Материалы всероссийского научного форума студентов с международным участием «СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА - 2020» 707
2. Logsdon M.C. / M.C. Logsdon, K.L. Wisner, M.D. Pinto-Foltz // The impact of postpartum depression on mothering. J Obstet. Gynecol. Neonatal. Nurs. 2006. — Vol. 35. — P. 652-8.
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ НА АДАПТАЦИЮ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К БОЛЬНИЧНЫМ УСЛОВИЯМ
Беззубова Т. О., Севрук Е. А.
Научный руководитель: к.м.н. доцент Поздняк Вера Владимировна Кафедра психиатрии и наркологии
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
Контактная информация: Беззубова Татьяна Олеговна — студентка 6 курса педиатрического факультета. E-mail: [email protected]
Ключевые слова: арт-терапия; сказкотерапия; изотерапия, тревожность.
Актуальность: арт-терапия — это относительно молодое направление в психотерапии, которое дает возможность с меньшими затратами и с минимальными побочными эффектами достигнуть клинически значимых результатов[1]. Особенно эффективна арт-терапия в работе с детьми, так как они не склонны контролировать свои аффекты и отображают в творчестве то, что их волнует.
Цель исследования: исследование детской тревожности в условиях пребывания в стационаре Материалы и методы: анализ психологической литературы, эмпирическое исследование: Шкала явной тревожности CMAS (адаптация А.М.Прихожан), Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн. Модификация А.М. Прихожан, проективные методики (тест Люшера, несуществующее животное, рисунок «настроение», лесенка), собеседование, экспертная оценка родителями детей (собеседование с родителями), количественная и качественная обработка результатов исследования; сказкотерапия, изотерапия.
Результаты: по тесту Люшера набюдается повышение общего эмоционального фона (основные цвета переместились левее), повышение уровня общей активности (зеленый и красный цвета вышли на первый и второе места), снижение тревожности (коричневый цвет переместился правее). В рисунках стало меньше черного и коричневого цветов (снижение тревожности и негативных эмоций), начали преобладать красные, зеленые, желтые и синие цвета. Шкала явной тревожности CMAS (адаптация А.М. Прихожан) показала снижение тревожности. Отмечается повышение самооценки, ожидания будущих событий стали более позитивными.
Выводы: арт-терапия может снизить общий уровень негативных переживаний по отношению к медицинскому персоналу и процедурам, снизить ситуационную тревожность и может сделать лечение эффективней, потенциально профилактирует развитие психосоматических нарушений. Необходимы дальнейшие исследования в этой области для более точного изучения результатов арт-терапии в конкретных группах для разработки рекомендаций и введения их в широкую практику. Литература
1. Киселева М.В. «Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми» — СПб: Речь, 2018. — 160 с.
2. Собчик Л.Н. «Метод цветовых выборов — модификация восьмицветового теста Люшера. Практическое руководство» — СПб: Речь, 2007. — 128 с.
3. Поздняк В.В., Гречаный С. В., Ильичев А.Б. «Медицинская психология в курсе психиатрии: учебное пособие» — М-во здравоохранения Рос. Федерации, С.-Петерб. гос. педиатр. мед. ун-т. — Санкт-Петербург: СПбГПМУ, 2018. — 71 с.
FORCIPE
ТОМ 3 СПЕЦВЫПУСК 2020
elSSN 2658-4182