Научная статья на тему 'Воспитание как общественное явление в сфере непрерывного образования'

Воспитание как общественное явление в сфере непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЗАИМОСВЯЗЬ НАУКИ И ПРАКТИКИ / ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ / СМЕЖНЫЕ ОБЛАСТИ НАУКИ / ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ / SCIENCE-PRACTICE INTERACTION / MORAL EDUCATION / SOCIAL AND PEDAGOGICAL EXPERIENCE / ADJACENT SCIENCE / MORAL EDUCATION THEORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляев Геннадий Юрьевич

В статье освещаются вопросы воспитания, приоритетные для процесса системных трансформаций в сфере непрерывного образования, социально-экономического прогресса, опережающего развития науки и культуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education as a social phenomenon in the field of continuing education

The article considers the key items of moral education actual for the process of system transformations in the areas of continuing education, socio-economic progress, accelerated development of science and culture

Текст научной работы на тему «Воспитание как общественное явление в сфере непрерывного образования»

Г. Ю. Беляев

(Москва)

ВОСПИТАНИЕ КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ В СФЕРЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье освещаются вопросы воспитания, приоритетные для процесса системных трансформаций в сфере непрерывного образования, социально-экономического прогресса, опережающего развития науки и культуры

Сегодня образование приобретает признаки непрерывности и по существу является кадроформирующей индустрией. Приоритетная социальная функция школы - кадроформирующая функция на основе стратегий отбора общих и специфических средств реализации предметности обучения в системе образования - общего, среднего специального, дополнительного, высшего и поствузовского [5, 7, 13]. Но ограничение школой своей функциональности как «чистого» обучения, а не воспитания является максимально затратным, социально-элитарным, пусть хоть и стопроцентно информатизированным институтом. В условиях прямого вызова, брошенного национальным системам образования противоречивыми, причудливо сочетающими прогрессивные и реакционные черты процессами глобализации, феномен самореализации подростков и молодежи, процесс обретения новыми поколениями национально-культурной, социально-политической, духовно-нравственной идентичности встает на повестку дня ключевых стратегических программ и политических решений всех без исключения национальных образовательных систем. Происходит это постольку, поскольку эти системы решают основные задачи воспроизводства ведущего компонента, жизненно важного ядра и субъекта производительных сил - человека, нового поколения социально ответственных и культурно вменяемых людей, прежде всего как работников, способных развивать общество, страну, решать задачи «опережающего», а не «закрывающего» социальноэкономического развития.

Всякая «самоактуализация» социального индивида приложима к программе его готовности к развитию, к самовоспитанию, культурному самоопределению в рамках базовой ретрансляции национально-исторической,

преемственной культурной и социальной традиции, а не наоборот [1]. В противном случае (и это вполне очевидно наблюдается на примере российского общества последних двадцати лет] умножаются кадры субкультур, выбитых из колеи общественно-экономического прогресса, умножается слой, граждан, вообще социально неспособных в чем-либо самоопределиться, растет культурно маргинализованный космополитический слой, ощущающих себя «лишними» людей. Поэтому без воспитания у образования просто нет нормального будущего [11].

Сегодня переосмысляется сам смысл социализации. Свидетельством этого стало определение значения и роли ключевых компетенций (key competencies) для стратегических реформ образования [4, 13]. Компетентность стала рассматриваться университетскими сообществами как составляющая не только профессионализма, но и личностных черт индивида и соотнесена с готовностью к изменениям, с готовностью к развитию, с готовностью решать сложные вопросы, с готовностью к социальной ответственности [3, 6].

По результатам мировых исследований уровней профессионализма сотрудников различных отраслей производства, менеджмента, бизнеса, сферы услуг и др. сфер профессиональной деятельности выпускников различных образовательных учреждений, сугубо психологическое понятие готовности транслируется в сферу направленной социализации новых поколений - то есть в сферу собственно воспитания в системе разноуровневого и непрерывного образования [13].

К числу факторов, радикально изменивших и меняющих современную школу как базовый социальный институт преемственности поколений, следует отнести такое принципиально новое явление социализации под-

ростков, как полисубъектность субкультурных воздействий на процесс формирования индивидуальности и глубину этих воздействий на мироощущение, мировоззрение и образ жизни современных школьников. Здесь социология и культурология выступают как дисциплины, смежные с теорией воспитания, оказывая влияние, которое также может быть охарактеризовано как имеющее признаки парадигмального сдвига [12].

В начале XXI века после относительно длительного технократического перерыва в европейское культурное и образовательное пространство вернулся феномен «социальное воспитание». По Дж. Равену, компетенции суть мотивированные способности. Значит, школа - отнюдь не «сфера образовательных услуг», а социальный институт обеспечения готовности к дальнейшему развитию, поддержки и культивирования мотивированных потребностей социального индивида в процессе его вторичной социализации. Нежесткий тип социально-педагогических связей является в данных условиях, по-видимому наиболее адекватным для осмысления и конструирования педагогической реальности. Понятие воспитательного пространства, впервые предложенное для теории воспитания Л. И. Новиковой с целью анализа различных сторон и компонентов среды педагогического взаимодействия, несет в себе как раз такую характеристику - следствие явного влияния на теорию и практику воспитания методологии синергетики [9, 10].

Понятие информации приобретает содержание, которое станет отправным моментом и основанием для дальнейшего сдвига научной парадигмы - в направлении постнеклас-сической рациональности научного знания, и

- шире - постмодернизма как культурологического симптома нашего времени. Это означает рождение принципиально нового фактора в образовании - личностная составляющая социализации и воспитания связана с принципиально новой ролью информации в жизни всего общества [6].

В современной методологической культуре вырабатывается тенденция перехода на исследование и освоение сложных самораз-вивающихся систем, принципиального освоения проектирования как особого рода деятельности [8]. Только в специальной рефлексивной процедуре системного анализа разнородные знания о ребенке как объекте, субъ-

екте, цели и результате воспитания могут быть продуктивно интегрированы. Опыт развития научной мысли второй половины XX века вполне доказал не только реальность, но и целесообразность учета влияния на теорию социализации и воспитания таких смежных дисциплин, как педагогическая психология, психолингвистика, культурология, возрастная физиология и школьная гигиена. Например, трудно переоценить влияние на теорию воспитания важнейшего положения культурно-исторической психологии Л. С. Выготского о том, что обучение «забегает» вперед развитию ребенка.

Сегодня социализация протекает в условиях систематического формирования рефлексов и стереотипов виртуальной действительности. Техногенно обусловленная зрительнослуховая доминанта неокортекса отражается на особенностях социализации, что ставит педагогов перед необходимостью учета новых факторов в практике школьного воспитания. Мировым сообществом физиологов, школьных гигиенистов и педиатров отмечается фактор риска, имеющий непосредственное отношение к качеству здоровья следующих поколений: преобладание зрительнослухового восприятия с уменьшением значения интегративных информационных каналов головного мозга (речь идет о трудовых, конструктивных, творческих навыках]. Восприятие информации строится с доминантным участием подкорковых структур и образованием стереотипов поведения в обход аналитической, синтетической, творческой, интегративной функции коры лобной доли головного мозга; при этом информация от самого организма в значительной мере игнорируется и тем самым возрастает «техногенный» риск ранней дезадаптивности индивида, психофизиологической и социальной.

В связи с этим актуальным становится изучение особенностей современной социализации детей, подростков и молодежи через методологическую «призму» культурно-исторического подхода и базового понятия культурного стереотипа (по А. А. Леонтьеву]. Культурные (или культурно-поведенческие] стереотипы - это субъективные пространства-образы объективной реальности. Они составляют особую педагогическую реальность

- ту, в которую включен сам педагог, - выступая своеобразными маркерами социально-педагогического сознания и поведения, особен-

но сознания и поведения обыденного, повседневной ментальности. В них проявляется культура как форма и норма общественного сознания. На них опирается воспитание, поскольку культурные стереотипы - следствие стереотипов динамических, системной основы высшей нервной деятельности. На них фактически строится любое (по знаку качества и смысловому вектору] воспитательное пространство. Они являют собой субъективные пространства «присвоения» воспитательных смыслов.

Таким образом, культурно-поведенческий стереотип включает общественно-личностное мышление, знание и поведение, предполагая и реализуя установочно-нормирующую социальную функцию. От выбираемого обществом доминирующего вектора нормативноценностных ориентаций зависит, с каким морально-педагогическим знаком эта функция будет протекать. Вполне понятно, что история любого общества (а следовательно, и история педагогики] полна примерами перекосов таких векторов, подменой культурно-исторических смыслов, знаковых перестановок ценностей воспитания. Тем не менее проблема осмысленного и здорового образа жизни каждого нового поколения всегда стоит в центре внимания любой педагогической традиции. Здоровье и культура - взаимосогласованные понятия: культура здоровья подразумевает здоровье физическое, социальное и духовно-нравственное. Здесь принцип опоры на культуру и культурный стереотип раскрывает педагогу именно как воспитателю конкретные формы преобразования объективной реальности в личностные смыслы - то есть дает возможность увидеть порождение и развитие смыслообразующих мотивов воспитательного пространства.

Благодаря работам теоретиков гуманистической психологии А. Маслоу и К. Р. Роджерса теория социализации и воспитания обогатилась понятием личностный рост и его производными.

Всецело сохраняют актуальность положения о том, что человек проявляется не просто в отношениях, но в системе отношений к обществу, к труду, к другим людям, к себе (В. Н. Мясищев], что он есть субъект познания, общения, труда (Б. Г. Ананьев], что возрастные особенности воспитания вытекают из особенностей ведущей деятельности возраста ребенка (Д. Б. Эльконин]. В поле иссле-

дований, посвященных реорганизации теории и практик воспитания, включаются работы, посвященные формированию и становлению культурной идентичности, национальной и общероссийской (М. В. Шакурова], анализируется опыт воспитания в различных типах детской общности, включая временные детские объединения и структуры дополнительного образования.

За школой как особым социальным институтом, несмотря ни на что, сохраняется совершенно особая миссия - социального компаса в бушующей стихии современной социализации. Социальноведущий источник современного воспитания как общественного явления - прежде всего в основном общем - а не элитарно-кастовом, частном образовании. Педагоги - реальные деятели (немассовой, не «омассовленной»] культуры трансляции морально-этических эталонов и культурных стереотипов, их нового прочтения, осмысления, переосмысления, адаптации и реновации. И в этой роли они никем и ничем незаменимы. Сохранение эталонов культуры в виде сети школ, имеющих исторически развитые воспитательные системы, является своего рода культурным генофондом - общественногосударственной гарантией социальной проекции культурных эталонов в эпоху тотального разрушения привычных социальных институтов и общего кризиса системы современного образования.

Социальная миссия Школы будущего состоит в принципиальном недопущении «ато-мизации общества» до уровня аморфной массы люмпенизированных индивидов, его культурной деградации, в блокировании социально-опасных тенденций разрастания и культурного доминирования каст, сект и сословий, социально мимикрирующих под квазии-сторическое и псевдорелигиозное возрождение.

Испытывая очередной, нормальный кризис своего развития, кризис так называемой парадигмы, образование, по существу, становится воспитанием. Пожизненное, непрерывное, массовое, народное, национальное, прогрессивное, интернациональное, кросс-куль-турное, всемирное, национально-демократическое, социально-патриотическое, глобальное - сегодня воспитание обязано сохранить свою суть как общественное явление стратегического масштаба.

В целях обеспечения смысла обществен-

ной безопасности педагогика обязана сохранить и функционально, на уровне социальнопедагогических общественных институтов закрепить как ведущую линию прогресса сам принцип научной рациональности, тем самым всячески содействуя сохранению мирового научного сообщества как совокупности уникальных сетевых структур и социальных институтов. В противном случае и национальная, родная культура неизбежно утратит важнейшие функции нормального социального наследования, а школа потеряет смысл важнейшего социального института расширенного воспроизводства человека.

С опорой на опыт экспериментальных площадок, апробированных в Москве за последние десять лет по линии Департамента образования, Московского института открытого образования, Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, Института педагогических инноваций, Центра теории воспитания Института теории и истории педагогики Российской академии образования и других образовательных институтов, допустимо сделать вывод о целесообразности дальнейшей разработки в теории и на практике понятий, вполне применимых к Школе будущего как социализирующей системе:

1. Многоуровневое и непрерывное воспитательное пространство, включающее структуры и учреждения дополнительного образования.

2. Воспитательные системы, включающие детские общественные объединения, их развивающий воспитательный и социокультурный потенциал.

3. Социально-моделирующие сетевые игры, раскрывающие воспитательный потенциал информатизации общества.

4. Надпредметные компоненты содержания непрерывного образования.

5. Готовность школьника к дальнейшему развитию.

6. Ключевые (социально-педагогические] компетенции как объект теории воспитания при разработке и внедрении программ комплексной переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

7. Педагогический менеджмент с включением родительских советов в сетевое социально-культурное пространство взаимодействия коллективных субъектов социализации и воспитания.

8. Адаптивное управление в сфере воспитания как задача стратегического социального планирования.

9. Социально-моделирующие практики вторичной социализации индивида и внедрение элементов системы производительного труда нового поколения.

10. Возврат в практику школьного образования системы общественно-полезного труда и элементов производительного труда как социально-ведущего компонента организации образовательного пространства.

Литература

1. Богуславский М. В. Методологии и технологии образования: историко-педагогический контекст. - М.: ИТИП РАО, 2007. - С. 1216 ; С. 33-35.

2. Буданов В. Г. Методология синергетики в постнеклассиче-ской науке и в образовании. - М.: Изд-во ЛКИ, 2007. - С. 53-55 ; С. 57-59 (Сер. «Синергетика в гуманитарных науках»].

3. Всемирный доклад по образованию // Учителя, педагогическая деятельность и новые технологии. - ЮНЕСКО, 1998. -С. 8-11.

4. Зимняя И. А. Стратегия воспитания: возможности и реальности // Интеграция науки и высшего образования. - 2006. - №1.

- С. 67-74.

5. Ильин Г. Л. Образование как способ социального нормирования (Два возражения против личностной ориентации образовательной политики] // Проблемы качества, его нормирования и стандартов в образовании : сб. науч. ст. / под общ ред. Н. А. Селезневой и В. Г. Казановича. - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. - С. 51-56.

6. Кинг А., Шнайдер Б. Первая глобальная революция : доклад Римского клуба : пер. с англ. / вступит. ст. и редакция Д. М. Гвишиани ; послесл. Г. С. Хозина. - М.: Прогресс ; Пангея, 1991. -С. 266-270 ; С. 273.

7. Кларин М. В. Непрерывное образование, идея, принципы, парадигма // Инновационная деятельность в образовании. -1994. - №3. - С.3-5.

8. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Основания синергетики. Человек, конструирующий себя и свое будущее. Изд. 2-е. - М.: КомКни-га, 2007. - С. 136-137 (Сер. «Синергетика: от прошлого к будущему»).

9. Селиванова Н. Л. Синергетический подход к управлению воспитательной системой школы. // Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания : сб. науч. статей / сост. и отв. ред. Д. В. Григорьев ; ред. Е. И. Соколова. - Пермь: Изд-во ПОИПКРО. - С. 30-41.

10. Новикова Л. И. Смена парадигмы воспитания - назревшая проблема педагогики : Методологические проблемы создания воспитательной системы школы // Известия Рос. акад. образования. - 1999. - №2. - С. 23-29.

11. Полисубъектность воспитания как условие конструирования социально-педагогической реальности : сб. науч. тр. / под ред. Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. - М.: ИТИП РАО, 2009. -С.3-6, 74-76, 211-218, 220-222.

12. Полисубъектность воспитания как условие конструирования социально-педагогической реальности (концепция) / ред. Н. Л. Селиванова. - М.: ИТИП РАО, 2009. - С. 3-4 ; С. 7-8.

13. Экономика знаний : коллектив. моногр. / отв. ред. В. П. Колесов. - М.: ИНФРА-М, 2008. - С. 4-6 ; С. 10-12 ; С.152-156.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.