Научная статья на тему 'SWOT-анализ нормативной правовой основы деятельности органов прокуратуры по надзору за исполнением законов о противодействии коррупции в Республике Казахстан как основа ее совершенствования'

SWOT-анализ нормативной правовой основы деятельности органов прокуратуры по надзору за исполнением законов о противодействии коррупции в Республике Казахстан как основа ее совершенствования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2253
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коррупция / органы прокуратуры / SWOT-анализ / законодательство / corruption / bodies of prosecutor's office / SWOT analysis / legislation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иманов Ибрагим Альжанович

Данная статья содержит SWOT-анализ базовых норм, регламентирующих деятельность прокуратуры по противодействию коррупции. Построены матрицы факто-ров развития данной деятельности. Внесены предложения по дополнению и изменению нормативных правовых актов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SWOT-ANALYSIS OF A STANDARD LEGAL BASIS OF ACTIVITY OF BODIES OF PROSECUTOR'S OFFICE FOR SUPERVISION OF PERFORMANCE OF LAWS ON COUNTERACTION OF CORRUPTION IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN AS BASIS OF ITS IMPROVEMENT

This article contains SWOT analysis of the basic norms regulating activities of prosecutor's office for corruption counteraction. Matrixes of factors of development of this activi-ty are constructed. Offers on addition and change of regulations are made.

Текст научной работы на тему «SWOT-анализ нормативной правовой основы деятельности органов прокуратуры по надзору за исполнением законов о противодействии коррупции в Республике Казахстан как основа ее совершенствования»

15.3. SWOT-АНАЛИЗ НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ

ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ ПО НАДЗОРУ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН КАК ОСНОВА ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Иманов Ибрагим Альжанович, прокурор ЮжноКазахстанской области, государственный советник юстиции 3 класса

Место работы: Прокуратура Южно-Казахстанской области

andreewna@mail.ru

Аннотация: Данная статья содержит SWOT-анализ базовых норм, регламентирующих деятельность прокуратуры по противодействию коррупции. Построены матрицы факторов развития данной деятельности. Внесены предложения по дополнению и изменению нормативных правовых актов. Ключевые слова: коррупция, органы прокуратуры, SWOT-анализ, законодательство.

SWOT-ANALYSIS OF A STANDARD

LEGAL BASIS OF ACTIVITY OF BODIES OF PROSECUTOR'S OFFICE FOR SUPERVISION OF PERFORMANCE OF LAWS ON COUNTERACTION OF CORRUPTION IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN AS BASIS OF ITS IMPROVEMENT

Imanov Ibrahim A., the Prosecutor of South Kazakhstan region Work place: Prosecutor's office of the Southern Kazakhstan area

andreewna@mail.ru

Annotation: This article contains SWOT analysis of the basic norms regulating activities of prosecutor's office for corruption counteraction. Matrixes of factors of development of this activity are constructed. Offers on addition and change of regulations are made.

Keywords: corruption, bodies of prosecutor's office, SWOT analysis, legislation.

Коррупция в современных условиях пронизывает все отрасли государственного управления1, а поэтому совершенствование законодательства о противодействии коррупции и повышение эффективности противодействия ей приобретает все большую актуальность. Не является исключением в этом плане и Республика Казахстан, где ключевым государственным органом противодействия коррупции является прокуратура Республики Казахстан, на которую возложен высший надзор за исполнением законов в данной сфере.

Казахстанское законодательство, регулирующее деятельность органов прокуратуры по надзору за исполнением законов о противодействии коррупции, как и само антикоррупционное законодательство в целом, в последние годы испытывает интенсивные изменения. Это связано как с ускоренным обновлением правовой системы страны, обусловленным реалиями современности, так и с несовершенством самих законов, в том числе вновь принимаемых. Недостатки в совершенствовании законодательства главным образом заключаются в отсутствии системного подхода к анализу как самих законов, регулирующих прокурорский надзор за исполнением законов о противодействии коррупции, так и практики их применения. Анализ законодательства - это скрупулезный, очень трудоемкий, многоаспектный и многоуровневый процесс. Только системный подход к анализу позволяет при совершенствовании законодательства учитывать не только накопленный опыт, но и перспективы развития как самого общества так и институтов государства, включая и саму прокуратуру. А это является важным условием стабильности законов и эффективности осуществления прокурорского надзора за их исполнением.

В настоящее время наукой выработано множество методик анализа норм закона, практики их применения и определения путей совершенствования законодательства с учетом результатов прогнозирования перспектив развития общества и государства. Поэтому для обеспечения высокого уровня качеств анализа следует выбирать такую из них, которая позволяет дать наиболее эффективные результаты и сформулировать наиболее оптимальные предложения по реформированию текущей ситуации, сложившейся в законодательстве о прокурорском надзоре за исполнением законов о противодействии коррупции и практике его применения. Наиболее приемлемым среди них в современных условиях развития Республики Казахстан, на наш взгляд, является метод SWOT-анализа, который позволяет провести такой анализ, опираясь на верифицированные составляющие. На сегодняшний день SWOT-анализ заслуженно признается в научном сообществе как один из

1 См. об этом: Мохоров Д.А., Макаревич М.Л. Коррупция как одна из проблем социального управления// Пробелы в Российском законодательстве. 2014. №6. С.27.

наиболее популярных инструментов в стратегическом планировании социальных процессов, включая и развитие законодательства2. Хотя данный вид анализа большинством исследователей пока рассматривается в качестве метода маркетингового исследования деятельности предприятия на рынке3 в контексте бизнес-практики, однако объектами SWOT-анализа также могут быть законодательство, практика его применения и перспективы их совершенствования. Подтверждением тому является работа Л.Г. Сатаева и Л.В. Мошкова. Эти исследователи провели примечательный, но предельно краткий SWOT-анализ законодательной базы, регулирующей лекарственное обеспечение больных диабетом4.

Суть SWOT-анализа заключается в определении базовых факторов влияния на то или иное социальное явление: внутренних сильных £) и слабых факторов, и внешних благоприятных возможностей р) и возможных угроз (Г), влияющих на эффективность функционирования социального явления.

Правовые основы деятельности органов прокуратуры по надзору за исполнением законов представляют собой нормы действующего законодательства и по своей сути являются социальным явлением, состояние и развитие которого зависит от состояния и развития самого общества и государства. Поэтому вполне могут быть подвергнуты SWOT-анализу.

2 См., например: Богомолова Е. В. SWOT-анализ: теория и практика применения / Е. В. Богомолова // Экономический анализ: теория и практика. -2004. - № 17 (32). - С. 57-60; Аникина И. Д. Анализ финансово-инвестиционных стратегий российских компаний черной металлургии / И. Д. Аникина // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 3. Экономика. Экология. - 2011. - № 2 (19). - С. 133-139; Соколова Н. Г. Формирование стратегии муниципального управления системой розничной торговли: SWOT-анализ / Н. Г. Соколова // Вестник Челябинского государственного университета. Экономика. - 2009. - № 3 (141). - С. 75-77; Люба-ненко А. В. Особенности SWOT-анализа при выборе стратегии развития г. Тюмени / А. В. Любаненко, В. Р. Цибульский // Вестник кибернетики. - Тюмень: ИПОС СО РАН. - 2003. - Вып. 2. - С. 126-135; Скалон А. В. Малый город: SWOT-анализ проблемного поля / А. В. Скалон // Региональные исследования. - 2009. - № 6 (26). - С. 9-18; Майсак О. С. SWOT-анализ как средство совершенствования медицинской организационной среды / О. С. Майсак, Н. В. Майсак, Г. Р. Сагитова // Современные проблемы науки и образования. - 2011. - № 6 / Режим доступа http://science-education.ru/100-5080. Дата обращения 16 ноября 2015 года; Клеева Л. П. SWOT-анализ развития фундаментальной науки в России / Л. П. Клеева // Компетентность. - 2012. -№ 2 (93). - С. 12-14; Панасенко С. В. Комплексный анализ стратегических факторов внешней и внутренней среды некоммерческих организаций / С. В. Панасенко // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Экономика. - 2005. - № 2 / Режим доступа

http://www.opuo.ru/sites/default/files/nko_doc/analiz_vnesh_i_vnutre_ sredy_nko.pdf. Дата обращения 16 ноября 2015 года; Морусов А. А. Совершенствование управленческой компетентности экономистов-менеджеров в системе дополнительного профессионального образования / А. А. Морусов, А. И. Черных // Ученые записки. - 2012. - № 1 (83). - С. 112-117.

3 Богомолова Е. В. SWOT-анализ: теория и практика применения / Е. В. Богомолова // Экономический анализ: теория и практика. - 2004. - № 17 (32). -С. 57-60.

4 Сатаева Л.Г., Жаксыгулова Г.К. SWOT-анализ как инструмент улучшения качества лекарственного обеспечения пожилых больных Республике Казахстан

http://www.mediasphera.ru/uppic/Problems%20of%20endocrinology/2012/4/7 /EndoKrin_2012_04_032.pdf. Дата обращения 02 ноября 2015 года.

Исходя из анализа действующего законодательства и сложившейся практики прокурорской деятельности по надзору за исполнением законов о противодействии коррупции в Республике Казахстан базовые факторы для проведения SWOT-анализа нормативной правовой основы этой деятельности органов прокуратуры в Республике Казахстан могут быть определены опытным путем. При их определении следует иметь в виду, что для повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии коррупции существенное значение имеют факторы:

- регламентации в нормах закона использования человеческих ресурсов, системы подготовки кадров;

- четкого формулирования компетенции прокуратуры по противодействию коррупции, правовой определенности полномочий прокуроров по ее реализации, наличия-отсутствия в законодательных нормах механизмов и инструментов реализации полномочий прокурора;

- наличия-отсутствия конкуренции в компетенциях государственных органов, осуществляющих противодействие коррупции;

- наличия-отсутствия норм, стимулирующих мотивацию населения к сотрудничеству с государственными органами в противодействии коррупции.

В контексте данных факторов должны быть исследованы нормы всех действующих законодательных актов, устанавливающих правовые основы деятельности органов прокуратуры по надзору за исполнением законов о противодействии коррупции, в том числе и особенно нормы Конституции Республики Казахстан, принятой на референдуме 30 августа 1995 года, Закона Республики Казахстан от 21 декабря 1995 года № 2709 «О прокуратуре», Закона Республики Казахстан от 28 ноября 2014 года № 259^ «О государственном бюджете», Закона Республики Казахстан от 6 января 2011 года № 380-М «О правоохранительной службе», Закона Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года № 410^ «О противодействии коррупции» (не введен в действие), Закона Республики Казахстан от 24 марта 1998 года № 213-1 «О нормативных правовых актах», Указа Президента Республики Казахстан от 2 мая 2011 года № 68 «Об утверждении Положения о Координационном совете Республики Казахстан по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью», Приказа Генерального Прокурора Республики Казахстан от 13 октября 2009 года № 1034ца «Об утверждении Кодекса чести сотрудников органов и учреждений прокуратуры Республики Казахстан», Стратегического плана Генеральной прокуратуры Республики Казахстан на 2014-2018 годы, утвержденного приказом Руководителя Администрации Президента Республики Казахстан от 10 февраля 2014 года № 01-38.15, Плана мероприятий на 2015-2017 годы по реализации Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 20152025 годы и противодействию теневой экономике,

утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 апреля 2015 года № 234.

Исходя из анализа норм указанных законодательных актов, к их потенциальным внутренним сильным сторонам £) можно отнести пять следующих факторов, расположив их в порядке убывания своей силы так:

51. Четко обозначенные критерии компетентности сотрудников;

52. Финансирование деятельности органов прокуратуры осуществляется из государственного бюджета и включает в себя:

- осуществление высшего надзора за точным и единообразным применением законов и подзаконных актов в Республике Казахстан;

- межгосударственное информационное взаимодействие по ведению криминального и оперативного учетов;

- капитальные расходы Генеральной прокуратуры Республики Казахстан;

- услуги по обеспечению государственных органов, юридических лиц учетной, статистической информацией в сфере правовой статистики и специальных учетов;

- строительство, реконструкция объектов для органов прокуратуры;

- обеспечение защиты прав и свобод лиц, участвующих в уголовном процессе;

- создание системы информационного обмена для правоохранительных и специальных государственных органов Республики Казахстан;

- представление и защита интересов государства; создание информационной системы «Единый реестр досудебных расследований»;

53. Председательство в Координационном совете Республики Казахстан по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью;

54. Закрепление за органами прокуратуры надзорных функций;

55. Наличие в структуре органов прокуратуры подразделения, обобщающего криминологическую информацию.

Потенциальные внутренние слабости норм указанных законов можно выделить в количестве четырех, сформулировать и расположить в порядке убывания своей слабости следующим образом:

W1. Отсутствие норм о собственной системе подготовки кадров уровня бакалавриата;

W2. Отсутствие норм о целевом финансировании научно-исследовательской деятельности;

W3. Отсутствие норм о проведении анализа информации о реакции народонаселения на антикоррупционную деятельность органов прокуратуры;

W4. Существование определенной конкуренции в деле противодействия коррупции между органами прокуратуры и Агентством Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействия коррупции.

Потенциальные внешние благоприятные возможности (О) нормативной правовой основы деятельности органов прокуратуры по надзору за исполнением законов о

противодействии коррупции в Республике Казахстан могут быть сформулированы и расположены в порядке убывания возможностей следующим образом:

01. Возможность вовлечения в антикоррупционную деятельность органов прокуратуры широких слоев населения. Возможность проведения совместных акций, мероприятий с политическими силами;

02. Возможность расширения спектра антикоррупционных акций, мероприятий;

03. Налаженная система межведомственного взаимодействия;

04. Участие в межгосударственном органе генеральных прокуроров. Открытие Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре РК.

Потенциальные внешние угрозы (Т) нормативной правовой основы деятельности органов прокуратуры по надзору за исполнением законов о противодействии коррупции в Республике можно сформулировать так:

Т1. Усложнение геополитической обстановки в мире;

Т2. Превращение коррупции в транснациональную угрозу.

Т3. Усиление режима экономии бюджетных средств.

Для совершенствования нормативной правовой базы и повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии коррупции в Республике Казахстан важное значение имеет выделение факторов, имеющих приоритет в определении благоприятных возможностей и угроз функционирования данной базы, что достигается путем их ранжирования.

В ранжирной матрице эти факторы выглядят следующим образом:

Сильное влияние Умеренное влияние Слабое влияние

Высокая вероятность 02 03

Средняя вероятность 04 T2 01 T3 05

Низкая вероятность 06 T1

Исходя из изложенного, можно сформировать комплекс стратегических мероприятий, направленных на совершенствование нормативной правовой основы деятельности органов прокуратуры по надзору за исполнением законов о противодействии коррупции в Республике Казахстан и повышения эффективности практики их применения путем сочетания в разных комбинациях и усиления сильных сторон (свойств) этих норм и благоприятных их возможностей и минимизации слабых сторон и возможных угроз.

1. Сочетание «сил» - «возможностей» (SO) - стратегия Maxi-Maxi, предполагающая использование сильных сторон для увеличения и реализации возможностей. Включает в себя следующие мероприятия:

SO1. Открытие новой специализации «Противодействие коррупции» специальности «Правоохранительная деятельность» всех образовательных уровней (бака-

лавриат, магистратура, докторантура) и подготовку на базе Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан специалистов-теоретиков и практиков для органов прокуратуры по противодействию коррупции;

SO2. Законодательное установление полномочий органов прокуратуры на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, в том числе с использованием технологий аутсорсинга и краудсорсинга;

Включение в функции Координационного совета по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью планирования и отчетности по вопросам противодействия коррупции правоохранительными и государственными органами;

2. Сочетание «слабости» - «возможности» (WO) стратегия Mini-Maxi, предполагающая использование возможностей для преодоления слабых сторон. Включает в себя следующие мероприятия:

WO1. Открытие новой специализации «Прокурорская деятельность» специальности «Правоохранительная деятельность» первого образовательного уровня (бакалавриат) на базе Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан;

WO2. Проведение научных исследований противодействия коррупции на базе межведомственного и межгосударственного органов, в которых прокуратура принимает участие;

WO3. Регулярное проведение мониторинга общественного мнения по вопросу противодействия коррупции органами прокуратуры и по его результатам коррекция планов антикоррупционных мероприятий;

3. Сочетание «сил» - «угроз» (ST) - стратегия MaxiMini, предполагающая использование сильных сторон для избегания угроз. Включает в себя следующие мероприятия:

ST1. Сокращение государственных расходов на финансирование антикоррупционных мероприятий за счет использования внебюджетных ресурсов, а именно средств национальных и интернациональных неправительственных организаций, фондов, ассоциаций и др.;

ST2. Законодательно регламентированное усиление роли органов прокуратуры в международных антикоррупционных акциях, мероприятиях;

ST3. Вменение управлению аналитической работы и правового регулирования Комитета по правовой статистике и специальным учетам обязанности подготовки аналитических обзоров успешного антикоррупционного опыта зарубежных стран и возможности его трансляции в практику антикоррупционной деятельности Республики Казахстан.

4. Сочетание «слабостей» - «угроз» (WT) - стратегия Mini-Mini, предполагающая анализ взаимодействия

слабых сторон и угроз для минимизации потерь. Включает в себя следующие мероприятия:

WT1. Формирование ведомственной научно-исследовательской тематики для подготовки и размещения заявок на грантовое финансирование научных исследований, в том числе с зарубежным участием;

WT2. Подготовка на базе Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан магистерских и докторских диссертаций по проблематике взаимодействия органов прокуратуры и народонаселения Республики Казахстан в противодействии коррупции.

По окончании формирования комплекса стратегических мероприятий, направленных на совершенствование нормативной правовой основы деятельности органов прокуратуры по надзору за исполнением законов о противодействии коррупции в Республике Казахстан, необходимо расположить их по убывающей важности с учетом ранее построенной матрицы ранжирования факторов в виде конкретных предложений по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство Республики Казахстан:

1. В части организации и проведения научных исследований противодействия коррупции на базе межведомственного и межгосударственного органов, в которых прокуратура принимает участие, необходимо внести соответствующие изменения в статью 5 Положения о Координационном совете генеральных прокуроров государств - участников Содружества Независимых Государств, утвержденного решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 25 января 2000 года и в статьи 3, 4, 5 Положения о Координационном совете Республики Казахстан по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 2 мая 2011 года № 68.

2. В части формирования ведомственной научно-исследовательской антикоррупционной тематики для подготовки и размещения заявок на грантовое финансирование научных исследований, в том числе с зарубежным участием, необходимо внести соответствующие изменения в пункт 14-2 статьи 4 Закон Республики Казахстан от 21 декабря 1995 года № 2709 «О прокуратуре».

3. В части установления полномочий органов прокуратуры на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, в том числе с использованием технологий аутсорсинга и краудсорсинга. необходимо внести соответствующие изменения в главу 4 «Научная экспертиза проектов нормативных правовых актов» Закона Республики Казахстан от 24 марта 1998 года № 213-1 «О нормативных правовых актах».

4. В части вменения управлению аналитической работы и правового регулирования Комитета по правовой

статистике и специальным учетам обязанности подготовки аналитических обзоров успешного антикоррупционного опыта зарубежных стран и возможности его трансляции в практику антикоррупционной деятельности Республики Казахстан. Необходимо внести соответствующие изменения в пункт 13 Положения о Комитете по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, утвержденное указом Президента Республики Казахстан от 28 марта 2003 года № 1050.

5. В части расширения функций Координационного совета по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью планирования и отчетности по вопросам противодействия коррупции правоохранительными и государственными органами необходимо внести соответствующие изменения в статью 3 Положения о Координационном совете Республики Казахстан по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 2 мая 2011 года № 68.

6. В части регламентации усиления роли органов прокуратуры в международных антикоррупционных акциях, мероприятиях, необходимо внести соответствующие изменения в пункт 59 Плана мероприятий на 2015-2017 годы по реализации Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015-2025 годы и противодействию теневой экономике, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 апреля 2015 года № 234.

7. В части сокращения государственных расходов на финансирование антикоррупционных мероприятий за счет использования внебюджетных ресурсов, а именно средств национальных и интернациональных неправительственных организаций, фондов, ассоциаций и др.; в части регулярного проведения мониторинга общественного мнения по вопросу противодействия коррупции органами прокуратуры и по его результатам коррекция планов антикоррупционных мероприятий: необходимо внести соответствующие изменения в пункт 41 Плана мероприятий на 2015-2017 годы по реализации Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015-2025 годы и противодействию теневой экономике, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 апреля 2015 года № 234, Стратегический план Генеральной прокуратуры Республики Казахстан на 2014-2018 годы, утвержденный приказом Руководителя Администрации Президента Республики Казахстан от 10 февраля 2014 года № 01-38.15 и в последующие стратегические планы, а также в ежегодные операционные планы Генеральной прокуратуры, утверждаемые приказом Генерального Прокурора Республики Казахстан.

8. В части открытия новой специализации «Противодействие коррупции» специальности «Правоохранительная деятельность» всех образовательных уровней

(бакалавриат, магистратура, докторантура) и подготовку на базе Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан специалистов-теоретиков и практиков для органов прокуратуры по противодействию коррупции;

9. В части открытия новой специализации «Прокурорская деятельность» специальности «Правоохранительная деятельность» первого образовательного уровня (бакалавриат) на базе Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан; в части подготовки на базе Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан магистерских и докторских диссертаций по проблематике взаимодействия органов прокуратуры и народонаселения Республики Казахстан в противодействии коррупции необходимо внести соответствующие изменения в Устав Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан.

Список литературы:

1. Мохоров Д.А., Макаревич М.Л. Коррупция как одна из проблем социального управления// Пробелы в Российском законодательстве. 2014. №6. С.25-27;

2. Богомолова Е. В. БШОТ-анализ: теория и практика применения / Е. В. Богомолова // Экономический анализ: теория и практика. - 2004. - № 17 (32). - С. 57-60;

3.Аникина И. Д. Анализ финансово-инвестиционных стратегий российских компаний черной металлургии // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 3. Экономика. Экология. - 2011. - № 2 (19). - С. 133-139;

4.Соколова Н. Г. Формирование стратегии муниципального управления системой розничной торговли: БШОТ-анализ // Вестник Челябинского государственного университета. Экономика. - 2009. - № 3 (141). - С. 75-77;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5.Любаненко А. В., Цибульский В.Р. Особенности БШОТ-анализа при выборе стратегии развития г. Тюмени // Вестник кибернетики. - Тюмень: ИПОС СО РАН. - 2003. - Вып. 2. - С. 126-135;

6.Скалон А. В. Малый город: БШОТ-анализ проблемного поля // Региональные исследования. - 2009. - № 6 (26). - С. 9-18;

7.Майсак О. С., Майсак Г.Р., Сагитова Г.Р. БШОТ-анализ как средство совершенствования медицинской организационной среды // Современные проблемы науки и образования. - 2011. - № 6, стр. 11-15;

8. Клеева Л. П. БШОТ-анализ развития фундаментальной науки в России // Компетентность. - 2012. - № 2 (93). - С. 12-14;

9.Панасенко С. В. Комплексный анализ стратегических факторов внешней и внутренней среды некоммерческих организаций // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Экономика. -2005. - № 2, стр.15-17;

9. Морусов А. А. Совершенствование управленческой компетентности экономистов-менеджеров в системе дополнительного профессионального образования // Ученые записки. - 2012. - № 1 (83). - С. 112-117.

10. Сатаева Л.Г., Жаксыгулова Г.К. БШОТ-анализ как инструмент улучшения качества лекарственного обеспечения по-

жилых больных Республике Казахстан

http://www.mediasphera.ru/uppic/Problems%20of%20endocrin ology/2012/4/7/EndoKrin_2012_04_032.pdf. Дата обращения 02 ноября 2015 года.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Иманова И. А.:«SWOT-анализ нормативной правовой основы деятельности органов прокуратуры по надзору за исполнением законов о противодействии коррупции в Республике Казахстан как основа ее совершенствования» Статья посвящена актуальной проблематике повышения эффективности законодательной основы деятельности органов прокуратуры Республики Казахстан осуществлению надзора за исполнением законов по противодействии коррупции.

Для обоснования своих выводов и предложений автор использует заслуженно признанный в научном сообществе метод SWOT-анализа как один из наиболее популярных инструментов в стратегическом планировании, в том числе и в совершенствовании законодательства и правоприменительной практики.

На основе глубокого изучения сущности и методики SWOT-анализа диссертантом проанализированы нормы Конституции РК, Законы РК «О прокуратуре», «О государственном бюджете», «О правоохранительной службе», «О противодействии коррупции», «О нормативных правовых актах», Указа Президента РК «Об утверждении Положения о Координационном совете РК по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью», Приказа Генерального Прокурора РК «Об утверждении Кодекса чести сотрудников органов и учреждений прокуратуры РК», Стратегического плана Генеральной прокуратуры РК на 2014-2018 годы, Плана мероприятий на 2015-2017 годы по реализации Антикоррупционной стратегии РК на 2015-2025 годы и противодействию теневой экономике. Для наглядности построена соответствующая матрица, внесены обоснованные предложения.

Статья отличается принципиальной новизной, так как ранее этот метод не применялся в отношении данных норм, а выводы и предложения признаются актуальным. Материал может быть рекомендован для публикации в журнале, включенном в Перечень ВАКа Минобрнауки России, в которых публикуются основные результаты исследований соискателей ученых степеней кандидата и доктора наук по праву.

Заведующий отделом проблем организации прокурорской деятельности НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации Заслуженный юрист Российской Федерации доктор юридических наук

К.И. Амирбеков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.