Научная статья на тему 'И собачка... jagade bort кошку: о некоторых особенностях нарративов двуязычных детей в Швеции'

И собачка... jagade bort кошку: о некоторых особенностях нарративов двуязычных детей в Швеции Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
39
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
двуязычные дети / эритажный язык / нарративы / доминантный язык / инновации / Швеция / bilingual children / heritage language / narratives / dominant language / innovation / Sweden

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Рингблом Наталия

Актуальность. Исследования нарративов двуязычных детей чрезвычайно важны, так как они показывают полную языковую компетенцию ребенка, что в свою очередь позволит учителям и воспитателям подобрать соответственную программу. Целью данной статьи является анализ нарративов русско-шведских детей-билингов. Автор рассматривает как ошибки (или «инновации»), так и стратегии, которые используются детьми при недостатке лексических и/или грамматических средств. Также будет сделана попытка объяснить причину возникновения наблюдаемых явлений. Описание хода исследования. В исследовании приняли участие 25 русско-шведских билингвов в возрасте от 4,5 лет до 9,2 лет. Материал для данного исследования был собран с помощью специально разработанного инструмента для сбора нарративов Litmus MAIN («Мультиязычный инструмент анализа нарративов»). Помимо рассказов по картинкам, были собраны данные спонтанной речи и этнолингвистические наблюдения. Результаты. Исследование показало, что многие дети были не знакомы с русским эквивалентом шведских слов и при незнании слова часто использовали жесты. Для металингвистических комментариев и вопросов нередко использовался шведский язык. Дети были склонны к лексическим инновациям и изменению значения слов. Они часто смешивали синонимы или близкие по значению или звучанию лексические единицы. У детей со слабым русским языком были отмечены случаи трансфера, а также следующие грамматические ошибки: неправильные падежные окончания, шибки в выборе рода глагола, употребление неправильного предлога и падежной формы, ошибки употребления аккузатива вместо локатива и ошибки в виде глагола. Заключение. Рассматривая особенности нарративов детей, автор показывает, как недостаток инпута и доминантный язык влияет на их рассказы. Так как усвоение языка в Швеции происходит в определенном контексте, инпут часто ограничен ситуациями, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни. В связи с этим родителям и учителям родного языка необходимо находить больше возможностей для практики русского языка. Необходимо создавать языковые ситуации, в которых дети будут хотеть рассказывать о том, что с ними произошло. Родителям и преподавателям важно пытаться мотивировать ребенка рассказывать именно на русском языке, найти время для того, чтобы вместе играть, слушать ребенка, заниматься совместной деятельностью и помочь найти лексические средства для выражения своей мысли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

And the Dog... Jagade Bort the Cat: on Some Peculiarities of the Narratives of Bilingual Children in Sweden

Relevance. Research on the narratives of bilingual children is extremely important, as it shows the child’s full linguistic competence, which in turn will allow teachers and educators to choose the appropriate program. The purpose of this article is to analyze the narratives of Russian-Swedish billing children. The author examines both mistakes (or “innovations”) and strategies that are used by children with a lack of lexical and / or grammatical means. An attempt will also be made to explain the cause of the observed phenomena. Description of the research progress. The study involved 25 Russian-Swedish bilingual’s children aged from 4.5 years to 9.2 years. The material for this study was collected using a specially developed tool for collecting narratives Litmus MAIN (The Multilingual Assessment Instrument for Narratives). In addition to storytelling from pictures, spontaneous speech data and ethnolinguistic observations were collected. Results. The study showed that many children were unfamiliar with the Russian equivalent of Swedish words and often used gestures when they did not know the word. Swedish was often used for metalinguistic comments and questions. Children were prone to lexical innovation and changing the meaning of words. They often mixed synonyms or lexical units close in meaning or sound. Children with weak Russian language had cases of transfer, as well as the following grammatical errors: incorrect case endings, mistakes in choosing the verb gender, the use of an incorrect preposition and case form, errors in using an accusative instead of a locative and errors in the form of a verb. Conclusion. Considering the features of children’s narratives, the author shows how the lack of input and dominant language affects their stories. Since language acquisition in Sweden takes place in a specific context, the input is often limited to situations that the child encounters in daily life. In this regard, parents and teachers of their native language need to find more opportunities to practice the Russian language. It is necessary to create language situations in which children will want to talk about what happened to them. It is important for parents and teachers to try to motivate the child to tell it in Russian, to find time to play together, listen to the child, engage in joint activities and help find lexical means to express their thoughts.

Текст научной работы на тему «И собачка... jagade bort кошку: о некоторых особенностях нарративов двуязычных детей в Швеции»

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

��� 373.2 / 376.744 DOI: 10.24412/1997-9657-2021-5107-38-47

� �������... jagade bort �����:

� ��������� ������������ ����������

���������� ����� � �������������� �.

�������� �������*

������������� ����������� (���������, ������)

������������. ������������ ���������� ���������� ����� ����������� �����, ��� ��� ��� ���������� ������ �������� ����������� �������, ��� � ���� ������� �������� �������� � ������������

��������� ��������������� ���������.

����� ������ ������ �������� ������ ���������� ������-�������� �����-��������. ����� ������������� ��� ������ (��� �����������), ��� � ���������, ������� ������������ ������ ��� ����������

����������� �/��� �������������� �������. ����� ����� ������� ������� ��������� ������� ������������� ����������� �������.

�������� ���� ������������. � ������������ ������� ������� 25 ������-�������� ��������� � �������� �� 4,5 ��� �� 9,2 ���. �������� ��� ������� ������������ ��� ������ � ������� ����������

�������������� ����������� ��� ����� ���������� Litmus MAIN (�������������� ���������� ������� �����������). ������ ��������� �� ���������, ���� ������� ������ ���������� ���� � ������������������� ����������.

����������. ������������ ��������, ��� ������ ���� ���� �� ������� � ������� ������������ �������� ���� � ��� �������� ����� ����� ������������ �����. ��� ������������������� ������������

� �������� ������� ������������� �������� ����. ���� ���� ������� � ����������� ���������� �

��������� �������� ����. ��� ����� ��������� �������� ��� ������� �� �������� ��� ��������

����������� �������. � ����� �� ������ ������� ������ ���� �������� ������ ���������, � �����

��������� �������������� ������: ������������ �������� ���������, ����� � ������ ���� �������, ������������ ������������� �������� � �������� �����, ������ ������������ ����������

������ �������� � ������ � ���� �������.

����������. ������������ ����������� ���������� �����, ����� ����������, ��� ���������� ������

� ����������� ���� ������ �� �� ��������. ��� ��� �������� ����� � ������ ���������� � ������������ ���������, ����� ����� ��������� ����������, � �������� ������� ������������ � ������������ �����. � ����� � ���� ��������� � �������� ������� ����� ���������� �������� ������

������������ ��� �������� �������� �����.

���������� ��������� �������� ��������, � ������� ���� ����� ������ ������������ � ���, ��� �

���� ���������. ��������� � �������������� ����� �������� ������������ ������� ������������

������ �� ������� �����, ����� ����� ��� ����, ����� ������ ������, ������� �������, ����������

���������� ������������� � ������ ����� ����������� �������� ��� ��������� ����� �����.

�������� �����: ���������� ����, ��������� ����, ���������, ����������� ����, ���������,

������.

��� �����������: �������� �. � �������... jagade bort �����: � ��������� ������������ ���������� ���������� ����� � ������ // ����������� ���������� �����������. � 2021. � �5(107). �

�. 38�47. DOI: 10.24412/1997-9657-2021-5107-38-47

��������� ������ �������� 12.07.2021.

*

��������: natasha.ringblom@slav.su.se

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N

UDC 373.2 / 376.744 DOI: 10.24412/1997-9657-2021-5107-38-47

And the Dog... Jagade Bort the Cat: on Some Peculiarities of the Narratives of

Bilingual Children in Sweden

Ringblom Natalia*

Stockholm University, Stockholm, Sweden

Relevance. Research on the narratives of bilingual children is extremely important, as it shows the child�s full

linguistic competence, which in turn will allow teachers and educators to choose the appropriate program.

The purpose of this article is to analyze the narratives of Russian-Swedish billing children. The author

examines both mistakes (or �innovations�) and strategies that are used by children with a lack of lexical and

/ or grammatical means. An attempt will also be made to explain the cause of the observed phenomena.

Description of the research progress. The study involved 25 Russian-Swedish bilingual�s children aged

from 4.5 years to 9.2 years. The material for this study was collected using a specially developed tool for

collecting narratives Litmus MAIN (The Multilingual Assessment Instrument for Narratives). In addition to

storytelling from pictures, spontaneous speech data and ethnolinguistic observations were collected.

Results. The study showed that many children were unfamiliar with the Russian equivalent of Swedish

words and often used gestures when they did not know the word. Swedish was often used for metalinguistic

comments and questions. Children were prone to lexical innovation and changing the meaning of words.

They often mixed synonyms or lexical units close in meaning or sound. Children with weak Russian

language had cases of transfer, as well as the following grammatical errors: incorrect case endings, mistakes

in choosing the verb gender, the use of an incorrect preposition and case form, errors in using an accusative

instead of a locative and errors in the form of a verb.

Conclusion. Considering the features of children�s narratives, the author shows how the lack of input and

dominant language affects their stories. Since language acquisition in Sweden takes place in a specific

context, the input is often limited to situations that the child encounters in daily life. In this regard, parents

and teachers of their native language need to find more opportunities to practice the Russian language.

It is necessary to create language situations in which children will want to talk about what happened to

them. It is important for parents and teachers to try to motivate the child to tell it in Russian, to find time

to play together, listen to the child, engage in joint activities and help find lexical means to express their

thoughts.

Keywords: bilingual children, heritage language, narratives, dominant language, innovation, Sweden.

For citation: Ringblom N. (2021). And the dog... jagade bort the cat: on some peculiarities of the

narratives of bilingual children in Sweden. Preschool Education Today. 5:15, 38�47 (in Russian). DOI:

10.24412/1997-9657-2021-5107-38-47

Original manuscript received 12.07.2021.

*

Contacts: natasha.ringblom@slav.su.se

1. ��������

1.1. ������� ��� ��������� ����

� ������ ��������� ����� 30 000 ��������������� (Parkvall, 2015. �. 276) �������, �

�������� �������� ��� �������� �������� ����� (75%) (Otwinowska et al., 2019).

����������� ��������������� ����������� ������ �������� ����� ����� ������

���� � �������� (Ringblom & Karpava, 2020;

��������, ���������� & �������, 2019), ������� ���� ��������������� �����������

������� ��������� ������������ ��� �����. ������ ������� ���� ����� �����������

� �������� ���������� ������, ��� ��������

��������� �����, � ���������� ���� ���� ����� (��������) ���������� �������, � �������� ���� (�������) ������. �����, ����������� ������ ���� � �������� �������������

������ � ��� �������� ������������ �����,

� ����� ������� �������� ������������� (���

������������) ���������� (heritage speakers)

� �� ���� � ���������� (�������, ��������,

2017), ��� ���������� ������� (���������,

���������, ��������, 2014) (� ���������� ������������ heritage language). ������������

���������� (���������������) ����� ������

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

���� �� ����������� ���� �������� ��� �������� ���������� ������ (Polinsky, Kagan, 2007;

�������, ��������, 2019), ��� ��� � ����� �

������������� ���������� �� ���� ����,

������������� ���������� �����, ����������� ������ ���� ��� �������� ������������

�����, ������ �� ��� ������������� ��������

���� ������ � ������������ ��� ����� ����������� � �������.

��� ������������������ ������� � ������������ ����� ������� �������� ���������

������, ��� ��� ������ ����� ���������� ���

������� �������� ������������ ��������, �

������� �������� �� ������� �����������

�������� �������. ���������� ��������� ��

�������� �� ������ ����������, �� � ��������

������, ����������� ��������, ��� ��� � �������� �������������� �������� ���� ������ ������ �������� ����� ����� ��������

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

��������. ������� ������� ������ �������

���� ������ �� ����, ����� ��� ���������

� ������, � ���� ������� ��� ������� � ��������� �������� �������� �������� � ����� ����: �� �������� ���������� � ���

��� ����� ����� �������� ��� ekvasioner �

multiplikationer (���� � ������) (��������,

����������, �������, 2019), �� �������� ����������, � ��� ��� ����� ����� ��������

��� ��������� � ����������. ���� ����� ����

�������. ��� uff!! ��� smutsig!� (Ringblom,

2012. �. 210).

����� �������������� ������, ����� ����� ����� �� ������� ��������������� � �������������� ������� ��� ����, ����� ��������

���� ����� ��-������. ��������� �����, ���

���� �� ����� � ������������ ������ ��������������� ������ ����� (�������, ��������,

2019). ����� ����� ���� � ��������� ������ ���� ����� ������� ��-�������: �����

� ������ ��� ������ ��-������� � ��� ����

������� (��, ���� ����� �����). ����� ���������������� ������ � ���-�� ����������, ���

������� ��������� �� ����������� ����, �������� � ��� ���������, ����� �����, ��� �� ���������� ����� ������� �������� ������.

����� ��������� �������������� ������������� �������� ���� ������ � ��������� �����

������� �������� ��������������� (� ���������� ������������ translanguaging (��. Garcia,

2009). ������������� ���������� ��� �������

�������� ������ � � ������ �������� ����������� ��������������� ���������� ���� �

�����. �������������, ����� ���� � ������ �������������� �������� ��� ���������� �� ������ ������ ��� ������ ������� � ����������

(Karpava et al., 2020), � ������� �� � �����-��������� ��������, �������, ������ ������

��� ����������� �� ������.

1.2. � �������� ������������ ���������� ���������� �����

��������� ���������� ����� (��� �����-�����������) �������� ���������� ����� ������ ������������, ��� ��� ��������� ������� ������ �������� �����������

�������. ������ ��������� ����������

� ����� �������� ���� � �������� �������� ����� ������ � ���������� ������

(McCabe, 1996). ���� ��� �������� ���� ����������: ������� �� ���������, ����������

�������� � ������� � ��������� �������.

� ������ ������ ����� ���������� ������

������� �� ���������, ������ ��������� ��������� ����� ��������� � ������� ������

���������.

�������� ������� ���� ��� �����������

� ����� � ��� �� ������� ������� ��� ����������� ������� ��������, ��� � ��������������. ��������� ���� ������ ���������� � �

����������� ������� � ������� ����. ������

������������ ������� ������ ���� ��� ���������� ��� ������� (������� ������ ������

���������� ������� �� ������������ ����

��� �� ���������), ��� � ��������� (�������

������ � ����������� ������� ������� ������� ������, ����� ������� �� ��� �������).

� ��������� ������ �������� ���������� �����������, � ������� ����� ���������� ��

���������� �������, ��� ������� ����������

� ���������� �����, ����� �� ������ ���������

������� �� ������ ��� ��� �����.

����������� ��� ���� ����� ������������,

������ �� ���� ����� ������� ����������� �

�������������� ������� ��� ��������� �������� �� ������ �����. ���� ������� �����

����� ��������� � �������� �������� �����,

�� ������ ��� ������� ����, �� ����� ������

��������� ��� ��������� ��� ���� � �� �������� �������� ����������� � ������� ���� �

�� ������ �������� �� ����������� ���� ��������, ��� ��� ��� � ��� ��� ��������. � ����� � ���� ��������� � �������� ����� ������� ������ �������, ����� ����� ��� ����,

����� ��������� ���, ������ ��������� ������ �����. � ���������, � �������� �����

����� �������� �������� �����-���������,

����� ������ �� ��������� ��������� ������� � ������ � ����� ������ ����� � �������������� �����������, ������� ���������

�������.

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N

1.3. ���� � ������ ������������

�������� ����� ������� ������������

�������� ������ ���������� ������-��������

��������, ����������� � ������. �� �����������: 1) ������ ����������� ����������

�����, ��� ������� ������� ���� �������� ������, � ���������� ��������� ������� ������������� ����������� �������; 2) ����������� �������������� ������ �����������

��������� � 3) ���� ������������ ������������ ��������� � ������������, ������� ������� ������� ��������� ���������� �������

������� ���� �� ������ ��� ���� �����. ����

����� ����������� ��� ������ (��� ��������� ������������ �.�. ������� (�������,

1997; 2009; 2013; 2015), ����������1�), ���

� ���������, �������� ���������� ���� ���

���������� ����������� ��� �������������� ������� ��� � ��� ���������, ����� ���

�� ����� ������� ��������������� ����������� ����� �� ����������� ��������� (��.

�������, ��������, 2019). �������� ������� � ������������, ������� �����������

��������� � ������������ �������, ������������ ������� �����, �, � ������� �� �������� ���������� ����, ������ ������������

����� � ���������, ������� ������� �� ����

���������� ����������� (Roelofs, 2008).

� ����� �������� �������������� ���������

����� ���������� �� ���������, �������������� �������� � ���������� ����. � ���������� ������������ ���� ����� �������� �������� �� ����� � ���������, ������

� �������� ����� ����� ���� ����� ���������� ������ ������ � ��� ������ ���������� � ���� ��������, �������� ������� ��

�����, �� ������ ��� �� ����� ������� ������� �� ������ ����������� ��������� (���

����� ���������� �������� ���� ��������

��. �������, ��������, 2019).

1.4. �������� � ������ ������������

�������� ��� ������� ������������ ���

������ � ������� ���������� �������������� ����������� ��� ����� ���������� Litmus

MAIN (�������������� ���������� �������

�����������) / ��� (����� �� ����������� �������������������)(Gagarinaetal.,2012;2015),

� ������� ����� ������������ ��� ��������

��� ��������� � ��� ����� �������� ��� ���������������� �������� ���������. ����������

�������� � ���� ������ ������ ��������, ��

������� ���������� ������������ ����������

1

�� ������������ �.�. ������� [1997; 2009;

2015]

�������; ���������� ��� ���������� ������������ � ��������� �������.

��� ���������� ��������� ����� � ���

�� ���������: �������� ���� ������������

� ����� ��������� �������� � ����������.

������ ������� ������������ �������������.

����� �������� �������� ���� ����� �������

���� ������� � �������� � ���������� ��, ��

��������� �������� ����������������. �����

�������� ������� ���� ������ ������� �� ���������. �������� ��� ������� � ��������������� � ������������ � CHILDES translation

conventions (MacWhinney, 2000). ���� ����

�������������� ��� �� �������, ��� � �� �������� ������, ������ � ������ ������ ����� ����������� ������ ������� ���������.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

� ������������ ������� ������� 25 �������������� ��������� � �������� �� 4,5 ��� ��

9,2 ���. �������� �� ��, ��� ����������� ���

����, ��������� ������� � ������������, �������� ������� ���������� ����� ��� ������, �������� ���� ��� ����������� ���

����������� �� ���.

2. ���������� ������������

2.1. ��������� ���������� ����� ���

���������� ���������� ������

��������� ����� ����������� �������

���� ����� ����������� ����� ����� �������, � ���� ��������� �� �������� ���������

����� � ����� ������, �� �� ������ ������������� ������� ���������� ������ � ����������� (Pearson, 1998).

��� �������� ������������ �������� �

�������� (�������, ��������, 2017), � ������-�������� �����-��������� ������� ������������ ������� ����� ��������� � ��������

����������. ����������� ���������������

����������� � ������� ����� CLT2 �������,

��� ����-�������� �������� ��-������ ������� ������ ����, ��� ����� ���������� ��������������, ��� �������� �� �� �����-�����������. �������� ��������� �����������

������������ �������� ����������� ������,

������ ����������������, ��� ���� ���� ����

� ��������, ����� ��� ���� �� ����� �������

�����, ���� �� ����� ��� ������� ���������������. ���������� ��������� ����� �������, ������� � �������� ������ � ������, ���

����-�������� ���� ������� �������� ����

����� �������, ��������, �������� � ���������� (����� � �����) ��� ������������ (���

2 Cross-linguistic lexical test [Haman, Luniewska,

Pomiechowska, 2015]

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

�����

� ��������). ���� ����� ����� ��������

��������� ���������� �����. �������� ��������� ���� ����� ���������� � ��� ����� �����������, ������ � ����� ������ ��������.

���� ��������, ��� ��������� ������� ����

�� ��������� ����� �� ���� ���������� ��� �����-���������������������������������,������ ������� ����������� � ���������� ����.

������ ��������� ��� ���, ��� � ������������

������� ���������, ��� �� ���� ����� ������

�������� �����, � ����������� �������� �����

������ � ������� ������ (��� ���������������

����������, ��. Roelofs, 2008). ��� ������������ �������� ��������� ������-��������

���������� ����� ��� �������� ����������,

���� �������� ������������� ������-���������� ����������� � ����� ������� ��������,

��� ������-������������. ���������� ����� ���� ��� ����� ��� �����, ����� �� ����������� ������������ (��. �������, ��������,

2018). ��������� �������� � �� ��������������, ��� ��������� ��������� � ���������

������� � ��������� ���������� �� ������ �

������� ����������� ���������, �� � � ���������� (�������, ��������, 2018).

2.2. ��������� �������� �������������� ��������� � ������� �����

�������� ������� �������� ���� �����

��������� � �������� ����������� � ����� �

���, ��� 1) ������ ����� �������� �������

������������� ����������� � 2) ��� ��������� � ���������� �������� ����� �������� �������� ��� ������� ���������� �������� (�������, 2013). ���� � �� �� �������

������������ ��� ������������ ������ ������� � ������ ���������� (�������, 1980).

��� ������������� �����-����������� ���������-�������� ����������� (���) ������

�� ���������� ���������� (�������, 2009), ������ ���������� ����, ��� ������� �������

�������� �� �����������, ����� ����������

������� �������� ��� �������� ��� (����,

���������, 2011). ��� ��� ���� ��������

������, ����� ����������� � ������������

������, � ����������� ���� � ������ ������ ��

������ ��������� � ���� �������� ����������� � ���� (�omasello, 2003). ��������� � �������-�������� ����� ��������������� ����� ���������, ��� ����� ����������� �������

��� �� ���� �������, � ������ ������ ���

������������ ��������� �����.

���������������-��������������������

�������������������������������������

����� ����� �� ������, ���� ��������, ���

������� ������� �������� ������, �� �� �����������, ����� ���������� ��������� ���

�������� ��� (���������, 2010; ���������

� ������, 2005, ��������, ������������,

�������, 2018; Ringblom, 2012). ��� �������� ���������� ������������, ��� ��������

������� �������� ���� �������� ���� ������ ������������� �����, �������������

�� ������ ������ (Kempe, MacWhinney, 1998).

� ����� � ���� �������� ������ ��� ��������

���� ������ ����� ������� ������ ��������.

����� �����, ����� ������� ������� ����� ��

������ ����������, ����� ����� ��� �������

� ������� � ����� �� ��� ������� ���.

��� �������� ��������� ����, ����������

�� �������� � ������� ����� ������� ������� �

�������� � ���������������� ��������� ����

� ����������� �����. ���� � �����������

����� ������������ ��������� ����, �� ����

����� ������� ����������� � �������������

�� ����, ��� �������� ������, ��� ���������

���� ����������� (Montrul et al., 2008).

�������� ��� �������, ���� ��������, ���

� �����, ��� ������� ������� ���� ��������

������, ������ � ������ ���� �����������

������������� (�������, 2009), � �� �����, ���

� ����� � ��������, ��������� ������� ����

��� ������, ��� ������ ���� �������� ��������. ��� ���������������� ���������, ����������� ������� ������ ������� ����, ���������� ��� ��������� �� ����������� (�������

� ��������, 2019). ������ ��� � ������������ ���������, ��� � � ����� � ������� �������� ���� �������� � ����� �������. �� ������ ������ �������������� �������� �������

����� � ��������, ����� � ����� �� ������ ����

������� ������������������, � � ������ ���,

�������� � ������� ���� ����� ���������� � ���������� ��� ������ ���� (������� �

��������, 2017).

2.3. ��������� �������� �����

����������

� ����� ��-�������� �������� ������, �������� �� ���������� �� �������� ����� � ��������� ���������� ������� �������� ��� ��

��� ��������� �� ������� ����, ��� �������

��� �� ����� ������� ��� �������. ����������

��� ��������: �������� ����������, ��������������� ���� �������� ����� � �������� ���

������������ ���� ����������� �������� ������� (�� � ��������� ���������), � ��������� ������� ���������, �������� ������� ���������� �� ����� ���������� ��� ������ ����

�������� ���������� ����������� �������.

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N

�������� ������� �������� �������������, ���

�������, �� ������ ��������� ��������������� ���������, �������� ��� ����������� ��

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

��������������, ��� ������������ �� ������

������������ �����, ��� ��������� ��������

� ��������������� �������.

������ �������� ���������� ���������� �������� �����. ������ ������ ��������

�� ������ ��������� � �������� �����, ����������� ������� ���� ��� ������ (�������,

2015. �. 518). ������� ������ ����� ��������� ��������� ��������� �������� �����

��� �������, ��� � �������. ����� ��������

��������� �������� ����� ���������� ������� �������� �������������, ��������,

������������� � �������� (�������, 2015.

�. 519). �������� ���������� ��� ������������ ��������� � ��������� ����� �� �������� ������ ������ ���������� �����.

�������� ��������� ������-�������� � ������-����������� ���������� �����, ��������,

������� � ������������ (2018) ������ � ������, ��� �������� �������� ������ ����

������������� (���������� ������� � ��������� �������� �������. ��������� ���������� ������� ��� ����, ����� ���������� �

������� ����������� ������� �������� ����

������. �������� �� ��, ��� �������� ����

������ ����� �� ������������ �������, ��� �

�������� ������ �����, ��� ��������� � �������� �������� ������ ���� � ������. ��� ����

����� ����������� � ������������ ��������

�������, ������� ������� ���������� �������� ��� ������� � ����������������� ��. ���

��������� ��������� � ��������� �������

��� ����� ������� ����� ������.

3. ����������

����� ����� ����� ��������� ������������� � ���, ��� ������������ ����������

����, ��� ������� ������� ���� �������� ������, ��������� ����������� ��������� ��������. � �������� 1 � 4 ��������������� ��������� ����������� ������������ ��������

����� ������-����������

������ 1. ������� �. 5,63

*INV: �� ����� ������. ��� ��� ����������?

*CHI: �������� ����� �� ������.

*INV: ���� � ���?

*CHI: ���� �������� hamta maskar.

@Comment: �������� �������� (����.)

3 5 ���, 6 �������

*INV: ������.

*CHI: ����� ������ � ������� ������.

*INV: ��.

*CHI: � ����� ���� � ���� ��� ���������

����!

*CHI: � ������� ��� ��!

*CHI: ������.

*INV: ��.

*CHI: � ��� ���� ��������� ���!

*CHI: � �������... Jagade bort �����.

@Comment: �������� (����.)

*CHI: �����!

@End

������ 2. ������� �. 6,5

*INV: ok, ����� ������.

*CHI: ��� ������ ������� � ������ ������� � ���!

*CHI: ��� ��� ������� � ��� � �������

�������!

*CHI: � ����� � ������ � ������ ���������

��.

@Comment: ������.

*CHI: ��������.

*CHI: � ��� ����� �����. � ��� ��������

������������ � ������.

@End

������ 3. ������� �. 6,7

*CHI: ��������� ������� �����.

*CHI: ���� ������ �� ������.

*CHI: ����� ������ ����, ����� ������

��� ��������� ���� �������� �� ���������.

*CHI: ����� ������� � ������ �� ����.

����� ������ �������� ���� � �������� ��.

@End

������ 4. �������. 6,4

*INV: �� ��������, ��� ��� ����������?

*CHI: ���� ���� ������� �� �������.

*CHI: �� ����� ������� �������!

*CHI: �� �� � ����� ��� ���!

*INV: � ���?

*CHI: ������� ������ �����.

*CHI: ���.

*CHI: � ��� ����� �����!

@End

������ 5. ������� �. 7,5

*CHI: ������ ������... ����� ������!

*CHI: � ����� ����

*CHI: vad sa du? Vad heter flyga?

@Comment: ��� ������� ��������

?

*INV: ������.

*CHI: ������, ����� ����� mat.

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

@Comment: ��� (����.

)

@Comment: ���������� ���������.

*CHI: ������ ��� ��� ������ �������

����� ����� �������� vad heter maten?

@Comment: ��� ������� �����?

*INV: ���.

*CHI: ���� � ��� ���� ������ � ������

assa jag glomde bort! assa jag har det pa tungan!

HUND!

@Comment: ����, � �����! � ���� �� �����

��� ��������! ������! (����.)

*CHI: � ����� ������ ������ ��� �� bita?

@Comment: �������??? (����.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

*INV: �������.

*CHI: ������� ������ svans?

@Comment: �����??? (����.)

*INV: �����.

*CHI: � �����... ������ vanta� sprang!

@Comment: �������� ������ (����.)

*INV: ������.

*CHI: � ����� ����� ������!

*CHI: Vad heter n�gonannanstans?

@Comment: ��� ���������� � ������ �����

(����.)?

*INV: � ������ �����

*CHI: ������ �!

@Comment: ���������� ��� �� ��������.

*CHI: � ����� ������� assa jag har jat

tedalig minne!

@Comment: ��, � ���� ����� ������ ������!

(����.)

*INV: ������ ������� ��� ������

��������

*CHI: �������� �� �����!

@End

������ 6. ������� �. 7,5

*CHI: �������� ����� �� ������.

*CHI: ���� ���� ������� ��� �����.

*CHI: ������

*CHI: ��� ����� �������� ��� ��������.

*CHI: ������ �������� ����� �� �����.

@INV: ���?

@Comment: �� ���� �������, ��� ���������

��������.

*CHI: ������ ������ � �����.

*CHI: � ������� ������� �����!

*CHI: ������ ������� ���������.

*CHI: ���!

@End

��� ����� �� ����������� ���� ������

���, �� ��� ���� ����� ����������� �����: ���

������ ������� � ����� ����� ��������

vad heter maten? ���� ������� ���?�� (�. 7,5).

��������� ����� ����� �������� �� ����� ��

��� ��-������, � � ������ � ��-�������. ���

����� ���� ������ �� ������� � ������� ������������ ��� ������ ���, ��� ��� ����� ���������� �����-�� ������. ��� �������� �����

���� ����� ������������ ����� ��� ������� �� ������. ��� ������������������� ������������ � �������� ������� �������������

�������� ����, �������� � ��� �������, ����

�� ��� ����� ������� ��� �������: � ��� ����

������ � ������ assa jag glomde bort! ���, �

�����!� assa jag har det pa tungan! ������ � ��

����� ��� ��������!� HUND! �������!� (�, 7,5).

ag har jattedalig minne! �� ���� ����� ������

������!� (�, 7,5).

���� ���� �� �������� ����������� ���������, �� ���� �������� �����, ���� ���� ��������, �� �� ������, ����������. ��� �����

�� ������� 3, ����� ������� �� ����� ��������� ������ �����, ��� ��� �� ����������

����������� ���������� ��� �������� (�����

��������� �� ���� ���� �������� � �������,

�������� 2017): ���������� ������� �����.

������������������.���������������,

����� ������ � ��� ���������, ���� ��������

�� ���������� (�. 6,7).

��������, ��� � ����������, ������� �

����������� ���������� � ��������� �������� ����. ��� ����� ��������� �������� ���

������� �� �������� ��� �������� ����������� �������: � ��� �� ����� ����� �����! (��

����� �����). ���������� �������� ��� ����,

��� �������� ��������� ����������� � ��������� � ����� ������� ��������, ��� � ����������� (�������, �������� 2017). � �������-������� ��������� ����������� ����� ��

������ ����� (baby talk) � �������������-������������ ����� � ������������ ����������

� � ����������� ����� ������� ��������, ���

� ������������� �����������. � ����������

� ���������� ���� ��������, ��� � ������ ����� �������� �������� (26 ���) ��������, ��������, ���� ���� �������.

��� �������� ������������ ����� ����

������� ������������ ����������� ������

���������������� ��� ��������� � ���������: ���� �������� hamta maskar ���������

������� (A. 5,6). � ����� �� ������ �������

������ ���� �������� ������ ���������4:

Fagelungarna (������) �������� mat (���)

(������� �������� ����������� �fick mat�

��������� ����) (�. 6,9). ��� ������ �����

����� ���� ���������� �������� ���������� � ��������� �������� �������: ������

4 ����� ����������� ����������� ������ ����� ����������� � ������.

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N

�� mat (����. �����). � ������ ������ �����

����� �� ������ ������� �������� ����������� �fick mat� ��������� ����, �� ����� �

���������� �������������� �������� � �������� ������� ����������. ��� ������ �������� �������� ���������������� � �������������� ���������, � ���� ����� �������,

��� �� ���� �������� ��� �������� ������� (���� � ����, ��� �� �������� �������)5.

����������� ������, ����� ���� �����������,

��� ������� �����������, � ���������� ����.

��� �������� ����������� ����, ��� �������

������ ������ � ����� �� ���������: ������ �������� ���� ���� (5;3).

��� �������� �������������� ������, ������� �������� ��������� ����������������

���� ������:

1. ������������ �������� ���������

����� �������� ��� �������� ������ ��� ������. ���� ����� �������� �. �. ������ �. �. �

������������ �����: ���� �������� �� �����

(5;9). ������ ����������� ������ � �� ������������� �����: ��� ����� ��������6 ���

�������� (���� ���������) (�, 7;5). �������

���� �������� � ������������ ���������

� ����������� ������ ������������� �����: ��� ���� ��������� ��� (5;8) � � ����������� ������: ��� ����� ������ �������

(�������) (8;2). �������� ������ ����� ������� �������������� ��������� ��������,

� ��� ���������� ����� � ��� ������� ����������������, ������ � ����� ������ ��������

(��������, ������������, �������, 2018).

2. ������ � ������ ���� �������: ��������

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

������� (��������) �������� (�. 6,5).

3. ��-�� ������������� ������� ��������������� ������ ����������7 ���� ����� ����������� ������������ ������� � ������������ �������� �����: ���� ����� �� ����

(� ����) (6,4);

4. ����� ������ ������������ ����������

������ �������� � ��������: �������� �����

�������� (7,5;5;6).����������������������� � ������������ ������������ � ������ �������: �����������, ������������, ���������� � ������������� (��������, ������������,

�������, 2018; ��������, �������, 2018).

5. ������ � ���� �������: ������ ������

�� ��� (�� ����) (7;2).

5 ������� ��������, ��� ������� ���� � �������

�����, ��������� � ������ ����� ���, ���� �������� ���������� �������������� �������� ������� ����������.

6 �����

7 ���������-�������� �����

4. ���������

� ������ ������ ���� ������� ������� ������� �������� ����������� ���������� ������-�������� �����-��������� � ������������

��� ����������� ���������. ������ ������

�������� ������������; ���������� �����

����������� ��������� ������� ������������� ����������� �������. �������� ������

����� ��� � ������������� ����� ������, ���

� � ������������, ����� ������ ���������

� ��������� � ������ � ����������� ������.

��� �� ����� �� �������������� �����������,

������ ��������� �������� ������� �������������� � ������� �� ����� ���� ���������

������ �������������� � �������� ��������� (������������) �����, ���� �� ������ ������� ������ ������� ��������� ����� �������

�������� ��������. ��� �������� ���������� ������������, ������ ��������� �� ������� �� ������������ �����, � �������� ������

����� ��������������, ������������ ��� �����-��������� (��������, �������, 2018). ���� ������������� ���������� ������ �������� ��������� �������������������� ������

� ������������ ����� �������� �����. ���

������ �������� ���������� ���������� ������ � ����������� ��� ��������.

��������� ������ (��������, ������ ������ ������ ���������� ������ ������) ��

���������� ��� ���� �������������� �������. ��� �������� ���������� ������������,

� �����, ����������� ����� �� ������� �����������, ��� �� ������ ������� �������������� ��������������� ��������, �������

��������� �� �������� ����� �������� � �������� ���� (����������, 2013). �����������

������� ���������� ������ ������� ��� ����,

����� ������� ��������������� ������, ���

��� �������������� ����������. ��������,

������� ����, ���������� � ����������� �������, ���� ������ �������� ������������� ����������������, ����� ������ �������

�������� �������� ��������������� ������������� � ��������� ��� ��������� �����.

������-�������� ������� ������ ����� ��

���� ��������������� ������� � �������

�����, � �������� ������� ���� �����������

����������, ������� ����� ��� ��� ������

��������� ��������� ����� (Ringblom, 2012;

��������, �������, 2018), ��� ������� �������� � �������������.

������������� ������������ ���������

���� � ������ ����� ����� ���� ����������� ��� ������ ��������������� ������

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

�������. ��� ��� �������� ����� ����������

� ������������ ���������, ����� �������������� ���������� ������������� �������.

����������� ����� � ������� ����� �����

������� ������� �� ���������� ������, ����������� ��������. ������ ������������

�������� �������� � ��������� ��������� �

����������� (Otwinovska et al., 2018), � ����� ��, ����� ������ �������� ������������ ��� �������� � ����� �������� �����. ���

��� �������� ����� ������� �������� ��� ���

������������, � �� ������������ ���� ���

�������, ��� ������� ����� ���� ����������

�� �����, ������� ���� ��������� �������� �������� ��� ���������, ���� ������

���� �����-�� ������� �������� ��� �����.

����� ��������������� ����������� ������� ����������� ������� ��� ���������������

������������. � ����� ��������� �������

��������� � ��������� ������������� � ���������� ��� ��������� ��� �� ������ ������ ��������.

����� ������� ��������� � �������� ������������� ������, �� ��������� � ���������

������� ����� ��������� ������ ������ �

�������� ��� ���������� � ����������� �������� �����. ���� �� ���� ������ �� ����������, � ������� ��� ����� �� �������� ���������� �������� �� ������� �����. ��������� �

��������� ���������� �������� �����, �����

����� ����� �������� � ��������� �� ���������� ��� ������� ����, ������ ������� ��������� � ����������� ������� ����������

�������� � �������� (������, ������, ��������, �������� ������ � ����������� � ��������� ��). ���������� ������������ ����� �����

�������� ��������, ��� ��� ������ ������ �

���������������� � ������ ������� ��������

������� ������� ����������� ��������� ��������� ��� �����������, ��� �������� ����������� ������ ��� �������� �����������

�����������. ��������� ����� ����� �������������� ���� ����, ���������� � �������

(�����), ������������ � ��� ������������ ����� � ���������, ������� ��� ������� �������������� �����������. ���� ������� ��������

������, �� ������� ����� ���������� ��, �������������������������������.��������������� ������ ��������� �� �������� ���������� ����� � ����������� �������� �������

���������� �� �������������� ��� ���, �� ��

���������� �� ���� ��������. ������� ������ �����������, ��� ��� ��������� ��������

� ���, ��� ��� ���������� ��, ��� �� ����� ���

����������, � �� ��, ��� �� ��� ������������.

������� ��������, ��� ��������� �����������

��������� � ���������������� ��������� ����

������� ���� �� ����������, � ���� ��������

�����������-���������������������������

������. ������ ��� ���������������� ������

��������� � ��������� ��� ����������� ���������� ����� ������� �������.

n

���������� �� ������

�������� �������, ������ ��������� � ������� �����������, ������� ���������� ������, ������������� �����������

(���������, ������), natasha.ringblom@slav.

su.se, ORCHID: 0000-0002-1761-5971

Information about author

Ringblom Natalia, PhD in Philology,

Department of Slavic Languages, Stockholm

University, Stockholm, Sweden, natasha.ringblom@slav.su.se, ORCHID: 0000-0002-1761-5971

���������� / References

1. ��������� �.�., ��������� �.�., �������� �.�. ���������� ������ � ���������� �����������: ����������� (����������������) ������� ���� //

������� �����������. � 2014. � �3. � C. 3�19.

2. ������� �.�., �������� �.�. � ���������

������������ �������� ����������� ���� ������-��������� ������-����������: � ������� � ��������� ������������� ����� // Acta Linguistica Petropolitana. St.

Petersburg Institute for Linguistic Studies Russian Academy

of Sciences, 2019.

3. ������� �.�., �������� �.�. ��� ���������� (��������������) ���� ���������� �� ������� (���������)/�����������������������,2017.��������

� ���������������� ����� � �������� �����������:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

��������� ��������� ������������� ������� �����������, �����-���������, 26�28 ���� 2017 / ���

���. �.�. ����������, �.�. ���������, �.�. �������. �

�������: ������, 2017. � 284 �.

4. ���� �., ��������� �. �������������� ����������������������������//���������.����������

� ��������� / ��� ���. �.�. �������, �.�. ��������. �

�.: ����� ���������� �������, 2011. � �. 221�234.

5. ���������� �.�. ������� �� ��������

����� ����������� �������� � ��������� ������

�������� �������� ��������������� ��������������� ������-�����? / �������� ���������������:

��������� ������������� ������� �����������

�. �����-���������, 26�29 ���� 2013 �. / ��� ���.

�.�. ����������, �.�. ���������, �.�. ��������. �

���.: ���� ��. �.�. �������, 2013. � �. 17�24.

6. ��������� �. ������� ���� ������� � �������

��������� ����������, ������� � ��� / A. Mustajoki,

E. Protassova, & N. Vakhtin (Eds.). Instrumentarium of lin

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N

guistics: sociolinguistic approaches to non-standard Russian. � Helsinki, 2010. � P. 314�328.

7. ��������� �.�., ������ �.�. �����������

� ������� ��������. � ���.: ��������, 2005. � 272 �.

8. ������o�, �., ������� �. ����������� ���������� ���������� ����� � ������ � �� ����� //

�������� ����������� ���������������� ��������������� ������������ ��. �. �. �������. � 2018. �

�. 141�153.

9. ���������.,�������������.�.,��������.�.

���������-�������� ����������� � ���� ����������������� � ������-�������� ���������� ����� �

��������� �� ����������, ���������� ������� ����

��� ����������� / �������� ���������������, 2018.

��������� ��������� ������������� ������� �����������, �����-���������, 20�23 ����� 2018 �. ����

��. �.�. �������, ������� ��������� � �������������

����������� �������, ����������� ������� ����, ������������ ����� �������������� � ���������������

����������� / ��� ���. �.�. ����������, �.�. �������,

�.�. ���������, �.�. ��������. � �������: ������,

2018. � 520 �.

10. ������� �.�. � ���������� ����������

�������������� ����� / Acta Linguistica Petropolitana.

����� ��������� ��������������� ������������ ���. �. 11. �. 1: ��������� ����� � ������� �

������� �������������� ���������� / ��� ���.

�.�. ���������, �.�. �����. � ���.: �����, 2015. �

�. 515�538.

11. ������� �.�. ��������������� �����. �

���.: ���� ��. �.�. �������, 2013. � 408 c.

12. ������� �.�. ������ �� ���������������� �

���������������� � ������� ����. � �.: ����, 2009. �

592 �.

13. ������� �.�. ������� ������ � �� ��������������. � ���.: ���, 1997. � 186 c.

14. ������� �.�.(��.���.).�����������������.�

�. 1. � �.: �����, 1980. � 754 �.

15. Clark E.V. The Principal of contrast: A constraint

of acquisition // Mechanisms of acquisition. NJ: Hillsdale,

1987. P. 1�33.

16. Gagarina N., Klop D., Kunnari S., Tantele K.,

Valimaa T., Balciuniene I., Bohnacker U., Walters J.

Assessment of Narrative Abilities in Bilingual Children //

Assessing Multilingual Children. Disentangling Bilingualism

from Language Impairment / Armon-Lotem Sh., de Jong J.,

Meir N. (Eds.). Assessing Multilingual Children. Multilingual

Matters. Bristol � Buffalo � Toronto, 2015. P. 243�276.

17. Gagarina N., Klop D., Kunnari S., Tantele K.,

Valimaa T., Balciuniene I., Walters J. MAIN: Multilingual

Assessment Instrument for Narratives. ZAS papers in

Linguistics, 56 (2012).

18. Garcia, O. (2009). Bilingual Education in

the 21st Century: A Global Perspective. Chichester:

Wiley-Blackwell.

19. Haman E., Luniewska M., Pomiechowska B.

Designing cross-linguistic lexical tasks (CLTs) for bilingual preschool children // Methods for assessing multilingual children: disentangling bilingualism from Language

Impairment / S. Armon-Lotem, N. Meir, J. de Jong (Eds.).

Bristol: Multilingual Matters, 2015. P. 196�240.

20. Karpava, S., Ringblom, N., Zabrodskaja, A.

(2020). A Look at the Translanguaging Space of Russian-

speaking Families in Cyprus, Estonia and Sweden: On the

Possible interrelationship between Family Language Policy

andLinguisticLandscape.In:LydiaSciriha(Ed.).Comparative

Studies in Bilingualism and Bilingual Education. Newcastle

upon Tyne, UK: Cambridge Scholars Publishing, pp. 77-99.

https://www.cambridgescholars.com/comparative-studiesin-bilingualism-and-bilingual-education

21. MacWhinney B. (2000). The CHILDES Project:

Tools for analyzing talk. Mahwah, NJ: Erlbaum, 206 p.

22. McCabe A. Chameleon readers: Teaching children to appreciate all kinds of good stories. NY: McGraw,

1996. 204 p.

23. Montrul S., Foote R., Perpinan S. Gender agreement in adult second language learners and Spanish heritage speakers: The effects of age and context of acquisition

// Language Learning. 2008. Vol. 58. N 3. P. 503�553.

24. Otwinowska-Kasztelanic, A, Meir, N, Karpava, S,

Ringblom, N.& La Morgia, F. (2019). Language and literacy

transmission in heritage language: evidence from Russian-

speaking families in Cyprus, Ireland, Israel and Sweden.

Journal of Multilingual and Multicultural Development.

1�26.

25. Parkvall, M. (2015). Sveriges spr�k i siffror

[Swedish in Numbers]. Spr�kr�det. Morfem.

26. Pearson B.Z. Assessing lexical development

in bilingual babies and toddlers // International Journal of

Bilingualism. 1998. Vol. 2. P. 347�372.

27. Polinsky M., Kagan O. Heritage languages in

the wild and in the classroom // Language and Linguistics

Compass. 2007. Vol. 1. N.5. P. 368�395.

28. Ringblom N. The emergence of a new variety

of Russian in a language contact situation // Multilingual

individuals and multilingual societies / K. Braunmu.ller,

Chr. Gabriel (Eds.). Amsterdam, Philadelphia, 2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

P. 63�80.

29. Ringblom N. The acquisition of Russian in a language contact situation: A case study of a bilingual child

in Sweden. (Doctoral dissertation). Acta Universitatis

Stockholmiensis, 2012. 276 p.

30. Ringblom, N. & Dobrova, G. (2019). Holistic

Constructions in Heritage Russian and Russian as a Second

Language: Divergence or Delay?. Scando-Slavica, 65:1,

94�106.

31. Roelofs, A. (2008). Tracing attention and the activation flow in spoken word planning using eye movements.

Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory,

and Cognition 34: 353�68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.