Научная статья на тему 'Развитие связной речи'

Развитие связной речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
355
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
связная речь / образовательные программные продукты / детский сад / related speech / educational software products / kindergarten

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кюркчийска Виолета Иванова

Актуальность тематики статьи. Каждый период имеет свое значение для воспитания, социализации и образования будущего нации – детей, но дошкольное образование занимает особое место. Он ставит собой начало построения идей, отношений, компетенций. Развитие связной речи в этот период является приоритетом в работе дошкольного педагога, ищущего методы работы, адекватные современному развитию технологий. Цель. Дошкольное образование связано с одним из наиболее чувствительных периодов для детей – дошкольным возрастом, поэтому предполагает систему методов, форм и средств реализации современного образовательного содержания с учетом особенностей и характера педагогического взаимодействия. Описание хода исследования. Представленные обучающие программные продукты «Дед и репка», «Колобок» и сказки о Хитром Петре – это попытка ответить на необходимость поиска форм работы для развития связной речи у детей. Результаты исследования. «Дед и репка», «Колобок» и сказки о Хитром Петре обеспечивают цели обучения по всем образовательным направлениям: Связная речь, Словарь, Грамматически правильная речь, Звуковая культура, Восприятие литературного произведения, Воспроизведение литературного произведения. В настоящем тексте невозможно представить возможности по каждой из них. Внимание будет сосредоточено на основных аспектах Связной речи и восприятия литературного произведения, не претендуя на полноту. Заключение. Образовательные программные продукты «Дед и репка», «Колобок», «Хитрый Петр», представленные в данном материале, способствуют реализации современных требований в направлении способа ведения основной формы педагогического взаимодействия – ситуацию , а именно проходить в игровой форме, т.е. игра не должна быть элементом, а должна быть полностью интегрирована в воспитательно-образовательный процесс. Они также подходят для дополнительных форм взаимодействия, которые организованы в соответствии с потребностями и интересами детей во внеурочное время. В обоих случаях они способствуют формированию компетенций. Возможности программных продуктов не ограничиваются представленными технологическими решениями. Их использование – вопрос творческого поиска и цифровой компетенции детских учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Connected Speech

The relevance of the topic of the article. Each period has its own significance for the upbringing, socialization and education of the future of the nation children, but preschool education occupies a special place. It sets the stage for building ideas, relationships, and competencies. The development of connected speech during this period is a priority in the work of a preschool teacher who is looking for working methods that are adequate to the modern development of technologies. The aim of the research. Preschool education is associated with one of the most sensitive periods for children – preschool age, therefore, it involves a system of methods, forms and means of implementing modern educational content, taking into account the characteristics and nature of pedagogical interaction. Description of the research progress. The presented educational software products “Grandfather and Turnip”, “Kolobok” and fairy tales of the Cunning Peter are an attempt to answer the need to find forms of work for the development of connected speech in children. The results of the study. “Grandfather and Turnip”, “Kolobok” and fairy tales about the Cunning Peter provide learning objectives in all educational areas: Coherent speech, Vocabulary, Grammatically correct speech, Sound culture, Perception of a literary work, Reproduction of a literary work. It is impossible to present the possibilities for each of them in this text. Attention will be focused on the main aspects of Connected speech and the perception of a literary work, without claiming to be complete. Conclusion. The educational software products “Grandfather and Turnip”, “Kolobok”, “Cunning Peter”, presented in this article, contribute to the implementation of modern requirements in the direction of the way of conducting the main form of pedagogical interaction situation, namely, to take place in a playful form, i.e. play should not be an element, but should be fully integrated into the educational process. They are also suitable for additional forms of interaction that are organized according with the needs and interests of children during extracurricular time. In both cases, they contribute to the formation of competencies. The capabilities of software products are not limited to the presented technological solutions. Their use is a matter of creative search and digital competence of children’s teachers.

Текст научной работы на тему «Развитие связной речи»

���������� ������� �������

��������� ����������� ��. ��. �. ������������ (�����, ��������)

������������ �������� ������. ������ ������ ����� ���� �������� ��� ����������, ������������ � ����������� �������� ����� � �����, �� ���������� ����������� �������� ������ �����. �� ������ ����� ������ ���������� ����, ���������, �����������. �������� ������� ���� � ���� ��-���� �������� ����������� � ������ ����������� ��������, ������� ������ ������, ���������� ������������ �������� ����������. ����. ���������� ����������� ������� � ����� �� �������� �������������� �������� ��� ��-��� � ���������� ���������, ������� ������������ ������� �������, ���� � ������� ���������� ������������ ���������������� ���������� � ������ ������������ � ��������� ��������������� ��������������. �������� ���� ������������. �������������� ��������� ����������� �������� ���� � ������, ��������� � ������ � ������ ����� � ��� ������� �������� �� ������������� ������ ���� ������ ��� �������� ������� ���� � �����. ���������� ������������. ���� � ������, ��������� � ������ � ������ ����� ������������ ���� �������� �� ���� ��������������� ������������: ������� ����, �������, ������������� �������-��� ����, �������� ��������, ���������� ������������� ������������, ��������������� ���������-���� ������������. � ��������� ������ ���������� ����������� ����������� �� ������ �� ���. �������� ����� ������������� �� �������� �������� ������� ���� � ���������� ������������� ������������, �� ��������� �� �������. ����������. ��������������� ����������� �������� ���� � ������, ���������, ������� �����, �������������� � ������ ���������, ������������ ���������� ����������� ���������� � ������-����� ������� ������� �������� ����� ��������������� �������������� � �������� , � ������ ��������� � ������� �����, �.�. ���� �� ������ ���� ���������, � ������ ���� ��������� �������-������ � �������������-��������������� �������. ��� ����� �������� ��� �������������� ���� ��������������, ������� ������������ � ������������ � ������������� � ���������� ����� �� ���������� �����. � ����� ������� ��� ������������ ������������ �����������. ����������� ����������� ��������� �� �������������� ��������������� ���������������� ���������. �� ��-����������� � ������ ����������� ������ � �������� ����������� ������� ��������.

�������� �����: ������� ����, ��������������� ����������� ��������, ������� ���. ��� �����������: ���������� �.�. �������� ������� ���� // ����������� ���������� ��������-���. � 2021. � �5(107). � �. 19�27. DOI: 10.24412/1997-9657-2021-5107-19-27

��������� ������ �������� 10.07.2021.

*

��������: v.kyurkchiyska@shu.bg

��������

���������� ����������� ������� � ����� �� �������� �������������� �������� ��� ��-��� � ���������� ���������, ������� ����-�������� ������� �������, ���� � ������� ���������� ������������ ���������������� ���������� � ������ ������������ � �������-�� ��������������� ��������������.

���������� ����������� ����������� ����������� � ������� IV, ��. 69 ������1 1 ����� �� ������������ � �������� ����������, ��

� ���������� � �������� �����������: ����������� ����������� ������� ������� ��� ������������ ��������� ����������� � ������, ������� � ���������, ����������� ��� ��������� �������� ������� � �������-�� ������������, ������ ����������� ����-�������� ��������������� ��������������� ���������� ����������� �����������. ��� ���������� ��� ��������� ���������� �����-

11.08.2016 �., ���. � ��, ��. 67 �� 26.08.2016 �., � ���� �� 01.09.2016 �.). [����� �� ���������� � �������� ������������ �� 11.08.2016, ����������� � ��, ������ 67 �� 26.08.2016, �������� � ���� � 01.09.2016).]

UDC 373.29 DOI: 10.24412/1997-9657-2021-5107-19-27

Development of Connected Speech

Violeta I. Kyurkchiyska*

Konstantin Preslavsky University of Shumen, Shumen, BulgariaThe relevance of the topic of the article. Each period has its own significance for the upbringing, socialization and education of the future of the nation -children, but preschool education occupies a special place. It sets the stage for building ideas, relationships, and competencies. The development of

connected speech during this period is a priority in the work of a preschool teacher who is looking for working methods that are adequate to the modern development of technologies.The aim of the research. Preschool education is associated with one of the most sensitive periods for

children � preschool age, therefore, it involves a system of methods, forms and means of implementing modern educational content, taking into account the characteristics and nature of pedagogical interaction.

Description of the research progress. The presented educational software products �Grandfather and Turnip�, �Kolobok� and fairy tales of the Cunning Peter are an attempt to answer the need to find forms of work for the development of connected speech in children.

The results of the study. �Grandfather and Turnip�, �Kolobok� and fairy tales about the Cunning Peter provide learning objectives in all educational areas: Coherent speech, Vocabulary, Grammatically correct speech, Sound culture, Perception of a literary work, Reproduction of a literary work. It is impossible to present the possibilities for each of them in this text. Attention will be focused on the main aspects of Connected speech and the perception of a literary work, without claiming to be complete.

Conclusion. The educational software products �Grandfather and Turnip�, �Kolobok�, �Cunning Peter�, presented in this article, contribute to the implementation of modern requirements in the direction of the way of conducting the main form of pedagogical interaction -situation, namely, to take place in a playful form, i.e. play should not be an element, but should be fully integrated into the educational process. They are also suitable for additional forms of interaction that are organized according with the needs and interests of children during extracurricular time. In both cases, they contribute to the formation of competencies. The capabilities of software products are not limited to the presented technological solutions. Their use is a matter of creative search and digital competence of children�s teachers.

Keywords: related speech, educational software products, kindergarten.For citation: Kyurkchiyska V.I. (2021). Development of connected speech. Preschool Education Today. 5:15, 19�27 (in Russian). DOI: 10.24412/1997-9657-2021-5107-19-27

Original manuscript received 10.07.2021.

*

Contacts: v.kyurkchiyska@shu.bg

�����, ����������� � ������������ ����� ��� ������ ���������� ������ �� ������������-���������������,�������:��������������� � �����������, ������������, ����������� ����, ���������������� ����������, ��������, ���������������� � �����������, ����������� ���������. (������������� �5 �� 03.06.2016. ������������ � ��, ���. 46 �� 17.06.2016, � ���� � 01.08.2016).

�������� ����������� ����� �������� ��-����� � ������� ����������� ����������� ��� ������������ �������� �����, ��������� �������� ������ ������ �������� ����� �� ��������� ������� �� ���������� � �����. ������ �������� �� ������������ ����� � ���-������ ���������������� ������� �������� �������, ���������� ������ ����, ���������-��� �������� �������� � ��.

�������������2 �6 � �������� �������-��� ������������ ������ ����� ����� ������

2 ������������� �6 � �������� ���������� ������������ ������ (�� 11.08.2016, ������������ � ��, ���. 67 �� 26.08.2016, �������� � ���� � 01.09.2016).

�������� ��� ��������� ���������� ������ � ���������� �����������. � ��� �����������, ��� ���������� ���� �������� ����������� ������ � ������� ����������� � ��������� �����������; ��� ������������� � ����� � ���-�������� ������� ����������� ����������. ������� � ��������� ������������� ���� ���-������� � ��������� ��� �����, ��� ������� ���������� ���� �� �������� �� ������ ���-��� (��. ����� 2 ������ 4).

��� ��� �������� ��������� �����������-��� ������� � ����� ���������� ���������� �����-���������.������������������������-��� � ����� � ���������������� ������������-���� ����������� (���) � ��������������� ����������� ����������� ����� � ��������-�� (�����): ���������� ���� �����������-�� ����� � �������� ������� � ������� ��-��������� � ��������� ����������� ������, ���������, ���������, �����������, ������� ��������������� ������������� � ����������-������ ����������. �������� �������������, ��������� ���������� ������������ ������ �������������� � �������� ����������� ����-������� �� ���� ������ ����������� �������-���� �������������:

1.

�������������� ��������, ��������-������ ���������� ����������� ����� � ����������.

2.

�������������� �������� ��� �������� �� ������ ������������ ��������.

3.

�������������� ���� ��������������� ��������������, ������������ � ������� ���� ��� ����� � ������������ � ������������� � ���������� �����.

�������� ����������� ������������� ���-�� �������������� � �������� ����������� � ��������� ����������� � ����� �������� ����� ��������� ����������� �������� � ������� �����, � �������������� ������� � ��������������� ������������, ������� ���-������� ���� � ����������. O���� ��������� ���������������������������������������-����������, ������ ���������, ��� ��� ����-��� ��������� ���������� ������� ��� ������� ������� � ������� ��������� � ����������� � ����� ������������. ������� ���� �� �����-��� ������� �������� � ���� ����������� � ������������� ����������� ������� � ������� ������������, ���������� ������������� ������, ����� ��� ����� �������� ��� �����-��� ��������������� �������.

��������������������������������,���-�� ������������� ������� � ���������� � ���-����� ��������� � ��������, �. �. ����� ��:

� ������� ��������, ��������, ��������;

������� �������� ���� � ����������� �� � ��������� �����������;

������ ������ ���� ����������� � ����� ������������ ����;

��������� ���������� ������ �� ���-������� �����;

�������������� �������� �������� �������.

��� ���������� ���������� ����� � ����� ���������� ������������ ������-������ �����, ������ � �������� ��������� ������������ ���������� ������, ��������-������ � �������������� ��������������� ������������� ���������� � ������� ������-��. ��� ��� ������ ���� ������ � ���������-��� ����� ����� � �������� � ��� �������, ��� �������� ������� ���������.

��������������� ����������� ��������

��� ����� ������� XXI ����, ��� �������, ���������, �������?! ��� ����� ���� ����� ��-�����������������������,�������������-������ ������ �������� ������������ ���� (���� ������ �� ��� �� �������� ���������-��� �� ��������). ������� � ������������ ����� ������� ������������ � ������������-��� ����� (� ������ ������ ����������� ����� � ����������). ��� ����� ��� �������� ����-����������� ����������� ���������, ����-����������� ��� �������� ����������� ����� � ����������. ��� �������� � ������ �����, � ���������� ���� ���� ���������� ���� � ��� �� ��������� ������ ��� ���������������� �������, ��������������, �������� � ���-������� ������. ��������� ������ ��� ����� � ������� ���� � ���, ������ �����, ������. ������ � ������ �����, ������� ������� ���-��� �� �������, ����, ����������� � ������. ��� ����� ���������������� ������������ ���� � ���������� �� ���������� ����� � ��-��������, ������� �������������� ��������-������� ����������� �������� �������� �� ������� ���� � ������, ��������� � ������ � ������ �����. ��������� � ����������� ���-�������� ����� �������� ������������ (����� ������ � ���������), ��� �������� ���� � ���-���,����������������������3������������� � ���������������� ����� ���� ����������. �������� �������� � ����������� ����

3 ��. ���� � ������ (ISBN 978 954-91715-3-2), ��������� (ISBN 978 954-91715-3-2), ������� ����� (ISBN 978 954-91715-4-9).

������� ���������������� ������������ ����������� ���������� ������������ ��. ��. �������� ����������, � ����� � � ������ ���������� �������� ���������������� ���-��������� �����������.

�������������� ����������� ������� ��������� � ������ ���, ��� ��� ���� �������� ����� �� �������� ����� ������������ ��� ������������. ���� � ����� �������, � ��-����� �������� ������� �������������� � ���������� � ������������� ��������� � ��-������������� � ���������. � ���� �������-���, ���������� � ������������� �������� ����������� � ��������. ���� ���������� ��-���������� ��������, ������������ ��-������ �������������� ������������ �, ��� �� ����� �����, � ������������ ������ ������� ������������.

������������� � ���� ���, ����������� �������� ������������� ����������� � ���-���� ���� �������������� ��������� � ��-������ ������ ��������������� ���������-�����, ������� ����������� ��������������� � ������� ���������. ��� ������ �� �������� ������ ����������� ��������.

��� ���������� ���. � ���� � ������ �� ������ (����������� �����������, ���������� ���-���, ����������� ��������, ��������� ������-��� ������, ��������� �������, ��������� ���-����� ��������, ����������� �����, ��������� ���� �������, � ������ ��������� � ������-���� (����������� �������, ������������, ���������� ������, ��������� �������, ����-����� �����, �������� �����, ��������� ���� �������, ���������� ����������, ��������� ���������, ���������� ������, ���������� �������, ��������� ��������, ��������� ���-��������), � ������� ������ � ����������� (����������� ����������, �������� �����, ��������� �������, ��������� �����, ���������� �������, ���������� ������, �������� �����-�����, ����������� � ����������, ��������� �������).

���������� ���������� (������� �����-�� ��� �������������� ���������) � �����, �����������, �������� � ����� � ����� ��-������ �������� ��� ����������� ��������-�������� ������������ ��������. ��� ���� ���������� ������������ ��������������� � �������������� ���������� ���������.

�����������,����������������������� ����� ������������ ���� �������� �� ���� ��������������� ������������: �������� �����, ���������, �������������� ���������� �����, ��������� ���������, ����������� ����-��������� �������������, ���������������� ������������� �������������. � ������� ������ ������ ����������� ����������� ���-���� ��������. �������� ����� ���������-���� �� �������� �������� �������� ����� � ����������� ������������� �������������.

�������������� �������������� ��������-�� �� ��������� ������ � �������� ������� ���� � ������ ���� �������� ������� ����-������� ���� ��� �������� ������������ ��-�������� ��������� (��� �������) � ������ � ��� �������� �������� ����. �������, ��� ��� ��������� ������� ����� ������� �����-����� ��������� ���� ���� ������ � ������-�� ���������, ������ ��� � ���������� ���-����� �� ��������� ������ ��������� ����� ������ ����� ������� ����. �� �������� � ��-�������� �������� ������������ ���������� ������������ �� ������� �� ��������� � ��-���������, ������� ���� �������� ����� ����-�������� ��������� � ������� � ���������� �� �������� ���� (3 ������); � ��������� ������� ������ � ��������� �������� ����� (4 ����-��) � �.�. ��������� ���� ����� ���� ������-������ ��� �������������������, �� ���� � �� �� ���� ��������� ������ ������������ ��-���������� (��������, �������� �������� ��� ������� � 3 ������) � �������������� �������-����� (��������� ��������� ������ � ������ �������� ������� � 4 ������).

����������������� ������� ���� � ��-�������� �������� ����������� ��������� � ����� ������������� � �������������� ����. �������� �������� ���������� � ���������-��� ������ �������������, ������ �������-����� ����������� ������ ������� � ������-����. ������������� ����������� ������� � ���� ����������� ����� ��� �����������.

������ �����, ����������� ���������� ������ ��� ��������� ����� ��� ����� ������� ������, �.�. � ������ ��� �� ��������, ��� � �� ���������� ����������. ��������� �� ����� �������� � ����������� (�������� ��������� ��������� ��� ��������� �������� �������), ��������� ����� ������������� ��������� � ������������ (����������� ��������) ����.

����� �������, ���� ���� ������������ ������������ � �������, ������� �� ����� �����������������,�����������������,����-����� ����������� �� ���������� ���������-����, ��������� ������ ���� ����������� ����� � ���� ������������: ������������ �������� � �������.

���� � ������������� �������� ��� ��-������, ���������� ����������� �������� ������. ��� ������� �� ����������� ������ (������� �����). �������� � ������� ���� ���-���� �������������, �� � ������� �� �����-��� ������ ����� ���������� ������� ������-�� ������ � �����. ����� ����, ����������� ���� ��������� � ������� �� ����������, ���� � ������ ����������� ������������ ���-�� � ������������� ����������� ���������� ���������.

����������������������,������������-������� � ����������� �����. �� ����� ���-�������� ����������� ������ ����� � �����, ���������. ���� ��������� ����������� (��� � �����), ������ (�������), ����� (������ ����) ������������ ��������������� �������-�� ���������� �������. ���� ������� �����-������ �����, � ����������� ��������� � ��� ������������� ��������� ���� �� ������-����� ��������� ������. ����� �������, ��� ����� ����������� ������������ � ������ � ���� �� �����������, ����� �������������� ����� �� �����������.

�������� �������� ����, ������� � ������-����������������,��������������������-����� ��� ����������� ������� � ����������-�� � ���������� ������. �������� ����, ���� ��������� ����������-������������ �����-����� �� �������� ������ � ������� �������-��� ���������. ������ �������� ������� ���-����� �������� ������� � �� ����������� �����. �� ������� �� ������������ �����������, ������� ��� ������ ���������� �����.

�.: ���� ������ ���������� ��, ��� �� ������ �� ��������. �� �������, ��� ���, ����� ����, ��� ������ �������.

�.: ����������! � ��� ���� ���������� ���-�� ��� ������!

���� ������������ ����� ����� �������, ��� ���������� ������������ ������� ����-������ �����. �������� � ���������� ������� ������ ���������� �� ���������� ���� � ����-��������� �� ����������� ������������, ���-�� ������ �������� ��� �����������. � ���� �� ����������� ������ ������������ ���-����� ������� ���������������� ��������� � �������� �������.

��� ���������� � ��� ������������� ���-��� ��������� ��������� �������������� ��-�������� ������������������ � �������. ��� ������� ���������� ����������� � ���������-�������� ������������� ������� �� ������-����. ����� ���� ��� ���� ��������� �������, ������������ �� � ��������� �������������, ������������ ������ ����� � ���� (������ ��� ������ � ������������� ������� ����������� ������������� �������).

����� ������������� ������ ������� ������������ ������ ���������� �� �� ���-������� ������ � ���������� � ������ �����. � ���������� ����� ������� �� ����, ����� �� ��������� ������������������ ����������� ������� � ������������������ ������� ���-�����. ������ �� ������ ������������� ������ �� �������� � ������ ������� ����� � 11, ���� ���� ������?� � 17.

�.: ��� ������������ ����� �����?

�.: ��������� ����� ������.

4 �. � �������������, �. � �������.

������������� � ������ ��������� � ��������-��� ���������. ��� ������ ������ ���������-���, ������� ����������� ����� �����.

������ � �������� ������������ ���-������� ������������� ��������� ������� �������� � ����������� �����, ������� � ������������ ����������� ��������� ���� ����� ����������� � ����, � ������������. ��� �������� ����������� � ����� �������, ��� ����� ������, ���������� � ��. ��������, ��� ���� ����� � �������, ��������� ����� ����� (�������) � �������� ���������� ���-������. ��� ��� ������������ ����������� �������� �� �����, ������ ��������� �����-��� ������� ����������, ������ ��� ������ ��������� ������� ����������� ����������� (��� � ����� � ������ ����) � ������������ (�������). ������� ������� ������ �������-�� �������� �� ������ ����, �� � �������. ������������ ���� �� � ����� �������-����� ������� � ��� �����, ������� �����-������ ���������� ��������� � ��������� ������������ �� ��������� ������������ �������.

������� �� ��������� ������������ � ���-��� ���������. ���� �������� ����� �����-����� ����� ���� ����������� ����������-�� ������� ��������, ������ � ����������� ������������ � ��������. ��������� ���-������ � ������� � ������� (��� � �����, �������), ������ ����, ���������� � ����-���� ������ (������ ����) ������������ � ���� ������������ ���������� ����������� ������ � �������.

������������� �������� �������� �� ��-��������� ��� ���� ������� ����, ������ ������������ ����� � ����� ������ (�����-�� � ������ ����� ����), ���������� ����� � ������-���������� �����. �������� ������� � ������������ ������ �����, �� ������� ���-��, ������������ �������. ����� �������, ����������� ����������, ���� ����������� ������������ � ��������, ��� �������� ���-������ �� ���������������� � ������������ ��������� �� ������������� � ������������ ��������.

��� �������� ������, ����� � ���� (��� � �����), �������, ����, ����� � ������� (�������),����(����������),����������� ��� ����� ��� ����, ����� �������� ������� ���� �����������. �������� ����� �����, ���� ���������� �������������� ����� ��-���� ����. �� ������ ���������, �������� ������ ������ ���� �����, ������� ��� �� ��-������ ������ �� ��������� ������, � �� ���-��� ������ � �������, ����� ����� �� ���-�������. ������ � ������� ����������, ����� ����� (���������� � ������ ������ � ������), ������� �� ������ ���� �����, ������ ��� ��� ������ ���������.

�.: ������ ����� � ������� � ���� �����, � ������ ����������?

�.: ��, ������ ����� �� �����, ��� � ������, ������� ���� ������� �����. ������������,��������������-���������-������ � �������. ���� ������� �����, ���� �������, ��� ��� ����� ���������. ������ ���� ����, � �� ������ ����������!

��� �������� �����-��������� �������-���� ������������� �������� ������� � ��-������, ��������� ������ �����, ������ ��� ���� ����, ���������� �� �������. ����� ����-���, � ���������� ����� ������� �����������-��� ��������.

������ �� ��������� ���������� �� ����-�� �� ��, ����� ������������� �����������-��� �������� �� ���������� �����, �� � �� ���������� � ��������������� ���������� � ����� ��������������� ����������� ����-������ ��������� ������� ���������. ���� � ���� �������� ��������� ��� �������� ��� ������������ �����, �� � ���� ���� ��������-�� �����.

������� �������� ������� �������� � ���-���� ���� �������� �������� ������� ���� ���-��� � ��������. �� ���� �������� ����� ���-��, ��� ��� � 3 ������ ����������� �������� ������� ������ ������ ��� �������, � � 4 ����-�� ������ ����������� � ���������� �������� ���� � �����������. ��������� �������� ���-���������� ������ ����������� �������, ��� �������������, ������ ������ ����� �������� �������, ������� ��� ����� ������.

��� �������� ���� ����������� �������, ������� ������������ �������� ������� ��� �������� ������������������ �������� ���-�������� ���������� ����� ��������, �����-���� ������ �� �������� �������� �� ������ ����� ��������. ������ ���������� � ������� ������� ��� ����������� �������.

�.: ��� �������� ������ � ����?

�1: ��! �� ���� ������� � ���� ����-���� ������� �����, ������ ��� ����� � ���� ���� ���� � ����, ��� �� �����, ������� �� ������!

�2: ���, ������ ��� ��� ����� � � ����� �������.

�.: � ��������� ��� ���������� �����, �� ... �� �� ����� ���� �������, ������ ��� � ������������ ��� �� �������� ���, � �� �� ����� ���� ����-����, ������ ��� ��� �� ���-����� �������. �� ����� �������� ����� ��� �����, � ��, ��� ������� �������� ����-�������, �� ����� �������.

�.: ��� ���������� � ���������� ��� ��������� ������? ����� �� ����������-���� ����� � ������� ���� ���������, ����-���������� ���?

�1.: ���, ������ ��� �� ������� ���� ������!

�2.: �����, �� ����� ����� ���������-������, ���� ���� �����.

�.: � ����� �� ���������� �� ����� ������?

�1.: �� �� �����, ������ ��� �� �����-�� ���� ��������!

�2.: �����, ������ ��� �� ����� ������ � ��� ����� ��� ���� ��������!

�3.: ���� ��� ������� � ������������ ���� ��������, ����, ��� ��������� � ��� �� ��� ������ ����!

������ �������� � ���� �� ����� ����-������ � ���������� ����������� ��������, �� ������� ������ ������ ������� ������� � �������, ������� ���������� ������� � ���-����� � ����� (��������� � ��., 2012). � ���-�� � ���� ������� ����������� ����������� ������ ��������� �� ��������� � ���������-�������. ��������� ������������� �������-������� � ���������������� ���������� � ��������, ���������� �������������� ����-���� �� ������ ��������������, �� � ���-��� ����������� ������������ ��������.

����������

� ����������� ����� ������ ����������� ��������� � �������������, ������������ � ��������������������������������,������� � ����� ����������, � �������� �����������-���� ���������� ��������� � ������������ ����������. ����� ���� � ������ � ��������-���� ��������� ������������ ������ � ���-�������� �����. ����� ���������� ������-��� ����� ����� ������������ �����������, � ������� ������� �������� ������������-������ ������. �� ������ ��������� ������� ��� ������������ ���������������� ������� ������� ����� ��� ������� �������. ������� ������� ������ ����������� ��������������� ������� � ������������ � ��������������� ������������� � �������������, ������� ��-��������, ��������, �������� � ���������� ����� � ����������� ������������� �������� �� ����������.

�������������� ����������� ����-��� ������������ ������ � ���� ������-�����, �������� �������� �������������. ��������������� ����������� �������� ���� � ������, ���������, ������� �����, �������������� � ������ ���������, ���-��������� ���������� ����������� �������-��� � ����������� ������� ������� �������� ����� ��������������� �������������� � ��������, � ������ ��������� � ������� ���-��, �.�. ���� �� ������ ���� ���������, � ������ ���� ��������� ������������� � ���-����������-��������������� �������. ��� ����� �������� ��� �������������� ���� ��������������, ������� ������������ � ��-���������� � ������������� � ���������� ����� �� ���������� �����. � ����� ������� ��� ������������ ������������ ��������-���. ����������� ����������� ��������� �� �������������� ��������������� �����-����������� ���������. �� ������������� � ������ ����������� ������ � �������� ���-�������� ������� ��������. n

���������� �� ������

���������� ������� �������, ��-����, ������, ��������� ����������� ��. ��. �. ������������ (�����, ��������), v.kyurkchiyska@shu.bg

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Information about the author

Violeta I. Kyurkchiyska, associate professor, doctor,KonstantinPreslavskyUniversityofShumen, Shumen, Bulgaria, v.kyurkchiyska@shu.bg

����������

1.

��������� �., ���������� �., �����-���� �. ������������ ����������� �� ������ � ����������� ��������� ��������� �����. � ��������������� ������������ �������� ���������� ������������, 2014.

2.

��������� �., �������� �., ������� �., ������ ��., ������ �. �������� �������� ���� � ��������� ���������� ������ � ������� ����. � ������: ������, 2012.

3.

������ �. �� ������-���������������� ������� � ����������������� ������� � �������� ����������� ����� // ����������� ������ LiterNet. � 2011. � �4 (137).

4.

���������� �. �����, ���� ��������� ��-����, ��������� ������, �������� � ���������-�� / ������� ���������� � ��������� ����������, ARCHIMEDES DIOGENE, ������, 2016.

5.

���������� �. �������������� ���-������� � �������� ����������� ����� � ����-������ � 1�4 �������. � �����: ������������ ������������������������.������������������� ������������, 2017. ISBN 978-619-201-162-8

6.

���������� �. ������� ��������� � ���-������ ������������ �������� / ��������� ������ ������������ ����������� ������������ �������� � ������ ������, �� ������-����������. � �����: ������� ���������, 2016.

7.

������� � 5 �� 03.06.2016 �. (���. � ��, ��. 46 �� 17.06.2016 �., � ���� �� 01.08.2016 �.).

8.

������� � 6 �� ����������� �� ���������� �������� ���� (�� 11.08.2016 �., ���. � ��, ��. 67 �� 26.08.2016 �., � ���� �� 01.09.2016 �.).

9.

������������� �5 �� 03.06.2016 (��-���������� � ��, ������ 46 �� 17.06.2016, � ���� � 01.08.2016).

10.

������������� �6 � �������� ���������� ������������������(��11.08.2016,������������� ��, ���. 67 �� 26.08.2016, � ���� � 01.09.2016).

11.

������������� �� ����������� ��������-���, ���.��, � 86 / 27.10.2017.

12.

�������� �., ����� �. ������ � ������. �������� ������������ � ��������. �����, 2010.

13.

Butt T., Einscoe M. To Improve Learning and Participation in Schools. Inclusion Index � Guide to managing inclusive processes at school, Center for the Study of Inclusive Education, ��. 13, 2008.

14.

Doncheva J. (2015). Interaktivnite metodi na obuchenie-nerazdelna chast ot stalostnata sistema na didaktichite metodi (Interactive teaching methods-

integral part of the whole system didactic methods). National Military University �Vasil Levski�.

15.

Dugin A. Postphilosophy. Three paradigms in stories missions. �. ��.23, 2009.

16.

Gilster P. Digital Literacy. New York: Wiley, 1997.

17.

Ivanova V. The Challenge �Inclusive Education�, Collection of Reports of Participants in the Inclusive Education Project. Plovdiv, p�.23, 2014.

18.

Kyurkchiyska, V. Obrazovatelnite softuerni produkti v chasovete po balgarski ezik i literatura v 1-

4. klas � na kakvi izizskvani� trqbva da otgovarqt. [�ducational software product in Bulgarian language and literature in 1-4 class � what requirements must meet]. Pedagogika, 2012, 6, 993-1001.

19.

UNESCO. Education for All, Global Monitoring Report. Paris. UNESCO Publishing, 2006.

20.

Zakon za preduchilishtnoto i uchilishtnoto obrazovanie. (Law on pre-school and school education). Obn.DV,br.79 ot 13.10.2015

21. http://.edusoft.photoshopbg.com

References

1.

Butt T., Einscoe M. (2008) To Improve Learning and Participation in Schools. Inclusion Index � Guide to managing inclusive processes at school, Center for the Study of Inclusive Education, ��. 13.

2.

Daskalova F., Terzieva M., Petrova V., Taneva Kr., Ilieva Ts. (2012)Metodikarazvitiyarechiiovladeniya bolgarskim yazykom v detskom sadu [Methodology for the development of speech and mastering the Bulgarian language in kindergarten]. Pleven: Makros Publ.

3.

Dimchev K. (2011)Otznanie-orientirovannogo podkhodakkompetentnostnomupodkhodukpoznaniyu bolgarskogo yazyka [From a knowledge-based approach to a competence-based approach to the knowledge of the Bulgarian language]. Elektronnyi zhurnal LiterNet. �4 (137).

4.

Doncheva J. (2015). Interaktivnite metodi na obuchenie-nerazdelna chast ot stalostnata sistema na didaktichite metodi (Interactive teaching methods-integral part of the whole system didactic methods). National Military University �Vasil Levski�.

5.

Dugin A. (2009) Postphilosophy. Three paradigms in stories missions. �. 23.

6.

Georgieva M., Kyurkchiiska V., Madzharova P. (2014) Prakticheskoe rukovodstvo po rabote s dvuyazychnymi uchenikami nachal�noi shkoly [A Practical Guide to Working with Bilingual Primary School Students]. Universitetskoe izdatel�stvo �Episkop Konstantin Preslavskii� [University publishing house �Bishop Konstantin Preslavsky�].

7.

Gilster P. (1997) Digital Literacy. New York: Wiley.

8.

Ivanova V. (2014) The Challenge �Inclusive Education�, Collection of Reports of Participants in the Inclusive Education Project. Plovdiv, 23.

9.

Kyurkchiiska V. (2016) Igraya, deti formiruyut navyki,rasshiryayutznaniya,obobshchayutianaliziruyut [While playing, children form skills, expand knowledge, generalizeandanalyze.].Sbornikdoshkol�noiinachal�noi pedagogiki, ARCHIMEDES DIOGENE, Tryavna.

10.

Kyurkchiiska V. (2016) Uchebnye materialy � komponent elektronnogo obucheniya. Materialy Shestoi natsional�noi konferentsii �Elektronnoe obuchenie v vysshei shkole� [Teaching materials -e-learning component. Materials of the Sixth National Conference �Electronic Learning in Higher Education�], IM Sankt-Peterburg. � Sofiya: Kliment Okhridskii.

11.

Kyurkchiiska V. (2017) Informatsionnye tekhnologii v obuchenii bolgarskomu yazyku i literature v 1�4 klassakh [Information technologies in teaching the Bulgarian language and literature in grades 1-4]. Shumen: Izdatel�stvo Shumenskogo Universiteta im. Episkopa Konstantina Preslavskogo. ISBN 978-619-201-162-8

12.

Kyurkchiyska V. (2012) Obrazovatelnite softuerni produkti v chasovete po balgarski ezik i literatura v 1-4. klas � na kakvi izizskvani� trqbva da otgovarqt. [�ducational software product in Bulgarian language and literature in 1-4 class � what requirements must meet]. Pedagogika, 6, 993-1001.

13.

Naredba � 5 ot 03.06.2016 g. (Obn. � DV, br. 46 ot 17.06.2016 g., v sila ot 01.08.2016 g.).

14.

Naredba � 6 za usvoyavaneto na b�lgarskiya knizhoven ezik (ot 11.08.2016 g., Obn. � DV, br. 67 ot 26.08.2016 g., v sila ot 01.09.2016 g.).

15.

Postanovlenie �5 ot 03.06.2016 (obnarodovano � GG, vypusk 46 ot 17.06.2016, v silu s 01.08.2016).

16.

Postanovlenie �6 o vladenii bolgarskim literaturnym yazykom (ot 11.08.2016, obnarodovano � GG, vyp. 67 ot 26.08.2016, v silu s 01.09.2016).

17.

Postanovlenie ob inklyuzivnom obrazovanii, Obn.DV, � 86 / 27.10.2017.

18.

Stefanov V., Panov A. (2010) Chitat� i pisat� [Readandwrite].MetodikaPrepodavaniyaiObucheniya [Teaching and Learning Methodology]. Sofiya.

19.

UNESCO. Education for All, Global Monitoring Report. Paris. UNESCO Publishing, 2006.

20.

Zakon za preduchilishtnoto i uchilishtnoto obrazovanie. (Law on pre-school and school education). Obn.DV,br.79 ot 13.10.2015

21. http://.edusoft.photoshopbg.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.