Научная статья на тему 'Связная этикетная речь детей дошкольного возраста'

Связная этикетная речь детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
58
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
связная этикетная речь / формулы болгарского речевого этикета / обозначения тематических групп / связное диалогическое единство / connected etiquette speech / formulas of Bulgarian speech etiquette / designations of thematic groups / coherent dialogical unity

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Стефанова Мариана, Гичева Ина

Построение связной этикетной речи в речевой коммуникации – длительный процесс. Это плод развития личности в результате правильного языкового, мировоззренческого и морально-эстетического образования и воспитания. Разработка каждым педагогом собственной программы для систематического этикетного воспитания даст большие результаты, особенно если в этом будут участвовать родители. Связная этикетная речь (СЭР) у детей дошкольного возраста протекает в плане речевого общения при непосредственном контакте или устно, в форме диалога. Функционально СЭР реализуется в виде связного диалогического единства, состоящего из реплик-стимулов и реплик-ответов. В отличие от обычного диалога, в котором происходит производство речи, в связной этикетной речи воспроизводятся готовые, «клишированные» выражения или слова-формулы речевого этикета. Основная цель связной этикетной речи у детей дошкольного возраста – внести гармонию в их взаимоотношения, обеспечить необходимую взаимную терпимость в общении. Речевое общение в детском саду осуществляется в определенном обязательном контексте, в котором этикет, связанный с речью, может и должен сознательно изучаться детьми в его функциональных измерениях в акте речевого общения. Предлагаются различные тематические этикетные ситуации из повседневной жизни детей. Исследование проводилось в детском саду небольшого города в Болгарии с детьми дошкольного возраста. Детям были предложены игровые ситуации, в которых они должны были использовать различные виды этикетных форм. Результаты исследования будут представлены на более позднем этапе работы над проблемой, при создании комплексной Программы овладения немаркированной связной речью этими детьми. Программа будет включать как предоставление знаний об отдельных подсистемах речевого этикета как системах знаков и правилах их использования, так и упражнения по их практическому освоению с помощью соответствующих методов и средств построения связной этикетной речи. Соблюдение правил этикета в принципе предполагает их знание, но было бы наивно полагать, что, зная этикетные нормы, ребенок начнет действовать в соответствии с ними. Обычно он вспоминает о них только тогда, когда нарушает их и тем самым наносит ущерб интересам других. Можно предположить, что одна из причин такого явления связана с тем, что мы учим правилам, а не воспитываем по ним. В ходе исследования делается ряд выводов и обобщений. Знание речевого этикета обеспечивает его функционирование, или только через этикет может формироваться этикет. Только так можно построить убеждение, что использование речевого этикета стало аксиоматичным, как обязательный компонент межличностных речевых контактов. Этикетное речевое общение должно стать осознанным, а это возможно только тогда, когда осознанная вежливость становится привычкой, нормой поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Connected Etiquette Speech of Preschool Children

Building a connected etiquette speech in verbal communication is a long process. This is the fruit of personal development as a result of proper linguistic, ideological, moral and aesthetic education and upbringing. The development by each teacher of his own program for systematic etiquette education will give great results, especially if parents participate in it. Connected etiquette speech (CES) in preschool children occurs in terms of verbal communication with direct contact or orally, in the form of dialogue. Functionally, the CES is implemented in the form of a connected dialogical unity, consisting of replica-stimuli and replica-responses. In contrast to the usual dialogue, in which speech is produced, ready-made, “cliched” expressions or words-formulas of speech etiquette are reproduced in a connected etiquette speech. The main goal of connected etiquette speech in preschool children is to bring harmony into their relationships, to provide the necessary mutual tolerance in communication. Verbal communication in kindergarten is carried out in a certain obligatory context, in which the etiquette associated with speech can and should be consciously studied by children in its functional dimensions in the act of verbal communication. Various thematic etiquette situations from the daily life of children are offered. The study was conducted in a kindergarten in a small town in Bulgaria with preschool children. The children were offered play situations in which they had to use various types of etiquette forms. The results of the study will be presented at a later stage of work on the problem, when creating a comprehensive Program of mastering unmarked connected speech by these children. The program will include both the provision of knowledge about individual subsystems of speech etiquette as sign systems and rules for their use, and exercises for their practical mastering using appropriate methods and means of constructing connected etiquette speech. Compliance with the rules of etiquette, in principle, presupposes their knowledge, but it would be naive to believe that, knowing the etiquette norms, the child will begin to act in accordance with them. Usually, he remembers them only when he violates them and thereby harms the interests of others. It can be assumed that one of the reasons for this phenomenon is related to the fact that we teach the rules, and not educate according to them. In the course of the study, a number of conclusions and generalizations are made. Knowledge of speech etiquette ensures its functioning, or etiquette can be formed only through etiquette. This is the only way to build the belief that the use of speech etiquette has become axiomatic, as an obligatory component of interpersonal speech contacts. Etiquette verbal communication should become conscious, and this is possible only when conscious politeness becomes a habit, a norm of behavior.

Текст научной работы на тему «Связная этикетная речь детей дошкольного возраста»

������ � �������� �����������

��� 373.2 DOI: 10.24412/1997-9657-2021-5107-56-61

��������� �., ������ �.

������� ��������� ���� �����

����������� ��������

��������� ��������, ������ ����,

� ��������� ����������� (�����, ��������); � ������� ��� ������� ������� (������, ��������)

���������� ������� ��������� ���� � ������� ������������ � ���������� �������. ��� ���� �������� �������� � ���������� ����������� ���������, ������������������ � ��������-�������������

����������� � ����������. ���������� ������ ��������� ����������� ��������� ��� ���������������� ���������� ���������� ���� ������� ����������, �������� ���� � ���� ����� �����������

��������. ������� ��������� ���� (���) � ����� ����������� �������� ��������� � ����� ��������

������� ��� ���������������� �������� ��� �����, � ����� �������. ������������� ��� ����������� � ���� �������� �������������� ��������, ���������� �� ������-�������� � ������-�������.

� ������� �� �������� �������, � ������� ���������� ������������ ����, � ������� ��������� ����

��������������� �������, ��������������� ��������� ��� �����-������� �������� �������.

�������� ���� ������� ��������� ���� � ����� ����������� �������� � ������ �������� � �� ���������������, ���������� ����������� �������� ���������� � �������. ������� ������� � �������

���� �������������� � ������������ ������������ ���������, � ������� ������, ��������� � �����,

����� � ������ ����������� ��������� ������ � ��� �������������� ���������� � ���� ��������

�������. ������������ ��������� ������������ ��������� �������� �� ������������ ����� �����.

������������ ����������� � ������� ���� ���������� ������ � �������� � ������ �����������

��������. ����� ���� ���������� ������� ��������, � ������� ��� ������ ���� ������������ ��������� ���� ��������� ����.

���������� ������������ ����� ������������ �� ����� ������� ����� ������ ��� ���������, ���

�������� ����������� ��������� ��������� ��������������� ������� ����� ����� ������.

��������� ����� �������� ��� �������������� ������ �� ��������� ����������� �������� �������

��� �������� ������ � �������� �� �������������, ��� � ���������� �� �� ������������� ��������

� ������� ��������������� ������� � ������� ���������� ������� ��������� ����. ����������

������ ������� � �������� ������������ �� ������, �� ���� �� ������ ��������, ���, ���� ���������

�����, ������� ������ ����������� � ������������ � ����. ������ �� ���������� � ��� ������ �����,

����� �������� �� � ��� ����� ������� ����� ��������� ������. ����� ������������, ��� ���� ��

������ ������ ������� ������� � ���, ��� �� ���� ��������, � �� ����������� �� ���.

� ���� ������������ �������� ��� ������� � ���������. ������ �������� ������� ������������ ���

����������������, ��� ������ ����� ������ ����� ������������� ������. ������ ��� ����� ��������� ���������, ��� ������������� �������� ������� ����� �������������, ��� ������������ ��������� ������������� ������� ���������. ��������� ������� ������� ������ ����� ����������, � ���

�������� ������ �����, ����� ���������� ���������� ���������� ���������, ������ ���������.

�������� �����: ������� ��������� ����, ������� ����������� �������� �������, ����������� ������

������ �����, ������� ������������� ��������.

��� �����������: ��������� �., ������ �. ������� ��������� ���� ����� ����������� �������� // ����������� ���������� �����������. � 2021. � �5(107). � �. 56�61. DOI:

10.24412/1997-9657-2021-5107-56-61

��������� ������ �������� 12.07.2021.

��������

������� ������� � ��� ������� �������,

������� ������ ����� ��������� ���������� � ����������� ������� ����������.

���������� ������������ �������� ������

��� ������������ ������ ������������ ���������� � ��������������, ��������� �� ������� � ���������� � ������������ ����������

� ��������� ������� ��������� �����.

������������ ������� ��������� ����

(C��) � ������� ������� � ������ � ����

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N

UDC 373.2 DOI: 10.24412/1997-9657-2021-5107-56-61

Connected Etiquette Speech of Preschool Children

Stefanova Marianaa, Gicheva Inab

a Shumen University, Shumen, Bulgaria; b kindergarten �Kalina Malina�, Nessebar, Bulgaria

Building a connected etiquette speech in verbal communication is a long process. This is the fruit of personal

development as a result of proper linguistic, ideological, moral and aesthetic education and upbringing. The

development by each teacher of his own program for systematic etiquette education will give great results,

especially if parents participate in it.

Connected etiquette speech (CES) in preschool children occurs in terms of verbal communication with

direct contact or orally, in the form of dialogue. Functionally, the CES is implemented in the form of a

connected dialogical unity, consisting of replica-stimuli and replica-responses. In contrast to the usual

dialogue, in which speech is produced, ready-made, �cliched� expressions or words-formulas of speech

etiquette are reproduced in a connected etiquette speech.

The main goal of connected etiquette speech in preschool children is to bring harmony into their relationships,

to provide the necessary mutual tolerance in communication. Verbal communication in kindergarten is

carried out in a certain obligatory context, in which the etiquette associated with speech can and should

be consciously studied by children in its functional dimensions in the act of verbal communication. Various

thematic etiquette situations from the daily life of children are offered.

The study was conducted in a kindergarten in a small town in Bulgaria with preschool children. The children

were offered play situations in which they had to use various types of etiquette forms.

The results of the study will be presented at a later stage of work on the problem, when creating a

comprehensive Program of mastering unmarked connected speech by these children. The program will

include both the provision of knowledge about individual subsystems of speech etiquette as sign systems

and rules for their use, and exercises for their practical mastering using appropriate methods and means of

constructing connected etiquette speech. Compliance with the rules of etiquette, in principle, presupposes

their knowledge, but it would be naive to believe that, knowing the etiquette norms, the child will begin to

act in accordance with them. Usually, he remembers them only when he violates them and thereby harms

the interests of others. It can be assumed that one of the reasons for this phenomenon is related to the fact

that we teach the rules, and not educate according to them.

In the course of the study, a number of conclusions and generalizations are made. Knowledge of speech

etiquette ensures its functioning, or etiquette can be formed only through etiquette. This is the only way

to build the belief that the use of speech etiquette has become axiomatic, as an obligatory component

of interpersonal speech contacts. Etiquette verbal communication should become conscious, and this is

possible only when conscious politeness becomes a habit, a norm of behavior.

Keywords: connected etiquette speech, formulas of Bulgarian speech etiquette, designations of thematic

groups, coherent dialogical unity.

For citation: Stefanova M., Gicheva I. (2021). Connected etiquette speech of preschool children. Preschool

Education Today. 5:15, 56�61 (in Russian). DOI: 10.24412/1997-9657-2021-5107-56-61

Original manuscript received 12.07.2021.

��� �������. ��� ���� ����������� ��������

� ���������� ����������� ���������, ������������������ � �����������-������������� ���������� � ��������: � ������� ����, � �����,

� �����.

��������� ��������� ���� � ���� ��������

������� ����������� ����������� ����������

��������������, � ��� ��������� � ������������� � ���� ������� ������������ ��������������.���������������������������������������� �������� ��������� ������, ������ �

����, ������������� �������� ��������� ��

������ ���������-������������ ������ ���

��������.

���������� ����������� ������� ������

�������� ��� ������������� ������� ��������� ������ (����� � ���������). ����� �������, ��������� ��������� ������� ����������, ������� ������� ��������������� �

�������������� ��� ������ ��������� ����������, ��������� ��������� ��� ����� ������� �������� ����� ��������.

����������������������������������������������� � �������� �������� ������� ���

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

���������������� �������� � ����� �������.

������������� ��� ����������� � ���� �������� �������������� �������� (���), ���������� �� ������-�������� (��) � ������-������� (��), �.�. ��� = ��� = �� + ��. � �������

�� �������� �������, � ������� ������������

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

����, � ������� ��������� ���� �������� ��������������� ��������������� ���������

��� �����-������� �������� �������.

������������� ����������� �������� ������������������������������������������

������ � ������� ��������������� ���������

����.�������������������������������������� � ��������������� ������� ������ ���

������ �� 12 ������������ �������-��������.

(���������, 1997. �. 43�44).

�������, �� ��� ������������ ���������� �������� ������� ��������� ������������ ��������� ������������������ ������

������������� ������� ��������� ����. �����

������������� ���������� ������ � ���� �������� ����� ������������� ������������

����������� �������: ��������� � ����������� ��������, �����������, ��������, �����������������������.���������������������

���� ���������-����� ����� ���� ���������

���������������� ������ �����, ����� �������� �� ������������ ������ ��������, �����

���������������� �������� ����� �������� �

��������������. � ����� ��������� ���������

��������� �������, � ��� �������� � ��������� �������� �������� � ���������� � ����,

��������� � ��������. ���������� ����������

�������� �������� � ���� ������� ����������

� ������������� ������������� �����������

� ������������ ������� ������ �����������

�������, ����� ��� ��, ������� ������������

������ ����: ��� ���������; ������� �����;

����������; ���������; ������������.

������ ����� ����� ������ ����� �������

������� ��� ���������� ������� ���� �������

������� ���, � ������� ������� ���� ������������������������������.��������������

������������ ����� ����� ������ � ������������ ����������, ����� ��� ����� ���,

���� �����, 3 ����� � ������. � ������ ���������, ����� ��� ������� ��� �������� � �������, ������������ ���������� ����������� �

����������, ����������� � ��������� �������, �������������� �������.

��������� �������� ������� ���������

���� �� ���������� �� ����������, � �������� ����������� �������� � ���������� �������� ��������. ��� �������� �� �������� ������������� � ������� �����. ��� ���� �����

���������� ���������������� ��� ���������

��������� ����� ������, ����� ������� ��

�����. ������� ����� ��������� ��������,

������� ������ �������� ��� �� ���������, ��� � �� ������������. ������� ��������

������ � ���� �������� ����� � �������.

���� ����������� ����� ������� �� ����,

��� ��� �����, � ���������� ������� �������

(�������, 1987. �. 9). ������ � ������� ������� �������� ������������ � ��������������

������������, � � ��������� ������� �������� ������� ����� ��������� ��� ����� � ������� ���, ��� � ��� ���� ��������.

� ������ ���������� ��������� ����� ������������ ����� � ������� ������� ���� �

������, �������� ���� ����� �� ���� ���, ���

���� �����. �� ��� ����, ����� ��������������� �������-�����������, ������� ��� ��������-������� ��������� ������ ������������ �� ������������� � �������������� �������

��������� ��������� �����.

������������ ��������

�������

������ � ������������ ������� ��������

��������� ������� �������� � ������ ��������,

����� ����������� �������� ���������� ���������� �������� ������� � ����� ����� ����

�����,���������������������������������

� ������� �������� ���� ����� ��������� �����������������������:���������������������������, ��� ������� ��������� � ������������,

�������� ������� ��� � ��������� ����. �����

�������, ���� �� ������ ���������� � ����������������,����������������������������� ��� ��������������� ��������� ����.

�������,����������������������������� ����� ����������, � ��� �������� ������

�����, ����� ������������ ���������� ������

��������� � ������ ���������.

������� ������� �� ��������� ����������� ����������� � �������� �����������������, ��� ����� ������������ �����������

����������� � ������� � ���������� � ������

��������. �������� ���� ����������� ��������

� ������������ ������ ������� ������� ��

������������.

� ������� ���� ��������� ������� ������� �������� ����� ���������� ����������

������������, ������� ����� � ������������

�������� ����������� ���������� (���������,

2014; ��������, 2008).

������ � ������� ���� � ��� ������ ���������� ����������, � ������� ������ �������.

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N

��� ���� ��� ����� ���������� ��������, � ������� �� ������ ��������������.

���� ���������� � ���� ���������� ������

������������. ��������� ���������� �������

������� � ����� ���������� ��������� �� �����, � ������� ������� �������������� ��������� ����� ����. �� ��������� � �����������

�� ������ ������� ��������� � ������ ��������� � �������� � ���� � ������ ���������.

��������� ������� ���� � ����������

� ������ ������� ��������, ���������������

������������� ���� ��� ����� ��������, ������� ������������� ��������� ����� ������

� ���� �������� ��������� � ���������� �������� ���������� ��������. ���� ����� �������

�������� �������� ������ ����� �����������

� ���������� ������������. �� ��������� ����������� �������� ������� �������� ��������� ������������� ����� ��������� ������

��������. ������� �����������, ��� �������

������� � ������� ���� ����������� � ������������ ������������ ���������, � �������

����, ��������� � ��������, ����� � ������

��������� ����������� ������ � �� �������������� �������� � �������� �������� ������� (��������, 2017; �������, 2014).

�������� � �������� ������ � ������� ����

������� ��������� ���� � ��� �������������

������������, �������� �� ������ �������������� �������� �� ������ ����� �� ��������

��������. ��� ������ ������� ����������������� � ����������� ����� �������� �������,

������� ���������� � ������� ������� � ������������ � ������ ������������ ��������

��������.

�������� ���������� ��� ������������ ������� ��������� ���� � ������� ������� �������� �����������-������� ������.

��������, ����� �������� �����, ��� ������������, ���������, ���������� � ������ �����

����� ����� ����������� � ����� ������� ��������. �������������� ������������ �������� � ������, ��� ����� ��������� � ������� ��������� � �������� �����, ����������

���������� ����� ���������. ������ ����

�������� ���������� ���������� ���������

� �� ��������� ������� (������������, ������,

2010; ��������, 2005).

���������������������������������������������������������������������������������� ��������, � ������� ���� ���������� ������������� �������� ���������, ����������

� ��������� ������� ��������. ���������� ��������� ����� ��������, ������� ������������

� ���������� �������������� ���������� � ��

������� � ������������� ���������� � �������

���������� ��� �������� �������.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

����������� ��������

(1) ������� ����� �� ���� ������� �����

�� ������, ��� ������� �� ��������, � ������

���������.

�.: ����! ����!!

�.: ����! ����! �� ������ ���������? �

����� ����������. � ����������, �����

���-������!

������� ������ ������� ���������� �����,

������� ������������� �� ��������:

�����, �� ��������� ����� �������������, ����� �����, � ��� ��������������?�

������, �� ������������� � �����? �

� ��� �� ������ ��������? � ������ �� �

���-��. ����������� �� �� ���-��. ��������

�� � ����� �������� ���, ����� ����, �� ����

��������. � ��� �� ��������� �������� � �����������? ��� �� ������� ���� �����?�

��������� � �������

(2) ����, ����������� ���, ��� ��� ������� ����� �� ������� �� ����� �������������

����������������� ����� � �� �������, �������: �����, ������ ������! ������!� .

������� ���������� ����, ������ �� ��

������ ���� �������, �, ������, �����������

���, �� �������, ��� ��� ���� ����� � ������

������. ������� ���������� ����������� ��������� ����� ����� ���������� �����������

�������� ��������� ����. �������� �������

� ���������� ����������� � ��������� ����

������� ������ ���� ����������.

��������� �� �������

(3)��������.������������������������� ���� ������ � �������. ����, ��� ��� ������� ������ �� ����� ���� �������, �������

���� ��������� � �������: �����������, ���,

� ������ ��� ���� ������.

��������������� ����� �������� � ����

���������� ���� ����������� �����������,

������� ��������� ����. ������������� �������� ������� �������������� ��� �����������,

��� ������������ ��������� � �������������

����.

���������������� �������

��������� ���� � ������� ����

������������ ����������� � ������� ����

���������� ������ � �������� � ������ ����������� ��������. ����� ���� ����������

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

������� ��������, � ������� ��� ������ ����

������������ ��������� ���� ��������� ����.

�������� ���� �������� ������� � ����������� �������� ��������� � �������������

�������. ��� � ��� �������, ������� �������

��������� � ����� � �������������� �������

��������������������������,����������

����� ��������������, �������� � ��������.

�������� ���� ������� ��������� ���� � ������ �������� � ��������� ����� ���������������,��������������������������������

���������� ����� ����, ���������� ���� �������� ������� � ��������� ���������.

��������:����������������������������������������������������������������,

� ������ ������� � �����������, � �������

���� ��������������� ��������� ��������:

�������

(4)�������(����)������������������������� �������. �� � ��� ���� ������� ������������, � ������ ��� ������� �������� ���������

�����������������������������,����������

������ ������������ ��������� �����. �����:

������ ����!� (������, ������, 1995. �. 77).

������ ������� ���������������� ������� �

������ � �������� ������������� ��������� ���������, ������� �������� ������������

��� ���������� ������������� ����. � ����

������ ������ ��������� ���������� �� ����������� ������ ���������. ��������,

��� �������

(5) �������, ����� ��� ������ (����������, ����� ��� ������)� (���������, 3). �

�����������, �����!�

�����������������������������������

(6)����������������������,����?� ����������� �������. �������� �����:. �� ������ �������

����� ������ � ���� ��������� ������ � ���� �������: ���, ����, � ���� ���� ������ �� ���� ����.

��� ���������

(7) ������ �������� �� ��� ����, ���� �� ��

�������, � ������� ������ �. ������ ����� � �������������������,�����������������������

������������(������,������,1995.�.132).

��� ����������� ���-���� �������

(8) ������ ������� ������� �� ������� � ������� ������: �����������, � ����!�

��������������� ����� �������� � ���� ���������� ���� ������ ���������� � ��� � ����

� ��� (������, ������, 1995. �. 136).

�������� ��������������� ������� �������������������������������������������,

������� � ������ ���, ����� ����, ��� ����������� ����������� �� ��������� ���������:

�������� �������������� ������ �������, ���

�����������������, ������� ��������� ������������ ���������, ���������� �������� �

������ ��������� ������� ���������.

����������

������� �������� �������� ������ �������� ���� ����, ��������� � ��������, ������� ���������� ������������ ������� �������

� ����, ������� ������ ���� ������������ �

��� ���������� �������������� ���������

(������, 1993. �. 229). ���� ������ �����������, ����� �� ������� ��� �� ��������, ������ �����������. ����������� �������������

����� ����������� � ������� � ����������

�������, �� ������ ������������� ������������� ���� ��������� ���������������� �������� �������, ������� ����� ���� ��������

����������, �������� ���� �������� ����� ������������� � ���� ���������� ��������.

������ ��� �������� ���� �������� � ��� ��������� � �� ��������� ����������� ������.

��� ��� �����, �� ������� �������� ����� ��������, ������������ ������������ ������ �

���-�� ������������ �� ���� (������, ������,

1995. �. 200).

������������������������������������

��������� ��������� ������� ����� (�������

������ � �������� �� �������������), ��� � �������������������������������������������� ��������������� ������� � ������������.

���������� ������ ������� � �������� ������������ �� ������, �� ���� �� ������ ������, ���,

���� ����� �������, ������� ������ �����������

� ������������ � ����. ������ �� ����������

���������������,�����������������������

����� ����� ��������� ������. ����� ������������, ��� ���� �� ������ ������ ������� �����������,�����������������������������.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

�� ����� ������� ���������� ���� ���������,

��� ����� �� ������� ����� ��������-���������

�������, ������� ����������� ����������� ����

� �������� � ������, ������� ����� �� ����

��������� (����������, 1989. �. 422).

���� ������� �������� �������� � �������� ����, � ���������� ������� ���� � ������� ������� ����� �� �������� ���� ���������, ������ ��� ���� �������������� ����

� ���. ���� ������� ��� ������������ ���������������� �������� ������. � ����� �����

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N

��, �� ���������� ����� �������� ����������

����������, ��������� � ���������, �������� �� ������������ �������� ��� �� ����������, ���������� ������������ ��������,

� ������� ������� ���������� ���������

������� � ������������ ����� ���������

�����. � ������ �������, ������� ��������� ������������ ������������ ������� �����

�������������. ������ ��� ��������� ������� ���� ��� ������.

�� �������� ���� �����������������

��������, ������ ��������� ��� ������:

1. � ��������, ������������ �������� ��

���������� ��������� ���� �����������, ��������� �� ������ �������� ����������, ���������� ����������� � ���������������, �� �

�� ��������� � ���������������� ����������� � ������� ����

2. ��������� ��������� �� ���� ��� ������������ ������ ����� ��� ������� ���������� ������������, ��������� ������� ����������� ��� �������� � �������� ��������

�������.

����� �������, �������� � ������ � ���,

��� ��������� ��������� ����� ������������� �������� ��������� �����������������

����� � ���������� ������������� ��������

�������.

n

���������� �� �������

��������� �������, ���������, ���������

����������� (�����, ��������).

������ ���, �����������, ������� ��� �������

������� (������, ��������)

Information about the authors

Stefanova Mariana, professor, Shumen University,

Shumen, Bulgaria.

Gicheva Ina, teacher, kindergarten �Kalina Malina�,

Nessebar, Bulgaria

����������

1. ���������� �. ��������� ����. ��� ���

����. � �����: ������� ��������, 1989.

2. �������� �.�. ����������� ��������

�������� ������� ����� ����������� ��������. �

��������: ���������� �������������� �������������� �����������, 2017.

3. ������ ��., ������ �. �������� �� �������� p��. � �����: �����, 1995.

4. ������������ �.�., ������ �.�. �������

������. �������� ��������������� ������������

�������. � �.: ������, 2010.

5. ������ �.�. ������ �� �����������. �

�����: ������� ��������, 1987.

6. ������� �.�. ������ ������� ��� �������.

33 ������� �������� ����. � �.: ������, 2014.

7. �������� �.�. ��������� ����� � ����

�������. �������. ���. ����. ���. ����. � �., 2005

8. ��������� �.�. ����� ������� � ���������

�����: ������-������������ �������. � �.: ����������, 2014.

9. �������� �.�. �������������� ��������

�������� �������� ������� ������� ����������:

�������� � ���������. � ���������: ����, 2008.

10. ��������� �. ��������� �� ����������

����� ������. � �����: ���� 90, 1997.

11. ����� �. �� ��� �����, �� �� �����. �

�����, 1993.

References

1. Amonashvili Sh. (1989) Zdraveite detsa. Kak

ste detsa [Hello children. How are you children.]. Sofiya:

Narodna prosveta Publ.

2. Andreeva N.A. (2017)Osobennostiobucheniya

rechevomuetiketudeteidoshkol�nogovozrasta[Features

of teaching speech etiquette to preschool children].

Shadrinsk: Shadrinskii gosudarstvenii pedagogicheskii

universitet.

3. Blazhev Bl., Popova V. (1995) Chudesata na

detskata pech [Miracles for children�s speech]. Sofiya.

Tilia Publ.

4. Boguslavskaya N.E., Kupina N.A. (2010)

Veselyi etiket. Razvitie kommunikativnykh sposobnostei

rebenka [Cheerful etiquette. Development of the child�s

communication skills]. Moscow. Flinta Publ.

5. Gagnus L.V. (1987) Azbuka na vezhlivostta

[The ABC of Politeness]. Sofiya. Narodna prosveta Publ.

6. Ivanova N.V. (2014) Azbuka etiketa dlya

malyshei. 33 pravila khoroshego tona [ABC of

etiquette for kids. 33 rules of good form]. Moscow.

Feniks Publ.

7. Ivashkina O.V. (2005) Etiketnye zhanry v rechi

uchitelya [Etiquette genres in teacher speech]. Avtoref.

dis. kand. ped. nauk. Moscow.

8. Kharis T. (1993) Az s�m dob�r, ti si dob�r [I�m

good, you�re good.]. Sofiya.

9. Kurochkina I.N. (2014) Uroki etiketa v

nachal�noi shkole: Uchebno-metodicheskoe posobie

[Lessons of etiquette in primary school: Study guide].

Moscow. Ekon-inform Publ.

10. Mishanova O.G. (2008) Pedagogicheskie

sredstva razvitiya rechevogo etiketa mladshikh

shkol�nikov: traditsii i innovatsii [Pedagogical tools

for the development of speech etiquette in primary

schoolchildren: traditions and innovations]. Chelyabinsk:

ChGPU Publ.

11. Stefanova M. (1997) Poznavame li b�lgarskiya

rechev etiket [Do you know the Bulgarian speech label].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Sofiya: Klub 90 Publ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.