Научная статья на тему 'Основные параметры конкурентоспособности современных строительных предприятий России'

Основные параметры конкурентоспособности современных строительных предприятий России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
224
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬСТВО / СТРОИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / CONSTRUCTION / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / COMPETITIVENESS OF CONSTRUCTION ORGANIZATIONS / УПРАВЛЕНИЕ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ / MANAGEMENT IN CONSTRUCTION / CONSTRUCTION ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коломыцев Дмитрий Александрович

В данной работе рассматриваются проблемы определения параметров конкурентоспособности предприятий строительной отрасли в современной России. Приведена типология строительных организаций, в соответствии с которой выявлены различные подходы к оценке их конкурентных преимуществ. Описаны методики оценки конкурентоспособности организаций строительного профиля, основные параметры их сравнения и, как результат, сформированы рекомендации по совершенствованию конкурентных преимуществ строительных компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные параметры конкурентоспособности современных строительных предприятий России»

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИИ Коломыцев Д.А. Email: Kolomytsev17106@scientifictext.ru

Коломыцев Дмитрий Александрович - студент, кафедра строительства, строительных материалов и конструкций, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Тульский государственный университет, г. Тула

Аннотация: в данной работе рассматриваются проблемы определения параметров конкурентоспособности предприятий строительной отрасли в современной России. Приведена типология строительных организаций, в соответствии с которой выявлены различные подходы к оценке их конкурентных преимуществ. Описаны методики оценки конкурентоспособности организаций строительного профиля, основные параметры их сравнения и, как результат, сформированы рекомендации по совершенствованию конкурентных преимуществ строительных компаний. Ключевые слова: строительство, строительные организации, конкурентоспособность, конкурентоспособность строительных организаций, управление в строительстве.

THE MAIN PARAMETERS OF COMPETITIVENESS OF MODERN CONSTRUCTION COMPANIES OF RUSSIA Kolomytsev D.A.

Kolomytsev Dmitry Alexandrovich - Student, DEPARTMENT OF CONSTRUCTION, CONSTRUCTION MATERIALS AND STRUCTURES, FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION

TULA STATE UNIVERSITY, TULA

Abstract: in this article we consider the problem of determining the parameters of competitiveness of the construction industry in Russia. There is the typology of construction organizations, in accordance with which identified various approaches to the assessment of their competitive advantages. We describe technique of an estimation of competitiveness of the organizations of building profile, the main parameters of comparison and as a result the recommendations on improvement of competitive advantages of construction companies. Keywords: construction, construction organization, competitiveness, competitiveness of construction organizations; management in construction.

УДК 69.003

На сегодняшний день перспективы развития организации любой отрасли во многом зависят от того, насколько она приспособлена к динамичным и постоянно изменяющимся условиям среды, а также способна конкурировать с другими предприятиями, функционирующими на данном рынке. Современные реалии таковы, что строительным организациям, чтобы удержаться на плаву и обеспечить максимально возможную эффективность своей деятельности, необходимо иметь такие качественные и количественные преимущества над конкурентами, которые позволят постоянно увеличивать прибыль, наращивать объемы производства и завоевывать все большие доли рынка.

Конкурентоспособность является одним из ключевых понятий стратегического управления и предполагает наличие прочных и устойчивых позиций на рынке, а также обладание способностью и возможностями для их укрепления [1]. Современная управленческая наука делает все больший акцент на применении инструментария стратегического менеджмента организациями различных отраслей, поскольку он

способствует быстрому приспособлению к динамичной внешней среде и наращивании конкурентных преимуществ перед другими предприятиями.

На данный момент рынок строительных услуг отличается большим многообразием. Если рассматривать типологию строительных организаций в зависимости от видов проводимых работ и оказываемых услуг, то можно говорить о специализированных организациях, концентрирующих свою деятельность на выполнении какого-либо отдельного вида работ, или же организациях, оказывающих широкий спектр услуг по строительству объекта. Однако вне зависимости от принадлежности конкретной организации к той или иной группе можно говорить о высокой конкуренции, существующей сегодня на рынке строительных услуг. На это указывает совокупность различных статистических показателей: наблюдается ежегодный рост количества строительных организаций в России, тенденции к росту показывают и объемы произведенной и реализованной строительной продукции. На высокую конкуренцию указывает и увеличивающееся количество подрядных конкурсов, и эффективность их проведения [1]. Однако при этом отечественная продукция строительной отрасли сегодня еще не способна конкурировать на мировом рынке ввиду ее технологического отставания от зарубежных предприятий, ввиду чего будем рассматривать конкуренцию внутри российского рынка.

Наиболее часто используемые методы оценки конкурентоспособности предприятий предполагают сравнение их на основе оценок выбранных параметров. При выборе этих параметров следует опираться на наиболее значимые с точки зрения потребителей стороны деятельности организаций, а также на специфику предприятий исследуемой отрасли. Стоит отметить, что отличительные особенности строительных организаций не способствуют наращиванию ими конкурентных преимуществ, а скорее затрудняют этот процесс [3]. Для исследования конкурентоспособности строительных компаний рекомендуется отдавать предпочтение количественно измеримым показателям, однако ввиду уникальности строительной продукции сделать это не всегда представляется возможным.

Если говорить конкретно о строительных организациях, то здесь параметры конкурентоспособности могут быть условно разделены на несколько групп. Первая из них объединяет показатели, связанные с производством, т.е. организационно -технические показатели, к которым можно отнести следующие: оценка эффективности использование основных производственных фондов, оценка использования наличного технического парка оборудования, оценка ритмичности производства, оценка использования оборотных фондов предприятия, материалоемкости и энергоемкости производства, оценка инновационной деятельности предприятия, в том числе осуществляемых НИОКР [2].

Второй группой можно считать показатели в сфере организации и управления производством. Здесь следует выделить такие показатели, как уровень квалификации персонала, в том числе управленческого, коэффициент текучести кадров, оценка инструментов маркетинга и их использования предприятием.

Показатели финансовой устойчивости следует отнести к третьей группе параметров конкурентоспособности. Здесь рассчитывается ряд финансовых коэффициентов, позволяющих оценить структуру баланса организации, финансовую устойчивость и платежеспособность. К ним относятся коэффициенты текущей ликвидности, обеспеченности собственными оборотными средствами, автономии, рентабельность активов и продукции.

На основе данных параметров можно достаточно точно и объективно оценить внутреннюю среду строительной организации. Но для потребителей, как показывает практика, наиболее ценным является сочетание «цена-качество». Цена в этом свете является более объективным показателем, однако для сопоставления необходимо приводить цены в соизмеримые величины (к примеру, руб./м2). Что касается качественных показателей, то здесь возможна оценка сроков выполнения

строительно-монтажных работ и их отклонения, качества используемых строительных материалов, и качества непосредственно работ. В данном случае оптимальным можно считать применение метода экспертных оценок для определения конкурентоспособности строительных организаций.

Таким образом, оценка конкурентоспособности строительных предприятий на основе различных категорий параметров позволяет выявить сильные и слабые стороны исследуемой организации, что должно стать базой для выбора, разработки и реализации стратегии и внедрения изменений.

Список литературы /References

1. Асаул А.Н., Абаев Х.С., Гордеев Д.А. Оценка конкурентных позиций субъектов предпринимательской деятельности // под ред. д.э.н., профессора А.Н. Асаула. СПб: АНО «ИПЭВ», 2007. 271 с.

2. Гусев Е.В., Угрюмое Е.А., Обронов И.М. Оценка конкурентоспособности строительных предприятий на основе организационно- технических показателей // Вестник ЮУрГУ Серия «Экономика и менеджмент», 2013. № 7. C. 122-127.

3. Шуваев М.А. Методический подход к оценке рейтинга конкурентоспособности строительного предприятия // Проблемы современной науки, 2012. C. 135-138.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.