Научная статья на тему 'Swot-анализ в системе менеджмента вуза'

Swot-анализ в системе менеджмента вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1086
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / SWOT-АНАЛИЗ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / MANAGEMENT OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS / METHOD OF SWOT-ANALYSIS / TEACHER / QUALITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Губайдуллина Гаян Нурахметовна

Рассматривается методика SWOT-анализа, которая широко используется в системе менеджмента вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Губайдуллина Гаян Нурахметовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SWOT-analysis in the management system of higher educational institution

The article considers method of SWOT-analysis pedagogical activity. The essence of method of SWOT-analysis is shown.

Текст научной работы на тему «Swot-анализ в системе менеджмента вуза»

МЕНЕДЖМЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

SWOT-АНАЛИЗ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА ВУЗА

Г.Н. Губайдуллина

Кафедра педагогики и социальной работы Восточно-Казахстанский государственный университет им. С. Аманжолова ул. 30-й гвардейской дивизии, 34, Усть-Каменогорск, Казахстан, 070020

Рассматривается методика SWOT-анализа, которая широко используется в системе менеджмента вуза.

Ключевые слова: менеджмент образовательных организаций, SWOT-анализ, преподаватель, качество обучения.

В настоящее время в системе образования Казахстана динамично развиваются демократические принципы управления, связанные с присоединением к Болон-скому процессу, что закономерно обусловливает создание эффективной системы менеджмента, имеющей своей целью повысить качество деятельности вуза.

Система менеджмента вуза — это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для всеобщего управления деятельностью организации, направленных на удовлетворение заинтересованных сторон — потребителя, персонала и общества [1. С. 3].

В соответствии со стандартом ИСО 9001:2000 систему менеджмента вуза можно представить в виде совокупности подсистем (учебно-методической, научно-исследовательской, кадровой и социальной, информационно-технологической, планово-финансовой и административно-финансовой), объединяющих функционально взаимосвязанные виды деятельности, функции и задачи системы менеджмента качества вуза. Все подсистемы взаимосвязаны и ориентированы на достижение целей в области качества высшего образования.

В рамках нашей статьи мы остановимся на учебно-методической подсистеме, поскольку считаем, что центральное место в менеджменте вуза занимает преподаватель, который помимо научно-исследовательской деятельности осуществляет и педагогическую деятельность — учебно-методическую работу.

Учебно-методическая работа включает в себя разработку и модификацию новых учебных курсов, учебно-методических комплексов (УМК) дисциплин, соз-

дание электронных учебных ресурсов (слайд-лекции, юниты, мультимедийные презентации и т.п.), написание учебников, учебных и учебно-методических пособий, методических указаний и т.п., подготовку к различным формам учебных занятий (лекциям, семинарским, практическим и лабораторным занятиям, тью-ториалам), проведение учебных занятий, использование традиционных и инновационных образовательных технологий, осуществление контроля за выполнением студентами контрольных, курсовых работ, организация, проведение и оценка экзаменационных работ и тестов, обсуждение вопросов, касающихся учебной работы студентов и деятельности кафедры, организация и руководство проведением предметных олимпиад и др.

Качественное выполнение перечисленных видов работ свидетельствует о качестве педагогической деятельности преподавателя вуза и в целом влияет на качество деятельности вуза. В этой связи актуализируется проблема изучения сильных и слабых сторон деятельности преподавателя. Решить данную проблему можно, воспользовавшись одним из подходов, называемых в менеджменте SWOT-анализом.

SWOT-анализ был предложен в 1960 г. М. Портером и предполагал анализ и оценку состояния организации. Само название SWOT-анализ представляет собой аббревиатуру: S (strength) — сильные стороны; W (weakness) — слабые стороны; O (opportunity) — благоприятные возможности; T (threat) — угрозы.

Цель SWOT-анализа — максимально развивать сильные стороны профессиональной деятельности, свести к минимуму слабые, использовать благоприятные возможности для совершенствования деятельности.

В вузах SWOT-анализ учебно-методической деятельности можно проводить по следующим позициям:

— исследование в области образования;

— ориентация на современную образовательную парадигму;

— проектирование своего курса в условиях модульно-рейтинговой и кредитной технологии обучения;

— разработка учебно-методических материалов;

— разработка учебно-методических материалов в электронном виде для студентов дистанционной формы обучения;

— организация учебного процесса в соответствии с типовыми требованиями;

— активизация познавательной деятельности студентов;

— разработка контролирующих материалов по учебной дисциплине.

В ходе исследования к SWOT-анализу было привлечено 272 преподавателя юридического, экономического, естественно-научного, физико-математического и филологического факультетов в соответствии с процентным соотношением числа преподавателей всех факультетов. Выборка респондентов составила 40% от контингента ППС вуза и является репрезентативной. Среди респондентов 147 человек имеют ученую степень, из них 44% составляют доктора и кандидаты наук. Из числа кандидатов наук и преподавателей, не имеющих ученой степени, 24% работают над подготовкой соответствующих диссертаций.

Наибольший процент респондентов составили преподаватели в области гуманитарных наук и меньший — технических и естественных наук.

Губайдуллина Г.Н. SWOT-анализ в системе менеджмента вуза

Педагогический стаж в вузе от 10 лет и выше имеют 118 респондентов, что составляет 43,3%, от 5 до 10 лет — 89 человек, что составляет 32,8%, и от 1 года до 5 лет — 65 человек, что составляет 23,8%.

Базовое образование опрошенных преподавателей вуза представлено с некоторым «перевесом» в специальную область: 169 человек имеют специальное (экологическое, экономическое, юридическое, техническое и т.д.) образование, 103 респондента — педагогическое образование.

В таблице приведены показатели SWOT-анализ педагогической деятельности преподавателя вуза.

Таблица

Показатели SWOT-анализ педагогической деятельности преподавателя вуза

S (strength) — сильные стороны W (weakness) — слабые стороны

Интерес к изучению теории и методики профессионального образования. Ориентация на компетентностную модель образования. Попытка внедрения личностно-ориентирован-ной парадигмы образования. Знание основ теории целеполагания. При проектировании курса достаточно полно представлены такие составляющие, как «знать», «уметь», «иметь представление». Учебно-методические комплексы дисциплин разработаны в соответствии с требованиями и нормами, предъявляемые модульно-рейтин-говой и кредитной технологиями обучения. Организация учебного процесса на основе кредитной технологии (кредит-час, СРСП, модуль-но-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов и др.). Активизация познавательной деятельности студентов с помощью активных методов и форм обучения (лекция-визуализация, лекция «вдвоем», лекция «проблемное изложение»; кейс-стади, «круглый стол», учебная дискуссия и др.). Контролирующие материалы по учебному курсу (тесты, вопросы к коллоквиуму, экзамену, контрольные задания и др.) разработаны в соответствии с требованиями в полном объеме в бумажном варианте. Использование различных способов контроля достижений студентов Низкий уровень умений проектировать учебный курс с ориентацией на компетентностную модель образования. Ориентация на знаниевую парадигму образования. В проектируемом учебном курсе слабо представлен такой блок, как «владение компетенциями». Недостаточно четко сформулированы цели учебного курса в терминах достижений студентов на различных уровнях усвоения ими материала курса. Недостаточно разработаны учебно-методические материалы в электронном виде (в частности, юниты, слайд-лекции, видео-лекции и другие программные средства учебного назначения для студентов заочной формы обучения). Занятия в рамках СРСП проводятся не по их функциональному назначению (консультация, индивидуальная работа студента, повышение рейтинга, сдача заданий по СРС и др.). Гиперболизирована роль словесных методов обучения, при минимальном использовании наглядных и практических. Слабо используются на занятиях приемы познавательной деятельности, такие как «установим сходство...», «порассуждаем от общего к частному...», «подчеркнем ключевые понятия...» и др. Контролирующие материалы по учебному курсу (тесты, вопросы к коллоквиуму, экзамену, контрольные задания и др.) недостаточно разработаны в электронном варианте, отсутствует «Тестовая оболочка» по учебному курсу

O (opportunity) — благоприятные возможности T (threat) — угрозы

Внимание руководство вуза к менеджменту педагогической деятельности преподавателей вуза. Привлечение ППС вуза к менеджменту. Создание условий для повышения квалификации ППС вуза и подготовки преподавателей, не имеющих педагогического образования, к педагогической деятельности Недостаточная педагогическая готовность преподавателя к педагогической деятельности влияет на качество подготовки будущих специалистов. Мнения потребителей-работодателей при разработке учебных курсов не всегда учитываются, что увеличивает разрыв между полученным образованием выпускника и требованиями профессиональной деятельности

Изучение показателей, приведенных в таблице, позволяет сделать вывод о том, что преподаватели вуза достаточно точно выделяют сильные и слабые стороны своей деятельности (67%), имеют представления о благоприятных возможностях функционирования менеджмента педагогической деятельности (59%) и только 47% преподавателей смогли обозначить угрозы, которые могут реально повлиять на качество педагогической деятельности и высшего образования в целом.

Таким образом, на практике, используя один из инструментов менеджмента, можно получить обобщенное представление о состоянии педагогической деятельности преподавателей вуза и сформулировать основные направления деятельности вуза по повышению качества педагогической к деятельности преподавателей вуза: углубление научных (предметных) знаний; повышение уровня психолого-педагогической подготовки; повышение научно-методической подготовки; создание современной информационно-технологической среды; создание благоприятных условий для профессиональной самореализации преподавателей вуза.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Стандарты и руководящие принципы к системам обеспечения качества в европейском пространстве высшего образования. — Астана: Национальный аккредитационный центр, 2005.

[2] Каланова Ш.М., Бишимбаев В.К. Тотальный менеджмент качества в высшем образовании: Учеб. пособие. — Астана: Фолиант, 2006.

SWOT-ANALYSIS IN THE MANAGEMENT SYSTEM OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

G.N. Gubaydullina

Chair of pedagogy and social work The East Kazakhstan State University named after S. Amanzholova Str. 30-th Guards Division, 34, Ust-Kamenogorsk, Kazakhstan, 070020

The article considers method of SWOT-analysis — pedagogical activity. The essence of method of SWOT-analysis is shown.

Key words: management of educational institutions, method of SWOT-analysis, teacher, quality of education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.