Научная статья на тему 'Направления повышения конкурентоснособности дорожно-строительных организаций'

Направления повышения конкурентоснособности дорожно-строительных организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
609
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ / ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / THE MARKET OF ROAD CONSTRUCTION WORKS / ROAD CONSTRUCTION COMPANIES / THE COMPETITIVENESS OF ROAD-BUILDING ORGANIZATIONS / DIRECTIONS OF INCREASE OF COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нотченко Виктория Валентиновна, Виноградова Ольга Владимировна

В статье выявлены особенности конкурентных условий на рынке дорожностроительных работ; обобщены факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятий, функционирующих на данном рынке. Особое внимание уделено исследованию возможностей обеспечения необходимого уровня конкурентоспособности предприятия. Выявлены основополагающие направления обеспечения конкурентоспособности дорож:но-строительных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Нотченко Виктория Валентиновна, Виноградова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DIRECTIONS OF INCREASE OF COMPETITIVENESS OF ROAD-CONSTRUCTION COMPANIES

The article reveals the features of competitive conditions in the market of road construction works; summarizes the factors affecting the competitiveness of enterprises operating in this market. Special attention is paid to investigation of possibilities of providing the required level of competitiveness of the enterprise. Also the article reveals the basic directions of ensuring competitiveness of road construction companies, which are further detailed and specified.

Текст научной работы на тему «Направления повышения конкурентоснособности дорожно-строительных организаций»

УДК 339.137

В. В. Нотченко, О. В. Виноградова

НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В статье выявлены особенности конкурентных условий на рынке дорожно-строительных работ; обобщены факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятий, функционирующих на данном рынке. Особое внимание уделено исследованию возможностей обеспечения необходимого уровня конкурентоспособности предприятия. Выявлены основополагающие направления обеспечения конкурентоспособности дорожно-строительных организаций.

Ключевые слова: рынок дорожно-строительных работ, дорожно-строительные организации, конкурентоспособность дорожно-строительных организаций, направления повышения конкурентоспособности.

Непростые экономические условия, характерные для экономического развития нашей страны в настоящее время, вызывающие необходимость экономить государственные финансовые средства на разных уровнях управления, проводят к оптимизации и сокращению государственных заказов на ресурсы, товары, услуги и работы; в некоторых сферах ужесточаются условия отбора исполнителей государственных заказов. Данное обстоятельство, в свою очередь, приводит к снижению доходов предприятий, ориентированных на выполнение государственных заказов. К числу таких предприятий в полной мере относятся те, которые функционируют на рынке дорожно-строительных работ. Как правило, основной источник доходов таких предприятий составляют государственные заказы на строительство, содержание или ремонт дорог; доля частных заказов составляет незначительную часть от общего дохода. Из данных обстоятельств следует, что для обострения конкурентной борьбы на рынке дорожно-строительных работ есть объективные причины. И в этих условиях особенно актуальным вопросом является выявление и обоснование направлений, способствующих обеспечению желаемого уровня конкурентоспособности предприятий, относимых к такому сложному, динамичному и зависящему от спроса со стороны государственных и муниципальных органов власти рынку, как рынок дорожно-строительных работ.

В процессе исследования рынка дорожно-строительных работ в Псковской области были опрошены руководители наиболее крупных предприятий, осуществляющих деятельность на данном рынке. Опрос показал, что самой значимой проблемой своей деятельности они считают недостаточно высокую конкурентоспособность собственных организаций в связи с острой конкуренцией на рынке дорожных строительных работ. Причем, учитывая порядок размещения государственных и муниципальных заказов на выполнение дорожных строительных работ, определяющий исполнителя работ по предложению наименьшей цены, доминирующей на рынке дорожных строительных работ на современном этапе является ценовая конкуренция [13]. В связи с этим уточним, что под конкурентоспособностью организаций дорожного строительства в данном исследовании будем понимать способность более успешного удовлетворения потребности в дорожных строительных работах при наи-

более эффективном распоряжении собственными и заемными ресурсами в условиях изменяющейся конкурентной среды [4].

Вопросу формирования желаемого уровня конкурентоспособности путем наращивания конкурентных преимуществ в научной литературе уделено достаточно много внимания. В частности, М. Портер по данному вопросу высказывал мнение, что конкурентоспособность обеспечивается следующими конкурентными преимуществами: новыми технологиями, новыми или изменившимися запросами покупателей, новыми сегментами отрасли, изменениями стоимости, изменениями правительственного регулирования [9]. Р. А. Фатхутдинов считал, что конкурентные преимущества организации необходимо формировать в следующих направлениях: структурные, ресурсные, технические, управленческие и рыночные. Так, для повышения структурных конкурентных преимуществ предлагается проектировать организацию на основе гибких производственных систем; включать в структуру организации средства автоматизации учета, соблюдать принципы пропорциональности, непрерывности, ритмичности протекания отдельных процессов и др. Повышению ресурсных конкурентных преимуществ будет способствовать анализ количества поставщиков и конкуренции между ними с целью выбора наилучших; отслеживание параметров рынка, обеспечивающих доступ к качественному и дешевому сырью; поддержания работы по оптимизации ресурсов. К техническим путям повышения конкурентных преимуществ Р. А. Фатхутдиновым были отнесены: увеличение удельного веса прогрессивного технологического оборудования, снижение его среднего возраста; применение современных методов контроля и стимулирования качества. К управленческим путям он отнес: увеличение удельного веса конкурентоспособных менеджеров; разработку и реализацию мероприятий по совершенствованию производственных процессов; повышение квалификации персонала; применение научных методов управления и др. В качестве рыночных путей повышения конкурентных преимуществ предлагается: проведение мониторинга рыночной среды; анализ конкуренции на рынке и др. [11].

Учитывая, что в данной статье поставлена задача исследования направлений повышения конкурентоспособности в сфере дорожного строительства, являющегося подвидом строительства, особый интерес представляет исследование конкурентных преимуществ строительной организации, проведенное коллективом авторов под руководством А. Н. Асаула. Под конкурентными преимуществами строительной организации участники данного коллектива предлагают понимать реальную и потенциальную способность и возможность собственников и топ-менеджеров обеспечивать максимально долгосрочную продуктивность своих ресурсов и видов деятельности, и способных лучше конкурентов:

- удовлетворять потребности и предпочтения потребителей и других участников инвестиционно-строительной деятельности на региональном строительном рынке;

- обеспечивать реальные и потенциальные конкурентные преимущества, которые сложно или невозможно скопировать конкурентам (внедрение инновационных технологий, производство новых видов строительной продукции и др.) [2].

Заметим, что рынок дорожно-строительных работ имеет свои специфические особенности, такие как:

- выполнение работ только в результате получения подрядного заказа, вследствие чего рыночная власть потребителей (заказчиков) проявляется в большей степени, чем на других рынках;

- нестабильность заказов на работы и в связи с этим постоянная готовность снижения цены и сокращения сроков выполнения работ;

- специфика выполнения дорожно-строительных работ, заключающаяся в мобильности ресурсов, зависимости от поставщиков материалов и др.

В связи с этим, выявляя направления обеспечения конкурентоспособности на данном рынке, следует обратить внимание, что определенные направления (назовем их «общеэкономические») могут быть актуальны для различных рынков, другие (назовем их «направления повышения конкурентоспособности строительных организаций») — характерны для строительства в целом, и, учитывая специфику дорожно-строительного рынка, очевидно, что часть направлений может касаться преимущественно данного рынка.

Что касается непосредственно направлений обеспечения конкурентоспособности, можно заметить, что многие авторы уделяют внимание вопросам эффективности функционирования организаций, что можно считать одним из основополагающих направлений обеспечения конкурентоспособности дорожно-строительных организаций. Данное направление, как показывает практика, основано на эффективности использования ресурсов, что, в свою очередь, способствует снижению издержек производства [1, 7]. В дорожном строительстве мероприятия по снижению издержек, как правило, направлены на снижение уровня материалоемкости и трудоемкости строительной продукции, а также на снижение уровня накладных расходов. Кроме того, путем повышения эффективности является увеличение оборачиваемости оборотных средств организации. Немаловажным также является вопрос обеспечения рентабельности работ на высоком уровне; участие в конкурсах на получение грантов, субсидий или льгот; а также повышение технологической эффективности, заключающейся в применении технологий, повышающих производительность труда, наличии высокопроизводительной техники, позволяющей выполнять работы в любых погодных условиях.

Кроме того, важным условием обеспечения конкурентоспособности дорожно-строительных организаций является повышение эффективности общего управления предприятием. Данный вопрос широко рассматривается в научной литературе, но, тем не менее, на практике существует опасность принятия управленческих решений, приводящих к ухудшению положения организации. В связи с этим А. В. Мо-ряковой предлагается реализация следующих мероприятий, позволяющих избежать управленческих «ошибок» и, следовательно, повышающих качество управленческих решений: мероприятия в области прогнозной деятельности; организационные мероприятия; координационно-стимулирующие мероприятия; контрольно-регулирующие мероприятия [5].

Вторым основополагающим направлением повышения конкурентоспособности в дорожном строительстве, учитывая острую конкуренцию на рынке и разнообразие требований заказчиков, целесообразно считать «Наличие инновационных конкурентных преимуществ». Данный путь обеспечения конкурентоспособности отражен в трудах многих авторов. Некоторые уделяют больше внимания модернизации материально-технической базы, иные — инновационным методам управленияи организации контроля строительных работ, направленным на снижение уровня накладных расходов [2, 3].

В качестве третьего направления обеспечения конкурентоспособности дорожно-строительных организаций целесообразно выделить «Объединение организаций

и диверсификация видов деятельности», т. к. такого рода действия способствуют укреплению конкурентных позиций организаций на рынке и, как подчеркивает А. А. Петров, повышают организационно-экономическую устойчивость строительных организаций через формы концентрации и централизации [8]. К мероприятиям данного направления могут быть отнесены: объединение ресурсов нескольких предприятий (технических, кадровых, финансовых); создание собственных производств сырья и материалов; принятия решения о диверсификации видов деятельности.

Учитывая отмеченную ранее зависимость дорожно-строительных организаций от заказчиков работ и необходимости удовлетворения их требований по составу, качеству и срокам выполнения работ, в качестве четвертого направления конкурентоспособности организаций отметим «Повышение степени соответствия требованиям заказчиков». Основываясь на результатах исследования практики заказов и требованиях Международной федерации инженеров-консультантов (ФИДИК), в качестве основных путей наращивания конкурентных преимуществ выделим следующие: предложение наименьшей цены и предоставление обеспечения исполнения контракта; наличие опыта, измеряемого объемом завершенных дорожных строительных работ; обеспеченность ресурсами для качественного выполнения работ и возможность сокращения сроков выполнения работ [10, 12]. В рамках данного действия целесообразно также осуществлять систематический мониторинг рынка с целью отслеживания возможного изменения региона, в котором выполняется основная часть работ, учитывая различные конкурентные условия в разных регионах, или участия в конкурсах в нескольких регионах одновременно при условии достаточно высокой мобильности ресурсов. Также немаловажным направлением повышения конкурентоспособности на рынке дорожных работ является учет возможностей получения частных заказов на работы, а также рассмотрение и получение субподрядных заказов, которые обеспечат дополнительный доход и загрузку мощностей и трудовых ресурсов предприятия.

Приведенные и обоснованные выше направления обеспечения конкурентоспособности представлены на рисунке 1.

Подводя итог исследованию, результаты которого представлены в данной статье, следует отметить, что обеспечение желаемого уровня конкурентоспособности дорожно-строительной организации невозможно без системного внимания к этому вопросу. В связи с тем, что проблема конкурентоспособности должна решаться прежде всего на уровне управления организацией, необходимо включить обеспечение конкурентоспособности в число одной из важнейших целевых установок экономической политики предприятия. При этом задачи обеспечения конкурентоспособности должны быть отражены и в иных составляющих экономической политики предприятия, таких как приоритеты развития организации, а также в механизме взаимодействия с экономическими агентами внешней среды, проработанность которого с учетом целей обеспечения конкурентоспособности организации имеет огромное значение [6].

Основываясь на научно-практическом исследовании вопроса обеспечения конкурентоспособности организаций дорожного строительства, результатом которого явилась данная статья, можно надеяться, что управление дорожно-строительными организациями с учетом выявленных авторами направлений обеспечения конкурентоспособности будет в определенной степени способствовать решению этой непростой проблемы.

О с н о е н ь] е н а п р а е л е н н я п о е ы ш е н н я к о н ку р енто сп о со 5 н о стн

1. Повышение эффективности функционирования, организации

.... Общеэкономические направления

1.1.1. Выявление резервов гшшния затрат;

1.1.1 Выявление резервов увеличения собственного капитала;

1.1.3. Использований возможностей государственной финансовой поддержки;

1.1.4. Выявление резервов повышения :эффек1ИБНостн управления организацией;

1.1.5. По вышине производственной зй й екшвностн организации.

.^.Направления повышения конкурентоспособности строительных организаций

1.2.1. Повышение рентабельности работ;

1.2.2. Повышение производительности труда.

^.Направления повышения конкурентоспособности дорожных строительных организа-

1.3.1. Поиск технологических решений по организации дорожных строительных работ в различных климатических (погодных) условиях.

2. Обеспечение инновационных конкурентных преимуществ организации 2.'.. Общеэкономические направления

2.1. Увеличение инвестиций на обновление и модернизации- материально-технической

базы;

2.2. Прыенение инновационных технологий;

2.3. Внедрение организационно-управленческих инноваций.

3. Объединение организаций и диверсификация видов деятельности

ЗХ Общеэкономические направления

3.1.1. Объединение ресурсов с организациями-партнерами.

3.2. Направления повышения конкурентоспособности дорожных строительных организаций

3.2.1. Изучение рынков дорожных строительных работ и дорожных строительных материями с целью принятия решения о диверсификации видов деятельности.

4. Повышение степени соответствия требованиям заказчиков и потребители

^/.Направления повышения конкурентоспособности строительных организаций

4.1.1. Сокращение сроков и повышение качества работ;

4.1.2. Мониторинг рыночной среды в рассмотрение вопроса о смене региона выполнения — работ;

4.1.3. Рассмотрение и получение субподрядных заказов.

^.Направления повышения конкурентоспособности дорожных строительных организаций

4.2.1. Снижение конкурсной день:; _ 4.2.2.Привлечение финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения заявок на участие в торгах и на обеспечение исполнения контрактов;

4.2.3. Накопление и декларирование опыта дорожных строительных работ;

4.2.4. Изучение рынка и получение частных заказов, б том числе через расширение гарантийных обязательств и использование современных технологий.

Рис. 1. Основные направления повышения конкурентоспособности организаций

дорожного строительства

Литература

1. Азоев Г. Л. Конкурентное преимущество фирмы / Г. Л. Азоев, А. П. Челенков. М.: Типография «Новости», 2000. 256 с.

2. Асаул А. Н. Формирование конкурентного преимущества субъектов предпринимательства в строительстве / А. Н. Асаул, Ш. М. Мамедов, Е. И. Рыбнов, Н. В. Чепаченко; Под ред. А. Н. Асаула. СПб.: АНО «ИПЭВ», 2014. 240 с.

3. Асаул, А. Н., Практическая направленность инновационной деятельности в строительстве / А. Н. Асаул // Научные труды Вольного экономического общества России. 2015. Т. 192. С. 196-211.

4. Виноградова О. В. Оценка уровня конкурентоспособности предпринимательских структур дорожного строительства // Вестник гражданских инженеров. 2013. № 6 (41). С. 155-159.

5. Морякова А. В. Управленческие ошибки: причины возникновения, пути устранения // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. 2014. № 6, С. 156-158.

6. Нотченко В. В. Обоснование целесообразности формирования и совершенствования экономической политики предпринимательской структуры // Вестник ИНЖЭКОНа. Сер. Экономика. 2008. Вып. 3 (22). С. 343-347.

7. Оковкина О. Н. Пути повышения конкурентоспособности предприятия / О. Н. Оковкина, А. М. Чупайда // Экономический журнал. 2010. Т. 19. № 3. С. 37-42.

8. Петров А. А. Интеграция строительных предприятий как фактор повышения их организационно-экономической устойчивости / А. А. Петров // Экономическое возрождение России. 2007. № 3. С. 30-36.

9. Портер М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / М. Портер. М: Альпина Паблишер, 2008. 720 с.

10. Условия контракта на строительство. Первое издание. ФИДИК, Женева, 1999.

11. Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент: Учебник / Р. А. Фатхутдинов. 5-е изд., испр. и доп. М.: Дело, 2002. 448 с.

12. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 05.04.2016 г.) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Интернет-версия системы КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru

13. Яковлев А., Демидова О., Балаева О. Причины снижения цен на торгах и проблемы исполнения госконтрактов / А. Яковлев, О. Демидова, О. Балаева // Вопросы экономики. 2012. № 1. С. 65-83.

Об авторах

Нотченко Виктория Валентиновна — доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики и управления на предприятии, факультет менеджмента, Псковский государственный университет, Россия.

E-mail: viktoria-notchenko@yandex.ru

Виноградова Ольга Владимировна — аспирант кафедры экономики предпринимательства и инноваций, факультет экономики и управления, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Россия.

E-mail: olgat1989@yandex.ru

Вестник Псковского государственного университета

V. V. Notchenko, O. V. Vinogradova

THE DIRECTIONS OF INCREASE OF COMPETITIVENESS OF ROAD-CONSTRUCTION COMPANIES

The article reveals the features of competitive conditions in the market of road construction works; summarizes the factors affecting the competitiveness of enterprises operating in this market. Special attention is paid to investigation of possibilities of providing the required level of competitiveness of the enterprise. Also the article reveals the basic directions of ensuring competitiveness of road construction companies, which are further detailed and specified.

Key words: the market of road construction works, road construction companies, the competitiveness of road-building organizations, directions of increase of competitiveness.

About the authors

Notchenko Viktoriia Valentinovna, Doctor of Economic Sciences, Associate Professor, Professor, Department of the Economy and Management at the Enterprise, Faculty of Management, Pskov State University, Russia.

E-mail: viktoria-notchenko@yandex.ru

Vinogradova Olga Vladimirovna, Postgraduate student,Department of the Business Economics and Innovations, Faculty of Economics and Management, Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Russia.

E-mail: olgat1989@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.