Научная статья на тему 'Связь теории и практики воспитания с понятием здорового образа жизни в системе безопасности образовательного пространства'

Связь теории и практики воспитания с понятием здорового образа жизни в системе безопасности образовательного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
272
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ / ЗДОРОВЬЕ И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ / СМЕЖНЫЕ С ПЕДАГОГИКОЙ ОБЛАСТИ НАУКИ / КУЛЬТУРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / ФАКТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ЗДОРОВЬЯ КАК ИНТЕГРАЛЬНОГО КРИТЕРИЯ ВОСПИТАНИЯ / HEALTH / HEALTHY LIFESTYLE / SOCIALIZATION / UPBRINGING THEORY / HEALTH AND ITS CONSTITUENTS / SCIENCE FIELDS CONTIGUOUS WITH PEDAGOGY / CULTURAL STEREOTYPES / FACTORS AND INDICATORS OF HEALTH AS INTEGRAL CRITERION OF UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Беляев Геннадий Юрьевич, Беляева Алла Владимировна

В статье освещаются вопросы содержания школьного и вузовского воспитания на основе здорового образа жизни как интегрального критерия культуры здоровья общества и социального индивида. Системные изменения в смежных с педагогикой областях науки о человеке и его здоровье, новые формы, культурные стереотипы, вызовы и риски социализации влияют на содержание воспитания, определяя связи теории и практики воспитания с понятием здоровья, здорового образа жизни, обозначая задачи и перспективы безопасности в образовательном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reviews key content items of health education in high and higher school as an integral criterion in the sphere of science and culture. System transformations in fields of science contiguous to education and connected with human health face new forms, challenges and risks of controversial socialization process seriously influence the contents of social education and upbringing and therefore reflect upon prospects of educational security in the educational space.

Текст научной работы на тему «Связь теории и практики воспитания с понятием здорового образа жизни в системе безопасности образовательного пространства»

ПЕДАГОГИКА

УДК 37.013 Беляев Геннадий Юрьевич

кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Центр теории воспитания Учреждения РАО «Институт теории и истории педагогики»

gennady.belyaev2011@yandex.ru

Беляева Алла Владимировна

кандидат медицинских наук, доцент Московский государственный областной университет

29fdda@mail.ru

СВЯЗЬ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ВОСПИТАНИЯ С ПОНЯТИЕМ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СИСТЕМЕ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА*

В статье освещаются вопросы содержания школьного и вузовского воспитания на основе здорового образа жизни как интегрального критерия культуры здоровья общества и социального индивида. Системные изменения в смежных с педагогикой областях науки о человеке и его здоровье, новые формы, культурные стереотипы, вызовы и риски социализации влияют на содержание воспитания, определяя связи теории и практики воспитания с понятием здоровья, здорового образа жизни, обозначая задачи и перспективы безопасности в образовательном пространстве.

Ключевые слова: Здоровье, здоровый образ жизни, социализация, теория воспитания, здоровье и его составляющие, смежные с педагогикой области науки, культурные стереотипы, факторы и показатели здоровья как интегрального критерия воспитания.

Теория воспитания (как общенаучная методология) ориентируются на формирование и развитие ценностей здорового образа жизни, на сохранение и укрепление здоровья нового поколения, на различные варианты жизненного самоопределения молодежи, на выбор той или иной жизненной позиции, на сценарии профессиональной судьбы. Общество складывается из социальных индивидов и социальных групп, с их базовыми жизненными (витальными и моральными), социально-гражданскими и духовными потребностями (личностного роста). Здоровье общества, его адаптационные резервы и качество дальнего прогноза состояния жизнедеятельности сегодня должно определять, по существу, теория и практика воспитания как общественного явления. Общественный идеал - это не что иное, как прогноз воспитания как общественного явления, дальний прогноз развития общества и

его потребностей, основанный на культуре здравого смысла и здорового, нормального адекватного образа жизни.

Современная теория воспитания активно использует данные смежных дисциплин - педагогической психологии, возрастной физиологии и школьной гигиены, социологии малых групп, культурологии, педиатрии, психолингвистики и других дисциплин. Ее диапазон -от педагогической парадигмы - до приемов обучения, от социально-культурного портрета поколения - до новообразований в структуре отдельной личности. В современной методологической культуре вырабатывается тенденция перехода на исследование и освоение сложных саморазвивающихся систем [5, с. 5355, 57-59; 8, с. 136-137]. Только в специальной рефлексивной процедуре системного анализа разнородные знания о ребенке как объекте, субъекте, цели и результате воспитания

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта № 09-06-00622а

10

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17

© Беляев Г. Ю., Беляева А. В., 2011

могут быть продуктивно интегрированы [12, с. 23-29], а понятие здоровья - доказано и раскрыто [1, с. 17]. Сегодня социализация протекает в условиях систематического формирования рефлексов и стереотипов виртуальной действительности. Зрительно-слуховая доминанта коры головного мозга современных детей и подростков отражается на особенностях социализации, что ставит педагогов перед необходимостью учета новых факторов в практике школьного воспитания. Мировым сообществом физиологов, школьных гигиенистов и педиатров отмечается фактор риска, имеющий непосредственное отношение к качеству здоровья следующих поколений: преобладание зрительно-слухового восприятия с уменьшением значения интегративных информационных каналов головного мозга (речь идет о трудовых, конструктивных, творческих навыках). С усложнением информационно-компьютерной среды и ранним освоением ее детьми и подростками заметно усиливается тенденция доминирования стереотипного поведения детей, подростков и молодежи над аналитической, синтетической, творческой, интегративной функциями высшей нервной деятельности формирующегося организма. [9, с. 7-13]. Многие школьники и даже студенты ВУЗов не умеют строить сложноподчиненные предложения, формулировать и развивать свою мысль, доказывать тезисы. При этом в связи с глубоким и бессистемным, хаотичным, «рваным» погружением детей и подростков в виртуальную среду, процессы саморегуляции организма нарушаются, и тем самым возрастает «техногенный» риск ранней дезадаптивности индивида, психофизиологической и социальной. Усиливается фактор так называемой инфанти-лизации, ретардации в психическом и социальном развитии личности подростка. Физиологи вынуждены повысить «возрастную планку» подростничества до девятнадцати лет - в то время как даже полвека тому назад девятнадцатилетние считались, да и на самом деле, по всем психосоциальным параметрам были уже практически взрослыми людьми. Сегодня масса девятнадцатилетних, по наблюдениям европейских, американских и российских физиологов - это все еще психологически дети, «ки-далты» (от англ. Kid (дитя) + adult(взрослый), т. е «несовершенновзрослые» лица, все еще ду-

мающие и поступающие по-детски, умеющие развлекаться, «заниматься любовью», рожать, но не умеющие кормить, ухаживать и воспитывать. Этот фактор риска для общего фона здоровья поколения серьезен, но пока еще поддается коррекции адекватными методами воспитания здоровым образом жизни - как общественным явлением. В связи с этим актуальным становится изучение особенностей современной социализации детей, подростков и молодежи через методологическую «призму» культурно-исторического подхода и базового понятия культурного стереотипа (по А. А. Леонтьеву). Культурные (или культурно-поведенческие) стереотипы составляют особую педагогическую реальность, выступая своеобразными маркерами социально-педагогического сознания и поведения, особенно сознания и поведения обыденного, повседневной ментальности. В них проявляется культура как форма и норма общественного сознания. На них опирается воспитание, поскольку культурные стереотипы - следствие стереотипов динамических, системной основы высшей нервной деятельности. На них фактически строится любое (по знаку качества и смысловому вектору) воспитательное и образовательное пространство. Культурно-поведенческий стереотип включает мышление, знание и поведение, ус-тановочно-нормирующую социальную функцию в образовательном пространстве. От выбираемого обществом доминирующего вектора нормативно-ценностных ориентаций зависит, с каким морально-педагогическим знаком эта функция будет протекать [3, с. 63-67].

Проблема здорового образа жизни каждого нового поколения всегда стоит в центре внимания любой педагогической традиции. Здесь принцип опоры на культуру и культурный стереотип раскрывает педагогу смысл понятия «здоровый образ жизни». По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «здоровье это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [6, с. 4].

В педагогической практике целесообразно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном). Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 1

11

нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств. Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали, связанными с угрозой жизни для человека, нанесением прямого или косвенного ущерба достоинству, здоровью и жизни не только в отношении других людей, но и самого себя как социального индивида, как личности. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья [1, с. 17]. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами, по духу, а не только по паспорту. На фоне чрезмерно быстрого за последние годы распространения наркомании в стране несколько ослабло внимание государства к другой, не менее острой проблеме массовой алкоголизации населения, её размеров и совокупности отрицательных последствий. Между тем, именно здесь ныне скрыта одна из реальных угроз безопасности образовательного пространства.

Основными темами и показателями компетенции педагогов по критерию воспитания здоровьем, здоровым образом жизни (ЗОЖ) выступают основные факторы здоровья:

1.1. Отношение к социальному времени -к прошлому и будущему: в значительной степени большинство негативных сторон в состоянии как индивидуального, так и общественного здоровья, сокращение продолжительности жизни за последние десятилетия связаны с негативным воздействием разрушающих здоровье псевдо-культурных стереотипов на общественное созна-

ние и обыденную психологию. В ценностном измерении представления о порядочности, чести, долге, социальной ответственности связаны здесь с психосоматикой с одной стороны (социальная медицина), с вопросами социального и нравственного воспитания - с другой (социальная педагогика).

1.2. Отношение к пространству - миру: фактор воспитания культуры здоровья, здорового образа жизни через мироощущение, мировосприятие, миропонимание, мировоззрение. К этой группе факторов следует отнести, прежде всего, эволюционную и генетическую сущность человека.

2.1. Отношение к себе как социальному индивидууму - личности (усиление, либо минимизация таких факторов риска нанесения - порой непоправимого - ущерба для здоровья как: а) социально-психологический аутизм, нарастание шизоидных черт в типологическом портрете личности, отрыв от реальности с погружением в виртуальные игровые кибер-миры; б) сужение сознания, ригидность, алогизм и мозаичность мышления, болезненный, депрессивный эгоцентризм с гипертрофией амбициозности и социальной безответственности; в) презрение к труду, неумение и нежелание трудиться, работать - в логике контркультуры социального паразитизма, г) предвзятость, примитивизм и бессвязность суждений; д) черствость и жестокость по отношению к близким людям и т.п. синдромы душевного - психического и социально-психологического нездоровья.

2.2. Фактор личной гигиены: нравственно вменяемый, здоровый человек не склонен вести жизнь «бича» или «битника», дружа со вшами и ночуя в зловонных кабаках, пусть даже подражая стилю модной жизни богемы или вгоняя себя в рабство очередного модного субкультурного выверта - любых псевдо или контркультурных имитаций типа эмо-кидов, джанки, аскеров или мазо-факов, чреваты «потерей лица», как говорят китайцы, физического здоровья (телесная нечистота, наркошприцевание, проституция и бродяжничество как субкультура протеста) и самой жизни.

3. Рациональное регулирование деятельности внутренних органов имеет в виду выработку полезных для здоровья культурных стереотипов, привычек в жизни, деятельности. Рациональное регулирование деятельности внутренних органов

12

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17

имеет в виду выработку полезных для здоровья культурных стереотипов, привычек в жизни, деятельности.

4. Значение адекватной самооценки для здоровья человека велико, потому, что оно является исходным элементом для формирования эмоций, социальным умением соотносить результаты собственной деятельности с последствиями ее реальной ситуации, а, следовательно, со стрессом [2, с. 35-39].

5. Выбор интересов, профессий, видов деятельности, соответствующих способностям, наклонностям и интересам, то, что называется смыслом жизни: это самая главная задача культуры здоровья: «найти себя, свое амплуа, свое место в жизни»: самоопределиться как мужчина, женщина, сын, дочь, отец, мать, супруг, супруга, гражданин [7, с. 5-8; 10, с. 2-4].

6. Отношение к социальным институтам семьи, общества, государства: конструктивное, позитивное, нейтральное, негативное, диссоци-ально-маргинальное, деструктивно-враждебное, уголовное (криминальное).

Вышеперечисленные факторы и показатели выступают в настоящее время связующим звеном между возрастной физиологией и гигиеной, педагогической психологией и социальной педагогикой, донозологией и педиатрией - с одной стороны, и теорией воспитания - с другой, собственно педагогической стороны. Эти связи жизненны, они актуальны для подлинного прогресса школьной и университетской медицины, педагогики и культуры. Более того, они служат теоретической и практической базой для выработки комплексной стратегии и социально адекватной практики обеспечения национальной системы общественной безопасности пространства образования.

Библиографический список

1. Беляева А. В., Козырева Е. Н. Гигиеническое образование студентов - будущих педагогов // Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием. - М., 2006. - С. 17.

2. Беляева А. В., Беляев Г. Ю. Нормативная ти-пологизация школ как воспитательных систем по кри-

терию здорового образа жизни: (Здоровый образ жизни, профилактика патологического образа жизни, школа как воспитательная система) // Воспитательные системы как социокультурный феномен: прошлое, настоящее, будущее : сб. статей Международной науч.-практ. конф. (г. Москва, 5-6 октября 2010 года) :. - М. : Ин-т теории и истории педагогики РАО, 2010. - С. 35-39.

3. Беляев Г. Ю. Векторные критерии культурносмысловых стереотипов в педагогической практике // Диагностика и мониторинг в сфере воспитания : сб. науч. трудов Всероссийской научно-практической конференции. - М. : Педагогическое общество России, 2006. - С. 63-67.

4. Беляев Г. Ю. Параметры мониторинга факторов формирования качества образовательной среды: нормативный минимум специалиста // Материалы II Конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья с международным участием. - М. : Научный центр здоровья детей РАМН, 2010. - С. 85-89.

5. Буданов В. Г. Методология синергетики в по-стнеклассической науке и в образовании. - М.: Изд-во ЛКИ, 2007. - С. 53-55, 57-59.

6. Учителя, педагогическая деятельность и новые технологии // Всемирный доклад по образованию 1998 г. - ЮНЕСКО, 1998. - С. 3-10.

7. Жилов Ю. Д., Назарова Е. Н. Безопасность и защита жизнедеятельности: Курс лекций. - М. : МГОУ, 2002. - С. 5-8.

8. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Основания синергетики: Человек, конструирующий себя и свое будущее. - М. : КомКнига, 2007. - С. 136-137.

9. Материалы II Конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья с международным участием. - М. : Научный центр здоровья детей РАМН, 2010. - С. 7-13.

10. Назарова Е. Н., Жилов Ю. Д. Здоровый образ жизни и его составляющие : учеб. пособие для вузов. - М. : Академия, 2007. - С. 2-4.

11.Селиванова Н. Л. Синергетический подход к управлению воспитательной системой школы: Научный доклад Научного центра современных проблем воспитания // Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания : сб. науч. статей) / сост. и отв. ред. Д. В. Григорьев; ред. Е. И. Соколова. - Пермь : Изд-во ПОИПКРО, 1998. - 128 с. - С. 30-41.

12. Новикова Л. И. Смена парадигмы воспитания - назревшая проблема педагогики: [Методол. проблемы создания воспитат. системы шк.] // Изв. Рос. Акад. Образования. - 1999. - № 2. - С. 23-29.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.