Научная статья на тему 'Связь внимания и памяти младших школьников'

Связь внимания и памяти младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1524
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИК / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ВНИМАНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА / ПАМЯТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА / ВЗАИМОСВЯЗЬ ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кофанова Т.И.

В статье изучены особенности младших школьников, особенности развития внимания и памяти младших школьников, их взаимосвязь, описаны результаты экспериментального исследо-вания, изучающего связь внимания и памяти младших школьников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Связь внимания и памяти младших школьников»

УДК 159; 37.013

СВЯЗЬ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Т.И. Кофанова

Аннотация. В статье изучены особенности младших школьников, особенности развития внимания и памяти младших школьников, их взаимосвязь, описаны результаты экспериментального исследования, изучающего связь внимания и памяти младших школьников.

Ключевые слова: школьник, младший школьник, внимание младшего школьника, память младшего школьника, взаимосвязь памяти и внимания.

CONNECTION OF ATTENTION AND MEMORY OF YOUNGER STUDENTS

T.I. Kofanova

Abstract. The article analyzes the features of younger students, especially the development of their attention and memory, their relationship, describes the results of an experimental study that studies the relationship of attention and memory of younger students.

Keywords: schoolboy, schoolchild, the attention of the younger school student the memory of the younger school student, the relationship of memory and attention.

Главной деятельностью младшего школьника считается учебная. Ее благополучность непосредственно находится в зависимости от совокупности возможностей, который имеет любой конкретный учащийся. Одними из наиболее значимых считаются способности внимания.

Известно, что без достаточного уровня сформированности процессов памяти невозможно полноценное и эффективное обучение ребенка, так как весь учебный процесс основан на произвольной памяти школьника.

Цель нашего исследования состояла в выявлении связи внимания и памяти младших школьников. Для ее осуществления были решены четыре задачи.

Одна из задач нашего исследования предполагала определение социально-психологических особенностей младших школьников. Младшие школьники - это дети от 7 до 10 лет - ученики начальной школы. Более отличительный признак этапа с 7 до 10 лет складывается в том, что в данном возрасте ребенок становится школьником. Это промежуточный период, когда ребенок объединяет в себе черты дошкольного детства с отличительными чертами школьника, считается одним из важнейших факторов в психическом развитии человека. Данный возраст сравнительно спокойного и равномерного физического формирования. На возраст 8-9 лет приходится наибольшее количество игровой моторной активности ребенка. На переменах они стараются возместить вынужденную отсутствие движения на уроках бурной двигательной инициативностью, что обусловливается их физическими нуждами. В 8-9 лет у ребенка происходят значимые преображения функции пищеварительной системы. Формирование отличительных черт психики младших школьников проходит в неразрывной взаимосвязи с овладением ими разными типами познавательной деятельности.

В начальной школе совершается формирование абсолютно всех познавательных действий, однако Д.Б. Эльконин, следом за Л.С. Выготским, полагает, что перемены в восприятии, в памяти считаются производными от мышления. Игра, продолжая захватывать существенное место в жизни младшего школьника, постепенно утрачивает главную значимость [2]. Учебная деятельность, которая становится основной в данном возрасте, потребует от детей новейших достижений в развитии речи, внимании, памяти, воображения и мышления; формирует новые

условия с целью индивидуального развития детей (Л.И. Божович, Венгер, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина и др.).

Вторая задача рассматривала особенности памяти и внимания. Усвоение в младшем школьном возрасте исследовались А.А. Смирновым, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьевым и иными выдающимися российскими специалистами по психологии. Память является одним из наиболее разработанных областей психологии, однако в настоящее время в науке отсутствует общая концепции памяти.

В процессе обучения младших школьников необходимо развивать такой вид внимания, как произвольное. Произвольное внимание - это внимание, образующееся из-за осознанно установленной миссии и требующее конкретных волевых стараний [4].

К концу младшего школьного возраста у детей складывается относительно устойчивая структура знаний о своих возможностях, умениях и способностях, проявляющихся в учебной деятельности.

Буквальность памяти младших школьников выражается в воспроизведении текстов. Точность запоминания обогащает активный лексический запас ребенка: формирует литературно оформленную речь, может помочь освоить научными понятиями.

Третья задача раскрывала связь памяти и внимания младшего школьника. Психические процессы внимания и памяти считаются взаимозависимыми в системе ключевых познавательных, психологических и двигательно-волевых действий, которые выражаются в разных типах работы, нацеленных на самореализацию в проявлении личных возможностей (лингвистических, логико-математических, художественных, музыкальных, исполнения тонких координированных перемещений, рефлексия и изучение иных людей) и удовлетворение актуально значимых потребностей [3].

От формирования и качества функционирования внимания зависит целостность восприятия и осмысления ребенком общества, иных людей, самого себя. Учебная деятельность считается значимым условием и условием психологического развития ребенка, формирования его познавательной деятельности, произвольности всех процессов и регуляции деятельности.

Последняя задача исследования включала в себя анализ полученных результатов.

В исследовании приняли участие 60 младших школьников (35 девочек и 25 мальчиков) в возрасте 8-9 лет.

Для исследования памяти младших школьников использовались следующие методики: определение объема кратковременной зрительной памяти, «Запомни цифры», опосредованная память. Для исследования внимания - методика «Корректурная проба Бурдона» и Шульте-Горбова [5].

%

80 . 70 . 60 . 50 . 40 30 ■ 20 ■ 10 0

0

т

Ряд 1

Высокий Средний Низкий

Рисунок 1. Распределение испытуемых по уровню развития зрительной памяти

%

60 50 40 30 20 10 0

Ряд 1

Высокий

Средний

Низкий

Рисунок 2. Процентное распределение испытуемых по уровню развития объема кратковременной слуховой памяти

В целом по группе нами не были выявлены дети, которые воспроизвели бы все линии, большая часть детей (75 %) показали средний уровень объема памяти, остальные 25 % младших школьников показали низкий уровень объема зрительной памяти (рисунок 1).

Таким образом, у большинства детей отсутствует поиск и применение способов, облегчающих запоминание, они пассивны и почти безразличны к результату запоминания.

В ходе диагностики нами не были выявлены дети с очень высоким и очень низкими уровнями объема кратковременной слуховой памяти.

Большая часть детей (55 %) показали средний уровень объема кратковременной слуховой памяти (рисунок 2).

Отметим, что 35 % учащихся начальных классов показали низкий уровень объема кратковременной слуховой памяти.

Представим и процентное распределение испытуемых по уровням сформированности опосредованной памяти (рисунок 3).

Таким образом, у 20 % школьников наблюдается наличие и самостоятельность в использовании различных средств запоминания, хранения и воспроизведения информации.

Исследование данных уровня концентрации внимания демонстрирует, то что из числа группы испытуемых детей доминирует умеренный уровень сосредоточения внимания. Рассматривая и проанализировав полученные сведения по стабильности внимания, мы можем совершить заключение, то что степень формирования устойчивости на первоначальном

%

50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

Ряд 1

Высокий

Средний

Низкий

Рисунок 3. Распределение испытуемых по уровню развития опосредованной памяти

%

96 95 94 93 92 91 90 89 88 87

Ряд 1

Концентрация внимания

Устойчивость внимания

Переключаемость внимания

Рисунок 4. Исследование внимания по методике Шульте-Горбова

этапе среди исследуемой категории располагается кроме того на среднем уровне - 52-54 % (рисунок 4).

После проведения методики Шульте результаты оказались следующими. Двенадцать детей, что составило 60 % от общего количества участников эксперимента, оказалось со средним уровнем устойчивости внимания - на выполнение задания затрачивали от одной до двух минут. Средний уровень сформированности внимания - такие дети могут работать с конкретным материалом и выполнять сразу несколько действий, но лишь в случае, если они спокойны на момент обследования. Восемь учащихся, что составило 40 % от общего числа испытуемых, имеют низкий уровень устойчивости внимания. Данным младшим школьникам было очень сложно за отведенное максимальное количество времени отыскать все числа в таблице.

Таким образом, по результатам исследования мы видим, что произвольное внимание у младших школьников развито недостаточно. Этому служит подтверждением большой процент обладателей низкого и среднего уровней развития внимания.

Для определения связи между памятью и вниманием был проведен корреляционный анализ методом ранговой корреляции Спирмена.

Таблица критических значений анализ методом ранговой корреляции Спирмена представлена в таблице 1.

Таблица 1

Таблица критических значений ранговой корреляции Спирмена

п Р

0,10 0,05 0,01 0,001

60 0,214 0,254 0,330 0,414

По таблице корреляционных значений 1, критические значения для 60 респондентов: 0,214 на уровне 0,10, 0,254 на уровне 0,05, 0,330 на уровне 0,01 и 0,414 на уровне 0,001.

Выявлено наличие положительной связи объема внимания с шестью анализируемыми показателями памяти: слуховой памятью на слова (г = 0,272) (р < 0,05), слуховой память на числа (г = 0,306) (р < 0,05), зрительной памятью на слова (г = 0,330) (р < 0,01), зрительной памятью на числа (г = 0,299) (р < 0,01); общим значением слуховой памяти (г = 0,314) (р < 0,01) и зрительной памяти (г = 0,355) (р < 0,001).

Исходя из данных, можно говорить о наличии связи внимания и памяти у исследуемых младших школьников.

Полученные данные эмпирического исследования позволили увидеть, что существует связь между памятью и вниманием младших школьников.

При увеличении объема внимания увеличивается эффективность слуховой и зрительной памяти и, напротив, при его сужении число запоминаемых испытуемыми стимулов снижается. Таким способом, для этого, для того чтобы младшие школьники имели возможность более результативно удержать в памяти материал, им следует не только совершенствовать умения свободного управления вниманием, но и в ходе обучения представлять учебный материал таким образом, чтобы использовался комбинированный метод его запоминания. Выявленные связи между степенью формирования внимания и памяти обусловлены тем, что для абсолютно всех познавательных действияй характерна трудность и несводимость к сумме конкретных элементов. Свойства и результаты одного познавательного движения включены в другой. Таким образом, воспоминания тесно взаимосвязана с уровнем развития внимания.

Библиографический список

1. Боднар А.М. Психология памяти: курс лекций: учебное пособие. Екатеринбург, 2014.

2. Волченков Э.И. О взаимосвязи внимания, восприятия и памяти в структуре основных психических процессов // СЕРВИС PLUS. 2016. № 2.

3. КухтеринаГ.В., КукуевЕ.А. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников: учебное пособие. Тюмень, 2014.

4. Тупталова А.С. Развитие внимания младших школьников в учебной деятельности // Молодой ученый. 2016. № 26.

5. Шадриков В.Д., Ансимова Н.П., Корнеева Е.Н. и др. Познавательные процессы и способности в обучении. М., 2013.

Т.И. Кофанова

студент Московского информационно-технологического университета - Московского архитектурно-строительного института

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.