УДК 32.019.51
Морозова Виктория Юрьевна, студентка Курского Государственного университета, факультет экономики и менеджмента, кафедра менеджмента и государственного и муниципального управления.
e-mail: [email protected]
Пясецкая Елена Николаевна, кандидат социологических наук, доцент Курского Государственного Университета
e-mail: [email protected]
PR КАК ИНСТРУМЕНТ КОММУНИКАЦИЙ
Аннотация: В статье поднимается вопрос о PR-деятельности на данный момент времени и ее положении в пространстве массовой коммуникации. Рассматриваются проблемы современного пиара и его значение. Затрагиваются основные цели и технологии PR-деятельности.
Ключевые слова: PR, коммуникация, манипулятивная коммуникация, связи с общественностью, имидж, бренд, дискурс.
Morozova Victoria Yurevna, a student of the Kursk State University, Faculty of Economics and Management, chair of management and the state and municipal government.
e-mail: [email protected]
Piaseckaya Elena Nikolaevna, PhD in Sociology, Associate Professor of the Kursk State University
e-mail: [email protected]
PR AS A COMMUNICATION TOOL
Abstract: The article raises the question of PR-activities at a given time and its position in the space of mass communication. The problems of modern PR and its importance. It touches upon the main aims and Technology of PR-activity.
Keywords: PR, communication, manipulative communication, public relations, image, brand, discourse.
В настоящее время в нашей стране проявляется повышенный интерес к довольно новой сфере деятельности - связям с общественностью. Российское общество вступило в эпоху глобализации, которая охватила все сферы жизнедеятельности. Происходят значительные изменения в информационно-коммуникационном пространстве, где изменяются процессы конкуренции, сотрудничества, компромисса, и, следовательно, для них требуются новые методы и технологии общения, которые обеспечат эффективность влияния и выживания в общественно важных ситуациях.
Данные перемены сказались на таком элементе коммуникативного пространства, как паблик рилейшнз (PR) - связи с общественностью. Сегодня
PR рассматривают как специализированную функцию управления, которая глубоко интегрирована в менеджмент компаний и направлена на оптимизацию бизнеса. Деятельность специалистов по связям с общественностью осуществляется в различных организационных формах. Это может проявляться как во внешнем консультировании той или иной фирмы, так и в консультировании специалистом PR, работающим на постоянной основе в организации [6].
Масштабы такого взаимодействия, направленного, в первую очередь, на развитие прочных связей с общественностью, могут быть самыми разными, в зависимости от величины и характера сторон.
Существует большое количество разнообразных инструментов связей с общественностью, выбор и использование которых зависит от определенных целей самой организации. С целью оказать влияние на общественное мнение, проводятся мероприятия и события самого различного характера: ярмарки, благотворительные вечера, распродажи, спортивные мероприятия, концерты, выставки, презентации, съезды, скандалы и слухи и др.
Сегодня следует различать понятие PR и пиар. Анисимова Т.В. пишет: «Несмотря на то, что сегодня во многих вузах открыты отделения, обучающие соответствующих специалистов, пишутся учебники, работают PR-агентства, в массы указанное значение проникает с трудом. Наиболее распространенным является негативно-оценочное значение, закрепляемое, например, в таких словах, как «пропиарить», и имеющее отношение к более известным широкой публике областям, как шоу-бизнес, где цель «формировать положительное отношение к субъекту путем взаимопонимания и сотрудничества» не актуальна, а главная задача состоит в том, чтобы «засветиться», заставить всех говорить о себе любыми способами» [1].
Анализируя мнение Анисимовой Т.В., можно сделать вывод о том, что пиаром стала называться вынужденная манипулятивная коммуникация, основное предназначение которой заключается во введении в заблуждение общественности путем искусственно инициированных и подобранных фактов. Основная задача данной коммуникации выражается в формировании искаженного, но выгодного образа. В связи с этим, на сегодняшний день существуют такие понятия, как «черный пиар», «серый пиар», «желтый пиар», которые фиксируют различные стратегии фальши и манипуляции в данной области.
PR активно функционирует в маркетинге под видом реклам и применяется с целью формирования популярности у того или иного товара. Немаловажен тот факт, что особое внимание привлекает реклама таких продуктов, которые отрицательно влияют на здоровье потребителей - это табачные изделия, спиртные напитки, продукты быстрого приготовления и т.п. Исходя из этого, пиар ассоциируют с проталкиванием вредных товаров манипулятивными методами.
Всем уже давно известно, что большинство газированных напитков оказывают негативное влияние на здоровье человека, так как они содержат консерванты, углекислый газ, ароматизаторы. Однако ежедневно по
телевидению мы видим рекламу компании Coca-Cola, которая не может не привлекать внимание потребителей и не оказывать на него влияния. Потребители не перестают покупать продукцию данной фирмы, и каждый из нас хотя бы раз пробовал такой напиток, как кока-кола. Бренд Coca-Cola в рейтинге международного исследовательского агентства Interbrand признан самым дорогим брендом в мире в 2005-2015 годах и продается более чем в 200 странах мира. Coca-Cola тратит на рекламу больше средств, чем такие компании, как Apple и Microsoft. Так, в 2012 году Coca-Cola Company потратила на рекламу $3,256 млрд., тогда как Apple - $933 млн., а Microsoft $1,9 млрд. Таким образом, чаще всего мы платим не за продукт, а за его разрекламированный бренд.
Еще одним общеизвестным мировым брендом продуктов питания является Макдоналдс. McDonald's Corporation - крупнейшая в мире сеть ресторанов быстрого питания. Рекламу продукции данного бренда мы также ежедневно наблюдаем по телевидению, на рекламных щитах и т.д. Среди студентов, Макдоналдс пользуется наибольшей популярностью относительно других ресторанов быстрого питания. McDonald's тратит на рекламу огромные суммы, и очевидно, не напрасно, их креативные ролики впечатляют и всегда привлекают внимание потребителей.
Таким образом, PR как инструмент коммуникаций представляет собой коммуникативное управление, под влиянием которого формируются взгляды людей на организацию, а также происходит адаптация самой организации для достижения своих целей. Анисимова Т.В. в своей работе пишет о том, что: «PR - это инструмент коммуникации, а пиар - инструмент манипуляции. Каждый из данных видов дискурса имеет свои особенные признаки и свойства, и их отождествление невозможно» [1].
В сфере связей с общественностью в настоящее время сложились два независимых вида дискурса: PR и пиар, противопоставленные как по цели, так и по системе средств, которые используются для их осуществления.
Главная дискурсивная цель связей с общественностью содержит формирование запланированного субъектом имиджа, предоставляющего возможность связывать его с важными для целевой аудитории ценностями и вызывать у нее впечатление, запланированное самим субъектом [7]. Если в PR образ формируется, базируясь на исключительных качествах субъекта, и подразумевает выгодное отношение к нему, то в пиаре имидж создается искусственным путем, моделируясь на основании представлений руководства компании о том, какие определенные черты должен заключать в себе субъект такого типа.
Часто, массовое сознание не может успеть за функциональными преобразованиями и подходит к оценке коммуникаций, ссылаясь на стереотипы прошлого времени. Сегодня, для российского общества актуальны развитие и рост возможностей PR-коммуникаций как основного механизма, обеспечивающего становление и воспроизводство социальных и общественных связей и отношений нового типа, которые будут соответствовать требованиям времени и пространства.
Одновременно с развитием PR-деятельности появляется вопрос об оценке возможности оказываемого воздействия на человека посредством применения различных методов PR-коммуникаций. Возможно ли изменять его духовный внутренний мир и, в целом, способствовать адаптации человека к новым обстоятельствам и условиям, а так же к принятию новых ценностей.
Список литературы:
1. Анисимова Т. В. Пиар, PR и связи с общественностью // Вестник Волгоградского Государственного Университета. - 2014. - №3. - С. 221-228. ISSN 1998-9911.
2. Ачкасов В.А. Связи с общественностью как социальная инженерия. Санкт-Петербург: Речь. - 2014. - С. 74-81.
3. Катлип, С., Сентер Г., Брум Г. Паблик рилейшнз: теория и практика. - М.: Вильямс, 2014. - С. 614-618.
4. Китчен Ф. Паблик рилейшнз. Принципы и практика. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. -2012. - С. 69-74.
5. Козловский В.В. Коммуникативно-сетевой порядок современного мира. //Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе "Российской общество и социология в XXI веке. Социальные вызовы и альтернативы": - М.: Альфа-М. - 2014. - С. 47-52.
6. Синяева, И. М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности // под ред. Г. А. Васильева. - М.: ЮНИТИ. - 2013. - С. 286-292.
7. Чумиков А., Бочаров М. Связи с общественностью. Теория и практика: - М.: «Дело». - 2013. - С. 142-155.