Научная статья на тему 'Академическая прокрастинация у студентов медицинского института РУДН'

Академическая прокрастинация у студентов медицинского института РУДН Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
544
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PERSONAL PROCRASTINATION / АКАДЕМИЧЕСКАЯ ПРОКРАСТИНАЦИЯ / ACADEMIC PROCRASTINATION / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / YOUTHFUL AGE / ПРОКРАСТИНАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пилишвили Тс, Медведева И. А., Лазукова А. Г.

Исследование посвящено изучению академической прокрастинации студентов медицинского института РУДН. Выборка включала 100 студентов I, II и III курсов медицинского института Российского университета дружбы народов (Москва). Возраст испытуемых составил от 18 до 26 лет, средний возраст 21 год. Использовано 5 методик опросного типа, данные обработаны посредством статической программы IBMSPSS 22.0. В результате корреляционного анализа выявлена связь между особенностями прокрастинации, субъективного благополучия, мотивации и стратегиями совладающего поведения при принятии решений студентов медицинского института РУДН. Обнаружено, что студенты-медики в целом обладают средним и высоким уровнем прокрастинации; испытывая мнимое чувство внутренней защищённости, вытесняют неприемлемые для психики переживания об успехах и трудностях своей учебной деятельности. Проанализирована связь внутренней вовлечённости в учебную деятельность и низкого уровня академической прокрастинации. Показано, что, несмотря на стремление к избеганию возникающих в учёбе проблем, студенты осознают внутреннюю необходимость усилий в учебной деятельности для преодоления объективно возникающих трудностей. Результаты исследования планируется использовать на базе Кабинета психологической поддержки РУДН в индивидуальном и групповом психологическом консультировании студентов медицинского института для усиления внутренней мотивации успешной академической деятельности и соответствующего снижения прокрастинации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACADEMIC PROCRASTINATION AMONG MEDICAL INSTITUTE STUDENTS OF RUDN UNIVERSTY

The study is dedicated to academic procrastination among medical institute students of RUDN University. The research included 100 students of the I, II and III courses of the medical institute of RUDN University (Moscow). The age of the subjects is 18 to 26, the average age is 21. Five methods of questionnaire type have been used, the data is processed using the IBM SPSS 22.0 static program. As a result of the correlation analysis, a connection was revealed between the features of procrastination, subjective well-being, motivation and strategies of coping behavior in the decision-making process among RUDN University's medical students. It was found that medical students in general have a medium and high level of procrastination; experiencing an imaginary sense of inner security, crowd out unacceptable experiences for the psyche about the successes and difficulties of their learning activity. The relationship between internal involvement in learning activities and the low level of academic procrastination has been analyzed. It's shown that despite the desire to avoid problems arising in the learning process, students realize the inner necessity of efforts in educational activities to overcome objectively arising difficulties. The results of the study are planned to be used on the basis of the RUDN University's Psychological support center in individual and group psychological counseling for students of the medical institute to strengthen the internal motivation for successful academic activity and the corresponding reduction in procrastination.

Текст научной работы на тему «Академическая прокрастинация у студентов медицинского института РУДН»

15. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. Москва: Прогресс, 1992.

16. Хоружий С.С. Портрет художника. Человек.RU. Гуманитарный альманах. Новосибирск: НГУЭУ, 2008; 4. Available at: http://www. antropolog.ru/doc/persons/Horujy/horuzhy9

17. Мориак К. Пруст. Москва: Независимая газета, 1999.

18. Фет А.А. О стихотворениях Ф. Тютчева. Available at: http://az.lib.rU/f/fet_a_a/text_0270.shtml

19. Мамардашвили М.К. Психологическая топология пути. Санкт-Петербург: Русск. христ. гум. инст., 1997.

20. Шелер. М. Избранные произведения. Перевод с немецкого А.В Денежкина, А.Н. Малинкина, А.Ф. Филлипова; Под ред. А.В. Денеж-кина Москва: «Гнозис», 1994.

21. Мамардашвили М. К. Эстетика мышления. Москва: Московская школа политических исследований, 2000.

22. Флоренский П. А. У водоразделов мысли. Сочинения. Том 3. Книга 1. Москва: Мысль, 2000.

23. Лукьянов О.В. Самоидентичность как условие устойчивости человека в меняющемся мире. Автореферат диссертации... доктора психологических наук. Томск, 2009.

24. Клочко В.Е. Уровни сложности психологического мышления и современная когнитивистика. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2012; 4 (20); Вып. 1: 37 - 43.

25. Шпет Г.Г. Искусство как вид знания. Избранные труды по философии культуры. Москва; 2007.

26. По Э.А. Стихотворения. Новеллы. Повесть о приключениях Артура Гордона Пима. Эссе. Available at: http://lib.ru/INOFANT/POE/ poe1_3.txt

27. Мамардашвили М.К. Сознание и цивилизация: выступления и доклады. Санкт-Петербург: издательская группа «Лениздат», «Команда А», 2014.

28. Лотман Ю. М. Семиосфера. Санкт-Петербург: «Искусство - СПБ», 2000.

29. Рикер П. Интрига и исторический рассказ. Время и рассказ. Том 1. Москва, Санкт-Петербург: Университетская книга, 1998.

30. Братусь Б.С. Идеальное как порождение идеального (заметки к докладу В.П. Зинченко). Available at: http://www.experiment.lv/rus/ biblio/pervie_4tenija/p4_bratusj.htm

31. Фуко М. Герменевтика субъекта: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1981 - 1982 году. Перевод с французского А.Г. Погоняйло. Санкт-Петербург: Наука, 2007.

References

1. Znakov V.V. Nepostizhimoe i tajna kak atributy 'ekzistencial'nogo opyta. 'Elektronnyj zhurnal «Psihologicheskie issledovaniya». 2013; 31. Available at http://psystudy.ru/

2. Klochko V.E. Kognitivnaya nauka: ot mezhdisciplinarnogo diskursa k transdisciplinarnomu rakursu. Sibirskijpsihologicheskijzhurnal. 2012; 46: 23 - 32.

3. Leont'ev D.A. Smysloobrazovanie i ego konteksty: zhizn', struktura, kul'tura, opyt. Mirpsihologii. 2014; 1: 104 - 117.

4. Loginova I.O. Teoretiko-metodologicheskoe obosnovanie postanovki problemy zhiznennogo samoosuschestvleniya cheloveka v psihologii. Sibirskij psihologicheskij zhurnal. 2009; 33: 31 - 35.

5. 'Epshtejn M.N. Znakprobela: O buduschem gumanitarnyh nauk. Moskva: Novoe literaturnoe obozrenie, 2004.

6. Mamardashvili M.K. Vil'nyusskie lekciipo social'noj filosofii. (Opyt fizicheskoj metafiziki). Sankt-Peterburg: Azbuka, Azbuka-Attikus, 2012.

7. Zinchenko V.P. Zhivoe vremya (i prostranstvo) v techenii filosofsko po'eticheskoj mysli. Voprosy filosofii. 2005; 5: 20 - 46 .

8. RikerP. Chto menya zanimaet poslednie 30 let. Istoriko-filosofskij ezhegodnik '90. Moskva: «Nauka», 1991: 296 - 316.

9. Oden U.H. Chtenie. Pis'mo. 'Esse o literature. Available at:http://elibra.ru/read/255381-chtenie.-pismo.-yesse-o-literature.html

10. Zimmel'. G. Filosofiya kul'tury. Izbrannoe. Moskva: Yurist, 1996; T. 1.

11. Binsvanger L. Bytie-v-mire. Moskva, Sankt-Peterburg, 1999.

12. Hillman Dzh. Vnutrennij poisk. Available at: http://aldebaran.ru/author/hillman_djeyims/kniga_vnutrenniyi_poisk_sbornik_rabot_raznyih_let/

13. Dil'tej V. Opisatel'naya psihologiya. Sankt-Peterburg: «Aletejya», 1996.

14. Vygotskij L.S. Psihologiya iskusstva. Moskva: Pedagogika, 1987.

15. Mamardashvili M.K. Kak ya ponimayu filosofiyu. Moskva: Progress, 1992.

16. Horuzhij S.S. Portret hudozhnika. Chelovek.Ru. Gumanitarnyjal'manah. Novosibirsk: NGU'EU, 2008; 4. Available at: http://www.antropolog. ru/doc/persons/Horujy/horuzhy9

17. Moriak K. Prust. Moskva: Nezavisimaya gazeta, 1999.

18. Fet A.A. O stihotvoreniyah F. Tyutcheva. Available at: http://az.lib.ru/f/fet_a_a/text_0270.shtml

19. Mamardashvili M.K. Psihologicheskaya topologiya puti. Sankt-Peterburg: Russk. hrist. gum. inst., 1997.

20. Sheler. M. Izbrannyeproizvedeniya. Perevod s nemeckogo A.V Denezhkina, A.N. Malinkina, A.F. Fillipova; Pod red. A.V. Denezhkina Moskva: «Gnozis», 1994.

21. Mamardashvili M. K. 'Estetika myshleniya. Moskva: Moskovskaya shkola politicheskih issledovanij, 2000.

22. Florenskij P. A. U vodorazdelov mysli. Sochineniya. Tom 3. Kniga 1. Moskva: Mysl', 2000.

23. Luk'yanov O.V. Samoidentichnost' kak uslovie ustojchivosti cheloveka v menyayuschemsya mire. Avtoreferat dissertacii... doktora psihologicheskih nauk. Tomsk, 2009.

24. Klochko V.E. Urovni slozhnosti psihologicheskogo myshleniya i sovremennaya kognitivistika. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sociologiya. Politologiya. 2012; 4 (20); Vyp. 1: 37 - 43.

25. Shpet G.G. Iskusstvo kak vid znaniya.Izbrannye trudy po filosofii kul'tury. Moskva; 2007.

26. Po 'E.A. Stihotvoreniya. Novelly. Povest'o priklyucheniyah Artura Gordona Pima. 'Esse. Available at: http://lib.ru/INOFANT/POE/poe1_3.txt

27. Mamardashvili M.K. Soznanie i civilizaciya: vystupleniya i doklady. Sankt-Peterburg: izdatel'skaya gruppa «Lenizdat», «Komanda A», 2014.

28. Lotman Yu. M. Semiosfera. Sankt-Peterburg: «Iskusstvo - SPB», 2000.

29. Riker P. Intriga i istoricheskij rasskaz. Vremya i rasskaz. Tom 1. Moskva, Sankt-Peterburg: Universitetskaya kniga, 1998.

30. Bratus' B.S. Ideal'noe kak porozhdenie ideal'nogo (zametki k dokladu V.P. Zinchenko). Available at: http://www.experiment.lv/rus/biblio/ pervie_4tenija/p4_bratusj.htm

31. Fuko M. Germenevtika sub'ekta: Kurs lekcij, prochitannyh v Kollezh de Frans v 1981 - 1982 godu. Perevod s francuzskogo A.G. Pogonyajlo. Sankt-Peterburg: Nauka, 2007.

Статья поступила в редакцию 18.10.17

УДК 159.96

Pilishvili T.S., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Psychology and Pedagogy, RUDN University

(Moscow, Russia), E-mail: pilishvili_ts@pfur.ru

Medvedeva I.A., bachelor student, Department of Psychology and Pedagogy, RUDN University (Moscow, Russia),

E-mail: medweirina@yandex.ru

Lazukova A.G., MA student, Psychological Counselling, Department of Psychology and Pedagogy, RUDN University

(Moscow, Russia), E-mail: anastasia.lazukova@mail.ru

ACADEMIC PROCRASTINATION AMONG MEDICAL INSTITUTE STUDENTS OF RUDN UNIVERSTY. The study is dedicated to academic procrastination among medical institute students of RUDN University. The research included 100 students of the I, II and III courses of the medical institute of RUDN University (Moscow). The age of the subjects is 18 to 26, the average age is 21. Five methods of questionnaire type have been used, the data is processed using the IBM SPSS 22.0 static program. As a result of the correlation analysis, a connection was revealed between the features of procrastination, subjective well-being, motivation and strategies of coping behavior in the decision-making process among RUDN University's medical students. It was found that medical

students in general have a medium and high level of procrastination; experiencing an imaginary sense of inner security, crowd out unacceptable experiences for the psyche about the successes and difficulties of their learning activity. The relationship between internal involvement in learning activities and the low level of academic procrastination has been analyzed. It's shown that despite the desire to avoid problems arising in the learning process, students realize the inner necessity of efforts in educational activities to overcome objectively arising difficulties. The results of the study are planned to be used on the basis of the RUDN University's Psychological support center in individual and group psychological counseling for students of the medical institute to strengthen the internal motivation for successful academic activity and the corresponding reduction in procrastination. Key words: personal procrastination, academic procrastination, students, youthful age.

T.C. Пилишвили, канд. психол. наук, доц. каф. психологии и педагогики Российского университета дружбы народов, г. Москва, Е-mail: pilishvili_ts@pfur.ru

И.А. Медведева, студент-бакалавр направления «Психология» каф. психологии и педагогики, Российский университет дружбы народов, г. Москва, Е-mail: medweirina@yandex.ru

А.Г. Лазукова, студент-магистр направления «(Психология», специализации «(Психологическое консультирование» каф. психологии и педагогики, Российский университет дружбы народов, г. Москва, Е-mail: anastasia.lazukova@mail.ru

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ПРОКРАСТИНАЦИЯ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА РУДН

Исследование посвящено изучению академической прокрастинации студентов медицинского института РУДН. Выборка включала 100 студентов I, II и III курсов медицинского института Российского университета дружбы народов (Москва). Возраст испытуемых составил от 18 до 26 лет, средний возраст - 21 год. Использовано 5 методик опросного типа, данные обработаны посредством статической программы IBMSPSS 22.0. В результате корреляционного анализа выявлена связь между особенностями прокрастинации, субъективного благополучия, мотивации и стратегиями совладающего поведения при принятии решений студентов медицинского института РУДН. Обнаружено, что студенты-медики в целом обладают средним и высоким уровнем прокрастинации; испытывая мнимое чувство внутренней защищённости, вытесняют неприемлемые для психики переживания об успехах и трудностях своей учебной деятельности. Проанализирована связь внутренней вовлечённости в учебную деятельность и низкого уровня академической прокрастинации. Показано, что, несмотря на стремление к избеганию возникающих в учёбе проблем, студенты осознают внутреннюю необходимость усилий в учебной деятельности для преодоления объективно возникающих трудностей. Результаты исследования планируется использовать на базе Кабинета психологической поддержки РУДН в индивидуальном и групповом психологическом консультировании студентов медицинского института для усиления внутренней мотивации успешной академической деятельности и соответствующего снижения прокрастинации.

Ключевые слова: прокрастинация личности, академическаяпрокрастинация, студенты, юношеский возраст.

Исследование прокрастинации как имеющей самостоятельный научный интерес проблематики началось в психологии относительно недавно. Так, термин «прокрастинация» был введён П. Рингенбахом лишь в 1977 году. Под прокрастинацией учёными понимается откладывание выполнения своевременных действий на наиболее длительный срок, приводящее к ухудшению качества работы и отрицательным эмоциональным реакциям [1]. Несмотря на технологический прогресс, способствующий видимому облегчению деятельности человека, явление прокрастинации получает всё большее распространение во многих сферах человеческой жизни [2]. Речь в данном случае идёт о склонности к постоянному откладыванию не просто повседневных, а важных и даже срочных дел, что приводит к жизненным проблемам и болезненным психологическим эффектам [3]. Ключевыми особенностями прокрастинации является сочетание поведенческой иррациональности личности с пониманием и осознанностью негативных последствий для неё. Как показано в одном из лон-гитюдных исследований И.Н. Кормачевой и О.А. Шамшиковой, устойчивая прокрастинация имеется у 15 - 25% населения, причём за последние 25 лет наблюдается тенденция к повышению её уровня [4].

Согласно классификации, предложенной Н. Милграмом, можно выделить пять основных видов прокрастинации: а) ежедневную или бытовую прокрастинацию, выражающуюся в откладывании выполнения дел, которые должны осуществляться регулярно (работы по дому, закупки продуктов и т. д.); б) про-крастинацию в принятии решений; в) невротическую прокра-стинацию, заключающуюся в откладывании принятия жизненно важных решений (создания семьи, выбора профессии и др.); г) компульсивную прокрастинацию, при которой в одном субъекте сочетаются поведенческая прокрастинация и прокрастинация в принятии решений; д) академическую прокрастинацию, т. е. откладывание выполнения учебных заданий, подготовки к экзаменам [5].

В данной статье особое внимание авторов уделяется академической прокрастинации, которая связана с низким уровнем развития навыков обучения, общим отсутствием организованности, снижением успеваемости и результативности получаемого образования [6]. Выборкой исследования выступили студенты медицинских специальностей, поскольку объективная сложность

обучения, с одной стороны, и требование своевременного ответственного внедрения полученных знаний на практике, с другой стороны, становятся вызовом для молодых специалистов, когда промедление может стоить человеческой жизни. Научная новизна исследования состоит в том, что, несмотря на высокий интерес исследователей к различным видам прокрастинации, включая академическую, остаётся открытым вопрос о её связи с защитным поведением, а также субъективным благополучием личности.

Методики и выборка исследования. Выборку настоящего исследования составили 100 студентов первого, второго, третьего курсов медицинского института Российского университета дружбы народов (РУДН) в возрасте от 18 до 26 лет, средний возраст испытуемых составил 21 год. Применялись следующие конкретные методики исследования: Шкала общей прокрастина-ции К. Лея в адаптации О.С. Виндикер и М.В. Останиной; Шкала субъективного благополучия Г. Перуэ-Баду в адаптации М.В. Соколовой; методика «Мотивация достижения успеха студентов в вузе» С.А. Пакулиной; методика «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфира в модификации А.А. Реана; Мельбурнский опросник принятия решения в адаптации Т. В. Корниловой. Обработка результатов производилась с помощью корреляционного анализа в программе IBMSPSS 22.0.

Обсуждение результатов исследования. В выборке студентов медицинского института РУДН наблюдается значимая положительная корреляция между параметрами прокрастинации и субъективного благополучия (Rs = 0,43при p = 0,001). Это говорит о том, что во время прокрастинации студенты не ощущают негативных эмоций, что подтверждает защитный характер данного иррационального поведения. Наблюдается значимая отрицательная корреляция между параметрами прокрастинации и уровнем внутренней мотивации (Rs = - 0,285при p = 0,001). Это, по-видимому, означает, что для студентов с низкой вовлечённостью в учебную деятельность более характерно откладывание дел на будущее. В случае, когда для студентов имеет значение сам внутренний процесс учебной деятельности, то они, вероятно, будут демонстрировать более низкие показатели прокрасти-нации.

В выборке студентов медицинского института РУДН наблюдается положительная корреляция между уровнем общей

прокрастинации и избеганием ^ = 0,270 при р=0,05). Данный факт подтверждает, что прокрастинация связана с добровольным уходом субъекта от тех дел, несвоевременное выполнение которых грозит негативными последствиями. Также наблюдается значимая положительная корреляция между общей прокрастинацией и шкалами а) прокрастинации при принятии решения ^ = 0,478 при р = 0,001), б) сверхбдительности ^ = 0,290 при р = 0,001). В данном случае речь идёт о связи между откладыванием принятия решения о начале деятельности внутри общей прокрастинации, а также избеганием импульсивного принятия решения, обещающего избавление от негативной ситуации.

В выборке студентов медицинского института РУДН наблюдается значимая отрицательная корреляция между общей прокрастинацией и интериоризированным успехом с точки зрения психического состояния ^ = -0,259 при р = 0,05). Это, вероятно, свидетельствует о том, что, находясь в состоянии внутреннего психического комфорта при уходе от нежелательной деятельности, студенты ложно считают этот временный уход от учебы успешным для себя.

В выборке студентов медицинского института РУДН наблюдается значимая отрицательная корреляция между уровнем субъективного благополучия и мотивом успеха как признания со стороны других ^ = - 0,342 при р = 0,001). Успех как признание составляет социальное подкрепление, которое определяет популярность личности в социальном окружении, одобрение авторитетными значимыми другими. В данной выборке студентов мотив получения признания оказывается незначимым для субъективного благополучия, он не приводит субъекта к внутреннему комфорту.

Наблюдается значимая отрицательная корреляция между уровнем субъективного благополучия и бдительностью ^ = -0,215 при р = 0,05). Шкала бдительности характеризует особенности субъекта при принятии решения именно в контексте проявляемой рациональности как готовности к обдумыванию целей и альтернатив решений, нацеленности на сбор информации и максимального охвата поля альтернатив. Однако, это скорее характеристика непринятия неопределённости как условия своих решений, а стремление к снятию неопределённости. В данной выборке полученные связи свидетельствуют о том, что бдительность при принятии решения не означает внутреннего субъективного комфорта.

Наблюдается значимая положительная корреляция между уровнем субъективного благополучия и стратегией избегания ^ = 0,259 при р = 0,05). Прокрастинация в данном случае рассматривается в качестве защитного избегания, перекладывания ответственности и рационализации сомнительных альтернатив. Студенты испытывают мнимое чувство внутренней защищённости при вытеснении неприемлемых для психики переживаний по поводу учебной деятельности.

Выявлена значимая положительная корреляция между уровнем внутренней мотивации и а) успехом-призванием ^ = 0,328 при р = 0,001), б) успехом-результатом при реализации своей деятельности ^ = 0,351 при р = 0,001). Эти результаты, по-видимому, означают, что успех для студентов медицинских специальностей обязательно должен быть сопряжён с внутренней вовлечённостью, а также не только результативностью деятельности, но и самим её процессом как призванием.

Имеется значимая положительная корреляция между внутренней мотивацией и успехом-преодолением ^ = 0,227 при р = 0,05). Эти результаты означают, что студенты осознают внутреннюю необходимость усилий в учебной деятельности, направленных на преодоление трудностей с тем, чтобы чувствовать внутреннюю вовлечённость в деятельность.

В данной выборке наблюдается значимая положительная корреляция между внешней положительной мотивацией и а) успехом-преодолением ^ = 0,349 при р = 0,001), б) успехом как психическим состоянием ^ = 0,393 при р = 0,001), личным успехом ^ = 0,297 при р=0,001), успехом-результатом своей деятельности ^ = 0,383 при р=0,001). Студенты исследуемой выборки понимают связь между будущим целостным успехом в своей профессии и необходимостью выполнять требования со стороны других людей (преподавателей, родителей, более опыт-

Библиографический список

ных коллег и др.)

Наблюдается значимая положительная корреляция между уровнем внешней положительной мотивации и а) успехом-призванием ^ = 0,269 при р = 0,05); б) успехом-уровнем жизни ^ = 0,300 при р = 0,001). Полученные результаты, по-видимому, свидетельствуют о том, что регулярная похвала со стороны значимых других приближает студентов к пониманию своей успешности, своего собственного пути как призвания в профессии. В выборке выявлена положительная корреляция между внешней отрицательной мотивацией и результатом своей деятельности ^ = 0,349 при р = 0,001). Это означает, что порицание выступает в качестве достаточно эффективного стимула для повышения результативности учебной деятельности студентов исследуемой выборки.

В выборке студентов медицинского института РУДН наблюдается значимая положительная корреляция между уровнем внутренней мотивации и успехом-властью ^ = 0,385 при р=0,001) и успехом-признанием ^ = 0,361 при р=0,001), успехом-уровнем жизни ^ = 0,434 при р=0,001) и успехом-удачей ^ = 0,503 при р=0,001). Этот факт показывает, что подлинная внутренняя включённость в учебную деятельность оказывается связанной с генерализованным будущим успехом как положением в обществе, а также ощущением собственной удачливости в профессии.

Выводы. С теоретической точки зрения рассмотрена прокрастинация как вид иррационального защитного поведения личности, направленного на уход от продолжения деятельности или от принятия решения о её начале. Особое место в статье уделено изучению академической прокрастинации как непосредственно связанной с откладыванием выполнения учебных задач. Показано, что существуют следующие причины появления академической прокрастинации у студентов: невротизация, страхи, фобии, неумение правильно организовать своё время и т. д.

С эмпирической точки зрения выявлено, что для студентов-медиков Российского университета дружбы народов характерен средний и высокий уровень академической прокрастинации, при котором студенты не ощущают негативных эмоций, что подтверждает защитный характер данного иррационального поведения. Студенты, испытывая мнимое чувство внутренней защищённости, вытесняют неприемлемые для психики переживания об успехах и трудностях своей учебной деятельности.

Для студентов с низкой вовлечённостью в учебную деятельность более характерно откладывание дел на некоторое неопределённое будущее, для студентов же с высокой значимостью внутреннего процесса учёбы выявлены более низкие показатели прокрастинации. Последняя как уход от нежелательной деятельности приводит студентов в состояние внутреннего психического комфорта, при котором они ложно считают этот временный уход от учёбы успешным для себя решением возникающих академических проблем.

Подлинная внутренняя академическая вовлечённость связывается студентами с общим будущим успехом как положением в обществе и собственной удачливостью. В исследуемой выборке студентов мотив получения признания оказывается не столь значимым для субъективного благополучия. Студенты осознают внутреннюю необходимость усилий в учебной деятельности для преодоления объективно возникающих трудностей. Академический успех для студентов исследуемой выборки связывается не только с внешней результативностью деятельности, но и её внутренним процессом. Они демонстрируют готовность выполнять требования со стороны других людей, адекватно относятся как к их похвале, так и порицанию.

Результаты настоящего исследования планируется использовать на базе Кабинета психологической поддержки РУДН в индивидуальном и групповом психологическом консультировании студентов медицинского института для преодоления трудностей, связанных с прокрастинацией и незрелостью навыков эффективной самоорганизации. Требуются дальнейшие исследования академической прокрастинации для выявления связи между данным феноменом и другими психическими коррелятами, такими как тревога, стресс, мотивация к изменению, личностные качества и др.

1. Воробьева В.В., Якиманская И.С. Анализ теоретических подходов к изучению проявлений синдрома прокрастинации в зависимости от мотивации учения у студентов педагогического ВУЗа. Психологическое сопровождение образования: теория и практика: материалы IV Международной научно-практической конференции. 25-27 декабря, Йошкар-Ола, 2013.

2. Milgram N. &Tenne R. Personality correlates of decisional and task avoidant procrastination. European Journal of Personality, 2000; 14, 141 - 156.

3. Тарасевич Г.В. Прокрастинация: болезнь века. Русский репортёр. Москва: PunaMustaO^ 2014; 14 (342), 20 - 29.

4. Кормачева И.Н., Шамшикова О.А. К вопросу о психологическом феномене «прокрастинация». Развитие человека в современном мире: материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 15 - 17 апреля. Новосибирск, 2014: 253 - 270.

5. Milgram N. A., Batori G. & Mowrer D. (1993). Correlates of academic procrastination. Journal of School Psychology, 31, 487 - 500.

6. Ferrari J.R. Still Procrastinating: The No Regrets Guide to Getting It Done, 2010.

References

1. Vorob'eva V.V., Yakimanskaya I.S. Analiz teoreticheskih podhodov k izucheniyu proyavlenij sindroma prokrastinacii v zavisimosti ot motivacii ucheniya u studentov pedagogicheskogo VUZa. Psihologicheskoe soprovozhdenie obrazovaniya: teoriya i praktika: materialy IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 25-27 dekabrya, Joshkar-Ola, 2013.

2. Milgram N. &Tenne R. Personality correlates of decisional and task avoidant procrastination. European Journal of Personality, 2000; 14, 141 - 156.

3. Tarasevich G.V. Prokrastinaciya: bolezn' veka. Russkijreporter. Moskva: PunaMustaOu, 2014; 14 (342), 20 - 29.

4. Kormacheva I.N., Shamshikova O.A. K voprosu o psihologicheskom fenomene «prokrastinaciya». Razvitie cheloveka vsovremennom mire: materialy V Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem 15 - 17 aprelya. Novosibirsk, 2014: 253 - 270.

5. Milgram N. A., Batori G. & Mowrer D. (1993). Correlates of academic procrastination. Journal of School Psychology, 31, 487 - 500.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Ferrari J.R. Still Procrastinating: The No Regrets Guide to Getting It Done, 2010.

Статья поступила в редакцию 06.11.17

УДК 159.91; 159.92

Shcheglova A.A., MA student, Department of Psychological Sciences, Kemerovo State University (Kemerovo, Russia),

E-mail: goldschmidtes@yandex.ru

Gorbatova M.M., Cand. of Sciences (Psychology), Department of Psychological Sciences, Kemerovo State University

(Kemerovo, Russia), E-mail: gorbatovamarianna@rambler.ru

Goldschmidt E.S., Cand. of Sciences (Biology), senior lecturer, Department of Psychological Sciences, Kemerovo State

University (Kemerovo, Russia), E-mail: goldschmidtes@yandex.ru

COMMUNICATION OF RELEARNING LEFTIES IN CHILDHOOD WITH AGGRESSION IN THEIR ADULTHOOD. The article presents research on a problem of influence in the long term relearning the left-handed child in a right-long time practiced in Soviet schools. The work compares the features of functional asymmetry and indicators of aggressiveness in right-handed adults, retrained as a child (left-handed), left handed, under-trained and right-handed. The work assesses the profile of functional asymmetry of the used battery of the 30 subtests. Assessment of aggressiveness was performed using the test bass-evil Durka and Hand test. The authors note down that the retrained left-handed adults differ from the natural right-handed and left-handed natural enhancement of some components of emotional aggression, such as hostility, irritability, guilt, negativism, resentment, and verbal aggression. The work deals with age specifics of manifestations of aggression in the retrained left-handed people.

Key words: retraining left-handers, the profile of functional asymmetry, aggression, stress.

А.А. Щеглова, магистрант каф. психол. наук Кемеровского госуниверситета, г. Кемерово,

E-mail: goldschmidtes@yandex.ru

М.М. Горбатова, канд. психол. наук, доц. каф. психол. наук Кемеровского госуниверситета, г. Кемерово,

E-mail: gorbatovamarianna@rambler.ru

Е.С. Гольдшмидт, канд. биол. наук, доц. каф. психол. наук Кемеровского госуниверситета, г. Кемерово,

E-mail: goldschmidtes@yandex.ru

СВЯЗЬ ПЕРЕУЧИВАНИЯ ЛЕВШЕЙ В ДЕТСТВЕ С АГРЕССИВНОСТЬЮ ВО ВЗРОСЛОМ ВОЗРАСТЕ

Работа выполнена в рамках гранта РФФИ. Проект № 16-46-420035 и при финансировании ООО Частным охранным предприятием «Квант».

В статье рассматривается проблема влияния в отдаленной перспективе переучивания в детстве леворуких на правору-кость, долгое время практиковавшееся в советской школе. Сравниваются особенности (профиль) функциональной асимметрии и показатели агрессивности у праворуких взрослых, переученных в детстве (левшей), леворуких, не подвергавшихся переучиванию и праворуких. Для оценки профиля функциональной асимметрии использована батарея из 30 субтестов. Оценка агрессивности проводилась с помощью теста Басса-Дарки и Hand-test. Обнаружено, что переученные леворукие взрослые отличаются от природных праворуких и природных леворуких усилением некоторых компонентов эмоциональной агрессивности, таких как враждебность, раздражительность, чувство вины, негативизм, обидчивость и вербальная агрессия. Рассматриваются возрастные особенности проявления агрессии у переученных левшей и взаимосвязь с профессиональной эффективностью.

Ключевые слова: переучивание левшей, профиль функциональной асимметрии, агрессивность, стресс.

Переучивание, как форма насильственной социализации, влечет за собой негативные последствия и может провоцировать стресс, агрессивность, в т. ч. и фрустрацию, социальную дезадаптацию [1; 2; 3]. Период доминирования в педагогике нормативного подхода к процессу образования, воспитания и здоровья («советская» педагогика) характеризовался стремлением навязать детям «правильные» формы поведения вплоть до исправления индивидуально-типологических, характериологических, конституциональных показателей. Такая особенность функционирования педагогической системы (как и вообще всей совет-

ской системы) проявлялась не только в стремлении переучивать левшей (леворуких), но и задавать цивилизационные стандарты малым народам и народностям, проживающим в условиях Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока.

В 70-80-е годы прошлого века среди школьников выявлялось 3-5% левшей, тогда как с начала нынешнего века их доля подошла к 20% [4; 5]. С одной стороны рост числа левшей видимо связан с тем, что их перестали переучивать. С другой - вероятно влияние природных и социальных кризисов, катаклизмов, существенно участившихся в последние десятилетия [6]. В условиях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.