Научная статья на тему 'Связь природы и культуры России'

Связь природы и культуры России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
245
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Связь природы и культуры России»

легче приспосабливается к усиленной работе, чем у малотренированных и не владеющих дыханием. У опытных танцоров увеличение нагрузки вызывает углубление дыхания, за счет чего увеличивается легочная вентиляция. У нетренированных это происходит за счет учащения дыхания, но при этом поступление кислорода в кровь у них увеличивается ненамного, так как большая частота дыхания приводит лишь к частичному заполнению легких воздухом (поверхностное дыхание). В таком случае может появиться одышка, скованность в теле, разбросанность внимания, чувство стеснения в груди, теряется внутренний ритм. На турнирах опытным парам приходится неоднократно выходить на паркет. Эго нелегко, потому что зачастую турнир по спортивному бальному танцу длится по 8-9 часов, и сказывается усталость не только физическая, но и психологическая. В финале же разворачивается борьба за места, и танцоры исполняют все танцы подряд. Для отдыха им дается лишь небольшая пауза, в течение которой судейство выставляет оценки. Часто приходится наблюдать, как финалисты, после исполнения очередного ганца, не могут успокоить дыхание. Они забывают о том, что дыхание нельзя длительно задерживать. Дышать необходимо при любых движениях, при любых напряжениях мышц, как бы это не было трудно. Исполнители бальных танцев, особенно на соревнованиях, как правило, не задумываются о правильном дыхании. От желания победить соперников, выглядеть как можно лучше, эмоции подчас пол-

ностью «захлестывают» танцующих, и о сознательном дыхании речь уже не идет. Тренеру необходимо помнить, что просчеты в развитии правильного дыхания его учеников могут происходить по следующим причинам: тренер неумело составляет и проводит занятия; спортсмен болен и занимается без разрешения врача; тренер не соблюдает индивидуальный подход к ученикам; воздух в тренировочном помещении недостаточно кондиционируется. Особое внимание надо уделять умению танцоров усилием воли преодолевать наивысшую степень утомления, так называемую «мертвую точку». После нее появляется как бы «второе дыхание», позволяющее в период наибольшего физического утомления сохранять работоспособность организма. Преодолев «барьер» наивысшего утомления, танцор может преодолеть дальнейшее высокое мышечное и нервное напряжение. Тренеру нужно проводить занятия в гаком темпе, чтобы «первое дыхание» было хорошо поставлено и отработано для главного перехода к работе над «вторым дыханием».

Итак, воспитание правильного дыхания у танцоров спортивного бального танца является одной из главных задач на тренировках. Для усвоения и закрепления навыков правильного дыхания требуется неустанное наблюдение тренера над своими учениками. До тех пор, пока правильное дыхание не станет для них привычным, им надо напоминать о нем. Внимание тренера к этой проблеме не должно быть поверхностным.

СВЯЗЬ ПРИРОДЫ И КУЛЬТУРЫ РОССИИ Н.Н. Лавринова

При изучении культуры России особенно важно учитывать природный фактор. На эту взаимосвязь всегда обращали внимание. Уже в древнейших памятниках русской письменности: «Повести временных лет» Нестора, «Поучениях Владимира Мономаха» высказываются идеи о влиянии географии на развитие государства. Первые летописцы осознают различия ландшафтов и племен, из осознания чего и выдвигают идеи о зависимости развития славянских племен от природных факторов.

Геокультурный каркас Великороссии очень сложен. Его основным стержнем является ось Москва-Петербург, а историко-географическим полем становится Восточно-Европейская (Русская) равнина. Историки давно обратили внимание на особую роль для истории и культуры России географических особенностей Восточно-Европейской равнины. Относительное разнообразие при-

роды способствовало развитию каких-то общих элементов культуры русского народа.

Так, например, окружающая среда и многовековой образ жизни сформировали и особое отношение русских к искусству России. Сам его пласт дает огромное множество примеров связи природы и искусства по самым разным направлениям «природа - живопись», «природа - музыка», «природа - зодчество». Взятые в совокупности виды искусства создают своеобразный стиль отдельных местностей.

Трудно представить живопись без изображения природных пейзажей. Известный русский географ В.П. Семенов-Тян-Шанский утверждал, что каждому этносу присущи свои оттенки солнечного спектра, что связано, в частности, с окружающей цветовой палитрой и собственной стадией этногенеза. Русский народ обычно плохо различает оранжевый цвет, причисляя его то к

красному, то к желтому цветам. Ему чужд также лиловый цвет, который он относит к оттенку синего, в то время как вполне самостоятельными для него является синий и голубой. Ученый полагал, что человеческие племена для своей орнаментики и живописи выбирают краски, наблюдая окружающую природу.

Существует мнение о глубоком территориальном своеобразии звуков, и в частности музы-

ки, стилизованной под природные звуки: пение птиц, порывы ветра, плеск волн.

Можно приводить еще много примеров того, как отразилась природа не только на общей судьбе русского народа, но и на его культуре, национальном характере. Однако географическая среда отмечена большими различиями, которые, в свою очередь, повлияли на обычаи, психический склад населения, сказались на его материальной и духовной культуре.

ХРИСТИАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ О ЗДОРОВЬЕ И БОЛЕЗНИ ЧЕЛОВЕКА

М.М. Сталковская

Христианская антропология рассматривает личность человека как единство духовных, душевных и телесных проявлений, где духовная сфера понимается как главенствующая. Единство души и тела есть здоровье и норма человеческой жизни. В соответствии с этим и всякая болезнь имеет вначале духовную (либо душевную), а затем физиологическую природу. Такой подход к человеку не противоречит медико-биологическому взгляду, а лишь обогащает, дополняет и завершает представление о личности. В православии понятие болезни связано с грехом: через грехи свои человек получает болезнь как испытание или предостережение, а в том числе и как благо. Что, кому и для чего посылается Господом Богом, понять простому человеку невозможно, остается лишь цитировать православных святых.

С развитием человеческой культуры менялся взгляд на природу человека. Например, в донаучный период преобладания религиозно-мистического взгляда на человека, когда еще не существовали такие науки как психология и психиатрия, личностью человека занимались священники, монахи и философы. Существовали монастыри, куда люди обращались за помощью. В те времена уже существовал дифференцированный подход к психически больному человеку. Так, например, настоятель монастыря Иоанн Лествичник (VI в.) различал «болезни духа» (духовные) и болезни, происходящие от «естества» (душевные, телесные).

Следующий этап (XIX в.) - развитие научной медицинской дисциплины на основе рационалистических взглядов на человека с экспериментальными, чисто биологическими теориями в физиологии. Религиозная антропология осталась на заднем плане.

Третий период (XX в.) ознаменовался необходимостью синтетического рассмотрения психических проявлений в норме и патологии, во всей полноте его духовного и психофизического бытия. Ученые приходят к выводу', что новые знания обусловлены тем или иным познаватель-

ным методом, научные положения имеют ограниченную и приходящую ценность в зависимости от применяемого метода (К. Ясперс). Широкое распространение получает целостное антропологическое воззрение на духовные и психофизиологические проявления человека. Сторонником данного метода был Д.Е. Мелехов. В своей книге «Психиатрия и отдельные проблемы духовной жизни» он приводит точку' зрения ряда ученых-психиатров, которые признавали необходимость рассмотрения религиозных переживаний. По этому поводу существуют два аспекта размышлений: поскольку проявления религиозной жизни в ду ше человека представляют собой определенные психологические состояния всей личности в целом и всегда связаны с теми или иными физиологическими процессами в организме человека, постольку' они могут быть предметом психологического, психофизиологического, а в случае патологии - психиатрического исследования; но содержание религиозных переживаний выходит за пределы компетенции этих методов: они должны быть предметом религиозного исследования, теологии. Психиатрические гипотезы, психологические обобщения и теории не адекватны для объяснения религиозных переживаний (так же, как и для пояснения поэтического, музыкального и художественного творчества).

Говоря о здоровье и болезни, необходимо заметить, что в православии обозначена проблема соотношения религиозных переживаний и болезни. В частности, у профессора Мелехова существует три стороны этого вопроса: религиозные переживания как проявление болезни, когда больной воспринимает эти проявления болезни как откровение, как реальность: «ложная мистика» по терминологии западных психологов и психиатров, состояние «прелести», «прельщения» -по терминологии православных подвижников; религиозные переживания, положительная здоровая мистика у больного человека, их роль в борьбе с болезнью и значение их для компенсации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.