SWOT-АНАЛИЗ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА ВУЗА
Г.Н. Губайдуллина
Кафедра педагогики и социальной работы Восточно-Казахстанский государственный университет им. С. Аманжолова ул. 30-й гвардейской дивизии, 34, Усть-Каменогорск, Казахстан, 070020
В статье рассматривается методика SWOT-анализа, которая широко используется в системе менеджмента вуза.
Ключевые слова: система менеджмента вуза, педагогическая деятельность, метод SWOT-анализ.
В настоящее время в системе образования Казахстана устанавливаются демократические принципы управления, что закономерно ведет к созданию эффективной системы менеджмента, имеющей своей целью повышение качества деятельности вуза.
Система менеджмента — это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для всеобщего управления деятельностью организации, направленная на удовлетворение заинтересованных сторон — потребителя, персонала и общества [1. С. 3].
В соответствии со стандартом ИСО 9001:2000 система менеджмента вуза может быть представлена в виде совокупности таких подсистем, как учебно-методическая, научно-исследовательская, кадровая и социальная, информационно-технологическая, планово-финансовая и административно-финансовая, в совокупности объединяющие функционально взаимосвязанные виды деятельности и задачи системы менеджмента качества вуза. Все подсистемы взаимосвязаны и ориентированы на достижение целей в области качества высшего образования.
В рамках нашей статьи мы остановимся на учебно-методической подсистеме, поскольку считаем, что центральное место в менеджменте вуза занимает преподаватель, который, кроме научно-исследовательской деятельности, осуществляет и педагогическую деятельность, в содержание которой входит учебно-методическая работа. Как известно, учебно-методическая работа включает в себя разработку и модификацию новых учебных курсов, учебно-методических комплексов дисциплин (УМКД), создание электронных учебных ресурсов (ЭУР) (слайд-лекции, юниты, мультимедийные презентации и т.п.), написание учебной и учебно-методической литературы, подготовку к различным формам учебных занятий (лекциям, семинарским, практическим и лабораторным занятиям, видео-тьюториалам), проведение учебных занятий, контроль за выполнением студентами контрольных и курсовых работ, проведение и оценка экзаменационных работ и тестов, обсуждение вопросов, касающихся учебной работы студентов и деятельности кафедры, организация и руководство проведением предметных олимпиад и др.
Качественное выполнение перечисленных видов работ свидетельствует об эффективности педагогической деятельности преподавателей вуза и в целом влияет на качество деятельности вуза. В этой связи актуализируется проблема изучения сильных и слабых сторон педагогической деятельности преподавателей вуза. Решение данной проблемы возможно, если воспользоваться одним из методов, который в менеджменте определен как SWOT-анализ деятельности.
Цель SWOT-анализа — максимально развивать сильные стороны педагогической деятельности, свести к минимуму слабые стороны и использовать благоприятные возможности для совершенствования педагогической деятельности.
SWOT-анализ учебно-методической деятельности преподавателей вуза можно проводить по следующим позициям: исследование в области образования; ориентация на современную образовательную парадигму; проектирование своего курса в условиях модульно-рейтинговой и кредитной технологии обучения; разработка учебно-методических материалов; разработка учебно-методических материалов в электронном виде для студентов дистанционной формы обучения; организация учебного процесса в соответствии с типовыми требованиями; активизация познавательной деятельности студентов; разработка контролирующих материалов по учебной дисциплине.
В нашем исследовании к SWOT-анализу было привлечено 272 преподавателя. В выборке были представлены преподаватели юридического, экономического, естественно-научного, физико-математического и филологического факультетов в соответствии с процентным соотношением числа преподавателей всех факультетов Восточно-Казахстанского государственного университета им. С. Аманжолова. Выборка респондентов составила 40% от контингента ППС вуза и является репрезентативной.
Среди респондентов 147 человек имеют ученую степень, большинство респондентов — преподаватели в области социальных и гуманитарных наук (87%), меньшинство составили преподаватели технических и естественных наук (13%).
Педагогический стаж в вузе от 10 лет и выше имеют 118 респондентов (43,3%); от 5 до 10 лет — 89 человек (32,8%), от 1 года до 5 лет — 65 человек (23,8%).
Базовое образование опрошенных преподавателей вуза представлено с некоторым «перевесом» в специальную область: 169 человек имеют специальное (экологическое, экономическое, юридическое, техническое и т.д.) образование, 103 респондента — педагогическое образование.
В таблице приведены показатели SWOT-анализа педагогической деятельности преподавателей вуза.
Изучение показателей, приведенных в таблице, позволяет сделать вывод о том, что большинство преподавателей вуза знают сильные и слабые стороны своей деятельности (67%), имеют представления о благоприятных возможностях функционирования менеджмента педагогической деятельности (59%) и только 47% преподавателей смогли обозначить угрозы, которые могут реально повлиять на качество педагогической деятельности.
Вестник РУДН, серия Психология и педагогика, 2012, № 2
Таблица
Показатели SWOT-анализа педагогической деятельности преподавателя вуза
S (strength) — сильные стороны W (weakness) — слабые стороны
Интерес к изучению теории и методики профессионального образования. Ориентация на компетентностную модель подготовки бакалавров. Знание основ теории целеполагания. При проектировании курса достаточно полно представлены такие составляющие Государственного стандарта образования, как «знать», «уметь», «иметь представление». УМКД разработаны в соответствии с требованиями и нормами, предъявляемые модульно-рейтинговой и кредитной технологиями обучения. Организация учебного процесса на основе кредитной технологии (кредит-час, СРСП, модульно-рейтинговая технология обучения). Стимулирование познавательной деятельности студентов с помощью активных методов и форм обучения (лекция-визуализация, лекция «вдвоем», лекция «проблемное изложение»; кейс-стади, круглый стол, учебная дискуссия и др.). Контролирующие материалы по учебному курсу (тесты, вопросы к коллоквиуму, экзамену, контрольные задания и др.) разработаны в соответствии с требованиями в полном объеме в бумажном варианте. Использование различных способов контроля достижений студентов Ориентация на знаниевую парадигму образования. В проектируемом учебном курсе слабо представлено требование Государственного стандарта образования «владение компетенциями». Недостаточно четко сформулированы цели учебного курса в терминах достижений студентов на различных уровнях усвоения ими материала курса. Недостаточно разработаны учебно-методические материалы в электронном виде (в частности, юниты, слайд-лекции, видео-лекции и другие программные средства учебного назначения для студентов заочной формы обучения). Нефункциональное использование занятий в рамках СРСП (лекции, семинары вместо консультаций, индивидуальной работы студента, повышение рейтинга, сдача заданий по СРС и др.). Слишком велика роль словесных методов обучения при минимальном использовании наглядных и практических методов обучения. Слабо используются на занятиях приемы познавательной деятельности, например «установим сходство...», «перейдем от общего к частному...», «подчеркнем ключевые понятия...» и др. Контролирующие материалы по учебному курсу (тесты, вопросы к коллоквиуму и др.) недостаточно разработаны в электронном варианте
O (opportunity) — благоприятные возможности T (threat) — угрозы
Внимание руководство вуза к менеджменту педагогической деятельности преподавателей вуза. Привлечение ППС вуза к менеджменту. Создание условий для повышения квалификации ППС вуза и подготовки преподавателей, не имеющих педагогического образования, к педагогической деятельности Недостаточно высокий уровень педагогической готовности преподавателя к педагогической деятельности. Мнения потребителей-работодателей при разработке учебных курсов не всегда учитываются, что увеличивает разрыв между полученным образованием выпускника и требованиями профессиональной деятельности
Таким образом, используя один из инструментов менеджмента, можно получить обобщенное представление о состоянии педагогической деятельности преподавателей вуза и обозначить основные направления менеджмента вуза по повышению качества педагогической деятельности преподавателей вуза:
— углубление научных (предметных) знаний;
— повышение уровня психолого-педагогической подготовки;
— повышение уровня научно-методической подготовки;
— создание современной информационно-технологической среды;
— создание благоприятных условий для профессиональной самореализации преподавателей вуза.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Стандарты и руководящие принципы к системам обеспечения качества в европейском пространстве высшего образования. — Астана.: Национальный аккредитационный центр, 2005.
SWOT-ANALYSIS IN THE SYSTEM OF HIGHER SCHOOL MANAGEMENT
G.N. Gubaydulina
The Chair of Pedagogy and Social Work Sarsen Amanzholov East Kazakhstan State University
30 Gvardeyskoy Divizii str., 34, Ust-Kamenogorsk, Kazakhstan, 070020
The article considers the method of SWOT analysis which is widely used in the system of higher school management.
Key word: management system of university, pedagogical activities, the method of SWOT-analysis.