Научная статья на тему 'Финансовая стабилизация предприятия'

Финансовая стабилизация предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1463
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС / БАНКРОТСТВО / САНАЦИЯ / МЕХАНИЗМЫ ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зубкова Валентина Ивановна

В статье раскрыты сущность, этапы, механизмы финансовой стабилизации предприятия. Проведены анализ динамики основных показателей деятельности, SWOT-анализ ОАО «АвтоВАЗ» и предложены возможные источники укрепления финансового состояния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зубкова Валентина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовая стабилизация предприятия»

УДК 336

Зубкова Валентина Ивановна,

к.э.н., доцент,

кафедра финансов предприятий и страхования,

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского,

г. Симферополь.

Zubkova Valentina Ivanovna,

Ph.D. in Economics, associate professor,

Department of Business Finance and Insurance,

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol.

ФИНАНСОВАЯ СТАБИЛИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ FINANCIAL STABILIZING OF ENTERPRISE

В статье раскрыты сущность, этапы, механизмы финансовой стабилизации предприятия. Проведены анализ динамики основных показателей деятельности, SWOT-анализ ОАО «АвтоВАЗ» и предложены возможные источники укрепления финансового состояния.

Ключевые слова: кризис, банкротство, санация, механизмы финансовой стабилизации.

The essence, stages, mechanisms of the enterprise financial stabilizing are exposed in the article. The analysis of basic performance indicators dynamics, SWOT analysis of ОАО «AUTOVASES» and the possible sources of financial state strengthening are offered.

Keywords: crisis, bankruptcy, rehabilitation, mechanisms of the financial stabilizing.

ВВЕДЕНИЕ

Функционирование любого предприятия связано с возможностью возникновения рисков его деятельности. Наиболее опасным является риск банкротства. При наличии существенных признаков его возникновения у предприятия наблюдается потеря платежеспособности и возможности расплачиваться по своим обязательствам. В современных нестабильных условиях развития предприятий возникает проблема осуществления эффективной диагностики финансового состояния предприятия и разработки мероприятий его финансовой стабилизации.

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Цель статьи — раскрытие сущности, основных этапов и механизмов финансовой стабилизации, проведение SWOT-анализа ОАО «АвтоВАЗ» и обозначение внутренних и внешних механизмов финансовой стабилизации предприятия.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Главное место в системе антикризисного управления предприятием занимает система внутренних механизмов финансовой стабилизации. Следует отметить, что эффективное применение данных механизмов стабилизации даст возможность не только предотвратить финансовый стресс угрозы банкротства, но и в большей мере избавит организацию от прямой зависимости использовать заемные средства, ускорит темпы экономического роста.

В той или иной степени проблема финансового оздоровления может возникнуть практически перед каждым предприятием, так как это взаимосвязано с теорией зарождения и становления, роста, когда предприятие активно занимает свой сегмент рынка, зрелости, когда организация стремится сохранить имеющуюся долю рынка под своим контролем и старости, когда хозяйствующий субъект быстро теряет свое место на рынке и может быть вытиснут конкурентами.

Одна из главных составляющих в системе антикризисного управления является использование внутренних и внешних механизмов стабилизации, позволяющие устранить угрозу банкротства, уменьшить зависимость предприятия от заемных средств и ускорить темпы экономического роста [3].

Внутренние механизмы финансовой стабилизации — это комплекс методов стабилизации финансового состояния организации, используемых при угрозе банкротства, с целью выхода из кризиса без внешней помощи.

61

Основными этапами финансовой стабилизации в условии кризисной ситуации, на наш взгляд, являются:

• устранение неплатежеспособности. Наиболее важной задачей является восстановление способности к осуществлению платежей по неотложным финансовым обязательствам с тем, чтобы предупредить процедуру банкротства;

• восстановление финансовой устойчивости. Неплатежеспособность может быть ликвидирована в короткий срок за счет специальных финансовых операций, однако, она может возникнуть вновь, если не будет восстановлена до безопасного уровня финансовая устойчивость предприятия;

• обеспечение финансового равновесия в длительном периоде. Полная финансовая стабилизация достигается тогда, когда предприятие обеспечило условия длительного финансового равновесия и ускорение темпов экономического развития — скорректирована антикризисная стратегия или выработана новая, более эффективная.

Каждому отдельному этапу финансового оздоровления соответствует определенные внутренние механизмы, подразделяющиеся на оперативные, тактические и стратегические.

Удержание данных механизмов представлены в таблице 1.

Таблица 1. Внутренние механизмы финансовой стабилизации предприятия *

Механизмы финансовой стабилизации Этапы финансовой стабилизации

Ликвидация неплатежеспособности организации Восстановление финансовой устойчивости организации Обеспечение финансового равновесия предприятия в длительном периоде

Оперативный Принцип «отсечение лишнего» — —

Тактический — Принцип «сжатие предприятия» —

Стр ате г иче ск ий — — Комплекс мероприятий финансового оздоровления, основанный на устойчивом экономическом росте

* [6, с. 317]

Следует отметить, что оперативный механизм финансовой стабилизации включает в себя мероприятия, которые направлены на уменьшение объема текущих финансовых обязательств организации в краткосрочном периоде и на увеличение объемов денежных активов, которые обеспечивают срочное погашение таких обязательств. Сущность принципа «отсечения лишнего» заключается в необходимости уменьшения величины текущих и отдельных видов ликвидных активов [6].

Одним их механизмов реализации оперативного направления финансового оздоровления является обеспечение ускоренной ликвидности оборотных активов организации, который способствует повышению положительного денежного потока в краткосрочном периоде. Решение такой задачи возможно в случае реализации следующих мероприятий:

• избавления от неэффективных краткосрочных финансовых вложений;

• сокращения страховых запасов товарно-материальных ценностей;

• ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности;

• сокращение сроков предоставления товарного кредита

Следующим составляющим оперативного механизма может стать процедура резкого уменьшения размера краткосрочных финансовых обязательств организации, который можно достичь путем отсрочки расчетов по некоторым формам внутренней кредиторской задолженности, увеличения периода предоставления товарного кредита поставщиками, реструктуризации портфеля краткосрочных финансовых кредитов.

В случае устранения текущей неплатежеспособности организации, то есть значение объема поступлений денежных средств превысило объем неотложенных финансовых обязательств в краткосрочной периоде, цель считается достигнутой.

В тоже время, тактический механизм финансовой стабилизации — система мероприятий, направленных на достижение точки финансового равновесия в будущем периоде. На практике воз-

62

можности существенного увеличения собственных финансовых ресурсов в условиях кризисного развития ограничены. Поэтому основным направлением обеспечения финансового равновесия становится сокращение потребления финансовых ресурсов за счет уменьшения объемов операционной и инвестиционной деятельности и потому характеризуется термином «сжатие предприятия». «Сжатие» должно сопровождаться мерами по обеспечению прироста собственных финансовых средств. Так как на практике возможности существенного увеличения объема генерирования собственных финансовых ресурсов в условиях кризисного развития ограничены, поэтому основным направлением обеспечения достижения точки финансового равновесия предприятием в кризисных условиях является сокращение объема потребления собственных финансовых ресурсов. Такое сокращение связано с уменьшением объема как операционной, так и инвестиционной деятельности предприятия и поэтому характеризуется термином «сжатие предприятия». Цель этого этапа финансовой стабилизации считается достигнутой если предприятие вышло на рубеж финансового равновесия, предусматриваемый целевыми показателями финансовой структуры капитала и обеспечивающий достаточную его финансовую устойчивость [6].

Комплекс мероприятий, которые направлены на поддержание достигнутого финансового равновесия организации в длительном периоде и базируется на модели устойчивого экономического роста предприятия называется стратегическим механизмом финансовой стабилизации. Модель устойчивого экономического роста позволяет рассмотреть различные варианты финансовой стратегии предприятия.

Цель этого этапа финансовой стабилизации считается достигнутой, если в результате ускорения темпов устойчивого экономического роста предприятия обеспечивается соответствующий рост его рыночной стоимости в долгосрочной перспективе.

Как правило, отечественные организации направляют собственные усилия на реализацию краткосрочных мероприятий финансового оздоровления. Кроме того, стратегические меры используются относительно редко. Даже оказавшись в неблагоприятных экономических условиях, задачи финансовой стабилизации наиболее успешно решают те российские предприятия, которым удается осуществлять эффективные инвестиционные мероприятия[4].

Таким образом, для осуществления успешной финансово-хозяйственной деятельности российских организаций необходимо приводить в действие меры управленческим персоналом по активизации развития стратегических механизмов финансовой стабилизации предприятий. В том числе, необходимо совершенствовать систему управления финансовым оздоровлением, в первую очередь, путем более широкого использования методов анализа и экономико-математических моделей, позволяющие установить, меру закономерности показателей, которые характеризуют узкие места в деятельности предприятия.

Рассмотрим внешние механизмы финансовой стабилизации предприятия.

1. Санация предприятия, представляющую собой систему мероприятий по финансовому оздоровлению предприятия, реализуемых с помощью сторонних юридических или физических лиц и направленных на предотвращение объявления предприятия-должника банкротом и его ликвидации. Формы санации, направленной на рефинансирование долга: дотации и субвенции за счет средств бюджета; государственное льготное кредитование; государственная гарантия коммерческим банкам по кредитам, выдаваемым санируемому предприятию; целевой банковский кредит; перевод долга на другое юридическое лицо; реструктуризация краткосрочных кредитов в долгосрочные; отсрочка погашения облигаций предприятия; списание санатором-кредитором части долга; выпуск облигаций и других долговых ценных бумаг под гарантию санатора [4].

2. Реструктуризация задолженности предприятия — комплекс мероприятий по преобразованию его долговых обязательств, направленных на погашение текущих требований кредиторов, с целью восстановления его платежеспособности. Формы реструктуризации задолженности: пролонгация сроков выплаты задолженности в форме ее отсрочки или рассрочки перенесение сроков ее выплаты на более поздний период (перевод краткосрочной задолженности в долгосрочную — отсрочка выплаты начисленных дивидендов и т.п.); конверсия задолженности в имущество — замена денежных выплат по задолженности передачей кредитору отдельных видов активов (имущества) предприятия (акции предприятия, объекты его недвижимости, машины и оборудование, сырье и материалы, готовая продукция) [3].

3. Реорганизация — имущественная трансформация отдельных хозяйствующих субъектов, сопровождаемая преобразованием их организационно-правового статуса, с целью более эффективного осуществления хозяйственной деятельности. Реорганизация предприятий направлена на

63

обеспечение их «внешнего роста», т.е. развития, осуществляемого без затрат инвестиционных ресурсов. В соответствии с отечественным законодательством, реорганизация предприятий может осуществляться в следующих основных формах: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование [1].

Также одним их механизмов финансового оздоровления выступает факторинг. Факторинг — относительно новая система финансирования, согласно которой поставщик товаров переуступает краткосрочные требования по товарным сделкам факторинговой компании с целью незамедлительного получения большей части платежа, гарантии полного погашения задолженности, снижения расходов по ведению счетов.

Предприятием для анализа выступает ОАО «АвтоВАЗ», которое является крупнейшим отечественным производителем автомобилей в РФ и Восточной Европе.

Предприятие было основано в 1966 г. Более половины автопарка России составляют машины бренда АвтоВАЗ. За всё время работы завод произвел более 28 млн. автомобилей [2]. Результаты SWOT-анализа отражены в табл. 2.

Несмотря на лидирующие позиции на автомобильном рынке в РФ, ОАО «АвтоВАЗ» переживает не лучшие времена. В 2015 году чистый убыток завода составил 25,4 млрд. руб. при годовом обороте 189,4 млрд. руб., что является колоссальной суммой. В первую очередь это связано с общим кризисом в РФ, который начался с введением санкций со стороны западных стран. Однако дело не только в них.

Основными проблемами предприятия на сегодняшний день являются:

• слабые технологии, которые не могут конкурировать с технологиями западных производителей-конкурентов;

• постоянно понижающаяся репутация бренда «АвтоВАЗ» и недоверие со стороны потенциальных покупателей и клиентов;

• невероятная зависимость предприятия от государственной помощи. Из года в год правительство РФ выделяет миллиардные субсидии и дотации для улучшения финансового состояния, однако это приводит всё к большей и большей зависимости от этих средств, а чистый убыток растет из года в год;

• низкий уровень продаж на внешних рынках и бесперспективность продаж за рубежом в дальнейшем;

• появление бюджетных иномарок и повышение спроса на них среди граждан РФ. Это является одной из самых главных проблем завода, так как продукция ОАО на порядок уступает продукции зарубежных производителей. Несмотря на то, что государство помогает заводу и в этом вопросе (понижение квот на ввоз иномарок, увеличение платы за ввоз и т.д.) на рынке постоянно растет спрос на иномарки.

Также серьезной проблемой является открытие филиалов зарубежных производителей автомобилей на территории РФ, что значительно понижает их издержки и позволяет продавать машины на более выгодных для зарубежных производителей условиях.

В ходе проведенного анализа финансового состояния предприятия было выявлено множество проблем, которые затрагивают почти все анализируемые показатели, основными из которых являются:

• Отрицательные показатели финансовой устойчивости, что свидетельствует о неплатежеспособности предприятия.

• Показатели ликвидности говорят о том, что ОАО «АвтоВАЗ» не способен погасить текущие обязательства в полном объеме.

• Динамика и структура источников финансовых ресурсов свидетельствует о том, что на ОАО происходит прирост только заёмных средств, в то время как собственные уменьшаются.

• Коэффициенты рыночной устойчивости свидетельствуют о чрезмерном уменьшении собственного капитала.

• Результаты анализа дебиторской задолженности показали, что её оборачиваемость замедляется, что свидетельствует об увеличении продолжительности операционного цикла.

• Показатели рентабельности имеют тенденцию снижения, что является очень негативным моментом в деятельности предприятия. Наиболее ярко это отражается на чистом убытке ОАО «АвтоВАЗ», который составил 25,4 млрд. руб.

• Динамика коэффициентов эффективности работы предприятия свидетельствует о неэффективной работе за 2013-2015 гг.

64

Таблица 2. SWOT-анализ ОАО «АвтоВАЗ» *

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

Многолетняя история предприятия, что приводит к узнаваемости и известности бренда ОАО «АвтоВАЗ» Наличие серьезных финансовых проблем и регулярное неэффективное использование собственных и привлеченных средств

Относительно низкая цена продукции и издержек производства Невозможность быстрого изменения видов деятельности, отсутствие гибкости в деятельности

ОАО «АвтоВАЗ» является градообразующим предприятием. За счёт этого имеется постоянная рабочая сила Низкое качество продукции относительно зарубежных аналогов и возможность конкурировать с ними только в вопросе цены продукции

Малое количество ценовых конкурентов Технологии ОАО «АвтоВАЗ» значительно уступают технологиям иностранных конкурентов

Лояльность потребителей; Низкий уровень продаж на внешних рынках

Хороший уровень спроса на автомобили Lada на отечественном рынке Слабая оснащённость автомобилей по современным меркам

Развитая сеть дилеров Медленное обновление производимых моделей

Большое количество СТО, которые способны обслуживать продукцию ОАО «АвтоВАЗ» Низкий уровень защищенности от давления со стороны конкурентов

Низкая цена продукции, её составляющих или их ремонта по сравнению с иностранными брендами Огромное количество поддельных запчастей для автомобилей Lada на рынке

ОАО «АвтоВАЗ» абсолютный лидер продаж на территории РФ[26] Переход от создания концепт-кара к выпуску серийного автомобиля занимает слишком большой срок

ВОЗМОЖНОСТИ УГРОЗЫ

Введение новых норм токсичности Евро — 5 для автомобилей, которые ввозят на территорию РФ Необходимость отдавать долги всем кредиторам, в т.ч. и государству

Возможность преодоления финансовых проблем за счёт активной поддержки со стороны государства Увеличение спроса и предложения на бюджетные модели иномарок, в том числе собранных на территории РФ

Проведение дополнительных акций и внедрение льгот для покупателей автомобилей Завершение государственных программ льготного автокредитования и утилизации старых автомобилей

Маленький процент автомобилей надушу населения в РФ Отмена НДС при продаже подержанных автомобилей

Обновление модельного ряда Общее снижение рынка из-за санкций

Появление новых технологий производства за счёт вступления в альянс «Renault —Nissan — АВТОВАЗ» Инфляция, которая приводит к росту цен на энергию и комплектующие

Поддержка государства в виде введения дополнительных пошлин и квот на импортную продукцию зарубежных производителей автомобилей Вступление России в ВТО

Модернизация производства и использование свободных производственных мощностей Новые условия промсборки, принятые правительством с 2011 года

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Улучшения условий по предоставлению кредитов на покупку автомобилей Развитие совместных сборочных предприятий иностранных производителей в РФ

Активная рекламная компания в СМИ Таможенный союз между Россией, Белоруссией и Казахстаном

Замена менеджеров на более эффективных Сокращение закупок автомобилей для корпоративных, муниципальных или государственных нужд

Снижение издержек на произв одств е и поиск более выгодных поставщиков Экономическая нестабильность в РФ и в мире; Введение норм токсичности Евро — 4 в РФ для всех транспортных средств

* Составлено автором на основании [2]

65

Вышеперечисленные моменты свидетельствуют о наличии глубочайшего кризиса на ОАО «АвтоВАЗ», который затрагивает все виды его деятельности и ведет предприятие к банкротству.

На основе полученных данных о финансовом состоянии завода был проведен анализ вероятности банкротства ОАО «АвтоВАЗ», который показал высокую вероятность наступления банкротства. Если в 2013 году вероятность банкротства была просто «высокой», то начиная с 2014 года она стала превышать 90%.

Для оздоровления ОАО «АвтоВАЗ» необходимо применять комплекс мероприятий, направленных на выведение его из глубокого кризиса.

Мероприятия за счёт внутренних факторов подразумевают под собой действия самого предприятия, которые направлены на его оздоровление и улучшение состояния.

Мероприятия по улучшению состояния ОАО «АвтоВАЗ» за счёт внутренних источников наиболее разнообразные и включают в себя широкий спектр возможностей. К ним, на наш взгляд, следует отнести:

1. Управление всевозможными видами рисков, с которыми сталкивается или может столкнуться ОАО «АвтоВАЗ» во время осуществления своей деятельности.

2. Мероприятия, направленные на увеличение прибыли предприятия. К ним относятся:

• повышение прибыли за счёт увеличения объёма продаж, снижения себестоимости продукции или повышения средних цен на неё;

• повышение эффективности в управлении дебиторской и кредиторской задолженностью, что ускоряет поступление средств на счета завода и позволяет быстрее погасить задолженности;

• предоставление скидок постоянным клиентам; клиентам, расплачивающимся наличными средства или работникам предприятия;

• управление денежными потоками завода;

• продажа части неиспользуемого оборудования или передача его в аренду, передача в аренду неиспользуемых помещений и земель, а также уменьшение затрат на их обслуживание и содержание.

3. Более активное участие в совместной деятельности Alliance Rostec Auto B.V., в который входит ОАО «АвтоВАЗ», для создания новых моделей автомобилей, поиска путей для снижения затрат на производство, перенимание передовых технологий и т.д.

4. Улучшение кадровой политики на предприятии, повышение заработных плат и производительности труда, подбор более квалифицированных и профессиональных менеджеров для управления проблемными подразделениями.

5. Мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции и улучшению маркетинговой политики на внутреннем рынке. На наш взгляд, этот комплекс мероприятий наиболее важным, так как в современном мире зачастую покупается та продукция, бренд которой узнаваем и обладает хорошей репутацией.

Наибольшую актуальность повышение уровня конкурентоспособности приобретает с учётом того, что продукция ОАО «АвтоВАЗ» уступает практически всем своим конкурентам в качестве и маркетинговой компании. Основными путями по устранению данной проблемы будут:

• повышение качества продукции ОАО «АвтоВАЗ», в частности модельного ряда LADA;

• улучшение гарантийного обслуживания и качества поступаемых на рынок запчастей и деталей, а также создание собственных крупных дилерских сетей для удовлетворения нужд клиентов;

• упрощение кредитной политики на покупку автомобилей;

• повышение уровня оснащения продукции.

Вместе с тем, следует учитывать, что внешняя среда не даёт столько же возможностей для привлечения средств и улучшения ситуации на ОАО «АвтоВАЗ», но помощь от неё может быть существенной.

Основным фактором улучшения состояния ОАО «АвтоВАЗ» является государство. ОАО «АвтоВАЗ» является крупнейшим производителем автомобилей в РФ, поэтому вполне может рассчитывать на поддержку со стороны государства.

Помощь государства в стабилизации финансового состояния ОАО «АвтоВАЗ» может быть в следующих формах:

1. Дотации и субсидии. При этом государство тоже остается в плюсе, так как стабилизация состояния предприятия позволяет ему сохранить сотрудников, а не увольнять их, тем самым не вызывая безработицу; сохранить крупного налогоплательщика; поддержать отечественного производителя и т.д.

66

2. Компенсации за крупные налоговые платежи. Так, например, в 2014 годовая сумма выплат по утилизационным сбором ОАО «АвтоВАЗ» составила 13 млрд. руб., что является огромной суммой. Льготы помогут легче перенести расходы на налоги.

3. Льготы на ресурсные платежи (энергетика, водные ресурсы, плату за землю и т.д.). Возможны в виде выплат компенсаций за уже оплаченные услуги или же снижение стоимости этих услуг.

4. Поддержка государством автомобильного кредитования. Основной принцип заключается в том, что государство компенсирует выпадающие доходы банкам по сниженным процентным ставкам по автомобильным кредитам, а покупатели, в свою очередь, оформляют их по сниженным ставкам. В поддержку автомобильного кредитования также может входить уменьшение первого взноса по кредиту, увеличение льгот, предоставление каких — либо дополнительных услуг при оформлении кредита и т.д.

5. Целевое финансирование, направленное на поддержку автомобильной промышленности.

Вместе с тем, к негосударственным источникам финансовой поддержки ОАО «АвтоВАЗ»

можно отнести:

1. Увеличение уставного капитала путем размещения дополнительных акций. Для этого необходимо согласие собрания акционеров. Такие меры позволят привлечь новых акционеров, которые покупкой акций увеличат уставный капитал предприятия.

2. Получение долгосрочных кредитов по относительно низким ставкам и хорошим условиям. Это позволит погасить текущие расходы и частично стабилизировать текущее финансовое состояние предприятия.

3. Продажа патентов по высоким ценам зарубежным компаниям. Позволит стабилизировать текущее финансовое положение, однако в долгосрочной перспективе может иметь негативную тенденцию.

4. Предоставление собственных ресурсов или рабочей силы ОАО «АвтоВАЗ» для проведения другими учреждениями инновационной деятельности за определенную плату.

Перечисленные выше методы и способы стабилизации финансового состояния должны помочь ОАО «АвтоВАЗ» поддерживать платежеспособность и работоспособность в краткосрочном и долгосрочном периоде.

ВЫВОДЫ

В рыночной экономике любое предприятие при определенных обстоятельствах может прийти к кризисному финансовому состоянию. Достичь приемлемого уровня финансовой устойчивости и эффективности функционирования такие организации могут посредством их финансового оздоровления. На основе изучения финансовой отчетности, являющаяся информационной базой оценки финансового состояния организации, возможно провести финансовый анализ, результаты которого позволяют внешним и внутренним пользователям информации получить определенные сведения о состоянии предприятия, в том числе об имущественном состоянии компании, уровне задолженностей перед различными контрагентами и т.д. Для успешного выхода предприятия из кризисной ситуации существует возможность внедрения механизмов финансовой стабилизации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воробьев Ю.Н. Реорганизация предприятий: сущность, необходимость и проблемы / Ю.Н. Воробьев, А.А. Долгова //Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2014. — №2 (27). — С. 106-109.

2. Годовые отчеты ОАО «АвтоВАЗ» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: disclosure.ru/ issuer/7448009721 91/ (дата обращения 05.11.2016)

3. Зубкова В.И. Предотвращение банкротства и финансовое оздоровление предприятия / В.И. Зубкова // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2015. — № 2 (31). — С. 27-33.

4. Зубкова В.И. Эффективность применения SWOT-анализа как метода санационного аудита предприятий пищевой промышленности АР Крым / В.И. Зубкова // Экономика Крыма. — 2012. — №2. — С. 148-150.

5. Шальнева В .В. Виды диагностики несостоятельности предприятия / В.В. Шальнева, Т.Г.Жа-воронок // Проблемы развития финансовой системы государства в условиях глобализации: сб. трудов XVIII Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. — Симферополь: ИП Корниенко А.А., 2016. — С. 180-181.

6. Зубкова В.И. Механизмы финансовой стабилизации предприятия / В.И. Зубкова, Д.О. Уме-рова // Science Time. — 2016. — № 4 (28) — С. 316-320.

Статья поступила в редакцию 15 ноября 2016 года

67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.