Научная статья на тему 'Прагматические аспекты татарско-русского билингвизма детей дошкольного возраста'

Прагматические аспекты татарско-русского билингвизма детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
45
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
билингвизм / прагматический аспект / лексические богатства / татарский язык / русский язык / bilingualism / pragmatic aspect / lexical richness / Tatar language / Russian

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кючуков Христо С., Ушакова Оксана Семеновна

Актуальность. В статье представлено языковое и нарративное развитие татарско-русских двуязычных детей. Вопросы повествования двуязычных татарско-русских дошкольников до сих пор не исследовались, и это первая попытка проанализировать способности детей строить повествования на обоих языках. Цель. Цель работы – проанализировать нарративы татарско-русских двуязычных детей и показать их лексическое богатство с помощью соотношения типов лексем (TTR) и средней длины предложений в нарративах. Таким образом, мы планируем выяснить, какой язык является доминирующим у двуязычных детей. Описание хода исследования. В исследовании приняли участие две группы детей – 4–5 и 5–6 лет (по 10 детей в каждой группе), которые должны были составить рассказы на обоих языках – татарском как родном и русском как втором – глядя на две серии картинок. Всего было проанализировано 40 рассказов – 20 на русском и 20 на татарском языках. Татарский язык тестировался носителем языка – преподавателем татарского языка в детском саду, а тестирование на русском языке проводилось одним из авторов, который является русскоговорящим. Все нарративы были записаны, расшифрованы и проанализированы на обоих языках. Результаты. Результаты показали, что у детей русский язык является доминирующим. Однако, часто рассказывая на русском языке, дети использовали татарские слова, что говорит о том, что их словарный запас не так богат. Знание татарского языка у детей ограничено. Их словарный запас и количество предложений в рассказе были ограничены. Заключение. Исследование, хотя и ограниченное, дает нам возможность взглянуть на прагматический аспект языка татарско-русских двуязычных детей изнутри. Для развития сбалансированного билингвизма у детей недостаточно нескольких часов занятий в детском саду. Известно, что развитие повествовательных способностей у детей в целом является хорошим мостиком к их грамотности в начальных классах. Важно, чтобы их повествовательные способности были развиты на обоих языках. Некоторые американские и европейские преподаватели недавно выяснили, что чтение родителями книг на родном языке двуязычным детям помогает им овладеть грамотой на втором языке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pragmatic Aspects of Татаr-Russian Bilingualism among Preschool Children

This article presents the linguistic and narrative development of Tatar-Russian bilingual children. The issues of narrative development in Tatar-Russian bilingual preschool children have not been investigated so far, and this is the first attempt to analyze children’s abilities to construct narratives in both languages. The aim of the work is to analyze the narratives of Tatar-Russian bilingual children and to show their lexical richness using the ratio of lexeme types (TTR) and average sentence length in the narratives. Thus, we plan to find out which language is dominant in bilingual children. The study involved 2 groups of children aged 4–5 and 5–6 (10 children in each group) who had to compose narratives in both languages – Tatar as a native language and Russian as a second language – by looking at two series of pictures. The total number of stories analyzed was 40 – 20 in Russian and 20 in Tatar. The Tatar language was tested by a native speaker – teacher of a Tatar language at the kindergarten and the testing in Russian was done by one of the authors who is Russian speaking. All the narratives were recorded, transcribed and analyzed in both languages. Results showed that the children have Russian as a dominant language. However, often narrating in Russian the children were using Tatar words, which shows that their vocabulary is not so rich. The knowledge of the children in Tatar language is limited. they vocabulary and the number of sentences per story were limited. The study, although limited, gives us an inside view the pragmatic aspect of the language of the Tatar -Russian bilingual children. In order to develop balanced bilingualism among the children it is not enough to have few hours lessons in the kindergarten. It is known that the development of the narrative abilities by children in generally is a good bridge to their literacy in primary classes. It is important their narrative abilities to be developed in both languages. Some American and European researchers found out recently that parents reading books in the mother tongue of bilingual children helps them to acquire the literacy in their second language.

Текст научной работы на тему «Прагматические аспекты татарско-русского билингвизма детей дошкольного возраста»

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

��� 376 DOI: 10.24412/1997-9657-2021-5107-48-55

������� �.�., ������� �.�.

�������������� �������

��������-�������� �����������

����� ����������� ��������

������� ������ �. �*, ������� ������ ��������� �

� ����������� ����������� (��������, ������)

;

� ����� ��������� �������� �������, ����� � ���������� ���������� �������� ������������

,

(������, ������)

������������. � ������ ������������ �������� � ����������� �������� ��������-������� ���������� �����. ������� ������������� ���������� ��������-������� ������������ �� ��� ���

�� �������������, � ��� ������ ������� ���������������� ����������� ����� ������� ������������� �� ����� ������.

����. ���� ������ � ���������������� ��������� ��������-������� ���������� ����� � �������� �� ����������� ��������� � ������� ����������� ����� ������ (TTR) � ������� �����

����������� � ����������. ����� �������, �� ��������� ��������, ����� ���� �������� ������������ � ���������� �����.

�������� ���� ������������. � ������������ ������� ������� ��� ������ ����� � 4�5 � 5�6

��� (�� 10 ����� � ������ ������), ������� ������ ���� ��������� �������� �� ����� ������ �

��������� ��� ������ � ������� ��� ������ � ����� �� ��� ����� ��������. ����� ���� ���������������� 40 ��������� � 20 �� ������� � 20 �� ��������� ������. ��������� ���� ������������

��������� ����� � �������������� ���������� ����� � ������� ����, � ������������ �� �������

����� ����������� ����� �� �������, ������� �������� ���������������. ��� ��������� ����

��������, ������������ � ���������������� �� ����� ������.

����������. ���������� ��������, ��� � ����� ������� ���� �������� ������������. ������,

����� ����������� �� ������� �����, ���� ������������ ��������� �����, ��� ������� � ���, ���

�� ��������� ����� �� ��� �����. ������ ���������� ����� � ����� ����������. �� ���������

����� � ���������� ����������� � �������� ���� ����������.

����������. ������������, ���� � ������������, ���� ��� ����������� ��������� �� �������������� ������ ����� ��������-������� ���������� ����� �������. ��� �������� ����������������� ����������� � ����� ������������ ���������� ����� ������� � ������� ����. ��������,

��� �������� ����������������� ������������ � ����� � ����� �������� ������� �������� � ��

����������� � ��������� �������. �����, ����� �� ����������������� ����������� ���� ������� �� ����� ������. ��������� ������������ � ����������� ������������� ������� ��������,

��� ������ ���������� ���� �� ������ ����� ���������� ����� �������� �� �������� ��������

�� ������ �����.

�������� �����: ����������, �������������� ������, ����������� ���������, ��������� ����, �������

����.

��� �����������: ������� �.�., ������� �.�. �������������� ������� ��������-�������� ����������� ����� ����������� �������� // ����������� ���������� �����������. � 2021. � �5(107). �

�. 48�55. DOI: 10.24412/1997-9657-2021-5107-48-55

��������� ������ �������� 12.07.2021.

*

��������: hkyuchukov@gmail.com

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N

UDC 376 DOI: 10.24412/1997-9657-2021-5107-48-55

Pragmatic Aspects of ����r-Russian Bilingualism among Preschool Children

Hristo S. Kyuchukova*, Oksana S. Ushakovab

a University of Silesia, Katowice, Poland

b Institute of Childhood, Family and Care Research of Russian Academy of Education, Moscow, Russia

This article presents the linguistic and narrative development of Tatar-Russian bilingual children. The issues

of narrative development in Tatar-Russian bilingual preschool children have not been investigated so far,

and this is the first attempt to analyze children�s abilities to construct narratives in both languages.

The aim of the work is to analyze the narratives of Tatar-Russian bilingual children and to show their lexical

richness using the ratio of lexeme types (TTR) and average sentence length in the narratives. Thus, we plan

to find out which language is dominant in bilingual children.

The study involved 2 groups of children aged 4�5 and 5�6 (10 children in each group) who had to compose

narratives in both languages � Tatar as a native language and Russian as a second language � by looking

at two series of pictures. The total number of stories analyzed was 40 � 20 in Russian and 20 in Tatar. The

Tatar language was tested by a native speaker � teacher of a Tatar language at the kindergarten and the

testing in Russian was done by one of the authors who is Russian speaking. All the narratives were recorded,

transcribed and analyzed in both languages.

Results showed that the children have Russian as a dominant language. However, often narrating in Russian

the children were using Tatar words, which shows that their vocabulary is not so rich. The knowledge of the

children in Tatar language is limited. they vocabulary and the number of sentences per story were limited.

The study, although limited, gives us an inside view the pragmatic aspect of the language of the Tatar

Russian bilingual children. In order to develop balanced bilingualism among the children it is not enough

to have few hours lessons in the kindergarten. It is known that the development of the narrative abilities

by children in generally is a good bridge to their literacy in primary classes. It is important their narrative

abilities to be developed in both languages. Some American and European researchers found out recently

that parents reading books in the mother tongue of bilingual children helps them to acquire the literacy in

their second language.

Keywords: bilingualism, pragmatic aspect, lexical richness, Tatar language, Russian.

For citation: Kyuchukov H.S., Ushakova O.S. (2021). Pragmatic aspects of T���r-Russian bilingualism

among preschool children. Preschool Education Today. 5:15, 48�55 (in Russian). DOI:

10.24412/1997-9657-2021-5107-48-55

Original manuscript received 12.07.2021.

*

Contacts: hkyuchukov@gmail.com

����������� ������ ��������

���� ����� �����������

��������

������������ ���������� ����������� ��������� �.�. ����������, ���������� ���� ����� � �������� �������� �������, ���� ���������� �� ��������� ����������� �������� �

����������� �������� �������, ��� �� ������

�������������� ���������� �������� ����������� �����, ���� � ����� � �������� ������� ����. ������������ �������� ����������� � ������� �������� �� ���� ��������� ���

���������������� ����������, �.�. ���������

�����: ���� ������� �������� ������� � �����, � �� ������ ������� ��� ������ ����, ����� ��� ���������������� �������� �������, �,

�������, �������� ��������� � �������������

�������� � ��� ��� �������� ���������������� ������� ����� (���������, 1983. C. 335).

�� ������, ��� ��������� ���������� ����������� ��� ���� ������ � �� ���� ������� ���

������� �� ��� ����������� �������� �������� �������, ������ � ������ (��� ��, �. 337).

������ �������� �� �������� ��������� �������� �������� �����.

������ ��� �������������� �������� ����� �������� ������ ������� �������� ��������

������������. ����������� �������� ����������� � ���������� �������������� �� ����������� � ������������� ����������� ����

�������. ��� ��������� ����������� � ���������� ��������� �������� ������ � �� ������������ � ������� ������������, ��� ����

��� ������������� ����������� �� ������ ��������, �� � ������������ �������� �����.

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

�����������������������������������

������ ���������� � ������ �������� ��������������� ������������. � ����� �����������

��������, �� ������ �.�. ����������, �������� ���������� ����� � ������, ��� ��� � ����� ������� ������ ������������� ��� ������������� ��, ��� ��������� �����������. ��

������ ��������������� ���� ��������� ���������� ���� �������, ���������� ������� ���

��������, � ������������ �������� � ����

���������� � �������� ������������ ������������.�����������������������������������������������������������������.�����

��������������� ��� ��������������� ��������� ����� ��������� � �����. � ���������������� ���������� ���������, �������

��������� � �������, ����������� �����������

������� (����������, ������, ��������, ��������). ������� ������� �������� ���������

��������� �������� ����������� ��������,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

� ��������� ����� ����������� ��� ���������� ���, ��������� ��������� ��������, ��

�.�. ����������, �������� �������� � ������.

������������ �������� ������������ �������, �.�. ��������� �������, ��� ���������� ���������� � ����� ������������� ��

�������� � �� �����������, ��� ��� �������

���������� ��� ����, � �������� ���������� ��� �������� ��������. ���������� ���������, ��� ��������� ������������� ��� �������� ������.

�.�. ��������� ���� ������������ �����

� ��������� ���� ����� � �������� �������� �������. ���� ��������� ������ �� ���������� �� ���� � ������������� �� ������ �

������� ������, �� � ���� � �����; ���������

����, ��� ������ ����������� ���� ��������.

����������� �������� � ��������� ��������

�� ������, ��� ���� ������ ������ ���� � ��������� ��������, � ����������� ���������

�������� �����, ���� � ���� ������ ����������

����� ��������� ������.

��� ��� ���� ������ �������������� ��������� �������, ��� ����� ����� ������� ��

����� ���� ���� ����������� ���������� ������������, ��� ��� ����� ����� ������ ����������� � �������� ������������. �.�. �����,

���������� ���� ���������� � ���, ��� � ��������� ����������� ��������� �������������� �����, �����������, ��� ��������������

����� ������ �� ������������� ����������

� ����������� ����������� ��������������.

������ ����� ��������� ��������������

�����, ������� ��� ������� ���������, ��� �

������� ���������� ����� ������� �������

������ ��� ������� ������� ������ �������

����������� �������� ������. ���� ����� ������������ ������� ���������, ����� ������� ���� ��� ���������������, ��� � ��������������� �������, ��������, ��������� ����� �

���������� ��������. ��� ���� ������ ����

������ ������� �����, ������� �.�. ���������

������� ���������� ���������, ��������� ��

������� ���������� ������������. ������

����� �� ������ ���������� �������, �� ������ �������� �������, ������������ ��� �����

��������, �� � ����������� ���. � ����� �������, ��� ����� ����� ������� ���������������� ������� ���������, ������� ��������� �

��������� �������� ��������. �� ���������

����� �.�. ����� ������ ����� � ���, ��� �����

��� ������ ���������� � ��������� ��������

� ��������� ��������.

����������� �� � ������ ������� �����,

���������� �� ������ ������� ��������,

�� � ��������� �������. �������� ���������� �������� �������� ���������, ��������

����, ��� �������, ������� �������, ����� �������� ���� ����� ������� ��������. ������,

����������� ������� � ������� �������, ����� ���������� ������� �������� � ���������

�������.

�, �������, ����� ����� ������������ ��������, �.�. ������ � ��������� ������ ��������� ���������; ��� ����������� ���������,

������� ������� ������������� ������������� ����� ����� ���� � �������, ����������� ������� �� ��������� ���� � ���������

�� ������������� ������. ��� ��� ���� ��������� ������ � ����� �������� ������ ������������ ������������� ��������, � �����

������ �������� ����� ��� �������� �������

������������.

����������� ��� �� ����� ���������, ���������� �.�. ���������, ������� �����, ���

� �������� �������� ������� ����������� � ��������� �� �������� �����, � ������� �� ������� ��������� �������� (��������� ����� �

��������) � ��������� �������� (�� ������

���������� ������ � �������� �������� ����� ����� ������ ��������������� ��������).

�.�. ����� �������, ��� ������ ������� ������������������������������������������

�������� ��������, ������� � �������� �������� ������� ����� ����������� ����������.

� ������ �������� �������� ����� ����� �

������� ����������� ��������, � � ����� ����������� �������� �� ��������� ����� ������� ���������� ����������� �� ��������� ������������� ���������� �����, ���������� � ���

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N

��������, � ����� ������������ ��������� ������� ����� � ����.

���������� ��� ��������� �� ��������� �

���������� �����, ������� ��������� �����

��������� ���������. ���� ����� �������� �

���, ����� ���� ��� ����� ������ � ��������

�������� �������. ���������� ������ ������ ������� ���������, � ������ ����, ����� ��

��������� �������� �������� ������� � ����

��������� � ������� ��� ������� � ��������

����������������.

���������� �����-������

����������� ��������

��������, ��� ���������� ����� �����

��������� �� ����������, ���, � ���� ���� �������� � ������� ����� ����� �������, � ��������������, ��������������� ����������

�������� ������� ��� �� ������, ��� � �� ������ �����.

������ � ����� (1990. C. 98) �������, ���

�������� ������ ���� � ������� � ��� ���� ��

����� ������������� � ������������� ��������� ������������� ��������. ����������� ��

������ ����� ����� �������������: ��� ���� �

���� ��������� ��������, ����� �� �� ���� ��

���������, ������ ����� � ��� �� ������ �

�������������� � ��� �� ��������; ����� ����,

�������� ������ ������ � ���� �� ����� ������ ������������ �������� ����� �������

�������. ������� �������� ����� ��������

���������� ���, ��� �� ���������� ����: � ����

��� ������� �������� �������������� � ������������� ����� �������� ������ ���������� ��������, ����� ��� ����������� ����������� ��������� �������������� � �������

������ �������� ����������� ����������.

������ � ����� �������, ��� ������������� ���� ������������ ������ ����� � ��������; �������������� �� �������� ������ ���������� (��� �������) ����� ����� ������.

� ��������� ����� ���� ��������� ������������ ��������� �������� �������� �������� ����� ��������� ������, ������� �������

������� ���� ��� ������. ����� ��������� �

���������� �������� � ���������� ���������

������� ������-��������� ��������� �����

����� ����������.

������������� (1999) ����������� �������

����������� �� �������� �������������� ���������.��������������������-����������������� ����� � ��������� ����� � ����������,

��� ���� �������� ������� �������� ��������� � ������� �����, �� �������� ���������

����������� � � �����. ���� �������� ��������� ������������, �� � � ����� ��������� �

������� ����� �������������.

�������� (1991) ���������� ���������

����� ����� ������� ������ ����� �� ����������� ����� � ������������� �����. �����,

��� ���� � ����� ���������� ��������� ����� ����� �������, ������� �������� ��������

����� � ��� ��������.

�������� � ���������� ���������� ����� 1990 ����. � ���� 1992 ���� ���������

������� ���������� ��������� ��� ������ ����� �� ������ ������� ���������� ����������,

��������������������������������������������� ������� ����������, ������������� ������������� �� �������-������������� ���������� ��� ��������� ��������. � ������������

� ����������� ������������ ������ � �������� ������������ ������, ����� �� ����������

� �������� ������� �����, ����� ����������

��������� ������������ ��������� � �������

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

����� ���������������� ������� ����������

���������,�������������������������������

�������, ����������� �� ���������� ����������. �������� ������, ��������� � ����������

�������� ����������� ������. ��������� ���������� ����� ��� ���������������� � ��� ������������� � ���������� � �������� ����������� ���������� ��������� �������� �����

����� � �����, �������� � �������� � ��������� �������. � ����� ������� �� ���� ������

���������� �������� ������������ �������� ���������� �����. � ��������� ����� 99,7% ����

�������� ���������� ������� ��������� ���� �

������ ������� (����������, 2011).

�������������� �������

��������-�������� �����������

����� ����������� ��������

���� � ���� (Nino and Snow, 1996) ��������,

��� ��������� ������������ ��� ������������

�����, � ������� ����������� ��� �������

��� ������ �������, ��������� ����� �����.

�������� ���������� ������ ��������� �������

������, ��� ����������� ��������� ����� ����

���������������������������,����������

4 ����� ��� ����� ��������� �������� �������

��������� ���������� ��������� �����.

�������� ������� (Cekaite, 2013), ��������

�������������������������������������������������������������������,������������

� ���� ��������������� ���������� � �������

��������, � ���������� ��������� �������� �

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

������������� ������� �� ���� � ����������

��������������: �������������� ������������ ������������ ��������, ���������� �������� (Ervin-Tripp, Guo, & Lampert, 1990; Ninio &

Snow, 1996; Blum-Kulka & Snow, 2002), ���������������� (Kyratzis & Guo, 2001), �������� ������������ (Ochs & Shieffelin, 1984), � �������

� �������� ����� ������, ���������� �� �������� (Berman & Slobin, 1994). ��������������

�������� ����� � �� ������ ����� ������������� �� ������� ������� ���������, �� ���������� ��������� �������� ���������������

�����������: ������������� � �������� ���������� ��������������� ����� (�.�. �������

�����)����������������������;������������������� �������; �������� ����������������

����� � �������� ���������; �������� �������

�������; �������� ���������������� ����� �

���������� ���������� ���������; � ��������� ������ ������������ ������� ��������,

������ ��� �������������, ����������, ����������� � �.�.

���� ��� �������������� ��������� ������������,��������������������������������������� �� ��������� �������� ��������

�������� ����� � ������������ ������ ��������������� ��������������, ��� ����������� �� ����� ��������� � ����������������

��������. ����������� ������������ ����������� ��������������� ������� ��������

������� � ��� ������������ ��������������

������������. ��� ���������� ������������� ������� � ����� �������� ���������������� �������� ����� � ������ ��������� � ���������, ��������� ���� ������ � �������� ��

����������������� ��� ��������������������� ������, �� ���� �� ����������� ������������ ����� � �������������� ���������������

�������� (Hickmann, 2003).

�������������� �������� ������� ������������� ��������������� ������� � �����������������������,����������������������� ������� � ������������ ��������������

����� �� ��������� � ������������. � �����

������������� ���������, ��� ������������

�������������� ������ ��������� ������������ ����������� ��� �������� � ������������� ���������� ������ ����������������

������������� ����� (Shieffelin & Ochs, 1986;

Blum-Kulka, 1997).

��������� �������� ��������������� �������. � �������� ������������ ��� ����� � ������� � ���������, �� ����� ���������� � ������ �������� ����� ��������� � ������� ����

� ����� � ������������ � ��������. � �������

�������� ���� ������� � �������� �� �������,

��������� � ���������� ������. ��������� ����

��������� � �������� ������ (����� ����, �������) � ������������ ���� ����� � ��������������� ���� ���������� ���������. �� ��������

������ �� ������������������ � �� ����������

��������� ������������ ������ � ����������

��������� � ��������� � ���������-���������� ������ �������� ������.

� ���������� ���������� �����, ������� �������� ��������������� ������, ������ ������������ ������������� ���������

�����, � ����� ��������� ��������� ������� �� ����������������, ���������� �������� ���������� ��������. � ���������� ������

����� ����������� ���������� ������� ��������� ��������� �����������, ������������ ������������� ����������� �����������.

������� �������� ���������, ����������� �

�������� ���������������.

� ���� ������������ �������������, ������-��������� ��������� ����� �������������

��������. � ������ 1990-� �����, � ������������ ���������� ����� � ����������, ����������� ��������� ������ ��� ������ ������������� ���������� ����������, ������ �

����� ������������� ���������, �� ���� ����� �������������� ������������� ��������. �� ����� �������� ����� �� ����������

��������� ������ ������ ������� �������, �

���������� ����������� ���, ��� ������� ������ ��������� ����, ������� ������� ������

��� ����� ������. ������ ������ ������-���������� ��������� �������� �������� �����,

�������� ������ ���������������� � �����

��������� �����. � �������� ������� � ������� ���� � ������ ������������� ���� �����

������ ����������� �� ��������� �����, � ��������� ��� �� ������� �����, ��� ��������. �

���� ����� ������ ����������� ������� ������� ��� ��������� ����� �� ������� �����.

�.�. ���������� (2011. �. 198) �����, ���

��� ������� ��������� ������� ��������������� ����� �������. � ����� �������, ���������� ������� ������������� ���������

������, � ������������� � ���������, ��� �������� �.�. �������� (1991). � ������ �������, ������� ������ ���������, � ������ ����

����������� ������ ���������� ������������������ ��������.

����������� ������������

������������ ����������� � ���������� �

������ ���������� ����� � �������������

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N

������� ����. ���� ������� �����: ������

������ 4�5 ��� � ������ ������ 5�6 ��� ����

���������� ��������� �������� �� ���� ������ ��������. ����� ���������� ����� ��������� 20 ������� (�� 10 � ������ ������).

����� ���������� ������������������ ��������� ��������� 40: 20 � �� ��������� �����

� 20 � �� ������� �����. ��������, �������������� ��� �������� ���������, �����������

�.�. �������� (2018).

��� ���� � ������������ ���������: ����

��� ������� �� ��������� ����� ���� � �� ������� � ������� ����, ���� ��� ������� �� ������� ���� � ������� ��������� ���� � �������

����. ������������ �� ��������� ����� ����������� ��������, ��������� ���������� �����,

� ������������ �� ������� ����� � ������ ������� ������.

���� ������������ � ��������, ����� ��

���� ��������� �������� �� ����� ������ � ����� ���� ������ �����. ��� ����� �� ��������� �� ����������� ����������, ��������� ���

������� ����������, ������� ���������� Type

�oken Ratio (TTR) ���, ������� �������, ���������� ����, �������������� ����� ���� ��� �

�������� (Hess, Sefton, Landry, 1986).

������ ��������� �������� ���������

������� ����� ����������� � ��������� �������. ��� �������� �������� ������ ��������� ��������������� �����������, ��� ��������, ����� �� ���� �������� ���������

��������� � ���������� �������� � ������� �� ��������. (Rojas, 2009; Justice et al. 2006;

Petersen, Gillman and Gilman, 2008).

����������

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

����� �� ������������ ���������� ����,

��� ���� �������� ���� ����������� ���������

�������������. ������� �� ������������

���������� �� ��������� �����, � ����� ��

������� ��� ������ �����.

���������� �� ��������� �����

��� ����� �� ������� 1, �����������

��������� ������� �� ������ ����� �� �����

�������. � ����� ������������ ���������

����� �� ������ �����. ������ � ���������

����������������������,����������������

�������������. ��� ������ �� ������� �����

�����������, ��� �������� �� ��������� ������� 2.

�� ������� 2 �����, ��� � � ���� ������

��������� ���� ����� ������������ ���������� ����������� � ����� ���������. ���������

������1. ����������� ��������� ����������

����� ��� ������� �����

������ 2. ������� ����� ����������� �� ��-

������� ��� ������ �����

��������� ����� ������. ��������� � ��������������� ����� ���������� ������� ������������� �� ����� ������ �����������.

��������, ��� ���� ��� ������������ ������� �������� ������������� �� ������ �����.

� ����������� �������� �������� ��������, �

������� ���� ���������� ������ ����������,

�� ��� ����� ����������� � ������������� ��

������ ����� ���������� ���� � 5�6 �����.

���������, ��� ������� ���� � �������

������ ��� �� ������ ������ ������ �� �������� � ���� �� ������� ����� �����������.

���������� �� ������� �����

������ 3. ����������� ��������� ��������

����� ��� �������

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

�� ������� 3 �����, ��� �������� �����

�� ������� ����� ������. ���������� ����, ������������ ���� ��� � �������������, ���� �

������� ������, ������ �� ��������� � ������������ �� ��������� �����. ��������, ���

� ����������� �������� ������ ��������� ����� ����� � ������������� �� ���. ����� ���������� ������������� ���� ���������� �������� ����������� ��������� ����� �����.

������ 4. ������� ����� ����������� ��

������� ��� ������ �����

������������������������������������������������������������������������������������������������������������.�

� ���� ������ ���� ������������� ���� ������

� ������� ������. ������� ����� �����������

�������������������������������������14

����������� �� ������ ��������.

���������� � ������

��� ����� �� ������� ������������, �������� �� ������������ ���������� �����, ������

������� � ��������� ������������� �� ��������� ����� ��� �� ������ ����� � ����������

����� ����������. ���������� ����� ����������� ������ ����� �������� ������� ������������ ������������ � �� �������� ����������������, ����� ��� ����� �����������

���������. ��� ���������� ��������� (1978),

�������� � ���� ��������� �������� ������������ ����������, � ������� ����������

����������, ��� ����������� ���������������

� ������������ �������� ������������ �� ���������� �������� �������� � ���� � ���������

�����. ��� ������, ��� � ��������� ����������, ��� �������� ����� ��������� ������������

������� �� �������� ��������������� ������������ (��������/Bryzzheva, 2007).

�������, ��������� ����, ������ �������

����, ������ ������, � ��� ����� ������� �

�������� (2017), ��� ��������� �����, ������

��� ������� ����, ����� ������� ����������

���������������������������,�������������

�����������������������������������������

������. �������� �� ��, ��� ���� ����� �������

���������� ���� �� ������� �����, ��� ������

������ �� ������������ ������.

������������� ����������� �� ������ ��

������������ ������. � ����� ������������

������� ������ ����� ������ ���� ������

�� ����������� ������, ������ ��� ��� ��

����� ��������� ����� �� ������� ����� �

���������� �� �� ��������� �����.

�������������,�����������������������

������� � ���������������� ������������� ��

����� ������, �� ���������� ����� ������

������� � �������� � ������� ������� �

�������� ������������ �� �� ����� ������.

����� � ������� (Relyea � Amendum, 2019) �

������������ � �������������� ����������

� ��� ��������, ��� ������ ���� �� ������

����� ����� � ������� �������� ��������� ��

��������������������������������������.

������� (Kyuchukov, 2005) � ������������ �

���������� ������ � �������� �������, ���

��������������������������������������

���������� � ��������� �����������������

����������� ����� � ������� �� � �����

������������� �������� ����������� �����.

������-������� �������� ��� ����, �����

��������� ��� ����� � ���� ����� ��������������� � �������� �� ������ �����, ������

��������� ���� ������ ���� � ������ �������

��������, ��������� ��������� ������ � ������

���� �� ������ �����, �������� ������������,

����������� ������. ����� �������, ��� �����

����� ����������������� ����������, � ���

�������� ����� ���� ��������������� ��������

������������������.

n

���������� �� �������

������� ������ �., ���������, ������ �������������� ����, �������� �����, �����������

����������� (��������, ������), hkyuchukov@gmail.

com, ORCID: 0000-0002-1965-8908

������� ������ ���������, ������ �������������� ����, ���������, ������� ������� ���������, �������� �����, ����� ��������� ��������

�������, ����� � ���������� ���������� ��������

������������ (������, ������)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Information about the authors

Hristo S. Kyuchukov, PhD in General Linguistics

(Psycholinguistics) from the University of Amsterdam,

The Netherlands, PhD in Educational Science from

the Bulgarian High Attestation Committee, Professor

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N

of General Linguistics (Psycholinguistics with focus on

Romani and Turkish) and Intercultural Education at the

University of Silesia, Katowice, Poland, Academician at

the International Teacher�s Training Academy of Science

(�����), Moscow, Russia, hkyuchukov@gmail.com,

ORCID: 0000-0002-1965-8908

Oksana S. Ushakova, Doctor of Pedagogy, Professor,

HeadofChildhoodCenter,InstituteofChildhood,Family

and Care Research of Russian Academy of Education,

Moscow, Russia

���������� / References

1. ������������� �.�. ������������ �������

����������� �� �������� �������� �����. �����������

����. ����. �����. ����. � ������, 1999.

2. �������� �.�. ������� ���� � ��������������� ������� (�������� �������� � ����������������). M�������� ���������� ������� �����������. �

�., 1991. �. 92�97.

3. ��������� �.�. �������� � ���� / ����. ���.

� 6 �. �. 2. � �.: ����������. 1982.

4. ��������� �.�. � ������� � ����������� � ������� ��������. / ����. ���. � 6 �. �. 3. � �.: ����������,

1983.

5. ����� �.�. ���� � ��������. � �.:, ���, 1979.

6. �������� �.�. ������� ������ ��������

������� ����������� ����� � �������� ������������

������-������������� �����������. � �����������

����. �-� ���. ����. � �., 1991.

7. ������ �., ����� �.�. ����������� �

���������. � �.: ����������, 1990.

8. ������� �.�. �������������� ���������

������ ������: �������� �������� � ���������������

������������ � ���������� �������. � �.: �� �����,

2018.

9. ������� �.�. �������� ���� � ��������

�������� � ���������� �������. // ��������������

����������� � �����. � 2017. � � 5. � �. 86�89.

10. ������� �.�. �������� ������� �����

(������� ��� � ����� � ���) � ���������� ��������

����������� // �������������� ����������� � �����. �

2018. � � 2. � �. 26�30.

11. ���������� �.�. ������� ����������� �

�������� �������� ��������� � ����������. � �������

����. � 2011. � � 10. � �. 195�204.

12. �������� �.�. ��������� � ����������.

����������� ����. �-�� �����. ����. � ������, 2004.

13. ������� �.�., �������� �.�.

���������������� ������ ������������� �����

�������������� ������ � ������� �����������������

�������� �������� ������� �������� � ��������

��������� // �������������� �����. ������� ������ �

��������. � 2017. � � 10(76). � 3-� �. �. 3. � C. 214�216.

14. Berman, R., & Slobin, D.I. (Eds.). Relating events

innarrative:Across-linguisticdevelopmentalstudy.Hillsdale,

NJ: Erlbaum. 1994.

15. Blum-Kulka, S., & Snow, C. (Eds.). Talking with

adults: The contribution of multiparty talk to language development. Mahwah, NJ: Erlbaum. 2002.

16. Blum-Kulka, S. Dinner talk: Cultural patterns of sociability and socialization in family discourse. Mahwah, NJ:

Erlbaum. 1997.

17. Bryzzheva, L. From Vygotsky to Bakhtin. In: L.D.

Soto (ed.) Making a difference in the level of bilingual/bicultural children. 2007, pp. 25-30, NY: Peter Lang.

18. Cekaite, A. Child Pragmatic Development.

In: C.A. Chapelle (ed.) The Encyclopedia of Applied

Linguistics. Blackwell Publishing Ltd. Published 2013 DOI:

10.1002/9781405198431.wbeal0127

19. Ervin-Tripp, S., Guo, J., & Lampert, J. Politeness

and persuasion in children�s control acts. Journal of

Pragmatics,1990, 14, 307�31.

20. Hess, C., Sefton, K.M., Landry, R.G. Sample Size

andType-TokenRatiosforOralLanguageofPreschoolChildren.

Journal of Speech and Hearing Research.1986, 29 129-134.

21. Hickmann, M. Children�s discourse: Person, time

andspaceacrosslanguages.Cambridge,England:Cambridge

University Press. 2003.

22. Justice, L. M. et al.The Index of Narrative

Microstructure: A Clinical Tool for Analyzing School-Age

Children�s Narrative Performances. American Journal of

Speech-Language Pathology, 2006 15, 177-191.

23. Kyratzis, A., & Guo, J. Pre-school girls� and boys�

verbal strategies in the United States and China. Research on

Language and Social Interaction, 2001, 34(1), 45�74.

24. Kyuchukov, H. Bilingual socialization of Roma

children in Bulgaria. In X. P. Rodriges-Yanez, A.M. L. Suarez

andF.Ramallo(eds)BilingualismandEducation:FromFamily

to the school. Munich: Lincom Europa. 2005, 161 -168.

25. Nino, A. and Snow, C.E. Pragmatic Development.

Westview Press.

26. Ochs, E., & Shieffelin, B. Language acquisition

and socialization. In R. Shweder & R. Levine (Eds.), Culture

theory:Essaysinmind,selfandemotion(pp.276�320).New

York, NY: Cambridge University Press. 1984.

27. Petersen, D. B., Gillman, S. L., Gilman, R. B.

Emerging Procedures in Narrative Assessment. The Index of

Narrative Complexity. Topics in Language Disorders, 2008,

28 (2), pp. 115-130.

28. Relyea, J.E. and Amendum, S.J. English Reading

Growth in Spanish-Speaking Bilingual Students: Moderating

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

EffectofEnglishProficiencyonCross-LinguisticInfluence.Child

Development, 2019 https://doi.org/10.1111/cdev.13288

29. Rojas, R. Making a Case for Language Sampling

Assessment and Intervention With (Spanish-English) Second

Language Learners. The ASHA Leader, 2009, 14 (3) https://

doi.org/10.1044/leader.FTR1.14032009.10

30. Schieffelin, B., & Ochs, E. (Eds.). Language socialization across cultures. Cambridge, England: Cambridge

University Press. 1986.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.