2. Milgram N. &Tenne R. Personality correlates of decisional and task avoidant procrastination. European Journal of Personality, 2000; 14, 141 - 156.
3. Тарасевич Г.В. Прокрастинация: болезнь века. Русский репортёр. Москва: PunaMustaOy, 2014; 14 (342), 20 - 29.
4. Кормачева И.Н., Шамшикова О.А. К вопросу о психологическом феномене «прокрастинация». Развитие человека в современном мире: материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 15 - 17 апреля. Новосибирск, 2014: 253 - 270.
5. Milgram N. A., Batori G. & Mowrer D. (1993). Correlates of academic procrastination. Journal of School Psychology, 31, 487 - 500.
6. Ferrari J.R. Still Procrastinating: The No Regrets Guide to Getting It Done, 2010.
References
1. Vorob'eva V.V., Yakimanskaya I.S. Analiz teoreticheskih podhodov k izucheniyu proyavlenij sindroma prokrastinacii v zavisimosti ot motivacii ucheniya u studentov pedagogicheskogo VUZa. Psihologicheskoe soprovozhdenie obrazovaniya: teoriya i praktika: materialy IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 25-27 dekabrya, Joshkar-Ola, 2013.
2. Milgram N. &Tenne R. Personality correlates of decisional and task avoidant procrastination. European Journal of Personality, 2000; 14, 141 - 156.
3. Tarasevich G.V. Prokrastinaciya: bolezn' veka. Russkijreporter. Moskva: PunaMustaOu, 2014; 14 (342), 20 - 29.
4. Kormacheva I.N., Shamshikova O.A. K voprosu o psihologicheskom fenomene «prokrastinaciya». Razvitie cheloveka vsovremennom mire: materialy V Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem 15 - 17 aprelya. Novosibirsk, 2014: 253 - 270.
5. Milgram N. A., Batori G. & Mowrer D. (1993). Correlates of academic procrastination. Journal of School Psychology, 31, 487 - 500.
6. Ferrari J.R. Still Procrastinating: The No Regrets Guide to Getting It Done, 2010.
Статья поступила в редакцию 06.11.17
УДК 159.91; 159.92
Shcheglova A.A., MA student, Department of Psychological Sciences, Kemerovo State University (Kemerovo, Russia),
E-mail: goldschmidtes@yandex.ru
Gorbatova M.M., Cand. of Sciences (Psychology), Department of Psychological Sciences, Kemerovo State University
(Kemerovo, Russia), E-mail: gorbatovamarianna@rambler.ru
Goldschmidt E.S., Cand. of Sciences (Biology), senior lecturer, Department of Psychological Sciences, Kemerovo State
University (Kemerovo, Russia), E-mail: goldschmidtes@yandex.ru
COMMUNICATION OF RELEARNING LEFTIES IN CHILDHOOD WITH AGGRESSION IN THEIR ADULTHOOD. The article presents research on a problem of influence in the long term relearning the left-handed child in a right-long time practiced in Soviet schools. The work compares the features of functional asymmetry and indicators of aggressiveness in right-handed adults, retrained as a child (left-handed), left handed, under-trained and right-handed. The work assesses the profile of functional asymmetry of the used battery of the 30 subtests. Assessment of aggressiveness was performed using the test bass-evil Durka and Hand test. The authors note down that the retrained left-handed adults differ from the natural right-handed and left-handed natural enhancement of some components of emotional aggression, such as hostility, irritability, guilt, negativism, resentment, and verbal aggression. The work deals with age specifics of manifestations of aggression in the retrained left-handed people.
Key words: retraining left-handers, the profile of functional asymmetry, aggression, stress.
А.А. Щеглова, магистрант каф. психол. наук Кемеровского госуниверситета, г. Кемерово,
Е-mail: goldschmidtes@yandex.ru
М.М. Горбатова, канд. психол. наук, доц. каф. психол. наук Кемеровского госуниверситета, г. Кемерово,
Е-mail: gorbatovamarianna@rambler.ru
Е.С. Гольдшмидт, канд. биол. наук, доц. каф. психол. наук Кемеровского госуниверситета, г. Кемерово,
Е-mail: goldschmidtes@yandex.ru
СВЯЗЬ ПЕРЕУЧИВАНИЯ ЛЕВШЕЙ В ДЕТСТВЕ С АГРЕССИВНОСТЬЮ ВО ВЗРОСЛОМ ВОЗРАСТЕ
Работа выполнена в рамках гранта РФФИ. Проект № 16-46-420035 и при финансировании ООО Частным охранным предприятием «Квант».
В статье рассматривается проблема влияния в отдаленной перспективе переучивания в детстве леворуких на правору-кость, долгое время практиковавшееся в советской школе. Сравниваются особенности (профиль) функциональной асимметрии и показатели агрессивности у праворуких взрослых, переученных в детстве (левшей), леворуких, не подвергавшихся переучиванию и праворуких. Для оценки профиля функциональной асимметрии использована батарея из 30 субтестов. Оценка агрессивности проводилась с помощью теста Басса-Дарки и Hand-test. Обнаружено, что переученные леворукие взрослые отличаются от природных праворуких и природных леворуких усилением некоторых компонентов эмоциональной агрессивности, таких как враждебность, раздражительность, чувство вины, негативизм, обидчивость и вербальная агрессия. Рассматриваются возрастные особенности проявления агрессии у переученных левшей и взаимосвязь с профессиональной эффективностью.
Ключевые слова: переучивание левшей, профиль функциональной асимметрии, агрессивность, стресс.
Переучивание, как форма насильственной социализации, влечет за собой негативные последствия и может провоцировать стресс, агрессивность, в т. ч. и фрустрацию, социальную дезадаптацию [1; 2; 3]. Период доминирования в педагогике нормативного подхода к процессу образования, воспитания и здоровья («советская» педагогика) характеризовался стремлением навязать детям «правильные» формы поведения вплоть до исправления индивидуально-типологических, характериологических, конституциональных показателей. Такая особенность функционирования педагогической системы (как и вообще всей совет-
ской системы) проявлялась не только в стремлении переучивать левшей (леворуких), но и задавать цивилизационные стандарты малым народам и народностям, проживающим в условиях Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока.
В 70-80-е годы прошлого века среди школьников выявлялось 3-5% левшей, тогда как с начала нынешнего века их доля подошла к 20% [4; 5]. С одной стороны рост числа левшей видимо связан с тем, что их перестали переучивать. С другой - вероятно влияние природных и социальных кризисов, катаклизмов, существенно участившихся в последние десятилетия [6]. В условиях
нестабильности и давления факторов среды адаптивность левшей растет, а у переученных существенно падает [4]. При этом необходимо заметить, что доля левшей (правополушарных) среди малых коренных народов существенно выше, чем в титульной нации, а их психофизиологические особенности в целом более близки к таковым у левшей, что повышает их адаптивность к природным условиям, но понижает - к социальным. [7].
Непосредственными, ближними последствиями переучивания в большинстве случаев является спектр астено-невро-тических, психосоматических, поведенческих нарушений [4; 8]. С течением времени эти последствия либо нивелируются, либо могут преобразовываться в другие симптомы. Одним из вариантов развития дезадаптации у переученных левшей может быть агрессивность [1; 8]. Агрессивность может проявляется в виде гиперреакции на воздействие негативных стимулов и развивается на основе механизма стресса. Появление агрессивности неразрывно связано с контекстом влияния на личность общественных связей и отношений [3; 9]. В качестве рабочей гипотезы нами было выдвинуто предположение о существовании особенностей проявления агрессивности у переученных леворуких людей, в частности, что уровень агрессивности переученных леворуких людей будет выше, чем у тех, кто не подвергался переучиванию.
Выборка была составлена из взрослых людей от 22 до 60 лет в количестве 75 человек - 36 мужчин и 39 женщин. 25 человек составили основную группу, куда вошли переученные в детстве леворукие, в основном использующие правую руку. Не подвергшиеся переучиванию 50 человек составили контрольную группу, из которых 25 человек оценивали себя как леворуких, а 25 человек - природные праворукие.
В ходе исследования для определения уровня агрессивности нами были использованы адаптированные варианты опросника А. Басса - А. Дарки (Buss-Durkee Hostility Inventory, BDHI) и проективной методики Э. Вагнера «Hand-test» [10]. Информация о факте переученности в детстве собиралась в ходе личного неструктурированного интервью.
Для оценки профиля асимметрии была использована батарея из 30 субтестов, разработанная на кафедре физиологии человека и животных КемГУ [11]. Индивидуальный профиль асимметрии вычислялся по следующим групповым показателям: тонкая (ТМ) и грубая моторика (ГМ), эмоциональная (ЭА) и речевая асимметрия (РА) [11]. Для данной работы учитывалась процентная доля обследуемых с выраженной (более 10% в абсолютном исчислении) асимметрией.
Комплексная оценка профиля асимметрии, проведенная с помощью упомянутой батареи тестов, показала, что выборка переученных леворуких людей характеризуется следующими особенностями:
1) Эмоциональная асимметрия у большинства испытуемых из опытной группы (90%) сохраняет признаки левшества, что характерно для исследованных нами ранее малых коренных народов, проживающих на юге Западной Сибири и многих представителей азиатского мира, догоняющих и традиционных обществ [6, с. 12].
2) Грубая моторика, отвечающая за использование крупных мышц тела, совпадает с таковой у правшей (70%), что говорит о значимости компонента грубой моторики в ходе адаптации и переобучения левшей на использование правой руки.
3) Тонкая моторика преимущественно развита на левой стороне (75%), что говорит о сохранности левосторонней асимметрии в наиболее важных функциях после переучивания и переобучения.
4) У 80% испытуемых речевая функция доминирует на правой стороне (речевые центры в левом полушарии), что под-
Библиографический список
тверждает результаты многочисленных авторов о сходстве речевой асимметрии у большинства левшей с правшами [4, с. 8].
По результатам методики А. Басса - А. Дарки, согласно процентному анализу, 58% опытной группы характеризуется нормальным уровнем проявления агрессивности когда как низкий уровень характерен для 12% выборки и около 30% относятся к высокому уровню. Значения агрессивности в обоих контрольных группах: у правшей в 68% - норма, в 21% - низкий и в 11% высокий уровень агрессии; у левшей соответственно 55%, 27% и 18%. В опытной группе наиболее выражены эмоциональные компоненты в проявлении агрессивности (раздражительность, обидчивость, негативизм и чувство вины) в противовес правшам, у которых преобладают показатели прямой агрессивности.
Проективная методика Э. Вагнера выявила повышенную тенденцию к агрессивному поведению у 35% опытной группы против 25% у левшей и 17% правшей. Нормативная агрессивность характерна для 54% опытной выборки против 63% у левшей и 59% у правшей, выраженное дружелюбие наблюдается у 11% опытной выборки против 13% у левшей и 24% у правшей.
С помощью корреляционного анализа удалось выявить взаимосвязь возраста с показателем обидчивости (г=0,49); 2) степень правшества с уровнем вербальной агрессии (г=0,45), что подтверждает предыдущие результаты.
Анализ с использованием ^критерия Стьюдента выявил различия между контрольной и опытной группой по следующим показателям: раздражительность, негативизм, обидчивость, враждебность, агрессивность и чувство вины (при р(0,05) в сторону усиления данных качеств у переученных.
1) Переученные леворукие взрослые отличаются от природных праворуких и природных леворуких по ряду компонентов эмоциональной агрессивности, таких как враждебность, раздражительность, чувство вины, негативизм, обидчивость и вербальная агрессия. Это соответствует природным особенностям левшей, т.к. правое полушарие больше участвует в формировании отрицательных эмоциональных состояний - склонность к негативному реагированию на основе гнева, огорчения, самоосуждения или осуждения других [8].
2) Психофизиологические показатели агрессивности, связанной с ведущей рукой, выявили компоненты, характерные как для правосторонней, так и левосторонней асимметрии. Такие показатели, как эмоциональная асимметрия и тонкая моторика типичны для левшей, тогда как грубая моторика и центры речи и письма приближает опытную выборку к правшам.
3) Среди переученных леворуких по сравнению с праворуки-ми выявлено увеличение проявлений косвенной агрессивности, тенденция к проявлению агрессивности по проективной методике. Это говорит о склонности к проявлению агрессивности у переученных леворуких взрослых. Интересно отметить, что такие особенности довольно характерны для поведения коренных малочисленных народов [6; 7].
Еще один вариант последствий переучивания был выявлен в ходе исследования сотрудников охранного предприятия. Обнаружено, что среди них повышена доля переученных левшей по сравнению с таковыми в общей популяции [4; 8]. С помощью тестов Басса-Дарки и Вагнера у переученных в детстве левшей, числящихся в группе быстрого реагирования, выявлено увеличение проявлений физической и косвенной агрессивности, реализующееся в одобряемых законом формах агрессии - задержании, захвате и т. п. [12].
Таким образом можно утверждать, что рабочая гипотеза подтверждена - агрессивность переученных в детстве левшей (ле-воруких) повышена по сравнению с правшами и непереученными левшами и имеет специфические проявления в течении жизни.
1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. Санкт-Петербург Питер, 2001.
2. Eron L.D., Walder L.O., Toigo R., Lefkowitz M.M. Social class, parental punishment for aggression and child aggression. Child Development. 1963; 34: 849 - 867.
3. Laceulle, O.M.; et al. Why Not Everyone Gets Their Fair Share of Stress: Adolescent's Perceived Relationship Affection Mediates Associations Between Temperament and Subsequent Stressful Social Events. European Journal of Personality. 2015; 29 (2): 125. doi:10.1002/per.1989.
4. Безруких М.М. Леворукий ребенок: Тетрадь для занятий с детьми. Методические рекомендации. Москва: Вентана-Граф, 2001.
5. Шохор-Троцкая М. Не переучивайте левшу! Наука и жизнь. 2002; 8: 65 - 68.
6. Гольдшмидт Е. С., Поддубиков В. В. Интенциональные факторы этнопсихологического своеобразия и адаптивных возможностей малочисленных коренных народов Сибири. Вестник Кемеровского государственного университета, 2016; 1 (65): 93 - 99.
7. Чухрова М.Г., Хаснулин В.И., Лещинская В.В., Хунан-оол А.С., Гуляева О.М., Ударцева Т.Л., Хунан А.С. Агрессивное поведение у тувинцев - его детерминанты и перспективы превенции. VII Междисциплинарная конференция по биологической психиатрии «Cтресс и поведение», 28 февраля 2003. Москва, 2003.
8. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. Москва: Медицина, 1988.
9. Szasz P.L. The role of irrational beliefs, brooding and reflective pondering, in predicting distress. Journal of Cognitive and Behavioral Psychotherapies, 2011; 11 (1), 43 - 55.
10. Wagner Edwin E. The Hand Test, Revised ed. 1983: Manual. Los Angeles: Western Psychological Services.
11. Гольдшмидт Е.С. Функциональная асимметрия мозга у детей. Lap Lambert Academic Publishing: Saarbrucken, 2011.
12. Грицкевич Т.И. Смысл социальных преобразований инициированных человеком. Вестник Кемеровского государственного университета. 2013; 3-1 (55): 201 - 205.
References
1. B'eron R., Richardson D. Agressiya. Sankt-Peterburg Piter, 2001.
2. Eron L.D., Walder L.O., Toigo R., Lefkowitz M.M. Social class, parental punishment for aggression and child aggression. Child Development. 1963; 34: 849 - 867.
3. Laceulle, O.M.; et al. Why Not Everyone Gets Their Fair Share of Stress: Adolescent's Perceived Relationship Affection Mediates Associations Between Temperament and Subsequent Stressful Social Events. European Journal of Personality. 2015; 29 (2): 125. doi:10.1002/per.1989.
4. Bezrukih M.M. Levorukij rebenok: Tetrad' dlya zanyatij s det'mi. Metodicheskie rekomendacii. Moskva: Ventana-Graf, 2001.
5. Shohor-Trockaya M. Ne pereuchivajte levshu! Nauka izhizn'. 2002; 8: 65 - 68.
6. Gol'dshmidt E. S., Poddubikov V. V. Intencional'nye faktory 'etnopsihologicheskogo svoeobraziya i adaptivnyh vozmozhnostej malochislennyh korennyh narodov Sibiri. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2016; 1 (65): 93 - 99.
7. Chuhrova M.G., Hasnulin V.I., Leschinskaya V.V., Hunan-ool A.S., Gulyaeva O.M., Udarceva T.L., Hunan A.S. Agressivnoe povedenie u tuvincev - ego determinanty i perspektivy prevencii. VII Mezhdisciplinarnaya konferenciya po biologicheskojpsihiatrii «Ctress i povedenie», 28 fevralya 2003. Moskva, 2003.
8. Bragina N.N., Dobrohotova T.A. Funkcional'nye asimmetrii cheloveka. Moskva: Medicina, 1988.
9. Szasz P.L. The role of irrational beliefs, brooding and reflective pondering, in predicting distress. Journal of Cognitive and Behavioral Psychotherapies, 2011; 11 (1), 43 - 55.
10. Wagner Edwin E. The Hand Test, Revised ed. 1983: Manual. Los Angeles: Western Psychological Services.
11. Gol'dshmidt E.S. Funkcional'naya asimmetriya mozga u detej. Lap Lambert Academic Publishing: Saarbrucken, 2011.
12. Grickevich T.I. Smysl social'nyh preobrazovanij iniciirovannyh chelovekom. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013; 3-1 (55): 201 - 205.
Статья поступила в редакцию 24.11.17
УДК 159
Kulkina I.V., Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, Department of State Law, North-Caucasian Social Institute, senior teacher, Department of Forensic Medicine and Law with the course of DPO, Stavropol State Medical University of the Ministry of Health of Russia (Stavropol, Russia), E-mail: iri4451@yandex.ru
Fedko I.I., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, Department of Forensic Medicine and Law with the course of DPO, Stavropol State Medical University of the Ministry of Health of Russia (Stavropol, Russia), E-mail: fedkoi@mail.ru
LEGAL ASPECTS OF PROVIDING CHILDREN SUFFERING WITH ONCOLOGICAL DISEASES. The article is dedicated to the issues of legal regulation of the organizational basis for providing medical care to children (underage patients) suffering from oncological diseases. Particular attention is paid to the order of organization of the medical services in treatment of cancer in the Russian Federation. The issues of providing children in the sphere of public health in our state and at the regional level are considered. The issues of health financing at the present stage are also observed. The authors pay attention to the work of participants of the "Movement against Cancer", which work on a voluntary basis with oncologists, whose rights are violated. Providing comprehensive medical, legal and psychological support to oncological patients, they are assisted in obtaining high-quality medical services and vital medicines.
Key words: under age patients, oncological diseases, health financing, provision with medicines, medical, legal and psychological support of cancer patients.
И.В. Кулькина, канд. юрид. наук, доц., доц. каф. государственного права АНО ВО «Северо-Кавказский социальный институт», ст. преп. каф. судебной медицины и права с курсом ДПО, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет Минздрава России», г. Ставрополь, E-mail: iri4451@yandex.ru И.И. Федько, канд. мед. наук, доц. каф. судебной медицины и права с курсом ДПО ГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет Минздрава России», г. Ставрополь, E-mail: fedkoi@mail.ru
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТРАДАЮЩИХ ОНКОЛОГИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
Статья посвящена вопросам правового регулирования организационных основ оказания медицинской помощи детям (несовершеннолетним пациентам) страдающим онкологическими заболеваниями. Особое внимание обращено на порядок организации онкологической службы в Российской Федерации. Рассмотрены вопросы обеспечения детей в сфере здравоохранения в нашем государстве и на региональном уровне. Также затронуты вопросы финансирования здравоохранения на современном этапе. Авторами уделено внимание работе участников «Движения против рака», которые работают на общественных началах с онкобольными, чьи права нарушены. Оказывая всестороннюю медицинскую, правовую и психологическую поддержку онкологическим пациентам, содействуют им в получении качественных медицинских услуг и жизненно необходимых лекарств.
Ключевые слова: несовершеннолетние пациенты, онкологические заболевания, обеспечение лекарственными средствами, медицинская, правовая и психологическая поддержка онкологических пациентов.
Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, «.... что дети имеют право на особую заботу и помощь...»
из преамбулы Конвенции о правах ребенка, принятой резолюцией 44/25 Гэнеральной Ассамблеи ООН
от 20 ноября 1989 года
Каждый должен знать о своих правах и о возможностях их защиты, юридических и социальных вопросах, сопутствующих процессу долговременного лечения, возвращения к нормальной
жизни, при необходимости оформления инвалидности. Знание организационных основ оказания медицинской помощи и нормативной правовой базы позволит успешно реализовать свои права, получать бесплатно всю необходимую помощь, предусмотренную законодательством, увереннее чувствовать себя при столкновении с трудностями в процессе лечения и последующей реабилитации. Большой проблемой для несовершеннолетних пациентов и их родных могут стать многочисленные формальности и бюрократические препоны, а также местные нормативные акты и схемы реализации решений государственных органов.