Научная статья на тему 'Особенности эмоциональной сферы младших школьников с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы'

Особенности эмоциональной сферы младших школьников с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1590
293
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / КЛАССНЫЙ КОЛЛЕКТИВ / АРТ-ТЕРАПИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / CHILDREN WITH DISABILITIES / JUNIOR SCHOOLCHILD / CLASS TEAM / ART THERAPY / EMOTIONAL SPHERE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Платонова Зинаида Николаевна, Прокопьева Юлия Петровна

В данной статье рассматривается проблема эмоциональной сферы младших школьников с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях. Также представлены результаты проведенного исследования среди общеобразовательных учреждений г. Якутска и основные направления работы по развитию эмоциональной сферы детей с ОВЗ. Использование арт-терапии во время занятий развивает эмоциональную сферу детей с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Платонова Зинаида Николаевна, Прокопьева Юлия Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the emotional sphere of younger schoolchildren with disabilities in conditions of secondary school

This article deals with the problem of the emotional sphere of younger schoolchildren with disabilities in general education institutions. It also presents the results of the study among educational institutions of Yakutsk and the main areas of work on the development of the emotional sphere of children with disabilities. The use of art therapy during class develops the emotional sphere of children with disabilities.

Текст научной работы на тему «Особенности эмоциональной сферы младших школьников с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы»

4. Кулагина, И.Ю. и др. Психология развития и возрастная психология: Полный цикл развития человека: учебное пособие для вузов / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: Академический Проект «Трикста», 2011. - 420 с.

5. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика: учебн. пособие / А.М. Прихожан. - М.: Московский психолого-социальный институт - Воронеж: Издательство «МОДЭК», 2000. - 304 с.

6. Психолого-педагогический словарь: справочное издание / П.И. Пидкасистый - М., 1998. - 544 с.

7. Старшинина, И.В. Психолого-педагогическая поддержка подростков с повышенным уровнем тревожности: автореф. дис. ...канд. пед. наук / И.В. Старшинина. - М., 2012. - 30 с.

Психология

УДК: 159.9

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и социальных наук Платонова Зинаида Николаевна

«Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); магистрант Прокопьева Юлия Петровна

«Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема эмоциональной сферы младших школьников с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях. Также представлены результаты проведенного исследования среди общеобразовательных учреждений г. Якутска и основные направления работы по развитию эмоциональной сферы детей с ОВЗ. Использование арт-терапии во время занятий развивает эмоциональную сферу детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, младший школьник, классный коллектив, арт-терапия, эмоциональная сфера.

Annotation. This article deals with the problem of the emotional sphere of younger schoolchildren with disabilities in general education institutions. It also presents the results of the study among educational institutions of Yakutsk and the main areas of work on the development of the emotional sphere of children with disabilities. The use of art therapy during class develops the emotional sphere of children with disabilities.

Keywords: children with disabilities, junior schoolchild, class team, art therapy, emotional sphere.

Введение. В настоящее время прослеживается устойчивая тенденция увеличения в Российской Федерации детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. По состоянию на 1 января 2018 года в Республике Саха (Якутия) проживают 6283 детей с инвалидностью [6].

Полноценное развитие личности ребенка в детстве связано с его эмоциональным развитием. Эмоциональная система, как и когнитивная, обеспечивает регуляцию поведения и ориентировку в окружающем мире. Эмоции - это система «быстрого реагирования» на любые важные с точки зрения потребностей изменения внешней среды [1, с. 81].

Изложение основного материала статьи. Возникновение эмоций связано с процессом удовлетворения потребностей. Например, ребенок получает удовольствие, когда удовлетворяет свои потребности полностью, а чувство неудовольствия - когда не удовлетворяет свои потребности. В связи с этим эмоции принято разделять на стенические и астенические. Стенические связаны с чувствами, переживание которых характеризуется повышением жизнедеятельности, сопровождающимся состоянием возбуждения, радостного волнения, подъема, бодрости. Астенические - это окрашенные негативными тонами чувства подавленности, уныния, печали, пассивного страха [5, с. 86].

У большинства детей с ограниченными возможностями здоровья отмечается недостаточный уровень эмоциональной сферы. Как правило, эмоциональная сфера младших школьников с ОВЗ характеризуется быстрой сменой настроения и эмоций, их неустойчивостью. Часто наблюдается состояние беспокойства. Младшие школьники постепенно начинают владеть своими эмоциями, но не всегда могут сдерживать проявления своих эмоций. Поэтому для специалистов нужно найти правильный подход для развития эмоциональной сферы младших школьников с ОВЗ.

Недостатки характера детей, преимущественно эмоционально обусловленные:

1. Неустойчивость, противоречивость (внезапная смена настроения).

2. Повышенная возбудимость аффектов (раздражительность, эмоциональные реакции проявляются необузданно и безудержно).

3. Сильная острота симпатий и антипатий к людям (приятные и неприятные ощущения).

4. Импульсивность поступков (эмоциональная неуравновешенность).

5. Иступленный гнев (состояние кратковременного безумия).

6. Пугливость и болезненные страхи (фобии).

7. Пессимизм и чрезмерная веселость.

8. Равнодушие, безучастность (действия и слова не запечатлеваются психикой).

9. Нечистоплотность. Педантизм.

10. Страстное чтение (игнорирование окружающего мира) [3, с. 50].

С целью изучения эмоциональной сферы детей с ОВЗ в классном коллективе нами было проведено исследование среди общеобразовательных учреждений г. Якутска. Всего приняли участие 40 детей с ограниченными возможностями здоровья. В качестве метода исследования выступают: «Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению» (модификация А.Д. Андреевой), «Цветовой тест» (М. Люшера), «Рисунок несуществующего животного» (М.3. Дукаревич).

Чтобы определить уровень познавательной активности, тревожности и гнева младших школьников с ОВЗ, мы использовали методику диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению (модификация А.Д. Андреевой).

В результате обследования младших школьников было выявлено наличие четырех уровней мотивации учения у детей с ОВЗ. Средний уровень (III) с несколько сниженной познавательной мотивацией показали 24 детей, 2 учащихся проявили I уровень (высокий) и 10 детей показали II уровень и 4 детей - сниженная мотивация (у детей нет желания учиться, получать хорошие оценки и новые знания).

Нормативные показатели мотивации учения и эмоционального отношения приведены на таблице 1.

Таблица 1

Качественный показатель диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению

Школьная тревожность Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей Позитивное отношение при фрустрированности потребностей Продуктивная мотивация и позитивное эмоциональное отношение к учению Негативное эмоционально е отношение

5% 65% 5% 20% 5%

Анализ данных показывает, что у 5% детей определяется школьная тревожность, негативное эмоциональное отношение - у 5%, диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей демонстрировали 65% учащихся, позитивное отношение при фрустрированности потребностей - 5% учащихся, продуктивная мотивация и позитивное эмоциональное отношение к учению - 20% детей с ОВЗ.

Для диагностики психических состояний и выявления внутриличностных конфликтов у детей с ОВЗ мы использовали методику Люшера «Цветовой тест». Анализ результатов диагностики показал, что наиболее предпочитаемыми цветами для младших школьников с ОВЗ являются: синий (потребность в удовлетворении, спокойствии, устойчивой положительной привязанности), красный (потребность активно действовать и добиваться успеха), фиолетовый и черный. Менее предпочитаемые - желтый, коричневый, красный. У большинства детей зеленый цвет (потребность в самоутверждении) находится в 6-ой позиции. Отвергаемый зеленый цвет означает какой-либо конфликт, тревожность, неудовлетворенность из-за неблагоприятных обстоятельств.

Для изучения уровня тревожности и самооценки младших школьников нами была проведена методика «Рисунок несуществующего животного» (М.3. Дукаревич). Испытуемым для изображения несуществующего животного был предложен набор из шести карандашей (желтый, синий, зеленый, красный, коричневый и черный), но при этом не делался акцент на обязательном применении всех цветов. На таблице 2 показаны результаты оценивания рисунка.

Таблица 2

Результаты оценивания рисунка

Балл Уровень Результат

0-3 балла - с низким уровнем агрессивности 8 детей (20%)

4-6 балла - с уровнем агрессивности ниже среднего 18 детей (45%)

7-9 баллов - с средним уровнем агрессивности 10 детей (25%)

10-12 балла - с уровнем агрессивности выше среднего 4 детей (10%)

Синий и красный цвета предпочтительнее для младших школьников, отмечается положительный рост его появления в рисунках испытуемых. Многие рисунки несуществующего животного имеют такие детали, как рога (защита, агрессия), хвост (выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции), шерсть (чувственность, подчеркивание своего пола). На рисунках мы можем увидеть чрезмерную детализацию. Очень эмоциональные и творческие люди также прорисовывают большое количество деталей. На рисунках детей преобладают углы, наличие зубов, рог, когтей и т.д. Все эти элементы означают признаки враждебности, повышенной тревожности, импульсивности поступков, эмоционально неустойчивому состоянию детей. Нужно отметить, что большое количество таких деталей используют мальчики.

Рисунки детей со средним и низким уровнями агрессии отличаются уверенными, стыкующимися линиями, округлыми формами, что означает самоконтроль, дружелюбие, защитный характер агрессии. На таких рисунках мы не наблюдаем опасных животных с угрожающим выражением лица или нападающих животных, также элементы, означающие вражду, тревожность, агрессию (зубы, клюв, когти). В основном, такие рисунки преобладают у девочек.

Таким образом, анализ исходных данных представляет нам показатели уровней эмоциональной сферы детей с ОВЗ в классном коллективе. Из результатов проведенных нами диагностик можно сказать, что большинство учеников с ОВЗ имеют средний и низкий уровни эмоциональной сферы.

На основе полученных результатов нами были проведены занятия с использованием арт-терапии. Практическая часть работы проведена в общеобразовательных школах г.Якутска. Всего приняли участие 40 детей с ОВЗ. Цель формирующего этапа исследования: организовать коррекционно-развивающие занятия для развития эмоциональной сферы младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в классном коллективе.

Для развития эмоциональной сферы учащихся были созданы следующие условия:

- доступность организации для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

- применение эффективных подходов, методов, форм работы, материально-технических условий для развития эмоциональной сферы;

- оказание индивидуальной (групповой) помощи сказкотерапии (поддержка, сопровождение) учащимся в решении процессе проблем метод.

Структура занятий включала в себя несколько этапов:

1. Организационный момент (упражнения, направленные на установление контакта между детьми).

2. Диагностические методики (методики психолого-педагогической диагностики, диагностика в песочной терапии, методика диагностики и коррекции конструктивной деятельности и т.д.).

3. Проведение игротерапии (проведение различных видов игр).

4. Физкультминутка.

5. Использование различных видов арт-терапии (упражнения с использованием сказкотерапии, песочной терапии, музыкотерапии, направленные на развитие эмоциональной сферы младших школьников).

6. Релаксация (снятие напряжения).

В настоящее время при работе с детьми с ОВЗ широко применяются методы арттерапии. Арттерапия -это самостоятельная отрасль педагогической и психологической наук, изучающая закономерности воспитания и развития человека средствами искусства [2, с. 531.

Для развития эмоциональной сферы детей с ОВЗ нами были использованы инновационные технологии и методики. Была применена комплексная методика психомоторной коррекции, включающая, нейропсихологические, телесно-ориентированные, арт-терапевтические техники. Были применены следующие методы: «Развивающие игры на песке», «Развивающе-коррекционная методика с видеобиоуправлением», «Возьми и сделай» и т.д. Основным методом при создании благоприятных условий для развития эмоциональной сферы младших школьников с ОВЗ в нашей практике являются различные техники метода арт-терапии (техники песочной терапии, музыкотерапии, сказкотерапии, бумагопластики, игротерапии и др).

Методика арт-терапии направлена на эмоционально-личностное развитие ребенка:

- снижение психоэмоционального напряжения;

- формирование позитивного отношения к своему «Я»;

- развитие системы самосознания и самооценки;

- формирование адекватного отношения к себе и другим;

- понимание своих чувств и чувств других людей;

- формирование и развитие коммуникативных умений.

При проведении занятий мы учитывали индивидуальные и возрастные особенности детей с ОВЗ, заранее представляли, какое практическое умение будет отрабатываться. На занятиях использовались материалы различной степени сложности, учитывающие интересы и возможности детей разных категорий. Детям с ОВЗ было интересно работать с техникой «Песочная терапия»: с влажным, сухим и цветным песком. Занятия проходили в веселой и интересной форме, повышающие мотивацию и интерес ребенка к занятиям. Техника дает проанализировать поведение ребенка, предполагает глубинную работу с чувствами ребенка. Нами были использованы различные природные материалы, фигурки и игрушки: вода, камешки, ракушки, домашние и дикие животные и т.д.

Также эффективным средством развития эмоциональной сферы детей с ОВЗ на нашей практике являлась игротерапия. Техника является психотерапевтическим методом, который базируется на применении различных видов игр в качестве одной из наиболее интенсивных методик на личностное развитие.

Игротерапия дает ребёнку свободно выражать свои эмоции и чувства, возможность самому оценивать своё поведение и поведение других детей, понять свой творческий потенциал: результатом каждой игры является поддержание положительного «Я» ребёнка. Для формирования произвольного поведения у детей нами были проведены игры в свободной деятельности детей: «Домик», «Дышим под счет», «Катание мяча», «Роли, которые играют дети», «Воздушный шарик», «Смешные рожицы» и др. Задачи занятий: развитие эмоциональной сферы, побуждение социальной активности, деятельности ребенка, формирование умения играть в коллективе сверстников. Чаще всего учащимся нравились игры «Смешные рожицы» и «Роли, которые играют дети». В первой игре дети передают друг другу зеркало. Каждый ребенок, у которого зеркало, начинает показывать на зеркало самые смешные рожицы, в течение одной минуты. А остальные наблюдают за ребенком и весело смеются (поддержка). Затем проводится рефлексия: «Какие чувства ты испытывал, когда показывал смешные рожицы?», «Какие трудности ты испытывал?». Игра «Смешные рожицы» направлена на создание положительного эмоционального настроя в коллективе и предоставление ребенку возможности для эмоционального реагирования. В игре «Роли, которые играют дети» нужно использовать разные атрибуты - папка учителя, белый халат доктора, головные уборы сказочных героев, инструменты архитектора и т.д. Сначала дети определяют роли сказочных героев и выбирают себе одного героя. Согласно выбранному герою строится ситуация общения, после чего дети объясняют, как изменилось их эмоциональное состояние и поведение. Игра направлена на формирование навыков эмоционально стабильных реакций детей в ситуациях отсутствия предварительного опыта.

В конце каждого занятия, в котором использовались техники арт-терапии, мы показывали работы учащихся, хвалили детей, придавая уверенность в себе. Все вместе рассматривали работы детей, чтобы сплотить класс. Дети терпеливо относились друг к другу, с взаимопониманием и поддержкой. Арт-терапия создает положительный эмоциональный фон в коллективе.

Подводя итоги проделанной работы, можно сделать вывод, что учащимся стало легче сотрудничать и объединяться друг с другом. Заметно повысилась осознанность выбора в групповой работе. Ребята стали более доброжелательны, более свободными и открытыми в общении, изменили свои статусные роли.

Выводы. Таким образом, развитие эмоциональной сферы младших школьников, на наш взгляд, заключается в следующем:

- определение эффективных подходов, методов, форм работы;

- систематическое использование в учебно - воспитательном процессе техник арт-терапии, которые позволяют результативнее формировать и развивать у младших школьников эмоциональную сферу, познавательные процессы, успешную социализацию с учетом индивидуально - психических особенностей;

- оказание групповой/индивидуальной помощи учащимся с ОВЗ.

Метод арт-терапии обеспечивает разностороннее развитие детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует формированию коллектива и дает возможность успешно социализироваться в обществе. Занятия дают положительный результат: у детей с ОВЗ уменьшается проявления агрессии, страха, неуверенности в себе. Прослеживается положительная динамика в формировании коммуникативных качеств.

Литература:

1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 368 с.

2. Использование артпедагогических технологий в коррекционной работе: учеб. пособие / сост. Т.Г. Неретина, С.В. Клевесенкова, Е.Е. Угринова, Н.Н.Кирилюк, Е.Н. Болотова, Н.М. Заякина, Л.Ю. Суфлян, Н.А. Еремеева, В.О. Королева; под общ. ред. Т.Г. Неретиной. 4-е изд., стереотип. М.: ФЛИНТА: Наука, 2014. 256 с.

3. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: В.П. Кащенко. - 4-е изд., стер. - М.: Издатеельский центр «Академия», 2006. - 304 с.

4. Крыжановская Л.М., Гончарова О.Л., Кручинова К.С., Махова А.А. Основы психокоррекционной работы с обучающимися с ОВЗ: учеб.пособие для вузов / [Л.М. Крыжановская, О.Л. Гончарова, К.С. Кручинова, А.А. Махова. - М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. - 375 с.]

5. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов / И.А. Фурманов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 351 с.

6. О комплексной программе Республики Саха (Якутия) «Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на 2019-2020 годы», [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://glava.sakha.gov.ru/ot-30-yanvarya-2019-g.....358.

Психология

УДК 159.99

доктор психологических наук, профессор Разуваева Татьяна Николаевна

ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательских университет» (НИУ «БелГУ») (г. Белгород); аспирант факультета психологии Савицкий Антон Валерьевич

ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательских университет» (НИУ «БелГУ») (г. Белгород)

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНЫХ КОМПОНЕНТОВ СУБЪЕКТНОЙ АКТИВНОСТИ В МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ИНТЕРАКТИВНОЙ СРЕДЕ

Аннотация. В статье проводятся данные исследования, посвященные изучению личностных особенностей у респондентов, связанных с процессом решения задач, заданных в интерактивном и неинтерактивном форматах. В ходе исследования двум группам респондентов, предлагалось решить проблемную ситуацию, содержащую два варианта ответа: рискованный и не рискованный, заданную в различных форматах. В ходе исследования выявлены различия между группами по показателям личностных особенностей, которые автор статьи связывает с влиянием компонента интерактивности в медийном материале, содержащей проблемную ситуацию, что в большей степени актуализирует субъектную активность соответствующей группы респондентов.

Ключевые слова: субъект, активность, интерактивность, принятие решений, серьезные игры (serious games).

Annotation. The article carries out these studies devoted to the study of the personal characteristics of the respondents associated with the process of solving problems specified in interactive and non-interactive formats. In the course of the study, two groups of respondents were asked to solve a problem situation containing two possible answers: risky and not risky, given in various formats. The study revealed differences between groups in terms of personal characteristics, which the author of the article associates with the influence of the interactivity component in media material containing a problem situation, which more actualizes the subject activity of the corresponding group of respondents.

Keywords: subject, activity, interactivity, decision making, serious games.

Введение. В настоящее время общество характеризуется высоким уровнем развития информационных технологий. Данное исследование посвящено проявлению субъектной активности в мультимедийной среде. Мультимедийная среда в первую очередь связана с интернет и IT-технологиями. В настоящее время мультимедийные технологии оказывают огромное влияние на человеческую жизнедеятельность. Благодаря развитию IT сферы и интернета, цифровая реальность прочно вошла в повседневную жизнь и на данный момент является самостоятельной средой, в которой происходит психическая жизнь человека.

Изложение основного материала статьи. Как отмечают отечественные и зарубежные исследователи, интерес к изучению взаимодействия человека и интернет-технологий за последние десятилетия увеличился. Что касается психологических исследований, то в настоящее время исследования идут по множеству направлений: разрабатываются как исторические и теоретические аспекты опосредованной интернетом деятельности; изучаются общеметодологические вопросы проведения психологических исследований в рамках интернет пространства; проводятся работы, посвященные проблемам интернет-зависимости, а также созданию систем виртуальной реальности как продукта IT-технологий и психологической практики; изучаются психологические особенности людей, входящих в сообщества, складывающихся внутри интернет среды [10].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На наш взгляд, одной из ключевых особенностей интернет технологий является ее интерактивный характер. В общем виде интерактивность можно обозначить, как способность системы давать обратную связь в ответ на первоначальные действия пользователя, подстраиваясь под его индивидуальные особенности, обеспечивая взаимодействие между пользователем и средой. Интерактивные технологии в настоящее время достаточно популярны у исследователей психологов, особое место, на наш взгляд, занимают исследования "serious games" (серьезные игры), игры, созданные не с целью развлечения, а в образовательных целях.

Так, в исследовании M.Graafland, J.M. Schraagen, M.P. Schijven [1] проводился сравнительный анализ 30 серьезных игр в контексте подготовки медицинских специалистов как среднего звена (медицинские сестры), так и обучению врачей навыкам хирургии. Данные игры содержали в себе, с одной стороны,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.