основанный на потребностях, интересах и доходах. Таким образом, реклама играет и образовательную роль, готовит потребителя к принятию решения. Молодежь, которая воспитывается в
иной политической и экономической ситуации, лучше осознает проблемы отставания России от стран Запада и быстрее найдет выход из сложившейся ситуации.
ФИЛОСОФСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕНИЙ О ЗАГРОБНОЙ ЖИЗНИ В ДРЕВНИХ И СОВРЕМЕННЫХ КУЛЬТУРАХ
О.Б. Белякова
Во всех древних и современных культурах на религию, обрядовость, мифологию, искусство и философию оказывает влияние тема смерти, так как сознание важности умирания является неотъемлемой частью человеческого существования.
В восточных культурах существуют положения религиозных и философских систем, в соответствии с которыми смерть не является абсолютным концом существования, а сознательная жизнь продолжается после биологической смерти в тех или иных формах. Эти концепции загробного существования включают в себя представления как об абстрактных состояниях сознания, так и образы загробного мира, похожего на земное существование. Но во всех этих верованиях смерть рассматривается как переход или трансформация, а не как полное уничтожение индивидуума. Подобные системы верований предлагают обратное отношение ценностей земного и посмертного существований. Поэтому в религиозно-философских системах, отводящих большую роль перевоплощению, таких как индуизм, буддизм, дайнизм, тантризм, умирание рассматривается как более
важное состояние, чем жизнь. Смерть дает индивидуальному Я возможность обрести божественную сущность.
Иногда смерть рассматривается как шаг на более высокую ступень духовной или космологической иерархии, продвижение в мир предков, духов, богов. Она связана с переходом из земной жизни, наполненной страданиями и проблемами, в блаженное существование.
Обычно концепция загробного существования включает в себя полярные представления, с одной стороны, ад и чистилище, с другой, - рай и небесное царство.
Общим моментом в представлениях о посмертном пути души часто является идея Божественного суда. Она присутствует в тех или иных формах в христианстве, мусульманстве, зороастризме, египетских традициях.
Тема смерти и умирания во всех религиях и философиях любого исторического периода основана на глубоком понимании человеческого разума и необычных состояниях сознания.
ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ДЫХАНИЯ У ТАНЦОРОВ СПОРТИВНОГО БАЛЬНОГО ТАНЦА И.В. Пуляева
Поговорка «Это нам нужно как воздух» выражает особую потребность организма в воздухе.
Еще древнегреческий философ Анаксимен считал воздух условием и первопричиной жизни. Хотя представление о воздухе как единственном условии существования всего живого и наивно, но оно отражает понимание огромного значения воздуха для организма. В организме нет запаса кислорода, и поэтому кислород должен равномерно поступать через органы дыхания. Орган дыхания - это воздушные ворота в организме. Воспитание правильного дыхания в хореографическом искусстве является залогом успеха в достижении высоких результатов. Это является од-
ной из важных проблем в спортивной бальной хореографии.
Любая физическая работа увеличивает глубин}' и частоту дыхания. Спортивный бальный танец особенно требует больших затрат энергии, и неорганизованное дыхание часто становится большой помехой для исполнителя. Занятия дыхательной гимнастикой дают возможность выработать специальные приемы дыхания, помогающие спортсмену легко переносить большую физическую нагрузку и быстро приводить в норму дыхание и деятельность сердца. У хорошо тренированных спортсменов, имеющих двигательнотанцевальные и дыхательные навыки, организм
легче приспосабливается к усиленной работе, чем у малотренированных и не владеющих дыханием. У опытных танцоров увеличение нагрузки вызывает углубление дыхания, за счет чего увеличивается легочная вентиляция. У нетренированных это происходит за счет учащения дыхания, но при этом поступление кислорода в кровь у них увеличивается ненамного, так как большая частота дыхания приводит лишь к частичному заполнению легких воздухом (поверхностное дыхание). В таком случае может появиться одышка, скованность в теле, разбросанность внимания, чувство стеснения в груди, теряется внутренний ритм. На турнирах опытным парам приходится неоднократно выходить на паркет. Это нелегко, потому что зачастую турнир по спортивному бальному танцу длится по 8-9 часов, и сказывается усталость не только физическая, но и психологическая. В финале же разворачивается борьба за места, и танцоры исполняют все танцы подряд. Для отдыха им дается лишь небольшая пауза, в течение которой судейство выставляет оценки. Часто приходится наблюдать, как финалисты, после исполнения очередного танца, не могут успокоить дыхание. Они забывают о том, что дыхание нельзя длительно задерживать. Дышать необходимо при любых движениях, при любых напряжениях мышц, как бы это не было трудно. Исполнители бальных танцев, особенно на соревнованиях, как правило, не задумываются о правильном дыхании. От желания победить соперников, выглядеть как можно лучше, эмоции подчас пол-
ностью «захлестывают» танцующих, и о сознательном дыхании речь уже не идет. Тренеру необходимо помнить, что просчеты в развитии правильного дыхания его учеников могут происходить по следующим причинам: тренер неумело составляет и проводит занятия; спортсмен болен и занимается без разрешения врача; тренер не соблюдает индивидуальный подход к ученикам; воздух в тренировочном помещении недостаточно кондиционируется. Особое внимание надо уделять умению танцоров усилием воли преодолевать наивысшую степень утомления, так называемую «мертвую точку». После нее появляется как бы «второе дыхание», позволяющее в период наибольшего физического утомления сохранять работоспособность организма. Преодолев «барьер» наивысшего утомления, танцор может преодолеть дальнейшее высокое мышечное и нервное напряжение. Тренеру нужно проводить занятия в таком темпе, чтобы «первое дыхание» было хорошо поставлено и отработано для главного перехода к работе над «вторым дыханием».
Итак, воспитание правильного дыхания у танцоров спортивного бального ганца является одной из главных задач на тренировках. Для усвоения и закрепления навыков правильного дыхания требуется неустанное наблюдение тренера над своими учениками. До тех пор, пока правильное дыхание не станет для них привычным, им надо напоминать о нем. Внимание тренера к этой проблеме не должно быть поверхностным.
СВЯЗЬ ПРИРОДЫ И КУЛЬТУРЫ РОССИИ Н.Н. Лавринова
При изучении культуры России особенно важно учитывать природный фактор. На эту взаимосвязь всегда обращали внимание. Уже в древнейших памятниках русской письменности: «Повести временных лет» Нестора, «Поучениях Владимира Мономаха» высказываются идеи о влиянии географии на развитие государства. Первые летописцы осознают различия ландшафтов и племен, из осознания чего и выдвигают идеи о зависимости развития славянских племен от природных факторов.
Геокультурный каркас Великороссии очень сложен. Его основным стержнем является ось Москва-Петербург, а историко-географическим полем становится Восточно-Европейская (Русская) равнина. Историки давно обратили внимание на особую роль для истории и культуры России географических особенностей Восточно-Европей-ской равнины. Относительное разнообразие при-
роды способствовало развитию каких-то общих элементов культуры русского народа.
Так, например, окружающая среда и многовековой образ жизни сформировали и особое отношение русских к искусству России. Сам его пласт дает огромное множество примеров связи природы и искусства по самым разным направлениям «природа - живопись», «природа - музыка», «природа - зодчество». Взятые в совокупности виды искусства создают своеобразный стиль отдельных местностей.
Трудно представить живопись без изображения природных пейзажей. Известный русский географ В.П. Семенов-Тян-Шанский утверждал, что каждому этносу присущи свои оттенки солнечного спектра, что связано, в частности, с окружающей цветовой палитрой и собственной стадией этногенеза. Русский народ обычно плохо различает оранжевый цвет, причисляя его то к