Научная статья на тему 'Связи с общественностью как путь повышения эффективности социальной работы с пожилыми людьми'

Связи с общественностью как путь повышения эффективности социальной работы с пожилыми людьми Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
928
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / SOCIAL WORK / СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / PUBLIC CONNECTIONS / ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ / SENIOR CITIZENS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мороз Нина Ивановна

В статье на основании теоретических положений связи с общественностью как функции управления в целом, в социальной работе в частности, раскрыт опыт деятельности ГБУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов по городу Кургану». Выделены разновидности внутреннего и внешнего пиара. Показана роль внедрения инновационных форм обслуживания и реализации социальных проектов, развития фандрайзинга и других форм пиар-деятельности в возрастании престижа социальной работы и формировании привлекательности имиджа социального работника в структуре учреждений города, населения в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public relations as a way of improving the effectiveness of social work with senior citizens

Based on the theoretical conditions of public relations as means of management in general, particularly in social work, this article encloses the work experience of the publicly funded national institution “Social Service Center for the Senior Citizens and Disabled People in Kurgan”. The article highlights different kinds of inner and outer promotion. It shows the role of implementing innovational forms of social project service and realization, of the development of fund-raising and other forms of PR-activities in the increase of social work prestige and formation of a social-worker’s appealing image in the structure of the state institutions and among the city population in general.

Текст научной работы на тему «Связи с общественностью как путь повышения эффективности социальной работы с пожилыми людьми»

2017

1. Heinze, R.G. Neue Wohnung auch im Alter. Folgerungen aus dem demographischen Wandel für Wohnungspolitik und Wohnungswirtschaft [Text] / R.G. Heinze u. a. - Darmstadt : Schader-Stiftung, 1997.

2. Hugentobler, M. Demographischer Wandel: Herausforderung für den Wohnungsmarkt [Elektronische Ressourse] / M. Hugentobler, A. Huber. - Verfugt unter: http://web.novatlantis-ch/pdf/hugentobler-gross.pdf. -13.04.2017.

3. Kremer-Preiß, U. Neue Wohnkonzepte für das Alter und praktische Erfahrungen bei der Umsetzung - eine Bestandsanalyse [Text] : Zwischenbericht im Rahmen des Projektes „Leben und Wohnen im Alter" der Bertelsmann Stiftung und KDA / U. Kremer-Preiß, H. Stolarz. - Köln, 2003.

4. Mackensen, E. Wohnen in der Stadt und demographischer Wandel. Anfragen an die Stadtplanung [Text] / E. Mackensen // Die Stadt in der Sozialen Arbeit. Ein Handbuch für soziale und planende Berufe / D. Baum . -Wiesbaden : VS, 2007. - S. 316-328.

5. Saup, W. Betreutes Seniorenwohnen im Urteil der Bewohner. Ergebnisse aus der Augsburger Längsschnittstudie [Text]. Bd. 2 / W. Saup. - Augsburg : Verlag für Gerontologie, Alexander Möckl, 2003.

6. Wohnwünsche und Wohnbedürfnisse älterer Menschen in der Nordweststadt [Text] : Ergebnisbericht der qualitativen Untersuchung / Schader-Stiftung. - Darmstadt, 1999.

7. Schöffler, M. Wohnformen im Alter [Text] / M. Schöffler. - Lahr : Kaufmann, 2006.

УДК 364.4

Н. И. Мороз, г. Курган

Связи с общественностью как путь повышения эффективности социальной работы с пожилыми людьми

В статье на основании теоретических положений связи с общественностью как функции управления в целом, в социальной работе в частности, раскрыт опыт деятельности ГБУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов по городу Кургану». Выделены разновидности внутреннего и внешнего пиара. Показана роль внедрения инновационных форм обслуживания и реализации социальных проектов, развития фандрайзинга и других форм пиар-деятельности в возрастании престижа социальной работы и формировании привлекательности имиджа социального работника в структуре учреждений города, населения в целом.

Социальная работа, связи с общественностью, пожилые люди.

N. I. Moroz, Kurgan

Public relations as a way of improving the effectiveness of social work

with senior citizens

Based on the theoretical conditions of public relations as means of management in general, particularly in social work, this article encloses the work experience of the publicly funded national institution "Social Service Center for the Senior Citizens and Disabled People in Kurgan ". The article highlights different kinds of inner and outer promotion. It shows the role of implementing innovational forms of social project service and realization, of the development of fund-raising and other forms of PR-activities in the increase of social work prestige and

formation of a social-worker's appealing image in the structure of the state institutions and among the city population in general.

Keywords: social work, public connections, senior citizens.

Связи с общественностью являются неотъемлемой частью эффективного управления любой организованной формы деятельности: государственной и муниципальной, производственной, коммерческой, общественной и т.д., включающих в себя отношения внеценовой конкуренции (престиж, авторитет, репутация, доверие, взаимопонимание и т.д.). Благоприятные взаимовыгодные отношения помогают создать доверительный фон взаимодействия компании с клиентами, партнерами и инвесторами. Связи с общественностью в зарубежной практике носят название «паблик рилейшнз» (PR) - Publik Relations (PR). В России также принято пользоваться этим термином и его обозначением.

В настоящее время существует достаточно много трудов зарубежных и отечественных авторов, посвященных теории и практике развития связей с общественностью. В частности это: Блэк. С., Каплип С.М., Сентер А.Х., Брум Г.М., Манн И. Б., Андреева Г.М., Капитонов Э. А., Кузнецов В. Ф. Мелеховский В.М. Шарков Ф. И., Шейнов В.П. Шишкина М. А. и др.

Вместе с тем развитию связей с общественности как функции управления в социальной работе, по нашему мнению, уделено ещё недостаточно внимания.

В соответствии с определением, данным в «Современной энциклопедии социальной работы» (2008 год) - связи с общественностью в социальной работе (паблик рилейшнз) — система постоянной разносторонней коммуникативной деятельности, ее организация и управление, направленная на установление положительного взаимодействия, взаимопонимания, доброжелательных взаимоотношений учреждений социальной защиты, социального обеспечения, социального обслуживания, социальных работников с общественностью (клиентами, потребителями социальных услуг, местной властью, правительством, законодательными органами, общественными организациями и другими структурами и представителями).

На современном этапе развития социальной работы социальные работники все больше понимают необходимость достаточно глубокой информированности общественности о направлениях, проблемах и достижениях своей деятельности. Это позволяет им добиться большего понимания обществом социальных проблем и трудных жизненных ситуаций как отдельного клиента, так и целых социальных групп, заручиться общественной поддержкой для выполнения социальных проектов, социальных программ.

Цель связей с общественностью в социальной работе — собирать, осмысливать и распространять позитивный, исторический и современный опыт благотворительности, волонтерства, социального обеспечения, социальной защиты, социального обслуживания; формировать привлекательный образ социальных работников; устанавливать контакт, улучшать взаимодействие со всеми заинтересованными лицами, с населением, с государственными и негосударственными учреждениями, организациями.

Внедрение пиар в социальную работу — тот самый инновационный ресурс, который может повысить эффективность деятельности социальных учреждений и социальных работников, качество услуг для клиентов и для общества в целом.

Несмотря на разнообразие определений, исследователи сходятся в одном: деятельность в сфере связей с общественностью есть часть процессов управления коммуникацией между организацией и ее целевой аудиторией. Целевая аудитория при этом может пониматься широко - как общественность.

Если представить организацию, реализующую социальную работу как субъект связей с общественностью, общественность - в качестве объекта, а сами отношения - в виде обратной связи между субъектом и объектом, то «связи с общественностью» можно определить следующим образом: это целенаправленные действия специалистов по формированию и поддержанию доверия общественности к субъекту связей с общественностью.

Таким образом, главной целью связей с общественностью является формирование и поддержание доверия к организации.

Само слово «доверие» - ключевое в изучении сущности РЯ. Поэтому любой руководитель должен понимать, что конечным результатом и основой работы РЯ-деятельности организации является установление доверия между общественностью и организацией, реализующей различные виды социальной работы.

Общественность - это все те, с кем социальная организация вступает в контакт как внутри (служащие, сотрудники, работник, члены общественных организаций и т. п.), так и за ее пределами (потребители социальных услуг, местные жители, социальные заказчики, партнеры, потребители и т. п.).

Структура общественности в сфере реализации социальной работы:

• население в сфере влияния;

• структуры органов власти, вышестоящих органов управления, органов самоуправления;

• СМИ;

• общественные организации, объединения;

• производственные и другие коллективы;

• развитие фандрайзинга (волонтерства, спонсоринга);

• изучение и внедрения инновационных технологий социальной работы, передового опыта.

Деятельность по связям с общественностью в социальных службах включает в себя:

- все, что может предположительно улучшить взаимопонимание между социальными службами и теми, с кем они вступают в контакт как внутри, так и за их пределами;

- мероприятия, направленные на расширение сферы влияния службы средствами, адекватными поставленной цели и не противоречащими социальной этике.

- рекомендации по созданию благоприятного климата, укреплению общественной значимости социальных служб и др.

Связи с общественностью в социальной работе можно подразделить на внешний и внутренний PR.

Внешний РЯ подразумевает работу с ключевыми аудиториями во внешней среде.

Опыт деятельности ГБУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов по городу Кургану» (далее - Центр) по развитию связей с общественностью накапливался более 25 лет, со времени открытия первых отделений социально-бытового обслуживания пожилых людей в г. Кургане. Появились первые

публикации в областной газете «Новый мир», городской - «Курган и курганцы», первые вступления заведующих отделений и потребителей социальных услуг на радио.

В течение последующих лет, с развитием различных форм социального обслуживания пожилых людей и инвалидов, совершенствованием законодательной базы организаций, реализующих социальные услуги, после проведения ряда реорганизаций, вот уже 10 лет в Кургане развивает социальную работу с пожилыми людьми и инвалидами ГБУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов по городу Кургану», Связи с общественностью (пиар-деятельность, PR-деятельность) сформировались в важное управленческое направление, координирует которое организационно- методическое отделение Центра.

Развиваются и совершенствуются связи со СМИ. В областной, городской газетах, на областном радио идут публикации и передачи к праздничным датам:23 февраля, - День защитника Отечества, 8 Марта - Международный день солидарности трудящихся женщин, 9Мая - День Победы, 8 июня - профессиональный праздник - День социального работник, День пожилых людей, День матери и др Все большую популярность приобретает Интерне-сайт, раскрывающий опыт работы, новинки деятельности, новости и. д.

В формировании доверия населения к деятельности Центра, реализации форм работы все большую роль играет развитие межведомственного сотрудничества, фандрайзинга (волонтерства и спосорства). Сотрудничество на договорной основе ведется с 12 учреждениями культуры, 49 учреждениями образования, 8 учреждениями здравоохранения и 16 общественными организациями, промышленными, коммерческими структурами - всего 125 трудовых коллективов

Такое сотрудничества позволяет развивать, совершенствовать пропагандировать инновационные технологии социальной работы. В настоящее время в Центре реализуются: «Профилакторий на дому», «Бригадный метод оказания социальных услуг», «Волонтерское движение», «Клубы по интересам» (работают 7 клубов - «Ладушки», «Фея», «Слово», «Вита-стиль»,» «Тонус», «Надежда», клуб молодых инвалидов «Преодоление»), «Библиотерапия», «Служба сиделок», «Социальное такси», «Университет третьего возраста», «Служба экстренного социального обслуживания», «Социальный пункт проката средств реабилитации».. В «Университете третьего возраста» действует 10 факультетов: «Психология, «Здоровье, «Историко- краеведческий «Россия и Зауралье»», «Религиоведение». «Информационные технологии», «Правовые знания», «Декоративно-прикладное искусство», «Иностранные языки», «Музыкальное творчество», «Садоводство».

Каждое направление организационно оформлено приказом директора, проведены презентации таких форм работы, опыт раскрывается на областных и зональных семинарах в системе социальной защиты населения области, ведутся публикации в СМИ.

Одним из направлений деятельности Центра является реализация социальных проектов. В настоящее время их 7: «Тепло души мы дарим людям», «Связующая нить поколений», «Информационный калейдоскоп»,, «Школа ухода за маломобильными гражданами», «Школа безопасности для пожилых и инвалидов», «Мир равных возможностей», «Социальный туризм». Каждый проект имеет свою программу и курируется работником Центра.

О деятельности каждого структурного подразделения, инновационной формы оказания услуг, социального проекта выпущены методические пособия, рекомендации в помощь работникам Центра и для населения. Опубликованы брошюры об истории деятельности Центр, его ветеранах. В 5 учреждения социальной защиты населения и 5 отделениях Пенсионного фонда города размещены стенды с информационным материалом о работе структурных подразделений, информационных технологиях, социальных проектах Центра, даны номера телефонов для справок.

Одним из направлений связей с общественностью в социальной работе является внутренний пиар. Он реализуется такими формами работы с трудовым коллективом: организация профессиональной учебы с работниками организаций, реализующих социальное обслуживание, конкурсы профессионального мастерства, защита профессии (творческий отчет), работа с ветеранами социального обслуживания, применение мер морально-материального поощрения, организация контроля качества выполняемых услуг, изучение общественного мнения, социальное партнерство с профсоюзной организацией.

В Центре накоплен положительный опыт работы с трудовым коллективом, нацеленным на повышение престижа и формирование привлекательного имиджа социальной работы. В целом в трудовом коллективе работает более 500 чел.

В программах профессиональной учебы, наряду с вопросами теории и практики социальной работы, рассматриваются вопросы истории развития социальной работы в России, в Курганской области и в Центре социального обслуживания. Для проведения занятий приглашаются работники Главного управления социальной защиты населения Курганской области, Администрации г. Кургана, преподаватели кафедры социологии и социальной работы Курганского университета. Освоение теоретических вопросов учитывается при проведении аттестации специалистов и социальных работников Центра.

Систематическим в работе трудового коллектива стало проведение конкурса, который проводится в соответствии с утвержденным директором Центра «Положением о проведении конкурса профессионального мастерства «Работник социальной сферы -источник сил, надежды, веры!» среди социальных работников ГБУ ЦСОГПВиИ по городу Кургану. В Положении определены следующие цели конкурса:

- повышение профессионального мастерства социальных работников;

-выявление талантливых творческих работников;

- развитие творческой инициативы и новаторства;

- поддержка внедрения и развития инновационных технологий в области социального обслуживания пожилых людей;

-создание условий для профессиональной и личностной самореализации работников;

- формирование у работников понимания значимости необходимости своей профессии;

- повышение престижа социальной работы.

Практикуется в Центре проведение мероприятий «Защита профессии» (творческий отчет), в котором принимает участие. как правило, один из опытных работников (специалистов) центра, раскрывающий содержание своей работы, творческую направленность, передачу знаний молодым и т. д.

Одним из основных и значимых внутренних пиар-мероприятий является ежегодное собрание трудового коллектива по вопросам реализации коллективного договора между

администрацией и профсоюзной организацией и развитию социального обслуживания. В работе собрания наряду с трудовым коллективом принимают участи представители Главного управления социальной защиты населения, администрации г. Кургана, обкома профсоюза, средств массовой информации.

Таким образом, пиар организаций, реализующих социальную работу должен обеспечивать:

- понимание и восприятие общественностью миссии организации;

- формирование каналов общения с людьми, которым предоставляются услуги;

- создание и поддержание условий для привлечения средств;

- мотивацию людей, начиная от работников до волонтеров и чиновников, работать для реализации миссии организации;

- формулирование и распространение идей, которые соответствуют миссии организации.

Социальный PR призван устанавливать гармонию в отношениях организации и социума, формировать доверительные отношения у населения и властных структур, это признак мирной жизни страны, это показатель отсутствия социальной напряженности. Организации, реализующие социальную работу, берут на себя эти функции. И им необходимо уметь работать со своим окружением, доводить до каждого свою благородную миссию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Блэк, С. Паблик Рилейшнз / Сэм Блэк. - М. : Сирин, 2003. - 201 с.

2. Каплип, С.М. Паблик рилейшнз. Теория и практика : учеб. пособие : пер. с англ. / М.С. Каплин, Х.А. Сентер, М.Г. Брум. — 8-е изд. — М. : Вильямс, 2003. — 624 с.

3. Кузнецов, В.Ф Связи с общественностью: теория и технологии : учеб. для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по специальности 350400 "Связи с общественностью" / В. Ф. Кузнецов. - Изд. 3-е, испр. и перераб. -М. : Аспект Пресс, 2009. - 301 с.

4. Современная энциклопедия социальной работы / Ю. В. Алексеев [и др.] ; гл. науч. ред. В. И. Жуков. - 2-е изд., допол. и перераб. - М. : РГСУ, 2008. - 406 с.

5. Шишкина, М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления / М.А. Шишкина ; фак. журналистики СПбГУ. - СПб. : Паллада-медиа : РУСИЧ, 2002. - 442 с.

УДК 364.044.4

Е.А. Падурина, г. Курган

Особенности психосоциальной работы по оптимизации эмоциональной сферы пожилых людей

В статье отмечена необходимость психосоциальной работы с пожилыми гражданами по оптимизации эмоциональной сферы, рассмотрены формы, традиционные и инновационные методы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.