Научная статья на тему 'Процессный подход в системе менеджмента качества кафедры управления и предпринимательства'

Процессный подход в системе менеджмента качества кафедры управления и предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
471
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / ПРОЦЕСС / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / SWOT-АНАЛИЗ / SWOT-СТРАТЕГИИ / HIGHER EDUCATION IN ECONOMICS / DEPARTMENT OF MANAGEMENT AND ENTREPRENEURSHIP / THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / PROCESS / PROCESS APPROACH / SWOT-ANALYSIS / SWOT-STRATEGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мороз Оксана Николаевна, Иценков Олег Онуфриевич

В статье рассматриваются основы метрологического обеспечения системы менеджмента качества высшего образования применительно к деятельности кафедры управления и предпринимательства Сибирского государственного университета геосистем и технологий. В контексте современных требований к метрологическому обеспечению высшего образования раскрыто понятие процессного подхода. Особое внимание уделено процессам измерения анализа и улучшения работы кафедры управления и предпринимательства. Доказана эффективность использования современных методов оценки работы кафедры на основе процессного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCESS APPROACH IN QUALITY MANAGEMENT SYSTEM DEPARTMENT OF MANAGEMENT AND BUSINESS

The article covers the basics of metrological provision of quality management system of higher education in relation to the activities of the Department of Management and Entrepreneurship, Siberian State University Geosystems and Technology. In the context of modern requirements for metrological provision of higher education reveals the concept of process approach Particular attention is paid to the processes of measurement analysis and improvement of the department of management and entrepreneurship. The efficiency of the use of modern methods of evaluation of the department on the basis of the process approach.

Текст научной работы на тему «Процессный подход в системе менеджмента качества кафедры управления и предпринимательства»

МЕТРОЛОГИЯ И МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УДК 338.24

ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА КАФЕДРЫ УПРАВЛЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Оксана Николаевна Мороз

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат экономических наук, заведующая кафедрой управления и предпринимательства, тел. (383)361-01-24, e-mail: ksenijasib@mail.ru

Олег Онуфриевич Иценков

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, доктор экономических наук, профессор кафедры управления и предпринимательства, тел. (383)361-01-24, e-mail: eim447@gmail.com

В статье рассматриваются основы метрологического обеспечения системы менеджмента качества высшего образования применительно к деятельности кафедры управления и предпринимательства Сибирского государственного университета геосистем и технологий. В контексте современных требований к метрологическому обеспечению высшего образования раскрыто понятие процессного подхода. Особое внимание уделено процессам измерения анализа и улучшения работы кафедры управления и предпринимательства. Доказана эффективность использования современных методов оценки работы кафедры на основе процессного подхода.

Ключевые слова: высшее экономическое образование, кафедра управления и предпринимательства, система менеджмента качества, процесс, процессный подход, SWOT-анализ, SWOT-стратегии.

PROCESS APPROACH IN QUALITY MANAGEMENT SYSTEM DEPARTMENT OF MANAGEMENT AND BUSINESS

Oksana N. Moroz

Siberian State University Geosystems and Technology, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph. D., Head of the Department Management and Entrepreneurship, tel. (383)361-01-24, e-mail: ksenijasib@mail.ru

Oleg O. Itsenko

Siberian State University Geosy stems and Technology, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., D. Sc., Prof. of the Department Management and Entrepreneurship, tel. (383)361-01-24, e-mail: eim447@gmail.com

The article covers the basics of metrological provision of quality management system of higher education in relation to the activities of the Department of Management and Entrepreneurship, Siberian State University Geosystems and Technology. In the context of modern requirements for metrological provision of higher education reveals the concept of process approach Particular attention is paid to the processes of measurement analysis and improvement of the department of management and entrepreneurship. The efficiency of the use of modern methods of evaluation of the department on the basis of the process approach.

Key words: higher education in economics, Department of Management and Entrepreneur-ship, the quality management system, process, process approach, SWOT-analysis, SWOT-strategy.

В современной практике требование повышения качества в системе высшего образовании является аксиомой. Оснований для такого утверждения более чем достаточно: налицо несоответствие между новыми требованиями, которые ежедневно возникают в жизни, и возможностями системы высшего образования соответствовать им, значит, решать новые нестандартные задачи в меняющихся условиях. Эта проблема в равной степени затрагивает все уровни и всех участников учебного процесса, а также систему высшего образования в целом.

В Национальной доктрине развития образования [1] повышение качества выступает одной из главных задач. В вузах создаются системы менеджмента качества (СМК), проходит обучение профессорско-преподавательского состава, в различных подразделениях вузов осуществляется работа по анализу и изысканию ресурсов повышения качества образования, проводятся научные исследования в данной области [2-4]. Как показывает практика, несмотря на определенные успехи, практические наработки, в данной области гораздо больше нерешенного, что, на наш взгляд, следует отнести к ресурсам в области менеджмента качества образования. Одним из таких ресурсов является анализ деятельности подразделений вуза в контексте процессного подхода. Вне сомнения, деятельность подразделения началась не вчера, накоплен солидный опыт, но если он и подвергается анализу, то происходит это чаще всего спонтанно, бессистемно, и, как следствие, поиск эффективных путей повышения качества образования ограничивается краткосрочными мерами. Внешне все выглядит достаточно корректно, соблюдены все признаки процесса. Отсюда оборонительная позиция «мы же это делаем».

Деятельность кафедры управления и предпринимательства, которая является подразделением вуза, также требует переосмысления с позиции категорий, реалий и требований менеджмента качества.

Цель исследования - описать деятельность кафедры управления и предпринимательства СГУГиТ как совокупность взаимосвязанных процессов в системе менеджмента качества.

Все процессы, происходящие в любом подразделении, не существуют сами по себе, они вплетены в общий процесс жизнедеятельности вуза, взаимосвязаны между собой. Многое здесь происходит по синергетическому сценарию, где самоорганизация и саморазвитие оказываются порой доминирующими и определяют развитие событий. Нельзя полностью уповать на процессы самооргани-

зации. Роль порядка призвана решать система менеджмента качества, главные цели которой сформулированы в ГОСТ Р ИСО 9004-2001 [5]:

- определение и удовлетворение потребностей и ожиданий своих потребителей и других заинтересованных сторон (работников, поставщиков, владельцев, обществ);

- обеспечение преимуществ в конкурентной борьбе и осуществление этого преимущества результативно и эффективно;

- достижение, поддержание и повышение эффективности и возможностей организации в целом.

Заметим, что вторая цель находится в противоречии с принципами менеджмента, сформулированными Э. Демингом, который утверждал, что «западный стиль менеджмента», основанный на идее конкуренции и конфликта, должен быть заменен менеджментом на основе плодотворного сотрудничества [6, 7]. В этом смысле жизнь вносит коррективы, и в настоящее время многие вузы успешно сотрудничают, развивая плодотворные научные, творческие и другие связи.

Категориальный аппарат СМК разработан достаточно основательно как в зарубежной, так и в отечественной специальной литературе. В ходе нашего исследования мы не обнаружили принципиальных расхождений в понимании сути феноменов системы менеджмента качества, есть лишь некоторая детализация и расширение понятий.

Систему менеджмента качества обеспечивает ГОСТ Р ИСО 9001:2001, который является аналогом международного стандарта ISO 9001.

Стандарт ISO 9001:2008 разработан Международной организацией по стандартизации. Он обеспечивает системный подход к обеспечению качества. Внедрение системы менеджмента качества по стандарту ISO 9001: происходит поэтапно. Разработанный на основе многолетнего опыта и огромного количества организаций самых разных профилей, он четко регламентирует все мероприятия, которые проводятся в ходе разработки и внедрения системы менеджмента качества. Утвержденный в РФ в 2001 г., он апробирован российскими промышленными предприятиями и организациями, работающими в сфере услуг.

В сфере образования, учитывая специфику данной деятельности, внедрение системы менеджмента качества имеет следующие цели.

Внутри учебного заведения:

• в образовательном процессе - повышение успеваемости студентов;

• реорганизация системы управления учебным заведением, введение в учебную программу новых специальностей и специализаций;

• развитие инфраструктуры учебного заведения для создания благоприятных условий обучения;

• введение новых образовательных технологий;

• повышение уровня профессионализма преподавательского персонала;

• оптимизация образовательного процесса - рациональное использование ресурсов с максимальной эффективностью.

В итоге, благодаря таким системам, как интегрированные системы менеджмента, вуз будет выпускать качественных специалистов и улучшит свое финансово-экономическое положение.

Внешние цели:

• повышение конкурентоспособности среди учебных заведений своего профиля;

• расширение рынка потребителей - абитуриентов, с одной стороны, и организаций - работодателей, нуждающихся в молодых специалистах, с другой стороны;

• повышение престижа вуза;

• постоянная ориентация на конъюнктуру рынка специалистов, информированность.

В характеристике процессного подхода будем опираться на труды известных авторов менеджмента качества В. В. Ефимова, М. В. Самсоновой [8], где подробно даны основные понятия о процессе. Авторы исходят из того факта, что существуют две точки зрения на то, что представляет собой процесс:

1) процесс - это организация ресурсов;

2) процесс - это организационная деятельность.

Далее, опираясь на тот факт, что практически во всех толкованиях процесса появляются понятия «деятельность», «работа», авторы приходят к правомерности уточнения понятия «процесс» и замены его на понятие «бизнес-процесс» (или деловой процесс). В таком случае «бизнес-процесс - это цепь логически связанных, повторяющихся действий, в результате которых используются ресурсы предприятия для переработки объекта с целью достижения результатов для удовлетворения внутренних или внешних потребителей» [8]. При таком подходе бизнес-процессы есть процессы деятельности. В определении процесса важна идея изменения, движения, что представляет собой суть развития. Это не только не противоречит приведенному соотношению «процесс - бизнес-процесс», но и конкретизирует его, акцентируя идею развития. Другое дело, что развитие может быть как прогрессивным, так и регрессивным.

Система менеджмента качества предполагает только прогрессивное развитие, значит, необходима такая организация деятельности, где будет все время происходить развитие со знаком «плюс», более того, качество такой деятельности будет нарастать. В этом заключается смысл менеджмента качества.

Авторы [8] полагают, что при разработке процессов следует руководствоваться основными правилами ведения бизнеса, исходя из которых, процессы должны быть:

• непрерывными, последовательными, документально оформленными;

• нацеленными на создание результата, имеющего ценность для потребителя;

• контролируемы, т. е. обеспечены точками, методами и средствами контроля;

• рационально выстроены, чтобы исключить «возвраты» или лишние и неэффективные операции;

• снабжены каналами передачи информации и пр.

Изученная и проанализированная выше авторская трактовка, а также собственный опыт работы, эмпирические наблюдения позволили нам проанализировать деятельность кафедры управления и предпринимательства с позиции процессного подхода. В работе мы опирались на понимание процесса, изложенного в [8], где процесс представлен по уровням.

Рассмотрим каждый уровень процесса относительно предмета нашего исследования.

Первый уровень.

• Ответственность руководства. На кафедре эту функцию выполняет заведующий кафедрой. В отечественной культуре сложилась традиция, согласно которой руководитель несет ответственность за все, что происходит в его подчинении и компетенции. В принципе это так и есть. Значительную роль играет человеческий фактор, качества лидерства, которые есть или нет у руководителя, наличие или отсутствие стремления отвечать за все или перекладывать это на плечи подчиненных в виде поиска виноватого. На кафедре сложилась традиция, согласно которой распределение ответственности между членами кафедры в своем роде не «замыкается» на заведующем, а происходит равномерно. Если же инициатива поступила от членов кафедры и получила одобрение с их стороны, то заведующий присоединяется к ней, курируя выполнение.

• Стиль руководства. Заведующий кафедрой использует демократический (коллегиальный) стиль руководства. Всегда выясняет мнение коллектива по важным производственным вопросам, принимает коллегиальные решения. Регулярно и своевременно проводит информирование членов коллектива по важным для них вопросам. Общение с подчиненными проходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качественную и оперативную работу, доброжелательно и вежливо; по необходимости применяются приказы. Руководитель стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы подчиненных.

• Менеджмент. Являясь скоординированной деятельностью по руководству и управлению кафедрой, менеджмент предполагает осуществление руководства кафедрой в соответствии с миссией университета, действиями высшего руководства, а также всеми структурами, с которыми кафедра находится во взаимосвязи: библиотекой, профкомом преподавателей, административно-хозяйственной частью и др. В части руководства немалую роль играют цели, принятые всеми членами кафедры и обеспечивающие эффективную реализацию всех процессов.

• Процессы жизненного цикла. Для деятельности кафедры это означает совокупность процессов, выполняемых от момента выявления потребностей общества в определенной продукции (для экономического факультета - это подготовка квалифицированных экономистов и менеджеров) до момента удовлетворения этих потребностей в образовательных учреждениях и утилизации (выпуск специалистов) продукта.

• Процессы измерения анализа, улучшения. Эти процессы можно без особого напряжения обнаружить в деятельности любого подразделения вуза, но

гораздо эффективнее они воплощаются в жизнь, если осуществляются с помощью современных оценочных методов управления качеством деятельности, таких как, к примеру, SWOT-анализ [9]. На кафедре управления и предпринимательства такая работа проводится регулярно.

Используя процессный подход в качестве аналитического обоснования и аргументации, проведем комплексный SWOT-анализ деятельности кафедры управления и предпринимательства за 2014/15 уч. г., который включает SWOT-анализ и SWOT-стратегии по видам деятельности кафедры, а именно:

- кадрового потенциала (табл. 1, 2);

- учебной и методической работы (табл. 3, 4);

- научно-исследовательской работы (табл. 5, 6).

Таблица 1

SWOT-анализ кадрового потенциала

Сильные стороны

Слабые стороны

- высокий процент кандидатов наук (более 80 %);

- наличие у преподавателей базового экономического образования;

- наличие аспирантуры по трем специальностям;

- квалифицированный и опытный учебно-вспомогательный персонал;

- 100 % учебно-вспомогательного персонала (УВП) с высшим образованием;

- наличие у части учебного персонала (УП) второго высшего образования;

- высокий процент преподавателей молодого возраста (средний возраст преподавателей - 35 лет);

- большой стаж работы ППС;

- сбалансированность возрастного состава ППС и УВП;

- высокая культура поведения;

- хорошая репутация преподавателей среди родственных кафедр вузов региона и общественности;

- высокое лекторское мастерство ППС;

- хороший психологический климат;

- наставничество;

- хорошие условия труда;

- рациональная структура управления;

- демократический стиль управления;

- высокий уровень стратегического планирования деятельности;

- эффективное лидерство и здоровый уровень конкуренции;

- низкий удельный вес совместителей;

- система стимулирования ППС из внебюджетных средств;

- стабильный коллектив

- низкий удельный вес в профессорско-преподавательском составе (ППС) докторов наук (более 10 %);

- отсутствие средне- и долгосрочных планов подготовки по аспирантуре

и докторантуре;

- завышенные квалифицированные требования к ППС;

- неотработанная система поддержки и стимулирования преподавателей;

- отсутствие среди ППС совместителей-практиков;

- низкий уровень привлечения профессоров из ведущих образовательных учреждений;

- отсутствие зарубежных стажировок;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- старение ППС;

- неоптимальная численность УВП;

- психологические и технологические барьеры ППС при использовании информационных технологий в обучении;

- отсутствие персональных сайтов ППС;

- необязательность УВП и ППС;

- самоуспокоенность;

- низкая оснащенность рабочих мест ППС оргтехникой;

- высокая плотность рабочих мест в кабинете преподавателей;

- высокая доля аудиторных занятий в общей нагрузке ППС;

- необеспеченность рабочими местами соискателей и аспирантов

Таблица 2

SWOT-стратегии кадрового потенциала

Сила

Слабости

Угрозы

- совершенствовать систему материальной заинтересованности;

- формировать систему социальной и профессиональной поддержки молодежи

- создать систему видеонаблюдения, контроля доступа к компьютерным и информационным технологиям;

- повысить качество УВП для обеспечения информационной защиты и безопасности

Возможности

- сохранить традиции, совершенствовать кадровый потенциал;

- развивать лидерство среди родственных кафедр региона;

- привлекать творческую молодежь;

- сохранить и развивать корпоративную культуру, поддерживать духовный климат

- расширить учебный и лабораторный потенциал кафедры;

- совершенствовать организацию рабочих мест ПК;

- расширить специальности аспирантуры;

- повышение квалификации ППС по использованию информационных технологий;

- повышение квалификации ППС по основным читаемым курсам;

- разработка требований к ППС по использованию информационных технологий

в учебном процессе;

- разработка требований по приему на работу УВП;

- участие в семинарах по СМК с сопровождением реальных заданий;

- четкое определение квалификационных требований к ППС и формулирование их в контрактах

Таблица 3

SWOT-анализ учебно-методической работы

Сильные стороны Слабые стороны

- соответствие образовательных программ по направлениям и специальностям требованиям ГОСа; - разработаны и периодически обновляются рабочие программы; - разработаны авторские спецкурсы по циклам специальных дисциплин - наличие кафедральной электронной библиотеки; - окончательно не разработана модель выпускника; - отсутствие внешней независимой экспертизы экзаменационных и тестовых материалов

Окончание табл. 3

Сильные стороны

- высокое методическое обеспечение образовательных программ;

- разработаны учебно-методические комплексы по всем дисциплинам;

- изданы конспекты лекций преподавателями по всем дисциплинам;

- изданы учебные пособия с грифом УМО;

- разработан широкий перечень тем квалификационных работ и методическое обеспечение их выполнения;

- разработаны тесты по всем дисциплинам, адаптированные к системе дистанционного обучения, дифференцированные по степени сложности;

- составлены входные, промежуточные и выходные тесты для обеспечения независимой аттестации;

- разработаны курсы общепрофессиональных и специальных дисциплин по выбору;

- использование в учебном процессе программных продуктов;

- организация самостоятельной работы студентов;

- ежегодное участие в итоговой вузовской учебно-практической конференции;

- применение балльно-рейтинговой системы оценки студентов;

- введение письменных и тестовых экзаменов с системой критериев оценки;

- обеспечение электронными средствами оперативного получения информации об успеваемости;

- смещение акцента на индивидуальную работу со студентом;

- внедрение элементов дистанционного образования;

- наличие личной электронной библиотеки;

- наличие общедоступных информационных ресурсов в локальной и глобальной сети

Слабые стороны

- недостаточная эффективность организации, проведения и контроля всех видов практик студентов;

- сокращение баз практик студентов;

- отсутствие системы независимого текущего контроля качества подготовки выпускника;

- низкий уровень использования дистанционного и открытого образования;

- слабые связи с выпускниками;

- высокая стоимость подготовки «договорных» студентов;

- отсутствие бюджетных мест подготовки студентов;

- низкий уровень договоров по подготовке специалистов с предприятиями;

- недостаточное число учебных изданий с грифом УМО;

- недостаточное количество электронных мультимедийных курсов по дисциплинам;

- отсутствие заданий на самостоятельную работу по ряду дисциплин;

- ограниченная возможность выбора студентами элективных курсов;

- ограниченные возможности выбора студентом научного руководителя ВКР;

- отсутствует обмен студентами на международном уровне;

- неэффективная профориентационная работа;

- использование нелицензионного программного обеспечения в учебном процессе;

- недостаточное использование результатов УИРС в курсовом и дипломном проектировании;

- нет возможности формирования групп студентов очно-заочного обучения воскресного дня на платной основе;

- отсутствие подготовительной базы подготовки абитуриентов

Таблица 4

SWOT-стратегии учебной работы

Сила Слабости

Угрозы - предоставить выпускникам дополнительные образовательные услуги; - расширить число договоров с промышленными предприятиями о сотрудничестве и подготовке выпускников; - получение рационального (отраслевого) заказа на подготовку специалистов; - подготовка цикла статей, разъясняющих преимущества кафедры в сравнении с другими - активизировать профориентационную и адаптационную работу довузовской подготовки; - диверсифицировать направления бакалавриата и магистратуры; - организовать системы курсов по повышению квалификации руководителей и специалистов предприятий; - открыть дополнительные формы образования; - обеспечение эффективной рекламы образовательных услуг в СМИ и Интернете; - проведение мониторинга рынка образовательных услуг

Возможности - соответствовать тенденциям развития высшего образования; - завершить переход на многоуровневую подготовку выпускников; - увеличить число часов на самостоятельную работу студентов с одновременным сокращением аудиторных часов; - разрабатывать образовательные программы, согласованные с образовательными программами вузов за рубежом; - создать систему управления качеством образовательных услуг; - чтение обзорных лекций преподавателями зарубежных стран - организовать прямые связи с крупными предприятиями региона; - совершенствовать систему подбора и обучения иностранных граждан; - подготовить мультимедийные электронные курсы по всем дисциплинам; - создать модульную систему обучения; - организовать взаимодействие с выпускниками на уровне кафедры: встречи «выпускники - кафедра - факультет»; - разработать внешнюю экспертизу экзаменационных и тестовых материалов

Таблица 5

SWOT-анализ научно-исследовательской работы

Сильные стороны Слабые стороны

- наличие докторантуры и аспирантуры, как факторов подготовки научных работников высшей квалификации; - участие большинства преподавателей в научно-исследовательской деятельности; - высокая результативность научных исследований (ежегодное количество: статей - 35, тезисов - 60, докладов - 40); - участие в региональных и международных конференциях; - издание межвузовского сборника научных трудов; - работа научного семинара; - текущее и стратегическое планирование научно-исследовательской деятельности кафедры; - издание монографий через центральные издательства и внутривузовским способом; - участие преподавателей в специализированных Советах; - доктора кафедры - члены академии наук; - участие ППС в ежегодной международной выставке «Интерэкспо ГЕО-Сибирь»; - наличие реальных проектов и заданий на курсовые и дипломные работы; - высокий процент дипломных и бакалаврских работ к практическому внедрению - несвоевременная защита кандидатских и докторских диссертаций; - низкая вовлеченность ШШ в конкурсы грантов; - незначительный объем хоздоговорных работ; - низкий уровень редакторской работы на кафедре над сборником; - небольшое число публикаций в центральных и зарубежных журналах и журналах перечня ВАК; - неактивное участие в организации и проведении конференций общероссийского или международного статуса; - недостаточный статус межвузовского сборника

Возможности Угрозы

- развитие Болонского процесса; - национальный проект «Образование»; - стабилизация экономики страны и рост промышленного производства; - повышение спроса на платные образовательные услуги; - поддержка ректоратом внедрения современных образовательных технологий; - создание университетского каталога инновационных разработок; - межкультурные коммуникации и кооперации университета с российскими и зарубежными научно-исследовательскими образовательными центрами; - высокая корпоративная культура в университете; - программы материально-технического оснащения кафедр Университета; - расширение числа родственных кафедр; - разработка специализированных советов по экономическим направлениям; - стремительное развитие новых информационных технологий в экономике и менеджменте - снижение авторитета и престижа работников высшей школы; - возрастающее конкурентное давление (новые конкуренты, коммерческие вузы, филиалы); - снижение потребностей предприятий региона в специалистах в области экономики; - неблагоприятные внешние условия (демография, изменение государственных и региональных приоритетов); - снижение качества среднего общего (полного) образования; - изменение потребности и приоритетов обучающихся; - возрастающая зависимость жизнедеятельности кафедры от информационно-коммуникационного комплекса и от функционирования обеспечивающих его программно-технических средств и обслуживающего их персонала; - снижение объема госзаказов (заданий); - сокращение государственного финансирования; - обесценивание высшего образования

Таблица 6

SWOT-стратегии научно-исследовательской работы

Сила Слабости

Угрозы - проведение работы по позиционированию научного сотрудничества кафедры в рамках общевузовской науки и мотивирование руководства СГУГиТ к поддержке разработок экономического профиля; - активизация поиска возможностей для участия студентов и преподавателей в конкурсах и грантах - изменение подходов к формированию учебной нагрузки ППС, активно занимающихся научными исследованиями, участвующих в грантах, имеющих аспирантов, магистров и докторантов; - введение института научной школы (научный руководитель -аспирант - магистр - бакалавр)

Возможности - усиление роли НИР в деятельности кафедры за счет активного участия в конкурсах грантов, международных конференциях, олимпиадах и научно-практических семинарах; - формирование научных школ по основным направлениям НИР кафедры; - использование потенциала НИР в рамках учебного процесса при подготовке бакалавров, магистров, разработке дополнительных образовательных программ, проведения международных школ и открытых лекций - формирование научно-кадрового потенциала по всем специальностям диссертационного совета; - включение экономического раздела в журнал «Вестник СГУГиТ»; - участие в общероссийских грантах; - проведение лекций ведущими преподавателями на английском языке

Наглядно видно, что в работе кафедры управления и предпринимательства налицо позитивная динамика развития. Вместе с тем, есть «долгоиграющие» проблемы, которые решить оперативно сложно, например, повышение процента высококвалифицированных специалистов - докторов наук. Кроме того, вопросы измерения, анализа, улучшения постоянно отражаются в годовых отчетах кафедры, на заседаниях кафедры, в индивидуальной работе с преподавателями и студентами, во внедрении балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости.

Второй уровень. Он касается маркетинга, проектирования, планирования, производства, закупок, проверки и послепродажной деятельности. Все эти процессы взаимосвязаны и касаются в большей степени работы со студентами (а также работы с потенциальными абитуриентами и со стажерами).

Третий уровень. Деятельность этого уровня связана с документальным оформлением деятельности кафедры [10]. Кафедра сама участвует в составлении многих документов, например, рабочих программ, электронных учебно-методических комплексов, сценариев воспитательных мероприятий и пр. Есть документы, носящие «безусловный» характер, например, учебные и рабочие

планы, графики учебного процесса, ведомости успеваемости, кафедральный журнал, расписание занятий и др.

Четвертый уровень. Этот уровень охватывает микропроцессы, происходящие на уровне деятельности отдельных преподавателей, учебы студентов, взаимоотношений, возникающих на занятиях и вне их. Это частные процессы, без которых невозможно существование всех остальных процессов.

Все четыре уровня взаимосвязаны между собой, специфика каждого не отменяет общие тенденции развития процессов деятельности кафедры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В заключение подведем некоторые итоги:

1. Качество образования - это комплексное понятие, которое характеризует эффективность данного вида деятельности с разных сторон - разработка стратегии, организация учебного процесса, маркетинг и др. О качестве образования судят по качеству выпускников. Качество образования базируется на трех ключевых составляющих:

• цели и содержание образовательного процесса;

• уровень профессионализма преподавателей и организации преподавательской деятельности;

• состояние материально-технической базы и уровень научно-информационной базы учебного процесса.

2. Система менеджмента качества высшего образования в современной практике связана со следующими проблемами [11]:

• конъюнктура рынка меняется быстро; рынок неравномерно насыщается специалистами разных профилей;

• спрос на специалистов носит непостоянный характер;

• государство не может регулировать рынок труда и распределение выпускников;

• большая конкуренция на рынке образовательных услуг за счет роста числа негосударственных организаций (вузов, колледжей);

• использование устаревших методик обучения снижает эффективность образовательных процессов.

3. Система менеджмента качества в образовании, будучи внедренной и действующей, позволит выйти учебному заведению на качественно новый уровень. Четкое распределение обязанностей и ответственности за выполнение работы на своем участке, унификация процессов обучения, их согласованное действие, своевременное выявление и устранение недостатков будут способствовать улучшению подготовки специалистов. Это, безусловно, повысит степень доверия заказчиков, заинтересованных в молодых специалистах.

4. Процессный подход является основой системы менеджмента качества. Он включает в себя совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих процессов и регулирует последовательность действий и операций.

5. Комплексный 8ЖОТ-анализ по видам деятельности кафедры является частью процессного подхода стратегического планирования деятельности, идея которого заключается в принятии решений для превращения слабостей в силу

и угроз в возможности, а также в развитии сильных сторон в соответствии с её ограниченными возможностями.

6. В данном исследовании предпринята попытка оценки системы менеджмента качества деятельности кафедры управления и предпринимательства СГУГиТ на основе процессного подхода. Анализ на основе процессного подхода позволил высветить новые грани и возможности улучшения качества высшего экономического образования в условиях перехода на новые стандарты в контексте компетентностного подхода.

7. Качественное образование, престиж среди абитуриентов и хорошая репутация в обществе - все это даст система менеджмента качества, действующая на кафедре и в высшем учебном заведении.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL : http://sinncom.ru/content/reforma/.

2. Карпик А. П. Системная связь устойчивого развития территорий с его геодезическим информационным обеспечением // Вестник СГГА. - 2010. - Вып. 1. - С. 3-14.

3. Информационно-справочный портал поддержки систем управления качеством [Электронный ресурс]. - URL : http://www.quality.edu.ru/

4. Менеджмент процессов: пер. с нем. / под ред. И. Беккера, Л. Вилкова, М. Кугелера, М. Роземанна. - М. : ЭКСПО, 2014. - 384 с.

5. ГОСТ Р ИСО 9004-2001. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества [Электронный ресурс]. - URL : http://www. complexdoc.ru/lib.

6. Deming W. Edwards Fourteen Points and the seven deadly diseases control [Электронный ресурс]. - URL : http://www.endsoftheearth.com/Deming14Pts. htm.

7. SWOT Analysis [Электронный ресурс]. - URL : http://www.quickmba.com/strategy/swot/.

8. Ефимов В. В., Самсонова М. В. Управление процессами. - Ульяновск : УлГТУ, 2008. - 222 с.

9. Мороз О. Н., Шадринцева А. Н. Государственно-частное партнерство в сфере регионального туризма // Вестник СГУГиТ. - 2015. - Вып. 2 (30). - С. 124-133.

10. Стандарт ИСО 9001:2000. Рекомендации по применению [Электронный ресурс]. -URL : http://www.datafort.ru/content/rus/184/1847-article.asp.

11. СТО 4.2-01-2008 «Система менеджмента качества. Общие требования к построению, содержанию и оформлению стандартов организации».

Получено 04.11.2015

© О. Н. Мороз, О. О. Иценков, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.