Научная статья на тему 'Связь патриотизма со смысложизненными и ценностными ориентациями у российских предпринимателей'

Связь патриотизма со смысложизненными и ценностными ориентациями у российских предпринимателей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
159
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мещерякова С. В.

The article deals with patriotism of modern Russian businessmen. The levels of cognitive, emotional and behavioural components of patriotism among businessmen are revealed. The author studies the connections between value orientations and parameters of patriotism among businessmen.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The connection of patriotism and life value orientations of Russian businessmen

The article deals with patriotism of modern Russian businessmen. The levels of cognitive, emotional and behavioural components of patriotism among businessmen are revealed. The author studies the connections between value orientations and parameters of patriotism among businessmen.

Текст научной работы на тему «Связь патриотизма со смысложизненными и ценностными ориентациями у российских предпринимателей»

4. Кубышкина М.Л. Психологические особенно- 5. Практикум по гендерной психологии / под

сти мотивации социального успеха: дис. ... ред. И.С. Клециной. СПб., 2003.

канд. псих. наук. СПб., 1997.

Поступила в редакцию 20.01.2007 г.

СВЯЗЬ ПАТРИОТИЗМА СО СМЫСЛОЖИЗНЕННЫМИ И ЦЕННОСТНЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ У РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ С.В. Мещерякова

Meshcheryakova S.V. The connection of patriotism and life value orientations of Russian businessmen. The article deals with patriotism of modern Russian businessmen. The levels of cognitive, emotional and behavioural components of patriotism among businessmen are revealed. The author studies the connections between value orientations and parameters of patriotism among businessmen.

Тема патриотического воспитания граждан в последнее время становится все более актуальной. Правительством РФ принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», в которой задача формирования патриотических чувств и сознания рассматривается в качестве необходимого условия для консолидации общества, поддержания общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов Российской Федерации. «Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите» [1].

Практика последних лет показала, что недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания, приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства.

Нельзя сказать, что вопросам патриотического воспитания у нас раньше не уделялось внимания. Достаточно вспомнить, что упомянутая выше программа - это второй по счету из подобного рода документов, а первая программа была принята и реализовывалась в 2001-2005 гг.

Весьма характерным, однако, для действующей системы патриотического воспитания граждан является ее нацеленность в основном на детей и молодежь. Это, бесспорно, очень важное направление воспитательной работы, но при этом вне сферы внимания

остается старшее поколение, что, с точки зрения принципа преемственности в воспитании, является неверным. Дело в том, что, пока современная молодежь еще только приобщаются к патриотическим ценностям, есть группы населения, которые призваны на деле заниматься их реализацией, например предприниматели. С точки зрения деятельностного подхода сила патриотического чувства не ограничивается лишь глубиной и возвышенностью любви к Отечеству, оно должно побуждать человека к активным действиям, поступкам на благо своей страны. Такого рода практическая деятельность является не только непременным условием истинного патриотизма, но и его критерием. От того, каков вклад той или иной личности, группы в дело Отечества, насколько та или иная деятельность соответствует задачам его развития и укреплению, зависит и патриотизм, уровень его сформированности и степень проявления у конкретного субъекта. Характерной особенностью указанного выше направления в воспитании патриотизма является необходимость реализации патриотических чувств в конкретных действиях и поступках в интересах Отечества, поэтому его называют активно-деятельностным [2].

Отсюда весьма важным, на наш взгляд, является изучение патриотизма у предпринимателей, которые, как отметил на прошедшем XIV съезде Российского союза промышленников и предпринимателей В.В. Путин, «способны принимать участие в решении приоритетных общегосударственных

задач и крупных национальных проектах», нести социальную ответственность [3].

Целью нашей работы стало исследование уровня сформированности патриотизма, его роли и места в структуре личности предпринимателей. При этом мы исходим из понимания патриотизма как наиболее значимой ценности, присущей всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активной деятельности на благо Родины [4]. Многие авторы рассматривают патриотизм в связи с установками, жизненными ориентациями, интересами, идеалами и другими ценностно-смысловыми образованиями личности. Поэтому эмпирическая часть нашей работы состояла в исследовании степени развития патриотизма у российских предпринимателей и его связей с другими особенностями личности, прежде всего, с ценностными и смысложизненными ориентациями.

Для решения поставленных задач в период с 1 января 2005 г. по 31 июня 2006 г. было проведено исследование среди предпринимателей Тамбова, Воронежа, Москвы, Н. Новгорода, являющихся крупными собственниками и работодателями, занимающихся собственным производством. Количество испытуемых составило 70 человек в возрасте от 33 до 53 лет. В качестве контрольной группы выступили менеджеры высшего звена тех же городов в количестве 90 человек в возрасте от 30 до 39 лет.

Все испытуемые были протестированы по методикам, выбор которых осуществлен в соответствии с задачами нашего исследования. В пакет методик вошли: разработанная нами анкета для выявления степени выраженности патриотизма; цвето-ассоциативная методика А.М. Парачева [5] (для исследования эмоциональной окрашенности личных представлений о патриотизме); методика смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева (СЖО) [6]; опросник терминальных ценностей И.Г. Сенина (ОТеЦ) [7].

Анкета, разработанная нами для изучения степени выраженности патриотизма, состояла из 19 альтернативных утверждений, которые испытуемый должен был оценить по 11-ти бальной шкале (от -5 до +5). Утверждения были отобраны с помощью эксперт-

ной группы и проверены на студентах Института психологии.

При разработке анкеты мы опирались на концепцию В.Н. Мясищева о трехкомпонентной структуре отношения [8] и работу

Н.А. Левиной [9] о трехкомпонентной структуре патриотического отношения. Когнитивный компонент составляют знания из истории и культуры своей страны и Малой Родины. Он изучался с помощью 6-ти утверждений. Эмоциональный компонент характеризуется системой переживаний, связанных с восприятием всего, что относится к понятию Родины. На изучение данного компонента были направлены 4 утверждения. Поведенческий компонент предполагает опыт личного патриотического поведения, созидательной деятельности, роль субъекта в решении проблем общества. Он диагностировался с помощью 9-ти утверждений.

Параллельно испытуемым была предложена цвето-ассоциативная методика А.М. Парачева, представляющая собой вариант известного «Цветового теста отношений» А.М. Эткинда. Данная методика направлена на изучение эмоциональной окрашенности патриотического отношения. По результатам тестирования подсчитывался суммарный балл по понятиям, относящимся к патриотизму.

Результаты тестирования были обработаны с помощью статистической программы 8Р88-13.0.

Анализ средних значений патриотизма у менеджеров и предпринимателей показал, что в целом степень его выраженности у предпринимателей выше, чем у менеджеров (97,3 и 76,5 соответственно). Статистическая значимость различий оказалась высокой (р < 0,001), т. е. с уверенностью можно говорить, что патриотическая мотивация у предпринимателей более выражена, чем у менеджеров.

При этом выраженность отдельных компонентов патриотической мотивации также оказалась различной в данных группах. На уровне 0,1 % ошибки значимо выше развит поведенческий компонент патриотизма у предпринимателей, на уровне 5 % ошибки -сильнее развит эмоциональный компонент у предпринимателей. Значимых различий в степени выраженности когнитивного компонента в исследуемых группах не обнаружено.

Анализ гистограмм показал, что в целом предприниматели имеют достаточный уровень представлений и знаний о патриотизме, эмоционально положительно относятся к нему и при этом обнаруживают склонность действовать, руководствуясь патриотической мотивацией. Менеджеры также показали хорошие патриотические познания и патриотические чувства, намерения же действовать соответствующим образом у них выражены недостаточно.

Анализ результатов по цвето-ассоциатив-ной методике (ЦАМ) показал, что эмоциональная окрашенность патриотического отношения у предпринимателей выше, чем у менеджеров - значимость обнаруженных различий на 0,1 % уровне.

По результатам данной методики нами были построены гистограммы, анализируя которые можно сказать следующее. Большая часть предпринимателей положительно эмоционально реагирует на понятия, связанные с патриотизмом. Менеджеры в целом также положительно эмоционально реагируют на патриотические понятия, но с меньшей частотой и интенсивностью, чем предприниматели.

Чтобы проследить, с какими ценностными, смысложизненными ориентациями и как именно связана патриотическая мотивация, обратимся к данным корреляционного анализа данных.

В группе предпринимателей шкалы патриотизма обнаружили достоверные связи со следующими личностными показателями. Общий показатель патриотизма положительно коррелирует с ценностями достижений в профессиональной сфере, материального благополучия в образовании, индивидуальности в общественной сфере. При этом значимая отрицательная связь обнаружена со шкалой «ценность индивидуальности в сфере образования». Это говорит о том, что чем важнее для предпринимателей стремление достигать конкретных и ощутимых результатов в своей профессиональной деятельности, чем более они нацелены на повышение уровня своего образования, чем более они стремятся выделяться в своих общественнополитических взглядах, тем осознаннее и важнее для них патриотическое поведение.

Когнитивный компонент патриотизма обнаружил наличие достоверных положи-

тельных корреляционных связей со следующими шкалами: процесс жизни, развитие себя в сфере увлечений, креативность в профессиональной и образовательной сферах, социальные контакты в сфере увлечений, достижения в общественной сфере и увлечениях, материальное благополучие в профессиональной жизни, индивидуальность в профессии. Это можно интерпретировать следующим образом. Если предприниматель воспринимает свою жизнь как интересный, наполненной смыслом процесс, обладает разносторонними интересами, стремится к творчеству в профессии, желает получать от своей работы не только материальное благо, но и возможность не быть похожим на других, тем чаще у него отмечается высокий уровень патриотических знаний и осознания необходимости соответствующего поведения. В то же время когнитивный компонент патриотизма отрицательно связан с общей осмысленностью жизни; ценностями развития себя в сфере образования, престижем в увлечениях, достижениями в области образования. То есть уровень патриотических представлений и знаний ниже у тех предпринимателей, для которых характерны невысокая осмысленность жизни; игнорирование образования как фактора, способствующего развитию себя, стремление опираться только на собственное мнение и игнорирование авторитетов; отрицательное отношение к моральным ценностям.

Эмоциональный компонент патриотизма положительно коррелирует с показателями: локуса контроля - жизнь; ценностями развития себя в сфере образования, духовным удовлетворением в семейных отношениях. Это говорит о том, что предприниматели, убежденные в способности самостоятельно контролировать свою жизнь, свободно принимать решения, заинтересованные в повышении уровня своего образования, стремящиеся к глубокому взаимопониманию со всеми членами семьи и духовной близости с ними, как правило, более положительно эмоционально реагируют на патриотические события. При этом отрицательные связи обнаружены со следующими шкалами: ценности престижа в общественной сфере, материального благополучия в семье, индивидуальности в сфере образования, что можно объяснить следующим образом. Предприниматели,

менее самостоятельные в общественнополитических суждениях, стремящиеся к собственному материальному достатку, старающиеся подчеркнуть уровень своего образования, менее эмоционально переживают по поводу событий, связанных с Родиной, страной.

Поведенческий компонент патриотизма положительно связан с ценностями: развитие себя в сфере образования, креативность в общественной жизни, достижения в профессиональной сфере, материальное благосостояние в образовании, индивидуальность в общественной сфере. Такие связи говорят о том, что предприниматели, заинтересованные в оценке себя как личности, стремящиеся внести разнообразие в свою общественную жизнь и достигать ощутимых результатов в своей деятельности, показывают более высокую патриотическую активность. Этот же компонент отрицательно коррелирует с показателями: цели в жизни, результат жизни, общая осмысленность жизни, престиж в сфере образования и семье, достижения в семье. Из этого следует, что у предпринимателей с низкой ответственностью за реализацию своих планов, живущих сегодняшним днем, гедонистов; заинтересованных в собственном престиже и благосостоянии семьи, активно поддерживающих выгодные для них межличностные отношения, чаще отмечается низкая патриотическая активность.

Результаты по методике ЦАМ также обнаружили наличие достоверных связей патриотизма с личностными характеристиками. Так, прослеживаются положительные связи с локусом контроля - жизнь, ценностью социальных контактов в профессиональной сфере. Эмоциональная окрашенность патриотического отношения выше у тех предпринимателей, которые способны самостоятельно контролировать свою жизнь, свободно принимать решения. Также они отличаются стремлением к установлению благоприятных взаимоотношений с коллегами, для них значимы все аспекты человеческих взаимоотношений, они дружелюбны, общительны, социально активны.

Следует отметить, что выше нами были проанализированы только те связи, которые оказались значимыми на уровне 1 % - ной ошибки.

Особенности развития патриотизма у предпринимателей и менеджеров дополня-

ются различиями в иерархии их ценностей. Это нашло отражение в результатах, полученных с помощью методики ОТеЦ (табл. 1).

Таблица 1

Предпочтение ценностей у предпринимателей и менеджеров

Предприниматели Менеджеры

Терминальные ценности

1. Достижения 1. Высокое материальное благосостояние

2. Индивидуальность 2. Престиж

3. Высокое материальное благосостояние 3. Активные социальные контакты

4. Духовное удовлетворение 4. Достижения

5. Престиж 5. Духовное удовлетворение

6. Активные социальные контакты 6. Индивидуальность

7. Развитие себя 7. Развитие себя

8. Креативность 8. Креативность.

Жизненные сферы

1. Профессия 1. Профессия

2. Общество 2. Семья

3. Семья 3. Образование

4. Увлечения 4. Общество

5. Образование 5. Увлечения

Наблюдающиеся отличия в ценностном отношении у предпринимателей и менеджеров, на наш взгляд, можно объяснить их зависимостью от социального статуса у первых и важностью для карьерного роста у вторых. Что касается сходства, то и те, и другие отдают много сил и времени своей работе, считая, что она является главным содержанием их жизни.

Таким образом, проведенное исследование позволило определить выраженность когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов патриотизма у предпринимателей и менеджеров. Степень их развития у предпринимателей оказалась в среднем выше, чем у менеджеров. При этом в обеих группах обнаружены значимые корреляции высоких показателей патриотизма с духовными ценностями и осмысленностью жизни. Стремление к умножению богатства для российских предпринимателей, вопреки расхожим представлениям об их алчности, жадности и т. п., не является главной конечной целью их деятельности. Глубокое понимание основных задач и целей общества влечет за собой целостное восприятие общества как

единого политического, культурного и социально-экономического пространства, воплощенного в понятии Родины. Существование и благополучие такого пространства передовые предприниматели рассматривают как условие для развития своего дела, а само предпринимательство - не только как возможность реализовать себя и обогатиться, но и как вклад в благополучие страны.

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» // Народное образование. 2001. № 7. С. 247.

2. Лутовинов В.И. // Церковно-общественный вестник. 2003. № 14. С. 29.

3. Ильин С. // Русский предприниматель: Аналитический журнал. 2004. № 12 (24). Режим доступа: http://www.ruspred.ru/arh/. Загл. с экрана.

4. Исаков А. Российский патриотизм сегодня [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rau.su/observer/No 7_2004/7_01.Ыт. Загл. с экрана.

5. Парачев А.М. Эмоциональная психология. Ч. I.

Цвето-ассоциативная процедура (ЦАМ)

[электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.diagnostika.spb.ru. Загл. с экрана.

6. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М., 2000.

7. Сенин И.Г. Опросник терминальных ценностей [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.azps@azps.ru. Загл. с экрана.

8. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / под ред. А.А. Бодалева. М.; Воронеж, 1998.

9. Левина Н.А. Типологические особенности развития чувства патриотизма у младших школьников: автореф. дис. ... канд. псих. наук. Тамбов, 2004.

Поступила в редакцию 25.01.2007 г.

ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ В КОНТЕКСТЕ СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ О.С. Яркина, М.В. Хватова

Yarkina O.S., Khvatova M.V. Medical workers’ life position in the context of the subject-object orientations. In the presented article it is shown that doctors with the experience of professional work more than

30 years show subject orientation and more active life position in comparison with doctors, whose experience of work makes less than 10 years. As for the latter they have object-oriented life position. The analysis of subject-object orientations of doctors allows predicting their personal development and professional health.

Взаимосвязь человека и мира, проблема понимания человеческого бытия в течение длительного времени является предметом неослабевающего внимания исследователей. Человек как субъект жизнедеятельности рассматривается в рамках различных психологических и философских подходов (П.А. Флоренский, А.А. Ухтомский, С.Л. Франк,

С.Л. Рубинштейн, М.М. Бахтин, В. Франкл, К.А. Абуль-ханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Д.А. Леонтьев, В.А. Петровский,

А.В. Брушлинский, Ф. Ницше, Э. Гуссерль, С. Кьеркегор, К. Ясперс, И. Ялом и др.).

Так, К.А. Абульханова-Славская за единицу анализа жизненного пути принимает три взаимосвязанных явления: жизненную

позицию (обобщенный ценностный способ жизни личности), жизненную линию (изменение жизненной позиции во времени жизни), смысл, или концепцию жизни (ценностный способ целеполагания) [1].

Под жизненной позицией личности понимают выбранный человеком способ своей собственной жизни, совокупность жизненных отношений, ценностей, идеалов и найденный характер их реализации, который обеспечивает становление человека и дальнейший ход его жизни. Одной из характерных черт жизненной позиции личности является готовность человека к изменению установок сознания, жизненным переменам, в том числе к акмеологическому проектирова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.