Михеев А.А., Павлюк А.В., Смышляев А.В. Основы административного права России. Москва, 2019. Сер. Научная мысль.

3. Мельников Ю.Ю., Евдаков В.А., Смышляев А.В. Показатели деятельности дневных стационаров в Российской Федерации и период с 2010 по 2015 года // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. - 2017. - № 3. - С. 62-70.

4. Мельников Ю.Ю., Смышляев А.В. Анализ основных показателей деятельности дневных стационаров в период с 2010 по 2014 годы // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. - 2016. - № 2. - С. 21-29.

5. Мельников Ю.Ю., Смышляев А.В. Оценка эффективности деятельности дневных стационаров в Российской Федерации за 2005-2013 годы // Главврач. - 2015. - № 11-12. - С. 23-26.

6. Мельников Ю.Ю., Смышляев А.В. Оценка эффективности деятельности дневных стационаров в Российской Федерации за 2005-2013 годы // Справочник врача общей практики. - 2015. - № 8. - С. 36.

7. Платонова Н.И., Смышляев А.В., Мельников Ю.Ю. Особенности государственного регулирования в сфере охраны здоровья граждан на современном этапе в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. - 2019. - № 7. - С. 50-55.

8. Платонова Н.И., Смышляев А.В. Проблемы нормативно-правового регулирования оказания первичной медико-санитарной помощи в Российской Федерации // Право и политика. - 2018.

- № 8. - С. 114-121.

9. Платонова Н.И., Смышляев А.В., Мельников Ю.Ю. Принципы правового регулирования оказания первичной медико-санитарной помощи уполномоченными государственными (муниципальными) медицинскими организациями в амбулаторных условиях в Российской Федерации // Юридические исследования. - 2018. - № 7. - С. 19.

10. Платонова Н.И., Смышляев А.В., Мартиросян Т.Э. Нарушение прав пациентов при оказании им медицинской помощи и способы их урегулирования в Российской Федерации (теоретические основы и судебная практика) // Проблемы экономики и юридической практики. - 2018. - № 6. - С. 193197.

11. Смышляев А.В., Платонова Н.И., Мельников Ю.Ю. Административно-правовые аспекты борьбы с потреблением табака в Российской Федерации на современном этапе: проблемы и перспективы // Пробелы в российском законодательстве. -2019. - № 2. - С. 216-219.

12. Смышляев А.В., Платонова Н.И., Мельников Ю.Ю. Особенности финансирования национальной системы здравоохранения в США // Социально-политические науки. - 2019. - Т. 9. - № 2. -С. 184-188.

13. Смышляев А.В., Мельников Ю.Ю., Жере-лина О.Н. Актуальные проблемы государственного аудита и эффективности внутреннего контроля в сфере здравоохранения в Российской Федерации // Проблемы экономики и юридической практики. -2019. - Т. 15. - № 1. - С. 219-223.

14. Смышляев А.В., Мельников Ю.Ю., Платонова Н.И. Финансирование как инструмент государственного управления национальной системы здравоохранения в Российской Федерации // Проблемы экономики и юридической практики. - 2019.

- Т. 15. - № 2. - С. 194-199.

15. Смышляев А.В., Платонова Н.И., Мельников Ю.Ю. Государственное управление в сфере охраны здоровья граждан в Соединенных Штатах Америки // Проблемы экономики и юридической практики. - 2019. - Т. 15. - № 2. - С. 271-275.

16. Смышляев А.В., Мельников Ю.Ю., Платонова Н.И. Телемедицинские технологии в системе оказания первичной медико-санитарной помощи в Российской Федерации на современном этапе: правовой аспект // Медицинское право. - 2018. - № 6.

- С. 16-21.

17. Смышляев А.В., Мельников Ю.Ю., Пав-люк А.В. Правовые аспекты защиты чести, достоинства и деловой репутации врача в отношении публикаций в сети интернет персональных данных в общем доступе // Экономика и предпринимательство. - 2018. - № 2 (91). - С. 783-787.

18. Смышляев А.В., Мартиросян Т.Э., Жере-лина О.Н. Административно-правовые проблемы

проведения профилактики неинфекционных заболеваний в Российской Федерации // Социально-политические науки. - 2018. - № 3. - С. 183-186.

19. Смышляев А.В., Мельников Ю.Ю., Евда-ков В.А. Организационные аспекты профилактики злоупотребления алкоголем // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. - 2017. - № 3. - С. 52-61.

20. Смышляев А.В. Рецензия на монографию Камолова С.Г. «Антиконфликтология» // Журнал социологических исследований. - 2018. - Т. 3. - № 3. - С. 24-29.

21. Смышляев А.В. Рецензия на учебное пособие «Информационные технологии для государственных служащих» авторов С.Г. Камолова, П.В. Артемовой // Журнал социологических исследований. - 2018. - Т. 3. - № 3. - С. 30-34.

22. Смышляев А.В., Мельников Ю.Ю., Арте-мова П.В. Процессно-ориентированный подход в управлении здравоохранением в Российской Федерации на современном этапе: ключевые проблемы и перспективы развития // Проблемы экономики и юридической практики. - 2018. - № 3. - С. 37-42.

23. Смышляев А.В., Мельников Ю.Ю., Арте-мова П.В. Зарубежный опыт государственного регулирования здравоохранением в сфере применения технологий телемедицины // Проблемы экономики и юридической практики. - 2018. - № 4. - С. 207-211.

24. Смышляев А.В., Мельников Ю.Ю., Арте-мова П.В. Совершенствование государственного управления в рамках реализации проекта «Бережливой поликлиники» и формирование новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь в субъектах Российской Федерации // Проблемы экономики и юридической практики. - 2018. - № 5. - С. 286-291.

25. Смышляев А.В., Мельников Ю.Ю., Арте-мова П.В. Государственно-частное партнерство в здравоохранении и его роль в формировании новой модели медицинской организации: отечественная практика и зарубежный опыт // Проблемы экономики и юридической практики. - 2018. - № 5. - С. 292-297.

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В УПРАВЛЕНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Садовская М.А.

Департамента здравоохранения города Москвы, специалист MODERN MANAGEMENT IN A MEDICAL ORGANIZATION

Sadovskaya M.

Department of Healthcare of of Moscow, specialist

Аннотация

Научно-технический прогресс, бурное развитие электронно-вычислительных техники и математического моделирования в середине прошлого столетия положило начало в развитии школы количественных методов управления. Ее основатели создали основу для развития системного, ситуационного и процессного подходов в управлении, что вывело менеджмент на качественно новый уровень развития. Данный подход в настоящее время является универсальным и всеобще признанным в системе управления. Основы этого подхода в настоящее время легли в построение системы социального обеспечения и здравоохранения во многих станах мира.

Abstract

Scientific and technological progress, the rapid development of electronic computing technology and mathematical modeling in the middle of the last century laid the foundation for the development of a school of quantitative control methods. Its founders created the basis for the development of systemic, situational and process approaches in management, which brought management to a qualitatively new level of development. This approach is currently universal and universally recognized in the management system. The foundations of this approach have now laid the foundation for building a social security and health system in many countries of the world.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: управление в здравоохранении, здравоохранение.

Keywords: healthcare management, healthcare.

В стандарте ИСО 9000 под процессом понимается совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы. В таком определении под процессом можно понимать любую деятельность, использующую определенные ресурсы (персонал, информацию, материальные ресурсы, инфраструктуру, технологии) и служащую для получения определенных выходов. Бизнес-процесс - это регулярно повторяющаяся последовательность взаимосвязанных мероприятий (операций, процедур, действий),

при выполнении которых используются ресурсы внешней среды, создается ценность для потребителя и выдается ему результат (в данном случае это медицинская услуга).

Внешние клиенты рассматриваются по отношению к организации (учреждения) в целом либо по отношению к бизнес-процессам организации (учреждения). Внешними клиентами организации являются не только потребители ее продукции или услуг. К их числу относятся: учредители, акцио-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.