Научная статья на тему 'Динамика рассказов детей-билингвов: проблемы и практика'

Динамика рассказов детей-билингвов: проблемы и практика Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
71
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нарратив / связная речь / рассказ / повествование / обучение дошкольников / русско-финский билингвизм / narrative / coherent speech / story / storytelling / preschool education / Russian-Finnish bilingualism

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Протасова Екатерина Юрьевна

Актуальность тематики статьи. Навыки рассказывания имеют важнейшее значение для людей вообще и для анализа становления детской речи в частности. Сказительство, связная речь, монолог, нарратив, сторителлинг – все это особые названия для умения порождать устные тексты, и в филогенезе, и в онтогенезе предшествующие письменным. Без анализа динамики рассказывания трудно проанализировать ход развития речевой способности у детей, например у билингвов. Цель исследования – показать на конкретных примерах мини-лонгитюда, как развивается у дошкольников-билингвов 5–7 лет умение создавать нарратив на русском языке, есть ли у этого процесса особенности, отличающие его от аналогичного процесса у детей-монолингвов; обобщить опыт обучения рассказыванию, существующий за рубежом, и предложить важные дидактические приемы обучения связному рассказу. Описание хода исследования. Выделяются признаки монологической речи, методы получения и оценки нарративов, их значение в педагогике, лингвистике, психологии. В экспериментальной части сравниваются рассказы по серии из шести картинок двух двуязычных русско-финских билингвов на русском языке, полученные в возрасте между пятью и семью годами со средним промежутком времени в полгода. Анализируются приемы обучения рассказыванию, предлагаемые зарубежными педагогами. Результаты исследования. Показано, что опорный материал создается под определенные цели исследования и может отражать более или менее точно поиски решения некоторой лингвистической, психологической, культурологической и т.п. задачи. Взрослые не ждут от маленького ребенка логики, но пытаются извлечь из того, что слышат, сложившуюся у него схему представлений о взаимосвязи событий в реальности (если он так говорит, значит, он так думает). Рассматриваются критерии оценки нарративов. В итоге сообщается о трудности оценки рассказов как показателя развития речевой способности. Систематизируются обучающие рассказыванию приемы, предлагаются способы поддержки развития речевой способности. Заключение. Делается вывод: чтобы уметь рассказывать, детям нужно находиться на достаточном уровне познавательного развития, находить взаимосвязи между элементами фрагмента действительности, знать, как устроено окружающее (иметь в какой-то степени сложившуюся картину мира), быть оснащенными достаточными фонетическими, лексическими и грамматическими средствами, владеть подходящим нарративным жанром и его составляющими, подбирать правильный для слушателя тип рассказывания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of Stories of Bilingual Children: Problems and Practice

Background. Storytelling skills are essential for people in general and for analyzing the formation of child speech in particular. Oration, coherent speech, monologue, narrative, storytelling are all special names for the ability to generate oral texts, which precedes the written skills both in phylogenesis and in ontogenesis. Without analyzing the dynamics of storytelling, it is difficult to analyze the course of linguistic development in children, specifically in bilinguals. The purpose of the study is to show on specific examples of mini-longitudinal research how the ability to create a narrative in Russian develops among bilingual preschoolers aged 5–7 years, whether this process has features that distinguish it from a similar process in monolingual children; to summarize the experience of narration training methods used abroad and to offer important didactic techniques for teaching how to create a coherent story. Design. The features of monologue speech, methods of eliciting and evaluating narratives, their significance in pedagogy, linguistics, and psychology are highlighted. In the experimental part, Russian language stories of two bilingual Russian-Finnish bilinguals collected between the ages of five and seven years with an average time interval of six months are compared. Methods of teaching storytelling offered by foreign teachers are analyzed. Results. It is demonstrated that the reference material is created for specific research purposes and can reflect more or less accurately the search for a solution to a certain linguistic, psychological, cultural, etc. problem. Adults do not expect logic from a small child but try to extract from what they hear the scheme of ideas that she/he has formed about the relationship of events in reality (if she / he says so, then she/he thinks so). The criteria for evaluating narratives are considered. As a result, it is reported that it is difficult to evaluate stories as an indicator of the verbal ability development. The techniques of storytelling supporting the development of coherent speech, and the dynamics of narrative ability are discussed. The article systematizes teaching methods of storytelling and suggests ways to support the development of the verbal ability. Conclusion. At the end, it is concluded that in order to be able to tell stories, children need to be at a sufficient level of cognitive development, find relationships between the elements of a fragment of reality, know how the environment is arranged (they must have, to some extent, an established picture of the world), be equipped with sufficient phonetic, lexical and grammatical means, possess a suitable narrative genre and its components, select the right type of narration for the listener.

Текст научной работы на тему «Динамика рассказов детей-билингвов: проблемы и практика»

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

��� 373.2 DOI: 10.24412/1997-9657-2021-5107-28-37

��������� �.�.

�������� ���������

�����-���������:

�������� � ��������

��������� ��������� �������*

������������ ����������� (���������, ���������)

������������ �������� ������. ������ ������������� ����� ��������� �������� ��� ����� ������ � ��� ������� ����������� ������� ���� � ���������. �������������, ������� ����, �������,

��������, ������������ � ��� ��� ������ �������� ��� ������ ��������� ������ ������, � � ����������, � � ���������� �������������� ����������. ��� ������� �������� ������������� ������

���������������� ��� �������� ������� ����������� � �����, �������� � ���������.

���� ������������ � �������� �� ���������� �������� ����-���������, ��� ����������� � ������������-��������� 5�7 ��� ������ ��������� �������� �� ������� �����, ���� �� � ����� �������� �����������, ���������� ��� �� ������������ �������� � �����-�����������; �������� ����

�������� �������������, ������������ �� �������, � ���������� ������ ������������� ������

�������� �������� ��������.

�������� ���� ������������. ���������� �������� �������������� ����, ������ ���������

� ������ ����������, �� �������� � ����������, �����������, ����������. � ����������������� ����� ������������ �������� �� ����� �� ����� �������� ���� ���������� ������-������� ���������

�� ������� �����, ���������� � �������� ����� ����� � ����� ������ �� ������� �����������

������� � �������. ������������� ������ �������� �������������, ������������ �����������

����������.

���������� ������������. ��������, ��� ������� �������� ��������� ��� ������������ ���� ������������ � ����� �������� ����� ��� ����� ����� ������ ������� ��������� ���������������,

���������������, ������������������ � �.�. ������. �������� �� ���� �� ���������� ������� ������, �� �������� ������� �� ����, ��� ������, ����������� � ���� ����� ������������� � ����������� ������� � ���������� (���� �� ��� �������, ������, �� ��� ������). ��������������� �������� ������ ����������. � ����� ���������� � ��������� ������ ��������� ��� ���������� ��������

������� �����������. ����������������� ��������� ������������� ������, ������������ ������� ��������� �������� ������� �����������.

����������. �������� �����: ����� ����� ������������, ����� ����� ���������� �� �����������

������ ��������������� ��������, �������� ����������� ����� ���������� ��������� ����������������, �����, ��� �������� ���������� (����� � �����-�� ������� ����������� ������� ����),

���� ����������� ������������ �������������, ������������ � ��������������� ����������,

������� ���������� ����������� ������ � ��� �������������, ��������� ���������� ��� ��������� ��� �������������.

�������� �����: ��������, ������� ����, �������, �������������, �������� ������������, ������������� ����������.

��� �����������: ��������� �.�. �������� ��������� �����-���������: �������� �

�������� // ����������� ���������� �����������. � 2021. � �5(107). � �. 28�37. DOI:

10.24412/1997-9657-2021-5107-28-37

��������� ������ �������� 12.07.2021.

*

��������: [email protected]

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N

UDC 373.2 DOI: 10.24412/1997-9657-2021-5107-28-37

Dynamics of Stories of Bilingual Children: Problems and Practice

Ekaterina Yu. Protassova*

University of Helsinki, Helsinki, Finland

Background. Storytelling skills are essential for people in general and for analyzing the formation of child

speech in particular. Oration, coherent speech, monologue, narrative, storytelling are all special names for

the ability to generate oral texts, which precedes the written skills both in phylogenesis and in ontogenesis.

Without analyzing the dynamics of storytelling, it is difficult to analyze the course of linguistic development

in children, specifically in bilinguals.

The purpose of the study is to show on specific examples of mini-longitudinal research how the ability to

create a narrative in Russian develops among bilingual preschoolers aged 5�7 years, whether this process

has features that distinguish it from a similar process in monolingual children; to summarize the experience

of narration training methods used abroad and to offer important didactic techniques for teaching how to

create a coherent story.

Design. The features of monologue speech, methods of eliciting and evaluating narratives, their significance

in pedagogy, linguistics, and psychology are highlighted. In the experimental part, Russian language stories

of two bilingual Russian-Finnish bilinguals collected between the ages of five and seven years with an

average time interval of six months are compared. Methods of teaching storytelling offered by foreign

teachers are analyzed.

Results. It is demonstrated that the reference material is created for specific research purposes and can

reflect more or less accurately the search for a solution to a certain linguistic, psychological, cultural,

etc. problem. Adults do not expect logic from a small child but try to extract from what they hear the

scheme of ideas that she/he has formed about the relationship of events in reality (if she / he says so, then

she/he thinks so). The criteria for evaluating narratives are considered. As a result, it is reported that it is

difficult to evaluate stories as an indicator of the verbal ability development. The techniques of storytelling

supporting the development of coherent speech, and the dynamics of narrative ability are discussed. The

article systematizes teaching methods of storytelling and suggests ways to support the development of the

verbal ability.

Conclusion. At the end, it is concluded that in order to be able to tell stories, children need to be at a

sufficient level of cognitive development, find relationships between the elements of a fragment of reality,

know how the environment is arranged (they must have, to some extent, an established picture of the

world), be equipped with sufficient phonetic, lexical and grammatical means, possess a suitable narrative

genre and its components, select the right type of narration for the listener.

Keywords: narrative, coherent speech, story, storytelling, preschool education, Russian-Finnish

bilingualism.

For citation: Protassova E.Yu. (2021). Dynamics of stories of bilingual children: problems and practice. Preschool

Education Today. 5:15, 28�37 (in Russian). DOI: 10.24412/1997-9657-2021-5107-28-37

Original manuscript received 12.07.2021.

*

Contacts: [email protected]

���� ���������� � �������

����������

������������� � ������� ������� � ������������ ������� � �������� � ������������ �������� (����, 1994). �������

�Storytelling�, �StoryTelling: A Critical Journal of

Popular Narrative�, �Storytelling, Self, Society. An

Interdisciplinary Journal of Storytelling Studies�,

�Narrative Therapy�, � ����� ��������������

���������� � �������� �� ����� ������ ����������� ����������, ��� ��, ����� �������

���� �������� � ��������� ���� ��������,

����� ������ ��������� ������ ������ � ��������� ��� ��� ���� ������� ������ � ������

���� �� ������, ��� ��� ������������ ������������ �����������. ����� ����, ������ ������������ ������� ������� ��������� ����� ��

�������� ��� ������ �� ������ ������� �����, � ����� ����������� ������� ������ �� ���

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

���� ���������� ������������������� ��������, ������ ������� ����������� ��� ��������

���������. ������� �����, ��� �������� ��

������������ ������������������ � ����������� �������� ��������, � ����� �� ��������

� ����� ������� �������������, � ������ ���������� � � ������ ��������� ������� ����

�������� ��������������, ����������� ���

�������� ������� ������� (���������), ��������������������������������������������, � ��� ���� ���� ����������� (Krzywinski,

Cairo, 2013; Scott, 2011).

������������������������������������������� ���������� ����������� � ����������������� ������� � ����������� �������,

������� ��������� �������� ��� �����������

����� ������������, ������ ���, ����� ��������� ����� ���� �� �� �������� �������, �

� ������ ������ � ���������� ���� �������� �

�������, ���� ��������� ��������� ������������� �������������, ������ ���������� ����������, ��� ��������� � ������������� � ��

���������, ������� ����� �����, ������ ������ ��� ���� � �.�. ��������� ������ �������,

��� ���� ����������� ����� �������� ������������ � ����������� � �������� �������������, ������ ������ ������������ �� �� ������������ ��� ���� �����������.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

���������������� ������������� ��������� (�������� ������) ����� ������� ��������:

��������� �������������; ������������ ������� (�������) � �������� ������������������;

�������� �������� ������������� �������������(������,�������,���������,����������);

����������� �������� � ������ � �� ���������;

���������� ������������� � ���������� ���

���������� �����. ����� �������� �������

���������� ������� �� ���������, ���������

���������� ����������, ���������� �������� / ��������� � ����� / ������������, �������� � �������� ��� ���� � �����, ��������

������, ������ ����� � ��� ��������, �������

�������� ��������, � �� ��������� ���. ����

��������� �� ������ � ��������� �������

������������� ��� ������������ ��� ������������ ���, ��� ���� �� ��� ���������������

�������� ������� ������������, ����������

����� �� ������ ��������� ��������: ��� ������ ������� ���������� (Barkhuizen, 2013).

������� ��������� ����� ����������������� � ������������ ��������� ���������

� ���������� �������� ����� ����������

� ��������� ������ (���������, ���������,

2015), � ���������� ������������ ��������

���� (������, 2016), � ����������� ��������

������� (����, 2018). ��������� ����� ��������� � ������� ������ ��������� ������� � ������������ ��� �������� (�������,

2017), ���������� ������������ � ������������� ���������� �������� (������,

2016), ����������� ����������� ����������

��� �������������� ��������� (��������,

2021). ��������� ������ �� ������ ���������������� ������� ���� (��������, 2020,

�����������.,2020),���������������������������� (��������, ���������, 2012�,�),

� ������� � ��������� ����������� � ��������� (���������, 2004; ��������� � ��., 2013).

���������� � ���, ��������� ����������� �

� ��� ������ ������� ������ ��������� ���

�������� �������� ������������ ������������ ������������� (������, 2018), � ���

����� � �������� � � �������� ��������� ���������� (�������, 2020).

� ������ ���������� ��������� ��������

����� ������ ���������� ����������������

���������� ������, ���������, ����������,

�� ���������� �������������� �������������� ��������� �, ��������, ����� �������

������� ������������������� ������������

(������ ������������ � ������������� �������� �������). ��� ���� ��������� � ��������� �������� ����� ���� ���������� ����� �������� ���������� (Bonifacci et al.,

2018; Khan et al., 2016; Zanchi et al., 2016).

�. ������ ��������, ��� � ���������-�������

��������� �����- � �������������� ��������� ���� ������ �� ���� ������, � ��������

��������� ���������� � ����������� ������������ � ����� ����� � ������ (Rodina, 2017).

�. �������� (Gagarina, 2016) ������������, ��� �������� ��������� �� ������� �����

� �������-������� ��������� ������� �� ���

��������, ��� ������ ������� �� �������

� �����, � ����������� ������ �� �������������� ����������.

���������� ��������� ���� ������������

��������� ��������� ���������� � ����, ����� ������ �������� ������������� ������

�������� � ����� �������� ������� (Gagarina

et al., 2015; 2016). �������������� ��������,

������������� � ���� �������, �� ����� �� ������ ���������� (��������� � ���������� ��������� ��������) ����������������� ������.

� �������� ������� ������� ����� ���� ����� ����� ������ ���� �������������, �� � �������

����� �� ������ �������� ����� ������������ �� ���, � ������, ������� �� ����� ��������, ������ ����� � ��� �� ��� ������ ������ �

�������, ����� ����� ����� ��� ��������� ��

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N

�������� ������� ���� � ������. ���� ���� �

�������� ��� ������� ���������� �����, ��

��� ������ ��������� � ������������ ��������� � ����� �� ���-�� ������� ��� ������������ ���������. ������������ ��������

����������� ����������, � ��������� ��-��

��������� ����������� �� ���� ������.

����-�����������

������������

� ��������� ������������ �� �������� ��

��� ��������, ���������� �� ���� ������-������� ���������, �������� � �������, �� ������� ����� � ����������� ��������������

� �������. ������� ����� ��� ����� ���������������� ������� � ��������, ������� ��������� ������� ���� � ���������� ����� � ����

���, �� � �������� �� ����.

�������

������� 5;10;5

����-���� ���� ������. � ��� ���� ���

������. �����-�� ������ �������, � ���

������ �������� ����. ������� ��� �����

����� �����, ��/ �����, �����, ��������

����� �����. �����. � ����� ��� ���������

� ������� ������ ��������. � ����� �����

������ ������. ����� ������ �������� ����� �� ����� � �������� �� ����. ����-������ �������, ��� ����� ���������, � ������

������� �� ����� � ���������� ���� �� ������. � ����� ����-������ ���/ ���������

� ��� (71 �����).

�����������. ������� ������� �������� ������ ��������, ��������� ������ �����

���������� ������������� � ���������� ���������� ����������. ������ �����-�� ��������� ������� �������. ����� ������������ ������ � ����� ���������� ��� ������

������� ����, ������ �������� ����� ����������, ����� ����� ������. ������� ������� ����� ������� ����������� �����: ��/

�����, �����, �������� ����� �����. �����

����� ����������� ������, ������, ��� �����

��� ����������. �������� ����� ����� ������������� �����������: �����, � �����, �

����� (2 ����), �� ������ �������. ������

�������� ������ ��������, �������� ���������. ���������, ���� ������� �� ����� ������. �� ������� ����� ���������� �������

������� ���������. ����� ������� ���������:

��������� �� �������, ��� ����-����� ��������� � ����� �����, ��������, ���-�� �������� ����� � ���, ��� ����� ����, ��� ����,

� ����� �������.

������� 6;6;29

����� �������� �� ������� �� ������ �

�������. � ���� ������� ��/ ��/ � ������ ��

������ ���. �����/ ����� ��������� ���

���� ��� �� ����? [���������: ��������]

�������� ��������, � ���� �� ������ ��� �

�� ��������. ����� ����� ����� ����������� �� ������, � �����/ ����� ��� ��� ��� ���

������ �� ���� ��������, ����� �������� ������, �� ���������, � ���� ����� �� �������� ��������, � ����� ����/ ��������� ������,

����� ��� �� ����/ ��������. �����/ �����

���� ���������� � ��������. � �����/ ����� ������ �������� ����� �� ����� � �������� ������ � ����. �����. � ���� ������

����� �������. ������ (98 ����).

�����������. � ���� �������� ��� ����������� ������, ���� ������ �������� �����,

����� ������ ������ ������������� �����

������, ��������, ����������� �������� �

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

����������� ������������� ������������ �������. � ������ ��� ������ ������� ���������, � �� ������ ��� �������� ������ ���������

�������� � ��� �������� ������������ �� ��,

��� ����� �������� �������. ������ �������

�������� �������� (��)��������, �����������, ���������, ��������, �������� ��������, ��������, �� ��� ��������� ��-� �������

�������� �� ������ ������, ��� � ��������� �

����. ������������ ������ �������. �������

������������: � ���� �� ������ ��� � �� ��������, �������� ����-����� ��������������

����� ��������, ��� � ������ ������: �����

�� ������ ������� ���� ���� ����� ��� ��������, � �� ������ ��� ���� �� ��������, ��

�������� ���������, ���� ����� ������ �� �������, �� ����� ��� ������������� �� �����.

�� ��������� �������� �� ������ ����������������, ��� ����������� ������� ����������

�������������. ������������ ���� ���������

�����������. �������� ��������� � �, �, �����

(��� ����), � �����.

������� 6;11;25

��, ���� ������ ������� ���. ����� ������ ����� � �������� ������ ���������.

� ��� ��� �����������, ���� �������, � ����� ��� �������, ����� ���������, �� � �������������������,�������������������,

����� ��������, � ������ �� ��� (39 ����).

�����������. ��� ����� �������� �������, ��� �������� ������������������, ���

������ �������� � ������������� ��������� � ��������. ��� ����� ����������� �������. �������� ��������������� ���������.

�� �������� ������ � �����, ��� ������. ��

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

��������� ������������ �����������: ������� ����? ����������� ����? ������� ����? ��������� ����? �������� �� ����? � �� �� ����� � �������� �������� ��������� ����������

����������� �������� ������ � ������� ��, �

����� �����, � ���, � �����, �� � �����, �.

������, ��� ������� ����� ��������� � �������� ������� � �������� � ��������� ��� ��������� �������. ������������ ��� ��������� �����������.

�������

������� 5;2;25

����� �����-��, ����� ��� ���-��. �����

��� �����-�� ��� ������� � �����, � ����,

������. ������? ������? ����? ������� �����

������� �����? ������. ������. ������,

����������������,�������������,������. � �����? ����, � ��� �������. ��� �����

������� ����� ���������� ������� � ������

���. ��� ������. ����� ��������� ������, �

��� ������� �� �����, ��-��-��. ��� ����� ��������. ������� �� ���������� �� ���, � �����

������. ����������� � ��������� (71 �����).

�����������. ������� ������ ����������� � �������� ���������, ���������, ��� �������� ���������� � ������, ��� ����������

�� ��������. �� ��������� ���� ����������

��� ���������� � ���� ��� ������, ��������� ����� ������������� ��������������,

��� ���������� �� �������� ��������, �����,

��� ����� ���������� � ��� ���� � �� ������������, ������������ ����� �����������.

������� ����� �������� �����������, ���

��������� ��� �����, ��� ��� �� �� ������������ �����������. � � ����� ���� ������,

����� �� ���� �������� �������� �� ���� ������, ��� �� ������� ��� ������� �������, ���

������, ��� �� ����� ������, � ��� ��������

�� ���� � �������������, ����, ������������?

�������, ��� �������� ������������ ������������� � �������� �� ����� ������� ���, � ����

�� �����, ��� ��� ������, �� ����� ����������� ��� �� ����. ������� ���� �� ������������,

������ ����� ����, � ���� � ��� �� ����� ������ �����, ���������� ����������, ��� ��� ������, ��� ��� ����� ������ ��������, � �� ������, ��������, ��� ��� ������ � ����������.

������ �� ��������� ��������� ��������� ��

���������� ����������, �� ��� �� ��������

������� ���� ������, ������� ������������ �� ������� ���������. ��������: ���� ����� ��������� � �� ������������� ����������

������ �������, ������, ������� �������-��

����� ��� ����, ����� ����� ���� ���������.

������� �������� ����� ��������� ���� ������: ��, ��� ��� ������� ���� �� �����, ����������� ������, �� ����� ������-�� ������ (��,

� ������� ����) ���������� �� ���, � �����

������, � ����������: ����������� � ��������� � � ��� ���������� ������ �������, �� ������� �������� ��������� ��������. �����

������� ��������������� ��������, ���� ���������� �����������, �������� ��������� ��

����������� ������, ���� ����� (��� ����) �

�������� � �����.

������� 5;10;26

��/ ���������� ����� � ����. ��� ���� ���

����, � �� ����. ����� ����. ���� ����������.

��� ���? ��� �� �� �����? ��� ��� ������ ������? ���� ��� ��� �� ������? ���� ���

������, � �� ����� ���� ������. ���� ����������/ � ��� ��� �� ��� ����������? ����

���������� ����� � ������� ����������, ��,

��������� ��� ��, � ��� ����� ��-�� ������ ���

������. ���������� ���������, ��� �������,

������� �� �����, ������ ������� � ���������

�� �������. ��� �������, ������ ��� � �����

�������. � ��� ��������� ������ (87 ����).

�����������. ��� ��� ������ ������� �

���������� �������. ����� � ���� � ��������, �� ���������� ������� �������������. ���� ���� � �������� ����� �� ���������.

������������ ����� ���������� �����������

������������� ��� ������ �����������: ����������, ����� (����� ����, ���� �� ��������

������ ��� � ����� � �������). ������� ��������� ���, ��� � ���� ������������� ����. ���

������� �������� ����� � ������ � ���� ��

������� � ��� �� ������� ������������? ���

�����������������,����������������������

� ������, ��� ���� ������� �� ���� ������ �

���������. ������� ��������: ��� ����� ��-��

������ ��� ������, ��� ����������� �������������� � ����������� �����������, ����� ����

���� �� �������: �������� / ������� ��-�� ������, � ��� �������� / �� ������� ������ ��������. ������� ��������� �������� (���������), ��������� (���� �������� � �����), �����

������� ������ ������� � ��������� �� �������

� ���� ����� ������ �������� (��� �������),

���� � �� �����, ��� ���� ��������: ����� ��

������ ��������, �� � ������, ������� ������� ���� � ������ �������. �������� ������

�����������, ����� �������� ��������� � ������ ���. ��������� ����� �������� ����

�������������.

������� 6;4;28

������� ���/ ������� ������� �� ����, �

���� �������� ��������� � ����, � ���� ����

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N

������ � ����� �� ����/ ���� ���������, ������� ��� ������ �������, � ���� ���� �������� �������, ���� ������ � �������� ���

������. ����� �������� ����� �� ����, � ����

����� ����, � �� �� ����� ����� ��������, �

���� �� ���� ������ � ������ ������, �� �����

������. � ���� ����� ������ ���� �� �����

�������, � ���� �������� ������� �� ��� �

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

����� �������� ���, � ����� ���� ����� ���

�������� �� ���� �����. � ���� ���� ������

�� ������ (94 �����).

�����������. ����� �������� ���������� �����. � ������� ���� ����������� ������

� ����� � ��� ����� ��������. ������� �� ������ �������� �� ��������� �������������.

���������� ������������� �������� ���������: �, ����, �����, ��, � �����, �, ������������ ��������, ��������, ��������� ��������� �������� � �������� ������ �������� (����,

���, ����, �����, ����, ����, ����, ������), ����� ������������ ������ �����������

� ������ ������� (��, ���, ���, �� ����, ��).

������� � ����������� ������������: �������

�� ����, ���������, ������� �������, ������

� ������ ������, ������. ��������� ������������� ����� �������. ����� ����, ������

�������� (���������� ��������): ������ �������. ���������, ���� � ����� � ���� � ��� ��

�����������������.�������������������:

� ����� ���� ����� ��� �������� �� ���� �����. � ������� ����� ��� ��������, �� ���� ��

����, �� �������� ������������ �����������

���������� �� �������� ��������� ��������������, ��� � ���������� �����. �� ����������

�����������: �� ����� ������ (���? � �� ������� ����������). ������� ������� �����������

��������� ����� ��������������.

����������. ���������� �����������,

��� ��������� ��������� � �������� �������

� ���, ��� �� ������� ���������� �������

������, �, ��� �� �������� ������ � ������

�������������, ���������� ���� ���������

� ��������� ����� ��������� �� ����� �������� ������. ��������������, ���������

� ���������� ������� ������� ���������� �������� ��������� �������� ��������: �������

������� ������ ��, ��� ��� �� ������� �� �������. ������� ��, ������� ��������� ������

������� �� ����� ������, ���������� ��������� ���� ������������� � �� ��������, ������������ ��������� ������������ ������

� ���������, ��������� � ����� ����������

�������������. ������ ��������� ���������� � ��� ����� ������� � �������� �������

������ ����� ��������� � ������, ��� ��� ���

������ � ���������� ��������, ��� ������ ����������, ����� ������� ��������� �� ������

���� � ����������. � ����� ������, ��� ��������� ���� �� ��������������� ������������� �������� �� ����� ������.

�� ���� �� ����� �� ������� ���� ������

������������ ��������, ������� ���� �� ����������� ��� �������� ����������, �� ����

������� ������� ���������� � ����������.

����� ���������� � ���������� ������������ �� �����������, � ������ �������� ����

����. ������, ����� �� ������ �� �����������

����� ������������ �������� � ������ � ������ ���, ��� ���� ������ ������ ������ �����,

��� ��� ����� �������� �� �������, � ���� ��

���������.������,�����������������������

������� �� ����� ������ ��� ������������ ���������, � ��� ������ � ���������������� �

����������� ������������ ����� �������.

�� ��������������, ��� ���� ���������, �� ������� �������� � �� ���������. ����� �����

��������, ��� ������������ �������� �� �������� ���� ������������ ������� � �� ����

������������ ���������� �������� ��� ������� ��������.

������� �����, ����� ��������, ��� �� ������ ���������� �� ������� ����� ��������

������ ������ ������ � ������� �������� �������: ������� ����� ����������� ��������������������������������������.�������

��������������� ��������, ������������ ��

��������� ����� ��������� ��������, �������������, ������� �� ������� �� �����, �� ������� ������� ����, ������� �� �� ��������.

������ �����������, ���������� � ����������

������������� ������ �� ����. ������ ��������� ������� ������ ����� ����������� ���

������������ ���������, � ��� ����� � �����

����������� ���� �� �������� �������������� ����.

�������� ��������

�������������

� ������� ������� ����, �������� ���������� ����������� ����������� � ��������� �������� ����, �������������� ������ ���

��������������. ���, � ��������� ��������

(����������, 2018) �� ��������� ���� �����

�������������: ��������� ���������������

���������������������������������������������� � �������������� ����. ����������

� ������������ ��������� ������������ �

����� ����� � ����� (C. 68), � ���� ����� ����������� �������� ��������� ������� �������

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

�� �������� �������� ��� ���������, �� ������ ���� ����� ����������� ��������� ���������� � �������������� ������������ ����;

��������� �� � ������ ����� � ��������� �������� ���������� ������� ����: ���������

�������� (������, ��������, �����), ���������

������������� ���������� (C. 110). ���� �����

�������, ��������� �������� ��������� ��������� ��������� ������ �����, ���������

�������������, ������������, ���������-�����, ������� �����������, ��������-��������

��������������, �������������, �������� ��

������� �����, �������������� ������������ ��������, ������������ ������, ���������� ���������� ������, ��������������� ��������� ����� ������������ (���������, �����,

���������������,���������,����������,�������������� � ��.). ������� ����� �������

���������������, ��������, �������������

�������, ���������, ���������, ������, ��������� � ��������� ������, ������ �������� �������������. ��������������, �������,

���������� ��������� �������������, ������� �������������� � ���, ��� � ��� ������ ����. ������ ��� ������� ���������� �����

���������-������������� �������� (Gorman

et al., 2016; Henderson et al., 2018; Lai, 2020).

����������� ��������� ��������� �������

������ �� �������� ������� ����, � ����������� ����������� ����� ������ ���� �����

� ������� ��������������� �����. ��������,

�.�. ������� (2016) ��������� �� ������������� ������������ ����� ����� �����,

�.�. ������� � �.�. �������� (2016) ���������� ���������� �������������� ����������,

������ � ���������. ����������� ������ ������������ � �� ������� (��������, Heppner,

2016). ��������� ����� ������ ������������

���� �������, � ��� ����� ������������, ���

����������� �������� ��� ��������� � ������������ ��������� (Vila-Gimenez et al., 2019).

� �������� ������� ���� ������ ������ �������� ����� (�������� ����� � �����), ������

�������� ������������� � ������ ��������

���������. ������������� � �����������

�������� ��������� ���������� ����������,

������������ �������� � ������. ��� ������

���������������������.����������������� ������������, ������������ �� ��������

����������� � ����������� ���������, � ���

����� � ��� ��������, � ����� ������ � ���������: ���� � ��� ������ ����� ������������.

������ ����������� �� ������� ����� �����

������. ������ ����� ������������� �������

���� � ����������� �� ���, ����� ����������

���������, ��������, ��� ������ �������,

���������, ��������� �� �����. ��������� ������� ����� ���� ��������� � ���� �����,

����������� ������, ������ ��������, ������

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

������������ ������� ������������� ���������, �����������, �������� ������ � ��������� �������, ��������, ����� � �.�. ���

�������� ������������ ���������� � ���������� ������������� �� �������.

�� ������ ����� ��������� ������� �������

��������: ����������, ��� ����� ���������.

���� �������� ���������� � ������, �������,

����� ���� �������� ������� ���� �����. ��

����, ����� ����� �������� ���� ��� ���� ����������. ����� ������ �� ����������: ��������� ����� ������������ ������ � ����������,

����������� �������� ������� �� ���������

����� � �.�. �� ������ ����������, �����

�� ���� �������� �� ����� � ��� �� ����� �

��������� ��������� ����� �����. ��������

���� ��������� ���� ���� ����������� �������. �� ��������� ����� ����� ���������

�������� ������� �� ���� ���������� ���������: ����� ���������� �������� ������, �����, �������������� �������. �������, ��������� ������, ����� ������������ ������ � � ���

����� ��������� ����� �������, ���������� �

������������� ���� (� ��� ����� � �������������� ����� ���� � ������).

����� ��������, ��� ���� ��������, � ������� ����� �� �����, ������� ������ ������������ ���, ��� �������� � ������, � ��� ����

���������� �� ����, ������ ������� ���������� ������� (����� ���������). ���� ��������, � ������� ������ ��������� ������� ��������, � �����, ��������, ��������� �� ����

�.�. ������ ��� ����� ���� ������. ���� ������������� ������ (����� �. ������), �����

������������� ��������� �� ����� ��� ����������� ����� ��������. ������ ����� ��������� ���������� (�����)������ ��� ����� ���

������������� ����� ���� �� �������� �������. ������� ����� � ������� �������� ��

�������, ��������� ������������ ������� (����������� ������ ������ ����� ���������, �������� ������������� �������� ���� � ������

������, ���������, ��� �� ��������).

� ����� ������������� � ������ �� ������ � ������, ��� �������� �� ��������� ����� ����� ����� ������� � ��������� ������.

�� ������ ����� � ������ ���������� �������� ��� ������ ����������, ������� �� �������� � ���� �� ��������������. ��������,

��������, ��� ��� ������, � ����� ���������,

������. ��� ������ �����, ����, �������, ���

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N

�� ����� ������, ����� �� ��������. ��� ����������� ����� ����������� ����� �����.

�������� ������� �������������, ���� �������� �� ����� ����������� � ������� �� (�������), ���� ������� � ��� ������� (�������). ����� ������ ������ ����������� ������

��������: ��� ������������ �������� ����������� � �������, ���� ������ �����������

�����������: ������ ����� ��� ����������

���, � �� �����. ��������� ����� ����� ������������ �������� ������������� �������������, ������������� � ��������� ������

���������, � �� ����� ��� ����� ������� ����

����� ���� ������� � ����� ���������� � ������������, � ������� �������� ����� ����������� ��� ���������. �� ������ ����� �����

���� ������� ����������� ���������� ������,

������� ��������� ���, ��� �� �� �����������. �� ������� ����� ����� ������ ���������

����� � / ��� ������������ ����������� ���������� ����-�� ���, ��� ���� �� ������ �������, �������� �������. �� ������� ������,

��� ��������������� ������ ��������� ������ ���������� ������� ����������� �������.

��������, ����� ������ �� ���� ����������� ����������� �� ��� ������� �����������.

��������� ��������� ��������, ������ �����,

�� ��������� ���������, �� ���������, � ��������� ����� �������� ������� �������� ������.

n

���������� �� ������

��������� ��������� �������, ������ �������������� ����, ������, ���������-������� ��������� ������ ������������� ���������� �������������

������������ (���������, ���������), ekaterina.

[email protected], ORCID 0000-0002-8271-4909

Information about the author

Ekaterina Yu. Protassova, PhD in Linguistics, PhD

in in Pedagogy, Adjunct Professor, Department of

Languages, Faculty of Arts, University of Helsinki,

Helsinki, Finland, [email protected],

ORCID 0000-0002-8271-4909

����������

1. ��������� �.�., ��������� �.�. ��������

� ������� ������������. � �������: ��������� �����������, 2015. � 107 �.

2. ������� �.�., �������� �.�. ��������������

������� �������� ������� ���� � ������� ������������ ���������� �������������� ���������� //

Science Time. � 2016. � �4. � �. 255�260.

3. ������� �.�. ������ � ���������� �� ��������

������� ���� � ������� ������������ // ��������

���������� �������� ������ ���������� ��������

����. ����������, ������������, ������-������������� �����. � 2020. � �. 22. � �74. � �. 21�25.

4. ������ �.�. ����������� ������������ �������������� ���� � ������ ������� ��������� //

�.�. ����������, �.�. ��������� (���.) �������� ��������������� � 2016. � �������: ������, 2016. �

�. 168�174.

5. ���� �.�. ���������. � �.: ��������� ����������, 1994. � 368 �.

6. ������� �.�. ������������� �������������

���������� ��� �������� ������� ���� ������������ // ����������� ��������������� ����������

� ������� ������-�������������� ������������. �

2016. � �5. � �. 153�160.

7. �������� �.�. ������ �������� ���� � �����:

����� ���������� ������� // ������� ����������������. � 2020. � �2. � �. 110�123.

8. �������� �.�., ����������� �.�., ������� �.�. �������� ������� ������ ���� � �������

���������� �������� // ����������� ����������

�����������. � 2020. � �3. � �. 32�39.

9. ���������� �.�. (���.) ������: �����������

��������������� ��������� ����������� �����������. 6-� ���. � �.: �����, 2018. � 192 �.

10. ��������� �.�. ������������� �� �������

����� � �������� ��������� // �.�. ����� (���.)

�������� ����������������� ����������� � ���������� ����. � 60-����� �.�. �����������. �

�.: ��-� ����������� ���, 2004. � �. 112�124.

11. ��������� �.�., ���������� �.�.,

���������� �.�., ���������� �.�. ����������

� ��������: ����������� ������������� ��

�������� � ����� ����������� �������� //

�.�. ��������� (���.). Studia linguistica cognitiva.

���. 3: ����������� �������� � �������� ���������������. � �.: ������, 2013. � �. 182�212.

12. �������� �.�., ��������� �.�. ����������

����� � �������� ���� ������������ // �.�. ��������, �.�. �������, �.�. ������� (���.) ������������������������ �������� � ������������ �������:

������� � �����, ���������� ����������� � ������� �����������. � �����: ����������, 2012�. �

�. 55�58.

13. �������� �.�., ��������� �.�. ����������

����� � �������� ������� ���� ������������ //

������� ���: ������ � ��������. � 2012�. � �3. �

�. 18�25.

14. ���� �.�. ������� ��������� ��� ��������� ������ �������� ��������������� ��������

������� ������������ // ����������� ����������

�����������. � 2018. � �6. � �. 11�27.

15. �������� �.�. �������� �����������

������� ����� ����������� �������� � ������� �������� ������������� // ������� � �����

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

�������� �������������� ����. � �.: ����, 2021. �

�. 276�283.

16. ������� �.�. ������ � ������� � ������ ������� ��������� // ������� ����������� ���������������� ���������� ������������. �����: �������

���������. � 2017. � �5. � �. 67�76.

17. ������ �.�. ����� ��������� � ���������� ������� ��������� ������-������������� //

����������� ������������ �����. � 2018. � �33. �

�. 852�855.

18. ������ �.�. ��������� ������� ���������

� ������� ����: ����������� ������ // ������� ����������������. � 2016. � �29. � �. 285�298.

19. Barkhuizen G. (ed.) Narrative Research in

Applied Linguistics. � Cambridge: Cambridge University

Press, 2013. 292 p.

20. Bonifacci P., Barbieri M., Tomassini M., Roch M.

In few words: linguistic gap but adequate narrative structure in preschool bilingual children. Journal of Child

Language. 2018. Vol. 45. No.1. 120�147.

21. Gagarina N. Narratives of Russian�German

preschool and primary school bilinguals: Rasskaz and

Erzaehlung. Applied Psycholinguistics. 2016. Vol.37.

91�122.

22. Gagarina N., Klop D., Kunnari S. et al. Assessment

of narrative abilities in bilingual children. Armon-Lotem

S., de Jong J., Meir N. (eds.) Assessing multilingual children: Disentangling bilingualism from language impairment. Bristol. Multilingual Matters, 2015. 241�274.

23. Gagarina N., Klop D., Tsimpli I.M., Walters J.

Narrative abilities in bilingual children. Applied

Psycholinguistics. 2016. Vol. 37. No. 1. 11�17.

24. Gorman B.K., Bingham G.E., Fiestas C.E.,

Terry N.P. Assessing the narrative abilities of Spanish-

speaking preschool children: A Spanish adaptation of the

narrative assessment protocol. Early Childhood Research

Quarterly. 2016. Vol. 36. 307�317.

25. Henderson D.E., Restrepo M.A., Aiken L.S.

Dynamic Assessment of Narratives Among Navajo

Preschoolers. Journal of Speech, Language, and Haring

Research. 2018. Vol. 61. No.10. 2547�2560.

26. Heppner D.H. �Then what happened?� Studying

emergent literacy in the narrative play of preschool children.

Language and Education. 2016. Vol. 30. No.5. 459�477.

27. Khan K.S. Gugiu M.R., Justice L.M., Bowles

R.P., Skibbe L.E., Piasta S.B. Age-related progressions

in story structure in young children�s narratives. Journal

of Speech, Language, and Hearing Research. 2016. Vol.

59. No. 6. 1395�1408.

28. Krzywinski M., Cairo A. Storytelling. Nature

Methods. 2013. Vol. 10. No. 8. 687�687.

29. Lai W.-F. Narrative structure and evaluative

language of personal narratives shared by urban

aboriginal children in Taiwan. Early Child Development

and Care. 2020. Vol. 190. No. 14. 2214�2228.

30. Rodina Y. Narrative abilities of preschool

bilingual Norwegian-Russian children. The International

Journal of Bilingualism. 2017. Vol. 21. No. 5. 617�635.

31. Scott J.W. Storytelling. History and Theory.

2011. Vol. 50. No. 2. 203�209.

32. Vil�-Gimenez I., Igualada A., Prieto P. Observing

storytellers who use rhythmic beat gestures improves

children�snarrativediscourseperformance.Developmental

Psychology. 2019. Vol. 55. No. 2. 250�262.

33. Zanchi P., Zampini L., Fasolo M., D�Odorico L.

Syntax and prosody in narratives: A study of preschool

children. First Language. 2016. Vol. 36. No. 2. 124�139.

References

1. Barkhuizen G. (ed.) (2013) Narrative Research in

Applied Linguistics. Cambridge: Cambridge University

Press, 292.

2. Bonifacci P., Barbieri M., Tomassini M., Roch M.

(2018)Infewwords:linguisticgapbutadequatenarrative

structure in preschool bilingual children. Journal of Child

Language. Vol. 45. No. 1. 120�147.

3. Dmitrieva O.A., Mikhailova E.S. (2015) Vvedenie

v detskuyu narratologiyu [Introduction into narratology].

Saratov: Vuzovskoe obrazovanie, 107.

4. Dunaeva N.A., Semenova A.S. (2016)

Pedagogicheskie usloviya razvitiya svyaznoi rechi u starshikh doshkol�nikov sredstvami khudozhestvennoi literatury [Pedagogical conditions for the coherent speech

development with elder preschoolers by the means of

fine literature]. Science Time. No. 4. 255�260.

5. Egorova U.G. (2020) Rabota s roditelyami po razvitiyu svyaznoi rechi u starshikh doshkol�nikov [Working

with parents on coherent speech development with elder

preschoolers]. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra

Rossiiskoi akademii nauk. Sotsial�nye, gumanitarnye,

mediko-biologicheskie nauki. Vol. 22. No. 74. 21�25.

6. Eismont P.M. (2017) Epizod i sobytie v ustnom detskom narrative [Episode and event in the oral

child narrative]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Russkaya filologiya.

No.5. 67�76.

7. Gagarina N. (2016) Narratives of Russian�German

preschool and primary school bilinguals: Rasskaz and

Erzaehlung. Applied Psycholinguistics. Vol. 37. 91�122.

8. Gagarina N., Klop D., Kunnari S. et al. (2015)

Assessment of narrative abilities in bilingual children. In:

Armon-LotemS.,deJongJ.,MeirN.(eds.)Assessingmultilingualchildren:Disentanglingbilingualismfromlanguage

impairment. Bristol: Multilingual Matters, 241�274.

9. Gagarina N., Klop D., Tsimpli I.M., Walters J.

(2016) Narrative abilities in bilingual children. Applied

Psycholinguistics, Vol. 37. No. 1. 11�17.

10. Gorman B.K., Bingham G.E., Fiestas C.E.,

Terry N.P. (2016) Assessing the narrative abilities of

Spanish-speaking preschool children: A Spanish adapta

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N

tionofthenarrativeassessmentprotocol.EarlyChildhood

Research Quarterly. Vol. 36. 307�317.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Henderson D.E., Restrepo M.A., Aiken L.S.

(2018) Dynamic Assessment of Narratives Among

Navajo Preschoolers. Journal of Speech, Language, and

Haring Research. Vol. 61. No. 10. 2547�2560.

12. Heppner D.H. (2016) �Then what happened?�

Studying emergent literacy in the narrative play of

preschool children. Language and Education. Vol. 30.

No. 5. 459�477.

13. Khan K.S., Gugiu M.R., Justice L.M., Bowles R.P.,

Skibbe L.E., Piasta S.B. (2016) Age-related progressions

in story structure in young children�s narratives. Journal

of Speech, Language, and Hearing Research. Vol. 59.

No. 6. 1395�1408.

14. Knyazev Yu.P. (2016)Osobennostiupotrebleniya

nesovershennogo vida v rannem detskom narrative

[Features of the use of the imperfect form in the early

child narrative]. In: Kruglyakova T.A., Elivanova M.A.

(ed.) Problemy ontolingvistiki � 2016. Ivanovo: Listos,

168�174.

15. Krzywinski M., Cairo A. (2013) Storytelling.

Nature Methods. Vol. 10. No. 8. 687�688.

16. Lai W.-F. (2020) Narrative structure and

evaluative language of personal narratives shared

by urban aboriginal children in Taiwan. Early Child

Development and Care. Vol. 190. No. 14. 2214�2228.

17. Lord A.B. (1994) Skazitel� [The Singer of Tales].

Moscow: Vostochnaya literature, 368.

18. Myagkova R.N. (2016) Ispol�zovanie

interaktivnykh tekhnologii dlya razvitiya svyaznoi rechi

doshkol�nikov [The use of interactive technologies

for the development of coherent speech of preschool

children]. Sovremennye obrazovatel�nye tekhnologii v

mirovom uchebno-vospitatel�nom prostranstve. No. 5.

153�160.

19. Oshchepkova E.S. (2020) Otsenka razvitiya

rechi u detei: obzor zarubezhnykh metodik [Assessment

of speech development in children: review of foreign

methods]. Voprosy psikholingvistiki. No. 2. 110�123.

20. Oshchepkova E.S., Bukhalenkova D.A.,

Yakupova V.A. (2020) Razvitie svyaznoi ustnoi rechi

v starshem doshkol�nom vozraste [Development

of coherent oral speech in older preschool age].

Sovremennoe doshkol�noe obrazovanie. No. 3. 32�39.

21. Paramonova L.A. (ed.) (2018) Istoki: Kompleksnaya obrazovatel�naya programma doshkol�nogo

obrazovaniya [Origins: A comprehensive pre-school

education program]. 6th ed. Moscow: Sfera, 192.

22. Protassova E.Y. (2004) Rasskazyvanie na

russkom yazyke v situatsii dvuyazychiya [Storytelling in

Russian in the situation of bilingualism]. In: Sigal K.Ya.

(ed.)Problemyeksperimental�noilingvistikiiontogeneza

rechi. K 60-letiyu A.M. Shakhnarovicha. Moscow:

Institute of linguistics RAS, 112�124.

23. Protassova E.Y., Petrovskaya V.V., Proskurina

Z.A., Ovchinnikov A.V. (2013) Monolingvy i bilingvy:

osobennosti rasskazyvaniya po kartinke u detei

doshkol�nogo vozrasta [Monolinguals and bilinguals:

features of picture-based storytelling in preschool

children]. In: Kravchenko A.V. (ed.). Studia linguistica

cognitiva. Vyp. 3: Kognitivnaya dinamika v yazykovykh

vzaimodeistviyakh. Moscow: Flinta, 182�212.

24. Rodina Y. (2017) Narrative abilities of preschool

bilingual Norwegian-Russian children. The International

Journal of Bilingualism. Vol. 21. No. 5. 617�635.

25. Rychagova E.S., Protasova E.Y. (2012a)

Zarubezhnaya nauka o razvitii rechi doshkol�nikov

[Foreign science on the development of speech of preschoolers]. In: Kirillov I.L., Devyatykh S.Y., Ushakova

O.S. (eds.) Sotsial�no-psikhologicheskie problemy i

issledovaniya detstva: rebenok v sem�e, institutakh obrazovaniya i gruppakh sverstnikov. Penza: Sotsiosfera,

55�58.

26. Rychagova E.S., Protasova E.Y. (2012b)

Zarubezhnaya nauka o razvitii svyaznoi rechi

doshkol�nikov [Foreign science on the development of

coherent speech of preschoolers]. Detskii sad: teoriya i

praktika. No. 3. 18�25.

27. Scott J.W. (2011) Storytelling. History and

Theory. Vol. 50. No. 2. 203�209.

28. Shiyan O.A. (2018) Detskie narrativy kak vozmozhnyi resurs razvitiya dialekticheskogo myshleniya

starshikh doshkol�nikov [Children�s narratives as a possible resource for the development of dialectical thinking

of older preschoolers]. Sovremennoe doshkol�noe obrazovanie [Preschool Education Today]. No. 6. 11�27.

29. Shulekina Y.A. (2021) Kontsepty narrativnykh

tekstov detei doshkol�nogo vozrasta s raznymi rechevymi vozmozhnostyami [Concepts of narrative texts of preschool children with different speech abilities]. Istoriya i

sovremennost� filologicheskikh nauk. Moscow: MGPU,

276�283.

30. Vila-Gimenez I., Igualada A., Prieto P. (2019)

Observing storytellers who use rhythmic beat gestures

improves children�s narrative discourse performance.

Developmental Psychology. Vol. 55. No. 2. 250�262.

31. Yur�eva N.M. (2016) Mekhanizmy ustnogo narrativavdetskoirechi:kognitivnyipodkhod[Mechanismsof

oral narrative in children�s speech: cognitive approach].

Voprosy psikholingvistiki. No. 29. 285�298.

32. Yur�eva N.M. (2018) Vklad vzroslogo v porozhdenie ustnogo narrativa det�mi-doshkol�nikami [Adult

contribution to the generation of oral narrative by preschool children]. Kognitivnye issledovaniya yazyka. No.

33. 852�855.

33. Zanchi P., Zampini L., Fasolo M., D�Odorico L.

(2016) Syntax and prosody in narratives: A study of

preschool children. First Language. Vol. 36. No. 2.

124�139.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.