Научная статья на тему 'SWOT-АНАЛИЗ В ОЦЕНКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

SWOT-АНАЛИЗ В ОЦЕНКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1527
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
SWOT-АНАЛИЗ / СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ / СЛАБЫЕ СТОРОНЫ / ВОЗМОЖНОСТИ / УГРОЗЫ / СТРАТЕГИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СТРОИТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / РЫНОК СТРОИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / МАРКЕТИНГ / ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковтуненко Марина Георгиевна, Долгов Денис Борисович, Карова Альмира Умаровна, Савенко Кристина Алексеевна

В данной статье рассматриваются сущность, преимущества и особенности использования SWOT-анализа в качестве инструмента стратегического анализа деятельности строительной компании. Приведены аналитические подходы к исследованию конкурентоспособности организаций, а также возможные мероприятия для усовершенствования работоспособности и результативности предприятия. SWOT-анализ является обязательным предварительным этапом при подготовке стратегических и маркетинговых планов любого уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SWOT ANALYSIS IN ASSESSING THE COMPETITIVENESS OF A CONSTRUCTION ORGANIZATION

Тhis article discusses the essence, advantages and features of using SWOT analysis as a tool for strategic analysis of the activities of a construction company. Analytical approaches to the study of the competitiveness of organizations, as well as possible measures to improve the efficiency and effectiveness of the enterprise are presented. SWOT analysis is a mandatory preliminary stage in the preparation of strategic and marketing plans at any level.

Текст научной работы на тему «SWOT-АНАЛИЗ В ОЦЕНКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 69.003

SWOT-АНАЛИЗ В ОЦЕНКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Ковтуненко Марина Георгиевна

Доцент кафедры, кандидат экономических наук, Кубанский государственный технологический университет cristinasavenko@yandex.ru

Долгов Денис Борисович, Карова Альмира Умаровна, Савенко Кристина Алексеевна,

Студенты, Кафедра технологии, организации, экономики и управления недвижимости, Кубанский государственный технологический университет

В данной статье рассматриваются сущность, преимущества и особенности использования SWOT-анализа в качестве инструмента стратегического анализа деятельности строительной компании. Приведены аналитические подходы к исследованию конкурентоспособности организаций, а также возможные мероприятия для усовершенствования работоспособности и результативности предприятия. SWOT-анализ является обязательным предварительным этапом при подготовке стратегических и маркетинговых планов любого уровня.

Ключевые слова: SWOT-анализ; сильные стороны; слабые стороны; возможности; угрозы; стратегия; конкурентоспособность; строительная организация; рынок строительных услуг; маркетинг; экономика.

SWOT ANALYSIS IN ASSESSING THE COMPETITIVENESS OF A CONSTRUCTION ORGANIZATION

Kovtunenko Marina Georgievna

Associate Professor of the Department, Candidate of Economic Sciences,

Kuban State Technological University

cristinasavenko@yandex.ru

Dolgov Denis Borisovich, Karpova Elmira Umarovna, Savenko Kristina Alekseevna,

Students,Department of Technology, Organization, Economics and Real Estate Management, Kuban State Technological University

ms article discusses the essence, advantages and features of using SWOT analysis as a tool for strategic analysis of the activities of a construction company. Analytical approaches to the study of the competitiveness of organizations, as well as possible measures to improve the efficiency and effectiveness of the enterprise are presented. SWOT analysis is a mandatory preliminary stage in the preparation of strategic and marketing plans at any level.

Keywords: SWOT analysis; strengths; weaknesses; opportunities; threats; strategy; competitiveness; construction organization; construction services market; marketing; economics.

Целью данной статьи является определить возможность

конкурентоспособности на рынке, так как

рыночная среда представляет собой площадку постоянной конкуренции между

корпорациями.

Методом исследования является SWOT-анализ деятельности строительных организаций в целом, который включает рассмотрение каждой из его составляющих и их взаимосвязь. На основании этого были выявлены 4 ряда мероприятий для возможной стратегии строительного предприятия.

Рынок всегда находится в движении и нестабильности, любая конкурентоспособная организация или предприятие ежедневно стремится выиграть борьбу с соперником. Для учета всех рисков необходимо использовать стратегический анализ, который представляет собой системное исследование, оценку факторов внешней бизнес-среды и экономического потенциала предприятия в целях определения его текущей рыночной позиции и выявления перспективных путей развития в условиях высокой неопределенности рыночной среды. [1]

В качестве инструмента анализа достаточно часто применяется SWOT-анализ. Это несложный и доступный метод, для определения дальнейших перспектив маркетингового развития предприятия. Такой анализ позволяет выявить плюсы, минусы, возможности и угрозы. Главными положительными факторами SWOT-анализа являются простота проведения; возможность увидеть прямую связь между организацией, ее проблемами и возможностями; выявление слабых сторон; использование небольшого количества информации для его проведения.

В данной статье рассмотрим пример составления оценки конкурентоспособности для строительной организации, с помощью SWOT-анализа. Целью SWOT-анализа является объединение информации о внешней и внутренней среде компании для разработки стратегических целей [2, с. 186].

Для успешного анализа внешней среды с использованием технологии SWOT-анализа обеспечивается оценка существующих угроз и прогнозируемых возможностей с точки зрения степени их влияния на стратегию компании [3, с. 89].

Проведение SWOT-анализа включает в себя ответы на следующие вопросы:

1. Каковы сильные и слабые стороны фирмы?

2. Каково влияние внешней среды на деятельность компании?

3. В какой степени фирма может использовать свои сильные стороны, чтобы противостоять внешней среде?

4. В какой степени слабости мешают ей сделать это?

5. Какая оценка может быть дана компании на основе сочетания сильных и слабых сторон деятельности, а также возможностей и угроз?

6. Какие стратегии должны быть реализованы и реализованы компанией с

учетом текущего сочетания сильных и слабых сторон, возможностей и угроз.

Рассмотрим сильные стороны строительных компаний:

Высокая степень соблюдения договорных обязательств, выполнение работ хорошего качества в кратчайшие сроки, своевременная сдача объектов недвижимости, внимательное отношение к заказчику, широкий спектр услуг и использование новейшего оборудования, современных материалов и технологий позволяет компаниям выполнять ремонтно-строительные работы на высоком высокий уровень, тем самым они могут приобретать все больше и больше новых клиентов и достойно конкурировать на рынке. В дополнение ко всему этому, сильными сторонами также являются наличие земельных ресурсов, близость заводов-изготовителей,

использование различных форм мотивации сотрудников предприятия.

В качестве слабых сторон выделим: Слабая рекламная политика, которая лишает организацию возможности привлекать новых клиентов. Плохая оптимизация затрат приводит к низкой рентабельности предприятий. Увеличение отсроченных платежей клиентам, неосмотрительная кредитная политика компаний приводит к увеличению дебиторских задолженностей. Ощущается нехватка специалистов, способных применять инновационные технологии на практике и работать по современным технологиям.

Возможности предприятий: В целом, строительные компании имеют хорошую перспективу развития. За счет получения заемных средств, увеличения собственных средств, привлечения дополнительных источников инвестиций предприятия имеют возможность расширить свое производство, выйти на рынок соседнего региона или смежных рынков. Растущий строительный рынок приведет к увеличению спроса и увеличению клиентской базы. Для компании на данный момент очень важно оптимизировать расходную часть, что позволит увеличить прибыль. Появление новых технологий может помочь оптимизировать затраты предприятия, тем самым у компании появится возможность вводить скидки и расширять рекламу.

Угрозами являются: В настоящее время на строительном рынке существует высокая конкуренция. Требования клиентов и поставщиков растут. Рост цен на строительные материалы может привести к снижению прибыли. Существует риск неуплаты клиентами своих долгов. Одной из угроз также является нехватка высококвалифицированных специалистов.

Результаты анализа представлены на схеме 1.

Рис. 1. Результаты SWOT-анализа

Следующие процедуры SWOT-анализа дают ответы на следующие вопросы: каковы сильные и слабые стороны фирмы; каково влияние внешней среды на деятельность фирмы; в какой степени фирма может

использовать свои сильные стороны, чтобы противостоять внешней среде; в какой степени слабые стороны не позволяют ей сделать это. Ответы на эти вопросы представлены в таблице 1.

Таблица 1

Ответы на вопросы по SWOT-анализу

Возможности Угрозы

Сильные стороны Какие сильные стороны обеспечивают возможности компании? • увеличение выручки за счет увеличения объемов производства свидетельствует о том, что компания востребована на рынке, ее услуги пользуются большим спросом, а это значит, что у компании есть возможность расширить свое производство; • репутация надежного партнера позволяет • привлечение инвесторов и получение заемных средств; • высокое качество услуг и своевременная сдача объектов позволяет увеличить клиентскую базу; • у компании есть возможность выйти на смежные рынки, так как она расширяет спектр своих услуг; • сотрудничество с крупными компаниями позволяет хорошо рекламировать вашу компанию Какие сильные стороны могут устранить угрозы для компании? • главной угрозой компании является высокая конкуренция на строительном рынке. Однако увеличение выручки за счет увеличения объемов производства свидетельствует о том, что компания востребована на рынке, ее услуги пользуются большим спросом. Таким образом, компания может конкурировать на рынке; • поскольку в компании работает много квалифицированного персонала, нехватка специалистов на рынке не страшна. Кроме того, компании могут проводить тренинги специалистов и быть направлены на повышение квалификации своих сотрудников; • увеличение клиентов и объемов производства, растущий спрос и рынок при одновременной оптимизации затрат могут привести к увеличению прибыли; • качество и спектр предоставляемых услуг улучшаются, у компании есть возможность удовлетворить требования клиентов.

Слабые Какие слабые стороны мешают стороны использованию возможностей?

• небольшая популярность компании в соседних регионах может помешать ей выйти на рынки соседних регионов;

• высокие затраты мешают компании внедрять систему скидок и расширять рекламу;

• нехватка средств, низкая прибыль будут препятствовать расширению производства.

Какие слабости могут привести к наступлению угроз?

• плохая подготовка компетентных сотрудников в вузах приводит к нехватке специалистов;

• отсутствие скидок и выгодных предложений может привести к недовольству со стороны клиентов;

• высокая себестоимость продаж снижает прибыль;

• увеличение отсрочки платежа клиентам, неосмотрительная кредитная политика могут привести к угрозе неплатежей.

Исходя из результатов таблицы 1, выявлены мероприятия необходимые для решения ряда важных проблем. Все мероприятия разделены на 4 типа стратегии деятельности организации:

1. SO стратегия - направлена на использование сильных сторон организации, для получения максимальной отдачи от возможностей во внешней среде. Эта стратегия является наиболее привлекательной для организации;

2. WO стратегия -предусматривает преодоление слабых сторон предприятия за счет использования возможностей во внешней среде;

3. ST стратегия - ориентирована на преодоление угроз со стороны внешней среды за счет сильных сторон в предприятия;

4. МГ стратегия - должна показать, как избавиться от факторов слабостей на предприятии и попытаться предотвратить нависшую над ней угрозу.

Мероприятия, основанные на SWOT-анализе:

Первая стратегия подразумевает мероприятия дальнейшего повышения качества, исходя из требований потребителей, для этого необходимо:

— внедрение технологий;

— использование более высокого качества;

— сокращение выполнения заказа;

— освоение новых рынков сбыта;

— расширение спектра предоставляемых услуг.

Вторая стратегия содержит мероприятия, которые необходимо осуществить, преодолевая слабые стороны и используя представленные возможности:

— увеличение внеоборотных активов за счет финансовых вложений, результатов исследований и разработок, увеличение нематериальных активов (получение лицензий, сертификатов);

— реализация маркетинговой политики: введение системы скидок и

проведение рекламной кампании (размещение информации о товарах и предприятиях в средствах массовой информации);

— применение опыта зарубежных строительных компаний

Третья стратегия включает действия, которые используют силу организации для того, чтобы избежать угроз:

— увеличение средств, в первую очередь за счет заемных средств, за счет уменьшения запасов или за счет дополнительных собственных средств и нераспределенной прибыли;

— постоянное повышение квалификации сотрудников, поощрение получения дополнительных лицензий, сертификатов;

— реализация социальной политики (предоставление дополнительных льгот, услуг и социальных льгот работникам).

Четвертая стратегия содержит мероприятия, сводящие к минимуму слабые места, чтобы избежать угроз:

— оптимизация затрат за счет снижения переменных затрат, а именно модернизация производственных процессов; применение ресурсосберегающих технологий; снижение прямых затрат на сырье, материалы; оптимизация численности персонала;

— сокращение дебиторской задолженности путем персонификации ответственности за дебиторскую задолженность; закрепление за каждым должником конкретных сотрудников; мониторинг динамики дебиторской задолженности, сроков погашения задолженности; предоставление штрафных санкций за невыполнение условий оплаты;

— изучение покупателей с точки зрения потребностей населения;

— выявление возникающих изменений на рынке, поиск способов реагирования на влияние внешних факторов.

Таким образом, проведя SWOT-анализ строительных организаций, можно сделать следующие выводы.

Основными преимуществами компаний являются их репутация как надежного

современных материалов времени

партнера. Такая репутация складывается благодаря высокому качеству и широкому спектру услуг, своевременной сдаче объектов и высококвалифицированному персоналу. Эти сильные стороны компаний нуждаются в дальнейшем развитии, чтобы успешно продолжать свою деятельность на строительном рынке и оставаться лидерами в этой отрасли. Для этого необходимо продолжать повышать качество

информационных услуг за счет внедрения современных технологий, использования более качественных материалов, сокращения сроков выполнения заказов. Все эти меры

позволят компаниям осваивать новые рынки сбыта и выйти на смежный рынок. Также необходимо проводить маркетинговую политику: вводить систему скидок и проводить рекламную кампанию.

Основным негативным фактором компаний является то, что из-за высокой себестоимости продаж и низкой прибыли компании необходимо увеличивать денежные средства, в первую очередь за счет заемных средств, сокращения запасов или дополнительных собственных средств. Важно оптимизировать затраты за счет внедрения резервов, в первую очередь внутренних.

ЛИТЕРАТУРА

1. Отварухина Н.С. Современный стратегический анализ: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М.: Издательство Юрайт, 2018. - 427 с.

2. Казакова Н.А. Современный стратегический анализ: учебник и практикум для магистратуры / Н.А. Казакова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 469 с.

3. Розанова Н.М. Конкурентные стратегии современной фирмы: учебник и практикум для вузов / Н.М. Розанова. - М.: Юрайт, 2020. - 343 с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.