Научная статья на тему 'СВЯЗЬ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДЕНЦЕВ С РАЗВИТИЕМ МАТЕРИНСКИХ ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ'

СВЯЗЬ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДЕНЦЕВ С РАЗВИТИЕМ МАТЕРИНСКИХ ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
114
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
FORCIPE
Ключевые слова
ПИЩЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СВЯЗЬ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДЕНЦЕВ С РАЗВИТИЕМ МАТЕРИНСКИХ ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

Материалы всероссийского научного форума студентов с международным участием «СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА - 2020» 719

к повышению общей тревожности, а также к повышению тревоги в отношениях с родителями; увеличение тревоги в отношениях с родителями и тревоги, возникающей в ситуации проверки знаний, ведет к увеличению симптомов отмены.

Выводы: у подростков в возрасте 12-13 лет только формируется интернет-аддикция, соответственно в этом возрасте можно еще предотвратить её развитие. В данном исследовании выявлено наличие связи интернет-зависимости и тревожности подростков, определен характер этой связи, детерминирующие факторы. Определив основные факторы влияния и зависимости, можно планировать мероприятия по первичной и третичной профилактике Интернет-зависимости. Литература

1. Lam LT Risk factors of Internet addiction and the health effect of internet addiction on adolescents: a systematic review of longitudinal and prospective studies. Curr Psychiatry Rep. 2014 Nov;16(11): 508. doi: 10.1007/s11920-014-0508-2;.

2. Torres-Rodríguez A, Griffiths MD, Carbonell X, Oberst U Internet gaming disorder in adolescence: Psychological characteristics of a clinical sample. J Behav Addict. 2018 Sep 1;7.

3. 707-718. doi: 10.1556/2006.7.2018.75. Epub 2018 Sep 28.

связь пищевого поведения младенцев с развитием материнских объектных отношений

Палаус Е. И., Басина Р. М., Махаури К. М.

Научный руководитель: д.м.н. доцент Гречаный Северин Вячеславович Кафедра психиатрии и наркологии

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Контактная информация: Палаус Евгения Игоревна — студентка 5 курса педиатрического факультета. E-mail: palausevgenia@gmail.com

Ключевые слова: пищевое поведение; объектные отношения.

Актуальность: нарушение формирования пищевого поведения, по данным разных источников, является наиболее распространенной формой функциональных отклонений у детей в раннем возрасте [1, 2]. Сформированная на сегодняшний день психосоматическая модель пищевых расстройств устанавливает их тесную связь с диадическими процессами матери и ребенка первых месяцев жизни [3].

Цель исследования: выявить тенденции формирования пищевого поведения у здоровых детей первого полугодия жизни в связи с развитием материнских объектных отношений. Материалы и методы: обследовано 129 матерей здоровых детей первых месяцев жизни, проходящих плановый амбулаторный осмотр. С помощью рейтингового опросника проведено исследование основных характеристик пищевого поведения, а также характеристик материнских объектных отношений — эмоциональной теплоты и вмешательства (эмоциональной «инвазив-ности» ребенка).

Результаты: среднее значение шкалы «Эмоциональная теплота» (23,54 ± 0,430 балла) укладывалось в диапазон референтных значений (20-29 баллов), а среднее значение шкалы «Вмешательство» (12,60 ± 0,318) находилось в «проблемной» зоне (выше 12 баллов). На основании анализа корреляционных взаимоотношений по Пирсону установлена прямая связь возраста ребенка с восприятием матери себя как объекта, несущего эмоциональную теплоту ребенку (г=0,325) и обратная связь с представлением о себе как об объекте манипуляции со стороны ребенка (г=-0,427). С возрастом усиливалась такая характеристика пищевого поведения, как способность испытывать удовольствие от приема пищи, что совпадает с представлениями о созревании психологических механизмов пищевого поведения. Способность испытывать удовольствие от приема пищи оказалась напрямую связана (г=0,524) со сложившемся эмоционально-положительным образом матери в глазах ребенка (представлением матери о себе как

forcipe

том 3 спецвыпуск 2020

eISSN 2658-4182

Abstracts Nationwide scientific forum of students with international participation «STUDENT SCIENCE - 2020»

объекте любви, эмоциональных предпочтений, привязанности и др. — шкала «Эмоциональная теплота») и обратно коррелировала с представлением о себе как об объекте манипуляции и эмоционального «вторжения» со стороны ребенка (г=-0,382). Выявленная прямая корреляция между чувствительностью к перееданию и медленным процессом приема пищи (г=0,305) подтверждает близость этих симптомов как ранних предвестников инфантильной анорексии.

Выводы: полученные результаты взаимосвязи пищевого поведения и объектных отношений позволяют сформулировать методы профилактики пищевых расстройств у детей первого года жизни. Литература

1. Кощавцев А. Г. Клинико-этологические предпосылки расстройств пищевого поведения и сна в раннем детском возрасте.

2. Клиническая психотерапия (инстинктивно-повденческие и нейропсихологические модели) /под. Ред. Ю. С. Шевченко. — М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агенство», 2018. С. 159-178.

3. Wright C.M., Parkinson K.N. Drewett R.F. How does maternal and child feeding behavior relate to weight gain and failure to thrive? Data from a prospective birth cohort. Pediatrics. 2006 Apr; 117(4): 1262-9.

многозадачность и ее влияние на психические характеристики личности

Пирог Д. Т., Федорова Д. Д.

Научный руководитель: к.м.н. доцент Поздняк Вера Владимировна Кафедра психиатрии и наркологии

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Контактная информация: Пирог Дарья Тарасовна — студентка 6 курса педиатрического факультета. E-mail: dariarimini@gmail.com

Ключевые слова: многозадачность; влияние на психику; производительность; нарушение внимания, эмоциональный интеллект.

Актуальность: обсуждение предмета многозадачности не прекращается уже много лет[1]. Исследование ученых Стенфордского университета в 2009 году выявило факт влияния многозадачности на психику человека: более многозадачные личности показали проблемы с удержанием внимания, запоминанием, вычленением нужной информации, формированием структурированных мыслей. В 2012 году профессор Дэвид Страйер вместе с учеными университета Ньюкасла провел большое исследование, в результате которого выяснилось, что лишь 2% людей могут быть действительно многозадачны не в ущерб своей психике[1,3].

Цель исследования: оценка уровня многозадачности среди разных возрастных групп, определение наиболее характерных патологических изменений в психической сфере у лиц, склонных к многозадачности.

Материалы и методы: опрос-анкетирование 50 человек в возрасте от 14 до 30 лет. В ходе исследования были выявлены и проанализированы показатели тревожности, эмоционального интеллекта, расстройств сна, уровня внимания в связи с многозадачностью. Для получения результатов использовались шкала тревоги Спилбергера-Ханина, тест на эмоциональный интеллект Холла, опросник содержания мыслей перед сном Глазго, тест Мюнстерберга и полуклинический тест на многозадачность.

Результаты: среди опрошенных не оказалось ни одного человека, не зарегистрированного ни в одной социальной сети. 76.6% анкетированных признались, что часто делают несколько дел одновременно, 80.9% считают, что часто проверяют наличие уведомлений на своем смартфоне, 57.5% отмечают, что в последнее время стали более забывчивы, 64% опрошенных из числа студентов не могут спокойно выслушать лекцию, длящуюся 1.5 часа. 52% тестируемых показали низкий результат в тесте на внимание Мюнстерберга. 70.2% опрошенных считают, что часто раздражаются, 48.9% почти никогда не считают себя собранными, 42.6% часто чув-

FORCIPE

VOL. 3 SUPPLEMENT 2020

ISSN 2658-4174

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.