Abstracts Nationwide scientific forum of students with international participation «STUDENT SCIENCE - 2020»
связь тревоги и депрессии матерей с объектными отношениями
Басина Р. М., Палаус Е. И.
Научный руководитель: д.м.н. доцент Гречаный Северин Вячеславович Кафедра психиатрии и наркологии
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
Контактная информация: Басина Раиса Михайловна — студент 6 курса педиатрического факультета. E-mail: [email protected]
Ключевые слова: перинатальные заболевания; тревога; депрессия; матери; новорожденные; детско-материнские отношения; объектные отношения.
Актуальность: матери детей первых месяцев жизни, страдающих последствиями перинатальных заболеваний, представляют собой группу риска по развитию аффективных расстройств (тревога, депрессия) [1]. Есть данные о том, что при этом нарушается формирование детско-материнских отношений привязанности [2].
Цель исследования: изучить взаимосвязь уровня тревоги и депрессии у матерей с младенческими объектными отношениями в группе здоровых детей и последствиями перинатальных заболеваний.
Материалы и методы: основная группа — 27 матерей младенцев в возрасте 1-7 мес с различными соматическими и неврологическими забованиями, диагностированными в перинатальный период (средний возраст — 107,70 ± 9,882 дней). Группа сравнения — 27 матерей здоровых младенцев в возрасте 4-7 мес (средний возраст — 176,67 ± 4,495 дней).
1) методика «Госпитальная шкала тревоги и депрессии»; 2) методика «Материнская шкала объектных отношений».
Результаты: средний возраст детей основной группы был несколько выше аналогичного показателя группы сравнения (t = 6,353, p = 0,0001), однако в контексте поставленных задач исследования это не имело существенного значения. Получены важные различия по полу. Если в группе здоровых младенцев достоверно преобладали девочки (18 и 9 чел. соответственно, X2=4,481 р = 0,034), то среди детей с перинатальной патологией было больше мальчиков (19 и 8 чел. соответственно, %2 = 4,481 р = 0,034). Выявленные соотношения совпадают с известными статистическими данными, согласно которым уровень заболеваемости в перинатальном периоде преобладает у лиц мужского пола. Были установлены закономерности развития объектных отношений в группе младенцев с последствием перинатальных заболеваний и в группе здоровых детей. Значение шкалы «Эмоциональная теплота» возрастало по мере увеличения возраста детей в основной группе (r=0,503 по Пирсону) и в группе сравнения (r=0,524). Т. е. формирование матери как объекта, на который направлены эмоционально «теплые» чувства ребенка, одинаково происходит как в группе младенцев с перинатальной патологией, представляющей группу риска по нарушению детско-материнской привязанности, так и в группе здоровых младенцев, и эта характеристика является возрастной детерминантой. Возраст матерей также положительно коррелировал со значением шкалы «Эмоциональная теплота» в основной (r=0,389) и контрольной (r=0,384) группах. То есть чем старше мать, тем ее формирование как эмоционально «теплого» объекта для ребенка происходит быстрее. Возраст отцов обратно коррелировал с численным значением шкалы «Вмешательство» (r=-0,428) в группе сравнения (здоровые младенцы). Таким образом, более старший отец способствовал снижению представления матери о себе как об объекте вмешательства со стороны ребенка, манипулирования ее, а, следовательно, переживанию тягостности материнской роли. В основной группе имели место обратные взаимоотношения.
Выводы: полученные данные уточняют закономерности развития детско-материнских отношений при типичном развитии младенца и у детей с сомато-неврологической патологией.
Литература
1. Gulamani, S. S. A review cf pcstpartum depressicn, preterm birth, and culture / S. S. Gulamani, S.
S. Premji, Z. Kanji, S. I. Azam // J. Perinat. Neonatal. Nurs. — 2013. — Vd 27(1). — P. 52-59.
FORCIPE
VOL. 3 SUPPLEMENT 2020
ISSN 2658-4174
Материалы всероссийского научного форума студентов с международным участием «СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА - 2020» 707
2. Logsdon M.C. / M.C. Logsdon, K.L. Wisner, M.D. Pinto-Foltz // The impact of postpartum depression on mothering. J Obstet. Gynecol. Neonatal. Nurs. 2006. — Vol. 35. — P. 652-8.
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ НА АДАПТАЦИЮ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К БОЛЬНИЧНЫМ УСЛОВИЯМ
Беззубова Т. О., Севрук Е. А.
Научный руководитель: к.м.н. доцент Поздняк Вера Владимировна Кафедра психиатрии и наркологии
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
Контактная информация: Беззубова Татьяна Олеговна — студентка 6 курса педиатрического факультета. E-mail: [email protected]
Ключевые слова: арт-терапия; сказкотерапия; изотерапия, тревожность.
Актуальность: арт-терапия — это относительно молодое направление в психотерапии, которое дает возможность с меньшими затратами и с минимальными побочными эффектами достигнуть клинически значимых результатов[1]. Особенно эффективна арт-терапия в работе с детьми, так как они не склонны контролировать свои аффекты и отображают в творчестве то, что их волнует.
Цель исследования: исследование детской тревожности в условиях пребывания в стационаре Материалы и методы: анализ психологической литературы, эмпирическое исследование: Шкала явной тревожности CMAS (адаптация А.М.Прихожан), Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн. Модификация А.М. Прихожан, проективные методики (тест Люшера, несуществующее животное, рисунок «настроение», лесенка), собеседование, экспертная оценка родителями детей (собеседование с родителями), количественная и качественная обработка результатов исследования; сказкотерапия, изотерапия.
Результаты: по тесту Люшера набюдается повышение общего эмоционального фона (основные цвета переместились левее), повышение уровня общей активности (зеленый и красный цвета вышли на первый и второе места), снижение тревожности (коричневый цвет переместился правее). В рисунках стало меньше черного и коричневого цветов (снижение тревожности и негативных эмоций), начали преобладать красные, зеленые, желтые и синие цвета. Шкала явной тревожности CMAS (адаптация А.М. Прихожан) показала снижение тревожности. Отмечается повышение самооценки, ожидания будущих событий стали более позитивными.
Выводы: арт-терапия может снизить общий уровень негативных переживаний по отношению к медицинскому персоналу и процедурам, снизить ситуационную тревожность и может сделать лечение эффективней, потенциально профилактирует развитие психосоматических нарушений. Необходимы дальнейшие исследования в этой области для более точного изучения результатов арт-терапии в конкретных группах для разработки рекомендаций и введения их в широкую практику. Литература
1. Киселева М.В. «Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми» — СПб: Речь, 2018. — 160 с.
2. Собчик Л.Н. «Метод цветовых выборов — модификация восьмицветового теста Люшера. Практическое руководство» — СПб: Речь, 2007. — 128 с.
3. Поздняк В.В., Гречаный С. В., Ильичев А.Б. «Медицинская психология в курсе психиатрии: учебное пособие» — М-во здравоохранения Рос. Федерации, С.-Петерб. гос. педиатр. мед. ун-т. — Санкт-Петербург: СПбГПМУ, 2018. — 71 с.
FORCIPE
ТОМ 3 СПЕЦВЫПУСК 2020
elSSN 2658-4182