Научная статья на тему 'ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ'

ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4912
744
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
конкурентоспособность / конкурентные преимущества / сильные и слабые стороны предприятия / дорожно-строительные работы / competitiveness / competitive advantages / strengths and weaknesses of the enterprise / road construction works

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М И. Даниленко

Благодаря оценке конкурентоспособности открываются решения таких задач, как определение места предприятия на рынке, оценка конкурентов в данной отрасли, разработка эффективной стратегии, поиск надежных инвесторов и партнеров, привлечение капитала, стратегия выхода на новые рынки, введение новых разработок и т.д. В данной статье проанализированы теоретические основы формирования конкурентной среды предприятия в рыночных условиях, проведен анализ и оценка конкурентоспособности предприятия в рыночных условиях хозяйствования. С использованием известных методик и методов оценки конкурентоспособности (PEST-анализ, анализ по модели пяти сил Портера и др.) был проведен стратегический анализ деятельности, исследованы конкурентные преимущества предприятия дорожно-строительной отрасли АО «Кемеровоспецстрой». На основании проведенных исследований сделаны выводы и даны рекомендации по укреплению конкурентных позиций предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — М И. Даниленко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENTERPRISE COMPETITIVENESS ASSESSMENT

Thanks to the competitiveness assessment, solutions to such problems as determining the place of an enterprise on the market, evaluating competitors in this industry, developing an effective strategy, finding reliable investors and partners, raising capital, entering new markets, introducing new developments, etc. This article analyzes the theoretical foundations of the formation of a competitive environment in an enterprise in a market environment, analyzes and evaluates the competitiveness of an enterprise in a market environment. Using well-known techniques and methods for assessing competitiveness (PEST analysis, analysis based on the Porter’s five forces model, etc.), a strategic analysis of the activity was carried out, and the competitive advantages of the construction industry enterprise Kemerovospetsstroy JSC were investigated. Based on the studies, conclusions are made and recommendations are given to strengthen the competitive position of the enterprise.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ»

11. Мисаков В.С. Функционально-стоимостный анализ сроков строительства //Бухгалтерский учет. - 1985. - №8. - С.0

12. Нотяг А.В. перспективность сельских территорий как интегральный показатель оценки инвестиционной приоритетности //Дискуссия. - 2016. - №1. - С.37-43

13. Сельские поселения России: исторический и социокультурный анализ: Сб. науч. тр. /Под ред. О.Г. Севан. -М.,1993. - 184 с.

14. Устойчивое развитие сельских территорий как фактор обеспечения экономической безопасности /Под ред. Н.Л. Ку-репиной. - Элиста: Изд-во Калмыцкого ГУ,2009. - 237 с.

15. Уянаев Б.Б., Мисаков В.С. Новая модель развития сельских территорий и обеспечения продовольственной безопасности //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - № 3 (65). - 135-140.

References:

1. Abalkin L.I. Economic security of Russia: threats and their reflection // Problems of Economics. - 1994. - No. 12. - S.3-21

2. Bautin V.M., Kozlov V.V., Merzlov A.V. and others. Sustainable development of rural areas: strategy and tactics. - M .: FGIU Rosinformagrotech, 2004. - 384 p.

3. Efimova G.A., Isaev G.A. Economic analysis of interregional socio-economic differentiation of rural areas // News of the International Academy of Agrarian Education. - SPb, 2012. - No. 14. - S.64-67

4. Kemel M. State regulation of the economy of the agro-industrial complex and rural areas // Sustainable development KZ. -

2005. - No. 9. - P.78-84

5. Kovalenko E.G. and others. Modernization of the mechanism of sustainable development of rural areas / Ed. Ko-valenko E.G. - M .: Ed. House of the Academy of Natural Sciences, 2014. - 284 p.

6. Medolazov A.S. Sustainable socio-economic development of rural areas as a factor in the growth of the quality of life of the rural population: diss. Cand. econom. sciences. - M., 2009. - 187 p.

7. Merzlov A.V. Sustainable development of rural areas: Theory, methodology, practice: diss. Cand. econom. sciences. - M.,

2006. - 420 p.

8. Misakov A.V. Some aspects of the development of the institutional environment of the agri-food complex // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2015. - No. 4 (66). - S. 92-98.

9. Misakov V.S. Development of financial analysis at the investment stage // Statistics issues. - 2002. - No. 2. - P.47

10. Misakov V.S. Comparison as a general scientific method of cognition // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2007. - No. 3. - p.16

11. Misakov V.S. Functional and cost analysis of construction time frames // Accounting. - 1985. - No. 8. - C.0

12. Notyag A.V. perspectiveness of rural areas as an integral indicator of assessing investment priority // Discussion. - 2016. -No. 1. - P.37-43

13. Rural settlements of Russia: historical and socio-cultural analysis: Sat. scientific. tr. / Ed. O.G. Sevan. - M., 1993. - 184 p.

14. Sustainable development of rural areas as a factor in ensuring economic security / Ed. N.L. Kurepina. - Elista: Publishing house of the Kalmyk State University, 2009. - 237 p.

15. Uyanaev B.B., Misakov V.S. A new model for the development of rural areas and ensuring food security // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - No. 3 (65). - 135-140.

DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10455

М.И. Даниленко - доцент кафедры региональной и отраслевой экономики, Кемеровский государственный университет, [email protected],

M.I. Danilenko - associate professor of the department of regional and sectoral economics, Kemerovo State University.

ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ENTERPRISE COMPETITIVENESS ASSESSMENT

Аннотация. Благодаря оценке конкурентоспособности открываются решения таких задач, как определение места предприятия на рынке, оценка конкурентов в данной отрасли, разработка эффективной стратегии, поиск надежных инвесторов и партнеров, привлечение капитала, стратегия выхода на новые рынки, введение новых разработок и т.д. В данной статье проанализированы теоретические основы формирования конкурентной среды предприятия в рыночных условиях, проведен анализ и оценка конкурентоспособности предприятия в рыночных условиях хозяйствования. С использованием известных методик и методов оценки конкурентоспособности (PEST-анализ, анализ по модели пяти сил Портера и др.) был проведен стратегический анализ деятельности, исследованы конкурентные преимущества предприятия дорожно-строительной отрасли АО «Кемеровоспец-строй». На основании проведенных исследований сделаны выводы и даны рекомендации по укреплению конкурентных позиций предприятия.

Abstract. Thanks to the competitiveness assessment, solutions to such problems as determining the place of an enterprise on the market, evaluating competitors in this industry, developing an effective strategy, finding reliable investors and partners, raising capital, entering new markets, introducing new developments, etc. This article analyzes the theoretical foundations of the formation of a competitive environment in an enterprise in a market environment, analyzes and evaluates the competitiveness of an enterprise in a market environment. Using well-known techniques and methods for assessing competitiveness (PEST analysis, analysis based on the Porter's five forces model, etc.), a strategic analysis of the activity was carried out, and the competitive advantages of the construction industry enterprise Kemerovospetsstroy JSC were investigated. Based on the studies, conclusions are made and recommendations are given to strengthen the competitive position of the enterprise.

Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентные преимущества, сильные и слабые стороны предприятия, дорожно-строительные работы.

Keywords: competitiveness, competitive advantages, strengths and weaknesses of the enterprise, road construction works.

Эффективное управление конкурентоспособностью предприятий - процесс планомерного влияния на функционирование всех систем организации, формирование конкурентной позиции в рыночных условиях. Руководство конкурентоспособностью предприятия сводится к созданию конкурентных преимуществ во всех областях жизнедеятельности, представляя собой комплексное, целенаправленное решение вопросов. Объект регулирования в системе управления конкурентоспособностью - это потенциал предприятия в части создания конкурентных преимуществ, предоставляющих ему более высокую ценность, чем конкурентам, а также достигаемыми стратегическими и тактическими целями с наилучшим использованием любого рода ресурсов. Из-за недостаточной конкурентоспособности снижаются различные показатели финансово-хозяйственной деятельности. Так, например, конкурентоспособность предприятия влияет на способность получать доходы. Низкая величина доходов в дальнейшем приводит к снижению прибыли, а, следовательно, и рентабельности.

Эффективность принятия решений по управлению конкурентоспособностью предприятия зависит от установленных условий на момент принятия решения во внутренней и внешней среде предприятия, от усилий со стороны лица, принимающего решения, сферы его ответственности, его способности влиять на ресурсы, изменять или корректировать цели.

Поскольку конкурентоспособность напрямую связана с использованием ограниченных ресурсов предприятия, то оценка конкурентоспособности может быть выражена через показатели эффективности использования ресурсов.

При оценке экономической эффективности предприятия используют различные показатели. Оценка технической составляющей включает в себя: анализ материальных ресурсов, качества сырья и заготовок; степень использования инновационных технологий на производстве, уровень квалификации и ученых степеней кадров предприятия. Экономическая составляющая включает в себя: показатели объемов производства, конечные результаты деятельности. Оценка ресурсной составляющей производства включает в себя: анализ соотношения конечного результата с показателями производства. К таким показателям можно отнести: материалоемкость, капиталоемкость, производительность труда.

Далее рассмотрим методы и подходы, используемые при оценке эффективности деятельности предприятия. Наиболее часто используемым и более все охватывающим является системный подход. При применении системного подхода создается полная картина исследуемого предприятия, позволяющая оценить положительные и негативные явления на производстве. Используются вертикальный и горизонтальный анализ. При проведении горизонтального анализа определяются относительные и абсолютные отклонения фактического уровня изучаемых индикаторов предприятия от плановых, базовых индикаторов, а также при сравнении с другими предприятиями данной отрасли.

При проведении вертикального анализа исследуется структура воздействия операций на производстве через расчет удельного веса долей в общем целом, соотношение частей целого между собой, а также воздействия условий на уровень окончательных индикаторов через сопоставление их значения с базовыми индикаторами.

Есть методики, в основе которых находится критерий использования формализованных процедур оценки, это качественные и количественные методики. К первым относятся: SWOT- анализ, матричные и рей-тинго - экспертные методы. Ко вторым относятся индексные методы, методы оценки по доле рынка или товарам.

Или методики, в основе которых находится критерий зависимости от характера данных. Это методика документально подтвержденных данных (методы обзора статистических данных, методы оценки отчетности) и методы, которые основаны на чьем-то мнении. Это экспертная оценка, а также проведенные социологические исследования.

Арбатская Е.А. [1] выделяет 3 разных подхода к оценке конкурентоспособности: маркетинговый, факторный и комплексный. В маркетинговом подходе оценивается доля рынка, его привлекательность и удовлетворенность клиентов. В данном подходе применятся матричные методы, а также метод опроса, анкетирования и статистической обработки. Факторный подход выявляет, оценивает ключевые факторы успеха и сравнивает их с конкурентами. Данный подход содержит метод оценки конкурентоспособности и метод теории эффективной конкуренции. А в комплексном подходе происходит комплексная реальная оценка конкурентоспособности, которая может различаться в зависимости от использованного метода.

Другая классификация методов оценки конкурентоспособности [4]:

Матричные методы - они оценивают конкурентоспособность компаний в динамике. Они просты в расчетах и очень наглядны, но нет анализа причин, что может осложнить принятие управленческих решений. Примерами являются матрица Портера, матрица БКГ, модель GE/ Mc Kinseу и другие.

Методы, которые основаны на оценке конкурентоспособности товара или услуги предприятия - для данных методов характерно то, что самым конкурентоспособным товаром является продукция с наивысшим каче-

ством и наименьшей ценой. Это простая и очень наглядная оценка, но, с другой стороны, эти методы предоставляют только ограниченный доступ к преимуществам и недостаткам деятельности организации. Основные примеры - дифференциальный метод, комплексный метод и смешанный метод оценки.

Методы, которые основаны на теории эффективной конкуренции - в данном случае самыми конкурентоспособными компаниями являются фирмы с отличной организацией работы всех сотрудников. Данная оценка происходит на основе имеющихся ресурсов компании. Он позволяет быстро и полно показать положение объекта на отраслевом рынке, но метод не является объективным из-за суммирования способностей к достижению конкурентных преимуществ.

Комплексные методы - оценки основываются на степени удовлетворения потребностей и эффективности производства. Они являются простыми в расчетах, а также имеют единственную интерпретацию выводов, но присутствует неполнота характеристики деятельности компании. Примером служит метод интегральной оценки [3].

Оценка конкурентоспособности чаще происходит при использовании различных методов, так как это обусловлено спецификой деятельности организации, а также особенностями отрасли и целью исследования. Именно использование нескольких методик позволяет эффективно, объективно и точно оценить реальное положение организации относительно ее конкурентов.

Проведем анализ конкурентоспособности предприятия с использованием известных методик, выбрав наиболее приоритетные параметры для оценки субъекта предпринимательской деятельности.

Объектом исследования является дорожно-строительная компания АО «Кемеровоспецстрой». Основной вид деятельности - выполнение специальных строительных работ, таких как: земляные работы, благоустройство, строительство и реконструкция автодорог, сваебойные работы, а также прокладка сетей водопровода и канализации, малоэтажное строительство. Основные заказчики: администрация Кемеровской области и города Кемерово, ГКУ КО Дирекция автодорог Кузбасса, ФКУ "Сибуправтодор", прочие предприятия города Кемерово и области.

Главным направлением в развитии строительной компании является повышение качества выполняемых работ, постоянное внедрение современных технологий и применение новейших материалов.

Рынок дорожного строительства в России за последние десять лет демонстрирует тенденцию роста, этому способствуют Государственная программа "Развитие транспортной системы", национальный проект "Безопасные и качественные дороги".

Дорожно-строительная отрасль отличается тем, что взаимодействие покупателя и продавца осуществляется специфическим образом, так как в большинстве случаев в роли покупателя выступают государственные и муниципальные органы власти, а со стороны продавцов действуют дорожно-строительные предприятия, конкурирующие между собой. Кроме того, дорожно-строительная отрасль имеет свою специфику и как вид деятельности, в частности, небольшой объем работ выполняемых на одном участке приводит к необходимости ведения работ на разных объектах, нередко находящихся на значительном удалении друг от друга, немалое влияние оказывает и специфичность технологии дорожного строительства. Применение современных технологий позволяет обеспечить качество выполняемых работ и соответствие дорожного полотна нормативным требованиям. На сегодняшний день нормативным требованиям соответствует только около половины федеральных и треть местных дорог.

Конкурентная ситуация на дорожно-строительном рынке Кемеровской области характеризуется довольно большим количеством предприятий, так по данным Кемеровостата, на 2018г. в строительной отрасли насчитывалось 4108 организаций, из них 226 специализировались на дорожных работах.

Основными конкурентами АО «Кемеровоспецстрой» являются компании, действующие на рынке более 15 лет. Конкурентными преимуществами таких компаний являются: наработанная база контрагентов (в том числе клиентская база и устойчивые отношения с поставщиками и инвесторами), сформированный имидж компаний, устойчивая ценовая политика.

В таблице 1 представлены основные конкуренты (рассматривались предприятия, основным видом деятельности которых является строительство дорог и автомагистралей, имеющие положительные финансовые результаты), предприятия проранжированы по величине выручки от продаж.

Таблица 1 - Основные конкуренты и результаты их деятельности

Предприятие Выручка, тыс. руб. Активы, тыс. руб. Рентабельность продаж, % Рентабельность собственного капитала, % Возраст, лет

АО "Автодор" 4937616 452446 2 2 7

АО «Кемеровоспецстрой» 2328695 1079516 6,9 15 23

ООО "Кузбассдорстрой" 1961724 1816813 17 12 18

ООО "Лель" 630761 326815 - 95 22

ООО "Региондорстрой" 269813 124513 19 28

ОАО "Крапивинавтодор" 181625 106372 10 16 15

ООО "КСК" 111265 82081 63 96 9

ООО "Дорожник" 71371 2200 64 3

ООО "Сибспецстрой" 68245 15300 -38 16

ООО "Идеал-Строй" 44962 3500 1 1 16

ОАО "Новосибирскавтодор" 9 290 248 2430 162 3 3 24

По объему выручки АО «Кемеровоспецстрой» занимает 158 место среди всех предприятий Кемеровской области и 2 место в категории "Строительство, ремонт и обслуживание дорог, мостов, тоннелей, аэродромов и ЖД путей". По стоимости бизнеса предприятие занимает 150 место среди всех компаний в регионе и 2 место в отрасли. Среди предприятий, участников тендеров по 44 ФЗ предприятие занимает 43 место в РФ, с общей суммой госконтрактов 4 572 609 902 руб.

Предприятие является одним из лидеров отрасли в регионе. Среди конкурентных преимуществ предприятия можно выделить: длительный период существования на рынке (более 20 лет); активная деятельность (темпы роста объемов продаж более 25%); предприятие имеет действующие лицензии на право пользования недрами (на срок до 2039г.); является членом СРО; большой уставный капитал (337 т.р.); предприятие финансово устойчиво, не зависит от заемных средств; предприятие характеризуется обеспеченной платежеспособностью.

На деятельность АО «Кемеровоспецстрой» особое влияние оказывает внешняя среда. Поэтому всё внешнее окружение требует глубокого изучения, а с помощью PEST-анализа возможно провести данное исследование и спланировать долгосрочное будущее. PEST-анализ ориентирован исключительно на макросреду компании и на факторы, не касающиеся напрямую деятельности данного предприятия, но способные оказать влияние на долгосрочные решения предприятия [5]. PESTLE-анализ является расширенной версией PEST-анализа и дает представление о том, какие ключевые факторы внешней макросреды могут создавать различные возможности и угрозы в будущем (таблица 2).

Таблица 2 - Факторы PESTLE-анализа

Political Бюрократизация и уровень коррупции; Государственное регулирование в отрасли (новые технологии, стандарты); Государственное регулирование конкуренции (пресечение рейдерских схем). Economic Темпы роста экономики; Инфляция Кредитно-денежная и налогово-бюджетная политика страны; Затраты предприятия на энергоресурсы.

Social Демографические изменения (уменьшение количества работников); Мобильность населения (отток работников); Отношение к работе, карьере, досугу и выходу на пенсию; Обеспечение кадрами и квалифицированными специалистами; Уровень образования населения страны (прохождение практики студентов и повышение квалификации сотрудников компании); Влияние СМИ (отношение жителей к ремонту дорог). Technological Развитие технологий (повышение качества -опыт зарубежных компаний); Минимизации потерь энергоресурсов; Государственная техническая политика.

Environmental Ужесточение законодательства по охране окружающей среды; Экологичность применяемых технологий в строительстве (в компании существует отдел охраны окружающей среды). Legal Изменение законодательства в госзакупках; Сервис для проведения госзакупок; Законодательство по технологиям; Изменение законодательства для СРО

Определенные политические и социальные аспекты в большей степени влияют на организацию, чем экологические. Также мы видим, что государство проявляет воздействие на компанию. Оценим вероятность появления каждого фактора и степень влияния каждого фактора-события. Суммарная оценка указывает на степень готовности предприятия реагировать на факторы внешней среды (таблица 3).

Таблица 3- Сводная таблица значимых факторов PESTLE-анализа

Внешние стратегические факторы Вес Оценка Взвешенная оценка

Политические факторы

Бюрократизация и уровень коррупции 0,02 2 0,04

Государственное регулирование в отрасли 0,03 1 0,03

Государственное регулирование конкуренции 0,01 1 0,01

Экономические факторы

Темпы роста экономики 0,07 5 0,35

Инфляция 0,02 2 0,04

Кредитно-денежная и налогово-бюджетная политика 0,1 5 0,5

Затраты предприятия на энергоресурсы 0,1 3 0,3

Социокультурные факторы

Демографические изменения 0,05 2 0,1

Мобильность населения 0,05 2 0,1

Отношение к работе, карьере, досугу и выходу на пенсию 0,05 1 0,1

Обеспечения компании кадровым потенциалом и квалифицированными специалистами 0,03 2 0,06

Уровень образования 0,02 2 0,04

Влияние СМИ 0,05 2 0,1

Экологические факторы

Ужесточение законодательства по охране окружающей среды 0,05 3 0,15

Экологичность применяемых технологий в строительстве 0,1 3 0,3

Правовые факторы

Изменение законодательства в госзакупках 0,1 4 0,4

Сервис для проведения госзакупок 0,05 3 0,15

Законодательство по технологиям 0,05 3 0,15

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изменение законодательства для СРО 0,05 2 0,1

Суммарная оценка 1,00 3,02

Суммарная оценка влияния факторов дает представление о готовности предприятия реагировать на факторы внешней среды, полученная оценка 3,02 балла свидетельствует о среднем уровне влияния внешних факторов. Наибольшее влияние оказывают экономические и правовые факторы. Изменения в законодательстве, усиление государственного регулирования отрасли, изменение регулирования госзакупок способны оказать как положительное, так и отрицательное влияние на позиции предприятия; темпы роста экономики, динамика курса валют, инфляция, затраты предприятия на энергоресурсы оказывают существенное влияние на прибыльность предприятия. Таким образом, PEST-анализ выступает инструментом для осмысления дорожно-строительной отрасли. Данный анализ помог отобразить позицию предприятия, потенциал и направление для дальнейшего развития.

Также добавим, что при многообразных трансформациях внешней среды АО «Кемеровоспецстрой» должно реагировать на них, так как стратегия компании должна соответствовать ее возможностям и внешней среде.

Был проведен анализ эффективности взаимодействия предприятия с внешней средой по 5-ти балльной оценке. В итоге, предприятие набрало 53 балла по 15 вопросам анализа. Оценка 5 баллов была получена по вопросам: «Хорошо ли организация знает свой рынок?», «Каковы перспективы развития организации? (рост свыше 5%)», оценка 1 балл за вопрос «Сколько конкурентов на рынке?» (свыше 20). Остальные оценки по вопросам о рынке, конкурентах, потребителях и т. п. распределились в диапазоне 2-4 балла. Полученная сумма 53 балла свидетельствует об эффективном взаимодействии АО «Кемеровоспецстрой» с внешней средой.

Анализ по модели пяти сил Портера предоставляет возможность провести исследование рынка, дать оценку конкуренции, а также определить стратегию предприятия. Модель Портера помогает определить позицию АО «Кемеровоспецстрой» в отрасли. За основу была использована трехбалльная система, где 1 балл имеет низкую значимость, 3 - высокую, а 2 - среднюю значимость. Проведена оценка рыночной власти потребителей, рыночной власти поставщиков, угрозы появления новых игроков на рынке, угрозы появления продуктов-заменителей с более выгодной ценой и уровня конкурентной борьбы.

На основании анализа можно сказать, что рыночная власть покупателя высока, средний коэффициент равен 3. Это объясняется тем, что, в основном, заказчиком АО «Кемеровоспецстрой» выступает государство, государственные организации регионального уровня. В данных условиях заказчик, а именно государство, определяет нормативы к строительству и реконструкции. Власть поставщиков средняя (2 балла), обуславливается высокой конкуренцией. Поставщики любыми способами пытаются привлечь клиентов, в том числе и различными скидками и спецпредложениями. Вторжение новых участников оценим в 2 балла, что является средней оценкой. Угроза товаров-заменителей является незначительной и оценивается в 1 балл. Согласно данной оценке, можно сделать вывод, что в исследуемом сегменте не имеется достойных товаров - заменителей, а появлений новых нецелесообразно. Так как применение в работе иных дорожных покрытий в ближайшем будущем не планируется, из-за этого придется трансформировать сам способ передвижения на автотранспортных средствах. В настоящее

время не выявлено иного покрытия, которое бы справилось с тяжелыми климатическими условиями, нагрузкой на дороги тяжелой техникой. Внутриотраслевая конкуренция составляет 2,67 баллов это выше среднего. Фактором, который определяет участие предприятий на рынке, является ценовая политика. Чем ниже предприятие предложит цену, тем больше вероятность обойти конкурентов. Таким образом, нужно постоянно снижать свои издержки, а также получать скидки у поставщиков.

Составим модель пяти сил конкуренции М. Портера (рисунок 1). Наибольшее влияние оказывают сила покупателей и внутриотраслевая конкуренция. Согласно выделяемым М. Портером пяти взаимодействующих структурных факторов, ведущих к интенсивности конкуренции, сложившуюся ситуацию можно охарактеризовать как сосуществование сбалансированных конкурентов. Поскольку конкуренты имеют похожие характеристики, и в этом случае прогнозируется опасность жесткой конкуренции.

Власть покупателей

Рисунок 1 - Модель пяти сил конкуренции

Стратегическое положение фирмы на рынке можно показать на рисунке 2.

стратегическое

положение

лидер СЕ5

последователь

рост зрелость упадок

стадия

развития

Рисунок 2 - Модель пяти сил конкуренции АО «Кемеровоспецстрой»

На рисунке 2 показано положение предприятия в координатах "стадия развития-стратегическое положение". Стратегическое положение предприятия в отрасли определяется как лидирующее, поскольку АО «Кемеровоспецстрой» входит в тройку крупнейших предприятий отрасли в регионе по различным показателям. С точки зрения стадии развития предприятия оно находится в стадии зрелости.

EFE матрица - это анализ внешних факторов предприятия: социальных, экономических, политических, законодательных и других. Она служит хорошим инструментом для визуализации и определения положения

предприятия. Матрица позволяет дать оценку факторам, позволит определить ключевые возможности и угрозы, которые влияют или могут повлиять на АО «Кемеровоспецстрой».

В анализе деятельности были использованы 16 различных факторов внешней среды. Таким образом, данный инструмент стратегического управления позволяет нам суммировать факторы и оценить текущие условия ведения бизнеса, анализ основывается на PEST-анализе и анализе по модели пяти сил Портера и представлен в таблице 4.

Таблица 4 - EFE матрица

Ключевые факторы Вес Рейтинг Взвешенная оценка

Возможности

1. Увеличение финансирования дорожно-строительной отрасли 0,1 4 0,4

2. Политические действия приводят к присоединению новых рынков 0,05 4 0,2

3. Проведение международных мероприятий увеличивает количество аукционов 0,05 4 0,2

4. Жалобы населения приводят к увеличению тендеров 0,025 3 0,075

5. Поддержка государства (входит в список системообразующих компаний) 0,05 4 0,2

6. Подписание контракта с новыми поставщиками 0,05 4 0,2

7. Расширение видов работ 0,1 4 0,4

8. Выход на международный уровень 0,025 3 0,075

9. Большое количество плохих дорог в стране 0,1 4 0,4

Угрозы

1. Экономический спад 0,1 1 0,1

2. Повышение цен на материалы 0,1 1 0,1

3. Нестабильность валюты 0,05 2 0,1

4.Конкуренты усиливают свои позиции 0,05 1 0,05

5. Влияние природных условий на гарантийное обслуживание 0,05 2 0,1

6. Порча дорожного покрытия крупным автотранспортом 0,05 1 0,05

7. Появление на рынке зарубежных конкурентов 0,05 2 0,1

Всего 1,00 2,75

Общий взвешенный показатель составляет 2,75 (средний показатель равен 2,5). Данный показатель выше среднего, это означает, что бизнес способен реагировать на внешние факторы и угрозы.

SWOT-анализ является самым основополагающим анализом во время изучения конкурентоспособности предприятия в целом. Он оценивает фактическое и текущее положение компании, а также ее перспективы.

На основании SWOT - анализа можно выделить:

Сильные стороны АО «Кемеровоспецстрой»

1) Так как предприятие является членом СРО «НПСО КО «Главкузбассстрой», оно допущено к разным видам строительных работ: геодезические работы, земляные работы, монтажные работы, свайные работы, устройство автомобильных дорог, устройство различных сетей и т.п.

2) Предприятие успешно осуществляло свою деятельность на таких крупных и значимых объектах:

- Капитальный ремонт автомобильной дороги Ленинск-Кузнецкий-Прокопьевск-Новокузнецк на участке км 54 - км 68, км 57 - км 73;

- Участие в строительстве автомобильной дороги Новосибирск - Ленинск-Кузнецкий - Юрга;

- Ремонт покрытия автомобильных дорог местного значения г. Кемерово

- Капитальный ремонт по благоустройству б-р Строителей в г. Кемерово;

- Автомобильная дорога п. Бачатский - Старобачаты - заказчиком выступил «Бачатский угольный разрез»;

- Строительство и реконструкция участка автомобильной дороги Р-255 «Сибирь» Новосибирск-Кемерово-Красноярск-Иркутск (обход г. Мариинск).

3) Достаточно полный парк техники и автотранспорта, общее количество которой составляет более 250 единиц. Также имеется дорогостоящее и уникальное оборудование, например, установка ROAD DRYER, которая позволяет быстро высушить асфальтобетонное покрытие.

4) АО «Кемеровоспецстрой» имеет собственную лабораторию, которая оснащена современным оборудованием, что позволяет проводить исследования различных видов грунтов, материалов, строительной и дорожной продукции, что, несомненно, улучшает контроль качества. Предприятие не стоит на месте и осваивает новые технологии, вводит в производство зарубежный опыт, например, технологию укладки асфальтобетонных покрытий с помощью перегружателя асфальтобетонной смеси Shuttle Buggy, которая позволяет непрерывно и быстро укладывать асфальт.

5) В компании работают высококвалифицированные специалисты. Существуют различные системы премирования и награждения лучших работников, ДМС.

6) На руководящем составе лежит огромная ответственность не только за достижение компанией высоких экономических показателей, но и за атмосферу в коллективе.

Слабые стороны АО «Кемеровоспецстрой»:

1) Государство регулирует план государственных закупок и его финансирование из бюджета. Таким образом, от покупательной способности государства зависит бизнес и текущая ситуация на рынке.

2) Компания постоянно изучает и внедряет в работу новые технологии, что позволяет обойти конкурентов на рынке. Однако это довольно дорогостоящий процесс. Но этого невозможно избежать по причине того, что при применении неактуальных в настоящее время методов укладки асфальта будет страдать качество выполненных работ.

3) Ремонтные работы дорог выполняются, прежде всего, в благоприятных погодных условиях. Это сезонный вид деятельности. Из-за плохих погодных условий ремонт дорожного покрытия затрудняется или не представляется возможным вообще. Данный фактор оказывает влияние и на качество работы, асфальтовое покрытие быстрее подвергается деформациям.

4) В основном, крупные объекты строительства находятся на большом расстоянии от подразделений компании. Соответственно, увеличиваются транспортные расходы на перевозку техники, оборудования, командировки, пересылку документации.

5) Каждый летний период предприятие остро нуждается в большом количестве квалифицированных рабочих. От правильно подобранного персонала зависит качество и сроки выполненных работ, репутация предприятия.

6) Качество используемых строительных материалов и оборудования является основным фактором в работе дорожно-строительного предприятия. Данный фактор воздействует на экономичность и рентабельность объекта постройки. В настоящее время на рынке строительных материалов существует огромное количество ненадежных поставщиков.

Возможности АО «Кемеровоспецстрой» :

1) Предприятие может развивать стратегию выхода в другие регионы.

2) Количество тендеров напрямую зависит от величины бюджета. Если бюджет в регионе ограничен, то соответственно, количество аукционов также будет ограниченным и первоначальные цены контракта будут не высокими и наоборот.

3) Региональная поддержка. Регион старается различным образом поддерживать местные компании.

4) Если предприятие зарекомендовало себя на рынке и пользуется репутацией, оно может начать развивать новый вид деятельности, который будет конкурентоспособным.

5) В связи с развитием рынка дорожного строительства, поставщики предприятия не являются монополистами. Поставщики преследуют цель получение наибольшей прибыли от продаж своего товара. Для привлечения крупных клиентов, например, как АО «Кемеровоспецстрой», которые приобретают большие партии, существуют специальные скидки.

Угрозы АО «Кемеровоспецстрой»:

1. Государственные организации являются основными заказчиками компании. Государство может изменить структуру государственных закупок для удовлетворения своих нужд. Например, поменять форму размещения государственных заказов.

2. Современные законодательные акты включают в себя нормативные документы по защите окружающей природной среды, стандарты в области производства и использования техники, это может повлиять на конкурентоспособность в негативную сторону.

3. Заказчики могут размещать предложения на торги, в которых указаны дополнительные условия для исполнителя заказа. Например, при сложных работах устанавливают низкую первоначальную стоимость или указываются довольно сжатые сроки выполнения работ.

4. Существование негласных правил между дорожно-строительными предприятиями, например: в аукционах могут принимать участие предприятия, которые являются налогоплательщиками того региона. Такой фактор является угрозой при вхождении в новый регион.

5. При получении крупного государственного контракта, предприятие может воспользоваться услугами субподряда, для того, чтобы уменьшить нагрузку, а также уложиться в сроки, установленные контрактом. Субподрядчиками чаще всего выступают небольшие фирмы, у которых нет возможности выиграть многомиллионные контракты. Субподрядные организации могут сговориться друг с другом, поэтому, можно сказать, что они имеют власть и влияние над подрядчиком.

6. Для участия в торгах предприятию необходимо предоставить банковские гарантии. Кредитные учреждения выступают в своем роде гарантом, который обеспечивает заказчика исполнением контракта. Банки могут и не дать компании свое поручительство. Таким образом, банковские организации имеют власть над компаниями, которые хотят учувствовать в тендере.

7. Для строительства объектов в настоящее время предприятия используют технику и товары, производителем которых являются иностранные компании. Соответственно, для должного ремонта и обслуживания иностранной техники, предприятие заказывает запчасти из-за границы. Оплата иностранных товаров производится в иностранной валюте, а из-за нестабильного курса меняется и стоимость строительства объекта.

8. В настоящее время, российский рынок привлекает к себе иностранные компании.

9. В сфере государственных закупок существует ограниченный круг заказчиков. Так как государственный контракт предприятие может подписать только в случае выигранного аукциона, предложив более выгодные условия в отличие от конкурентов.

Краткая форма анализа показана в таблице 5. Данный вид стратегического анализа является основой для изучения конкурентоспособности АО «Кемеровоспецстрой».

Таблица 5 - SWOT-анализ

Strengts 1) Призванный лидер 2) Высокое качество продукции 3) Быстрое выполнение работ 4) Современная техника 5) Передовые технологии 6) Высокопрофессиональные кадры 7) Заинтересованность персонала 8) Эффективное управление Weaknesses 1) Зависимость от государства 2) Инвестиции в технологии 3) Сезонность работ 4) Удаленность объектов строительства 5) Поиск дорожных рабочих 6) Материал низкого качества

Opportunities 1) Выход на новые рынки 2) Много плохих дорог 3) Увеличению бюджета государства 4) Государственные гарантии 5) Расширение видов работ 6) Скидки у поставщиков Threats 1) Государственная политика 2) Ужесточение законодательства 3) Высокие требования заказчиков 4) Местная конкуренция 5) Власть субподрядчиков 6) Власть банков 7) Курс валюты 8) Ограниченный круг заказчиков. 9) Иностранные конкуренты

У организации имеется большое количество сильных сторон. Однако есть и слабые стороны, главной из которых является зависимость от государства. Ведь, именно государство устанавливает правила: регулирует конкуренцию, устанавливает цены.

Благодаря полученной информации из SWOT-анализа, мы можем найти конкретные решения в TOWS-анализе. Представленная оценка помогает сравнить внешние возможности и угрозы внутренним слабым и сильным сторонам организации. На основании анализа можно спланировать изменения исследуемого объекта с помощью изучения изменений внешней среды.

В таблице 6 представлен TOWS-анализ АО «Кемеровоспецстрой». Цель данного анализа - это фокусировка на четырех различных стратегиях, каждая группа из которых использует одну из парных комбинаций. Согласно данному анализу можно сделать вывод, что компания никак не сможет уменьшить влияние государства.

Таблица 6 - TOWS-анализ

External Opportunities External Threats

Internal Strengths SO "Maxi-Maxi" Strategy Опираясь на хорошую репутацию можно начать расширять виды строительства ST "Maxi-Mini" Strategy Поиск аналогичных товаров на российском рынке, чтобы снизить влияние курса валют на компанию. — Инвестиции в технологии помогут выполнять все требования заказчиков

Internal Weaknesses WO "Mini-Maxi" Strategy - Деньги, полученные со скидок от поставщиков могут пойти на развитие технологий - Сезонность работ можно уменьшить за счет расширения видов работ WT "Mini-Mini" Strategy — Минимизировать риск усиления иностранных конкурентов за счет строительства высококачественных объектов — Уменьшить риск усиления местных конкурентов за счет быстрого выполнения работ

№Е матрица служит для оценки внутренних факторов предприятия. Она является менее субъективной в отличии от SWOT-анализа и TOWS-анализа, так как в ней существует концепция и оценка. Преимущественно данную матрицу используют для разработки и формулировки стратегии предприятия. Она же поможет нам раскрыть основные внутренние преимущества и внутренние недостатки во всех сферах бизнеса компании.

В №Е матрице мы использовали 15 разных факторов внутренней среды. Они представлены в таблице 7.

Таблица 7 - IFE матрица

Ключевые факторы Вес Рейтинг Взвешенная оценка

Сильные стороны

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Высокое качество продукции 0,1 4 0,4

2. Быстрый темп работы 0,05 3 0,15

3. Сильное финансовое состояние 0,05 4 0,2

4. Большая доля рынка 0,05 4 0,2

5. Отличная репутация 0,05 4 0,2

6. Высококвалифицированные специалисты 0,1 4 0,4

7. Сильный руководительский состав 0,5 3 0,15

8. Передовые технологии 0,5 4 0,2

9. Современный автопарк техники 0,1 3 0,3

10. Четко сформулированная стратегия 0,1 4 0,4

Слабые стороны

1. Высокая текучесть дорожных рабочих 0,05 2 0,1

2. Дорогая техника 0,05 1 0,1

3. Высокие издержки 0,1 1 0,1

4.Высокая себестоимость продукции 0,05 1 0,05

5. Высокая степень износа оборудования 0,05 2 0,1

Всего 1,00 3,05

Взвешенная оценка составляет 3,05. Это указывает на то, что АО «Кемеровоспецстрой» имеет сильное внутреннее положение, то есть выше среднего уровня в ее общей внутренней силе (имеет небольшую силу). Если бы оценка была ниже среднего значения (2,5), то мы можно было сказать, что бизнес является слабым.

SNW-анализ является расширенной версией анализа сильных и слабых сторон по сравнению с SWOT-анализом. Его задачей является выделение наиболее сильных и слабых сторон, а также нейтральных позиций. SNW-анализ АО «Кемеровоспецстрой» представлен в таблице 8.

Проведенный анализ позволит сформировать профиль АО «Кемеровоспецстрой». Слабой стороной предприятия является маркетинг, так как предприятие недостаточно уделяет внимания этой стороне деятельности, ориентируясь на государственные и муниципальные органы в качестве заказчика работ, а также на сложившуюся положительную репутацию предприятия. Но, в настоящее время, такая позиция не позволит предприятию удерживать позиции стратегического лидера в отрасли в течение длительного времени.

Таблица 8 - SNW-анализ

Наименование стратегического фактора Качественная оценка

Сильная Нейтральная Слабая

1. Маркетинг

- доля рынка; х

- ассортимент товара; х

- качество товара; х

- конъюнктура рынка; - сбыт; х х

- маркетинговые коммуникации; х

- реклама; х

- позиционирование х

2. Финансы

- финансовая устойчивость - платежеспособность х х

- уровень бухучета х

- инвестиционные ресурсы х

3. Трудовые ресурсы - уровень квалификации сотрудников; х

- компетентность персонала и руководства, менедж- х

мента; х

- текучесть х

- условия труда

3. Производственный процесс

- технологическое оснащение х

- структура затрат -НИОКР х х

- территориальное расположение х

4. Материально-техническое снабжение

- снабженческо-заготовительный процесс х

- логистические системы х

- зависимость от поставщиков х

Анализ внутренней и внешней среды АО «Кемеровоспецстрой» позволил установить, что конкурентоспособность выше среднего. Но дорожно-строительную сферу нельзя назвать стабильной.

Прежде всего, для АО «Кемеровоспецстрой» актуален вопрос повышения качества продукции и предоставляемых услуг. Основная проблема заключается в том, что дорожное покрытие, особенно в нашем регионе, достаточно сильно подвержено деформации или другими словами, колейности. В особенности, это встречается на участках трасс и дорог, по которым перемещается большое количество транспорта. Таким образом, предприятию следует работать над повышением качества продукции, ужесточать процедуры контроля, внедрять инновационные технологии, проводить анализ качества исходного сырья, эти меры помогут предприятию повысить качество предоставляемых услуг, избежать неустоек, а также завоевать преимущество перед конкурентами и привлечь новых инвесторов и партнеров.

Предприятие нередко вынуждено действовать в условиях нехватки информации о конкурентной среде, а также недостаточного представления о том, что её отличает от конкурентов, а что - нет. В связи с этим, разумно развивать данное направление, важно распределить обязанности в этой работе.

Развитие системы анализа конкуренции в АО «Кемеровоспецстрой» улучшит способность компании заранее распознавать конкурентные угрозы и предпринимать какие-либо действия, обеспечить устойчивое положение на рынке и высокую конкурентоспособность.

Обладать отличительными положительными характеристиками в сравнении с зарубежными компаниями крайне важно для российских организаций.

Для повышения эффективности деятельности и конкурентоспособности на предприятии необходимо создавать благоприятную инновационную атмосферу, способствующую развитию и разработке уникальных научных технологий. Для этого необходимо: разрабатывать системы модернизации и улучшения качества продукции и услуг; проводить стимулирующие мероприятия (премии, надбавки); совершенствовать методы сбора маркетинговой информации; усовершенствовать систему разработки, утверждения и внедрения инновационных проектов [2].

Источники:

1. Арбатская, Е.А. Подходы к оценке конкурентоспособности предприятия / Е.А. Арбатская // Известия ИГЭА. -2015. - № 1 (81). - С. 118-121.

2. Даниленко М.И., Илюхина Ю.В. Инновационная деятельность предприятия и пути её совершенствования / М.И. Даниленко, Ю.В. Илюхина // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. № 6-1. С. 98-101.

3. Дуборасова Т.Ю. Построение моделей мотивации персонала при производстве конкурентоспособного продукта / Т.Ю. Дуборасова, Е.Л. Маслова // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. - 2016. - N 2. - С.26-32.

4. Лазаренко, А. А. Методы оценки конкурентоспособности / А. А. Лазаренко // Молодой ученый. — 2014. — № 1 (60). — С. 374-377.

5. Мокроносов, А. Г. Конкуренция и конкурентоспособность [Текст] : учебное пособие / А. Г. Мокроносов, И.Н. Маврина. - Издательство Уральского университета, 2014. - 194 с.

References:

1. Arbatskaya, E.A. Approaches to assessing the competitiveness of an enterprise / E.A. Arbat // News of the IEA. - 2015. -No. 1 (81). - S. 118-121.

2. Danilenko M.I., Ilyukhina Yu.V. Innovative activity of the enterprise and ways to improve it / M.I. Danilenko, Yu.V. I Yu-khina // Economics and business: theory and practice. - 2019. No. 6-1. S. 98-101.

3. Duborasova T.Yu. Building models of personnel motivation in the production of a competitive product / T.Yu.Duborasova, E.L. Maslova // Fundamental and applied research of the cooperative sector of the economy. - 2016. - N 2. - P.26-32.

4. Lazarenko, A. A. Methods for assessing competitiveness / A. A. Lazarenko // Young scientist. - 2014. - No. 1 (60). - S. 374-377.

5. Mokronosov, A. G. Competition and Competitiveness [Text]: study guide / A. G. Mokronosov, I. N. Mavrina. - Publishing House of the Ural University, 2014. - 194 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.